Мышечно суставное чувство это

Чувство мышечно-суставное

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Чувство мышечно-суставное» в других словарях:

чувство мышечно-суставное — см. Кинестезия … Большой медицинский словарь

Чувство позы — См. Чувство мышечно суставное … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Чувство положения — См. Чувство мышечно суставное … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

кинестезия — (кин + греч. aisthesis ощущение, чувство; син.: чувство мышечное, чувство мышечно суставное) ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, основанное на сигналах, поступающих от проприорецепторов … Большой медицинский словарь

Кинестези́я — (Кин + греч. aisthēsis ощущение, чувство; син.: чувство мышечное, чувство мышечно суставное) ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, основанное на сигналах, поступающих от проприорецепторов … Медицинская энциклопедия

Кинестезия — (греч. kinesis – движение, aisthesis – ощущение, чувство). Восприятие положения и перемещения в пространстве тела и его частей, направления и объема движений в различных положениях, сопротивления и тяжести предметов окружающей обстановки.… … Толковый словарь психиатрических терминов

ЧОКРАКСКОЕ ОЗЕРО — ЧОКРАКСКОЕ ОЗЕРО, комплекс, в к рый входят: курорт, грязевое озеро, минеральные источники, а в будущем вероятно и морское побережье. В последнее время использовалось только озеро. Ч. о. расположено в 14 км к с. з. от г. Керчи, принадлежит к… … Большая медицинская энциклопедия

Чувствительность — I Чувствительность (sensibilitas) способность организма воспринимать различные раздражения, исходящие из внешней и внутренней среды, и реагировать на них. В основе Ч. лежат процессы рецепции, биологическое значение которых заключается в… … Медицинская энциклопедия

СПИНЕЛЛИ — (Pier Giuseppe Spinelli, 1862 1929), видный итальянский гинеколог, блестящий хирург, один из пионеров оперативной гинекологии, б. ассистент известного Морисани. Медицинское образование Сгошелли получил спинной мозг в Неаполе, где с 1900 г. и до… … Большая медицинская энциклопедия

БАТИЭСТЕЗИЯ — (от греч. bathos глубина и aisthesis ощущение), глубокая чувствительность, чувствительность глубоких тканей и органов ощущения, вызываемые раздражениями, идущими от глубоких органов (фасции, мышцы, связки, кости и пр.). Виды ее: чувство давления… … Большая медицинская энциклопедия

Источник

ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

«Правильная осанка — ключ к здоровью!»

Мы с детства слышим эти слова, но, увы, не придаем им должного значения. Начиная уже с детского сада, под воздействием стиля и уклада жизни осанка изменяется. С увеличением «школьного стажа» дефекты осанки становятся причиной возникновения болезней суставов и позвоночника во взрослой жизни.

Факторы, влияющие на развитие нарушений осанки:

  • Анатомо-конституциональные особенности строения позвоночника
  • Недостаточная двигательная активность
  • Слабое физическое развитие
  • Нерациональное питание
  • Дефекты зрения
  • Неправильно организованное рабочее место.

Ортопедический режим заключается в следующем:

  1. Выработка мышечно-суставного чувства.
  2. Снижение статистической и чрезмерно динамической нагрузки на позвоночник.
  3. Мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
  4. Здоровый режим дня.
  5. Разгрузочный час в середине дня.
  6. Запрещение занятий спортом с поднятием тяжестей, ассиметричной нагрузкой, чрезмерной подвижностью позвоночника.

Самоконтроль за осанкой, выработка мышечно-суставного чувства

Какой из органов чувств у человека отвечает за его ориентированность в пространстве? Это мышечно-суставное чувство, или проприорецепция. Как и любой другой орган чувств его можно тренировать:

  • проверка осанки у вертикальной опоры по 5 точкам касания (затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки)
  • упражнение «Зеркало» — активная коррекция перед зеркалом за счет зрительного контроля (выравнивание надплечий, треугольников талии, лопаток и т.д.
  • тренировка равновесия и вестибулярного аппарата ( удержание различных предметов на голове, упражнения с использованием нестабильных опор — фитболы, полусферы, баланс — подушки, баланс — борды, упражнения на широкой и узкой площади опоры гимнастической скамейки).
Читайте также:  Стресс формула 600 инструкция по применению

Соблюдение принципов эргономики при организации рабочего места

В современном мире самая распространенная поза для учебы, работы и отдыха – сидячая. Но, с биомеханической точки зрения, самая «нефизиологическая». Чтобы «сидячая» работа не наносила вред осанке, нужно использовать принципы эргономики- науки, позволяющей создавать условия для здорового и эффективного труда.

  • Регулируемая высота стула :
    — высота стула должна быть такова, чтобы было три точки опоры – ягодицы и две ступни;
    — для ребенка можно использовать специальную подставку для упора ног.
  • Высота стола.
    Для правильного подбора высоты стола нужно сесть с выпрямленным туловищем, поставить руки локтями на стол, предплечья и кисти – вертикально, третий палец должен доставать до наружного угла глаза. Оптимальное расстояние от тетради до глаз 30-35 см, при письме тетрадь кладется под углом 30 градусов. Расстояние между грудью и столом 1,5- 2 см, чтобы не сдавливать грудную клетку, не затруднять дыхание.
  • Работа за компьютером.

В соответствии с требованиями СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников I-IV классов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут, для учеников V-VII классов – 20 минут, для учеников VIII-IX классов – 25 минут, для старшеклассников X-XI классов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут. Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для обучающихся II-V классов – не более 60 минут;для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут. Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.

Сохранить здоровье глаз помогут правила, которых стоит придерживаться во время работы за компьютером:

  • чаще переводить взгляд на удаленный объект;
  • правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране;
  • работать при надлежащей освещенности помещения, не работать в темноте;
  • моргать каждые 3-5 секунд;
  • выбрать правильное расстояние (не менее 50 см) до монитора;
  • по возможности сокращать время работы за компьютером;
  • делать 2-3-минутные перерывы при работе за компьютером.
  • правильное расположение клавиатуры компьютера (использование выдвижной столешницы, верхний край монитора должен располагаться на уровне глаз, расстояние до монитора 45-60 см).
  • «Умный стул».

Для поддержания осанки в положении «сидя» важно сохранить поясничный лордоз. Это достигается изменением угла наклона сидения на 8-10 градусов вперед. В таком положении корпус тела как бы «соскальзывает», приходится опираться ногами о землю. Решить эту проблему можно, используя различные подкладные подушечки клиновидной формы. Такую подушечку можно положить на любое сидение, превратив его в «умный стул». Народные «умельцы» советуют самим смастерить «умный табурет» в домашних условиях, укоротив передние ножки на 4-5 см или подставив под задние необходимой высоты стопку подручных средств. Спина и ягодицы должны доставать до спинки стула. Конфигурация спинки стула должна повторять изгиб поясницы. Если спинка стула прямая, можно для поддержания поясничного отдела прикрепить специальный полужесткий валик.

  • Разгрузка позвоночника.
Читайте также:  Детективы женщина без чувства юмора

При длительном сидении в одной позе наступает утомление мышц спины, поэтому младшим школьникам нужны физкультурные паузы через каждые 15-20 минут, старшеклассникам через 40-45 минут. В перерывах желательно походить, выполнить несколько упражнений, расправляющих грудную клетку, два-три дыхательных упражнения.

При приготовлении устных домашних заданий можно использовать два варианта разгрузочных положений:

  • а) стоя на стуле на коленях с опорой на стол локтями и предплечьями;
  • б) лежа на животе с клиновидной подставкой под грудью или с валиком под подбородком.

В обоих вариантах расстояние от глаз до книги 30-35 см. Источник света должен обеспечивать оптимальное освещение. Плоскость книги на подставке должна быть перпендикулярно углу зрения. Дети с искривлением позвоночника должны научиться быстро и качественно выполнять домашние задания, а не сидеть часами за учебниками.

  • Исключить вредные привычки.

Нельзя сидеть нога на ногу, подворачивать одну ногу под себя, сидеть боком к столу, свешивать нерабочую руку, читать лежа на боку, стоять с переносом центра тяжести на одну ногу.

Правила ношения рюкзака

  • Рюкзак должен соответствовать росту ребенка.
  • Рюкзак должен быть удобным и качественным, с мягкими подкладками на лямках и в области спинки.
  • Максимальный вес снаряженного рюкзака не должен превышать 15% веса ребенка.
  • Надевать рюкзак нужно, используя правила подъема грузов: присесть, согнув колени, поднять рюкзак с прямой спиной за счет разгибания коленей. Затем одеть одну лямку, потом другую.
  • Не следует носить рюкзак на одном плече или чрезмерно наклоняться вперед.
  • Лямки рюкзака должны быть умеренно затянуты.
  • Заполнять рюкзак только необходимыми вещами.

Здоровый режим дня

Здоровый режим дня включает в себя:

  • Чередование учебы, отдыха дома и отдыха на свежем воздухе, вечерние прогулки перед сном.
  • Здоровый сон. Постель должна быть умеренно жесткой, подушка плоской для сохранения нормальных физиологических изгибов позвоночника. Для детей со сколиозом рекомендуется использование специальных ортопедических матрацев и подушек. Длина кровати- на 20-25 см больше роста ребенка. Рекомендуется спать на спине, на правом боку, а не на животе или свернувшись калачиком.

Физкультура и спорт

Главным средством профилактики дефектов осанки является всестороннее физическое развитие. Утро должно начинаться с утренней зарядки. На уроках физкультуры необходимо вводить элементы коррекции осанки, а также использовать физические упражнения на равновесие, координацию, а также упражнения, развивающие ловкость и ориентированность в пространстве. Из элементов спорта рекомендуются лыжные прогулки по ровной местности, элементы волейбола, элементы баскетбола, плавание. Дети с нарушениями осанки занимаются по общей программе физического воспитания, имеющие сколиозы I степени должны освобождаться от прыжков, соскоков, метания гранаты, упражнений с отягощениями. При деформациях II- III степени дети относятся к спецмедгруппе, занимаются корригирующей гимнастикой в кабинете ЛФК.

Физические нагрузки даются с учетом локализации патологических изменений. Из-за опасности травм связочного аппарата шейного отдела, возникновения нестабильности не рекомендуются упражнения с чрезмерным сгибанием головы, кувырки, группировки, стойки на голове и лопатках.

Читайте также:  Чувство что дышишь не воздухом

При локализации патологии в грудном и грудопоясничных отделах не показаны наклоны с круглой спиной, седы согнувшись, «мосты». Чрезмерное поднимание прямых ног лежа на животе, может привести к увеличению поясничного лордоза. При подъеме туловища из положения лежа на спине для уменьшения нагрузки на межпозвонковые диски нужно акцентировать внимание на работе мышц живота.

Не рекомендуется

При нарушениях, связанных с повышенной подвижностью позвоночника, не рекомендуются занятия акробатикой, художественной гимнастикой, латиноамериканскими танцами, при сутулости – бокс, баскетбол, велосипед. При плоской спине, нарушениях во фронтальной плоскости – виды спорта с односторонне нагрузкой на мышцы спины и плечевого пояса (каноэ, фехтование, теннис). Силовые виды спорта, единоборства, мотоспорт, прыжки- являются травмоопасными, вызывают сотрясение, компрессию позвоночника, увеличивают статическую нагрузку.

Выбор спортивной секции решается индивидуально, должен быть согласован с врачом — ортопедом.

Несколько слов о корсете

  • Следует знать, что корсет не держит туловище, а заставляет позвоночник принимать правильное физиологическое положение, т.е. дисциплинирует осанку. Вопрос о необходимости ношения корсета решается врачом-ортопедом.

В статье использованы материалы
из книги «Система «живая осанка» автор-
к.м.н., вертебролог, спинальный
нейрохирург И. Борщенко.

Источник

Мышечно суставное чувство это

Мышечно-суставная чувствительность является, конечно, ведущей и основной в преобладающем большинстве случаев управления движениями. Вся совокупность органов этого вида чувствительности называется в физиологии проприоцептивною системой (Проприоцептивная чувствительность в переводе значит «сама себя воспринимающая» — чувствительность собственного тела.)

Чувствительные окончания органов проприоцептивной системы рассеяны повсеместно в составе мышечных пучков, в сухожилиях и суставных сумках. Эти окончания (как их называют, рецепторы, т. е. «восприниматели», «приемники») сигнализируют мозгу о положениях звеньев тела, о суставных углах, о напряжениях в тех или других мышцах и т. д.

Вся эта система возглавляется органом, воспринимающим положения и движения головы в пространстве — верховным органом чувства равновесия, так называемым вестибулярным аппаратом или ушным лабиринтом, помещающимся в глубинах височной кости черепа (во «внутреннем ухе» каждой стороны). Вся сигнализация этой системы в совокупности дает мозгу исчерпывающие сведения как о положении всего тела в пространстве, так и о положениях и движениях каждой из его частей. Вполне понятно, что именно проприоцептивная система играет первую скрипку в деле сенсорных коррекций и что ее выключение (например, у описывавшихся выше больных-табетиков) ведет к наиболее тяжелым и трудно возместимым расстройствам координации движений.

Как можно убедиться из приводившихся примеров, описанная сейчас проприоцептивная чувствительная система отнюдь не единственная, несущая нагрузку управления сенсорными коррекциями. Наоборот, нет такого вида чувствительности (не исключая, может быть, даже и уединенного и безвыходного жителя рта — чувства вкуса), который не оказывался бы в тех или других случаях и типах движений нагруженным «проприоцептивной» службой. Центральная нервная система исходит только из целесообразности: если такие-то виды коррекций, наиболее подходящие по качеству для управления данным движением или его частью, имеются в числе средств и возможностей такого-то органа чувств, она немедленно мобилизует этот орган для сенсорных коррекций по этому движению. Таким образом, все виды чувствительности бывают (в различных случаях и в большей или меньшей мере) в роли проприоцепторов в широком или функциональном смысле этого слова.

Источник

Оцените статью