Музыкальный детский сад развитие чувства ритма

Развитие чувства ритма в игровой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду. Примеры музыкально-ритмических игр

Ольга Щербинина
Развитие чувства ритма в игровой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду. Примеры музыкально-ритмических игр

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение, и в образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный.

Поэтому ритмическое воспитание не может быть только слуховым, в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому развитие чувства ритма у детей с нарушениями речи особенно актуально и необходимо.

Таким образом, с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Развивая чувство ритма, мы способствуем развитию:

— слуховых и моторных способностей ребенка;

— музыкальных способностей, обогащению эмоционального мира ребенка.

Именно поэтому, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста – важнейшая задача педагога.

Музыкальный руководитель имеет возможность развивать чувство ритма у дошкольников на музыкальных занятиях, в различных видах музыкальной деятельности.

Наиболее эффективно и результативно чувство ритма у детей формируется и развивается в процессе игровой деятельности. Поэтому задания детям нужно преподносить в игровой форме.

В данном материале представлены игры на развитие чувства ритма, созданные используемые автором в процессе практической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Цель автора – показать, что играть с ритмом возможно в самых различных видах музыкальной деятельности, на протяжении всего музыкального занятия, доставляя детям радость и удовольствие, и, одновременно – огромную пользу для их музыкального и общего развития.

1. Ритмическое приветствие (прощание) «Вот мы встали в круг»

Задачи:

организовать детей в начале (конце) занятия; создать атмосферу доброжелательности и единени; координировать пение с ритмическими движениями.

(Дети стоят в кругу, поют вместе с педагогом песенку-попевку, одновременно выполняя ритмические движения по тексту песни)

— Вот мы встали в круг, в круг, — 4 хлопка в ладоши.

— Каблучками – тук, тук. – Руки на поясе, поочередные перетопы ногами.

— Вправо-влево повернулись — Руки на поясе, 4 поворота с приседанием вправо/влево.

И друг другу улыбнулись,

— Вот и поздоровались. – Плавно раскрыть руки перед собой.

Педагог: — Здравствуйте, ребята! (Звенит треугольником либо другим музыкальным инструментом, передавая ритмический рисунок фразы).

Дети: — Здравствуйте! (Прохлопывают в ладоши ритмический рисунок слова).

Вариант для прощания:

— Вот и попрощались.

Педагог: — До свидания, ребята!

Дети: — До свидания!

2. Музыкально-ритмическое упражнение «Разные шаги»

Задачи:

учить передавать в движении ритмическую пульсацию половинными, четвертными, восьмыми и шестнадцатыми длительностями: останавливаться по сигналу «Стоп!».

(Педагог играет на бубне или исполняет музыку на фортепиано, а дети двигаются, ритмично шагая на сильные доли. С окончанием звучания музыки останавливаются).

Мишка в гости к нам идет – топ, топ, топ, топ,

Мишка пляшет и поет – топ, топ, топ, топ,

Вышли дети погулять –

Застучали по полу,

— Мышки – бег на носочках мелкими шагами:

Вариант игры: дети выполняют шаги руками по коленям:

— Медведи – кулаками вертикально;

— Ежики – кулачками горизонтально;

3. Комплексная игра (распевка, ритмическая игра) «Метелица»

Задачи:

учить различать медленный, средний и быстрый темп; координировать пение с ритмическими движениями.

Снег по полю стелется.

Кто крутится, кто вертится,

1-й вариант – знакомство с игрой. Игра проводится сидя на стульях. Дети исполняют попевку трижды: в медленном темпе, быстрее, в быстром темпе. Пение сопровождают ритмичными шлепками по коленям поочередно правой и левой ладонью.

Читайте также:  Как себя чувствует душа умершего человека своих близких

2-й вариант. Игра проводится в движении, в парах. Дети стоят парами врассыпную по залу, держа друг друга под руку «калачиком», кружатся, выполняя четкие, ритмичные шаги в медленном темпе, быстрее и в быстром темпе, одновременно исполняя попевку. Затем поворачиваются в парах в обратную сторону, вновь берут друг друга под руку и игра повторяется еще раз.

4. Распевка «Петя-петушок»

Задачи:

учить петь ритмично, выдерживая паузу, и напевно, долгим звуком; формировать правильное певческое дыхание; координировать пение с ритмическими движениями (звучащими жестами).

— Петя-петушок, — 5 поочередных шлепков ладонями по коленям.

Пауза — 1 хлопок перед собой.

— Красный гребешок. – Повторить те же движения.

Вдох — Плавно поднять руки – «крылья» через стороны вверх над головой.

— Ку-ка-ре-ку-у-у-у! — На длинном выдохе максимально долго пропевать слово, похлопывая себя по бедрам (по бокам) руками – «крыльями».

— Ку-ка-ре-ку-у-у-у! — Повторить те же действия.

Распевка повторяется несколько раз с повышением тональности – «Петушок поднимается по ступенькам все выше и выше».

5. Ритмическая игра «Дятлы-Белки-Лисички»

Задачи:

познакомить детей с длинными и короткими звуками, с ритмослогами; координировать пение с ритмическими движениями (звучащими жестами) или с игрой на шумовых музыкальных инструментах.

Дятлы (Удары кулачками друг о друга или клавесами)

Тук, тук, тук, тук,

Мы в лесу слыхали стук,

Тук, тук, тук, тук,

Это дятел сел на сук.

Ту-ки, тук, ту-ки, тук,

Белки (Хлопки в ладоши или удары маракасами друг о друга)

Чок, чок, чок, чок,

Села белка на сучок,

Чок, чок, чок, чок,

Рыжий, маленький зверек.

Чо-ки, чок, чо-ки, чок,

Лисички (Потирание ладошками друг о друга или игра на шейкерах)

Тихо хвостиком машу,

Как лисичка, пошуршу.

6. Ритмическая игра «Матрешки танцуют»

Задачи:

знакомить детей с длинными и короткими звуками, с ритмическим рисунком, с ритмослогами; учить воспроизводить ритмический рисунок.

(Эта игра, наверняка, используется музыкальными руководителями, однако, в данном материале предлагается авторская интерпретация её первоначального объяснения детям и проведения).

— У большой матрешки длинные шаги: топ, топ, топ, топ. (Педагог выстукивает большой деревянной матрешкой по столу (по полу) ритм в медленном темпе, дети повторяют хлопками, сопровождая хлопки ритмическими слогами)

— У маленькой матрешки шаги короткие: топа-топа-топа-топа. (Педагог выстукивает маленькой матрешкой по столу (по полу) ритм в быстром темпе, дети повторяют хлопками, сопровождая хлопки ритмическими слогами)

— А средняя матрешка умеет шагать и медленно, и быстро, и еще она очень любит плясать. Послушайте, как она пляшет и повторите. (Педагог выстукивает средней матрешкой по столу (по полу) ритмический рисунок, сопровождая его ритмическими слогами, дети повторяют, например: то-па, топ, топ, топ, то-па, топ)

Дети могут повторять заданный ритмический рисунок, простукивая его своими матрешками (Матрешки учатся танцевать, повторяют танец).

7. Музыкальная игра «Пугало»

Задачи:

учить создавать в движении сказочный музыкально-игровой образ; координировать пение с ритмическими движениями.

(Дети стоят в кругу, исполняют песенку)

— Пугалу наскучило целый день стоять, — Дети стоят, подняв локти на уровне плеч горизонтально, свободно покачивая предплечьями с кистями, направленными вниз.

Захотело Пугало с нами поиграть.

— Одежонка рваная, шляпа набекрень, — 8 ритмичных шагов вперед, сужая круг.

— И стоит, нахмурившись, целый, целый день. — 8 ритмичных шагов назад, расширяя круг.

— Пугало, не скучай, — 2 длинных, 3 коротких хлопка.

— Вместе с нами поиграй! — 2 длинных, 3 коротких хлопка.

Пугало стоит на месте, продолжая размахивать руками, как в начале игры, а дети под музыку легко бегают врассыпную, с окончанием музыки останавливаются, принимая позу Пугала — подняв локти на уровне плеч горизонтально, свободно покачивая предплечьями с кистями, направленными вниз. Водящий-Пугало выбирает другого ребенка на эту роль.

МКДОУ д / с 60 «Солнышко»,

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Читайте также:  Гистологические препараты органы чувств

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Источник

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности

Лисицына Наталья
Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности

Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б.

«Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности»

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме с определенным ритмом функционируют сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Ритм сопровождает нас на протяжении всей жизни. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых функций. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.

Но некоторые люди жалуются на трудности восприятия ритма. Этой проблемой занимался профессор психологии Кэролайн Палмер. Он пришел к выводу, что возможно, ритмическая глухота является корнем и некоторых социальных и даже физиологических проблем. Ведь именно наши внутренние биологические ритмы адаптируют организм к изменениям в окружающей среде, позволяя нам среди прочего танцевать, кататься на коньках с партнёром или подпевать и постукивать в такт любимой мелодии. Поэтому работать над чувством ритма мы начинаем с раннего дошкольного возраста.

Особенно эффективны в развитии ритма вокально-двигательные разминки. Это вокальные упражнения (песенки, потешки, попевки). Основная цель вокально-двигательных разминок-сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Первые задания могут начинаться с самых простых движений-одновременных с вокализированием хлопков в ладоши, постукиванием пальцем одной руки по другой, притопов, шлепков по коленям.

-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)

И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, (по тексту)

Будем мы красивыми, («фонарики»)

Как в лесу цветочки.

Ушки мы теперь потрём (по тексту)

И здоровье сбережём

Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)

Будьте все здоровы.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко»:

Выгляни в окошко!

А теперь давайте ритмизируем: Та ти – ти, та тити, ти – ти – ти — ти, та – та.

Для восприятия метра речи мы подбираем такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:

Например: «Серых зайчиков отряд».

В таком стишке дети воспроизводят метрический пульс шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей):

Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд

Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нят, це-лых три ча- са под-ряд.

«2 ПЕТУХА» (Прослеживается метрический пульс)

Два петуха распетушились (шагают соединяют пальцы над

Но подраться не решились (наклон вперёд повороты головой)

Если очень петушиться (грозят пальцем.)

Можно пёрышек лишиться (как бы стряхивают с себя пылинки)

Если пёрышек лишиться

Нечем будет петушиться (разводят руки в стороны.)

Что касается образа в движении, то есть несколько игр, которые развивают пантомимику и театрально игровую деятельность.

В результате использовании «Звучащих жестов» (т. е изображать кого – то) у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый» (Использование бубенчиков на ногах)

«ДОЖДИК» (Прослеживается метрический пульс)

Капля первая упала – кап (Палец правой руки на ладонь

И вторая прибежала – кап

Мы на небо посмотрели (Смотрят на небо)

Капельки кап – кап запели

Намочились лица (Вытирают лица)

Туфли, посмотрите, (Показывают на обувь)

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём. (Движения плечами)

От дождя убежим

Под кусточком посидим. (Приседают)

Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных песнях-упражнениях. Песня сама подсказывает какие движения надо выполнять в данном ритме:

Читайте также:  Как справляться со стрессом во время диеты

Чтоб вы чуть -чуть встрепенулись мы с вами прогоним лень.

Песня с движениями: «Лень стряхнуть»

Какое время года у нас на улице? (Ответ: Зима.) Правильно…Давайте покажем как холодно зимой и как мы с этим боремся Песня с движениями: «Мороз».

Мы не хотим морозится и поедем туда где тепло.Песня с движениями: «Автобус».

Приехали и вдруг навстречу охотник.Песня с движениями: «Охотник».

Но так как мы приехали с вами в тёплые края здесь обитает много живых существ. Например в земле ползают кто? (Ответ: «Червяки») Давайте изобразим червяков.

Песня с движениями: «Червяки».

Идём мы по лесу, а навстречу нам скачет кто? (Ответ: «Зайчик») Ну конечно же зайчик. Давайте изобразим зайчиков.Песня с движениями: «Зайчик».

Идём мы дальше по лесу и наткнулись на болото. А на болоте у нас кто живёт? (Ответ: Лягушки.) Правильно и как вы думаете в кого мы сейчас превратимся? ….Песня с движениями: «Лягушата».

Так как мы приехали в жаркие страны какие деревья там растут? (Ответ: Пальмы) А на пальмах прыгают кто? (Ответ: Обезьянки) Чем же там обезьянки занимаются, сейчас мы узнаем.Песня с движениями: «Обезьянки».

А теперь такой вопрос: Каких животных вы знаете, которые живут в жарких странах? (Ответ: Жираф, слон, зебра, дикие кошки различные.) Что же есть у этих животных мы сейчас покажем.Песня с движениями: «Жираф».

Ну,в жарких странах мы побывали. Покажите как жарко в них (Показывают: Вытирают пот со лба.) Садимся в автобус и возвращаемся домой. (песня «Автобус)

Помимо песенно-игровой деятельности развитию чувства ритма способствует игра на музыкальных инструментах.Для этого лучше использовать инструменты ударной группы: бубны, барабаны, ложки, треугольники. Например, дети играют в «Музыкальное эхо». Один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Также очень интересна для детей игра на металлофоне. Дети учатся воспроизводить на металлофоне заданный ритм.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников. В процессе занятий над ритмом особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкального произведения. Дети становятся увереннее, успешнее. Речь дошкольников более развита, они не боятся общения и увереннее чувствуют себя на выступлениях перед зрителями.

Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Губарева Ольга Евгеньевна, Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №10, Город Кострома. Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для второй младшей группы Цель: развитие чувства ритма. • Как бегают зверята • Песенки-ритмы Цель: развитие звуковысотного слуха. 1) Лесенка 2) Птица и птенчики 3).

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» Музыка.

Среднесрочный проект «Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами» Проект среднесрочный Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами. Для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических моделей «Методическая копилка» Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических.

Развитие чувства ритма у дошкольников «Развитие чувства ритма у дошкольников». Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной.

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности Развитие речи дошкольников в игровой деятельности Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают.

Проект «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игровой деятельности» Марий Эл Республикын Туныктыш да шанче министерствыже «Йошкар-Ола» ола округ администрацийын туныктыш викетемже «Йошкар-Оласе 23-шо №-ан.

Источник

Оцените статью