Конспект музыкального занятия «Настроения и чувства в музыке»
Марина Хорькова
Конспект музыкального занятия «Настроения и чувства в музыке»
НАСТРОЕНИЯ И ЧУВСТВА В МУЗЫКЕ
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
Цель занятия:
Развитие музыкального восприятия, способности чувствовать настроения в музыке, их смену.
1. Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию.
2. Развивать способности детей передавать движениями характер музы-кального произведения.
3.Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем вырази-тельных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком в оживленном темпе.
4. Закрепить умение детей играть на детских музыкальных инструментах.
Дети спокойно входят в зал, выстраиваются в шеренгу. Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие «Здравствуйте, дети!» по ступеням мажорного трезвучия. Дети отвечают «Здравствуйте!» также по ступеням мажорного трезвучия.
Музыкальный руководитель: Мне очень приятно видеть вас на музыкальном занятии, и, чтобы создать вам радостное, приподнятое настроение, я хочу предложить вам поиграть. Наша игра будет называться «Смени пару», и вы уже немного с ней знакомы.
Музыкальный руководитель напоминает условия коррекционной игры, в основе которой лежит развитие коммуникативной сферы ребенка.
1. Все двигаются бодрым шагом, равномерно парами распределившись по залу. С окончанием первой части каждый находит себе новую пару и поворачивается лицом к партнеру.
2. Три раза хлопают по ладоням ребенка из соседней пары, стоящей напротив. Три раза хлопают по ладоням ребенка из другой пары, стоящей по диагонали. Три раза хлопают по ладоням своего партнера. Каждый ребенок берет себе в пару ребенка, стоящего напротив. Таким образом образуются новые пары. Игра повторяется.
Дети занимают места рядом с фортепиано.
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами в начале занятия, какое у меня было настроение? (Дети отвечают). А если бы я поздоровалась с вами вот так? (Повторяет музыкальное приветствие в миноре. Дети отвечают).
Музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания – нежность, волнение, грусть, жалость. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Слеза», сочинил ее великий русский композитор М. П. Мусоргский. Прислушайтесь, и вы поймете, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке.
Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано первую часть музыкальной пьесы М. П. Мусоргского «Слеза».
Музыкальный руководитель: Ребята, что вы почувствовали, слушая эту музыку? (Дети отвечают). Она на столько выразительна, что мы чувствуем страдание и боль, тяжелые вздохи и как катится по щеке горькая прозрачная капля… Как вы думаете, почему человек плачет? (Дети отвечают). А вы умеете замечать, когда обижаете близких людей? Умеете видеть, когда другому трудно? Чем помогаете? (Дети отвечают). Вы кого – жалеете, оказываете помощь, а значит, дарите свою любовь. Я вас тоже очень люблю, и знаете, порой о чем грущу? О том, что скоро наступит день нашего расставания. Вы стали большими и скоро пойдете в школу.
Исполняется музыкально – хореографическая композиция «Детство» Ю. Шатунова.
Далее музыкальный руководитель проводит беседу о том, какие движения передавали характер музыки. Затем переходят к пению.
1. Выполняется речевое упражнение на текст «Тише едешь – дальше бу-дешь» (громко, тихо, работа над артикуляцией, спеть «грустно» и «весело»).
2. Работа над дыханием в распевке «Болтушки».
3. Ритмическое задание на попевку «По дороге Петя шел».
Музыкальный руководитель:У всех детей чудесные мамы: очень ласковые и заботливые. Но у мамы и папы есть своя мама – это ваша бабушка. Вы, конечно, все любите своих бабушек, но случается, что и они могут захворать.
Дети исполняют песню «Для любимой бабушки», музыка Т. Бокач.
Работа над выразительным напевным характером исполнения. Беседа с детьми о том, чем можно помочь бабушке. Музыкальный руководитель предлагает спеть для бабушки веселую песню и подыграть на музыкальных инструментах.
Дети исполняют песню «Праздник веселый», музыка Д. Кабалевского. Во время проигрыша дети играют на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Я думаю, что такая замечательная песня поднимет настроение любимой бабушке! Обязательно исполните ее каждый для своей бабушки, пусть она порадуется и улыбнется. Наше занятие подходит к концу, пусть у вас всегда будет хорошее настроение. До свидание, ребята.
Конспект занятия-дидактической игры по музыке «Дождик, пуще!» «Дождик пуще»Цели: Развивать эстетическое отношение к миру,развивать чувство ритма; побуждать к плясКе. Учить отзываться на контрастное.
Конспект интегрированного занятия по ИЗО и музыке во второй младшей группе «Петушок» Конспект интегрированного занятия по ИЗО и музыке во второй младшей группе «Петушок» Музыкальный руководитель МАДОУ № 4 г. Пионерский.
Конспект музыкального занятия «Прогулка в лес» Задачи: стимулировать творческую активность детей; развивать певческие данные с помощью специальных творческих заданий; с помощью звукоподражания.
Конспект музыкального занятия «Звуки весны» Конспект музыкального занятия «Звуки весны» Вторая младшая группа. Цель. Развитие музыкальных способностей через музыкально-игровую деятельность.
Конспект открытого музыкального занятия «Три кита в музыке» в старше-подготовительной группе Цель: обобщить и привести в систему знания детей о музыкальных жанрах. Задачи: Обучающие: — учить высказываться о музыке. — учить различать.
Конспект занятия по музыке для второй младшей группы «Едем на поезде к игрушкам в гости» Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к музыке, стремление выразить эмоциональное отношение к ней в разных видах.
Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка «Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара» ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.
Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.
Отчёт музыкального руководителя по годовому проекту «Сказка в музыке» Отчёт музыкального руководителя по годовому проекту «Сказка в музыке» Тип проекта: долгосрочный, межгрупповой, творческий Участники проекта:.
Конспект занятия по музыке «В мире музыкальных инструментов» (подготовительная группа) Конспект занятия по музыке «В мире музыкальных инструментов» (подготовительная группа) Татьяна Стажкова Конспект занятия по музыке «В мире.
Источник
Как музыка влияет на человека и его настроение
Всю жизнь человека сопровождают звуки природных явлений: шум дождя, порывы ветра, шорох листьев, журчание воды и т. п. Эти звуки могут раздражать, а могут, наоборот, успокаивать или вдохновлять.
Такое же воздействие оказывают и звуки музыки, вызывая в душе определенные ассоциации и образы. Одни музыкальные мелодии навевают лирическое настроение, другие возбуждают или вызывают желание изменить свою жизнь к лучшему, третьи же нагоняют тоску и ввергают в уныние, четвертые помогают сконцентрироваться на работе или учебе.
Ответная реакция, вызываемая музыкой, не зависит от музыкального жанра: у кого-то бурю эмоций вызывает симфоническая музыка, а у кого-то – незатейливая поп-композиция. На музыкальные предпочтения прежде всего влияют кругозор, образование и личный опыт человека.
Каковы «физика» и «химия» музыкального воздействия
Человеческими эмоциями «заведуют» центральные части головного мозга. В частности, гипоталамус, который представляет собой небольшую область в промежуточном мозге.
Ушные раковины принимают звуковой сигнал и преобразуют его в нервный импульс, который по нервным окончаниям попадает в гипоталамус. А гипоталамус, в свою очередь, преобразует нервный импульс в эмоциональные переживания и информирует об их возникновении кору головного мозга.
О полученном звуковом сигнале кору головного мозга уведомляют и затылочные доли мозга, после чего она объединяет всю полученную информацию в определенные ассоциации.
Гипоталамус играет значительную роль и в синхронизации биоритмов человеческого организма: при нарушении ритмичной сбалансированной работы органов он получает сигналы и синхронизирует их работу, приводя в состояние равновесия и гармонии.
Вызываемые музыкой волновые колебания, которые гипоталамус получает от органов слуха, схожи с биоритмическими. И гипоталамус обрабатывает их тем же способом, но синхронизировать музыкальные ритмы он не может. Поэтому, например, политональная или полиритмичная музыка у многих людей вызывает неприятные ощущения.
В гипоталамусе также находится центр удовольствия. При прослушивании приятной для человека музыки к нервным окончаниям поступает больше крови, что стимулирует выработку дофамина – вещества, вызывающего чувство наслаждения и удовлетворения.
Как воздействует музыка на человека
Музыка вызывает приятные ощущения, если она:
- состоит из многих звуковых элементов, которые периодически повторяются;
- эти звуковые периоды между собой синхронизированы;
- кроме них, в музыке должны быть звуковые элементы, которые постоянно изменяются и зависят от основных периодов.
Если же цель музыки – вызвать тревогу и страх, создать напряженность, как, например, в саундтреках из фильмов-ужасов, периодичность звуковых элементов и их синхронизация нарушаются. Устрашающему действию фильмы-ужасы обязаны именно музыке, а не изображению. Это можно заметить, если выключить звук: изображение будет гораздо в меньшей степени воздействовать на эмоции, чем музыка.
Однообразная же музыка обладает свойством «одурманивать» сознание. Такая музыка у многих людей вызывает раздражение, поскольку их мозг сопротивляется однообразию. Есть мнение, что длительное прослушивание однообразной музыки может привести к деградации разума, тогда как использование отдельных элементов такой музыки расслабляет и вызывает приятные ощущения.
Таким образом, музыка может многое: с ее помощью можно как улучшить, так и ухудшить здоровье, как повысить, так и понизить уровень интеллекта. Некоторые исследователи, изучающие воздействие музыки на человека, считают, что посредством музыки можно влиять на мораль, пробуждая в людях возвышенные или низменные чувства, и даже изменить темперамент либо характер, сделав из робкого и застенчивого человека решительного и инициативного.
Какие лечебные свойства имеет музыка
Лечебные свойства музыки заметили еще в глубокой древности. Древнегреческий философ Пифагор с ее помощью излечивал не только душевные, но физические недуги. Свой день он начинал и заканчивал определенной музыкой, утром настраиваясь на рабочий лад, а вечером – на отдых и расслабление. Давид, второй царь Израиля, в юности, играя на лире, отгонял от царя Саула «злого духа», терзавшего его душу.
В наши дни лечение музыкой называют музыкотерапией и даже готовят врачей, которые занимаются ей профессионально. В России музыкотерапия признана официальным методом лечения в 2003 г. А в Российской академии медицинских наук открылось отделение музыкотерапии и реабилитации. Создано такое отделение и при Музыкальной академии им. Гнесиных.
Музыка, в частности классическая, способна снижать болевой порог, приглушать болевые ощущения и уменьшать тревогу, поэтому во время хирургических операций, не требующих общего наркоза, ее используют как фоновую. Врачи утверждают, что такая музыка сокращает и продолжительность реабилитационного периода после операций. Звучание тихой музыки практикуется и в современных родзалах при родильных домах, и в стоматологических клиниках.
Для профилактики сердечнососудистых заболеваний рекомендуют слушать радостную и веселую музыку, создающую хорошее настроение и вызывающую положительные эмоции. Согласно исследованиям, благодаря такой музыке улучшается циркуляция крови, расширяются кровеносные сосуды и снижается давление. Для скорейшего восстановления после операции на сердце также рекомендуют слушать мелодии, настраивающие на позитивный лад.
Занятия музыкой развивают умственные способности и память – у людей, занимающихся музыкой, меньше проблем с запоминанием и они реже страдают забывчивостью. Кроме того, профессиональные музыканты намного реже обычных людей страдают возрастной потерей слуха, сохраняя его до глубокой старости. Слушать музыку, в частности Моцарта, рекомендуют и при нарушениях мозгового кровообращения, при восстановлении после инсульта.
Существует любопытное мнение, что музыка определенной частоты способна губительно действовать на болезнетворные микробы. Подтверждение тому – легенды о колокольном звоне, благодаря непрерывному звучанию которого в некоторых средневековых городах удалось остановить эпидемию чумы. Правда, и современные исследования подтверждают, что активность болезнетворных микробов несколько снижается под воздействием колокольного звона или церковной музыки.
Какая музыка от чего помогает
Специалисты классифицировали музыкальные классические произведения в соответствии с влиянием, которое они оказывают на физическое и психическое состояние человека.
- Например, «Лунная соната» Бетховена помогает при лечении неврозов и депрессии.
- Пьесы Чайковского предлагается слушать при бессоннице, а Полонез Огинского – при головной боли.
- Музыка Баха, Вивальди, Генделя нормализует сердечный ритм и расслабляет тело.
- Танцевальные мелодии Кальмана, Штрауса и Легара настраивают на оптимистический лад.
- Прелюдии Листа и произведения Брамса помогают преодолеть робость и застенчивость, а Шостаковича – раздражительность и злобу.
- Симфонии Чайковского уводят от неприятных воспоминаний, а духовная музыка М. Бортнянского, литургии С. Рахманинова наполняют энергией и внутренней гармонией.
- Сюита Вивальди «Времена года» улучшает память, вселяет уверенность и избавляет от чувства тревоги и страха.
Свойство музыки влиять на психику и настроение человека активно используют и менеджеры торговых учреждений: с помощью спокойной музыки они создают в торговом зале расслабленную неспешную атмосферу, располагающую к покупкам. Или, наоборот, при большом наплыве покупателей посредством громкой энергичной музыки побуждают совершать «быстрые» покупки.
Источник