- Развитие чувства ритма в игровой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду. Примеры музыкально-ритмических игр
- 1. Ритмическое приветствие (прощание) «Вот мы встали в круг»
- Задачи:
- 2. Музыкально-ритмическое упражнение «Разные шаги»
- Задачи:
- 3. Комплексная игра (распевка, ритмическая игра) «Метелица»
- Задачи:
- 4. Распевка «Петя-петушок»
- Задачи:
- 5. Ритмическая игра «Дятлы-Белки-Лисички»
- Задачи:
- 6. Ритмическая игра «Матрешки танцуют»
- Задачи:
- 7. Музыкальная игра «Пугало»
- Задачи:
- Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности
Развитие чувства ритма в игровой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду. Примеры музыкально-ритмических игр
Ольга Щербинина
Развитие чувства ритма в игровой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду. Примеры музыкально-ритмических игр
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение, и в образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный.
Поэтому ритмическое воспитание не может быть только слуховым, в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому развитие чувства ритма у детей с нарушениями речи особенно актуально и необходимо.
Таким образом, с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Развивая чувство ритма, мы способствуем развитию:
— слуховых и моторных способностей ребенка;
— музыкальных способностей, обогащению эмоционального мира ребенка.
Именно поэтому, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста – важнейшая задача педагога.
Музыкальный руководитель имеет возможность развивать чувство ритма у дошкольников на музыкальных занятиях, в различных видах музыкальной деятельности.
Наиболее эффективно и результативно чувство ритма у детей формируется и развивается в процессе игровой деятельности. Поэтому задания детям нужно преподносить в игровой форме.
В данном материале представлены игры на развитие чувства ритма, созданные используемые автором в процессе практической деятельности с детьми дошкольного возраста.
Цель автора – показать, что играть с ритмом возможно в самых различных видах музыкальной деятельности, на протяжении всего музыкального занятия, доставляя детям радость и удовольствие, и, одновременно – огромную пользу для их музыкального и общего развития.
1. Ритмическое приветствие (прощание) «Вот мы встали в круг»
Задачи:
организовать детей в начале (конце) занятия; создать атмосферу доброжелательности и единени; координировать пение с ритмическими движениями.
(Дети стоят в кругу, поют вместе с педагогом песенку-попевку, одновременно выполняя ритмические движения по тексту песни)
— Вот мы встали в круг, в круг, — 4 хлопка в ладоши.
— Каблучками – тук, тук. – Руки на поясе, поочередные перетопы ногами.
— Вправо-влево повернулись — Руки на поясе, 4 поворота с приседанием вправо/влево.
И друг другу улыбнулись,
— Вот и поздоровались. – Плавно раскрыть руки перед собой.
Педагог: — Здравствуйте, ребята! (Звенит треугольником либо другим музыкальным инструментом, передавая ритмический рисунок фразы).
Дети: — Здравствуйте! (Прохлопывают в ладоши ритмический рисунок слова).
Вариант для прощания:
— Вот и попрощались.
Педагог: — До свидания, ребята!
Дети: — До свидания!
2. Музыкально-ритмическое упражнение «Разные шаги»
Задачи:
учить передавать в движении ритмическую пульсацию половинными, четвертными, восьмыми и шестнадцатыми длительностями: останавливаться по сигналу «Стоп!».
(Педагог играет на бубне или исполняет музыку на фортепиано, а дети двигаются, ритмично шагая на сильные доли. С окончанием звучания музыки останавливаются).
Мишка в гости к нам идет – топ, топ, топ, топ,
Мишка пляшет и поет – топ, топ, топ, топ,
Вышли дети погулять –
Застучали по полу,
— Мышки – бег на носочках мелкими шагами:
Вариант игры: дети выполняют шаги руками по коленям:
— Медведи – кулаками вертикально;
— Ежики – кулачками горизонтально;
3. Комплексная игра (распевка, ритмическая игра) «Метелица»
Задачи:
учить различать медленный, средний и быстрый темп; координировать пение с ритмическими движениями.
Снег по полю стелется.
Кто крутится, кто вертится,
1-й вариант – знакомство с игрой. Игра проводится сидя на стульях. Дети исполняют попевку трижды: в медленном темпе, быстрее, в быстром темпе. Пение сопровождают ритмичными шлепками по коленям поочередно правой и левой ладонью.
2-й вариант. Игра проводится в движении, в парах. Дети стоят парами врассыпную по залу, держа друг друга под руку «калачиком», кружатся, выполняя четкие, ритмичные шаги в медленном темпе, быстрее и в быстром темпе, одновременно исполняя попевку. Затем поворачиваются в парах в обратную сторону, вновь берут друг друга под руку и игра повторяется еще раз.
4. Распевка «Петя-петушок»
Задачи:
учить петь ритмично, выдерживая паузу, и напевно, долгим звуком; формировать правильное певческое дыхание; координировать пение с ритмическими движениями (звучащими жестами).
— Петя-петушок, — 5 поочередных шлепков ладонями по коленям.
Пауза — 1 хлопок перед собой.
— Красный гребешок. – Повторить те же движения.
Вдох — Плавно поднять руки – «крылья» через стороны вверх над головой.
— Ку-ка-ре-ку-у-у-у! — На длинном выдохе максимально долго пропевать слово, похлопывая себя по бедрам (по бокам) руками – «крыльями».
— Ку-ка-ре-ку-у-у-у! — Повторить те же действия.
Распевка повторяется несколько раз с повышением тональности – «Петушок поднимается по ступенькам все выше и выше».
5. Ритмическая игра «Дятлы-Белки-Лисички»
Задачи:
познакомить детей с длинными и короткими звуками, с ритмослогами; координировать пение с ритмическими движениями (звучащими жестами) или с игрой на шумовых музыкальных инструментах.
Дятлы (Удары кулачками друг о друга или клавесами)
Тук, тук, тук, тук,
Мы в лесу слыхали стук,
Тук, тук, тук, тук,
Это дятел сел на сук.
Ту-ки, тук, ту-ки, тук,
Белки (Хлопки в ладоши или удары маракасами друг о друга)
Чок, чок, чок, чок,
Села белка на сучок,
Чок, чок, чок, чок,
Рыжий, маленький зверек.
Чо-ки, чок, чо-ки, чок,
Лисички (Потирание ладошками друг о друга или игра на шейкерах)
Тихо хвостиком машу,
Как лисичка, пошуршу.
6. Ритмическая игра «Матрешки танцуют»
Задачи:
знакомить детей с длинными и короткими звуками, с ритмическим рисунком, с ритмослогами; учить воспроизводить ритмический рисунок.
(Эта игра, наверняка, используется музыкальными руководителями, однако, в данном материале предлагается авторская интерпретация её первоначального объяснения детям и проведения).
— У большой матрешки длинные шаги: топ, топ, топ, топ. (Педагог выстукивает большой деревянной матрешкой по столу (по полу) ритм в медленном темпе, дети повторяют хлопками, сопровождая хлопки ритмическими слогами)
— У маленькой матрешки шаги короткие: топа-топа-топа-топа. (Педагог выстукивает маленькой матрешкой по столу (по полу) ритм в быстром темпе, дети повторяют хлопками, сопровождая хлопки ритмическими слогами)
— А средняя матрешка умеет шагать и медленно, и быстро, и еще она очень любит плясать. Послушайте, как она пляшет и повторите. (Педагог выстукивает средней матрешкой по столу (по полу) ритмический рисунок, сопровождая его ритмическими слогами, дети повторяют, например: то-па, топ, топ, топ, то-па, топ)
Дети могут повторять заданный ритмический рисунок, простукивая его своими матрешками (Матрешки учатся танцевать, повторяют танец).
7. Музыкальная игра «Пугало»
Задачи:
учить создавать в движении сказочный музыкально-игровой образ; координировать пение с ритмическими движениями.
(Дети стоят в кругу, исполняют песенку)
— Пугалу наскучило целый день стоять, — Дети стоят, подняв локти на уровне плеч горизонтально, свободно покачивая предплечьями с кистями, направленными вниз.
Захотело Пугало с нами поиграть.
— Одежонка рваная, шляпа набекрень, — 8 ритмичных шагов вперед, сужая круг.
— И стоит, нахмурившись, целый, целый день. — 8 ритмичных шагов назад, расширяя круг.
— Пугало, не скучай, — 2 длинных, 3 коротких хлопка.
— Вместе с нами поиграй! — 2 длинных, 3 коротких хлопка.
Пугало стоит на месте, продолжая размахивать руками, как в начале игры, а дети под музыку легко бегают врассыпную, с окончанием музыки останавливаются, принимая позу Пугала — подняв локти на уровне плеч горизонтально, свободно покачивая предплечьями с кистями, направленными вниз. Водящий-Пугало выбирает другого ребенка на эту роль.
МКДОУ д / с 60 «Солнышко»,
«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.
Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.
Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.
Источник
Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности
Лисицына Наталья
Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности
Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б.
«Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности»
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме с определенным ритмом функционируют сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Ритм сопровождает нас на протяжении всей жизни. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых функций. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.
Но некоторые люди жалуются на трудности восприятия ритма. Этой проблемой занимался профессор психологии Кэролайн Палмер. Он пришел к выводу, что возможно, ритмическая глухота является корнем и некоторых социальных и даже физиологических проблем. Ведь именно наши внутренние биологические ритмы адаптируют организм к изменениям в окружающей среде, позволяя нам среди прочего танцевать, кататься на коньках с партнёром или подпевать и постукивать в такт любимой мелодии. Поэтому работать над чувством ритма мы начинаем с раннего дошкольного возраста.
Особенно эффективны в развитии ритма вокально-двигательные разминки. Это вокальные упражнения (песенки, потешки, попевки). Основная цель вокально-двигательных разминок-сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Первые задания могут начинаться с самых простых движений-одновременных с вокализированием хлопков в ладоши, постукиванием пальцем одной руки по другой, притопов, шлепков по коленям.
-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, (по тексту)
Будем мы красивыми, («фонарики»)
Как в лесу цветочки.
Ушки мы теперь потрём (по тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко»:
Выгляни в окошко!
А теперь давайте ритмизируем: Та ти – ти, та тити, ти – ти – ти — ти, та – та.
Для восприятия метра речи мы подбираем такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:
Например: «Серых зайчиков отряд».
В таком стишке дети воспроизводят метрический пульс шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей):
Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд
Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нят, це-лых три ча- са под-ряд.
«2 ПЕТУХА» (Прослеживается метрический пульс)
Два петуха распетушились (шагают соединяют пальцы над
Но подраться не решились (наклон вперёд повороты головой)
Если очень петушиться (грозят пальцем.)
Можно пёрышек лишиться (как бы стряхивают с себя пылинки)
Если пёрышек лишиться
Нечем будет петушиться (разводят руки в стороны.)
Что касается образа в движении, то есть несколько игр, которые развивают пантомимику и театрально игровую деятельность.
В результате использовании «Звучащих жестов» (т. е изображать кого – то) у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый» (Использование бубенчиков на ногах)
«ДОЖДИК» (Прослеживается метрический пульс)
Капля первая упала – кап (Палец правой руки на ладонь
И вторая прибежала – кап
Мы на небо посмотрели (Смотрят на небо)
Капельки кап – кап запели
Намочились лица (Вытирают лица)
Туфли, посмотрите, (Показывают на обувь)
Плечами дружно поведём
И все капельки стряхнём. (Движения плечами)
От дождя убежим
Под кусточком посидим. (Приседают)
Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных песнях-упражнениях. Песня сама подсказывает какие движения надо выполнять в данном ритме:
Чтоб вы чуть -чуть встрепенулись мы с вами прогоним лень.
Песня с движениями: «Лень стряхнуть»
Какое время года у нас на улице? (Ответ: Зима.) Правильно…Давайте покажем как холодно зимой и как мы с этим боремся Песня с движениями: «Мороз».
Мы не хотим морозится и поедем туда где тепло.Песня с движениями: «Автобус».
Приехали и вдруг навстречу охотник.Песня с движениями: «Охотник».
Но так как мы приехали с вами в тёплые края здесь обитает много живых существ. Например в земле ползают кто? (Ответ: «Червяки») Давайте изобразим червяков.
Песня с движениями: «Червяки».
Идём мы по лесу, а навстречу нам скачет кто? (Ответ: «Зайчик») Ну конечно же зайчик. Давайте изобразим зайчиков.Песня с движениями: «Зайчик».
Идём мы дальше по лесу и наткнулись на болото. А на болоте у нас кто живёт? (Ответ: Лягушки.) Правильно и как вы думаете в кого мы сейчас превратимся? ….Песня с движениями: «Лягушата».
Так как мы приехали в жаркие страны какие деревья там растут? (Ответ: Пальмы) А на пальмах прыгают кто? (Ответ: Обезьянки) Чем же там обезьянки занимаются, сейчас мы узнаем.Песня с движениями: «Обезьянки».
А теперь такой вопрос: Каких животных вы знаете, которые живут в жарких странах? (Ответ: Жираф, слон, зебра, дикие кошки различные.) Что же есть у этих животных мы сейчас покажем.Песня с движениями: «Жираф».
Ну,в жарких странах мы побывали. Покажите как жарко в них (Показывают: Вытирают пот со лба.) Садимся в автобус и возвращаемся домой. (песня «Автобус)
Помимо песенно-игровой деятельности развитию чувства ритма способствует игра на музыкальных инструментах.Для этого лучше использовать инструменты ударной группы: бубны, барабаны, ложки, треугольники. Например, дети играют в «Музыкальное эхо». Один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.
Также очень интересна для детей игра на металлофоне. Дети учатся воспроизводить на металлофоне заданный ритм.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников. В процессе занятий над ритмом особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкального произведения. Дети становятся увереннее, успешнее. Речь дошкольников более развита, они не боятся общения и увереннее чувствуют себя на выступлениях перед зрителями.
Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Губарева Ольга Евгеньевна, Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №10, Город Кострома. Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у.
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано.
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для второй младшей группы Цель: развитие чувства ритма. • Как бегают зверята • Песенки-ритмы Цель: развитие звуковысотного слуха. 1) Лесенка 2) Птица и птенчики 3).
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.
Мастер-класс для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» Музыка.
Среднесрочный проект «Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами» Проект среднесрочный Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами. Для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических моделей «Методическая копилка» Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических.
Развитие чувства ритма у дошкольников «Развитие чувства ритма у дошкольников». Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной.
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности Развитие речи дошкольников в игровой деятельности Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают.
Проект «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игровой деятельности» Марий Эл Республикын Туныктыш да шанче министерствыже «Йошкар-Ола» ола округ администрацийын туныктыш викетемже «Йошкар-Оласе 23-шо №-ан.
Источник