- Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?
- «Мцыри»: кратчайшее изложение поэмы М.Ю. Лермонтова
- Что значит «мцыри» по-грузински? Перевод на русский
- О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?
- Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?
- «Мцыри»: анализ произведения
- Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Анализ эпизода.
Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?
«Мцыри» — романтическая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, написанная в 1838-39 годах. Впервые опубликована в 1840 году.
«Мцыри» рассказывает о мальчике-горце, который во время Кавказской войны попал в плен к русским, а затем рос в грузинском монастыре. Уже юношей он сбегает из обители в надежде добраться на родину.
Главный герой проводит три дня на воле — в горах, где получает смертельные раны в схватке с барсом. Юношу находят и возвращают в монастырь. Он умирает, успев рассказать о пережитом и о своих чувствах старому монаху.
«Мцыри» — позднее произведение Лермонтова, созданное им за два года до гибели на дуэли. Основные идеи произведения — поиски свободы и борьба за счастье, которое в итоге оказывается недостижимым.
«Мцыри» считается одним из последних образцов классического романтизма в русской поэзии.
Поэма написана четырехстопным ямбом — он «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву», писал литературный критик Виссарион Белинский.
«Мцыри»: кратчайшее изложение поэмы М.Ю. Лермонтова
Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.
У главного героя нет имени, по заглавию поэмы его называют Мцыри («послушник» по-грузински). Мальчик все время томится воспоминаниями о родине, воспринимает монастырь как тюрьму. О себе он говорит:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Когда подросший Мцыри уже готовится принять монашеский обет, он внезапно исчезает из обители. Монахи находят юношу спустя три дня — израненного и умирающего.
Перед смертью Мцыри исповедуется старику-монаху, который некогда его крестил. Большая часть поэмы — это предсмертный монолог послушника.
Юноша рассказывает, что делал, видел и чувствовал на воле. Пораженный красотой и величием горной природы, он вдруг вспомнил родной аул и близких. Увидев красавицу-грузинку, впервые испытал томление любви. Сразившись с могучим барсом, он убил зверя, но и сам был тяжело ранен.
Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.
Слушать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в формате аудиокниги:
Что значит «мцыри» по-грузински? Перевод на русский
В примечании Лермонтова к поэме сказано: « Мцыри — на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника» ».
Но слово «мцыри» (მწირი) в грузинском языке имеет еще одно значение — пришелец, чужеземец, прибывший или насильно привезенный из чужих краев. В этом значении мцыри — одинокий человек, не имеющий родных и близких.
Слово «мцыри» не склоняется. Хотя иногда это вопреки правилам делают для создания комического эффекта — например, в фильме «Бакенбарды»: «Кто главный мцырь?»
Первоначально поэма Лермонтова носила название «Бэри». «Бэри — по-грузински монах», — указывал автор в примечании. Однако в прижизненный сборник стихов произведение вошло под названием «Мцыри» — его автор в итоге счел более подходящим.
О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?
В поэме Лермонтова «Мцыри» речь идет о горах Кавказа. Сам автор указывает конкретное место:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.
В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?
Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.
Путешествия по Военно-грузинской дороге, поэт «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха», сообщает Висковатов. И «узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. »
Многие считают эту версию сомнительной. Ведь еще в 1831 году Лермонтов наметил идею произведения: «Написать записки молодого монаха 17-и лет. — С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. — Страстная душа томится».
Впрочем, одно не исключает другого — первоначалная идея могла вобрать в себя рассказ монаха.
В период Кавказской войны горские дети и правда порой попадали в плен. Так, генерал Алексей Ермолов однажды привез в Тифлис чеченского мальчика: в дальнейшем тот выучился на художника и был известен под русским именем и фамилией — Петр Захарович Захаров (Захаров-Чеченец). Он стал портретистом, был академиком Академии художеств.
Что касается история о схватке Мцыри с барсом, то это отражение грузинского фольклорного сюжета. Известны полтора десятка вариантов древней песни «Юноша и тигр», этот же сюжет использовал в поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.
«Мцыри»: анализ произведения
«Мцыри» — один из последних шедевров русского романтизма. В отечественной литературе к концу 1830-х произошел поворот к реализму: уже стал классикой «Евгений Онегин», уже творил Гоголь. Но Лермонтов силой своего таланта сумел вернуть к жизни «устаревший» жанр, заставил читателя вновь принять законы романтизма.
Литературный романтизм предполагает описание исключительных героев в исключительных обстоятельствах . Потому события поэмы происходят в горах Кавказа, на фоне буйной экзотической природы.
Мцыри — также человек исключительный, сильный и гордый юноша с трагической судьбой. «Что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности» — писал о нем Виссарион Белинский.
В основе сюжета лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи. А поскольку Мцыри бежит на родину, это возвращение человека к самому себе. Родина в поэме — аллегория свободы и счастья. Но эта свобода и это счастье оказываются для героя недостижимы.
Мцыри так и не попадает домой, но его стремление к свободе самодостаточно, ценно в любом случае. Это естественное, природное чувство. Поэтому в произведение так много места уделено описаниям природы — ветра, скал, птиц. Они олицетворяют душевный порыв самого Мцыри. Природа — это величие и красота, недоступные среди людей.
Но затем природа превращается во врага Мцыри: он не может найти путь к дому и получает смертельные раны в бою с барсом. А окончательное поражение наступает, когда послушник вновь видит ненавистный монастырь и понимает — он вернулся туда, откуда пытался сбежать.
Три дня вольной жизни Мцыри противопоставлены в поэме всей его безрадостной юности. Эти три дня — время высшего наслаждения, настоящая жизнь. И одновременно — самый трагический момент, неотвратимое поражение.
Монастырь в поэме — символ действительности, которая враждебна природе, которая подавляет человека и лишает его свободы. Но и этот монастырь не вечен. Уже из вступления мы узнаем, что теперь на месте обители остались лишь руины.
Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.
Если вы хотите глубже понять поэму «Мцыри», послушайте, как вдохновенно о ней рассказывал ведущий советский лермонтовед Ираклий Андроников:
Источник
Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Анализ эпизода.
Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знанийв рамках темы.
Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Воспитательные : воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование : портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”,карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2019.
1. Организационный момент.
3. Организация совместного целеполагания.
4. Проверка домашнего задания.
А) лексическая работа.
Б) сообщение ученика (индивидуальное задание).
5. Формирование знаний и умений.
А) аналитическая беседа
Б) выборочное чтение
В) самостоятельная работа
Г) Групповая работа
6. Закрепление знаний и умений.
А) создание проблемной ситуации.
Б) эвристическая беседа
8. Организация домашнего задания.
Учитель. Уважаемые мои современники, в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Я счастлив, что вместе с вами я в очередной раз прикасаюсь к бессмертным страницам романтической поэмы Лермонтова «Мцыри». Будучи в вашем возрасте образ героя был от меня очень далек. Для меня он был очередным литературным героем в череде сменяющихся образов. Вы спросите почему? Вероятно, в силу возраста я не понимал всей значимости героя, его роли в творчестве Лермонтова. С годами я осознал всю глубину Мцыри, его внутренний мир, его желание стать счастливым, обретя свободу.
Итак, какой он романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри»: каковы особенности его характера, какими способами художественной выразительности удалось Лермонтову добиться глубины образа. Обратимся к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Учитель. Мцыри- романтический герой, для него характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее. Послушаем отрывок из поэмы, в котором раскрывается страстность натуры Мцыри, его мятежный характер.
Ученик. Выразительное чтение наизусть «Старик! Я слышал много раз…»
Учитель. «Ты жил,- я также мог бы жить!». Сколько экспрессии, сколько желания жить и страдать, чтобы жить свободной, полноценной жизнью.
Мцыри, чтобы осуществить свою мечту обрести родину и быть свободным, выбрав грозовую ночь, бежит из монастыря. Для монахов гроза-это Божий знак, предостережение о расплате за грехи. Гроза для Мцыри — Три дня на свободе. Три дня глотка свежего воздуха. Три дня счастья. Обратимся к тексту.
Вопросы: 1.Какую роль играет пейзаж в поэме? 2.Как он соотносится с мечтой Мцыри?
Прочитаем фрагменты из поэмы.
Ты хочешь знать, что видел я
Как братья в пляске круговой .
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года —
Им не сойтиться никогда!
Когда в час утренней зари
Их выси в небе голубом,
Покинув тайный свой ночлег,
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней.
Вопросы по тексту
1.Что увидел Мцыри на воле? ( Мцыри увидел первозданную природу, умытую дождем: поля, холмы, шумящие от ветра деревья, бурлящий поток воды в реке, разбуженной грозой, горные хребты, бегущие по небу облака.)
2. Какие чувства испытывает Мцыри? (Мцыри испытывает двойственные чувства. Первая картина — разделенные потоком берега- передает его одиночество, отчаяние. Заключительная картина — восторг от увиденной картины. Природа показана в движении.Она вторит мыслям и чувствам Мцыри, который стремится обрести родину.
3. Назовите детали, которые подчеркивают желание героя,как можно скорее оказаться в родимом краю?( « И облачко за облачком// Покинув тайный свой ночлег// К востоку направляло бег…», «В снегах, горящих, как алмаз,Седой незыблемый Кавказ»).
4.Назовите изобразительно-выразительное средство в тексте, которое помогает передать восторженное состояние героя.( Сравнения передают восторг Мцыри, его радость чувствовать себя частью природы. Олицетворение: «Шумящих свежею толпой»).
5. Почему Мцыри чувствует себя легко?(Он видит Кавказ. Там его родина. Там его ждут.)
Вывод: Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, — «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою.
Вопрос1. Как вы думаете, почему Лермонтов сравнивает Мцыри с сонными цветами? ( Мцыри – это цветок, выросший в монастыре, в неволе. Для него годы, проведенные в монастыре были сном. Все это время в нем жила мечта. И вот он проснулся, проснулся для новой свободной жизни).
III. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри. Обратимся к фрагменту текста, который начинается со слов «Кругом меня цвел Божий сад…»
Кругом меня цвел божий сад ;
Хранил следы небесных слез ,
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
Так полон ровной синевой!
Я в нем глазами и душой
Вопрос: 1.Подумайте, почему автор называет уголок природы «Божьим садом»? Найдите в тексте слова, которые помогут ответить на этот вопрос. (Божий сад-это рай. Рай бывает не только на небе, куда стремится душа монаха, но и на земле. Мцыри восторженно сравнивает свободу с раем, поэтому мы можем продолжить данный ряд: «небесный свод», «ангела полет».
2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогает передать эмоциональное состояние героя.( Мцыри испытывает чувство радости, поэтому в его речи употребляются эпитеты: «радужный наряд», «небесных слез», «взор прозрачно глубок»; сравнения( «грозды… серег подобье дорогих»), метафоры( «кудри виноградных лоз»,).
Вывод: Мцыри пробуждается от долгого сна. Он пробуждается к новой жизни вместе с природой, омытой живительной влагой ночного дождя.
Вопросы: 1. Через понимание природы раскрывается еще одна из черт характера Мцыри. Какая? ( Чуткость души Мцыри, его любовь к жизни, всему прекрасному.) 2 .На каком приеме построена эта черта? ( Контраст. Его поражает богатство и многообразие природы. Природа выступает контрастом монастырской жизни )
Вывод : Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.
IV. Учитель: На пути к свой мечте Мцыри встречает грузинку, которая спускается к реке, чтобы набрать воды в кувшин.
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры
Откинув. Летние жары
Покрыли тенью золотой
Лицо и грудь ее; и зной
Дышал от уст ее и щек.
И мрак очей был так глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои
Смутились. Помню только я
Кувшина звон, — когда струя
Вливалась медленно в него,
И шорох. больше ничего.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко;
И шла, хоть тише, — но легко,
Стройна под ношею своей,
Как тополь, царь ее полей!
Недалеко, в прохладной мгле,
Казалось, приросли к скале
Две сакли дружною четой;
Над плоской кровлею одной
Дымок струился голубой.
Я вижу будто бы теперь,
Как отперлась тихонько дверь.
И затворилася опять! ..
Тебе, я знаю, не понять
Мою тоску, мою печаль;
И если б мог, — мне было б жаль:
Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.
Вопросы: 1.Прокомментируйте фрагмент текста. Как вы его понимаете? Какое чувство испытал Мцыри? Почему он не поддался соблазну?( Встреча с грузинкой вызывает сладостную тоску: Мцыри испытывает чувство любви к девушке. Вот почему так подробно Лермонтов дает описание внешности девушки. Мцыри смущен. Он никогда ничего подобного не испытывал. )
Комментарий учителя: Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность.
2. Почему Мцыри не последовал за девушкой? На пути Мцыри, как перед человеком, который готовился принять постриг, т.е. стать монахом, возникает искушение. Это грех. Но Мцыри порвал с прежней жизнью, его теперь ничего с ней не связывает. Так почему же он лишает себя счастья любви? Мцыри отказывается от возможного счастья любви, потому что у него есть цель — вернуться на родину. Грузинка- принадлежит к другому народу. Это не его родина, это «не край его отцов». Он преодолевает искушение и остается один.
Вывод.Одиночество — это его привычное состояние.Лермонтов неоднократно это подчеркивает в поэме. В данном фрагменте мы отмечаем характерную деталь, которая подчеркивает одиночество Мцыри: «Казалось приросли к скале//Две сакли дружною четой…» Их пара. Он один. Сакли приросли к скале, стали ее частью-здесь их родина. Мцыри одинок. Он не сам выбрал этот путь, ему его навязали. В этом отличительная особенность романтического героя Лермонтова.
V. Учитель. Далее, если вы помните, Мцыри засыпает. Во сне он видит девушку: « И странной сладкою тоской// Опять моя заныла грудь» . Он пробуждается…
В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас:
На небесах в полночный час
Так гаснет яркая звезда!
Хотелось мне. но я туда
Взойти не смел. Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.
Учитель: Главной целью Мцыри было возвращение на родину, поэтому он не дает свободу своим чувствам. После этого счастье отвернулось от него. Пропало чувство единения с природой, он заблудился и потерял дорогу к дому. Окружающая среда стала проявлять к нему враждебность.
VI. Учитель. Кульминацией поэмы является «Бой с барсом». Послушаем отрывок из поэмы.
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он , и вой
Раздался вдруг. и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
Мне страшной смертью грозил.
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек.
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я — и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык.
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз.
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу! ..
Учитель. Какая динамика! Какое напряжение сил!
1 .Прокомментируйте фрагмент текста. Как вы его понимаете?Какие качества проявляются в Мцыри в битве с барсом? Какие скрытые черты характера проявляются в схватке с барсом? ( Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу раскрываются в битве с барсом.) Почему его не страшит смерть?( Он знал, что возврат в монастырь-это продолжение прежних страданий.Он хочет вкусить сладость жизни, понять смысл своего существования, поэтому ради достижения своей цели он готов пойти на смерть.)
2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогают передать эмоциональное состояние героя, находящегося в смертельной опасности, динамику боя. Определите их роль в тексте.
3.Образцы ученических творческих работ
Учитель: Спасибо вам за проникновенно глубокие работы.
1. Учитель. Подведем итоги урока.
Рефлексия. Подумайте и запишите: «Мцыри- это…»
2. Учитель: Я хочу, чтобы лермонтовский герой стал нам ближе, а его стремление быть свободным, в своих мыслях, чувствах, желаниях, быть независимым от чужого навязанного мнения стало чертой нашего характера.
2. Выставление оценок.
3.Д/зПеречитать поэму, подготовиться к тесту.
Источник