Музыкально ритмические движения как средство развития чувства ритма

Музыкально-ритмические движения как средство развития творчества детей

Ирина Трубникова
Музыкально-ритмические движения как средство развития творчества детей

лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это

свободное движение под музыку, и научиться этому можно у ребенка»

Слайды 2-4. Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.

Это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности

Проблема развития творческих способностей у старших дошколь-ников состоит в необходимости продолжения развития у детей ритмичес-ких и танцевальных движений, заложенных природой, т. к. такое творчество может развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

5. Актуальность. Музыка, движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее.

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.

6. слайд Как ни в каком другом виде деятельности дошкольника в музыкально-ритмическое прослеживается интеграция различных образовательных областей,что позволяет на занятиях решает очень большое количество задач:

1. Развитие музыкального слуха.

2. Развитие координации движений.

3. Развитие основных движений.

4. Развитие плавности движений.

5. Развитие активности движений.

6. Подчинение движения музыке.

7. Развитие памяти.

8. Развитие умения импровизировать.

9. Развитие умения двигаться ритмично.

10. Развитие творческих способностей.

11. Развитие чувства коллективизма.

12. Развитие коммуникативности.

13. Развитие культуры поведения.

14. Обучение правилам этикета.

15. Развитие интеллекта и мышления.

16. Развитие мелкой и крупной моторики.

7 слайд. Говоря о современном развитии музыкально – ритмического движения дошкольника, нельзя не вспомнить о историческом аспекте этого вопроса. Так идея синтеза музыки и движения во всестороннем развитии личности стала основой системы музыкально-ритмического воспитания детей, разработанной швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом.

Еще одним реформатором из тех, кто использовал для своих целей танец, был Рудольф Штайнер (1861—1925). Он изобрел свою систему движений— эвритмию —танец не только под музыку, но и «под слово», или стихи.

особой философией для основателей свободного танца стали идеи Айседоры Дункан (1877-1927, которая

мечтала о новом человеке, для которого танец будет так же органичен, как и другие повседневные дела, о женщине будущего — обладательнице «самого возвышенного разума в самом свободном теле».

Одна из создательниц свободного танца в нашей стране, С. Д. Руднева (1890—1989, вместе с единомышленниками,

разработала уникальный метод пластического прочтения музыки — музыкальное движение.

Следует отметить программы музыкально-ритмического воспитания: Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, К. В. Тарасовой

Методики и технологии в области музыкально-ритмического воспитания, и в частности, развития детского

творчества в танцах, ритмических этюдах и упражнениях. Авторы, А. И. Буренина,

8. слайд Вся работа по развитию музыкально – ритмических движений строится в нормативно –правовом поле.

9. Целью развития музыкально – ритмических движений

является эмоциональное восприятие музыки (выделение средств выразительности, формы, ее образов и формирование на этой основе навыков выразительного движения.

10. Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.

У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях — все они не предсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, но и образными упражнениями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию взрослых.

Детей дошкольного возраста специалисты называют гениями труда и великими творцами. Творит ребёнок не только рисунки или фигурки из пластилина, не только танцевальные композиции и незамысловатые песенки — творит ребёнок самого себя, совершенствует память и внимание, характер и волю.

Ценность детского творчества не в результате, хотя и он важен, а в процессе, это нужно не зрителям, а детям.

11. слайд С помощью чего же происходит реализации развития музыкально — ритмических движений.? это

Работа с детьми.

Читайте также:  Гипноз при неврозе депрессии

Работа с педагогами.

Работа с родителями.

Непосредственная образовательная деятельность

. Самостоятельная музыкальная деятельность.

Праздники и развлечения.

Изготовление атрибутов и пособий

Родительский уголок Организация подготовки костюмов

12. Какова же структура НОД

I.упражнения, игры на совершенствование навыков основных движений, творческие задания на решение задач пространственного ориентирование, упражнения для рук

II. Комплекс ритмической гимнастики с предметами и без. партерная гимнастика

III.Музыкально -пластические этюды, музыкально –ритмические игры, направленные на развитие творческих способностей с использованием музыкальных инструментов

IV.Танцевальные композиции (в парах, тройках, шеренгах, хороводах).танцевальные импровизации

Работа над развитием музыкально – ритмического движения строится в 3 этапа

1– аналитический этап

14.-15 Основные психолого-педагогические принципы

сводятся к тому, чтобы используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми простые танцы,

а для этого требуется – мотивационная составляющая обучения,

правильная постановка соответствующей проблемы и ее решение ребенком, использование творческих заданий.

— Правильный подбор музыкального произведения.

— Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев.

— Разнообразие и динамичность движений.

-Проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.

— Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру «Покажи и повтори».

— Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.

— Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.

16. Методы и приемы

Наглядно-практический. Словесный. Просмотр видеозаписей Показ движений. Показ иллюстраций. Игра. Упражнения. Самостоятельная деятельность. Творческие домашние задания Слушание музыки Анализ средств музыкальной выразительности. Сравнение, сопоставление. Разъяснение, пояснение. Вопросы, беседы. Художественное слово

17слайд. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

18. Но для того чтобы определить педагогический маршрут ребенка, необходим мониторинг, который проводится исключительно с согласия родителей.

19. Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить,что один из принципов гуманистической педагогики:

«Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие М. Де Монтель», поможет нам решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.

Источник

Музыкально-ритмические движения — основная составляющая ритмического воспитания. Методы разучивания

Елена Меренкова
Музыкально-ритмические движения — основная составляющая ритмического воспитания. Методы разучивания

«Учимся танцевать, играя»

1. слйдС введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания и обучения дошкольников основам музыкального развития, влияющее на последующее становление личности ребенка. Музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, объединяющим музыку, пение, движение и словоЗначение музыкально -ритмических движений в жизни ребенка заключаются в том,что они:

1. Обогощают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности

2. развивают познавательные способности

Воспитывают активность, дисциплинированность чувства коллективизма

3. Способствуют физическому совершенствованию организма

Слайд 2. Детство — это, прежде всего, игра. Если ребёнок познаёт мир, получает знания в игровой форме, то эти сведения усваиваются им легче и быстрее. Это подтверждают и ФГОС отмечая, что игра является адекватной формой работы в ДОУ. В своей работе мы музыкальные руководители используем игровые приёмы почти во всех видах деятельности, а музыкально- ритмические движения выпадают из этого ряда. Ведь музыкально-ритмические движения- всегда были предметом обязательной, скрупулёзной отработки и неоднократного, тщательного машинального повтора за взрослым. Тем самым, у ребёнка теряется интерес к этому виду деятельности. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, пространственное воображение,а обучение по принципу: «повтори за мной» и поставь ногу сюда, а вот эту вот так» не всегда успешно. Кроме того, обучение музыкально- ритмическим движениям проходит неинтересно и скучно для детей- сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателем гасит интерес к этому виду деятельности,потому столько времени приходится тратить на постановку танца: не качественное и не выразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни музыкантов.

Читайте также:  Гиф классного настроения медвежата

Слайд 3. Как показать выразительность движений, как не забыть смену рисунков в танце, как научить запомнить разнообразные

танцевальные движения, как запомнить последовательность движений

Как привить детям любовь к обучению музыкально- ритмическим движениям с младшего возраста?

Конечно, через игру, чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо,

увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движения неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом,ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него получится возрастает во много раз. Что понятно- то выполнимо!

4. слайдПри обучении детей музыкально-ритмическим движениям, использую различные методы:

1. Нагляднослуховой метод, используется мной при ознакомлении детей с музыкальным произведением, с помощью которого в дальнейшем строится музыкально-ритмическая композиция.

2. Наглядно-зрительный, двигательный метод, применяется при показе игр, плясок, отдельных танцевальных элементов.

3. Словесный метод, этот метод, который очень важен, потому что без правильного, четкого объяснения нельзя добиться положительного результата. Используется мной в танцах, музыкальных играх, при пояснении хода выполнения движений, многократном повторении и подаче нового материала).

Изучив много материалов по этой теме мне очень понравились методики Аллы Анатольевны Евтодьевой музыкальный руководитель г Калуги. Педагог работает по авторской программе «Вдохновение», к которой создано методическое и практическое приложение –книга — пособие «Учимся петь и танцевать, играя», а также Хореографа Ольги Киенко.

Я на применяю игровой подход в обучении детей движениям с тем, чтобы сделать процесс усвоения интересным и занимательным. Любая моя встреча с детьми начинается с музыкально- танцевального приветствия. Оно помогает настроить детей на активную работу, разбудить положительные эмоции, снять напряжение, усталость, и разогреть тело.

5 слайд.Игровое приветствие:

1.«Представься по имени» (каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бёдер:

Все. «Ка-тень-ка (шлепки по коленям, и. т. д.

2. Здравствуйте ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! Здравствуйте ножки! Топ-топ-топ! Здравствуйте плечи! Голова! Вы рады встречи?

3. Мы ладошки друг другу подаем,

И с улыбкой «Здравствуй» мы поем поём

Добрый день, Добрый день!

Заниматься нам не лень!

Часто я в своей работе сталкиваюсь с такой проблемой, что дети не ровно ходят по кругу, не держат его, тем самым сужая его и натыкаясь друг на друга.Чтобы помочь детям держать круг я применяю вот такой стишок:

«Спрячься, спрячься и сейчас, будет ровным круг у нас. Ты за мной шагай мой друг, не ломай красивый круг! Кто не ровно зашагал, тот цепочку разорвал. Спрячься, спрячься поскорей, будет наш кружок ровней.

Или вот такой: «В прятки будем мы играть, а что будем мы искать? У друга- макушку, хвостик у подружки.

Также чтобы детям было выполнять лучше танцевальные движения я обязательно использую разметку зала.Эта разметка помогает детям: держать ориентир между детьми, улучшает качество построений в танцах. Дети с удовольствием играют в «цветную карусель», ведь теперь у каждой пары возник свой «домик», и это очень помогает сохранить круг, не сбивая его при движении,

Мы пришли на карусели,

И устроили веселье –

Покатались дружно все

На огромном колесе.

С песней, с музыкой, с игрой!

Как нам весело с тобой!

Карусель кружится, а лошадки друг на друга не наезжают напоминаю всегда детям.

это значительно экономит время музыкального занятия, которое так ценно и которого так не хватает на вс.

Все танцевальные движения в детском саду состоят из: разнообразных шагов и всевозможных прыжков, которые выполняются на мягкой «пружинке». Дети с младшей группы знакомятся с этими движениями. Шаги и прыжки для них понятны. Но что такое для малыша «пружинка»? В силу своего маленького жизненного опыта, это понятие для него абстрактное. Ну, в самом деле, почему полуприседание взрослой тёти называется «пружинка»? И вот тогда я воспользовалась идеей Аллы Анатольевны создать куклу- Девочку Пружинку, с которой можно играть, потрогать её спиральные ножки, привести их в движение и понять, наконец, что такое пружинка. Эта куколка стала для ребят подружкой, они с лёгкостью подражают ей и выполняют «пружинку», как только девочка пригласит их танцевать. И изготовила ещё две куколки верных товарищей- мальчиков по имени Шажок и Прыжок. Эти герои стали для детей настоящими друзьями, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать- кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения

Читайте также:  Лактации нет чувствую приливы

6. слайд. Певец в песню душу вложит,

Поэт стих о счастье сложит,

Танцор в танце весь живёт,

В нём душа его поёт.

Я приглашаю вас в прекрасный мир танца.

.Я сегодня покажу вам некоторые музыкальные -ритмические движения, а помогать нам будут мои маленькие помощники,

Знакомьтесь: «Мальчик шажок», «Мальчик прыжок», «Девочка пружинка». Эти персонажи, являются составляющими, из которых складываются танцевальные движения.

«Девочка пружинка» — у нее доброе лицо, понятный образ, да еще двигается, и мы легко повторяем движение «Пружинка» за ней. Тем более ни одно танцевальное движение не обходится без пружинки. А чтобы не было скучно, на помощь приходят её друзья. И начинает складываться движение как по кирпичику.

Что ж, приступаем к упражнениям,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения

Я прошу выйти в зал, кто поможет показать музыкально – ритмические движения.

Мы с вами отправляемся в путешествие.

М Ш помоги нам прогуляться по этой тропинке, мы пойдем «спокойным шагом». (Музыка)

Тропинка стала шире можно идти смелее «бодрым шагом» (Музыка)

А вот и бабочки летают вокруг, покачаемся с ними на цветочках.

Д. П. Танцует вместе с нами. (Музыка). Пружинка

Посмотрите, зайка. М Пр. помоги нам превратится в зайку. (Музыка) прыжки

Зайчик научил нас прыгать, а мы научим зайку танцевать, будем притопывать ножкой. Д. ПР. танцуй вместе с нами, без тебя это движение Не будет красивым. (Музыка) Ковырялочка с притопами.

А кто это пасется на лугу? Да это же лошадка. М Пр. научи скакать нас на лошадке. (Музыка). Боковой галоп

Прискакали на полянку, там нас встречают солнечные лучики, потанцуем вместе с солнечными лучиками. Будем ножку выставлять в право в лево. ДПР танцуй вместе с нами. Где же ножка, где же ножка (. пружинка) Потанцуй ещё немножко (притопы (Музыка). (Музыка).

Ой, что это? Дождик! Бежим от дождика (музыка) бег

Намочили сапожки. М Ш и ДПР и вы отряхните ножки. (музыка)приставной с притопом

После дождика распускаются цветы летают бабочки (Музыка) плавные движения руками.

Д Пр. Потанцуй с нами ручки как бутончики на цветочках (музыка) фонарики

Спасибо большое всем кто участвовал.

Научите меня танцевать,

В ритме плавных движений струиться,

В вихре звуков себя расплескать,

Раствориться… и с музыкой слиться.

В музыкально-ритмических упражнениях можно одновременно исполнять и творить, придумывать движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой музыки. Мы начинаем осознавать музыку через движение. Мы не должны бояться ошибиться. Нам надо искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.

Вот и все, я закончила своё выступления,

И теперь мне пора подвести итог:

Наша цель: развивать и воспитывать,

И частичку души своей вкладывать.

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Если дети смеются, играют,

С удовольствием зал посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!

Очень хотелось бы, уважаемые коллеги,, чтобы и воспитатели в группах больше пели с детьми, чаще слушали музыку, играли с детьми на музыкальных инструментах, танцевали. Только благодаря тесному взаимодействию педагогов, специалистов с привлечением родительского коллектива мы сможем воспитать личность, которая ценит красоту музыкального искусства, окружающего мира.

Источник

Оцените статью