Классный час «Сто дорог — одна твоя» 8 класс
Классный час в 8 классе «Сто дорог – одна тоя»
Цель: формирование мотивации в выборе профессиональной области
формировать представление о профессиях разных предметных областей;
развивать умения ориентироваться в потоке информации
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы проведем с вами классный час. А чтобы наша работа была интересной и увлекательной мы настроимся на хорошую работу.
Встаньте все, пожалуйста, в круг.
Возьмитесь за руки и давайте поприветствуем друг друга.
Все друг другу повернулись
И друг другу улыбнулись.
Повернитесь все ко мне
Улыбнитесь-ка и мне.
Сообщение темы и целей урока
Один мудрец сказал: «счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Если у кого-то дома хорошо, а на работе плохо, то счастья нет. Вы встречали таких людей. Они не лентяи, не бездельники. Возможно, они выбрали не то дело, которым хотелось бы заниматься.
— Как вы думаете о чем пойдет сегодня речь?
— Прочитайте тему нашего занятия. О какой дороге идет речь?
Вот мы и познакомились с темой нашего занятия.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог — именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия — это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация — это уровень профессионального мастерства.
Должность — это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Классный руководитель. После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.
(Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы.)
VI . Игра «Крестики и нолики».
Вот и Вы скоро встанете перед выбором и зададите себе вопросы: каково мое место в жизни, на что я способен?
Сегодня игра поможет Вам с неожиданной стороны открыть известные профессии и посоревноваться в находчивости.
Класс делится на две команды «крестики» и «нолики». Одна из команд выбирает категорию и начинает аукцион за подсказку. Например, первая команда говорит, что она отгадает профессию с помощью 5 подсказок, а другая команда отвечает, что отгадает с помощью 4 подсказок. Угадывать начинает команда, выигравшая аукцион. Команда, отгадавшая профессию, ставит на доске свой значок. Условия игры такие же, как в «Крестики-нолики». Побеждает команда, выстроившая три своих значка в один ряд.
На доске таблица категорий (предметных областей).
Продюсер (категория – искусство)
он есть у каждой звезды;
Для Валерии – это ее муж;
он помогает подготовить программу и организовать концерт;
в переводе с английского «постановщик»;
то же, что и режиссер.
Ветеринар (категория – биология)
Профессия связана с животными;
в городе есть лечебница, где они работают;
начинается с «ветер».
Шофер (категория — география)
он работает с техникой;
всегда в движении;
он видит разные населенные пункты;
некоторых называют «дальнобойщик»;
любит крутить баранку.
Журналист (категория – литература)
любит сочинять и описывать истории;
он автор небольших произведений;
иногда приходиться работать в горячих точках;
то же, что и корреспондент;
сотрудник газеты, журнала.
Бухгалтер (категория – экономика)
работает с бумагами, цифрами;
в конце месяца составляет отчет;
про него пела песню группа «Комбинация»;
он считает зарплату;
приход, расход – его любимые слова.
Менеджер (категория – общение)
профессия появилась не очень давно;
их встретишь в разных фирмах;
слово пришло из английского языка;
ему приходится много общаться;
чуть выше по рангу, чем секретарь-референт.
Электрик (категория – физика)
он работает с проводами;
его профессия опасна;
знает, где 220, а где 380;
он есть и в школе;
если у Вас погас свет, обращайтесь к нему.
Охранник (категория – спорт)
исполняет обязанности на границе предприятия;
им иногда выдают оружие;
их услугами пользуются почти все организации;
они отвечают за сохранность имущества.
Военнослужащий (категория – история)
они участвуют в боевых действиях;
бывают наемные и призывные;
Суворов имел эту профессию;
служат в военном городке;
то же, что и солдат.
Учитель: Конечно, все мечтают выбрать профессию, которая принесет успех, известность. Но трудиться творчески можно, имея любую профессию. Плотник может срубить дом, а может сотворить чудо, которым будут любоваться люди. Главное, чтобы труд приносил радость Вам и окружающим.
Групповая работа «Самые нужные профессии»
Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль. )
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация — это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа — «Самые забытые профессии».
Третья группа — «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа — «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
VIII . Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
— Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
— Выбирают «за компанию».
— Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
— Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
— Подражают героям кино и телесериалов.
Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Время выполнения — 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
X . Подведение итогов.
— Ребята, вот подошел к концу наш классный час. Как вы думаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Для того чтобы найти свое любимое дело нужно глубже заглянуть в себя. Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе. Ведь жизнь увлеченного человека гораздо богаче, интересней и красочней. Я думаю, когда вы вырастите , то выберите себе, ту профессию, которая вам понравится и будете любить ее и она будет радовать вас.
А теперь давайте оценим с вами вашу работу на этом занятии.
Возьмите конвертики и оцените свою работу.
Приклейте красный свет светофора, если вы не принимали участия в этом занятии.
Желтый свет, если немного принимали участие
Зеленый – если вы активно принимали участие.
Источник