Типы темперамента на примере героев мультфильмов
консультация на тему
В консультации для родителей представлен материал по типам темперамента на примере героев мультфильмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_temperamenta.doc | 680 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика детей с различными типами темперамента
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность.
Исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств: сензитивность (чувствительность), реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, темп психических реакций.
Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик . Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.
При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:
- у сангвиника – распыленность интересов;
- у холерика – несдержанности, резкости;
- у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;
- у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.
Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка. Расстройства поведения определяются воспитанием, и вероятность их возникновения зависит от свойств темперамента лишь постольку, поскольку воспитание, его методы, средства и вообще воздействие окружающей среды на ребенка не соответствуют и даже противоречат особенностям темперамента. При крайней дисгармонии воспитательных воздействий и особенностей темперамента дело может дойти до серьезных расстройств поведения, приводящих к нервным срывам и психологическим заболеваниям, либо к тяжелым искривлениям последующего жизненного пути ребенка. Например, постоянная «гонка» в ускорении темпов деятельности на занятиях медлительного ребенка может вызвать у него отрицательное отношение к обучению вообще, снижение познавательных интересов, негативизм.
Учет особенностей темперамента необходим не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно и различно в зависимости от возраста, степени выраженности свойств и от уровня «созревания» (развертывания всех структурных компонентов) темперамента. Важно не только выработать определенный комплекс воспитательных воздействий, но адресовать их тому периоду развития, который является наиболее благоприятным для проявления отдельных типологических свойств (то есть учитывать сензитивные периоды). Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов.
Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.
Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.
Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора.
Все мы помним и любим героя сказки Р. Киплинга «Маугли»
У мальчика выраженный тип сангвинического типа темперамента. Отличается этот персонаж живостью, горячностью, подвижностью, склонностью к лидерству. Он общительный, жизнерадостный, имеет высокую работоспособность и самоконтроль.
Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания.
Педагоги должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.
Такой образ меланхолика Иа создал автор произведения А.Милн «Вини-пух»
Он отличается повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, замкнутостью и быстрой утомляемостью.
Холерик . Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен.
Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте.
Педагоги должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии, вызывают резкое противодействие и даже ненависть.
Все мы помним лучшего друга Малыша – Карлсона, который живет на крыше! Этого героя придумал автор А.Линдгрен.
У Карлсона холерический тип темперамента. Он быстрый, порывистый, неуравновешенный, инициативный, конфликтный и коммуникабельный.
Флегматик. Медлительный молчун, полненький и спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви.
Взрослым необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным.
Добрым, рассудительным, сдержанным — таким запомнился нам персонаж крокодила Генны из мультфильма Э.Успенского «Чебурашка».
Он спокойный, уравновешенный, неспешный в принятии решений, упорный и немногословен.
Педагогу важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе.
План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе.
В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента.
Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе.
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация).
«Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента».
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст.
Источник
Четыре героя — четыре темперамента
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Four-Temperament Ensemble. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Нас четверо, пока ещё мы вместе, И дело есть — и это дело чести! Девиз наш — все за одного, И в этом наш успех… — Я задержу их, ничего! Вперёд, один за всех! | » |
— Песня из к/ф «Д’Артаньян и три мушкетёра» |
Именно то, что написано на упаковке. В произведении присутствуют четыре персонажа, которые хорошо друг с другом знакомы и представляют собой сплочённую команду (как вариант, семью). Но при этом характерные черты и привычки каждого из них не просто различаются, но диаметрально противоположны друг другу, словно четыре разные крайности.
Наряду со списком характеристик четыре темперамента выделяются:
- Холерик (желчь): экстраверт/амбиверт, эмоциональный и целеустремлённый.
- По типологии личностей Майерс — Бриггс обычно является E—T—.
- Ключевые сильные стороны: берет на себя инициативу, трудолюбивый работник, волевой, практичный, страстный, решительный, целеустремленный и процветает под критикой.
- Как и сангвиник: уверен в себе, любит вызов, его/её трудно смутить.
- Общие черты с меланхоликом: хороший планировщик, независимый, честный без каких-либо компромиссов, отличный агент для перемен, трудолюбивый.
- Ключевые недостатки: вспыльчивый, грубый, склонный к бунтарству, может быть жестоким, упрямый, суровый, властный, ожидает полной преданности, бесчувственное, часто снисходительное поведение, иногда злоупотребляет полномочиями, трудоголик, без сострадания и совести, может быть поджигателем войны, мстительный, мелкий циник, скорее всего, победитель/проигравший дорогой ценой, может гадко перевирать анекдоты.
- Общие слабости с сангвиником: высокомерный, буйный, неуравновешенный, не фильтрующий свою речь.
- Как и меланхолик: негибкий, эмоционально отстраненный, строгий, требовательный и привередливый, не очень сговорчивый, мстительный, самодовольный и догматичный, резко саркастичный, видит в людях самое худшее.
- Выразительность максимум, низкий уровень отзывчивости; задержка ответа короткая, продолжительность длинная.
- В Ансамбле четырёх философий соответствует Реалисту, Цинику или Апату.
- В романтических отношениях может быть цундере.
- В паре Хороший Коп/Плохой Коп, определённо, играет роль «Плохого».
- Соответствующие стихия, времена года и дня: (тёплый и сухой) огонь, лето и день после полудня.
- Тип лидерства: упрямый.
- Сангвиник (кровь): экстраверт/амбиверт (в редких случаях интроверт), эмоциональный и ориентированный на людей.
- По типологии личностей Майерс — Бриггс обычно является E—F—.
- Ключевые сильные стороны: обаятельный, веселый, человеколюбивый, энергичный, разговорчивый, страстный и сострадательный, позитивный, иногда непредсказуемый, экспрессивный и влиятельный человек, отличный комик, продавец или клоун, изворотливый или эксцентричный.
- Общие черты с флегматиком: дружелюбный, прощающий, оптимистичный, терпеливый, эмоциональный, не зацикливается на негативе, хороший и верный в отношениях.
- Как и холерик: авантюрный, уверенный в себе, которого трудно смутить.
- Ключевые недостатки: недисциплинированность, излишняя разговорчивость, эмоциональная неустойчивость, гиперактивность, рассеянность, доверчивость, неорганизованность, опоздание на работу, а иногда и легкомыслие.
- Общие слабости с флегматиком: слабовольный, любит ублажать других людей, легковерный, наивный идеалист.
- Подобно холерику: импульсивный, мелочный, эгоистичный и эгоцентричный временами.
- Выразительный максимум, отзывчивый максимум; задержка ответа короткая, продолжительность короткая.
- В Ансамбле четырёх философий соответствует Оптимисту или Реалисту.
- В любовных отношениях выражен как Дэрэдэрэ, цундере типа Б или Яндере.
- В дуэте Добрый Коп/Злой Коп может быть дерзким, но в целом дипломатичным «добрым копом».
- Соответствующие стихия, времена года и дня: (тёплый и влажный) воздух, весна и утро.
- Тип лидерства: харизматичный.
- Флегматик (слизь): интроверт/амбиверт, неэмоциональный и ориентированный на людей.
- По типологии личностей Майерс — Бриггс обычно является I—F—.
- Ключевые сильне стороны: спокойный, скромный, отличный помощник, шпион или библиотекарь, сдержанный, гибкий как сталь, элегантный, вдумчивый, терпеливый, нежный возлюбленный, любезный, устойчивый темп, отзывчивый, внимательный, может обладать крепким моральным кодексом, очень жалостливый, предполагает, что человек невиновен, пока не доказана вина, хороший слушатель, открытый, внимательный и чуткий ко всем.
- Общие черты с меланхоликом: вежливый, сдержанный, ласковый, этичный до крайности, надежный, загадочный, тихий и скрытный, с глубоким бесстрастным лицом.
- В общем с сангвиником: приятный, снисходительный, остроумный, покладистый, эмоционально доступный, с хорошим чувством юмора, формирует хорошие отношения.
- Ключевые слабости: безразличный, покорный, ленивый, медлительный, застенчивый и пассивный, бездельник, нерешительный и слишком уступчивый.
- Вместе с меланхоликом: робок и послушен, боится внезапной перемены, упрям (в отношении некоторых вещей), легко смущается.
- Как и сангвиник: дразнящий, слишком компрометирующий, забывчивый, неспособный найти то, что не так.
- Выразительность низкая, отзывчивость высокая; задержка ответа длинная, длительность короткая.
- В квартете философий выражен как Апат или Оптимист.
- В любви проявляет себя как Кудэрэ или Дэрэдэрэ.
- В паре Добрый Коп/Злой Коп — нежный и дипломатичный Добрый Коп.
- Соответствующие стихия, времена года и дня: (холодная и влажная) вода, осень и поздняя ночь.
- Тип лидерства: уравновешенный.
- Меланхолик (чёрная желчь): интроверт, эмоциональный и целеустремлённый.
- По типологии личностей Майерс — Бриггс обычно является I—T—.
- Ключевые сильные стороны: ранимый, любит детали, консервативный, аналитический, организованный, сдержанный, элегантный (в более достойных отношениях), бескорыстный, иногда творчески одарённый.
- Общие стороны с холериком: отличный лидер, практичный, эффективный манипулятор людьми, пунктуальный.
- Общие черты с флегматиком: вежливый, этичный до крайности, глубокий, вдумчивый, чуткий, артистичный.
- Ключевые недостатки: жесткий, слишком прямолинейный, критичный, застенчивый, пессимистичный, угрюмый, подавленный, непрактичный (да, как практичный, так и непрактичный), имеет нереально высокие ожидания, очень параноидальный.
- Общие негативные черты с холериком: негибкий, высокомерный, эмоционально отстраненный, строгий, обидчивый, мстительный, самодовольный и догматичный, видит в людях (в том числе и в себе) только худшие стороны характера.
- Общие слабости с флегматиком: неуверенный в себе, легко смущается, тугодум.
- Выразительность низкая, отзывчивость низкая; задержка ответа долгая, длительность долгая.
- Соответствует Цинику или Реалисту в Квартете философий.
- В любовных отношениях может быть дандэрэ.
- В дуэте Добрый Коп/Злой Коп соответствует стоическому, холодному Злому Копу (если он не трус).
- Соответствующие стихия, времена года и дня: (холодная и сухая) земля, зима и вечер.
- Тип лидерства: вдохновитель.
Современная теория темперамента включает в себя, помимо основных четырёх, пятый вид темперамента — эклектичный. Чаще всего им наделяется протагонист/-ка, чтобы уравновешивать квартет. Эклектики имеют много общего с флегматиками. Однако, если второй идёт по пути наименьшего сопротивления, то у эклектика есть запас эмоциональной энергии, которая помогает быть сдержанным/-ой, но ещё открытым/-ой для людей. Если хочется как в D&D, то получаем ещё 4 промежуточных между парами темпераментов.
Использование темпераментов для создания персонажей восходит к традициям комедии нравов. Следует заметить, что несмотря на все различия, они хорошо ладят, а порой и вовсе даже неразлучны. Если команда приключается долгое время, а иногда и не очень, то обязательно найдется злодей, который захочет их рассорить на основе разницы интересов героев.
Источник