«Бальзак» — Интуитивно-логический интроверт
Болевая функция (4-я, слабая) — «Этика эмоций»
4-я функция, слабая — «болевая», место наименьшего
сопротивления, по болевой функции человек
болезненно воспринимает информацию
и нуждается в тактичной помощи.
Проявляется в стремлении Бальзака оградить себя от сильного эмоционального воздействия, в нежелании втягиваться в напряженный эмоциональный режим.
Бальзак считает необходимым подчинять свои эмоции рассудку — это его незыблемое правило, которого он неукоснительно придерживается сам, и постоянно внушает своему окружению.
«Трагинервических явлений, девичьих обмороков, слез. » Бальзак действительно терпеть не может и в своем стремлении избежать их любой ценой он часто ведет себя до такой степени неэтично, что сам же невольно их и провоцирует.
Стремясь быть предельно сдержанным в проявлении собственных чувств, стараясь ничем не обнаружить свое истинное эмоциональное состояние, из опасения вовлечься в какую-нибудь этическую интригу, Бальзак неосознанно ведет себя самым интригующим образом, чем постоянно навлекает на себя риск самого бурного выяснения отношений. Напуская на себя демонстративно безучастный вид, он на самом деле часто создает ложно многозначительную «маску», которая одновременно и интригует и раздражает. Во всяком случае, у многих из его партнеров возникает желание ее сорвать и разглядеть истинное его лицо. Часто бывает так: чем больше «таинственности» он на себя напускает, тем «круче» с ним разбираются. («Напускное безразличие» Бальзака нередко является для него средством «этической разведки» во взаимоотношениях с партнером, проверкой заинтересованности партнера в дальнейшем развитии отношений.
Эмоционально уязвимому, легкоранимому, неуверенному в своей привлекательности Бальзаку чрезвычайно важно знать степень заинтересованности в нем партнера. Иногда он использует для этого такой «трюк»: заговорив с партнером о чем-нибудь первостепенно значимом, он вдруг делает паузу и как будто отвлекается на что-то незначительное, незаметно наблюдая за поведением партнера и выжидая, когда и как он проявит интерес к затронутой теме. Во взаимоотношениях с Цезарем это еще и способ дисциплинировать постоянно рассеивающееся внимание своего дуала, попытка сосредоточить его внимание на себе; а также, что очень важно в процессе дуализации, — попытка соизмерить значимость собственных ценностей с ценностями своего партнера.)
Само собой разумеется, Бальзак даже для себя не может объяснить истинную причину своей «невозмутимости» (а загадочности в себе он вообще никакой не видит и никогда ее намеренно не напускает — он ведь не этик, а логик). Чаще всего он ведет себя таким образом только из желания оградить себя от психологического дискомфорта, который он видит в эмоционально перенасыщенном психологическом режиме. Именно поэтому, как он считает, единственная возможность для него подстраховаться — это создать видимость невозмутимости. Но поскольку это делается главным образом в этических ситуациях, его партнеры часто чувствуют себя оскорбленными его безразличием, тем более напускным. Вот и получается, что предусмотрительный Бальзак первый становится жертвой собственной подстраховки.
Еще хуже получается, когда Бальзак начинает «выравнивать» эмоциональное состояние партнера, ободряя его взглядом или словом. Само по себе это возможно и неплохо, но в сложной этической ситуации такое поведение обычно воспринимается не только как «моральная поддержка», но и как обнадеживание, что приводит к очередному выяснению отношений со всеми вытекающими эмоциональными последствиями.
Проявление собственных эмоций для него также не обходится без осложнений. Из-за вечного страха быть неправильно понятым при естественном их проявлении или при намеренном их сокрытии Бальзак постоянно пребывает в растерянности, когда дело касается выражения его собственных чувств. Тут он сталкивается со многими проблемами одновременно: иногда он просто не может в себе разобраться — его чувства кажутся ему либо недостаточно определенными, либо слишком противоречивыми. Кроме того, он не всегда может найти подходящую форму для их выражения, и не каждому позволит помочь себе выразить свои чувства. Часто он боится сказать что-нибудь лишнее, чтобы не обнадеживать человека и не заставить потом страдать. Часто собственные эмоциональные возможности кажутся ему недостаточно изученными. Он может проявлять свои чувства в такой «мудреной» форме, как забота о судьбе своих отношений с партнером, предостерегая его от связи с собой, «недостойным». Он может наговорить о себе много несправедливого и неприятного, предоставляя судить, «какие розы нам заготовил Гименей». Причем, поскольку все это говорится уверенным и рассудительным тоном, мало кто заподозрит за всем этим нагромождением противоречивых доводов элементарную неуверенность в себе.
К сожалению, избавлять Бальзака от неуверенности в себе — это долгий, мучительно тяжелый и зачастую неблагодарный труд. Один только Цезарь — его дуал, может справиться с этим заданием успешно. Не утруждая себя размышлениями о противоречивости бальзаковской этики, он естественно вовлекает его в свою наивную, бесхитростную и искренне-доброжелательную эмоциональную игру. Практика показывает, что никакой другой этик, даже ближайший к нему по квадре — Драйзер, не в состоянии успешно справиться с бальзаковскими «этическими головоломками».
Бальзака всегда пугают и раздражают неадекватно выраженные эмоции, независимо от того, положительные они или отрицательные. Достаточно одного неумеренного восклицания, чтобы он почувствовал себя плохо. Поэтому Бальзак болезненно воспринимает любой разговор на повышенных тонах. Независимо от того, деловой это разговор или выяснение отношений, он плохо себя чувствует в сплошном потоке насыщенных эмоций. Бальзак не терпит раздраженного тона, но он обречен всю жизнь с этим сталкиваться: в детстве он страдает от раздражения родителей и воспитателей, в зрелые годы он раздражает начальство и сослуживцев. Раздражать опять же может чем угодно: старомодными манерами, медлительностью или неловкостью движений, монотонностью голоса, кротким или испуганным видом — да мало ли чем, если дело не столько в нем самом, сколько в неудобных отношениях, в которые он постоянно попадает (как, впрочем, и каждый из нас).
Что уж тогда говорить об истериках со слезами и упреками, о скандалах с битьем посуды и «сердечными припадками» с валерьянкой и «неотложкой». Для Бальзака это просто кара Господня — только непонятно, за какие грехи. Попадая в водоворот истерик, да еще сопровождаемых силовым давлением, Бальзак испытывает панический ужас — состояние, из которого он не знает, как вырваться. Поэтому в такой момент способен совершить самый дикий, самый неожиданный поступок. (Например, подобно Пьеру Безухову, замахнуться на жену мраморным столиком.)
В любой этически неловкой ситуации Бальзак чувствует себя очень неспокойно. Иногда в поисках выхода он усугубляет создавшееся напряжение, уже не рассуждая, прав он или виноват, стремясь как можно скорее «исчерпать» ситуацию, чем бы ему это ни грозило. В такие минуты он способен на поступок, о котором возможно потом будет сожалеть, но в данную минуту это для него не имеет значения: его рассудок полиостью подчинен водовороту эмоций, перед которым он беспомощен, и потому себе не принадлежит.
Ослепление эмоциями для Бальзака равносильно безумию. То же самое он думает и о других. Поэтому боится и ненавидит проявление социально-политической истерии в любой ее форме. Как только появляется очередной политический лидер-маньяк или новоявленный пророк-психопат, Бальзак «уходит» в свой благоустроенный подвальчик и затворяется там до лучших времен или спасается где-нибудь «за океаном».
После всех пережитых им в реальной жизни потрясений легкая эмоциональная разрядка в виде «страшной сказки на ночь» (какого-нибудь фильма ужасов) для Бальзака не более, чем детская забава. Излюбленный жанр — комический некротриллер (типа «Семейства Адамс»).
Юмор Бальзака — своего рода способ интеллектуально-эмоционального «возмездия». Иногда выражается как реакция на ощущаемый им психологический дискомфорт:
«Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей».
Иногда бальзаковский юмор выражается в форме очень удачных эпиграмм. Иногда это просто тонкая ирония, окрашенная в мрачные тона. Бальзаковский «черный юмор» отличается своеобразной некроориентацией. Может Бальзаки в отличие от Гамлетов и не философствуют над черепами своих друзей, но довольно часто шутят на эту тему. У Бальзаков к вопросу смерти с детства формируется философски-ироничное отношение. (Дети-Бальзаки часто развлекаются рисунками «скелетиков», «жутиками» и «страшилками».)
*Стратиевская «Как сделать чтобы мы не расставались», МСП, 1997 г.
Источник
Таблица 1. Сравнительные характеристики функций Логика – Этика
Ценности и традиции
Законы и правила
В основном – помощь делом
Ориентация на цель, задачу
Чувства и эмоции
В основном– помощь сочувствием
Ориентация на чувства человека
Приоритеты в общении
В общении ориентируются на СОДЕРЖАНИЕ: важно передать информацию, согласовать действия, понять собеседника
В общении ориентируются на ФОРМУ: важно говорить значимыми для собеседника словами, эмоционально вовлекать в разговор
Как правило, сдержанное, спокойно-холодноватое
Как правило, «говорящее», с богатой мимикой
Холодный, анализирующий, может не совпадать с общим выражением лица
Насыщенный, «говорящий», совпадает с общим выражением лица
Неуверенные, однообразные, узкий спектр эмоциональных состояний
Уверенные, многообразные, широкая палитра эмоциональных состояний
Одежда и аксессуары
Просты и безыскусны, имеют в большей степени функциональное назначение
Искусны и замысловаты, предназначены чтобы произвести впечатление
Психософия изучает энергию и выносливость человека, а также его приоритеты, т.е. важные и неважные для него сферы бытия.
Все сферы человеческого бытия можно условно разделить на четыре составляющие (4 аспекта):
ü Логика(разум, мышление)
ü Эмоция (эмоции, чувства)
ü Воля (цель, желания)
Все функции структуры приоритетов человека можно разделить на:
1. Высокие и Низкие. Высокие (1-я и 2-я) функции — являются более важными в структуре приоритетов, чем низкие (3-я и 4-я).
2. Результативные и процессионные. Результативные (1-я и 4-я) функции — это те, по аспектам которых для человека важен результат, а не процесс их выработки. По результативным функциям человек не настроен на диалог, он не любит рассуждать по аспектам этих функций. Процессионные (2-я и 3-я) функции — настраивают человека на диалог по соответствующим аспектам, поиск собеседника, обсуждение.
3. Доминирующие и подстраивающиеся. По аспектам доминирующих (1-я и 3-я) функций человек склонен игнорировать и недооценивать потребности и интересы окружающих. По аспектам подстраивающихся (2-й и 4-й) функций — он ищет согласования с интересами и потребностями своего окружения.
В данной статье интерес для нас будут представлять две функции: 1 эмоция и 3логика.
Высокая, результативная, доминирующая
Низкая, процессионная, доминирующая
Согласно теории Афанасьева, эмоция (эмоция, чувства) — это способ познания мира без материального контакта с ним, чувства, эмоции, личные переживания субъекта.По этому аспекту человек относится к одной из следующих групп:
ü 1 Эмоция – «Романтик»
ü 2 Эмоция – «Актер»
ü 3 Эмоция – «Сухарь»
ü 4 Эмоция – «Зевака»
Логика ( разум, мышление)- это продукт деятельности человеческого разума: понятие, знание, а также сам процесс оперирования идеями и понятиями.
По этому аспекту человек относится к одной из следующих групп:
ü 1Логика – «Догматик»
ü 2 Логика – «Ритор»
ü 3 Логика – «Скептик»
ü 4 Логика – «Школяр»
Расположение соционических аспектов для ТИМа * / (ИЛИ) по модели А. Рассмотрим расположение соционических аспектов для ТИМа * / (ИЛИ) .
Как уже было сказано выше, Логикой называется психическая функция для обработки информации об объективных сторонах жизни, законах и технологиях.
«Логический» семантический спектр:
P — логика действий (выгода, движение, действие, знание, метод, механизм, польза, поступок, работа, разум, технология, факт, целесообразность, экономика);
L — структурная логика ( анализ, закон, иерархия, измерение, классификация, понимание, порядок, право, расстояние, система, структура, формальная логика)
Этикой называется функция, обрабатывающая информацию о чувствах и эмоциях людей.
«Этический» семантический спектр:
E — этика эмоций (возбуждение, настроение, обида, паника, переживания, плач, побуждение к действию, радость, романтизм, смех, тревога, эмоции людей, энтузиазм);
R — этика отношений ( добро – зло, любовь – ненависть, мораль, нравственность, притяжение – отталкивание, порядочность, симпатии – антипатии, умение не обидеть, человечность, чувства)
Итак, логика действий и структурная логика для «Бальзака» относятся к сильным функциям, а этика эмоций и этика отношений – к слабым.
Рассмотрим более подробно, в чем это проявляется.
Логика действий является творческой функцией в модели А. Функция осознанная, сильная, находится в блоке ЭГО, контактная, продуктивная, 3-мерная.
Обычно в моей жизни это проявляется в т ворческом поиск е новых методов, алгоритмов действий, умении распределять свое время, чередуя разные виды деятельности, которая рассматривается с точки зрения ее длительности, перспективности и т.д. У меня хорошо получается распределять рабочие обязанности – как свои собственные, так и коллег и партнеров. Также сюда можно отнести умение обращаться с деньгами, делать запасы, контролировать затраты. С легкостью могу корректировать и давать советы по методике выполнения работы с точки зренияскорости и эффективности.
Структурная логика является фоновой (реализующей) функцией в модели А. Функция неосознанная, сильная, находится в блоке ИД, контактная, продуктивная, 4-мерная.
На практике у меня данная функция проявляется в умении ориентироваться в законах, правилах, инструкциях без особых усилий, исправлять логические нарушения. Мозг находится как бы в постоянной активности, поиске причинно-следственных связей. Также эта функция проявляется в любви к обучению, стремлении получать новую информацию. Не люблю долго объяснять логический материал, так как кажется, что это и так должно быть всем понятно.
Этика эмоций – болевая функция в модели А (точка наименьшего сопротивления). Функция осознанная, слабая, находится в блоке Супер Эго, инертная, продуктивная, 1-мерная. Любая информация по этой функции воспринимается весьма болезненно.
В жизни это обычно проявляется в одностороннем восприятии внешних и внутренних эмоциональных проявлений других людей и себя, непринятии эмоциональной зависимости от других людей, избегании переживаний, перепадов настроения, всплесков как положительных, так и отрицательных эмоций. Любые оценки эмоционального поведения мной обычно воспринимаются очень болезненно. Внешне может сохраняться невозмутимость, в то время как внутри чувства могут проявляться и заново переживаться прошлые эмоциональные состояния,. Эмоции могут проявляться совсем неадекватно ситуациям (истерика на пустом месте или холодность, непонимание душевных проблем окружающих).
Этика отношений является активационной функциейв модели А. Функция неосознанная, слабая, находится в СуперИд, инертная, продуктивная, 2-мерная.
Как правило, проявляется в желании поддерживать гармоничные отношения с окружающими, потребность в психологическом комфорте, в получении развернутой информации о психологических особенностях своей личности и близких людей. Часто возникает желание установить прочные отношения в семье, стремление быть хорошим семьянином, добрым и отзывчивым другом. Сложные этические ситуации и конфликты, как правило, избегаются. Мне порой бывает очень трудно выразить симпатию или антипатию. С трудом переживаю ситуации, в которых люди проявляют некорректное отношение, это деактивирует – ведь люди должны проявлять «правильное» отношение.
Влияние положения аспектов по психософии на ТИМ * / (ИЛИ)
Итак, * / (ИЛИ) – интроверт, этика эмоций — болевая функция по соционике, этика отношений – референтная функция.
В очень многих учебниках «Бальзак» представлен как угрюмое, печальное существо, вечно занимающееся самокопанием. Даже Аушра Аугустинавичюте в своей работе «О дуальной природе человека» описывает * / (ИЛИ) так:
«… в своих чувствах очень постоянен, не склонен к приключениям, желает полной зависимости от требовательного любимого… В эротических отношениях люди этого типа еще пассивнее, чем в любой другой деятельности. Он «уступает», когда иначе нельзя. Когда иначе неумно, когда требуют обстоятельства, разум, понимание, что выйти замуж или жениться является в каком-то отношении необходимым, правильным.
… Когда люди что-то делают с энтузиазмом, чаще всего возможные неудачи забываются. Лишь увидев хорошее настроение, интровертная интуиция начинает напоминать о том, что нечего радоваться, что это доступно любому глупцу и что еще неизвестно, что из этого получится – настроение портится, пыл угасает… Суть в том, что этот тип боится всех экстравертных эмоций, его раздражают как радостные настроения, которые кажутся ему камуфляжем, так и любое отчаяние, трагизм».
Но это очень обобщенное описание. На самом же деле при высокой эмоции у «Бальзака» все процессы протекают несколько иначе.
По жизненному опыту происходит примерное следующее. Поскольку на первой функции по психософии очень много энергии, она является избыточной, (не случайно она называется «молотом»), то и оценка принятия решений, несмотря на логический тип, как правило, производится на эмоциональном уровне. Конечно, эмоции, ввиду слабой функции по соционике, могут проявляться не вполне адекватно ситуации, сам человек может страдать от выданных или полученных эмоций, но их все равно будет много.
Обладатель 1 эмоции, как правило, зависим от испытываемых эмоциональных состояний. Они диктуют, как будут себя вести все остальные функции. Он не стремится навязывать свое настроение другим, часто может и не отслеживать окружающих эмоций вовсе, т.к. полностью поглощен собой и своими чувствами, и замечает проявления других в этой области, только если они начинают мешать ему.
Общаясь с 1 эмоцией, кажется, что он все время испытывает какие-то переживания, причем сменяются они с огромной быстротой и амплитудой. Что бы ни произошло вокруг, первой из его функций на происходящее отреагирует именно эмоция, и это зачастую весьма заметно со стороны.
Часто эмоции мешают продуктивной деятельности, т.к. порой очень сложно отключиться от переживаний. То есть если настроение плохое, пока эмоция не выйдет, работоспособность практически стремится к нулю. Как только эмоции проходят (а происходит это весьма быстро как результатная функция), можно дальше заниматься деятельностью.
В результате собственных наблюдений, я пришла к выводу, что гармоничная жизнь 1 эмоции невозможна без круга людей, которые полностью принимают и одобряют мои эмоции. Так, постоянно хочется праздников, тусовок, общения (конечно, в разумных пределах), без которых жизнь кажется скучной и однообразной. Сдерживание эмоций тоже ни к чему хорошему не приводит, т.к. потом они выливаются в другой ситуации. И важно принятие эмоций окружающими, т.к. ограничение в проявлении эмоций с точки зрения социума (правильно это или неправильно), воспринимается 1 эмоцией весьма негативно, но зачастую ей бывает все равно, т.к. при малейшей реакции она все равно «обрушится».
Если говорить о положении Логики в психософии и влиянии на ТИМ, то здесь тоже имеются свои особенности.
Казалось бы, * / (ИЛИ) («Бальзак»), у которого логика действий – творческая функция, а структурная логика – фоновая, должен великолепно уметь объяснять, рассказывать, доказывать, анализировать, и, главное, быть уверенным в своих доводах, на деле все оказывается несколько иначе.
Поскольку 3 функция является «язвой», у типа * / (ИЛИ) могут возникать определенные трудности с логикой.
Процессионность или, как пишет Афанасьев, суперпроцессионность 3 Логики выражается в заинтересованности деталями логических построений (при вторичности результата). Т.е. не важно, верен ли результат: если в построениях находятся недочеты или нелогичности с точки зрения 3-го Логика, то вся теория и результат обесцениваются.
Диалоговость проявляется в запросе на объяснения, а не на результаты. 3 Логика включается при появлении повода для диалога. По идее, ее носитель постоянно чувствует смутное беспокойство от того, что не владеет всеми нюансами обдумываемого логического построения, поэтому благодарен тому, кто способен, как и он, тратить время на детали и помогать складывать их в систему.
Как правило, 3 Логика очень тонко чувствует логические противоречия у оппонента, но выразить свою мысль по этому поводу ему бывает трудно – в этом заключается двойственность Третьей функции. Внешне это может проявляться, например, в том, что человеку требуется больше времени, чтобы сформулировать мысль.
3-ий Логик может очень тяжело переживать критику своих убеждений и умственных способностей вообще. Для него очень важно уважение окружающих, признание его компетентности, образованности, ума.
Для 3 Логики нет ничего страшнее вопросов «А ты уверен?» или «Есть ли вопросы?». Ведь пока 3 Логика не вступила в диалог, она вроде как уверена, но стоит пошатнуть ее уверенность, как тут же вся теория рушится, и бег мыслей и логических доказательств начинается по новому кругу.
Подводя итог , все вышесказанное накладывает весьма значительный отпечаток на диагностику, т.к. при первом рассмотрении перед вами может оказаться весьма общительный, веселый человек с бурно проявленными эмоциями, а в результате это может быть «Бальзак» с первой эмоцией, с живыми горящими глазами, который будет постоянно эмоционировать и пытаться разобраться в отношениях, и ему будет весьма сложно разобраться в собственных рассуждениях.
- Аугустинавичюте А. Социон. – М.: Черная белка, 2008. – 192 с.
- Митрохина А.Л. Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно-практическое пособие. – М.: Черная белка, 2013. – 544 с.
- Афанасьев А.Ю. Синтаксис любви. – М.: Черная белка, 2007. – 352 с.
- Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: «Гном-пресс», 1999, – М.: «Алмаз», 2005
- Прокофьева Т.Н. Профориентация и мотивация к деятельности. Учебно-практическое пособие. М., 2004, 64 с.
- Прокофьева Т.Н. Соционика. Соционические функции и модели. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
- Прокофьева Т.Н. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
- Прокофьева Т.Н . Соционика и психософия. Опорный конспект. М., 2012.
Источник