Мы чувствовали над собой тяжелые тучи чувствовали их желание грамматическая основа

Антон Чехов
«В МОРЕ»

«В МОРЕ»

Видны были только тускнеющие огни оставленной гавани да черное, как тушь, небо. Дул холодный, сырой ветер. Мы чувствовали над собой тяжелые тучи, чувствовали их желание разразиться дождем, и нам было душно, несмотря на ветер и холод.

Мы, матросы, столпившись у себя в кубрике, бросали жеребий. Раздавался громкий, пьяный смех нашей братии, слышались прибаутки, кто-то для потехи пел петухом.

Мелкая дрожь пробегала у меня от затылка до самых пят, точно в моем затылке была дыра, из которой сыпалась вниз по голому телу мелкая холодная дробь. Дрожал я и от холода и от других причин, о которых хочу здесь рассказать.

Человек, по моему мнению, вообще гадок, а матрос, признаться, бывает иногда гаже всего на свете, гаже самого скверного животного, которое все-таки имеет оправдание, так как подчиняется инстинкту. Может быть, я и ошибаюсь, так как жизни не знаю, но мне кажется, все-таки у матроса больше поводов ненавидеть и бранить себя, чем у кого-либо другого. Человеку, который каждую минуту может сорваться с мачты, скрыться навсегда под волной, который знает бога, только когда утопает или летит вниз головой, нет нужды ни до чего, и ничего ему на суше не жаль. Мы пьем много водки, мы развратничаем, потому что не знаем, кому и для чего нужна в море добродетель.

Но буду, однако, продолжать.

Мы бросали жеребий. Нас всех, не занятых, отбывших свою вахту, было двадцать два. Из этого числа только двоим могло выпасть на долю счастье насладиться редким спектаклем. Дело в том, что «каюта для новобрачных», которая была у нас на пароходе, в описываемую ночь имела пассажиров, а в стенах этой каюты было только два отверстия, которыми мы могли распорядиться. Одно отверстие выпилил я сам тонкой пилкой, пробуравив предварительно стену штопором, другое же вырезал ножом один мой товарищ, и оба мы работали больше недели.

— Одно отверстие досталось тебе!

— Кому? Указали на меня.

Мой отец, старый, горбатый матрос, с лицом, похожим на печеное яблоко, подошел ко мне и хлопнул меня по плечу.

— Сегодня, мальчишка, мы с тобой счастливы, — сказал он мне. — Слышишь, мальчишка? Счастье в одно время выпало тебе и мне. Это что-нибудь да значит.

Он нетерпеливо спросил, который час. Было только одиннадцать.

Я вышел из кубрика, закурил трубку и стал глядеть на море. Было темно, но, надо полагать, и в глазах моих отражалось то, что происходило в душе, так как на черном фоне ночи я различал образы, я видел то, чего так недоставало в моей тогда еще молодой, но уже сгубленной жизни.

В двенадцать я прошелся мимо общей каюты и заглянул в дверь. Новобрачный, молодой пастор с красивой белокурой головой, сидел за столом и держал в руках Евангелие. Он объяснял что-то высокой, худой англичанке. Новобрачная, молодая, стройная, очень красивая, сидела рядом с мужем и не отрывала своих голубых глаз от его белокурой головы. По каюте из угла в угол ходил банкир, высокий, полный старик-англичанин с рыжим отталкивающим лицом. Это был муж пожилой дамы, с которой беседовал новобрачный.

«Пасторы имеют привычку беседовать по целым часам! — подумал я. — Он не кончит до утра!»

В час подошел ко мне отец и, дернув меня за рукав, сказал:

— Пора! Они вышли из общей каюты.

Я мигом слетел вниз по крутой лестнице и направился к знакомой стене. Между этой стеной и стеной корабля был промежуток, полный сажи, воды, крыс. Скоро я услышал тяжелые шаги старика-отца. Он спотыкался о кули, ящики с керосином и бранился.

Я нащупал свое отверстие и вынул из него четырехугольный кусок дерева, который я так долго выпиливал. И я увидел тонкую, прозрачную кисею, сквозь которую пробивался ко мне мягкий, розовый свет. И вместе со светом до моего горячего лица коснулся удушающий, в высшей степени приятный запах; это был, должно быть, запах аристократической спальной. Чтобы увидеть спальную, нужно было раздвинуть кисею двумя пальцами, что я и поспешил сделать.

Я увидел бронзу, бархат, кружева. И всё было залито розовым светом. В полутора саженях от моего лица стояла кровать.

— Пусти меня к твоему отверстию, — сказал отец, нетерпеливо толкая меня в бок. — В твое лучше видно! Я молчал.

— У тебя, мальчишка, глаза сильнее моих, и для тебя решительно всё равно, глядеть издали или вблизи!

— Тише! — сказал я. — Не шуми, нас могут услышать!

Новобрачная сидела на краю кровати, свесив свои маленькие ноги на мех. Она глядела в землю. Перед ней стоял ее муж, молодой пастор. Он говорил ей что-то, а что именно — не знаю. Шум парохода мешал мне слышать. Пастор говорил горячо, жестикулируя, сверкая глазами. Она слушала и отрицательно качала головой.

— Чёррт, меня укусила крыса! — проворчал отец.

Я плотнее прижал грудь к стене, как бы боясь, чтобы не выскочило сердце. Голова моя горела.

Говорили новобрачные долго. Пастор, наконец, опустился на колени и, протягивая к ней руки, стал ее умолять. Она отрицательно покачала головой. Тогда он вскочил и заходил по каюте. По выражению его лица и по движению рук я догадался, что он угрожал.

Его молодая жена поднялась, медленно пошла к стене, где я стоял, и остановилась у самого моего отверстия. Она стояла неподвижно и думала, а я пожирал глазами ее лицо. Мне казалось, что она страдает, что она борется с собой, колеблется, и в то же время черты ее выражали гнев. Я ничего не понимал.

Вероятно, минут пять мы простояли так лицом к лицу, потом она отошла и, остановившись среди каюты, кивнула своему пастору — в знак согласия, должно быть. Тот радостно улыбнулся, поцеловал у нее руку и вышел из спальной.

Через три минуты дверь отворилась и в спальную вошел пастор, а вслед за ним высокий, полный англичанин, о котором я говорил выше. Англичанин подошел к кровати и спросил о чем-то у красавицы. Та, бледная, не глядя на него, утвердительно кивнула головой.

Англичанин-банкир вынул из кармана какую-то пачку, быть может, пачку банковых билетов, и подал пастору. Тот осмотрел, сосчитал и с поклоном вышел. Старик-англичанин запер за ним дверь.

Я отскочил от стены, как ужаленный. Я испугался. Мне показалось, что ветер разорвал наш пароход на части, что мы идем ко дну.

Старик-отец, этот пьяный, развратный человек, взял меня за руку и сказал:

— Выйдем отсюда! Ты не должен этого видеть! Ты еще мальчик.

Он едва стоял на ногах. Я вынес его по крутой, извилистой лестнице наверх, где уже шел настоящий осенний дождь.

Читайте также:  Моя мать внушает мне чувство вины

Антон Чехов — В МОРЕ, читать текст

См. также Чехов Антон — Проза (рассказы, поэмы, романы . ) :

В МОСКВЕ
Я московский Гамлет. Да. Я в Москве хожу по домам, по театрам, рестор.

В МОСКВЕ НА ТРУБНОЙ ПЛОЩАДИ
Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Тр.

Источник

Мы чувствовали над собой тяжелые тучи чувствовали их желание грамматическая основа

Читала давно, начала вновь и вспомнила этот роман. немного сумбурный роман. Не люблю, когда не слушают. >>>>>

Жизнь в подарок

Первая книга которую не до читала >>>>>

Герой светской хроники

А, это и есть часть про младшего. То он Ной, потом Ноа, теперь Нейл. Получше, чем часть про сестру. Она у них. >>>>>

Аптекарь, его сестра и ее любовник

Хорошая книга, захватывает. Советую почитать. >>>>>

Надежные мужские объятия

Про Мэтта было гораздо интересней. >>>>>

Антон Павлович Чехов

Полное собрание сочинений в тридцати томах

Том 2. Рассказы, юморески 1883-1884

А.П. Чехов. Москва, 1883 г.

Вечер. По улице идет пестрая толпа, состоящая из пьяных тулупов и кацавеек. Смех, говор и приплясыванье. Впереди толпы прыгает маленький солдатик в старой шинелишке и с шапкой набекрень.

Навстречу толпе идет «унтер».

— Ты отчего же мне чести не отдаешь? — набрасывается унтер на маленького солдатика. — А? Почему? Постой! Который ты это? Зачем?

— Миленький, да ведь мы ряженые! — говорит бабьим голосом солдатик, и толпа вместе с унтером закатывается громким смехом…

В ложе сидит красивая полная барыня; лета ее определить трудно, но она еще молода и долго еще будет молодой… Одета она роскошно. На белых руках ее по массивному браслету, на груди бриллиантовая брошь. Около нее лежит тысячная шубка. В коридоре ожидает ее лакей с галунами, а на улице пара вороных и сани с медвежьей полостью… Сытое красивое лицо и обстановка говорят: «Я счастлива и богата». Но не верьте, читатель!

«Я ряженая, — думает она. — Завтра или послезавтра барон сойдется с Nadine и снимет с меня всё это…»

За карточным столом сидит толстяк во фраке, с трехэтажным подбородком и белыми руками. Около его рук куча денег. Он проигрывает, но не унывает. Напротив, он улыбается. Ему ведь ничего не стоит проиграть тысячу, другую. В столовой несколько слуг приготовляют для него устриц, шампанское и фазанов. Он любит хорошо поужинать. После ужина он поедет в карете к ней. Она ждет его. Не правда ли, ему хорошо живется? Он счастлив! Но посмотрите, какая чепуха шевелится в его ожиревших мозгах!

«Я ряженый. Наедет ревизия, и все узнают, что я только ряженый. »

На суде адвокат защищает подсудимую… Это хорошенькая женщина с донельзя печальным лицом, невинная! Видит бог, что она невинна! Глаза адвоката горят, щеки его пылают, в голосе слышны слезы… Он страдает за подсудимую, и если ее обвинят, он умрет с горя. Публика слушает его, замирает от наслаждения и боится, чтоб он не кончил. «Он поэт», — шепчут слушатели. Но он только нарядился поэтом!

«Дай мне истец сотней больше, я упек бы ее! — думает он. — В роли обвинителя я был бы эффектней!»

По деревне идет пьяный мужичонка, поет и визжит на гармонике. На лице его пьяное умиление. Он хихикает и подплясывает. Ему весело живется, не правда ли? Нет, он ряженый.

«Жрать хочется», — думает он.

Молодой профессор-врач читает вступительную лекцию. Он уверяет, что нет больше счастия, как служить науке. «Наука всё! — говорит он, — она жизнь!» И ему верят… Но его назвали бы ряженым, если бы слышали, что он сказал своей жене после лекции. Он сказал ей:

— Теперь я, матушка, профессор. У профессора практика вдесятеро больше, чем у обыкновенного врача. Теперь я рассчитываю на двадцать пять тысяч в год.

Шесть подъездов, тысяча огней, толпа, жандармы, барышники. Это театр. Над его дверями, как в Эрмитаже у Лентовского, написано: «Сатира и мораль». Здесь платят большие деньги, пишут длинные рецензии, много аплодируют и редко шикают… Храм!

Но этот храм ряженый. Если вы снимете «Сатиру и мораль», то вам нетрудно будет прочесть: «Канкан и зубоскальство».

Не верьте этим иудам, хамелеонам! В наше время легче потерять веру, чем старую перчатку, — и я потерял!

Был вечер. Я ехал на конке. Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке, но на этот раз я был в большой шубе и мог спрятаться в куний воротник. Да и дешевле, знаете… Несмотря на позднее и холодное время, вагон был битком набит. Меня никто не узнал. Куний воротник делал из меня incognito. Я ехал, дремал и рассматривал сих малых…

«Нет, это не он! — думал я, глядя на одного маленького человечка в заячьей шубенке. — Это не он! Нет, это он! Он!»

Думал я, верил и не верил своим глазам…

Человечек в заячьей шубенке ужасно походил на Ивана Капитоныча, одного из моих канцелярских… Иван Капитоныч — маленькое, пришибленное, приплюснутое создание, живущее для того только, чтобы поднимать уроненные платки и поздравлять с праздником. Он молод, но спина его согнута в дугу, колени вечно подогнуты, руки запачканы и по швам… Лицо его точно дверью прищемлено или мокрой тряпкой побито. Оно кисло и жалко; глядя на него, хочется петь «Лучинушку» и ныть. При виде меня он дрожит, бледнеет и краснеет, точно я съесть его хочу или зарезать, а когда я его распекаю, он зябнет и трясется всеми членами.

Источник

Мы чувствовали над собой тяжелые тучи чувствовали их желание грамматическая основа

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Добро пожаловать!

(Блеснула молния, и загремел гром) ……………… (свой пример) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.

Матросы героически встретят смерть, или наступление врага будет сломлено.

Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными.

После ответа вызывается один ученик, который по памятке «Рецензия ответа» оценивает изложенный одноклассником материал (2 оценки : за ответ и за рецензию).

III. Работа по карточкам.

Карточка 1 (на месте):

Расставить знаки препинания, обозначить грамматические основы каждого предложения. Указать, какие союзысвязывают простые предложения, входящие в сложносочинённое, и определить значение сложносочинённых предложений.

[ Шумный грохот водопада был слышен издалека], а [ вблизи он был оглушительным]. (одно явление (событие) противопоставляется другому).

[Мать посмотрела в окно], [девочка тоже взглянула на улицу].

Карточка №2 (на месте). (задания одинаковые).

[Уже посветлело на западе], зато [с севера надвигались тучи].

(одно явление (событие) противопоставляется другому).

[ Не то дождь пошёл ], не то [ воробьи пробежали по крыше ].

(указывается на то, что возможно одно явление (событие) из названных).

Карточка (у доски работает 1 ученик).

Вставить подходящий по смыслу союз и расставить знаки препинания. Начертить схему предложения. Определить смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы, / уже освободившиеся от снега /.

(одновременность явлений, событий).

В это время учитель работает с классом.

IV. Работа с классом.

Делим тетрадь на 2 колонки.

Сложносочинённые предложения Простые предложения с однородными членами, связанными союзом Луна взошла багровая и хмурая, звёзды также хмурились. Белка песенки поёт да орешки всё По утрам отправлялись на рыбалку, грызёт.

или после обеда он вместе с отцом Мыло серо, зато моет бело.

шёл в ближайший лес.

Предложения записываем под диктовку, распределяем по соответствующим колонкам, обозначаем грамматическую основу предложений, указываем союзы.

Ученики зачитывают то, что получилось.

Затем сдают карточки те, кто работал на местах.

V. Проверка карточки, выполненной у доски.

Класс записывает предложение с доски, ученик, работавший по карточке, отвечает.

VI. Проверка домашнего задания.

Проверка-консультация: учитель спрашивает не всё задание, а задаёт вопрос: «Что вызвало затруднения при выполнении домашней работы» Учитель разъясняет.

После этого учитель просит одного ученика начертить на доске схемы четвёртого и шестого предложений.

4) первое простое предложение неполное (пропуск сказуемого), безличное.

Как написали несмотря на Почему (предлог).

Прочитать шестое предложение со знаками препинания. Почему выделили запятой, несмотря на ветер и холод. (т.к. всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом несмотря на).

Д/з. Упражнение 12 (I).

1) Небо заволокло тучами, и по земле гулял ветер, поднимая с земли пыль, бумажки и перья. (ССП) 2) Я глядел на счастливое лицо дяди, и мне почему-то было жаль его.(ССП) 3) С каждой секундой ропот становился всё громче и громче и слышался со всех сторон. (ПП) 4) На небе ни облачка и звёзды необычайно ярко шевелятся и дрожат в своей бездонной высоте. (ССП) 5) Красные уголья подёрнулись теплом и стали потухать.(ПП) Мороз ещё сердитее застучал в окно, и ветерзапел о чём-то в каминной трубе. (ССП) 6) Мы чувствовали над собой тяжёлые тучи, чувствовали их желание разразиться дождём, и нам было душно, несмотря на ветери холод. (ССП) 7) Только поддайся соблазну, присядь, и ветеррасправится с тобой, как ястреб с птахой.(ССП) 8) Я вышел один на палубу и не отрывал глаз от берега.(ПП) бездонной 1)[], и [, / — · — /].

VII. Работа с примечанием к §4.

Вспомним ещё раз примечание к §4.

Это правило для вас новое.

(Отвечает один ученик).

Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом есть общий второстепенный член, то запятая перед данными союзами, связывающими части сложносочинённого предложения, не ставится.

(Запятая не ставится перед одиночным соединительным и(ли) разделительным союзом, если соединяемые им предложения, входящие в состав сложносочинённого, имеют общий второстепенный член).

В ноябре выпадает снег и покрывается льдом река.

VIII. Закрепление материала.

Предложения записываются в тетрадь под диктовку, один ученик работает у доски.

Записать предложения, в которых имеется общий второстепенный член.

Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.

С востока надвигались дождевые тучи и потягивало влагой.

В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.

(нет общего второстепенного члена предложения) Мы с вами работали с предложениями, в которых общим второстепенным членом являлось обстоятельство. Запишите в тетрадь свой пример сложносочинённого предложения, в котором общий второстепенный член – дополнение.

Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом.

IX. Конструирование (составление предложений с общим второстепенным членом).

Первый ряд использует общий второстепенный член в парке, второй – по утрам, третий – вдалеке; для всех – в этот прекрасный осенний день.

В парке играл оркестр и пел хор песенников.

По утрам раздавался звон будильника и всё в доме оживало.

Вдалеке бежала река и видны были маленькие домики неизвестного села.

В этот прекрасный осенний день в лесу торжественно и тихо и воздух пахнет опавшими листьями.

Х. Схематический диктант.

(один человек работает у доски ).

Ученики чертят только схемы предложений.

Цель: проверка умения различать, что связывает союз и – однородные члены или части сложного предложения; определять виды простых предложений, входящих в состав сложносочинённого; отработка умения расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении (с общим второстепенным членом и без него).

Задание: определить виды простых Образец записи у учащихся предложений Север дышит ветром ночи и полынь и колышет.

Полая вода сошла, и река струилась [ ], и [ ].

Лес тянулся на несколько километров, [ ], и [ ].

и можно было заблудиться в нём.

Весна, и уже тепло.

Посидите на берегу с удочкой, и вы [ ], и [ ].

почувствуете прилив сил.

После грома воздух стал чище и свежее — · — [ ], [ ].

Прошли лес, и перед нами вдруг [ ], и [ ].

В слуховом диктанте мы с вами встретились ещё раз со сложносочинённым предложением, в котором имеется общий второстепенный член. Давайте повторим правило постановки знаков препинания в данном случае. (отвечает 1 ученик).

Найти в следующих предложениях общий второстепенный член.

(1 ученик работает у доски ) 1)Тотчас за больницей город кончался и начиналось поле.

2)В ушах у гостя затрещало и закружилась голова.

XI. Словарная тренировка.

(Цель: подготовка к контрольному словарному диктанту, который будет проводиться на следующем уроке).

Один ученик работает у доски (можно со словарём): класс пишет в тетрадях, некоторые проверяют написание слов. Все ставят себе оценку карандашом.

Идеалы, прогрессивный, мировоззрение, интернациональный, гигантский, колоссальный, современник, труженики, привилегированный, чувствовать, чествовать, эшелоны, преобразовать, колонны.

Упр.16 (письменно) Упр. 20 (устно) План-конспект урока развития речи студентки 4 курса филологического факультета Брагиной Л.В.

Тема урока: Подготовка к изложению.

1. Совершенствовать умение вычленить главное в тексте, определять основную мысль текста.

2. Сформировать умение передавать от 3-го лица текст, написанный от 1-го лица.

3. Воспитывать чувство любви к животным.

Ход урока Ребята, наша задача – подготовиться к изложению, которое выбудете писать на втором уроке.

1. Откройте упражнение № 66 в учебнике русского языка и прочитайте задание.

Один ученик читает вслух:

– Изложение (см. памятку на с. 282). Какое из названий ярче отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц» Укажите слова, близкие по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться. Напишите изложение по данному ниже плану (от 3-го лица).

1а. Видите, как много заданий. С какого надо начать работу – С первого, с чтения памятки.

2. Прочитаем, как надо готовиться к изложению, по учебнику (читает ученик, с. 315).

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Выясните значение непонятных вам слов.

3. Определите основную мысль текста. Найдите те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её раскрытия.

4. Определите основную мысль текста. Найдите те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её раскрытия.

5. Объясните правописание выделенных букв, а также постановку знаков препинания.

6. Ещё раз внимательно перечитайте текст.

3. Ребята, я сейчас прочитаю текст, выследите по учебнику и подумайте, какие слова вам непонятны.

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу:

носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться Вышел я на середину поляны и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

(По Г.А. Скребицкому) 3а. Какие слова вам непонятны (Все слова ребятам были понятны.) 4. Ребята, оцените предложенные названия с точки зрения объёма и границ текста – т.е. с точки зрения темы. (Подходит ли каждое их предложенных названий) – С точки зрения отображения темы текста все названия подходят:

в тексте описывается случай на охоте – подходит первое название и второе. Главный герой здесь – заяц, собственно, о нём и рассказ – поэтому подходит третье название.

4а. Какое из названий ярче отражает содержание текста Докажите свою точку зрения.

– Ярче отражает содержание текста заголовок «Хитрый заяц», потому что это название привлекает наше внимание. Нам хочется узнать, в чём хитрость зайца. Поэтому, по-моему, лучше озаглавить текст «Хитрый заяц».

5. Ребята, какова основная мысль текста – Здесь говорится, почему охотник не стал убивать зайца. Заяц перехитрил собак, спасая себе жизнь. Он сдал экзамен на хитрость.

5а. Коля правильно определил основную мысль текста. Так чем же заголовок «Хитрый заяц» лучше остальных – Он отражает не только тему рассказа, но и основную мысль.

5б. В чём же хитрость зайца Найдём слова, словосочетания и предложения, которые раскрывают основную мысль текста.

– Заяц всё не выбегает.

– Куда же он девался – …в заячьих следах не разберутся.

– Глазёнки просят: «Не выдавай меня собакам!» – Этот трудный экзамен на хитрость сдал.

– Пусть зайчат уму-разуму учит.

6. Что может помочь вам написать изложение полно, без пропусков Надо составить план и писать по плану.

6а. У нас в учебнике уже составлен план. Света, прочитай готовый план и оцени его.

(До урока план был написан на доске, теперь он открывается.) 1. Гончие выследили зайца.

3. «Не выдавай меня!» 4. Охотник пощадил зайца.

– Мне нравится план, по нему можно точно передать содержание рассказа, раскрыть основную мысль.

– Последний пункт лучше озаглавить по-другому: «Охотник пощадил зайца за хитрость».

7. Ребята, в задании предлагается написать изложение не от 1-го лица, а от 3-го. Что это значит – Это значит, что надо не от имени охотника, с которым всё это произошло, рассказывать, а как бы со стороны. Как будто он нам рассказал, а мы теперь кому-то об этом ещё раз рассказываем.

7а. Что кроме местоимений изменится при пересказе от 3-го лица – Изменятся глаголы: вместо «вижу» – «видит» и т.д.

7б. Ребята, а как же нам называть того человека, который охотился Неужели всё время «он», «он» – Писатель.

7в. Давайте прочитаем каждую часть изложения, выделенную в плане, от 3-го лица.

(Каждую часть читает 1 ученик. В случае затруднения помогает другой ученик. Обратить внимание учеников на то, что мысли рассказчика лучше передать предложением с прямой речью: «Куда зайцу деваться» – подумал охотник.) 8. Почему в задании к упражнению предложено подобрать слова, близкие по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться – В тексте не надо повторять одни и те же слова, получится некрасивый текст.

– Надо искать самое точное слово из близких по смыслу.

8а. Подберём близкие по значению слова (исходные слова были заранее написаны на доске).

Идти – отправляться Смотреть – глядеть, впиться глазами Бегать – носиться, гоняться Прятаться – притаиться.

8б. Ребята, а как мы можем назвать зайца – Косой.

– Длинноухий житель леса.

9. Какой совет из памятки «Как писать изложение по учебнику» мы с вами ещё не выполнили – Объяснить правописание выделенных букв и знаков препинания.

9а. Объясним все орфограммы по порядку. Начнёт первый ряд по цепочке.

– на дорожке – дороженька, дорога (г/ж ) – лесной – лес – вырубке – рубить – случайно – ча-ща – глазёнки – глаз – зайчат – ча-ща – Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает – здесь запятая разделяет части сложного предложения.

– Куда же он девался – вопросительное предложение.

9б. Миша, нарисуй схему этого предложения в передаче содержания от 3-го лица (с прямой речью).

– Подождал, подождал я и пошёл посмотреть, в чём дело, – первая запятая отдаляет однородные члены.

9в. Нет, ребята. Здесь повтор глагола означает длительность действия, его протяжённость во времени, это одно сказуемое, одно действие, но при повторе глаголыдруг от друга отделяются запятой.

– А вторая запятая не нужна.

9г. Кто может объяснить постановку второй запятой – Это сложное предложение: в первом говорится о рассказчике, а во втором – о деле, что же произошло.

– Гляжу: носятся мои собаки. нюхают землю, никак… не разберутся. – Двоеточие в сложном предложении, во второй части говорится о том, что увидел охотник. А запятые между однородными сказуемыми.

– В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня – уточнение.

– притаился заяц, глазёнки так и впились в меня – сложное предложение.

– впились, просят – однородные сказуемые.

9д. В следующем предложении вы ещё не можете объяснить запятую. Просто обратите внимание на то, что в этом предложении после зверька ставится запятая: зверька, сидящего в пяти шагах от меня или зверька, который сидел в пяти шагах от человека.

– Опустил я ружьё, отозвал гончих – однородные члены.

– Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал – сложное предложение.

– Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит – однородные члены.

9е. Ребята, обратите внимание, как пишется слово уму-разуму (через дефис).

10. Ребята, прочитайте ещё раз внимательно текст, стараясь мысленно пересказать его от 3-го лица.

(Читают про себя) 11. Как в тексте оформляется деление на смысловые части – Каждая часть начинается с красной строки.

12. На следующем уроке вынапишете изложение этого текста от 3го лица. Вы должны раскрыть основную мысль текста, почему охотник не стал убивать зайца.

| • Главная | • Контакты |
Читайте также:  Причины стресса у взрослых людей
© 2011 www.dissers.ru — «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Оцените статью