Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
Рамиля Мазитова
Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
«Упражнения по развитию музыкально-ритмического чувства».
Мазитова Рамиля Юнировна
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. А игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.
Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.
Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка,протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит,где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей,без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И. П. : дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Игровое упражнение «Угадай».
Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен.Все говорят:
— Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…
На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.
Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)
1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.
Песни Е.Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».
2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.
Комплекс дыхательных упражнений на кроватках (подготовительная группа) Цели: Укреплять здоровье детей. Способствовать профилактике ОРЗ. Создать радостноенастроение при выполнении упражнений. Воспитывать привычку.
Комплекс физических упражнений. Конспект занятия по физическому воспитанию «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Комплекс физических упражнений: «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой,.
Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.
Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.
Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Спор зверей» «Спор зверей» • «Змея»; • «Черепаха»; • «Морская звезда»; • «Лягушка»; • «Носорог»; • «Гусеница». Однажды поспорили звери, кто сможет защитить.
Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Возвращение домой» «Возвращение домой» • «Зёрнышко»; • «Веточка»; • «Черепаха»; • «Стрекоза»; • «Бабочка»; • «Велосипед»; • «Лошадка»; • «Петушок». Одним.
Комплекс упражнений по группам звуков НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Окошко. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко.
Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с ОЗ «В гости в весенний лес» (подготовительная группа) Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с нарушением зрения «В ГОСТИ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС». Подготовительная группа. Цель: развивать.
Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений Мастер класс музыкального руководителя МБДОУ детского сада № 136 Васюковой О. А. Тема: «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного.
Источник
игры и упражнения на развитие чувства музыкального темпа
методическая разработка на тему
методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_upr._dlya_razv._muz.tempa_.doc | 47.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для формирования и развития чувства
Темп — скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.
Развитие чувства музыкального темпа у детей следует начинать с наиболее простых двигательных заданий, которые ребенок должен выполнять в соответствии с темпом прослушиваемой им музыки. Поначалу это будут взмахи руками и хлопки, затем к ним следует подключить движения ног, ходьбу и бег. Когда дети освоят два контрастных темпа: «быстрый» и «медленный», задания усложняются. Теперь темп проигрываемой музыки будет постоянно ускоряться или замедляться, а в соответствии с ним изменяется и темп выполняемых движений.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки и движений куклы.
Оборудование: кукла игрушка – бибабо.
Дети сидят на стульчиках перед педагогом. Под музыку, звучащую в медленном темпе, кукла, ведомая взрослым, не спеша танцует, а дети медленно, в такт музыке, хлопают ей в ладоши. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на коленях.
Кукла вновь танцует, но уже под быструю музыку – дети сопровождают танец хлопками соответствующего темпа.
Музыкальное сопровождение: по выбору педагога.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Оборудование: кольца от игры «серсо» по количеству детей.
Дети сидят на стульчиках и держат в руках «рули» (кольца). Под песню, исполняемую педагогом в медленном темпе, дети неспешно крутят у себя перед грудью «рули» — едут на машинах. С окончанием музыки движение прекращается.
В следующий раз педагог исполняет песню в быстром темпе, соответственно и дети крутят «руль» быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как они ехали: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: песня «Машина», сл.Н.Найденовой, муз.Т.Попатенко.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения ног с темпом музыки.
Дети стоят в кругу друг за другом. Под песенку дети начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.
Музыкальное сопровождение: песня «Ноги и ножки»,слова народные, музыка В.Агафонников.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения руки с темпом музыки.
Оборудование: показать детям мельницу на картинке или принести игрушку-мельницу.
Перед началом упражнения педагог читает детям стихотворение:
Крутит мельница крыло,
Мелет мельница зерно.
А из молотой муки
Испекут нам пироги.
Под музыку, исполняемой в замедленном темпе, дети, стоящие перед педагогом, начинают не спеша вращать перед собой по кругу по кругу левую руку, изображая мельничное крыло.
С окончанием музыки вращение рук прекращается.
В следующий раз педагог исполняет музыку в быстром темпе, а дети вращают перед собой правую руку. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как вращалось их мельничное крыло: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: «Благодарность ручью» ,муз.Ф.Шуберта
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Дети стоят лицом к педагогу. Под музыку, исполняемую в медленном темпе, дети изображают, как идут часы: не спеша совершают легкие наклоны то влево, то вправо, при этом руки скользят вдоль туловища. С окончанием музыки наклоны прекращаются. В следующий раз педагог проигрывает музыку в быстром темпе, соответственно и дети выполняют наклоны быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как шли их часы: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: песенка «Часы», сл. С.Маршака, муз. Е.Тиличеевой.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Под музыку, исполняемую педагогом, дети изображают, как падают капли дождя. Для этого обе кисти сжимаются в кулаки, из которых высвобождаются только указательные пальцы.. поочередно дети то поднимают, то опускают кисти рук. В начале музыка звучит в замедленном темпе, затем постепенно ускоряется, а перед окончанием вновь начинает замедляться- в соответствии с темпом музыки меняется и темп движения кистей рук детей.
Музыкальное сопровождение: «Дождик», муз. И.Кореневской.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения в колонне в соответствии с изменением темпа музыки.
Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:
В нем мотор гудит – У-у-у…
Дети под быструю музыку бегут друг за другом по залу, изображая самолеты, — руки подняты в стороны, как крылья самолетов. С замедлением дети опускают руки и переходят на ходьбу. С окончанием музыки дети останавливаются.
Музыкальное сопровождение: «Самолет», муз.К.Дискина.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения рук и ног в соответствии с изменением темпа музыки.
Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:
Он вагоны повез
Дети стоят в колонне друг за другом и держат руки, сжарые в кулаки, перед грудью. С началом музыки (в медленном темпе) дети начинают не спеша идти паровозиком, вращая перед собой руками, как колесами. Тема музыки постепенно нарастает, в соответствии с ним движения убыстряются – дети переходят на легкий бег с быстрым вращением рук. Затем темп музыки начинает постепенно замедляться-дети замедляют бег, переходят на шаг (руки тоже замедляют вращение) и с окончанием музыки весь поезд останавливается.
Музыкальное сопровождение: «Едет, едет паровоз», муз.Г.Эрнесакса.
Цель: развитие чувства музыкального ритма, координация темпа движения с темпом музыки.
Оборудование: детские стульчики по количеству детей, бубен.
Описание: на отдельные неторопливые ритмичные удары в бубен дети идут змейкой (друг за другом, держась за руки) между стульями, поставленными по прямой линии на расстоянии одного метра друг от друга. На быстрый перезвон бубна (тремоло) дети начинают бежать по внешнему кругу – вокруг стульев. Когда бубен замолкает, дети садятся на стульчики. Когда снова зазвучат отдельные удары в бубен, дети возобновляют движение змейкой.
В первый раз играть на бубне должен взрослый, а при повторении упражнения бубен можно дать одному из детей, предварительно выбранного считалкой.
Цель: развитие чувства ритма, передача его в движении.
Дети свободно стоят по всему залу.
Такты 1-8. Дети заводят моторы своих самолетов – вращают перед грудью руками, согнутыми в локтях. Движения постепенно ускоряются. В конце 8 такта дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета.
Такты 9-24. самолеты полетели – дети легко бегают по залу в любом направлении.
Такты 25-29. самолеты летят на аэродромы – мальчики к одной стороне зала, а девочки – к другой.
Такты 30-32. самолеты приземляются – дети опускаются на одно колено.
Музыкальное сопровождение: «Полетаем на самолете» , муз. В.Золотарева.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения с темпом музыки.
Оборудование: большой обруч.
На полу лежит большой обруч. Педагог приглашает несколько детей ( от 3 до 5 ) покататься на карусели. Выбранным детям надо взяться за обруч левой рукой, приподнять его над полом, а правую отставить в сторону. Начинается «катанье» — дети медленно идут друг за другом на полной ступне. В это время остальные дети вместе с педагогом поют песенку:
И помчались с ветерком.
А потом бегом, бегом!
Дети легко и быстро бегут, держась за обруч (на весь проигрыш поют : «Ля-ля-ля»). С окончанием музыки «карусели» останавливаются. Дети берутся за обруч правой рукой и «катаются» в другую сторону.
Музыкальное сопровождение: «Бульба» белорусская народная мелодия.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, выполнение движений под музыку различного темпа.
Оборудование: большие мячи по количеству детей.
Дети стоят в шеренге с мячами в руках. Под музыку, звучащую в медленном темпе, дети несколько раз не спеша поднимают мячи над головой и, нагибаясь, опускают их к ногам (не выпуская мячи из рук). На быстрый темп дети катят мячи по полу и бегут за ними до противоположной стороны зала.
Музыкальное сопровождение: «Мячи», муз.К.Дискина.
Цель: формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро» и «медленно».
Детям, сидящим на стульчиках или на ковре, предлагается выполнить импровизированные движения руками при прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе и сидеть спокойно при прослушивании отрывка в медленном темпе..
Усложнение: предложить детям дополнить движения рук движениями головы, корпуса и ног.
Музыкальное сопровождение: «Тема из вариации», муз. К.Вебера.
Цель: обучение детей дифференциации однотипных движений в соответствии с темповым диапазоном музыкального отрывка.
Дети сидят на стульчиках. Прослушивая музыкальный отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются до ладони другой руки – курочка клюет зернышки. При прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе дети совершают те же движения, но уже в быстром темпе – цыплята клюют зернышки.
Музыкальное сопровождение: «Русская народная мелодия» в обр.Г.Фрида.
Цель: побуждение детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом игрой на барабане.
Оборудование: барабан, коврики, на которых помещаются обе руки ребенка.
Педагог играет на барабане в соответствующем темпе (быстро или медленно), дети на своих импровизированных барабанчиках ( ковриках) отстукивают ладошками заданный темп.
1.Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях». Практическое пособие для педагогов и родителей.
2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие чувства музыкального темпа.
Музыкальные игры и упражнения для развития чувства лада у детей дошкольного возраста. Весёлые упражнения: 1. Постучать разными деревянными брусочками. 2. Потрясти разные коробочки. 3. Поиграть на бубн.
Музыкальные игры и упражнения для развития чувства ладау детей дошкольного возраста.
Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство.
В помощь музыкальному руководителю.
Игры на развитие чувства музыкального темпа.
Источник