Музыкальный такт чувство такта это

Чувство такта

Такти́чность (такт, чу́вство та́кта, чу́вство ме́ры; лат. tactus — прикосновение, осязание, чувство) — умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций.

Тактичность в древнегреческой философии

Характеристику бестактности на конкретных примерах дал древнегреческий философ Теофраст в своём труде «Характеристики». Согласно Теофрасту, бестактность — это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Бестактный человек не имеет злого умысла, но действует невпопад и не вовремя.

Теофраст приводит следующие примеры бестактных поступков:

  • придти за советом к занятому человеку;
  • ворваться с пьяной толпой к больной возлюбленной;
  • обратиться за поручительством к уже пострадавшему от поручительства;
  • явиться в суд свидетелем, когда дело уже закончилось;
  • поносить женский пол на свадьбе;
  • пригласить усталого и только что пришедшего домой человека на прогулку;
  • привести покупателя, предлагающего более высокую цену, к продавцу после уже состоявшейся продажи;
  • начать рассказывать всё сначала, когда суть дела уже понята собравшимися;
  • явиться за процентами к только что потратившемуся на жертвоприношение должнику;
  • рассказать при наказываемом рабе о том, как другой раб повесился от бичевания;
  • попытаться в третейском суде поссорить стороны, желающие примириться;
  • пускаясь в пляс потащить за собой ещё не пьяного соседа.

Такт -соразмерность поведения человека с чувствами и поступками других людей. Тактичность — способность соизмерять собственные поступки, чувства, слова и интонации с поступками, чувствами и интонациями других; навык совершения поступков и произношения слов, гармонизированных с поступками или словами партнера по общению.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Чувство такта» в других словарях:

Чувство юмора — Чувству юмора сопутствует улыбка Чувство юмора способность человека относится к происходящему с легкостью … Википедия

ТАКТА — жен. и такт муж., лат. мерное движенье, особ. в звуках, в музыке, мера протяжности связных звуков, по требованью уха; | раздел чертою, в нотной строке, содержащий в себе эту меру; лад. | Такт, в делах, в поступках: сноровка; уменье сказать или… … Толковый словарь Даля

такт — 1) а, м. 1. Метрическая музыкальная единица музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный такт. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта. □ Проиграв восемь тактов, музыканты вдруг опустили свои… … Малый академический словарь

чу́вство — а, ср. 1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств. □ Важнейшие для охотничьей лайки чувства обоняние, зрение и слух, объединены в общий термин «чутье». Календарь охоты. 2. обычно мн. ч. (чувства,… … Малый академический словарь

Синдромы — (греч. syndromos – вместе бегущий, syndrome – стечение признаков болезни). Система взаимосвязанных в патогенезе симптомов болезни. Нозологическая диагностика возможна при учете статики и динамики С. По А.В. Снежневскому (1983), развитие… … Толковый словарь психиатрических терминов

Читайте также:  Страх выразить свои чувства

такт — [в музыке] сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? такта, чему? такту, (вижу) что? такт, чем? тактом, о чём? о такте; мн. что? такты; (нет) чего? тактов, чему? тактам, (вижу) что? такты, чем? тактами, о чём? о тактах музыка 1. В… … Толковый словарь Дмитриева

чеченцы — представители коренного народа республики Ичкерия, традиционно проживавшие в горных районах северного склона восточной части Большого Кавказского хребта, а с XIX века также в долине реки Терек. В своем историческом развитии чеченцы перешагнули… … Этнопсихологический словарь

ЧЕЧЕНЦЫ — представители коренного народа республики Ичкерия, традиционно проживавшие в горных районах северного склона восточной части Большого Кавказского хребта, а с XIX века также в долине реки Терек. В своем историческом развитии чеченцы перешагнули… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Дело Pussy Riot — … Википедия

Голодание — I Голодание состояние организма, развивающееся при полном отсутствии или недостатке пищи, ее неполноценном составе, а также при нарушениях переваривания и усвоения пищевых веществ. Голодание как физиологическое сезонное явление, сочетающееся с… … Медицинская энциклопедия

Источник

Такт (музыка)

Такт (лат. tactus — касание; позднелат. значение — толчок, удар) — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе.

Содержание

Такт в нотной записи

В нотной записи такт — совокупность нот и пауз, заключённая между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотном стане.

Такт определяется количеством и типом его метрических единиц — долей — обозначаемые размером. В нотной записи размер указывается после ключа в начале музыкального произведения (или такта, начиная с которого он изменился), условно, в виде обыкновенной дроби (например, «3/2», «2/4», «6/8», «4/4» и т. п.) или её условного обозначения (C эквивалентен 4/4, эквивалентен 2/2). В числителе указывается количество долей, а в знаменателе — их относительная длительность.

В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперёк нотного стана, которая называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей.

Если произведение начинается со слабой доли, то в начале образуется неполный такт, который называется затактом. В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед его любой частью. По традиции, произведения, начинающиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим затакт. Даже когда для завершения не остается нотного материала, затакт часто дописывается паузами.

В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта. Двойная тактовая черта с жирной чертой (заключительная тактовая черта) обозначает конец произведения.

Ритм, метр и темп

В музыке звуки организованы во времени, эта организация определяется двумя понятиями: ритм и метр. Многие путают понятия «ритм» и «метр».

Ритм — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. Можно сказать, что метр — это координатная временная сетка, на которую накладывается ритмический рисунок произведения. Его можно сравнить с ударами невидимого метронома, задающего ход времени музыкального произведения, в который вписываются звуки (ноты). Как правило, большинство музыкальных произведений имеют постоянный метр.

Читайте также:  Депрессия это как с ней бороться

Метр — понятие абстрактное, и в музыкальном произведении метр может быть никак не выражен звуками (нотами) — он существует лишь в воображении музыканта и слушателей. Ритм же, в отличие от метра, не абстрактен, и выражается реально звучащими звуками (нотами).

Однако, даже зная метр и ритмический рисунок, ничего нельзя сказать об абсолютной длительности каждой нот и долей (например, в секундах). Ведь один и тот же ритмический рисунок может быть исполнен в разном темпе. Только зная темп, можно говорить об абсолютной длительности нот и долей.

Доля, акцент и синкопа

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.

Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.

Акцент — выделение громкостью (или другим образом) определённой доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли.

Сильная доля такта — это доля, на которую делается самый большой акцент в такте, она может быть расположена не только в начале такта, как например в польском танце Мазурка, в котором акцент на вторую долю сохраняется с начала до конца произведений, то же можно сказать о четырёхдольных стилях фламенко (Тангос, Тиентос, Тангильос и другие), акцент в которых всегда делается на вторую и четвертую доли такта, остальные доли более слабые.

Сильная доля и акцент — не одно и то же. Акцент — явление временное, он может возникать на любую долю, в зависимости от желания композитора или характера конкретного произведения, а сильная доля имеет постоянный характер, но может располагаться в разных местах такта, в зависимости от ритмической структуры стиля. Первая доля не может считаться сильной по умолчанию, так как для этого нет оснований, ритмический отрезок музыки может стабильно начинаться со слабой доли.

Синкопа — смещение акцента с сильной доли на слабую.

Тактовый размер

Метр и размер — это почти одно и то же, между ними очень тонкая разница. Метр — обобщенный термин для указания характера чередования сильных и слабых долей в такте в общем без учёта длительности каждой доли. Размер же — конкретное «числовое» значение метра для музыкального произведения с указанием длительности доли. Например, обозначение размера «3/4» означает постоянное чередование одной сильной и двух слабых долей с длительностью каждой доли в четвертную ноту. Все нижесказанное о метрах будет справедливо и для размеров.

Размер определяет метр и длительность каждой доли в произведении (или в отдельном такте). В большинстве произведений все такты имеют одинаковый размер (указываемый в начале произведения). В музыке со смешанным размером в начале разных тактов могут быть указаны разные размеры, говорящие об изменении типа ритмического рисунка в последующих тактах.

Метры делятся на:

Простые метры

Простые метры — это двухдольные или трёхдольные метры, имеющие одну сильную долю (акцент).

Двухдольный метр — метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через одну долю (состоит из одной сильной доли и одной слабой). Эти метры выражают такие размеры, как «2/2», «2/4» и «2/8».

Трёхдольный метр — метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через 2 доли (состоит из одной сильной доли и двух слабых). Эти метры выражают такие размеры, как «3/2», «3/4», «3/8», реже встречается «3/16».

Читайте также:  Если во мне другие чувствуют ведьму

Сложные метры

Сложные (составные) метры — метры, полученные при слиянии двух и более простых метров. Благодаря этому сложный размер может иметь несколько сильных долей, количество которых соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.

Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной. А доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.

Наиболее часто используемые сложные размеры для выражения сложных метров:

  • четырёхдольные («4/4», «4/2» и редко «4/8»);
  • шестидольные («6/4», «6/8» и редко «6/16»);
  • девятидольные («9/8» и редко «9/4» и «9/16»);
  • двенадцатидольные («12/8» и редко «12/16»).

Можно использовать и другие размеры, строгих правил по этому поводу не существует. Однако, людям будет сложнее воспринимать такую музыку, к тому же написать её и сыграть тоже будет сложнее.

Исторический очерк

Термин «такт» (лат. tactus) впервые отмечается в трактате Адама Фульдского в 1490 году, где он означает отрезок времени в системе мензуральной ритмики, известный как тактус.

Источник

Ритм и размер в музыки. Такт, затакт и тактовая черта. Что же они из себя представляют?

Привет, друзья! Сегодня поговорим о такой теме как ритм и размер в музыке. Также дам определение такта, затакта и тактовой черты. Давайте разберемся более подробно.

Ритм — это непрерывное чередование музыкальных звуков, одинаковых или разных по длительности. Ритм мы можем увидеть и вокруг нас, например (стук колес поезда, наши шаги, биение сердца, ход часов и т.д.)

Размер — это две цифры, которые пишутся друг под другом в начале мелодии после скрипичного ключа. Размер показывает строение такта: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя цифра — длительность каждой доли. Размеры бывают: простые (в них одна сильная доля) и сложные (в них несколько сильных долей). Рассмотрим несколько примеров:

Размер 2/4 (две четверти) — это простой двухдольный размер, который показывает, что в одном такте две доли — первая сильная, вторая слабая, каждая доля длится четверть. Таким образом: в размере 2/4 в одном такте может быть 2 четверти, или 4 восьмых, или 1 половинная нота.

Размер 3/4 (три четверти) — это простой трехдольный размер, в одном такте три доли. Первая доля — сильная, две доли слабые.

Размер 4/4 (четыре четверти) — это сложный четырехдольный размер, который образовался от двух простых размеров 2/4 + 2/4. В одном такте 4 доли, каждая доля из которых равна четверти: первая доля — сильная, вторая — слабая, третья — относительно сильная, четвертая — слабая.

О том, какие бывают длительности и как их считать я давала подробно материал в данной статье, переходите по этой ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/5f304700e41ae04f4cbbfa24/kakie-suscestvuiut-dlitelnosti-not-i-vidy-pauz-5f70aebd63b25d04cd181ae0

Тактэто отрезок мелодии от одной сильной доли, до другой сильной доли.

Тактовая черта — это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга.

Затакт — это неполный такт, с которого начинается мелодия. Затакт означает, что мелодия начнется со слабой доли такта. Если мелодия начнется с затакта, то она и закончится неполным тактом.

Спасибо, что прочитали эту статью, если вам понравилась статья и она была полезной для вас, ставьте лайки и оставляйте комментарии, а также подписывайтесь на канал.

Источник

Оцените статью