Урок на тему «Я и мой темперамент»
Я и мой темперамент
Цель занятия: определение преобладающего типа темперамента
Для решения поставленной цели в процессе занятия планируется решение следующих задач:
1. формирование потребности к самопознанию и самосовершенствованию
2. осознание наличия индивидуальных различий между людьми
3. знакомство с содержанием понятия «темперамент»
4. выяснение поведенческих характеристик различных типов темперамента
5. выработка позиции позитивного отношения к другому, отличному от себя
6. выяснение взаимосвязи способа реагирования и темперамента.
1. Вступительное слово ведущего.
2. Проведение тестирования по методики Айзенка
3. Обработка и анализ результатов тестирования
4. Типы темперамента и их психологическая характеристика
5. «Сказка о типах темперамента»
1. Что же такое темперамент
2. Зачем это нужно
3. Что с этим делать
Ход занятия
Людей не интересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Известно, что личностью не рождаются, а становятся. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость обусловлена как биологическим и физическим строением каждого из нас (это внутренние условия), так и единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (это внешние условия). Таким образом, личность каждого из нас – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Х=Т + С, где
Т! – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
В (вопрос) А для чего нужно знать что такое темперамент? Что это знание нам дает?
О (ответ) Можно предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретной ситуации. Очевидно, у каждого вида темперамента есть особые свойства, привычки, которые наиболее ярко проявляются в экстремальных ситуациях. Австралийский писатель Цвейг говорил: «Характер человека лучше всего познается в решительные минуты».
Сразу оговоримся, что нет плохих или хороших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны. Поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление (что невозможно вследствие его врожденности, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней.
Как известно все имеет свое начало.
Наиболее ранняя из известных типологий была предложена еще во II веке до н.э. врачом Клавдием Галеном. 4 из 9 выделенных им типов и в наше время рассматривают как основные: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил он их из наблюдений по склонностям к различным эмоциональным состояниям.
§ Сангвиник – радость и веселье
Клавдий Гален также предположил, что тип темперамента зависит от соотношения трех жизненных «соков»:
§ «кровь» — с лат. Сангвиник
§ «черная желчь» — меланхолик
Современная наука подвела под них научное основание. И.П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Выделив и описав данные типы, Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую корреляцию между ними. На этом основании он утверждал, что именно свойства нервной системы и определяют давно описанные темпераменты.
Итак, сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Человек с таким темпераментом быстро приспосабливается к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он в высокой степени подвижный, общительный, легко сходится с новыми людьми, именно поэтому у сангвиника широкий круг знакомств, хотя он не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет свои привязанности. Он может продуктивно работать, но лишь тогда, когда много интересных дел. В противном случае он становится вялым и скучным.
Эти люди не любят монотонности. Они хорошие актеры. Обладают подвижной мимикой. Например, герой Шубин из романа Тургенева «Накануне».
Холерик – это сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Люди данного типа пылкие, себялюбивые крикуны и драчуны. По малейшему поводу они выдают эмоциональную вспышку. Активность идет импульсами. Работоспособные и честолюбивые. Стремятся достичь больших результатов. Если ему хорошо – всем хорошо, если ему плохо – плохо всем. Есть «воспитанные» и «невоспитанные» холерики. Например, великий полководец А. Суворов имел холерический темперамент. Он отличался необыкновенной живостью эмоций, быстротой движений, жаждой деятельности.
Флегматики – сильный, уравновешенный, медленный тип с преобладанием процессов торможения в коре головного мозга. Это спокойные настойчивые, трудолюбивые, ровные, медлительные люди. Очень работоспособные. Флегматики медленно привыкают к новым людям. Тихие, спокойные, их трудно вывести из равновесия, но не следует думать, что терпение его безгранично. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, накапливает энергию неудовольствия – в итоге сильный разряд (нередко неожиданный для его собеседника). Например, М. Кутузов.
Меланхолик – пассивный, заторможенный. Это нерешительные люди, вечно сомневающиеся, тревожные и боязливые. У них низкая работоспособность, быстрая утомляемость. Их пугает новая обстановка, новые люди. Такие люди тонко организованные, очень чувствительные.
Конечно, описанные типы – это не портреты, поскольку ни один человек не обладает в чистом виде всеми приведенными выше. В каждом из нас присутствуют все 4 типа (но какие-то выражены сильнее).
Есть так называемые амбоверты – синтонный темперамент – человек средний во всех отношениях. В зависимости от ситуации может быть замкнутым и общительным.
С возрастом люди все более социализируются и также научаются быть разными в зависимости от ситуаций.
Взаимосвязь способа реагирования и темперамента
1. Карикатура (Р.М.Грановская «Элементы практической психогимнастики».
2. Непонимание определяющего влияния темперамента на стиль взаимодействия часто служит источником раздражения и конфликтов в семье. Например, темперамент ребенка отличен от темперамента матери.
Допустим мать сангвинического темперамента, быстрая, подвижная, гибкая, а ребенок – флегматик. Вполне возможно, что мать будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности своего ребенка, бесконечно нервируя его и не отдавая себе отчет, что ребенок унаследовал темперамент своего отца, у которого те же качества она воспринимает вполне спокойно и адекватно. Она воспринимает их не как медлительность, а как спокойствие, уравновешенность.
3. Пример из книги круга «Торопись не спеша».
Четыре уставших путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю со словами: «Вот не везет, стоило в кой-то веке раз выбраться из дому, и такое невезение. Что же делать – до утра далеко, помяните мои слова еще и дождь пойдет».
«Чего же тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!», — горячился второй, дубася кулаком в ворота.
«Друзья, сохраняйте спокойствие, чего же вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», — успокаивал путников третий.
«Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим –ка ворота поближе – под ними большая щель. Давайте попробуем, вдруг пролезим», — взял в свои руки инициативу четвертый.
В: К какому типу темперамента можно отнести каждого из путников.
4. Задание с карточками.
Класс делится на 4 группы. Предлагаются ситуации. Дети определяют, какой тип темперамента луче подходит под нее.
5. Анализ результатов собственного тестирования детей по Айзенку. Свои результаты дети заносят в график и определяют собственный тип темперамента.
Обработка и анализ результатов тестирования.
Ключ к опроснику Айзенка.
I . Шкала интроверсия – экстраверсия (24 вопроса)
II . Шкала эмоциональная стабильность-нестабильность (24 вопроса)
III .Шкала скрытность – откровенность (9 вопросов)
За каждый ответ, совпадающий с ключом, поставьте себе 1 балл. Баллы по каждой из шкал складываются (см. приложение).
Заключительная часть урока
Стоит ли говорить о преимуществах или недостатках какого-либо типа темперамента? Идеальных не бывает. При любых типах темперамента и характера можно добиться очень многого или не достичь ничего.
Конечно, лучше знать свой темперамент и, ориентируясь на него, решать свои повседневные дела. А еще следует следовать советам психолога 19 века Вильгельма Вундта, который рекомендовал:
«В обыкновенных будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях – меланхоликом, относительно впечатлений – холериком и, наконец, в исполнениях принятых решений – флегматиком.
И я со своей стороны желаю Вам того же. Однако нужно не забывать, что социальная значимость человека определяется не его темпераментом, не строением его тела, не характером, не интровертированность или экстравертированностью, а его моральными и деловыми качествами, его личностью.
Источник
Урок на тему «Я и мой темперамент»
урок о типах темперамента.
с помощью диагностики выявление 4 типа темперамента у подростков
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Я и мой темперамент»»
Я и мой темперамент
Цель занятия: определение преобладающего типа темперамента
Для решения поставленной цели в процессе занятия планируется решение следующих задач:
формирование потребности к самопознанию и самосовершенствованию
осознание наличия индивидуальных различий между людьми
знакомство с содержанием понятия «темперамент»
выяснение поведенческих характеристик различных типов темперамента
выработка позиции позитивного отношения к другому, отличному от себя
выяснение взаимосвязи способа реагирования и темперамента.
Вступительное слово ведущего.
Проведение тестирования по методики Айзенка
Обработка и анализ результатов тестирования
Типы темперамента и их психологическая характеристика
«Сказка о типах темперамента»
Что же такое темперамент
Зачем это нужно
Что с этим делать
Людей не интересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Известно, что личностью не рождаются, а становятся. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость обусловлена как биологическим и физическим строением каждого из нас (это внутренние условия), так и единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (это внешние условия). Таким образом, личность каждого из нас – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Т! – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
В (вопрос) А для чего нужно знать что такое темперамент? Что это знание нам дает?
О (ответ) Можно предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретной ситуации. Очевидно, у каждого вида темперамента есть особые свойства, привычки, которые наиболее ярко проявляются в экстремальных ситуациях. Австралийский писатель Цвейг говорил: «Характер человека лучше всего познается в решительные минуты».
Сразу оговоримся, что нет плохих или хороших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны. Поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление (что невозможно вследствие его врожденности, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней.
Как известно все имеет свое начало.
Наиболее ранняя из известных типологий была предложена еще во II веке до н.э. врачом Клавдием Галеном. 4 из 9 выделенных им типов и в наше время рассматривают как основные: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил он их из наблюдений по склонностям к различным эмоциональным состояниям.
Сангвиник – радость и веселье
Клавдий Гален также предположил, что тип темперамента зависит от соотношения трех жизненных «соков»:
«кровь» — с лат. Сангвиник
«черная желчь» — меланхолик
Современная наука подвела под них научное основание. И.П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Выделив и описав данные типы, Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую корреляцию между ними. На этом основании он утверждал, что именно свойства нервной системы и определяют давно описанные темпераменты.
Итак, сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Человек с таким темпераментом быстро приспосабливается к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он в высокой степени подвижный, общительный, легко сходится с новыми людьми, именно поэтому у сангвиника широкий круг знакомств, хотя он не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет свои привязанности. Он может продуктивно работать, но лишь тогда, когда много интересных дел. В противном случае он становится вялым и скучным.
Эти люди не любят монотонности. Они хорошие актеры. Обладают подвижной мимикой. Например, герой Шубин из романа Тургенева «Накануне».
Холерик – это сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Люди данного типа пылкие, себялюбивые крикуны и драчуны. По малейшему поводу они выдают эмоциональную вспышку. Активность идет импульсами. Работоспособные и честолюбивые. Стремятся достичь больших результатов. Если ему хорошо – всем хорошо, если ему плохо – плохо всем. Есть «воспитанные» и «невоспитанные» холерики. Например, великий полководец А. Суворов имел холерический темперамент. Он отличался необыкновенной живостью эмоций, быстротой движений, жаждой деятельности.
Флегматики – сильный, уравновешенный, медленный тип с преобладанием процессов торможения в коре головного мозга. Это спокойные настойчивые, трудолюбивые, ровные, медлительные люди. Очень работоспособные. Флегматики медленно привыкают к новым людям. Тихие, спокойные, их трудно вывести из равновесия, но не следует думать, что терпение его безгранично. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, накапливает энергию неудовольствия – в итоге сильный разряд (нередко неожиданный для его собеседника). Например, М. Кутузов.
Меланхолик – пассивный, заторможенный. Это нерешительные люди, вечно сомневающиеся, тревожные и боязливые. У них низкая работоспособность, быстрая утомляемость. Их пугает новая обстановка, новые люди. Такие люди тонко организованные, очень чувствительные.
Конечно, описанные типы – это не портреты, поскольку ни один человек не обладает в чистом виде всеми приведенными выше. В каждом из нас присутствуют все 4 типа (но какие-то выражены сильнее).
Есть так называемые амбоверты – синтонный темперамент – человек средний во всех отношениях. В зависимости от ситуации может быть замкнутым и общительным.
С возрастом люди все более социализируются и также научаются быть разными в зависимости от ситуаций.
Взаимосвязь способа реагирования и темперамента
Карикатура (Р.М.Грановская «Элементы практической психогимнастики».
Непонимание определяющего влияния темперамента на стиль взаимодействия часто служит источником раздражения и конфликтов в семье. Например, темперамент ребенка отличен от темперамента матери.
Допустим мать сангвинического темперамента, быстрая, подвижная, гибкая, а ребенок – флегматик. Вполне возможно, что мать будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности своего ребенка, бесконечно нервируя его и не отдавая себе отчет, что ребенок унаследовал темперамент своего отца, у которого те же качества она воспринимает вполне спокойно и адекватно. Она воспринимает их не как медлительность, а как спокойствие, уравновешенность.
3. Пример из книги круга «Торопись не спеша».
Четыре уставших путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю со словами: «Вот не везет, стоило в кой-то веке раз выбраться из дому, и такое невезение. Что же делать – до утра далеко, помяните мои слова еще и дождь пойдет».
«Чего же тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!», — горячился второй, дубася кулаком в ворота.
«Друзья, сохраняйте спокойствие, чего же вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», — успокаивал путников третий.
«Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим –ка ворота поближе – под ними большая щель. Давайте попробуем, вдруг пролезим», — взял в свои руки инициативу четвертый.
В: К какому типу темперамента можно отнести каждого из путников.
4. Задание с карточками.
Класс делится на 4 группы. Предлагаются ситуации. Дети определяют, какой тип темперамента луче подходит под нее.
5. Анализ результатов собственного тестирования детей по Айзенку. Свои результаты дети заносят в график и определяют собственный тип темперамента.
Обработка и анализ результатов тестирования.
Ключ к опроснику Айзенка.
I. Шкала интроверсия – экстраверсия (24 вопроса)
II. Шкала эмоциональная стабильность-нестабильность (24 вопроса)
III.Шкала скрытность – откровенность (9 вопросов)
За каждый ответ, совпадающий с ключом, поставьте себе 1 балл. Баллы по каждой из шкал складываются (см. приложение).
Заключительная часть урока
Стоит ли говорить о преимуществах или недостатках какого-либо типа темперамента? Идеальных не бывает. При любых типах темперамента и характера можно добиться очень многого или не достичь ничего.
Конечно, лучше знать свой темперамент и, ориентируясь на него, решать свои повседневные дела. А еще следует следовать советам психолога 19 века Вильгельма Вундта, который рекомендовал:
«В обыкновенных будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях – меланхоликом, относительно впечатлений – холериком и, наконец, в исполнениях принятых решений – флегматиком.
И я со своей стороны желаю Вам того же. Однако нужно не забывать, что социальная значимость человека определяется не его темпераментом, не строением его тела, не характером, не интровертированность или экстравертированностью, а его моральными и деловыми качествами, его личностью.
Источник