Конспект по познавательному развитию «Как услышить и увидить воздух!
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
развитие интереса к исследовательской и познаваттельской деятельности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vozduh.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42
Кировского района Санкт-Петербург
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
(ребенок и окружающий мир)
«Как увидеть и услышать воздух»
(для детей старшей группы)
Воспитатель: Чернощек Наталья Валентиновна
Цель : формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи : способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Предшествующая работа: Беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстрации; наблюдения на прогулке за ветром.
Материалы: воздушный шар, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, ½ альбомный лист по количеству детей, простые карандаши
Дети сидят полукругом на стульчиках
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: послушайте и отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем!
воспитатель — Правильно, это воздух . О нем и пойдет речь на нашем занятии .
Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нашей группе. На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Незнайки. Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они ничего не знают о воздухе. Помогите разобраться! Ваш Незнайка.
Воспитатель: ну что поможем?
В: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас ?
Дети : Нет, не видим.
Воспитатель : Раз мы его не видим, значит, какой воздух ?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Что еще бывает прозрачным?
Дети: вода, окно, лед, аквариум, стакан, озеро
Воспитатель : Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть ! Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ?
Воспитатель : предлагает детям превратиться в волшебников и самим проделать опыт.
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
В: правильно
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты
Начало путешествия . (Дети встаю, берутся за руки идут по кругу)
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся.
(Из маленького круга делают большой)
Ждет волшебная страна. ( кружатся, шагают на месте)
Надо нам попасть туда
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (Дети садятся)
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Дети садятся за столы, где лежат на каждого пакет полиэтиленовый.
Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его . Пакет полон воздуха , он стал выпуклым, твёрдым, упругим, похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети : В нём нет воздуха .
Воспитатель : Ребята, какой мы можем сделать вывод : воздух прозрачный , чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Воспитатель: Но, мы не только можем его поймать, но и почувствовать, пусть он и невидимый.
Опыт№2» : Давайте помашем ладошкой в лицо.
Воспитатель — Что вы чувствуете?
Дети : Чувствуем, как воздух движется .
Воздух мы можем почувствовать.
В : а воздух интересно вкусный ?
Воспитатель : А давайте попробуем.
Вдохните ртом воздух . Попробуйте, какого вкуса воздух ?
В: Вдохните носом воздух . Какого он запаха? (Без запаха) . Чистый воздух не имеет цвета , запаха, вкуса.
Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.
В: берет тряпочку , которая пропитана духами и размахивает
В: Что вы чувствуете?
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В:. Молодцы.
Вывод: воздух переносит запахи.
-А теперь давайте мы с вами немножко отдохнем. Вставайте около стульчиков. Давайте вспомним слова и движения физкультминутки, которая называется «Дует ветер нам в лицо»(соотносим слова с движениями) .
Дует ветер нам в лицо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!
-Хорошо, ребята, молодцы.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 5 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер . Мы с вами наблюдали на улице когда качаются деревья — их заставляет ветер
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Воспитатель : Ребята, давайте подведем итог нашему занятию, и вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Воспитатель : Что ещё мы делали?
Дети: проводили опыты
Показывает схему зарисовку опытов
Воспитатель: Давайте вспомним опыт№1
Воспитатель: Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам взять и зарисовать свои наблюдения
Рисуют пакет с воздухом.
В: Воздух можно почувствовать?
Д: да, рисуют качающиеся деревья или ладошку по желанию
В: может, переносит запахи?
В: зарисовывают духи…
В: Воздух можно услышать?
Зарисовывают шарик или по желанию детей
Воспитатель: Он-невидимка. Он повсюду: вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем. Без воздуха нам не прожить даже 5 минут. Он нужен для дыхания людям, животным и растениям.
Воспитатель : Молодцы, ребята, хорошо сегодня поработали. Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости»на тему: «Как увидеть воздух». Подготовил: воспитатель МБУ СОШ № 89 СП детски.
Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Дать детям знания о понятии «воздух», с использованием моделирования, опытов.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
конспект НОД по экспериментированию.
Эксперименты и опыты с воздухом, изучение свойств воздуха.
Источник
Интегрированное занятие «Наш воздух»
Надежда Чушенкова
Интегрированное занятие «Наш воздух»
Образовательная область: познавательное развитие, речевая, со-циально-коммуникативная.
Вид деятельности: непосредственно образовательная.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Тема: Удивительные свойства воздуха.
Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, легкость, невидимость. Роль его в жизни человека, растений, животных.
Образовательные задачи: закреплять знания детей о роли воздуха через опыты. Развивать способности, устанавливать причинно-следственные действия на основе элементарного и делать выводы, умозаключения, анализировать.
Развивающие: развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные: воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа: проведение серий занятий о воздухе, эле-ментарные опыты с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдение, экскурсий, рисования на тему как используют воздух, заучивание стихов, чтение сказок.
Словарная работа: активизировать словарь детей, новое слово «атмосферное давление».
Материалы и оборудование: стакан, миска с водой, листы бумаги, картон, веер, полиэтиленовые пакеты, камень, пуговица, булавка, мыльные пузыри.
Ход занятия.
Вос-ль: Здравствуйте, ребята! Что вы видите у меня в руках?
Вос-ль: Правильно! Посмотрите пожалуйста, какие цвета вы на нем видите?
Дети: Синий, зеленый, желтый, коричневый.
Вос-ль: Как вы думаете, что изображено желтым, зеленым, коричне-вым, синим?
Ответы детей: Равнины, пустыни, горы, моря, леса.
Вос-ль:Посмотрите какие огромные участки синего цвета на глобусе. Как вы думаете, что это?
Дети: Моря, океаны.
Вос-ль: Сколько океанов омывает сушу?
Вос-ль: Назовите их пожалуйста.
Дети: Северный ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океа-ны.
Вос-ль: Кто живет в океане?
Дети: рыбы, киты, дельфины.
Вос-ль: Все кого мы назвали живут в океане. А где живут люди?
Дети: Люди живут на земле, на суше.
Вос-ль: А я хочу рассказать вам одну тайну. Мы тоже с вами живем на дне океана — Пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы). Давайте в этом сейчас убедимся. Эксперимент дождик в стакане. Что это?
Вос-ль: В стакане что-то есть?
Дети: Ничего нет, стакан пустой.
Вос-ль: Вы уверены в правильности ответа? Может есть другие предложения?
Дети: В стакане воздух.
Вос-ль: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный оке-ан — именно так называется Пятый океан в котором мы живем. Как вы ду-маете у воздуха есть секреты?
Вос-ль: Давайте проверим правда это или нет. (Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой): что произойдет если стакан перевернуть?
Дети: Вода выльется.
Вос-ль:Давайте проверим. (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана когда под ним лист бумаги?
Дети: На лист давит воздух. Лист прижимается к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. атмосферное давление не позволяет вытекать воде.
Вос-ль: А что такое воздух.
Дети:Это то чем дышат люди, растения, животные.
Вос-ль: Давайте посмотрим внимательно вокруг, скажите есть ли в комнате воздух? Я воздуха не вижу. А вы видите?
Дети: Нет, не видим. Он невидимый и прозрачный.
Вос-ль: Давайте попробуем доказать что воздух есть, но мы его не видим. Сейчас поиграет с ним.
Дети: Как это сделать? Ведь он невидим, поймать его нельзя.
Вос-ль:Давайте проверим (На столе лежат различные предметы: веер, лист бумаги, картон. Каждый ребенок выбирает отдельный предмет). А ты Яша почему ничего не выбрал? Как ты почувствуешь воздух?
Дети: Подуть, помахать рукой, веером, листом бумаги и т. д.
Вывод:Создавая колебания воздуха мы приводим его в движение, ко-торое ощущаем. А как называется движение воздуха?
Вос-ль: Вот мы увидели воздух и смогли его почувствовать, но и на этом наши чудеса не заканчиваются. Теперь я вам предлагаю поймать воздух. (Каждому ребенку предлагают полиэтиленовый пакет, дети его рассматривают и определяют что там внутри — пакет плоский, пустой). Попробуйте с помощью этого пакета поймать воздух. Как это можно сделать?
Дети: Надуть пакет, или побегать держа его раскрытым в руке.
Дети выполняют опыт.
Вос-ль: Что мы чувствуем когда сжимаем закрытый пакет с воздухом?
Дети: Он упругий как мяч. Как воздушный шар.
Вывод: Значит воздух упругий.
Вос-ль: а как вы думаете нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Вос-ль: Давайте с вами почувствуем как воздух наполняет легкие. Встаньте пожалуйста, положите руку на грудь, делаем глубокий вдох. По-чувствовали как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе? (Повторить несколько раз).
Вывод: Еще секрет воздуха — воздух необходим для дыхания.
Вос-ль: Кому еще нужен воздух?
Дети: Воздух нужен всем.
Вос-ль: Ветер помогает растениям, сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей земле. Воздух это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.
Ветер дуем мне в лицо,
Ветерок все тише-тише.
Деревцо все выше-выше.
(Дети выполняют движения согласно тексту).
Опыт «Воздух легче воды».
Воспитатель показывает по очереди предметы (камень, гвоздь, пуговица и т. д., спрашивает есть ли в этих предметах воздух. Выслушивает ответы детей. Потом предлагает смотреть в банку с водой. Воспитатель бросает в банку с водой один предмет, дети наблюдают пока он опустится на дно. Затем бросает другой предмет и предлагает наблюдать.
Вос-ль: Что вы видели?
Дети: предмет тонет, падает на дно. При этом выходят маленькие пу-зырьки, которые поднимаются наверх.
Вос-ль: Что за пузырьки поднимаются на поверхность воды?
Дети: Пузырьки — это воздух.
Вос-ль: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки?
Дети: Камень падал вниз потому что он тяжелый. Он тяжелее воды, он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх потому что воздух легкий, легче воды. Он поднимается вверх и выходит из нее.
Вывод: Следующий секрет воздуха — воздух легче воды.
Наблюдение: чем пахнет воздух?
Вос-ль: Ребята, сделайте носом вдох-выдох, вдох-выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет. Воздух не имеет запаха.
(Воспитатель подготавливает пахучие вещества: апельсин, яблоко, лук, чеснок, лимон, ветки сосны. Раскладывает их в разные баночки).
Вос-ль: Сейчас мы с вами поиграем «Угадай по запаху что это такое?» (Завяжем глаза и подносим баночку с апельсином, яблоком, луком, чесноком, лимоном, веткой сосны). Ребенок должен ответить что в баночке.
Вос-ль: Ребята, какие загадки про воздух вы знаете?
— Без рук, без ног, а ворота открывает.
— Ветки ломает, пыль поднимает. Слышишь его, а не видишь.
— Бежал по тропинке луговой, кивали маки головой. Бежал по речке голубой, речка сделалась рябой.
Вос-ль: А теперь давайте вспомним что сегодня мы узнали о воздухе.
(Ответы детей). Сейчас ребята послушайте стихи С. Маршака «Мыльные пузыри».
Дети читают стихи.
В стаканчик набери —
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку — и вот,
Сияя гладкой пленкой,
Выходит нежный, тонкий,
Горит, как хвост павлиний.
Каких цветом в нем нет!
Лиловый, красный, синий,
Зеленый, желтый, цвет.
Взлетает шар надутый,
Внутри его как будто
Огнями на просторе
Играет легкий шар.
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.
Он воздухом надутый,
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
Вос-ль: Про эти секреты вы можете рассказать друзьям, родителям, товарищам.
(Воспитатель раздает мыльные пузыри. Игры с мыльными пузырями).
Экологическое воспитание дошкольников. Дидактическая игра «Дерево «Времена года» Дерево было изготовлено зимой. -2 мл группа Цель: Знакомство детей с явлениями природы. Задачи: учить детей рассматривать и рассказывать.
Календарно-тематическое планирование на неделю (старшая группа) Старшая группа. Организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность воспитателя и детей.
Источник