Эмоция или мысль: что первично?
Я задумалась на эту тему, поскольку заподозрила, что моё личное убеждение, основанное на собственных знаниях, полученных в различных медико-психолого-педагогических учебных заведениях и в процессе моей практической деятельности, саднит ощущением неточности.
Как ‘умнаямаша’, естественно, я решила освежить и углубить теоретические познания по этим темам, и обнаружила то, с чем часто встречалась и прежде в психологической нише гуманитарных знаний: тут нет единого и общепризнанного мнения.
Как говорила Тиа Дальма из х/ф «Пираты карибского моря»: «Версий много и все правдивы». Поэтому я отобрала три, на которых остановилась:
1. Мысль рождает эмоцию, — постулат когнитивной психотерапии Аарона Бэка. То есть первична мысль.
2. Мысль является частью мира эмоций. Так полагают служители религиозных конфессий, эзотерические гуру и парапсихологи. То есть мысль и эмоция это одно и то же.
3. Эмоция суть биохимическая продукция гипоталамуса в ответ на сигнал центра какой-либо потребности*, свойственная всем организмам, имеющим мозг, начиная с самых простых. И в этом случае, первична эмоция, потом — мысль.
Собственно, этой, третьей версии я и придерживалась в своей картине мира, пока не углубилась в этот вопрос.
Ну, а теперь рассмотрим аргументы сторонников всех трех версий.
Аарон Бэк считал: «Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». То есть не мир плох, а наши мысли о нём. Переформулирование иррациональных идей и негативных мыслей и является сутью когнитивной психотерапии. Схема такая:
Внешнее событие -> когнитивная система -> мысленная интерпретация -> реакция на событие (чувства/поведение).
На примере конкретной негативной ситуации клиента рассматриваются все этапы схемы, отыскивая, где он мог допустить ошибку. Чаще всего ошибки и искажения бывают на этапе ‘мысленная интерпретация’.
Современные учёные из области нейронауки полагают, что абсолютно вся информация, которую мы улавливаем через свои сенсорные каналы с рождения, запечатлевается в нейронных сетях мозга, даже если мы это и не осознаём. А благодаря открытию в 2000-х гг. default- системы мозга, которая занимается активной обработкой информации, когда человек бодрствует, но не контактирует с внешним миром и включает в себя центры памяти, — можно предположить, что мыслительный (когнитивный) процесс может проходить без значимого участия эмоций. Спасибо за прекрасный пример, подсказанный Игорю Синицыну: АI способен к креативному мышлению, а он начисто лишён эмоциональной составляющей.
МЫСЛЬ — РАЗНОВИДНОСТЬ ЭМОЦИЙ.
По мнению архимандрита Платона (Игумнова): «Святые отцы . разделяют все чувства на две категории – духовные и телесные. В терминологии святых отцов духовное чувство называется также внутренним или умным чувством, а телесные чувства называются внешними чувствами. Духовное чувство может находиться в антагонизме с внешними чувствами », — похоже на целостное представление об эмоциях и разуме (мыслительном процессе). Однако, далее читаем: » Человек, у которого возникла нежелательная эмоция, не ответственен за нее до тех пор, пока разум и воля не соглашаются с ней. Ответственность предполагается в том случае, когда разум одобряет эмоцию, а воля осуществляет ее свободное проявление», — возникает намёк на первичность эмоций.
Мнение Захарьи Мататьяу, раввина, специалиста в области философии иудаизма и религии: «Эмоциональность имеет дело с образами. Мышление также осуществляется образами, поэтому мысли относятся к миру эмоций. В самом разуме образов нет, поэтому он нам не виден. Причём, на первый взгляд не понятно, как мысли относятся к эмоциям, ведь это разные понятия. Однако мир эмоций очень разнообразен и в нём также есть разделение на высшее и низшее.»
«..с точки зрения Вед, можно сказать, что в начале всего духовная эмоция-мысль (они едины), они причина появления материальной мысли и эмоции» — пишет некто Дхаранидхара дас ( взято из сети). Вспомнилось ‘время-пространство’, когда я прочла это ‘эмоция-мысль’, почему-то.
В общем, про единство.
Здесь я целиком опираюсь на лекции доктора биологических наук Вячеслава Альбертовича Дубынина. Так, при поступлении сигнала (часто — болевого) в центр безопасности заднего гипоталамуса, мозг моментально оценивает ситуацию, чтобы запустить либо агрессивно-оборонительное поведение (эмоция агрессия, ярость, злость и т.п.), либо пассивно-оборонительное (продуцируется эмоция страх) . Так как основной девиз нейроных импульсов «Двигаться по пути наименьшего сопротивления!», ясно, что чаще мозг будет запускать программу пассивно-оборонительную, связанную с избеганием угрозы. (Ничего не напоминает, любезные мои невротики? — Постоянное чувство страха, тревоги и избегание проблем и их решения — непрерывный конвейер фабрики неврозов.
Но я отвлеклась.) То есть, в ситуации угрозы в гипоталамусе (часть глубинного, древнего мозга) моментально происходит некая химическая реакция, которая рождает у организма эмоцию: страх, агрессию или удовольствие. А вот, чтобы запустить ответное поведение, нейронам требуется связаться с различными зонами и отделами, отвечающими за сенсорные сигналы, собрать всю полезную информацию из имеющейся в опыте, связать воедино в ассоциативно-теменной коре, оценить прогнозы, и подтолкнуть организм к выполнению программы этих действий. Вот все эти мероприятия и сплетаются в цепочку, которую мы считаем своей мыслью, поскольку распознаем её в виде связи слов. (А наша речь — это вообще эксклюзивная фишка госпожи Эволюции).
Однако, такое развёртывание событий в мозге было бы слишком простым, если бы он не перепроверял сам себя. Создав программу действий, мозг отправляет её на проверку в командный пункт, — лимбическую систему, — где мысль получает новую эмоциональную окраску, так как именно там источник производства гормонов, нейромедиаторов и прочей биохимии, делающей нашу жизнь такой яркой, сочной и интересной.
Источник
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
- Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
- Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Источник