Мозгов нет одни эмоции

Мозгов нет одни эмоции

Каникулы — время поразмышлять и узнать новое. Поговорим сегодня о строении мозга. Почему эмоции часто побеждают разум? Достаточно ли острого ума, чтобы добиться успеха в жизни? Американский психолог, признанный эксперт в области эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект» отвечает на эти и другие вопросы, а также доходчиво объясняет, чем отличается «обычный» интеллект от «эмоционального» и почему обладатели первого зачастую уступают место под солнцем обладателям второго.

Эмоциональный мозг


Эмоциональный интеллект
«Возможно, с помощью IQ я и получу работу, но только EQ сделает мне карьеру», — пишет автор Дэниэл Гоулман.

У нас два ума: один думает, другой чувствует. Из взаимодействия этих двух процессов складывается наша психическая деятельность. Процесс, осуществляемый рациональным умом, более заметен по результату (полученное знание), насыщен мыслями, он отражает способность рацио обдумывать и размышлять. Наряду с этим есть и другая система познания, мощная и импульсивная, хотя порой и нелогичная, — ум эмоциональный.

В большинстве случаев эти умы строго скоординированы: чувства необходимы для мышления, а мышление — для чувств. Но если страсти бушуют, равновесие нарушается. Значит, эмоциональный ум взял верх и подавил рациональный.

Развитие мозга

Чтобы лучше понять, насколько сильным бывает влияние эмоций на мышление — и почему чувство и разум так легко приходят в состояние войны, — посмотрим, как происходило развитие головного мозга.

Самая примитивная часть мозга у всех видов с более простой нервной системой — мозговой ствол, являющийся продолжением спинного мозга. Первичный мозг управляет главными жизненными функциями, например дыханием и метаболизмом, а также стереотипными реакциями и движениями. Простейший мозг не способен думать или учиться.

Из ствола мозга возникли эмоциональные центры. У первых млекопитающих образовались новые жизненно важные слои эмоционального мозга. Данная часть мозга находится на границе между стволом и новой корой, поэтому ее назвали лимбической системой (лат. limb — граница, кромка, край). Новая область добавила эмоций в нашу палитру чувств. И когда мы оказываемся во власти страстного желания или ярости, по уши влюблены или содрогаемся от ужаса — все это результат действия лимбической системы.

Примерно 100 миллионов лет назад произошел резкий скачок в развитии мозга млекопитающих. Из эмоциональных зон развился думающий мозг, или «неокортекс». Тот факт, что думающий мозг развился из эмоционального, очень многое говорит о взаимосвязи мысли и чувства.

Неокортекс — средоточие мышления. В нем располагаются центры, где объединяется и осознается информация, поступающая от органов чувств. Благодаря неокортексу к чувству добавляются размышления, к тому же мы приобретаем способность эмоционально воспринимать идеи, произведения искусства, символы и мысленные образы.

Вблизи нижней части лимбического кольца находится миндалевидное тело, которое исполняет функцию хранилища эмоциональной памяти и ,следовательно, играет крайне важную роль. От него зависят все страсти и увлечения, а также эмоциональная привязанность.


Иллюстрация из книги

Посмотрите, как сенсорные сигналы от глаза или уха попадают в головной мозг, чтобы понять, почему эмоциональная реакция всегда первична. Сначала сигналы проходят в таламус (зрительный бугор), а потом — через одиночный синапс (место соединения двух нервных клеток) — в миндалевидное тело. Второй сигнал из таламуса направляется в неокортекс, то есть думающий мозг. Благодаря такому разветвлению миндалевидное тело начинает реагировать раньше неокортекса, который «обмозговывает» информацию на нескольких уровнях мозговых контуров, прежде чем полностью ее воспримет и перейдет наконец к действиям в виде ответной реакции, оптимальной в конкретной ситуации.

Прямиком в миндалевидное тело направляются сигналы о наших самых примитивных и сильных чувствах. Эта схема во многом объясняет, почему зачастую эмоции перевешивают здравый смысл.

Почему детские воспоминания влияют на нас во взрослой жизни

Характер взаимодействия между ребенком и теми, кто за ним ухаживает в первые годы его жизни, определяет набор эмоциональных реакций ребенка на всю его дальнейшую жизнь. Эти эмоциональные реакции имеют решающее значение, хотя их очень трудно понять с точки зрения взрослой жизни, поскольку они хранятся в миндалевидном теле как необработанные, невербализованные модели эмоционального поведения.

Читайте также:  Как поднять настроение психологические приемы

Поскольку ранние эмоциональные воспоминания укореняются еще до того, как ребенок находит слова для описания своего опыта, когда уже во взрослой жизни какой-то стимул вызывает проявление его детских эмоциональных воспоминаний, у человека не оказывается четко сформулированного описания для овладевшей им реакции. Одна из причин, почему мы не можем понять собственные эмоциональные взрывы, заключается в том, что они часто приходят из ранних периодов жизни.

Наши взрывные эмоции так и остаются для нас не познанными, и мы продолжаем им поддаваться. Миндалевидное тело может отреагировать, обезумев от ярости или страха, раньше, чем кортекс выяснит, что происходит: необработанная эмоция запускается независимо от мышления и опережает его.

Управляющий эмоциями

Главным «выключателем» негативных эмоций, по-видимому, служит левая префронтальная доля. В правых префронтальных долях помещаются негативные чувства вроде страха и агрессивности, тогда как левые доли контролируют эти необработанные эмоции, вероятно, угнетая правую долю.

К примеру, в одной группе у больных, перенесших инсульт, повреждения находились в левой префронтальной зоне кортекса. Они были подвержены катастрофическому беспокойству и страхам. Больные же с повреждениями справа оказались «чрезмерно веселыми». Во время неврологических обследований они без конца шутили, бывали безмятежны, их как будто не заботило, как обстоят дела со здоровьем.

Иными словами, левая префронтальная доля, по-видимому, представляет собой часть нейронной цепи, которая может выключать или, во всяком случае, снижать интенсивность всех эмоций, кроме сильнейших негативных всплесков. Если миндалевидное тело нередко действует как экстренный пусковой механизм, то левая префронтальная доля, похоже, составляет часть «выключателя» эмоций, выводящих из душевного равновесия.

Префронтально-лимбические связи играют в психической деятельности решающую роль, выходящую далеко за рамки тонкой настройки эмоций; их деятельность определяет принятие человеком наиболее важных жизненных решений.

Нам вовсе не требуется отделываться от эмоций и ставить на их место разум, нам лучше было бы постараться найти разумное равновесие между ними, установить гармонию между головой и сердцем. Чтобы с успехом реализовать эту систему в нашей жизни, прежде всего следует осознать, что значит пользоваться эмоциями с умом.

Что не так с IQ

Академический ум не предполагает готовности к хаосу или к разбросу возможностей, которые преподносят превратности судьбы. Хотя высокий IQ не гарантирует преуспевания, престижа или счастья в жизни, американские учебные заведения и культура буквально зациклены на академических способностях. Игнорируется эмоциональный интеллект, набор черт — кто-то может назвать его характером, — имеющий огромное значение для нашей личной судьбы.


Источник

Люди с высоким коэффициентом умственного развития, но низким эмоциональным интеллектом (или низким коэффициентом умственного развития и высоким эмоциональным интеллектом) встречаются — несмотря на сложившиеся стереотипы — довольно редко. Действительно, между коэффициентом умственного развития и некоторыми аспектами эмоционального интеллекта существует корреляция, хотя и незначительная.

Эмоциональная жизнь — сфера, с которой можно обращаться более или менее искусно, так же, как со способностью считать или читать, но при прочих равных она нуждается в особенном наборе компетенций, то есть выполняемых ею функций. И то, насколько человек сведущ в этом, имеет решающее значение для понимания, почему один преуспевает в жизни, а другой — интеллектуально равный — оказывается в тупике.

Эмоциональная одаренность — метаспособность, определяющая, насколько хорошо мы используем любые другие навыки и умения, которыми располагаем, включая «необученный» интеллект.

Пять составляющих эмоционального интеллекта

1. Знать свои эмоции

Зачастую кажется, что наши чувства очевидны и мы можем сразу же в них разобраться. Однако как правило, при зрелом размышлении мы понимаем, как часто не замечали своего отношения к тому или иному событию. Либо осознали всю глубину собственных эмоций лишь спустя время.

Люди, уверенные в своих чувствах и способные вовремя в них разобраться, демонстрируют впечатляющие результаты. Им проще принимать решения и они меньше сомневаются в их правильности.

2. Управлять эмоциями

Люди, которым не хватает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством. А люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.

3. Мотивировать самого себя

Исследования, проведенные при участии олимпийских чемпионов, музыкантов мирового класса и гроссмейстеров, показали, что всех их объединяет одна общая черта — способность находить для себя стимул неотступно следовать определенному режиму тренировочных занятий.

Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.

Читайте также:  Чувство благодарности тем кто

4. Распознавать эмоции других людей

Одна из составляющих эффективного общения — эмпатия — умение распознавать и прочувствовать эмоции окружающих. Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие.

5. Поддерживать взаимоотношения

Умение сопереживать, находить общий язык, интересоваться и быть интересным — вот ключи к продуктивному и постоянному общению.

Обладая способностями к общению, человек сумеет придать нужный характер случайной встрече, мобилизовать и воодушевить, преуспеть в интимных отношениях, убедить и приобрести влияние, успокоить и ободрить других.

Источник

Что такое апатия и как с ней бороться. Советы психолога

На фоне продолжающейся пандемии коронавируса все больше людей испытывают различные психологические проблемы. Одним из таких состояний может быть апатия. Рассказываем, как она проявляется и как с ней справиться.

Анастасия Афанасьева, врач-психиатр, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Что такое апатия

Апатия — это безразличие и отсутствие эмоций. Само слово «апатия» происходит от греческого слова «pathos» — «эмоция, чувство, страдание», к которому добавляется префикс «а», вносящий значение отрицания. Изначально апатия определялась как свобода от страдания, но где-то в XVIII веке это слово стало означать ощущение отсутствия каких бы то ни было эмоций или чувств, особенно по отношению к вопросам, которые важны или интересны.

Апатия в той или иной степени часто наблюдается у здоровых людей, но также служит симптомом различных нарушений психического и физического здоровья. Надо понимать, что апатия — это не отдельное состояние, а синдром, который может входить в структуру абсолютно разных заболеваний, от депрессии и болезни Альцгеймера до начальных стадий инфекционных заболеваний.

Апатия может быть разной по степени тяжести. Более легкие формы могут проявляться в трудности выбора действий или каких-то самых обычных бытовых шагов, нежелании что-либо делать. Часто апатия идет рука об руку с ангедонией — отсутствием радости и удовольствия от занятий, которые раньше радовали. В тяжелых случаях апатия достигает такой стадии, что людям сложно вставать с кровати, принимать душ, даже идти в туалет при необходимости, они не могут выбрать одежду, составить список покупок, позаботиться о себе. Переживающие это состояние равнодушны к происходящим событиям, подолгу сидят или лежат не двигаясь, не разговаривая. Для этого состояния характерна рассеянность, невнимательность.

В запущенных и тяжелых случаях апатия может приводить к тому, что человек полностью перестает о себе заботиться, следить за своевременным употреблением пищи и личной гигиеной. В результате возможны истощение, обострение хронических заболеваний, возникновение инфекций.

Симптомы апатии

Апатию можно заподозрить по следующим симптомам:

  • трудности с выполнением повседневных задач;
  • чувство безразличия;
  • отсутствие эмоций;
  • отсутствие интереса к занятиям;
  • отсутствие мотивации к достижению целей;
  • низкий уровень энергии;
  • резкое снижение активности в социальной жизни (нежелание встретиться с друзьями, отпраздновать день рождения или даже сходить в магазин);
  • неэмоциональная реакция как на положительные, так и на отрицательные события;
  • частое перекладывание планирования своей жизни, дел и решений на других;
  • отсутствие желания узнавать что-то новое, знакомиться с новыми людьми, получать новый опыт;
  • безразличие к собственным проблемам.

Тест на апатию

Ответьте на следующие вопросы:

  • Вы испытываете постоянное чувство скуки?
  • Есть ли у вас план действий на неделю?
  • Ваша продуктивность и работоспособность в последнее время снизились?
  • Испытывали ли вы безразличие в ответ на приятное событие в вашей жизни?
  • Испытывали ли вы безразличие в ответ на негативное событие в вашей жизни?
  • Вам не хочется участвовать в каких-либо мероприятиях, которые вам раньше нравились?
  • Привычная деятельность требует слишком больших усилий?
  • Ничто не вызывает у вас интереса?
  • Вы не знаете, чего хотите или как этого достигнуть?
  • Знакомство с другими людьми не вызывает у вас никакого эмоционального отклика?
  • Ожидаете ли вы, что другие примут за вас решение?
  • Испытываете ли вы чувство пустоты или опустошенности?
  • Чувствуете ли вы, что все бессмысленно или бесполезно?
  • Вам постоянно хочется спать, а длительный сон не дает чувства отдыха?

Если на многие из этих вопросов вы дали положительный ответ, то, скорее всего, вы находитесь в состоянии апатии и вам стоит проконсультироваться с врачом.

Причины апатии

Психологические причины

  • Жесткие требования к себе — если вы ставите заведомо недостижимые цели или предъявляете к себе чрезмерные требования, которые невозможно соблюсти, часто возникает ощущение «бесполезности» всех усилий и нежелание двигаться дальше.
  • Неумение понять свои цели и ценности — вызывает ощущение непонимания того, что делать и как дальше поступать.
  • Инфантильность или незрелость — ожидание, что другие люди возьмут на себя ответственность.
  • Выученная беспомощность — страх делать что-либо самостоятельно из-за ожидания наказания за любые действия.
  • Острая стрессовая реакция — «ступор» и бесчувствие как моментальный ответ на сильное травмирующее событие или стресс.
Читайте также:  Формы отражающие чувственное познание это

Психические заболевания

Апатия — достаточно распространенная часть расстройств психики. В основном это:

  • Депрессия (она может быть как изолированной, так и в составе либо вследствие других заболеваний, например, БАР — биполярного аффективного расстройства).
  • Шизофрения и психотические расстройства. Апатия в составе этих заболеваний чаще всего появляется на поздних стадиях и крайне плохо поддается лечению.

Прием определенных лекарств, злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем

Среди подобных проблем:

  • Побочные эффекты нейролептиков (лекарственные препараты для лечения психозов, расстройств настроения и нарушений сна) — может развиться заторможенность, астения и апатичность.
  • Длительное лечение антидепрессантами группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (флуоксетин, циталопрам и другие препараты). При этом может возникнуть такое осложнение как СИОЗС-индуцированный синдром апатии. Он проявляется притуплением эмоций, сниженной эмоциональной чувствительностью, ощущением «эмоциональной анестезии».
  • Избыточное употребление транквилизаторов также приводит к заторможенности в течение дня, апатичности, нежелании делать что-либо, отсутствию эмоций.
  • Абстинентный синдром («ломка») или похмелье. Часто появляется ощущение разбитости и сонливости, нарастает апатичность или раздражительная агрессивность.

Неврологические заболевания

Исследование 2011 года обнаружило у людей с симптомами апатии поражения лобных долей головного мозга. Считается, что «центр апатии» расположен в передней части мозга, которая контролирует наши эмоции, цели и поведение. Так что к развитию апатии может привести все, что поражает лобные области коры:

  • черепно-мозговые травмы (сотрясения, ушибы);
  • нейроинфекции (менингит, ВИЧ-инфекция, сифилис головного мозга и другие);
  • болезнь Альцгеймера;
  • лобно-височная дегенерация;
  • опухоли головного мозга с локализацией в лобной области;
  • инсульт или инфаркт головного мозга.

Как избавиться от апатии

  • Обратиться за консультацией к врачу-психиатру или неврологу. Начать можно с любого из специалистов, поскольку причины апатии, как говорилось выше, могут быть разными — надо действовать методом исключения.
  • Возможно, потребуется сдать анализы крови или сделать исследования головного мозга (по указанию врача).
  • Скорректировать образ жизни — много времени уделять сну (лучше всего — по графику, с соблюдением гигиены сна), правильно питаться, стараться не допускать переутомления.
  • Обратиться к психологу для прохождения психотерапии, чтобы научиться лучше понимать свои ценности и цели, брать на себя ответственность и испытывать меньше стресса, а также лучше с ним справляться.
  • Принимать назначенную врачом терапию при психических расстройствах или инфекционных заболеваниях (скорее всего, это будут антидепрессанты либо противовирусные препараты и антибиотики).

При ощущении сильной апатии важно не поддаваться ей, а составить список активностей, которые вам, пусть не сейчас, но когда-то нравились, и делать каждый день что-то из этого списка хотя бы 5-10 минут. Это называется поведенческая активация. Полезно отмечать свои успехи (например, сегодня вы на 10 минут вышли на прогулку).

Как помочь человеку с апатией

Лучше всего уговорить человека с апатией обратиться к врачу. Так как человек в таком состоянии мало что чувствует и ему сложно что-либо делать самостоятельно, то задача это непростая. Однако только врач, при помощи диагностики и анализов, сможет определить причину апатии и рекомендовать эффективное лечение, поскольку апатия может быть вызвана абсолютно разными причинами, от психологических до тяжелых неврологических.

Если же речь про психологические и психиатрические причины апатии, то, помимо обращения к врачу, важно активизировать человека. Выходить с ним на небольшую прогулку, которая не будет его чрезмерно утомлять, заниматься вместе с ним тем, что раньше приносило ему удовольствие (например, смотреть небольшие фильмы или ролики), и понемногу вовлекать в деятельность семьи или коллектива. Главное — делать это по чуть-чуть и радоваться любым успехам. Потому что, например, пожарить яичницу для человека с депрессией и апатией уже может быть достижением.

Чего не следует делать при апатии

Главное, чего не стоит делать при апатии, — поддаваться ей и лежать целыми днями в кровати. Однако во всем должен быть баланс: отрицание своего состояния и загрузка себя делами сверх меры не помогут. Начинайте с дел понемногу, насколько будет хватать сил — 5, 10, 15 минут в день.

Не следует также затягивать с визитом к врачу, пуская состояние на самотек, так как причины его возникновения, как говорилось выше, могут быть серьезными.

Источник

Оцените статью