Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
Рамиля Мазитова
Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
«Упражнения по развитию музыкально-ритмического чувства».
Мазитова Рамиля Юнировна
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. А игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.
Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.
Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка,протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит,где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей,без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И. П. : дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Игровое упражнение «Угадай».
Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен.Все говорят:
— Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…
На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.
Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)
1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.
Песни Е.Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».
2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.
Комплекс дыхательных упражнений на кроватках (подготовительная группа) Цели: Укреплять здоровье детей. Способствовать профилактике ОРЗ. Создать радостноенастроение при выполнении упражнений. Воспитывать привычку.
Комплекс физических упражнений. Конспект занятия по физическому воспитанию «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Комплекс физических упражнений: «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой,.
Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.
Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.
Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Спор зверей» «Спор зверей» • «Змея»; • «Черепаха»; • «Морская звезда»; • «Лягушка»; • «Носорог»; • «Гусеница». Однажды поспорили звери, кто сможет защитить.
Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Возвращение домой» «Возвращение домой» • «Зёрнышко»; • «Веточка»; • «Черепаха»; • «Стрекоза»; • «Бабочка»; • «Велосипед»; • «Лошадка»; • «Петушок». Одним.
Комплекс упражнений по группам звуков НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Окошко. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко.
Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с ОЗ «В гости в весенний лес» (подготовительная группа) Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с нарушением зрения «В ГОСТИ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС». Подготовительная группа. Цель: развивать.
Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений Мастер класс музыкального руководителя МБДОУ детского сада № 136 Васюковой О. А. Тема: «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного.
Источник
Конспект музыкального занятия «Подружитесь с ритмом»
Галина Гришко
Конспект музыкального занятия «Подружитесь с ритмом»
Формировать элементарную музыкальную грамотность
Развивать слуховое, зрительное восприятие.
Развивать коммуникативные навыки, моторику рук.
Активировать интерес к музыкальным инструментам.
Доставить радость от совместной игры.
Дети под марш входят в зал, обходят2-3 круга и останавливаются, лицом в круг.
Музыкальный руководитель:
Ребята, что это была за музыка?
Музыкальный руководитель:
Правильно, это был марш, музыка бодрая, ритмичная, под которую можно шагать. Ну а сейчас мы с вами продолжим наше занятие, а продолжим мы его приветствием.
В этот чудесный день (правая рука на пояс, левая рука на пояс)
Добрый день (хлопают в ладоши и по коленям)
Дружно здороваться (правая рука на пояс, левая рука на пояс)
Нам не лень (маршируют)
Руки протягивай, не зевай (правая, левая качаем ими)
Песню весёлую запевай (ладоши к сердцу и хлопают)
Музыкальный руководитель:
Вспомнили? Ну а теперь ещё дружнее.
Музыкальный руководитель привлекает внимание детей к детским музыкальным инструментам.
Ребята, что это я тут в зале разложила?
Это детские музыкальные инструменты.
Нас, с вами ребята окружает очень много звуков, давайте закроем глаза и послушаем, какие звуки мы слышим? (стук, кашель, гул машины и т. д.)
Это ребята были звуки шумовые, а есть ещё звуки музыкальные.
Вот я вам сей час сыграю два звука, послушайте внимательно, чем они отличаются?
Музыкальный руководитель играет на духовой гармошке один звук долгий, а другой короткий.
Дети отвечают (сообща выясняют).
Замечательно ребята, вы правильно определили, один звук был долгий, а другой короткий.
Ребята, а вы любите секреты? Смотрите сюда, я вам расскажу один секрет.
Оказывается у каждой мелодии, и у каждой песенки есть свой ритмический рисунок. Долгий звук в ритмическом рисунке называется «та», а короткий «ти», и если я сыграю такой ритмический рисунок, то послушайте, что у меня получится. Музыкальный руководитель играет на синтезаторе. (Светит солнышко, к нам в окошечко – ти-ти-та-та-та-ти-ти-та-та-та).
Ребята,что у меня получилось?
Конечно песенка, молодцы! А на каком звуке я играла?
Правильно! Молодцы, я играла всего на одном звуке, но звуки были организованны, чередование долгих и коротких звуков, и получилась песенка. Вот в чём ребятки секрет, оказывается, без ритма не бывает ни одной песенки. А чтобы нам сейчас с вами начать играть на духовых гармошечках, нам поможет вот такой волшебный паровозик.
Музыкальный руководитель привлекает внимание детей к интерактивной доске. Что этот паровозик везёт?
Паровозик везёт кружочки.
Он же волшебный, вот он и везёт кружочки. В каждом кружочке есть свой ритмический рисунок. Большие кружочки – это долгий звук «та»,а маленькие – это короткий звук «ти», молодцы, да вы уже знаете. Давайте мы с вами прохлопаем, ритмический рисунок первого вагончика. Сколько звуков было коротких? А долгих? А теперь давайте прохлопаем ритмический рисунок второго вагончика. Молодцы! Ну, что ребята, а теперь пришло время поиграть на детских музыкальных инструментах.
Ребята, а у музыкантов есть свои правила, я буду руководить и мы все вместе будем играть чередование долгих и коротких звуков. Молодцы, вот как мы все вместе дружно сыграли ритмический рисунок, который везёт волшебный паровозик.
Наши пальчики трудились, играли на музыкальных инструментах, давайте их немного повеселим.
Пальчиковая игра «Разыгра»
Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики? (спрятать руки за спину)
Пошли пальчики с утра (развернуть ладони вперёд перебирая пальцами)
В гости к тёте Разыгра (хлопки)
На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым
пальцем правой руки, начиная с указательного)
Да в окошечко глядели (сложить маленькие «колечки» перед глазами из пары
Напилися чаю, чаю разыграю (чередовать «хлопок» и показ больших пальцев
В разном направлении)
Погладило немножко (погладить ладошку легко массируя)
Лучиками стали. (раскрыть из кулачка выпрямленные пальчики- «лучики».
А про апельсин, помните?
Мы делили апельсин (развести руки в стороны и соединит ладони)
Много нас, а он один (кисти вперёд и соединить)
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра (загинать пальчики по одному)
А для волка кожура (кистями помахивать внизу)
Вот тебе от нас еда. (грозят пальчиками двух рук, и прячут за спину).
Ребята, на улице тепло цветочки расцветают, а сколько птичек радуется весне и дятлы, и синички.
Давайте и мы с вами порадуемся весне и цветочкам.
Стучат всё громче дятлы (одна кисть раскрыта, другая собрана, и стучат,
Синички стали петь (сжимать и разжимать кисти)
Встаёт пораньше солнце (кисти развернуть вперёд, сжимать и разжимать)
Чтоб землю нашу греть (руки чуть выше, также сжимать и разжимать)
Бегут ручьи под горку (шевелят пальцами навстречу друг другу)
Растаял весь снежок (гладят то одну то другую кисть)
А из под старой травки (соединить ладони и постепенно поднять их вверх0
Уже глядит цветок (раскрыть ладони)
Раскрылся колокольчик (соединять и разводить кисти не отрывая от
В тени там, где сосна запястья)
Динь, динь звенит тихонько
Динь, динь пришла весна. (звеним справа соединёнными пальцами, затем слева).
Ребята, давайте присядем, у нас сейчас будет ещё что-то интересное. Вы любите ловить бабочек? А сколько бабочек проснулось от весеннего солнышка! Я вам, сейчас предлагаю половить их под музыку двумя пальчиками указательным и средним, мы будем «ходить» ими по разным частям нашего тела, и на конец музыкальной фразы будем делать хлопок (т. е. ловить бабочку).
Музыкальный руководитель тоже садится перед детьми. («Ходят» от туловища вниз, к голове, снизу от ног, можно по друг дружке походить, главное хлопнуть – поймать бабочку).
Всех бабочек поймали? Молодцы! Ребята, а вы сказки любите? Тогда сделаем так, одну сказку расскажу вам я, а другую придумаете вы.
Привлекает внимание детей к интерактивной доске. В одном лесу жили божьи коровки – мама, дочка, сыночек и папа. Они все выстроились друг за другом и отправились на весенний луг в гости к своим друзьям, и получилась вот такая ритмическая формула. Большая коровка (вопрос к детям) –«та», как вы думаете это какой звук долгий или короткий! Правильно, молодцы да вы всё уже знаете. Давайте прохлопаем формулу, которая у нас получилась,
(та-ти-ти-та) .Это была моя сказка, а ещё ребята я приготовила вам разные картинки, чтобы вы сами сочинили свою сказку, только знаете ребята я предлагаю вам разделиться на две группы и совместно поработать,
(грибочки, листочки, рыбки, слоники) Так ребята, какая из подгрупп
хочет, рассказать, свою сказку. (Дети поочерёдно рассказывают и прохлопывают ритм своей сказки).
Вот какие интересные сказки у нас получились! Молодцы!
Ну, что ребята наши инструменты уже нас заждались, а кто играет на инструментах? Музыканты – да? Мы сейчас с вами будем музыкантами, возьмём ложки и румбы и будем играть, а чтобы мы с вами были настоящими музыкантами, разделимся на две партии- сюда стали ложечки, а сюда румбы, а поможет нам в этом волшебный экран. Сейчас мы с вами сыграем песенку «Ромашки и букашки» (Л. Раздобарина, проект Коломиец Л. А.) Вы помните ребятки, что большая ромашка это долгий звук «та», а маленькая это короткий звук «ти» приготовились, внимание на экран.
Молодцы! А ещё волшебный экран приглашает нас на полянку, она называется «Ягодная полянка» (проект Коломиец Л. А.) Мы теперь с вами разделимся на две подгруппы, одни будут «Клубнички», а вы «Ежевички».
Когда на экране появятся клубнички, то будут играть румбы, а когда появятся ежевички,то будут играть ложки. А в конце музыки будем играть все вместе.
Ну, что приготовились, смотрим внимательно и не забываем,что большая ягода это долгий звук, а маленькая это короткий звук. Прекрасно! Вы настоящие музыканты!
А теперь ребята положите музыкальные инструменты на столик. Наше время с вами так быстро пролетело, а чем же мы с вами сегодня занимались (ответы детей). Мне так понравилось с вами играть, общаться, большое вам спасибо ребята.
Дети строятся друг за другом и под марш выходят из зала.
«Ритмический поезд» для занятий ритмом. Дидактическое пособие » Ритмический поезд» для развития чувства ритма у детей. Пособие используется вместе с книгой «Этот удивительный ритм».
Конспект музыкального занятия «В мире музыки» Девочки, попробовала провести обыкновенное рядовое занятие по методике Т. Э. Тютюнниковой на РМО и причем с чужими детьми которых видела в.
Конспект музыкального занятия детей 6–7 лет Задачи: 1. Обучающие: — обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Конспект музыкального занятия «Настроение в природе» Цель: Познакомить детей с понятиями «эмоции и настроение», развивать эмоциональную сферу детей, интерес и любовь к музыке. Задачи:.
Конспект музыкального занятия «С осенью прощаемся» Конспект музыкального занятия «С осенью прощаемся» (для детей старшего дошкольного возраста) автор: Нестерова Г. В. Цель: Развивать творческие.
Конспект музыкального занятия в старшей группе Программное содержание Цель: Развивать музыкальные способности дошкольников через познавательно — исследовательскую, творческую, коммуникационную,.
Конспект музыкального занятия «Звуки музыки» Образовательные задачи: 1) совершенствовать интерес к исполнению упражнений, танцев, хороводов, игр; 2) закреплять приобретенные навыки:.
Конспект музыкального занятия «Оркестровый урок» МКДОУ ДЕТСКИЙ САД № 18 г. СРЕДНЕУРАЛЬСК «ОРКЕСТРОВЫЙ УРОК» Багрова Ольга Николаевна Музыкальный руководитель Цель:.
Конспект музыкального занятия «Страна настроений» Цель. Развивать эмоциональную сферу детей, интерес и любовь к музыке. Задачи: — Учить различать оттенки настроений, смену характера музыки,.
Урок ритмики для слабослыщащих детей. 4 класс. Тема «Работа над ритмом, дробные движения» План урока Класс: 4 Ритмика Тема: Работа над ритмом, дробные движения[/b] Цель урока: Овладение методикой исполнения дробных выстукиваний;.
Источник