Мцыри чувствует свою зависимость от высших сил

Авторское отношение к Мцыри

Мцыри – романтическое произведение М. Ю. Лермонтова, навеянное легендами и пейзажами Кавказских гор и впервые опубликованное в 1840 году. Лермонтов долго вынашивал замысел поэмы.

Главный герой поэмы, юноша, плененный в горном (возможно, черкесском) ауле, и увезенный русским генералом. Из-за тяжелой болезни ребенок был оставлен в монастыре, где вырос среди монахов. Авторское отношение к Мцыри легко понять, если прочитать поэму. В ней показан идеал свободного духа. Юноша не желает покоряться судьбе, мечтает вернуться на родину, обнять близких, и потому бежит из монастыря.

Как относится Лермонтов к Мцыри?

Автор поэмы не дает имени своему герою. Мцыри – это грузинское церковное слово, означавшее послушника, готовящегося стать монахом. Да и сам образ юноши романтически обобщенный. О его прошлом говорится вскользь, обобщенно. Первоначально поэт назвал свое произведение “Бэри”, что значило «монах». Но, очевидно, Лермонтов сам понял некорректность этого названия.

Монахи принимали обет монашества добровольно, и побег сразу после принятия обета с точки зрения христианства было бы аморальным действием юноши. А Лермонтов стремился показать высоконравственную свободолюбивую натуру. Юноша сбегает до принятия обета, выражая, таким образом, свое несогласие с чуждой ему верой. Северокавказские горцы – убежденные мусульмане. И мальчик, молясь в христианском храме, никогда не забывал о вере своих отцов. В образе Мцыри Лермонтов воплощает силу человеческого духа, стремление к свободе.

Весь рассказ, за исключением первых двух строф ведется от лица Мцыри. По сути, это предсмертная исповедь.

Лермонтов симпатизирует юноше, стремившемуся любой ценой вырваться из монастырского плена. Юноша никогда не покидал монастыря, не видел людей, не общался с женщинами. Но стремление к свободе жило в нем на генетическом уровне.

Еще критик Белинский писал о Мцыри так:

Лермонтов любил свое произведение, знал его наизусть, и охотно, с воодушевлением читал своим друзьям.

Вот как пишет об этом Н. Муравьев:

В чем близки Лермонтов и Мцыри?

Изображая романтического героя, Лермонтов в мальчике-послушнике невольно отразил себя. Литературные критики и читатели, близко знавшие Лермонтова, находят в Мцыри много общего с Лермонтовым:

  • И литературный герой и его создатель отличаются смтрастной натурой и стремлением к свободе;
  • И Лермонтов, и Мцыри с ранних лет были оторваны от родных. Лермонтова забрала к себе бабушка сразу после смерти матери, а мцыри был увезен из отчего дома.
  • Сходна и среда, в которой оказались Лермонтов и главный персонаж его поэмы. Монастырем для Лермонтова стала реакционная среда, царившая в России и подавлявшая малейшие признаки свободолюбия и вольности.
  • Лермонтов, как и Мцыри, оказывается одиноким и непонятым обществом.
  • Для обоих Кавказ является обителью вольности и свободомыслия.

Не сумев встретить друга, равного себе в настоящей жизни, Лермонтов создает прекрасный образ, навсегда сохранившийся в литературе и сердцах читателей. Юноша также смотрит на мир сквозь поэтическую призму, как и сам поэт. Его рассказ наполнен образами и сравнениями.

Мцыри – любимый идеал поэта. Создав творческую личность, Лермонтов еще раз ставит Мцыри, на одну ступень рядом с собой. Об отношении Лермонтова к Мцыри свидетельствует и среда, в которую поэт поместил своего героя. Эта среда – Кавказ. Место, которое Лермонтов считал своей духовной родиной, где он мог дышать свободно, укрывшись от всевидящих глаз царской охранки.

Источник

Мцыри — образ сильного человека

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой, но яркой жизни юноши, которого воспитывали в стенах монастыря. Из-за того, что Мцыри осмелился бросить вызов царящему вокруг несправедливости и неограниченной власти, мы можем сделать вывод, что главный герой – сильная личность. Данная поэма ставит перед читателями вопросы о правах личности и смыслах человеческого существования.

Образ Мцыри – это образ узника, который отчаянно борется за личную свободу. Он является воплощением человеческого достоинства, отваги и мужества главного героя. Данный юноша – пример сильного человеческого духа и твёрдого характера.

Читайте также:  Техники для снятия стресса перед экзаменом

Эпизод борьбы с барсом – важный фрагмент, в котором рассказываются такие качества главного героя, как отвага, мужество и сильное желание жить. Сражаясь с барсом, Мцыри не обращает внимания на собственную боль (физическую и душевную). Цитата полностью подтверждает мои слова.

«Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы:
Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы…»

Мцыри хочет обрести свободу и желает понять, как значит жить «по-настоящему». Привожу цитату в подтверждение своих слов.

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней…»

Главный герой в монастыре чувствует приближение своей смерти. Но он всё равно уверен в том, что прав. Демонстрируя свою преданность Родине, он просит похоронить себя в саду, а не в стенах этого монастыря – тюрьмы.

В заключение хочется отметить, что автора и главного героя объединяет стремление решить проблему прав человека.

Источник

И снова об учебниках – теперь я недовольна учебником литературы

Я периодически высказываю свое «фи» по поводу школьных учебников, но вот литературу как-то не задевала. Так это потому, что я учебник просто не читала.

А тут дочери задали учить наизусть отрывки из «Мцыри» Лермонтова. Я уж молчу о том, что эти малолетние тролли упорно весь урок называли Мцыри Мцырём, хотя прекрасно знали, как правильно. И ехидно ржали над тем, как «в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть».

В общем, учит дочь про это самое «воткнуть» и «повернуть». С Ведьмой Анафемовной , которая почему-то решила реализовать свои педагогические способности ( может, потому, что мы перед этим приняли немного «Саперави» ). Она, кстати, об этом даже в Твиттере высказалась. Даааа, у нее свой Твиттер есть. Вот: https://twitter.com/infernostick . И у Прокрастинации Улитовны есть: https://twitter.com/Procras78766835 .

Но это к делу не относится. Учат, значит, они. Ведьма Анафемовна периодически изображает несчастного барса, трагически завывает и демонстрирует шрам на пузе после аппендицита ( «Ты видишь на груди моей следы глубокие когтей» ). И распинается на тему, что надо представлять себе визуально то, что учишь.

А я взяла учебник литературы. И открыла как раз на разделе про Лермонтова. Почитала. Еще немного почитала. И начала рвать на себе волосы и завывать не хуже того барса. Почему? Сейчас объясню.

Итак, первая часть учебника литературы за 8 класс.

Я не поленюсь, скопирую фразу:

— Мцыри чувствует свою зависимость не только от того, что, рожденный в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря, которая оставила неизгладимый «след» в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил.

Вот вы после первого прочтения скажете, что там несчастный Мцыри чувствует?

Я – гребаный филолог. Рядом сидела Ведьма Анафемовна – такой же долбаный филолог. В Скайпе висела третий гнусный филолог – Прокрастинация Улитовна. Мы все пытались понять смысл этой фразы, разложив ее на составляющие. До нас более-менее дошло через семь с половиной минут!

Во-первых, зачем здесь такая куча придаточных предложений? «Что, которая», а потом еще «но и». Во-вторых, еще осложнение оборотами «рожденный» и «помешав».

Дали мы прочитать это предложение непосредственно объекту педагогического воздействия – моей дочери. Она мужественно прочитала. По нашему настоянию вслух. Сказала:

— Пока дойдешь до конца, забываешь, что было в начале.

Так на самом деле. Нет, хорошо, давайте по пунктам. Мцыри чувствует две зависимости. Это, пусть и с трудом, но можно сообразить. А вот какие именно? Вторая «зависимость» выцепляется легко: она в конце. Его участь зависит от высших сил. А первая где? А вот сами формулируйте. )))

Нет, вот если бы я здесь писала таким языком, меня бы грязными носками закидали. Неужели нельзя было этот ужас разбить на несколько простых предложений?

Или вот еще, страница 231:

— С течением времени Лермонтов перестал изображать, как это было в начале 1830-х годов, своих героев, взятых из истории, носителями современного ему сознания.

Ну, зачем было запихивать вот этот кусок: «как это было в начале 1830-х годов, своих героев, взятых из истории»?

Читайте также:  Знаешь радость это хлопья с молоком пробуй

Даже если я так напишу:

— С течением времени Лермонтов перестал изображать своих героев носителями современного ему сознания.

Думаете, с ходу понятно будет? Не факт, не факт.

Откуда этот ужасный канцелярит? Зачем он? На кого рассчитано подобное изложение материала?

Это для школьников учебник. Для школьников он! И призван пробудить у них интерес к писателю и его произведениям. Ага. У вас после прочтения этого пробудился интерес к писателю? Захотелось прочитать его произведения, в которых герой «чувствует свою зависимость…» и так далее?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

P.S.: Самое обидное, что дочь малость напутала с отрывками и выучила не то! ( Надо было учить 17,18. А она выучила 18,19. И учительница у нее злобно отрывки не приняла (хотя она была единственной, кто выучил). И ей пришлось доучивать отрывок 17 и сдавать его вкупе с 18-м на перемене. (((

Вот мои страдания по поводу учебников:

Вот о чем я писала 12 января в прошлом году:

Источник

Авторское отношение к Мцыри

В поэме “Мцыри нет явного, прямого указания на отношение автора к главному герою. У А. С. Пушкина в поэме “Евгений Онегин” автор высказывает своё мнение относительно всех героев прямо в канве произведения. В поэме М. Ю. Лермонтова дело обстоит иначе: авторское отношение к Мцыри проявляется в самом образе героя, в его жизненной позиции. Сам романтический образ молодого монаха очень близок М. Ю. Лермонтову.

Любимое произведение автора

Современники Лермонтова, его друзья и знакомые отмечали, что поэма “Мцыри” была одним из любимейших произведений автора. Он всегда с удовольствием читал её наизусть, выступал в кругу друзей, не отказывался продекламировать любимые сцены. Поэт-романтик был увлечён историей Кавказа, его традициями, культурой. Он питал глубокое уважение к горцам, их характеру, жизненному укладу и философии. Образ молодого свободолюбивого кавказца, обречённого на жизнь в заточении, тревожил воображение автора. Романтический конфликт, невозможность победить обстоятельства, безвыходность и печальная судьба – всё это слилось в прекрасное произведение, непохожее на другие.

Отношение автора к герою

Автор видит в образе Мцыри идеал свободного духа: юноша непокорен судьбе, пусть его протест и неоднозначен, однако герой стремится к мечте. Автор неподражаемо изображает борьбу с обстоятельствами, обречённую на провал. Он не жалеет Мцыри, но и не осуждает его. Лермонтов подчёркивает превосходство героя над участью, которую приготовила ему жизнь. Даже умирая, юноша никого не проклинает. Он счастлив, что его терзания закончены: Мцыри побеждает, несмотря на печальный конец. В этом особенность романтических поэм: торжество воли, духовного начала над материальным миром. Автор преклоняется перед созданным им же персонажем: его силой воли, духом и стремлением к мечте.

Источник

Мцыри — образ и характеристика героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Тема одиночества — основная в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. В романтической поэме «Мцыри» этот мотив приобретает особое звучание. Его своеобразие позволяет осознать характеристика образа Мцыри — главного героя поэмы.

Происхождение, воспитание

Мцыри — не имя персонажа. Согласно примечанию Лермонтова, это слово в переводе с грузинского языка значит «послушник». Юноша, с шестилетнего возраста воспитывавшийся в монастыре, утратил после попадания в плен не только родину, семью, связь со своим народом, родной язык, но и то, что делает человека уникальной личностью, — имя, данное при рождении. В монастырь малыша привёз русский генерал. К какой из кавказских народностей принадлежала его семья, неизвестно. Ребёнок долго приходил в себя после тяжёлой болезни и то ли забыл, то ли скрыл от грузинских монахов всё, что связано с его ранним детством. Так, потеряв родину, герой поэмы лишается самого себя, своей идентичности, своего имени.

Психологический портрет

За годы, проведённые в православном монастыре, среди людей иной культуры, Мцыри освоил чужой язык, обычаи, привык к окружающим, но так и не стал своим. Свою чужеродность, как выясняется уже после неудачного побега, юноша ощущал всё время пребывания в обители. Трагизм его одиночества даже не в том, что он чужой, а в том, что Мцыри не знает, кто он. Жизнь, которую его принудили вести, не удовлетворяет молодого горца, потому что в глубине души он убеждён, что был рождён для другого. Но в чём заключается его предназначение, неизвестно.

Читайте также:  Инсеминация что чувствовали после

Как и положено истинно романтическому герою, Мцыри покидает монастырь в бурную грозовую ночь. В этом эпизоде подчёркнута чужеродность героя окружающим. Стихия, с которой беглец ощущает почти родственную связь («…я, как брат, обняться с бурей был бы рад…»), пугает монахов («…вы ниц лежали на земле…»)

Романтическая душа персонажа не может удовлетвориться той жизнью, какую определила для него судьба. В его памяти живут воспоминания о другом мире, «где люди вольны, как орлы». Он смутно помнит горное селение, отца, сестёр, односельчан. Так отчуждение от окружающей реальности соединяется с тоской по родным местам и острым желанием свободы. Без всего этого полноценного существования герой не мыслит. «Ты жил, — я также мог бы жить!» — говорит умирающий юноша посетившему его чернецу.

Три дня свободы

Какими стали для Мцыри эти три дня подлинной жизни? Первое, что он увидел за стенами обители — огромный мир, прекрасную природу Кавказа. Неволя отняла у него возможность наслаждаться красотой родного края, ощущать единство с бурей и горным потоком, с живописными долинами и снежными шапками на вершинах Кавказа. Вернув себе целый мир, Мцыри счастлив, его жизнь стала наполненной и яркой.

Однако первое же утро даёт герою понять, насколько он беспомощен и уязвим в родном, но незнакомом ему мире. Юноша просыпается на краю «грозящей бездны», по дну которой бежит поток. Долгожданная воля могла обернуться для него смертью в первую же ночь.

Свобода дарит ему гамму разнообразных сильных впечатлений, неизвестных дотоле чувств. Молодой человек действительно прожил, прочувствовал, испытал в эти дни больше, чем за все предыдущие годы. Одна из первых и самых чудесных встреч — молодая грузинка, спускавшаяся к берегу реки за водой. Обаяние юной крестьянки в сочетании с красотой песни сильно действуют на Мцыри. То, что он испытывает, сильнее, прекрасней и чище, чем любовь в её житейском смысле. Это чувство принадлежит исключительно сфере духа, в нём нет ничего бытового, приземлённого, плотского, что неизбежно примешивается к самой искренней любви.

Вообще, умение героя воспринимать красоту, наслаждаться ею вызывает восхищение. Однако мир открывается перед персонажем не только со своей прекрасной стороны. Он рвался на волю, но жить свободным он не умеет. Муки голода, страх темноты, потеря дороги, отчаяние — вот чем оборачивается для бывшего послушника обретённая независимость. Но даже в горький миг осознания своего бессилия Мцыри не желает помощи людей. Он по-прежнему не чувствует связи с ними. Дикий барс кажется юноше более близким существом, чем люди. Герой сражается с ним как с равным противником, бойцом, достойным уважения. Мальчик, проведший много времени в молитвах и послушании, оказывается, может быть яростным, остервенелым, жестоким, подобно хищному зверю.

Конец мечтам Мцыри наступает, когда становится ясно, что он возвратился к своей тюрьме. Три дня воли измотали юношу настолько, что сил для продолжения борьбы у него не осталось. Он оказался недостоин свободы, к которой стремился. «На мне печать свою тюрьма оставила…» — с горечью признаётся он.

Вывод

Образ Мцыри воплощает трагедию человека, насильственно отлучённого от мира, его красот и опасностей, его возможностей и рисков. Человека можно вырастить в неволе, но он всегда будет чувствовать недостаточность своего существования и мучиться этим. Беда в том, что навыки, необходимые для жизни в свободном мире, уничтожены годами, проведёнными в келье. Мцыри действительно подобен выросшему в темнице цветку. Жаркие лучи солнца, о котором он тосковал, убили его.

Характеристика образа Мцыри может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Оцените статью