- Коррекция интеллектуальных и психофизических недостатков у детей с нарушением интеллекта при помощи музыкотерапии методическая разработка по музыке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методическая работа «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью»
Коррекция интеллектуальных и психофизических недостатков у детей с нарушением интеллекта при помощи музыкотерапии
методическая разработка по музыке на тему
Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечёт нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбуждённого, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности». Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. Музыка способствует снижению утомляемости, улучшает реакцию, обостряет чувство времени, память и сосредоточенность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_intelektualnyh_i_psihofizicheskih_nedostatkov_pri_pomoshchi_muzykoterapii.doc | 41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа
Методическая разработка по теме:
«Коррекция интеллектуальных и психофизических недостатков
у детей с нарушением интеллекта при помощи музыкотерапии»
Подготовила: Сергеева Н.В.
Учитель музыки, первой категории
Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечёт нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбуждённого, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности».
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
Музыка способствует снижению утомляемости, улучшает реакцию, обостряет чувство времени, память и сосредоточенность.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».
Основной задачей «музыкотерапии» является: профилактика эмоционально-стрессовых состояний, раскрытие интеллектуально – творческого потенциала учащихся и развитие коммуникативной культуры.
Музыка традиционно занимает важное место в системе коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Музыка используется как важный и специфический инструмент коррекционной работы.
Музыкальные занятия включают различные виды музыкальной деятельности, в которых ребёнку предлагается необычным образом двигаться (танцевать), произносить доступные ему звуки или слова (петь), оперировать с предметами (играть на музыкальном инструменте) и т.д.
Широко известна связь между музыкальным и эмоциональным развитием. Нередко музыка представляет собой ту форму, в которой ребёнку легче всего выразить собственное эмоциональное состояние. В танце или игре на музыкальном инструменте ребёнок получает возможность использовать новые средства выражения – он «говорит» окружающим, что он чувствует, при помощи пластики, жестов, динамических особенностей игры, без привлечения вербальных средств. Облегчая самовыражение, музыка позволяет ребёнку учиться выражать и переживать состояния, несвойственные ему в обычной жизни.
Неудивительно, что музыка, обращаясь в первую очередь к слуховому анализатору, способствует развитию слухового внимания и восприятия.
Музыкальные занятия помогают ребёнку научиться сосредотачиваться на звуке, находить источник звука, соотносить музыкальный инструмент с издаваемым им звуком. Улучшение состояния сенсорной сферы (в первую очередь слуха, слухо-моторной и слухо-зрительной координации) и восприятия в процессе музыкальных занятий не вызывает сомнений.
Широко известны также возможности музыки в развитии моторной сферы ребёнка – здесь используется тесная связь между музыкой и движением. В зависимости от особенностей детей, с которыми проводится работа, акцент во время музыкального занятия может ставиться на увеличении общей двигательной активности или, напротив, расслаблении ребёнка.
Музыкальные занятия способствуют развитию выразительности, плавности, точности и координации движений. Музыка облегчает формирование двигательных автоматизмов, способствует развитию слухо-моторной координации. Во время музыкальных занятий происходит расширение возможностей произвольного управления движением – подчиняя его звучащей музыке или правилам игры, дети учатся выполнять последовательности движений, своевременно переключаться с одного движения на другое и т.п.
Зачастую новая форма позволяет ребёнку впервые осуществить недоступное ему ранее действие или движение, и это становится первым шагом в развитии соответствующей психической функции. В результате музыкальные занятия способствуют развитию высших психических функций ребёнка – внимания, восприятия, речи и мышления.
Музыкальные занятия широко используются в коррекции нарушений речи. Замечено, что пение является своеобразной формой, в которой многие дети, не пользующиеся речью, получают возможность выразить своё состояние или произнести первые звуки или слова. Музыка даёт ребёнку первый толчок к тому, чтобы начать говорить. В процессе музыкального занятия не говорящие дети окружены другими детьми, которые с удовольствием поют любимые песни. Эмоциональный подъём и пример других детей помогают ребёнку отвлечься от ожидания очередного неуспеха и включиться в общее пение.
Общие задачи по музыкальной терапии, можно условно разделить на три класса:
1. установление контакта между учителем и ребёнком;
2. создание возможностей для самовыражения и творчества ребёнка и в результате – повышения самооценки;
3. воздействие на личность ребёнка, перестройка системы ценностей, формирование нового взгляда на проблему.
Музыкальные занятия могут проводиться в группе и индивидуально.
В структуре занятия выделяются следующие «блоки»:
— движение под музыку (музыкальные упражнения);
— игра на музыкальных инструментах;
Структура группового занятия остаётся относительно постоянной в течение всего года. Индивидуальные занятия в меньшей степени требуют соблюдения одного порядка. Они более разнообразны, позволяют гибко менять процедуру, материал и способ взаимодействия, подстраиваясь к конкретному ребёнку, его состоянию в настоящий момент.
Таким образом, влияние музыки может быть плодотворным при организации ситуаций спонтанного свободного выражения ребёнком своих эмоций. Только в этом случае музыка может превратиться в «разновидность терапии и роста, поскольку она даёт возможность проявиться более глубоким слоям психики, что позволяет их поощрять, укреплять, тренировать и воспитывать».
1. Бочкарёв Л.П. Психология музыкальной деятельности. – М.; Ин-т психологии, 1997.
2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
3. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. Наук С. Шушарджан о музыкальной терапии. Клуб – 2001. — №6.
4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.; NB Магистр, 1993.
5. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.; Смысл, 2001.
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.; Педагогика, 1985.
7. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. – Минск. – 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В последнее время логопеды, психологи, педагоги, врачи-психотерапевты психиатры отмечают, что поведение многих детей характеризуется неуверенностью в себе, робостью, чрезмерной стесн.
Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению ж.
«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук».
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возмо.
На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детейвызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов.Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способахе.
Как формировать представления об окружающем мире у детей с ОВЗ.
Источник
Методическая работа «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью»
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебулинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида.
Тема по самообразованию:
«Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью»
Подготовила: Косинская Л.Г.
учитель музыки и пения .
пгт. Верх – Чебула 2011 – 2012 уч. год
Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Практический опыт прсихокоррекционной работы средствами искусства показывает её большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Особое место занимает музыкотерапия.
Музыкотерапия является одним из видов арттерапии.
Музыкотерапия – один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребёнка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических процессов.
По организации и способу воздействия музыкотерапия подразделяется на рецептивную, активную, интегративную.
Коррекционное воздействие музыкотерапии может реализовываться в нескольких направлениях:
коррекции псохосоматических нарушений (функций сердечно – сосудистой деятельности, психомоторики, вегетативной системы, дыхания и т. д.);
коррекции отклонений в психоэмоциональной сфере;
помощи в преодолении сложностей в социально – адаптационных проявлениях.
Активизации творческих процессов, повышения художественно – эстетических потребностей ребёнка как пути самореализацииэ
Основная цель музыкотерапии применительно к ребёнку с проблемами в развитии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения и связанно это с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности.
В качестве коррекционного механизма рассматривается процесс творчества, познания его творческих сторон, создание продукта как источника новых позитивных переживаний ребёнка, связанных с изучением и реализацией возможностей в творческой экспрессии, рождении новых художественно – эстетических, креативных потребностей и способов их удовлетворения и через это познание своего Я.
Использование музыкотерапии в работе с детьми с проблемами определяется предварительным обследованием психолога, дефектолога , а также врача психиатра. Результаты диагностики показывают необходимость и рациональность применения музыкотерапии.
Музыкотерапия всегда предполагает катарсис, который осуществляется в процессе музыкального восприятия, представляющего сложнейшую работу чувств, мыслей ребёнка, слушающего музыку. И, естественно, что не все дети с проблемами подготовлены к осуществлению такой работы. Применение той или иной формы музыкотерапии определяется прежде всего вариантом и характером имеющегося нарушения. Неадекватное использование музыкотерапии может оказать не коррекционное, а психотравмирующее воздействие.
Музыкотерапия основывается прежде всего на восприятии музыки, которое у детей с проблемами имеет свои особенности. Поэтому анализ возможностей в восприятии музыки, умение эмоционально откликаться на музыку является важным диагностическим показателем, определяющим эффективность применения музыкотерапии. Музыкотерапия, особенно рецептивная, связанна с развитием наглядно – образного мышления, воображаемой ситуации, осознавать себя, давать оценку своему состоянию. А эти процессы формируются у ребёнка с проблемами при условии общей коррекционной работы только к концу старшего возраста.
Психотерапевтические сеансы по рецептативной, активной и интегративной музыкотерапии могут проводиться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Вариант организации определяется характером имеющегося нарушения в развитии ребёнка. В том случае, когда проблема ребёнка лежит в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития (переживания эмоционального отвержения, чувства одиночества, повышенной тревожности, страхов, импульсивности эмоциональных реакций), то более эффективно на начальном этапе использование индивидуальных форм музыкотерапии. А когда сложности ребёнка концентрируются вокруг социального приспособления, то предпочтительнее применение подгрупповых форм музыкотерапии.
Такая форма направлена на регуляцию вегетативных процессов. Сеансы рецептивной музыкотерапии могут проводиться в различных вариантах, которые условно можно объединить в три модели.
«Музыкальные картинки» — в таком сеансе восприятие музыки осуществляется ребёнком совместно с психологом, который в процессе слушания помогает шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов. Сосредоточиться на «музыкальной картинке» и в течении 10 – 15 мин побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребёнка.
Для проведения таких сеансов могут использоваться классические инструментальные музыкальные произведения, но только те, которые не применяются в учебно – воспитательном процессе на музыкальных занятиях. Положительный эффект в таких сеансах также дают музыкальные миниатюры в аудиозаписи из серии «Звуки живой природы», «Морской прибой», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Звенящий ручей» и др.
Звуки морских просторов, шум прибоя, крики чаек или пение птиц , шелест листвы создают в воображении ребёнка музыкальную картинку, которую с эмоционально – вербальной поддержкой педагога ребёнок начинает представлять. Спокойным, мягким голосом, направляя слушание музыки, педагог усиливает музыкальное восприятие. После восприятия музыки в беседе с ребёнком педагог выясняет, что он «видел», чувствовал, переживал, делал в воображаемом музыкальном путешествии, предлагает словесно описать воображаемою картинку или нарисовать её красками или карандашами.
Такое восприятие музыки с момента выхода за пределы реальной ситуации приводит к разрядке внутреннего психоэмоционального напряжения, очищает от наслоившихся переживаний ребёнка. Исследования показывают, что 10 – 12 целеноправленных музыкотерапевтических сеансов позволяют обеспечить стабилизацию положительного эмоционального состояния ребёнка, позитивного настроения.
«Музыкальное моделирование» — это вариант рецептивной музыкотерапии направлен на моделирование положительного психоэмоционального состояния (повышения эмоционального тонуса или снятия чрезмерного возбуждения, тревожности). Положительный коррекционный эффект в данном варианте музыкотерапии может быть достигнут, если составлена мини – программа из фрагментов классических музыкальных произведений; если первоначальный музыкальный отрывок соответствует душевному, эмоциональному состоянию, настроению ребёнка, которое он испытывает в данный момент, и если последующие два отрывка создают комбинацию произведений, слушание которых постепенно выводит ребёнка из неблагоприятного для него состояния, переключает на противоположное и желаемое эмоциональное состояние.
В процессе музыкального моделирования, направленного на снятие эмоционального возбуждения, можно использовать»музыкальный сюжетный рассказ», логика которого должна отвечать основной цели сеанса. Примерами расслабляющего воздействия могут быть такие произведения, как «Баркарола», «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, «Лебедь» К. Сенс – Санса, Ноктюрн(Фа – мажор, Ре – бемоль мажор) Ф.Шопена. А снятие подавленного, угнетённого состояния может обеспечиваться такими пьесами, как «Аве – Мария» Ф.Шуберта, «К радости» Л.Бетховена, «Мелодия» Глюка. Радостное, бодрое настроение возникает от слушания «Праздничной увертюры»Д.Б.Шостаковича, «Чардаша» В.Монти, «Финала Венгерских рапсодий» Ф.Лист.
«Живая музыка» = такая модель рецептивной музыкотерапии предполагает свободное владение педагогом музыкальным инструментом. В этом варианте педагог помогает ребёнку как бы войти в образ исполнителя и представить, что он сам играет на музыкальном инструменте (скрипке, фортепиано) или дирижирует оркестром. Важно, что бы разрядка внутреннего напряжения выражалась во внешнем движении (от лёгкого покачивания рук, тела, дирижирования до «игры» пальцами на воображаемых клавишах, а в отдельных случаях даже внезапного плача).
Варианты использования рецептивной музыкотерапии с детьми с проблемами в развитии могут быть различными. Помимо специальных занятий положительный эффект дают мини — релаксации под музыку в режиме дня в конце активных занятий. Они направлены на оптимизацию мышечного тонуса ребёнка, что является важным моментом в коррекционной работе. Любое отклонение от оптимального тонуса может быть как причиной, так и следствием возникающих изменений в психической и двигательной активности ребёнка и негативно сказывается на общем ходе его развития.
В мини – релаксациях, проводимых в режиме дня, важно дать ребёнку почувствовать своё тело, его собственный тонус, показать возможности им управлять, научить расслабляться при напряжении. И в этом процессе им помогает музыка, её образное начало, средства выразительности (Динамика, метроритм, темп). Мини — релаксации могут проводиться в конце занятий, требующих от ребёнка большёго напряжения и таким образом снимать его, или в начале занятия, когда после двигательной активности от детей требуется определённый настрой на занятие. Музыкальное сопровождение для мини – релаксации используется в аудиозаписи, произведения подбираются в соответствии и с образом, и с задачей релаксации.
Другим вариантом релаксации под музыку (в аудиозаписи) может быть мини – сценарий, условно обозначенный как «музыкальный сон». Такая релаксация может проводиться лёжа (на ковре, кровати, кушетке) после активной деятельности детей, прогулки. Продолжительность сна 5 – 7 минут. Его тематика может быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу моря», «На волшебном облаке». После одно – двух минутного дыхания в индивидуальном для ребёнке темпе детям предлагается один из вариантов рассказа на фоне звучащей музыки – «Доктор сон», «Морской бриз». После релаксации сеанс завершается разными движениями (потягиванием с открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом и т.п.).
К данному варианту музыкотерапии относится вокалотерапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ребёнка: в пении или игре на простом музыкальном инструменте. Эффективность данного вида определяется большими возможностями через музыкально – исполнительскую деятельность корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии (эмоциональную лабильность, сниженный эмоциональный тонус, чувство одиночества), но и дисгармоническую самооценку, низкую степень самоприятия, проблемы в развитии коммуникативной сферы ребёнка с проблемами.
Занятия вокалотерапией проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Они направлены не на овладение вокально – хоровыми навыками, а на формирование с помощью пения оптимистического настроения, умению радоваться жизни, выработки психологической устойчивости, расслабления и успокоения. С этой целью могут использоваться очень коротенькие песенки – формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребёнка посредством активной вокальной деятельности – «Формула радости», «Я хороший, ты хороший», «Колыбельная самому себе», основанные на самовнушении положительных установок.
Сеансы инструментальной музыкотерапии основаны на процессе музыкального творчества, где акцент делается на уникальной роли «живой» музыки как средства коммуникации. Они требуют от педагога способности к музицированию в сочетании в сочетании с выполнением задач коррекции средствами инструментальной импровизации.
Активное участие в музыкально – терапевтическом процессе самого ребёнка, получающего возможность выразить непосредственно свое эмоциональное состояние и игрой на музыкальном инструменте, и пением приводит к разрушению имеющего внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния и коррекции трудностей в коммуникации со взрослыми и сверстниками.
Активная музыкотерапия во всех вариантах помогает формировать у ребёнка оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение, с которым он иог бы жить, побеждая и радуясь. Активная музыкальная деятельность (пение, движения, игра на инструментах) обеспечивает возможность выстроить «Я — концепцию» в музыкально – творческом проявлении.
С точки зрения гуманистической направленности коррекционные возможности музыкотерапии связаны с предоставлением ребёнку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, Что помогает утверждать и познавать своё Я, является источником новых позитивных переживаний, обеспечивает рождение новых художественно – эстетических потребностей и способов их удовлетворения.
В психокоррекционной работе с детьми может использоваться интегративная музыкотерапия. Она построена на синтезе музыкального и наглядно – зрительного восприятия. Сеансы строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром ярких картин природы (на картине, слайде, видеозаписи). При этом педагог предлагает ребёнку как бы «шагнуть» в глубь изображения, к звенящему ручью или на солнечную полянку, мысленно вместе с педагогом собрать большой букет полевых цветов, коснуться руками прохладной воды в ручье, расслабиться лёжа на зелёной мягкой траве.
Слушание музыки и просмотр слайдов проводится в удобной для ребёнка позе в мягком уютном кресле. Наибольший эффект в интегративном музыкотерапевтическом сеансе даёт сочетание музыки П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, И. Гайдна, В. Моцарта с показом картин природы, просторов лугов, покрытых цветами, с порхающими над ними бабочками. Органическое сочетание зрительного и слухового восприятия усиливает психокоррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в развитии.
Музыкотерапия, применяемая в игровой, доступной форме, помогает им сформировать осознанное отношение к своим проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптироваться к окружающей среде.
Музыкотерапия во всех её вариантах является составной частью общей коррекционной работы с детьми, она не подменяет музыкального воспитания, которое выполняет свои конкретные задачи. Она проводится наряду с другими психотерапевтическими методиками (телесной терапией, игровой, поведенческой, семейной и др.). Все арттехнологии (в том числе и музыкотерапия), должны способствовать гармонизации личности такого ребёнка и его социальной адаптации.
Тема: Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Цель: Гармонизация личности через развитие способности самопознания, самовыражения, связанного с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности.
коррекция псохосоматических нарушений (функций сердечно – сосудистой деятельности, психомоторики, вегетативной системы, дыхания и т. д.);
коррекция отклонений в психоэмоциональной сфере;
помощь в преодолении сложностей в социально – адаптационных проявлениях.
активизация творческих процессов, повышения художественно – эстетических потребностей ребёнка, как пути самореализации.
«Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика». Под редакцией: Е.А. Медведевой, Москва, 2002 г.
«Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании». Под редакцией: Е.А, Медведевой.
Работа начата в 2011 – 2012 уч. году, предполагается закончить в 2015 – 2016 г.
Источник