Мой темперамент черты моего характера

Темперамент и характер — что мы можем изменить?

Для того что­бы рабо­тать над собой, нуж­но чет­ко пони­мать, что в себе мы можем изме­нить, а что — нет.

У каж­до­го из нас есть тем­пе­ра­мент и харак­тер. Уче­ные по-раз­но­му опре­де­ля­ют эти уров­ни пси­хи­ки. Одни – гово­рят, что это одно и то же или счи­та­ют тем­пе­ра­мент частью харак­те­ра. Дру­гие – про­ти­во­по­став­ля­ют их. Но самым рас­про­стра­нен­ным в наше вре­мя явля­ет­ся пред­став­ле­ние о тем­пе­ра­мен­те как био­ло­ги­че­ской осно­ве характера.

Темперамент — это то, с чем мы родились

Это наша био­ло­ги­че­ская харак­те­ри­сти­ка. Созна­тель­но повли­ять на неё мы можем не намно­го боль­ше, чем на раз­мер сво­е­го сердца.

Тем­пе­ра­мент опре­де­ля­ет эмо­ци­о­наль­ность чело­ве­ка, ско­рость про­те­ка­ния его пси­хи­че­ских про­цес­сов, дина­ми­че­ские свой­ства лич­но­сти – напри­мер, силу, темп, ско­рость реак­ции на раз­лич­ные явле­ния и собы­тия. Важ­но пони­мать, что тем­пе­ра­мент харак­те­ри­зу­ет ско­рее общий спо­соб, направ­лен­ность вза­и­мо­дей­ствия чело­ве­ка с миром. Он ока­зы­ва­ет вли­я­ние на то, как мы реа­ги­ру­ем на раз­лич­ные собы­тия, какие эмо­ци­о­наль­ные при­выч­ки имеем.

Сло­ва, при помо­щи кото­рых мы опи­сы­ва­ем тем­пе­ра­мент: флег­ма­тич­ный, мелан­хо­лич­ный, холе­рич­ный, санг­ви­нич­ный (по назва­ни­ям 4 основ­ных типов тем­пе­ра­мен­та), а так­же подвиж­ный, поры­ви­стый, спо­кой­ный, урав­но­ве­шен­ный, воз­бу­ди­мый, энер­гич­ный, чув­стви­тель­ный, вспыльчивый.

Тем­пе­ра­мент слу­жит базой для раз­ви­тия харак­те­ра, но при этом вовсе не пред­опре­де­ля­ет его.

Неуме­ние сла­дить со сво­им тем­пе­ра­мен­том может при­ве­сти к про­бле­мам со здо­ро­вьем — чрез­мер­но впе­чат­ли­тель­ные нату­ры, не сумев­шие смяг­чить при­род­ную воз­бу­ди­мость при­выч­кой к рас­су­ди­тель­но­сти, более под­вер­же­ны стрес­су, чем люди со спо­кой­ным тем­пе­ра­мен­том. Ярким лите­ра­тур­ным при­ме­ром пре­дель­но флег­ма­тич­но­го чело­ве­ка, спо­соб­но­го без осо­бых эмо­ци­о­наль­ных потерь пре­одо­леть любые жиз­нен­ные невзго­ды, явля­ет­ся май­ор Мак-Наббс из кни­ги Жюля Вер­на “Дети капи­та­на Гранта”.

Характер — то, что делает нас уникальными

Харак­тер охва­ты­ва­ет все каче­ства, сфор­ми­ро­ван­ные под воз­дей­стви­ем окру­жа­ю­щей сре­ды. Люди с похо­жим тем­пе­ра­мен­том могут обла­дать совсем раз­ны­ми харак­те­ра­ми. Более того, харак­тер пла­сти­чен и может изме­нять­ся про­сто с тече­ни­ем вре­ме­ни или изме­не­ни­ем жиз­нен­ной ситу­а­ции. А так­же чер­ты харак­те­ра мож­но изме­нить созна­тель­ны­ми усилиями.

Под харак­те­ром пони­ма­ют осо­бен­но­сти лич­но­сти чело­ве­ка, от кото­рых зави­сит пове­де­ние чело­ве­ка в раз­лич­ных ситу­а­ци­ях и по кото­рым мож­но судить о его воз­мож­ных поступ­ках в опре­де­лен­ных условиях.

Мно­го­об­ра­зие всех черт харак­те­ра дела­ет нас непо­вто­ри­мы­ми, уни­каль­ны­ми. Одна­ко есть такие чер­ты, кото­рые мож­но назвать типичными.

Сло­ва, при помо­щи кото­рых мы опи­сы­ва­ем харак­тер: муже­ствен­ный, чест­ный, ини­ци­а­тив­ный, тру­до­лю­би­вый, доб­ро­со­вест­ный, трус­ли­вый, лени­вый, скрыт­ный, воле­вой, твер­дый, ответ­ствен­ный, покла­ди­стый, вздор­ный, общи­тель­ный, сквер­ный, строп­ти­вый, скан­даль­ный, вред­ный, свар­ли­вый, дея­тель­ный, прин­ци­пи­аль­ный, непре­клон­ный, мсти­тель­ный, измен­чи­вый, миро­лю­би­вый, реши­тель­ный, доб­ро­же­ла­тель­ный, неза­ви­си­мый и т.д.

Эти свой­ства объ­еди­ня­ют раз­ных людей, дела­ют их отча­сти похо­жи­ми. В какой-то сте­пе­ни пра­во­мер­но гово­рить о наци­о­наль­ных, про­фес­си­о­наль­ных, воз­раст­ных чер­тах харак­те­ра. Но это раз­де­ле­ние весь­ма услов­но, пол­но исклю­че­ний. Нет ника­кой чет­кой клас­си­фи­ка­ции харак­те­ров – уж слиш­ком мно­го­об­раз­ны соче­та­ния раз­лич­ных качеств и слиш­ком уж пла­сти­чен, измен­чив характер.

Одна­ко для удоб­ства ана­ли­за и кор­рек­ции харак­те­ров поль­зу­ют­ся мето­дом, пред­ло­жен­ным извест­ным пси­хо­ло­гом, науч­ным руко­во­ди­те­лем лабо­ра­то­рии «Пси­хо­фи­зио­ло­гия инди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий» про­фес­со­ром Теп­ло­вым Бори­сом Михайловичем.

Он пред­ло­жил раз­де­лить чер­ты харак­те­ра на четы­ре группы:

  1. Наи­бо­лее общие чер­ты харак­те­ра, обра­зу­ю­щие пси­хи­че­ский склад лич­но­сти. Это прин­ци­пи­аль­ность, после­до­ва­тель­ность, муже­ство, чест­ность, надеж­ность, дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, актив­ность. Или же отри­ца­тель­ные чер­ты – лжи­вость, трусость.
  2. Чер­ты, отра­жа­ю­щие отно­ше­ние к дру­гим людям. Это общительность/замкнутость, откровенность/скрытность, вежливость/грубость, отзывчивость/черствость, чут­кость, так­тич­ность и т.д.
  3. Чер­ты, выра­жа­ю­щие отно­ше­ние чело­ве­ка к само­му себе. Это скромность/заносчивость, обид­чи­вость, застен­чи­вость, чув­ство соб­ствен­но­го досто­ин­ства, эго­цен­тризм (склон­ность иметь в цен­тре вни­ма­ния само­го себя и свои инте­ре­сы, пере­жи­ва­ния), эго­изм (склон­ность забо­тить­ся в первую оче­редь о лич­ном бла­ге), тщеславие.
  4. Чер­ты, выра­жа­ю­щие отно­ше­ние к тру­ду. Сюда вхо­дят настой­чи­вость, инициативность/пассивность, трудолюбие/лень, доб­ро­со­вест­ность, акку­рат­ность и др.

Харак­тер про­яв­ля­ет­ся в том, какие цели ста­вит перед собой чело­век, и в том, какие сред­ства он исполь­зу­ет для дости­же­ния этих целей. Он тес­но свя­зан с миро­воз­зре­ни­ем и убеж­де­ни­я­ми чело­ве­ка. Таким обра­зом, изме­няя соб­ствен­ные уста­нов­ки (убеж­де­ния, отно­ше­ние к миру, людям, себе), мы можем изме­нить и свой характер.

Поло­жи­тель­ные чер­ты харак­те­ра во всех груп­пах – тот иде­ал, к кото­ро­му дол­жен стре­мить­ся хри­сти­а­нин во сла­ву Божию.

Неред­ко пове­де­ние чело­ве­ка слиш­ком силь­но зави­сит от внеш­них обсто­я­тельств, от вли­я­ния на него окру­жа­ю­щих людей. В таком слу­чае гово­рят, что чело­век «бес­ха­рак­тер­ный». Но на самом деле, харак­тер у него, конеч­но же, есть. Про­сто в этом харак­те­ре не выра­же­ны воле­вые качества.

Эти воле­вые каче­ства, как и мно­гие дру­гие чер­ты харак­те­ра, мож­но раз­ви­вать, формировать.

При воспитании характера учитываем темперамент

Под «вос­пи­та­ни­ем» мы как раз и пред­по­ла­га­ем обыч­но закла­ды­ва­ние и раз­ви­тие раз­лич­ных черт характера.

При вос­пи­та­нии нуж­но обя­за­тель­но учи­ты­вать тем­пе­ра­мент – это ведь осно­ва харак­те­ра. Неко­то­рые свой­ства тем­пе­ра­мен­та могут спо­соб­ство­вать выра­бот­ке каких-то черт харак­те­ра, а фор­ми­ро­ва­нию дру­гих они могут мешать. Во всем нуж­но соблю­дать прин­цип разумности.

Груст­но смот­реть, когда роди­те­ли пыта­ют­ся через силу заста­вить быть усид­чи­вым, выдер­жан­ным, акку­рат­ным ребен­ка с пре­об­ла­да­ни­ем холе­ри­че­ско­го типа тем­пе­ра­мен­та. Сей­час широ­ко извест­но сло­во «гипе­р­ак­тив­ность». Но поче­му-то насиль­но пере­учи­вать лево­ру­ких сей­час почти пере­ста­ли, а наси­ло­вать пси­хи­ку подвиж­но­го ребен­ка до сих пор счи­та­ет­ся нор­мой. Хотя если дать воз­мож­ность воз­бу­ди­мо­му чаду реа­ли­зо­вать свой тем­пе­ра­мент там, где это не прин­ци­пи­аль­но, напри­мер, есть – стоя, тан­цуя после того, как про­же­вал все, что во рту; учить уро­ки, ходя по ком­на­те, или даже бегая; писать не сра­зу весь текст, а по пред­ло­же­нию, в пере­ры­вах дав воз­мож­ность поба­ло­вать­ся, — тогда мож­но добить­ся огром­ных резуль­та­тов, и даже посте­пен­но при­учить ребен­ка дер­жать свой тем­пе­ра­мент в узде, сфор­ми­ро­вав нуж­ны чер­ты харак­те­ра. Ведь по мере раз­ви­тия харак­те­ра тем­пе­ра­мент ока­зы­ва­ет все менее выра­жен­ное вли­я­ние на пове­де­ние человека.

Читайте также:  Если любимый зовет радость моя

Про­сто обыч­но такое гар­мо­нич­ное вос­пи­та­ние тре­бу­ет огром­но­го тер­пе­ния, вре­ме­ни, сил от роди­те­лей. Не все гото­вы на эти жерт­вы. Про­ще заста­вить, а в слу­чае чего – нака­зать за неусид­чи­вость и про­чие био­ло­ги­че­ские каче­ства. Для меня это рав­но­знач­но тому, что нака­зы­вать за фор­му носа или раз­рез глаз.

Повто­рю еще раз: тем­пе­ра­мент – врож­ден­ная харак­те­ри­сти­ка, мы не можем его изме­нить. Мы можем лишь научить­ся жить, в какой-то сте­пе­ни управ­ляя им.

А харак­тер – фор­ми­ру­ет­ся и изменяется.

При­чем, фор­ми­ру­ет­ся в пове­де­нии. Что­бы стать веж­ли­вым, нуж­но веж­ли­во посту­пать. Что­бы стать чест­ным – не врать. Что­бы стать миро­лю­би­вым и доб­рым – делать доб­рые дела и не ругать­ся. Что­бы не быть свар­ли­вым – не вор­чать. И так далее.

Луч­шим спо­со­бом вос­пи­та­ния, как извест­но, явля­ет­ся соб­ствен­ный при­мер. Прав­да, что­бы вос­пи­тать себя и стать достой­ным при­ме­ром, нуж­но еще боль­ше сил, вре­ме­ни, терпения…

Конеч­но, хоро­шо, когда эти при­выч­ки фор­ми­ру­ют­ся с само­го дет­ства, ведь стро­ить с нуля обыч­но про­ще, чем переделывать.

Взрос­лый чело­век может зна­чи­тель­но улуч­шить свой характер.

Спо­со­бов вос­пи­та­ния мно­го. Помо­га­ет вос­пи­та­нию чте­ние хоро­ших книг, про­смотр хоро­ших филь­мов. Тех, где при­ве­де­ны при­ме­ры муже­ства, воли, тру­до­лю­бия, чест­но­сти и т.д.

Я лич­но пре­крас­но пом­ню впе­чат­ле­ние, про­из­ве­ден­ное на меня «Пове­стью о насто­я­щем чело­ве­ке» — о геро­из­ме и муже­стве воен­но­го лет­чи­ка. Не знаю, оста­ви­ли ли ее обя­за­тель­ной в школь­ной про­грам­ме, поэто­му рас­ска­жу для тех, кто не читал, один слу­чай из кни­ги (осно­ван­ной, кста­ти, на реаль­ной жиз­ни Героя Совет­ско­го Сою­за Алек­сея Пет­ро­ви­ча Маре­сье­ва, лет­чи­ка, про­дол­жав­ше­го летать и вое­вать с ампу­ти­ро­ван­ны­ми ногами).

Уже после ампу­та­ции, на про­те­зах, с палоч­кой, кото­рая не бро­са­ет­ся в гла­за, он едет в элек­трич­ке. Сидит. На одной стан­ции в вагон захо­дят ране­ные на косты­лях, с палоч­ка­ми. Пас­са­жи­ры начи­на­ют тес­нить­ся, что­бы уса­дить сол­дат. И тут одна жен­щи­на начи­на­ет уко­рять его, что вот сидит, здо­ро­вый, и не стыд­но ему, а еще командир.…

Думаю, каж­дый из нас стал­ки­вал­ся с такой ситу­а­ци­ей в обще­ствен­ном транс­пор­те, когда не усту­па­ют места пен­си­о­не­рам, малы­шам, еще не спо­соб­ным сохра­нять рав­но­ве­сие и без­опас­но ехать в авто­бу­сах. Даже здо­ро­вые люди зача­стую отго­ра­жи­ва­ют­ся от само­го созна­ния того, что рядом те, кому надо бы усту­пить место. Дела­ют вид, что не видят. И даже не все­гда реа­ги­ру­ют на заме­ча­ния окру­жа­ю­щих, если они не слиш­ком тре­бо­ва­тель­ны. А порой и скан­да­лят, отста­и­вая свое пра­во сидеть – и тоже про­езд опла­тил, и надо на так­си ездить, и про­чее, и прочее…

Что же сде­лал Алек­сей Мере­сьев (в кни­ге фами­лия немно­го изменена)?

Сна­ча­ла он почув­ство­вал неза­слу­жен­ную оби­ду. О, какой повод был бы дать волю этой оби­де, пока­зать, что он тоже инва­лид, отсто­ять свои права…

Но он момен­таль­но транс­фор­ми­ро­вал эту эмо­цию в «озор­ную весе­лость». Мы бы ска­за­ли – сми­рил­ся. Он вско­чил, усту­пил место сол­да­ту. А сам про­тис­нул­ся к стен­ке и обло­ко­тил­ся на нее, дер­жась за пал­ку. А когда жен­щи­на осо­зна­ла свою оплош­ность и ста­ла сты­дить дру­гих, выби­вая место уже для него, то он поте­рял эту воз­ник­шую радость — радость от пра­виль­но­го поступ­ка, пра­виль­но­го отно­ше­ния к себе, к людям.

Муже­ство, досто­ин­ство, воля, скром­ность, отзыв­чи­вость – пре­крас­ные чер­ты! Ста­ра­ясь быть похо­жи­ми на героя, тыся­чи совет­ских ребят усту­па­ли места в авто­бу­сах, не жалея себя. Не раз слы­ша­ла об этом.

А в пове­сти Вени­а­ми­на Каве­ри­на «Два капи­та­на» пред­ло­жен непо­сред­ствен­но рецепт вос­пи­та­ния воли, по пунк­там. И посколь­ку герой тоже обра­зец для под­ра­жа­ния, то мно­гие и мно­гие воле­вые люди опи­ра­лись на эту кни­гу в сво­ем отро­че­стве и став взрослыми.

Мне неред­ко в рабо­те с пра­во­слав­ны­ми людь­ми при­хо­дит­ся при­во­дить в при­мер свя­тую бла­жен­ную Мат­ро­ну Мос­ков­скую. Инва­лид с рож­де­ния, чело­век в поло­же­нии, каза­лось бы, гораз­до худ­шем, чем у мно­гих наших бра­тьев и сестер во Хри­сте, не жало­ва­лась. Не роп­та­ла. Она была с Богом и радо­ва­лась. К сожа­ле­нию, сей­час очень мно­гие впа­да­ют в уны­ние из-за намно­го мень­ших про­блем со здо­ро­вьем. А ведь это как раз про­яв­ле­ние харак­те­ра. Те самые эго­цен­тризм, эго­изм, гордыня…

У каж­до­го из нас свои кни­ги, свои при­ме­ры, веду­щие нас по пути выбо­ра черт харак­те­ра. Но у пра­во­слав­ных есть Иде­ал, к кото­ро­му надо стре­мить­ся. Сей­час есть пре­крас­ная воз­мож­ность, кото­рой не было в моем дет­стве, — узна­вать о вели­ко­леп­ных при­ме­рах пове­де­ния, поступ­ков из жиз­ни свя­тых. Из само­го Еван­ге­лия, из дру­гих книг Биб­лии. И исправ­лять свой харак­тер, при­во­дить его в соот­вет­ствие с тем, чему учил нас Господь.

«Нет тако­го харак­те­ра, кото­ро­го нель­зя было бы пере­де­лать. Поэто­му бес­смыс­лен­но ссы­лать­ся в оправ­да­ние како­го-либо дур­но­го поступ­ка на недо­стат­ки харак­те­ра. Чело­век сам несёт ответ­ствен­ность за свой харак­тер». (Б. М. Теплов).

Источник

Типы темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик

Разные типы темперамента определяют склонность человека к конкретной модели поведения и восприятия жизни. Они — не единственная часть психики. Есть еще такие категории как характер, направленность личности и т. д. Однако все эти части тесно взаимосвязаны между собой. Каким же образом? Как определить свои или чужой тип темперамента и так ли это необходимо?

Что такое темперамент?

Темперамент — это совокупность генетически обусловленных психических качеств человека, которые зависят от особенностей высшей нервной деятельности. То есть это врожденное свойство психики, которое человек не может изменить. Однако личность способна успешно «замаскировать» или «сгладить» некоторые качества своего темперамента. Впрочем, в стрессовых ситуациях (включая эффект неожиданности) с большей вероятностью проявится именно врожденное качество, а не приобретенное.

Кстати, темперамент есть не только у людей, но и у некоторых животных. К ним относятся собаки, коты, обезьяны, лошади, дельфины и т. д. Человеческие и животные типы темперамента во многом похожи, но у людей они более сложные и глубокие.

Читайте также:  Чувство что вас использовали

4 основных типа темперамента — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Существует условно еще и пятый темперамент — амбиверт, к нему относят людей, у которых нет ярко выраженных качеств других темпераментов, то есть они всегда где-то посередине.

Но сейчас главный фокус — соотношение этих свойств в психике индивида. В природе нет людей с одним типом темперамента. В одном и том же человеке могут уживаться все 4 вида. Однако 1-2 из них будут доминантными. Что это значит?

К примеру, есть личность, которая на 50% — сангвиник, на 30% — меланхолик, на 15% — флегматик и на 5% — холерик. Это условный подсчет, так как точный процент установить невозможно. Очевидно, что доминантный тип — сангвиник, и в большинстве жизненных ситуаций человек будет вести себя согласно сангвиническому темпераменту. Однако в некоторых случаях может проявиться меланхолик, который временно и частично затмит доминантный тип. Флегматик и холерик тоже будут периодически появляться, но редко и кратковременно. Определить склонность к тому или иному темпераменту поможет наш тест.

Но нельзя точно сказать, в какой момент тот или иной психотип решает проявить активность. Есть сразу несколько предположений:

  • один тип темперамента сменяется другим, когда первый не справляется с ситуацией. Например, если жизни флегматика что-то угрожает, он может вдруг обнаружить в себе холерика;
  • смена активности происходит из-за сильного или продолжительного стресса. После предательства мужа холерическая женщина замыкается в себе и позволяет проявиться внутреннему меланхолику;
  • разные типы активизируются в разных сферах жизни. К примеру, в рабочих вопросах холерик, в отношениях — сангвиник.

Однако все эти свойства не возникают из ниоткуда. Если в индивиде изначально не заложен какой-то тип темперамента, он никогда не появится. Личность может делать вид, будто она холерик/сангвиник/флегматик/меланхолик, но никогда не станет им по-настоящему. То есть меланхолику будет страшно пробовать новое, как бы он не старался казаться храбрым. А флегматик продолжит выполнять рабочие поручения медленно, но вдумчиво, даже если дедлайн уже пришел и грозно смотрит на него.

Темперамент и характер

Это разные понятия. Темперамент биологически обусловлен и неизменен. Характер же может меняться в течение жизни, хотя он частично зависит от строения нервной системы. Человек сам способен влиять на него. В то же время формулировка и закрепление или, наоборот, искоренение какой-то черты отнимает много времени и сил. Характер формируется и меняется в результате:

  • воспитания, полученного от родителей,
  • самовоспитания,
  • глубины принятия культурных и этических норм;
  • саморазвития,
  • приобретения жизненного опыта.

Нельзя сказать, что один фактор существенно меняет что-то в человеке. Требуется взаимодействие как минимум нескольких условий, чтобы спровоцировать подавление или приобретение любой черты. То есть человек вполне может прожить всю жизнь с тем типом характера, который сформировался у него в подростковом возрасте.

Темперамент (Т) не “программирует” характер (Х), но между этими психическими свойствами есть обоюдная связь, которая выражается в том, что:

  • Т определяет динамику, степень, способ выражения Х. И холерик, и меланхолик могут быть трудолюбивыми, но у каждого из них это свойство будет проявляться по-разному;
  • Т влияет на то, какие черты Х проявятся с большей вероятностью, а какие скорее всего не возникнут или не достигнут высокого уровня развития;
  • разные типы Т требуют индивидуальных подходов и отличающихся стимулов для формирования какой-то черты Х;
  • отдельные свойства Х помогают контролировать или даже надолго подавлять особенности врожденного Т.

Темперамент. У флегматичной личности психические процессы протекают медленно. А у человека-холерика, наоборот, — быстро.

Характер. Оба этих типа, к примеру, приобрели такие качества, как ответственность, трудолюбие и упорство.

Ситуация. Необходимо сдать важный проект, от которого зависит репутация компании, на которую работают оба специалиста.

Поведение. Флегматик часами напролет сидит за работой и медленно, но качественно и последовательно выполняет все задачи. Он систематично придерживается какой-то модели, которую он считает наиболее эффективной и полезной для компании. Холерик разворачивает активную деятельность, принимает сто решений в час, безостановочно решает проблемы по мере их поступления и импровизирует на ходу.

Получается, что одни и те же черты характера проявляются неодинаково из-за разного темперамента.

Как определить тип темперамента?

Очень полезно научиться вычислять не только свой тип (или типы), но и особенности окружающих. Знание своего психического комплекса и его характеристик дает такие преимущества:

  • облегченный поиск подходящей профессии или хобби;
  • установка внутреннего баланса со своим “Я”;
  • понимание собственных сильных и слабых сторон;
  • осознание причин, почему какие-то черты очень тяжело менять;
  • возможность предугадывать свое поведение в незнакомых ситуациях;
  • в конце концов, это просто интересно и познавательно.

Что касается определения чужих типов, то плюсы следующие:

  • понимание других и умение находить подход к людям разных темпераментов;
  • улучшенные отношения с родственниками, друзьями, супругами и повышенные шансы на перспективное романтическое знакомство;
  • возможность реализоваться в карьере, найдя общий язык с коллегами, начальством и клиентами;
  • более заметное и успешное влияние на окружающих (ораторство и коммуникация в целом);
  • предугадывание стандартной модели поведения новых знакомых;
  • шанс избавиться от зависимости в отношениях, статуса жертвы;
  • лучшее понимание, как воспитывать своих детей.

Ситуация напоминает игру в покер. Человек, неосведомленный о своем темпераменте, не понимает ценность даже собственных карт. Зато тот, кто изучит данную тему, ясно увидит весь расклад игры и легко вычислит карточную комбинацию соперника.

Чтобы узнать свой тип, достаточно пройти тест на темперамент. Если нужно понять другого человека, достаточно понаблюдать за ним. Некоторые свойства будут понятны сразу (насколько активно жестикулирует, например), остальные потребуют больше времени.

Критерии определения темперамента

В современной психологии нет единой и всеми принятой системы классификации этих критериев. Однако есть несколько наиболее популярных. К ним относятся теории древнегреческого врача Гиппократа и древнеримского медика Галена, русского физиолога Ивана Павлова, британского психолога Ганса Айзенка.

Гиппократ и Гален

В Древних Греции и Риме знания о психологии и ее связи с биологией, конечно, были далеко не такими развитыми, как сейчас. Однако теория этих ученых заслуживает рассмотрения. Они впервые озвучили 4 типа темперамента и попытались дать им биологическое объяснение.

Читайте также:  Что делать если не чувствую тело

Некоторые врачи и философы того времени пытались развивать подобную тему, но не достигли значительных успехов. И именно Гиппократ и Гален систематизировали свои знания и догадки, а затем представили их в виде полноценной теории. Она базировалась на идее о преобладании в теле каждого человека конкретной жидкости — “сока жизни” (humo(u)r):

  • холерик — желтая желчь/яд (от др.-греч. “холе”);
  • сангвиник — кровь (от др.-греч. “сангуа”);
  • флегматик — лимфа/мокрота (от др.-греч. “флегма”)
  • меланхолик — черная желчь (от др.-греч. “мелэна холе”).

Каждый сок, по мнению врачей, заставлял человека проявлять те или иные качества. У холерика — это истеричность, у сангвиника — живость, у флегматика — спокойствие, а у меланхолика — грусть.

Иван Павлов

Ученый считал, что главные критерии, определяющие тип темперамента, — это сила, подвижность и уравновешенность.

Сила — способность индивида быть выносливым, сохранять работоспособность даже во время интенсивных и/или длительных нагрузок, быстро восстанавливаться. Виды: сильный (выносливый) и слабый (быстро устает).

Подвижность — особенность высшей нервной деятельности, которая выражается в возможности индивида быстро переключаться между задачами, усваивать новую информацию и реагировать на внешние стимулы. Виды: подвижный (реагирует легко и быстро) и инертный (реагирует медленно).

Уравновешенность — характеристика индивида, позволяющая ему контролировать эмоции, сдерживать внезапные импульсы и желания, оставаться адекватным. Виды: уравновешенный (спокойный) и неуравновешенный (эмоционально-экспрессивный).

То, как эти категории отображаются в темпераменте, показано в таблице.

Типы темперамента
Слабый Меланхолик
Сильные Холерик Подвижный, неуравновешенный
Сангвиник Подвижный, уравновешенный
Флегматик Инертный, уравновешенный

Ганс Айзенк

Английский психолог считал, что самыми важными факторами для определения описываемого психического свойства являются шкала интроверсии-экстраверсии, нейротизма и психотизма.

Интроверсия-экстраверсия — субъект-объектная ориентация индивида, направление основного потока его внимания. Виды: интроверсия (фокус на внутренних психических процессах) и экстраверсия (фокус на окружающем мире).

Нейротизм — это степень эмоциональной уравновешенности индивида. Виды: эмоциональная стабильность (спокойствие, зацикленность) и лабильность (истероидность, невротизм).

Психотизм — степень предрасположенности индивида к психозу. Современные ученые отрицают важность этой категории в определении психотипа. Это часть психики, но не центральная. К тому же, шкала психотизма — это очень ветвистая и неоднозначная характеристика. Поэтому во многих новых тестах ее игнорируют.

В таблице представлено соотношение этих категорий согласно взглядам Айзенка.

Категории Интроверсия Экстраверсия
Лабильность Меланхолик Холерик
Стабильность Флегматик Сангвиник

Типы темперамента и их отличия

Общие

Холерик. Гиперактивный, вспыльчивый, поспешный, общительный, лидер.

Сангвиник. Активный, жизнерадостный, поверхностный, общительный, шутник.

Флегматик. Спокойный, медлительный, вдумчивый, закрытый, зацикленный.

Меланхолик. Ранимый, творческий, склонный к эмпатии, эмоциональный.

Телосложение

Холерик. Высокий рост, худощавое телосложение, длинная узкая плоская грудная клетка. Лоб шире нижней части лица, подбородок заострен. Нос заостренный, с горбинкой и опущенным вниз кончиком. Длинная шея, хорошо выраженные скулы.

Сангвиник. Округлые плавные формы, средний или низкий рост, короткие широкие кости. Широкая короткая грудная клетка, круглая голова и лоб, слабо выраженные скулы, короткие толстые ноги, шея.

Флегматик. Широкие кости, массивное телосложение, короткая толстая шея, широкая короткая грудная клетка, имеющая округлую форму. Крупный прямой нос с опущенным кончиком. Подбородок такой же, как и лоб, или шире.

Меланхолик. Заостренные черты, хрупкое телосложение, тонкие кости, слабая мускулатура, плоская грудная клетка, длинная тонкая шея, высокий квадратный лоб, верхняя часть лица заметно шире нижней.

Здоровье

Холерик. Слабое место — пищеварительная система (печень, желчный пузырь). Пульс — 75-85 ударов в минуту.

Сангвиник. Слабое место — сердечно-сосудистая система. Пульс — 65-75 ударов в минуту.

Флегматик. Слабое место — пищеварительная система (желудок, кишечник). Пульс — менее 65 ударов в минуту.

Меланхолик. Слабое место — нервная система. Пульс — более 85 ударов в минуту.

Отношения

Холерик. Быстро сходится с людьми, часто и быстро эмоционально привязывается, тяжело расстается.

Сангвиник. Быстро сходится с людьми, редко привязывается, легко заменяет одного человека на другого.

Флегматик. Долго сходится с людьми, редко и долго привязывается, тяжело отпускает людей из своей жизни.

Меланхолик. Долго сходится с людьми, часто, но медленно привязывается, тяжело расстается.

Карьера и работоспособность

Холерик. Активный, амбициозный, настойчивый, творческий. Начальник, лидер, любит вести за собой. Приоритет — карьерный рост.

Сангвиник. Активный, амбициозный, поверхностный, отличный организатор. Лидер, любит признание. Приоритет — деньги.

Флегматик. Инертный, медлительный, серьезный, надежный, ведомый. Любит анализировать, заниматься систематизацией. Приоритет — стабильность.

Меланхолик. Инертный, быстро устает, ведомый. Фантазер, мыслитель, творческая личность. Приоритет — дружеская теплая обстановка.

Реакция на стресс

Холерик. Злится, раздражается, ярко выражает эмоции. Быстро успокаивается. Идет решать проблему.

Сангвиник. Игнорирует проблему либо находит в ней плюсы. Находит того, что может решить задачу или переключается на другое задание.

Флегматик. Размышляет о причинах проблемы. Долго обдумывает план решения, затем приступает к его систематическому исполнению.

Меланхолик. Теряется, сильно переживает, ищет поддержки и помощи. Если не находит, часто сдается и долго переживает по этому поводу.

Самореализация

Холерик. Требует популярности, так как любит, когда от него зависимы. Идет напролом, рискует и жертвует.

Сангвиник. Требует признания, так как любит, когда им восхищаются. Препятствия, как правило, обходит.

Флегматик. Стремится сохранить текущее положение дел. Убирает препятствия, только если они мешают его размеренной жизни, но делает это эффективно.

Меланхолик. Нуждается в признании и эмоциональной поддержке ради повышения самооценки. Часто прекращает усилия, потому что боится, что не справится.

Интересы и хобби

Холерик. Спорт, экстрим, путешествия, соревнования, общение, квест-игры, азарт и риск.

Сангвиник. Актерское мастерство, юмор, общественная работа, общение, сплетни, путешествия.

Флегматик. Головоломки, чтение, рукоделие, кинематограф, наука, природа, механика, архитектура.

Меланхолик. Искусство, головоломки, мистика и эзотерика, философия, медитации, рукоделие.

Знание того, как разные типы темперамента реагируют на мир и жизненные ситуации, может оказаться действительно полезным. Понимание себя и окружающих облегчает и ускоряет достижение внутренней (личность) и внешней (отношения) гармонии.

Источник

Оцените статью