Доклад-сообщение Пейзаж в музыке 8 класс
Пейзаж – жанр в изобразительном искусстве, который заключаться в рисовании природы. Художники могут, как и точно перерисовывать и немного преображать природу.
Веками природа использовалась только лишь для фона или декораций. Со временем она стала равноправной каким-то персонажем, а вскоре и вообще центром внимания.
Во всем мире считается, что именно Европа основала этот жанр, хотя до нее он впервые появился Древнем Китае и других восточных странах.
Расцветом этого прекрасного стиля настало тогда, когда появился пленер. Художники полостью передавали краски, учитывали освещение, На тот момент уже были тюбиковые краски. Это дало возможность выезжать на природу и творить, делать уникальные шедевры.
До того как появились импрессионисты этот жанр не был популярным и считался второстепенным, но после их появления он стал более популярный. Теперь пейзаж считается основным жанром живописи.
Как правило, пейзаж это открытое пространство. В него часто добавляют людей и животных. Они играют не основную, а второстепенную роль тесть фон картины. Многие рисуют марину, это изображение воды. В свою очередь они разделяются на камерные и панорамные.
Самые известные картины считаются: Джорджо́не. «Гроза», Диего Вела́скес. «Вид виллы Медичи», Диего Вела́скес. «Вид виллы Медичи», Жозеф Верне́. «Морской порт при лунном свете», Уильям Тёрнер. «Последний рейс корабля «Отважный»».
В их работах полностью погружаешься в среду, где они рисовали. Чувствуется шепот листьев, тишина снега, свист вьюги, журчание воды. Учтены все детали ветер, тень. Это дает полную картину, от которой чувствуешь себя умиротворенным или наоборот тревожным, все зависит от характера картины.
Пейзаж очень красивый стиль в искусстве. Смотря на картину можно почувствовать многое, именно это дает этому стилю свою «изюминку», за которую его все любят.
Доклад №2
Писатели и поэты описывают красоту окружающей природы с помощью слов. Художники создают свои пейзажи красками на полотнах. Талантливый композитор с помощью звуков передает пение жаворонка и блеск молнии, шум деревьев и шелест морской волны. Этот прием в музыке называется звукоподражанием. Благодаря ему, слушатель как бы видит музыку, не имея перед собой зрительного ряда. Звукоподражание использовали при создании своих произведений многие музыканты: автор пьесы для фортепиано «Снег танцует» К.Дебюсси, французский композитор Л. Дакен, написавший пьесу «Кукушка», создатель симфоний «Сонаты моря » и «В лесу» К. Чюрленис. Слушая произведение, мы можем представить себе пейзаж, который пытается передать автор. Безусловно, для этого композитор должен любить и чувствовать природу.
Свою любовь к природе авторы передают в небольших пьесах, песнях, произведениях для оркестра. У многих композиторов есть произведения с названием «Времена года».
Непревзойденным мастером пейзажа в музыке по праву считается П. И. Чайковский. Красоту русской природы он запечатлел в знаменитом цикле для фортепиано «Времена года». Каждая из 12 пьес альбома посвящена одному из месяцев года. Первая часть их названия указывает месяц, вторая – картина природы: «Октябрь. Осенняя песнь»,«Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи», «Август. Жатва».
В Москве, на всемирном конкурсе имени П. И. Чайковского, пианисты, кроме больших произведений, исполняют одну из пьес альбома «Времена года».
В творчестве многих композиторов есть произведения с одноименным названием.
Так называл свой концерт для скрипки с оркестром итальянский композитор Антонио Вивальди. Это 4 первых концерта из большого опуса: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Аргентинец Астор Пьяццолла, автор произведения «Времена года в Буэнос-Айресе», написал его как композицию из 4 танго. Особенность этого произведения в том, что цикл начинается с осени. Родина композитора, Аргентина, находится в южном полушарии. В Буэнос – Айресе осень по времени совпадает с италийской весной. Это различие в сезонах нашло свое отображение в особенностях звучания одного и того же времени года у разных композиторов.
Йозеф Гайдн написал ораторию «Времена года». Автор сравнивает жизнь человека со сменой времен года. Композитор Александр Глазунов написал музыку к балету «Времена года». Особое место в музыке занимают произведения на тему морского пейзажа.
Французский композитор К. Дебюсси передает свои впечатления от Средиземного моря в пьесах «Паруса», «Сирены», «Остров радости», симфонической поэме «Море».
Морской пейзаж – неотъемлемая часть оперы Н.А. Римского–Корсакова «Садко». В фильме «Человек–амфибия» звучит зажигательная «Море и румба» композитора А. Петрова.
В звуках и красках изображает морскую стихию литовский художник и композитор М. Чюрлёнис. Песня природы звучит уже много веков. Гениальные композиторы помогают нам услышать это в музыке.
Пейзаж в музыке
Популярные темы сообщений
Якуты – коренной народ Сибири. Сами себя называют «Саха», несколько жителей «сахалар». Детей от смешанных браков якутов и европейцев называют «сахалярами», не надо путать с «сахалар».
Наверное, каждому известно, что много лет назад на земле вообще не существовало письменности. Немного позже князь из Моравии решил отправить своих людей императору Византии для того чтобы он решил эту проблему. И практически сразу же послы начали искать
Томас Манн — писатель, эссеист и философ. Обладатель Нобелевской премии за эпохальный роман «Будденброки». Член Шведской академии сказал, что «Т.Манн стал первым немецким романистом,
Источник
Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 26
Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.
Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.
Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полноты жизни. »
(И. В. Гёте)
Сообщение темы урока:
— Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? (Думаем, что да. Потому что природа передаёт то или иное настроение. А каково оно — можно услышать в музыке и увидеть на картине.)
Работа по теме урока.
1. Природа в искусстве.
Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь — все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.
Однажды ты проснёшься в изумленье,
Услышишь птичьи трели на лугу.
И сердце затрепещет в восхищенье –
Вокруг всё в бело-розовом снегу!
Что стало в одночасье вдруг с природой?
Откуда столько света и тепла?
Преодолев мороз и непогоду,
Пушистой пеной вишня расцвела!
Собой заполонила всё пространство,
Взметнув цветов фонтаны в вышину!
Накинув ароматное убранство,
Приветствует красавицу Весну!
Принарядившись белыми цветами,
Невеста юная к себе манит.
И замирает сердце под ветвями.
Любовь, Надежду и Мечту хранит!
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.
Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века — например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».
Слушание: К. Жанекен. «Пение птиц».
Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами — стала зримой.
Есть даже такое выражение — «музыкальная живопись». Это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.
Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.
По программе, предложенной нотным издателем, он написал свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному — к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.
Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна — и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.
Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние грёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином.
Как это часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг — к новым чувствам, свету, солнцу.
Слушание: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».
— Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон капели.)
Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега.
«Протокольная правда никому не нужна, — говорил Исаак Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». Посмотрите на репродукцию картины «Весна. Большая вода», удивительно светлые, чистые тона нашёл композитор для передачи более поздней весны. Вспомните ещё одну картину Левитана, которая имеет музыкальное название. («Вечерний звон», эта картина тоже звучит.)
Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве — лирическую песнь русской души.
3. Образы природы.
Если музыка Чайковского — при всей её яркой изобразительности — все же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный.
Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек.
Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков — запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».
Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.
Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».
«Пейзаж не имеет цели,- говорил Саврасов,- если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».
Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи — так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо — всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.
Вопросы и задания:
- Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы?
- Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
- Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла «Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка?
- Почему музыка И. Стравинского воспринимается как настоящая «картина весеннего произрастания»?
- Подбери поэтические и живописные произведения на пейзажную тему, которые вам известны.
- Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений», стр. 28.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Чайковский. Времена года. Апрель — Подснежник (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Стравинский. Поцелуй земли из балета Весна священная, mp3;
Жанекен. Пение птиц, mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.
Источник
Статья на тему «Пейзаж в музыке»
Пейзаж в музыке
Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».
Так был намечен путь к освоению музыкой её пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. «Музыкальная живопись» — это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.
Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, — цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.
Тема времён года, их отражение в природе – основа содержания этого произведения, подкреплённая поэтическим эпиграфом из русской поэзии, сопровождающим каждую пьесу.
Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна – и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.
Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:
Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние грёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином …
Как часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.
Если музыка Чайковского – при всей её яркой изобразительности – всё же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный. Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек».
Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков – запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».
Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.
Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.
Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам (импрессионизм – художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четверти XIX — начале XX века). В их творчестве широкое развитие получили темы, требующие особой музыкальной изобразительности, в том числе темы пейзажного характера.
Музыкальный пейзаж у импрессионистов – область детальной разработки всех средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «паруса», «Ветер на равнине», «Шаги на снегу» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси), «Чудесный вечер», «Полевые цветы», «Лунный свет» (романсы К. Дебюсси), «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М. Равеля) и так далее.
Необходимость воплощения в музыке столь сложных и тонких образов привела к возрастанию пространственных и красочных музыкальных возможностей. Более терпкими стали гармонии, более изысканными – ритмы, более утончёнными – тембры. Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени – как, например, в «Игре воды» М. Равеля. Такие возможности музыки оказались созвучны живописи импрессионистов; может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг с другу.
Обращаясь к поэзии, композиторы-импрессионисты останавливали свой выбор на таких произведениях, в которых также было ярко выражено красочное, живописное начало. Вот одно из таких стихотворений; его автор – поэт Поль Верлен.
Оград бесконечный ряд и дикий виноград;
Простор далёких синих гор; моря терпкий аромат.
Ветряк, как алый маяк, на светлой зелени дольней;
Бег жеребят своевольный возле прибрежных коряг.
Овцы пышные на склонах, текущие, как река, —
Белей молока на коврах они ярко – зелёных.
Кружевы пены за кормою, и парус над водою,
И там, в лазури воскресной, медный зов колоколов.
Если бы в поэзии существовал жанр пейзажа, то это стихотворение полностью бы отвечало его требованиям. Каждая его строка – самостоятельный образ, а взятые вместе они образуют единую картину воскресного летнего пейзажа.
Романс К. Дебюсси, созданный на основе этого стихотворения, придаёт поэтическому образу ещё большую глубину. Композитор вносит элемент движения, живого и весёлого, но это движение – также изобразительно, оно, как и в стихотворении Верлена, как будто запечатлено.
Начальная фигура аккомпанемента – квинтоль (ритмическая группа из пяти звуков) – напоминает узор – то ли рисунок бесконечных оград, то ли кружева пены, но мы чувствуем, что этот узор определённо связан с образами стихотворения.
Итак, мы видим, что пейзаж в музыке присутствует во всём богатстве своих проявлений – и как «пейзаж настроения» (например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотном И. Левитана и В. Серова, и как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского), и как красочная картина, заключающая в себе многообразные проявления прелести окружающего мира (у импрессионистов).
Пейзажные образы в музыке позволяют нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее? Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всём своеобразную музыку. «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», — писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты. В способности к такому восприятию и заключается секрет одухотворённости человека – самого высокого из всех присущих ему начал.
Источник