- Темперамент и характер — что мы можем изменить?
- Темперамент — это то, с чем мы родились
- Характер — то, что делает нас уникальными
- При воспитании характера учитываем темперамент
- Возможно ли повлиять на характер взрослого человека?
- Типы темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик
- Что такое темперамент?
- Темперамент и характер
- Как определить тип темперамента?
- Критерии определения темперамента
- Гиппократ и Гален
- Иван Павлов
- Ганс Айзенк
- Типы темперамента и их отличия
- Общие
- Телосложение
- Здоровье
- Отношения
- Карьера и работоспособность
- Реакция на стресс
- Самореализация
- Интересы и хобби
Темперамент и характер — что мы можем изменить?
Для того чтобы работать над собой, нужно четко понимать, что в себе мы можем изменить, а что — нет.
У каждого из нас есть темперамент и характер. Ученые по-разному определяют эти уровни психики. Одни – говорят, что это одно и то же или считают темперамент частью характера. Другие – противопоставляют их. Но самым распространенным в наше время является представление о темпераменте как биологической основе характера.
Темперамент — это то, с чем мы родились
Это наша биологическая характеристика. Сознательно повлиять на неё мы можем не намного больше, чем на размер своего сердца.
Темперамент определяет эмоциональность человека, скорость протекания его психических процессов, динамические свойства личности – например, силу, темп, скорость реакции на различные явления и события. Важно понимать, что темперамент характеризует скорее общий способ, направленность взаимодействия человека с миром. Он оказывает влияние на то, как мы реагируем на различные события, какие эмоциональные привычки имеем.
Слова, при помощи которых мы описываем темперамент: флегматичный, меланхоличный, холеричный, сангвиничный (по названиям 4 основных типов темперамента), а также подвижный, порывистый, спокойный, уравновешенный, возбудимый, энергичный, чувствительный, вспыльчивый.
Темперамент служит базой для развития характера, но при этом вовсе не предопределяет его.
Неумение сладить со своим темпераментом может привести к проблемам со здоровьем — чрезмерно впечатлительные натуры, не сумевшие смягчить природную возбудимость привычкой к рассудительности, более подвержены стрессу, чем люди со спокойным темпераментом. Ярким литературным примером предельно флегматичного человека, способного без особых эмоциональных потерь преодолеть любые жизненные невзгоды, является майор Мак-Наббс из книги Жюля Верна “Дети капитана Гранта”.
Характер — то, что делает нас уникальными
Характер охватывает все качества, сформированные под воздействием окружающей среды. Люди с похожим темпераментом могут обладать совсем разными характерами. Более того, характер пластичен и может изменяться просто с течением времени или изменением жизненной ситуации. А также черты характера можно изменить сознательными усилиями.
Под характером понимают особенности личности человека, от которых зависит поведение человека в различных ситуациях и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Многообразие всех черт характера делает нас неповторимыми, уникальными. Однако есть такие черты, которые можно назвать типичными.
Слова, при помощи которых мы описываем характер: мужественный, честный, инициативный, трудолюбивый, добросовестный, трусливый, ленивый, скрытный, волевой, твердый, ответственный, покладистый, вздорный, общительный, скверный, строптивый, скандальный, вредный, сварливый, деятельный, принципиальный, непреклонный, мстительный, изменчивый, миролюбивый, решительный, доброжелательный, независимый и т.д.
Эти свойства объединяют разных людей, делают их отчасти похожими. В какой-то степени правомерно говорить о национальных, профессиональных, возрастных чертах характера. Но это разделение весьма условно, полно исключений. Нет никакой четкой классификации характеров – уж слишком многообразны сочетания различных качеств и слишком уж пластичен, изменчив характер.
Однако для удобства анализа и коррекции характеров пользуются методом, предложенным известным психологом, научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий» профессором Тепловым Борисом Михайловичем.
Он предложил разделить черты характера на четыре группы:
- Наиболее общие черты характера, образующие психический склад личности. Это принципиальность, последовательность, мужество, честность, надежность, дисциплинированность, активность. Или же отрицательные черты – лживость, трусость.
- Черты, отражающие отношение к другим людям. Это общительность/замкнутость, откровенность/скрытность, вежливость/грубость, отзывчивость/черствость, чуткость, тактичность и т.д.
- Черты, выражающие отношение человека к самому себе. Это скромность/заносчивость, обидчивость, застенчивость, чувство собственного достоинства, эгоцентризм (склонность иметь в центре внимания самого себя и свои интересы, переживания), эгоизм (склонность заботиться в первую очередь о личном благе), тщеславие.
- Черты, выражающие отношение к труду. Сюда входят настойчивость, инициативность/пассивность, трудолюбие/лень, добросовестность, аккуратность и др.
Характер проявляется в том, какие цели ставит перед собой человек, и в том, какие средства он использует для достижения этих целей. Он тесно связан с мировоззрением и убеждениями человека. Таким образом, изменяя собственные установки (убеждения, отношение к миру, людям, себе), мы можем изменить и свой характер.
Положительные черты характера во всех группах – тот идеал, к которому должен стремиться христианин во славу Божию.
Нередко поведение человека слишком сильно зависит от внешних обстоятельств, от влияния на него окружающих людей. В таком случае говорят, что человек «бесхарактерный». Но на самом деле, характер у него, конечно же, есть. Просто в этом характере не выражены волевые качества.
Эти волевые качества, как и многие другие черты характера, можно развивать, формировать.
При воспитании характера учитываем темперамент
Под «воспитанием» мы как раз и предполагаем обычно закладывание и развитие различных черт характера.
При воспитании нужно обязательно учитывать темперамент – это ведь основа характера. Некоторые свойства темперамента могут способствовать выработке каких-то черт характера, а формированию других они могут мешать. Во всем нужно соблюдать принцип разумности.
Грустно смотреть, когда родители пытаются через силу заставить быть усидчивым, выдержанным, аккуратным ребенка с преобладанием холерического типа темперамента. Сейчас широко известно слово «гиперактивность». Но почему-то насильно переучивать леворуких сейчас почти перестали, а насиловать психику подвижного ребенка до сих пор считается нормой. Хотя если дать возможность возбудимому чаду реализовать свой темперамент там, где это не принципиально, например, есть – стоя, танцуя после того, как прожевал все, что во рту; учить уроки, ходя по комнате, или даже бегая; писать не сразу весь текст, а по предложению, в перерывах дав возможность побаловаться, — тогда можно добиться огромных результатов, и даже постепенно приучить ребенка держать свой темперамент в узде, сформировав нужны черты характера. Ведь по мере развития характера темперамент оказывает все менее выраженное влияние на поведение человека.
Просто обычно такое гармоничное воспитание требует огромного терпения, времени, сил от родителей. Не все готовы на эти жертвы. Проще заставить, а в случае чего – наказать за неусидчивость и прочие биологические качества. Для меня это равнозначно тому, что наказывать за форму носа или разрез глаз.
Повторю еще раз: темперамент – врожденная характеристика, мы не можем его изменить. Мы можем лишь научиться жить, в какой-то степени управляя им.
А характер – формируется и изменяется.
Причем, формируется в поведении. Чтобы стать вежливым, нужно вежливо поступать. Чтобы стать честным – не врать. Чтобы стать миролюбивым и добрым – делать добрые дела и не ругаться. Чтобы не быть сварливым – не ворчать. И так далее.
Лучшим способом воспитания, как известно, является собственный пример. Правда, чтобы воспитать себя и стать достойным примером, нужно еще больше сил, времени, терпения…
Конечно, хорошо, когда эти привычки формируются с самого детства, ведь строить с нуля обычно проще, чем переделывать.
Возможно ли повлиять на характер взрослого человека?
Взрослый человек может значительно улучшить свой характер.
Способов воспитания много. Помогает воспитанию чтение хороших книг, просмотр хороших фильмов. Тех, где приведены примеры мужества, воли, трудолюбия, честности и т.д.
Я лично прекрасно помню впечатление, произведенное на меня «Повестью о настоящем человеке» — о героизме и мужестве военного летчика. Не знаю, оставили ли ее обязательной в школьной программе, поэтому расскажу для тех, кто не читал, один случай из книги (основанной, кстати, на реальной жизни Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева, летчика, продолжавшего летать и воевать с ампутированными ногами).
Уже после ампутации, на протезах, с палочкой, которая не бросается в глаза, он едет в электричке. Сидит. На одной станции в вагон заходят раненые на костылях, с палочками. Пассажиры начинают тесниться, чтобы усадить солдат. И тут одна женщина начинает укорять его, что вот сидит, здоровый, и не стыдно ему, а еще командир.…
Думаю, каждый из нас сталкивался с такой ситуацией в общественном транспорте, когда не уступают места пенсионерам, малышам, еще не способным сохранять равновесие и безопасно ехать в автобусах. Даже здоровые люди зачастую отгораживаются от самого сознания того, что рядом те, кому надо бы уступить место. Делают вид, что не видят. И даже не всегда реагируют на замечания окружающих, если они не слишком требовательны. А порой и скандалят, отстаивая свое право сидеть – и тоже проезд оплатил, и надо на такси ездить, и прочее, и прочее…
Что же сделал Алексей Мересьев (в книге фамилия немного изменена)?
Сначала он почувствовал незаслуженную обиду. О, какой повод был бы дать волю этой обиде, показать, что он тоже инвалид, отстоять свои права…
Но он моментально трансформировал эту эмоцию в «озорную веселость». Мы бы сказали – смирился. Он вскочил, уступил место солдату. А сам протиснулся к стенке и облокотился на нее, держась за палку. А когда женщина осознала свою оплошность и стала стыдить других, выбивая место уже для него, то он потерял эту возникшую радость — радость от правильного поступка, правильного отношения к себе, к людям.
Мужество, достоинство, воля, скромность, отзывчивость – прекрасные черты! Стараясь быть похожими на героя, тысячи советских ребят уступали места в автобусах, не жалея себя. Не раз слышала об этом.
А в повести Вениамина Каверина «Два капитана» предложен непосредственно рецепт воспитания воли, по пунктам. И поскольку герой тоже образец для подражания, то многие и многие волевые люди опирались на эту книгу в своем отрочестве и став взрослыми.
Мне нередко в работе с православными людьми приходится приводить в пример святую блаженную Матрону Московскую. Инвалид с рождения, человек в положении, казалось бы, гораздо худшем, чем у многих наших братьев и сестер во Христе, не жаловалась. Не роптала. Она была с Богом и радовалась. К сожалению, сейчас очень многие впадают в уныние из-за намного меньших проблем со здоровьем. А ведь это как раз проявление характера. Те самые эгоцентризм, эгоизм, гордыня…
У каждого из нас свои книги, свои примеры, ведущие нас по пути выбора черт характера. Но у православных есть Идеал, к которому надо стремиться. Сейчас есть прекрасная возможность, которой не было в моем детстве, — узнавать о великолепных примерах поведения, поступков из жизни святых. Из самого Евангелия, из других книг Библии. И исправлять свой характер, приводить его в соответствие с тем, чему учил нас Господь.
«Нет такого характера, которого нельзя было бы переделать. Поэтому бессмысленно ссылаться в оправдание какого-либо дурного поступка на недостатки характера. Человек сам несёт ответственность за свой характер». (Б. М. Теплов).
Источник
Типы темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик
Разные типы темперамента определяют склонность человека к конкретной модели поведения и восприятия жизни. Они — не единственная часть психики. Есть еще такие категории как характер, направленность личности и т. д. Однако все эти части тесно взаимосвязаны между собой. Каким же образом? Как определить свои или чужой тип темперамента и так ли это необходимо?
Что такое темперамент?
Темперамент — это совокупность генетически обусловленных психических качеств человека, которые зависят от особенностей высшей нервной деятельности. То есть это врожденное свойство психики, которое человек не может изменить. Однако личность способна успешно «замаскировать» или «сгладить» некоторые качества своего темперамента. Впрочем, в стрессовых ситуациях (включая эффект неожиданности) с большей вероятностью проявится именно врожденное качество, а не приобретенное.
Кстати, темперамент есть не только у людей, но и у некоторых животных. К ним относятся собаки, коты, обезьяны, лошади, дельфины и т. д. Человеческие и животные типы темперамента во многом похожи, но у людей они более сложные и глубокие.
4 основных типа темперамента — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Существует условно еще и пятый темперамент — амбиверт, к нему относят людей, у которых нет ярко выраженных качеств других темпераментов, то есть они всегда где-то посередине.
Но сейчас главный фокус — соотношение этих свойств в психике индивида. В природе нет людей с одним типом темперамента. В одном и том же человеке могут уживаться все 4 вида. Однако 1-2 из них будут доминантными. Что это значит?
К примеру, есть личность, которая на 50% — сангвиник, на 30% — меланхолик, на 15% — флегматик и на 5% — холерик. Это условный подсчет, так как точный процент установить невозможно. Очевидно, что доминантный тип — сангвиник, и в большинстве жизненных ситуаций человек будет вести себя согласно сангвиническому темпераменту. Однако в некоторых случаях может проявиться меланхолик, который временно и частично затмит доминантный тип. Флегматик и холерик тоже будут периодически появляться, но редко и кратковременно. Определить склонность к тому или иному темпераменту поможет наш тест.
Но нельзя точно сказать, в какой момент тот или иной психотип решает проявить активность. Есть сразу несколько предположений:
- один тип темперамента сменяется другим, когда первый не справляется с ситуацией. Например, если жизни флегматика что-то угрожает, он может вдруг обнаружить в себе холерика;
- смена активности происходит из-за сильного или продолжительного стресса. После предательства мужа холерическая женщина замыкается в себе и позволяет проявиться внутреннему меланхолику;
- разные типы активизируются в разных сферах жизни. К примеру, в рабочих вопросах холерик, в отношениях — сангвиник.
Однако все эти свойства не возникают из ниоткуда. Если в индивиде изначально не заложен какой-то тип темперамента, он никогда не появится. Личность может делать вид, будто она холерик/сангвиник/флегматик/меланхолик, но никогда не станет им по-настоящему. То есть меланхолику будет страшно пробовать новое, как бы он не старался казаться храбрым. А флегматик продолжит выполнять рабочие поручения медленно, но вдумчиво, даже если дедлайн уже пришел и грозно смотрит на него.
Темперамент и характер
Это разные понятия. Темперамент биологически обусловлен и неизменен. Характер же может меняться в течение жизни, хотя он частично зависит от строения нервной системы. Человек сам способен влиять на него. В то же время формулировка и закрепление или, наоборот, искоренение какой-то черты отнимает много времени и сил. Характер формируется и меняется в результате:
- воспитания, полученного от родителей,
- самовоспитания,
- глубины принятия культурных и этических норм;
- саморазвития,
- приобретения жизненного опыта.
Нельзя сказать, что один фактор существенно меняет что-то в человеке. Требуется взаимодействие как минимум нескольких условий, чтобы спровоцировать подавление или приобретение любой черты. То есть человек вполне может прожить всю жизнь с тем типом характера, который сформировался у него в подростковом возрасте.
Темперамент (Т) не “программирует” характер (Х), но между этими психическими свойствами есть обоюдная связь, которая выражается в том, что:
- Т определяет динамику, степень, способ выражения Х. И холерик, и меланхолик могут быть трудолюбивыми, но у каждого из них это свойство будет проявляться по-разному;
- Т влияет на то, какие черты Х проявятся с большей вероятностью, а какие скорее всего не возникнут или не достигнут высокого уровня развития;
- разные типы Т требуют индивидуальных подходов и отличающихся стимулов для формирования какой-то черты Х;
- отдельные свойства Х помогают контролировать или даже надолго подавлять особенности врожденного Т.
Темперамент. У флегматичной личности психические процессы протекают медленно. А у человека-холерика, наоборот, — быстро.
Характер. Оба этих типа, к примеру, приобрели такие качества, как ответственность, трудолюбие и упорство.
Ситуация. Необходимо сдать важный проект, от которого зависит репутация компании, на которую работают оба специалиста.
Поведение. Флегматик часами напролет сидит за работой и медленно, но качественно и последовательно выполняет все задачи. Он систематично придерживается какой-то модели, которую он считает наиболее эффективной и полезной для компании. Холерик разворачивает активную деятельность, принимает сто решений в час, безостановочно решает проблемы по мере их поступления и импровизирует на ходу.
Получается, что одни и те же черты характера проявляются неодинаково из-за разного темперамента.
Как определить тип темперамента?
Очень полезно научиться вычислять не только свой тип (или типы), но и особенности окружающих. Знание своего психического комплекса и его характеристик дает такие преимущества:
- облегченный поиск подходящей профессии или хобби;
- установка внутреннего баланса со своим “Я”;
- понимание собственных сильных и слабых сторон;
- осознание причин, почему какие-то черты очень тяжело менять;
- возможность предугадывать свое поведение в незнакомых ситуациях;
- в конце концов, это просто интересно и познавательно.
Что касается определения чужих типов, то плюсы следующие:
- понимание других и умение находить подход к людям разных темпераментов;
- улучшенные отношения с родственниками, друзьями, супругами и повышенные шансы на перспективное романтическое знакомство;
- возможность реализоваться в карьере, найдя общий язык с коллегами, начальством и клиентами;
- более заметное и успешное влияние на окружающих (ораторство и коммуникация в целом);
- предугадывание стандартной модели поведения новых знакомых;
- шанс избавиться от зависимости в отношениях, статуса жертвы;
- лучшее понимание, как воспитывать своих детей.
Ситуация напоминает игру в покер. Человек, неосведомленный о своем темпераменте, не понимает ценность даже собственных карт. Зато тот, кто изучит данную тему, ясно увидит весь расклад игры и легко вычислит карточную комбинацию соперника.
Чтобы узнать свой тип, достаточно пройти тест на темперамент. Если нужно понять другого человека, достаточно понаблюдать за ним. Некоторые свойства будут понятны сразу (насколько активно жестикулирует, например), остальные потребуют больше времени.
Критерии определения темперамента
В современной психологии нет единой и всеми принятой системы классификации этих критериев. Однако есть несколько наиболее популярных. К ним относятся теории древнегреческого врача Гиппократа и древнеримского медика Галена, русского физиолога Ивана Павлова, британского психолога Ганса Айзенка.
Гиппократ и Гален
В Древних Греции и Риме знания о психологии и ее связи с биологией, конечно, были далеко не такими развитыми, как сейчас. Однако теория этих ученых заслуживает рассмотрения. Они впервые озвучили 4 типа темперамента и попытались дать им биологическое объяснение.
Некоторые врачи и философы того времени пытались развивать подобную тему, но не достигли значительных успехов. И именно Гиппократ и Гален систематизировали свои знания и догадки, а затем представили их в виде полноценной теории. Она базировалась на идее о преобладании в теле каждого человека конкретной жидкости — “сока жизни” (humo(u)r):
- холерик — желтая желчь/яд (от др.-греч. “холе”);
- сангвиник — кровь (от др.-греч. “сангуа”);
- флегматик — лимфа/мокрота (от др.-греч. “флегма”)
- меланхолик — черная желчь (от др.-греч. “мелэна холе”).
Каждый сок, по мнению врачей, заставлял человека проявлять те или иные качества. У холерика — это истеричность, у сангвиника — живость, у флегматика — спокойствие, а у меланхолика — грусть.
Иван Павлов
Ученый считал, что главные критерии, определяющие тип темперамента, — это сила, подвижность и уравновешенность.
Сила — способность индивида быть выносливым, сохранять работоспособность даже во время интенсивных и/или длительных нагрузок, быстро восстанавливаться. Виды: сильный (выносливый) и слабый (быстро устает).
Подвижность — особенность высшей нервной деятельности, которая выражается в возможности индивида быстро переключаться между задачами, усваивать новую информацию и реагировать на внешние стимулы. Виды: подвижный (реагирует легко и быстро) и инертный (реагирует медленно).
Уравновешенность — характеристика индивида, позволяющая ему контролировать эмоции, сдерживать внезапные импульсы и желания, оставаться адекватным. Виды: уравновешенный (спокойный) и неуравновешенный (эмоционально-экспрессивный).
То, как эти категории отображаются в темпераменте, показано в таблице.
Типы темперамента | |||
Слабый | Меланхолик | ||
Сильные | Холерик | Подвижный, неуравновешенный | |
Сангвиник | Подвижный, уравновешенный | ||
Флегматик | Инертный, уравновешенный |
Ганс Айзенк
Английский психолог считал, что самыми важными факторами для определения описываемого психического свойства являются шкала интроверсии-экстраверсии, нейротизма и психотизма.
Интроверсия-экстраверсия — субъект-объектная ориентация индивида, направление основного потока его внимания. Виды: интроверсия (фокус на внутренних психических процессах) и экстраверсия (фокус на окружающем мире).
Нейротизм — это степень эмоциональной уравновешенности индивида. Виды: эмоциональная стабильность (спокойствие, зацикленность) и лабильность (истероидность, невротизм).
Психотизм — степень предрасположенности индивида к психозу. Современные ученые отрицают важность этой категории в определении психотипа. Это часть психики, но не центральная. К тому же, шкала психотизма — это очень ветвистая и неоднозначная характеристика. Поэтому во многих новых тестах ее игнорируют.
В таблице представлено соотношение этих категорий согласно взглядам Айзенка.
Категории | Интроверсия | Экстраверсия |
Лабильность | Меланхолик | Холерик |
Стабильность | Флегматик | Сангвиник |
Типы темперамента и их отличия
Общие
Холерик. Гиперактивный, вспыльчивый, поспешный, общительный, лидер.
Сангвиник. Активный, жизнерадостный, поверхностный, общительный, шутник.
Флегматик. Спокойный, медлительный, вдумчивый, закрытый, зацикленный.
Меланхолик. Ранимый, творческий, склонный к эмпатии, эмоциональный.
Телосложение
Холерик. Высокий рост, худощавое телосложение, длинная узкая плоская грудная клетка. Лоб шире нижней части лица, подбородок заострен. Нос заостренный, с горбинкой и опущенным вниз кончиком. Длинная шея, хорошо выраженные скулы.
Сангвиник. Округлые плавные формы, средний или низкий рост, короткие широкие кости. Широкая короткая грудная клетка, круглая голова и лоб, слабо выраженные скулы, короткие толстые ноги, шея.
Флегматик. Широкие кости, массивное телосложение, короткая толстая шея, широкая короткая грудная клетка, имеющая округлую форму. Крупный прямой нос с опущенным кончиком. Подбородок такой же, как и лоб, или шире.
Меланхолик. Заостренные черты, хрупкое телосложение, тонкие кости, слабая мускулатура, плоская грудная клетка, длинная тонкая шея, высокий квадратный лоб, верхняя часть лица заметно шире нижней.
Здоровье
Холерик. Слабое место — пищеварительная система (печень, желчный пузырь). Пульс — 75-85 ударов в минуту.
Сангвиник. Слабое место — сердечно-сосудистая система. Пульс — 65-75 ударов в минуту.
Флегматик. Слабое место — пищеварительная система (желудок, кишечник). Пульс — менее 65 ударов в минуту.
Меланхолик. Слабое место — нервная система. Пульс — более 85 ударов в минуту.
Отношения
Холерик. Быстро сходится с людьми, часто и быстро эмоционально привязывается, тяжело расстается.
Сангвиник. Быстро сходится с людьми, редко привязывается, легко заменяет одного человека на другого.
Флегматик. Долго сходится с людьми, редко и долго привязывается, тяжело отпускает людей из своей жизни.
Меланхолик. Долго сходится с людьми, часто, но медленно привязывается, тяжело расстается.
Карьера и работоспособность
Холерик. Активный, амбициозный, настойчивый, творческий. Начальник, лидер, любит вести за собой. Приоритет — карьерный рост.
Сангвиник. Активный, амбициозный, поверхностный, отличный организатор. Лидер, любит признание. Приоритет — деньги.
Флегматик. Инертный, медлительный, серьезный, надежный, ведомый. Любит анализировать, заниматься систематизацией. Приоритет — стабильность.
Меланхолик. Инертный, быстро устает, ведомый. Фантазер, мыслитель, творческая личность. Приоритет — дружеская теплая обстановка.
Реакция на стресс
Холерик. Злится, раздражается, ярко выражает эмоции. Быстро успокаивается. Идет решать проблему.
Сангвиник. Игнорирует проблему либо находит в ней плюсы. Находит того, что может решить задачу или переключается на другое задание.
Флегматик. Размышляет о причинах проблемы. Долго обдумывает план решения, затем приступает к его систематическому исполнению.
Меланхолик. Теряется, сильно переживает, ищет поддержки и помощи. Если не находит, часто сдается и долго переживает по этому поводу.
Самореализация
Холерик. Требует популярности, так как любит, когда от него зависимы. Идет напролом, рискует и жертвует.
Сангвиник. Требует признания, так как любит, когда им восхищаются. Препятствия, как правило, обходит.
Флегматик. Стремится сохранить текущее положение дел. Убирает препятствия, только если они мешают его размеренной жизни, но делает это эффективно.
Меланхолик. Нуждается в признании и эмоциональной поддержке ради повышения самооценки. Часто прекращает усилия, потому что боится, что не справится.
Интересы и хобби
Холерик. Спорт, экстрим, путешествия, соревнования, общение, квест-игры, азарт и риск.
Сангвиник. Актерское мастерство, юмор, общественная работа, общение, сплетни, путешествия.
Флегматик. Головоломки, чтение, рукоделие, кинематограф, наука, природа, механика, архитектура.
Меланхолик. Искусство, головоломки, мистика и эзотерика, философия, медитации, рукоделие.
Знание того, как разные типы темперамента реагируют на мир и жизненные ситуации, может оказаться действительно полезным. Понимание себя и окружающих облегчает и ускоряет достижение внутренней (личность) и внешней (отношения) гармонии.
Источник