- Очень чувствительный мальчик,ему 7 лет. Слезы
- Вопрос психологам
- Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Очень чувствительный мальчик,ему 7 лет. Слезы
- Мамы очень эмоциональных мальчиков зайдите
- Сын очень ранимый, плачет по любому пустяку
- Как научить ребенка жить в гармонии с эмоциями? 14 важных советов
- 1. Начните с доверия
- 2. Уймите свое собственное беспокойство
- 3. Примите и признайте эмоции вашего ребенка
- 4. В случае сомнений сопереживайте
- 5. Не наказывайте ребенка за эмоции и не пытайтесь отвлечь его от чувств
- 6. Репрессии не работают
- 7. Тренировка эмоций помогает рассеять интенсивные чувства
- 8. Научите ребенка успокаиваться
- 9. Помогите своему ребенку научиться решать проблемы
- 10. Модель эмоционального интеллекта. Взрослые как пример
- 11. Конструктивное обращение с гневом является одним из самых важных навыков, которые вы можете дать своему ребенку
- 12. Вмешайтесь ДО того, как ваши собственные чувства выйдут из-под контроля
- 13. Не подрывайте эмоциональное самопознание вашего ребенка
- 14. Как говорить о сложных вещах?
Очень чувствительный мальчик,ему 7 лет. Слезы
Вопрос психологам
Спрашивает: Екатерина
Категория вопроса: Дети
Здравствуйте. Моему сыну сейчас 7 лет. Воспитываю я, папа часто в командировках и воспитанием не занимается. Бабушек и дедушек нет. Авторитета мужчины рядом нет.
Он всегда был гиперчувствительным ребенком. Все выражал плачем: обиды, неудачи. проиграл- слезы, что-то сломалось-плач, кто-то что-то сказал, и не дай бог, посмеялся- рыдания. Забираю с кружков — вечные слезы: кто-то карандаш отобрал или толкнул. Сын растет, окружение становится взрослее и жестче, ему будет все сложнее . Я всегда с ним говорила на тему бесполезности слез а таких случаях, поддерживала, есди слезы вызваны болью или действительно сильным переживанием. Помогите, пожалуйста! Я понимаю, что мой сын очень впечатлительный, со слабым типом нервной системы, мягкий, чаще уступает в играх, сочувствующий , трудно переживающий несправедливость и неудачи и т. п. Как с эти бороться. Чуткость, доброта и отзывчивость — не для современной жизни! Я понимаю, что я его не переделаю, но помочь стать мужественной, сильной, волевой и стойкой к нападкам извне личностью хочется!
Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Очень чувствительный мальчик,ему 7 лет. Слезы
Я хорошо знаю, такой типаж детей. Я называю их чувствительные или ранимые. Они не умеют отстаивать свои границы, и таких детей обычно обижают во дворе и школе.
Ребенок не умеет отстаивать свои границы, потому что их постоянно нарушают (или нарушали) их близкие. Скорее всего мама или папа ведут себя авторитарно и не дают ребенку возможности противостоять и отстаивать себя. Скорее всего когда Ваш ребенок пытался противостоять вам (родителям и прочим воспитателям) и проялял свою злость — эти проявления злости жестоко подавлялись.
Если Вы реально хотите помочь ребенку, Вам придется пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком и научить его выражать себя, в том числе выражать свою злость, оспаривать ваш авторитет, сопротивляться вам и так далее. Сделать это трудно. На пратике это означает курс психоерапии, сначала для родителя (хотя бы одного) а затем для ребенка.
Взрослых я готов консультировать по скайпу. Но с ребенком предпочтительно работать только очно.
Если есть намерение серьезно с этим разбираться — обращайтесь. Мои контакты есть на моей страничке.
Голощапов Андрей Викторович, психолог в Москве
Ответов на сайте: 69 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 0
Понимаю Ваше желание вырастить сына сильным и волевым. Но для меня в этих словах слышно прежде всего Вашу собственную уязвимость,собственное ощущение беззащитности и желание защититься. Но от кого или чего Вам хочется защититься. Если я права и Вы обнаружите в себе подобное чувство,переживание,то возможно прежде всего Вам стоит поработать с собой, со своими жизненными ранами.
Что касается непосредственно ребенка.
1.Слезы это хорошо. Они помогают отреагировать возникшую сильную эмоцию,не дать ей самотизироваься (переход в физические симптому,болезни, психосоматику).
2. Если ребенок плачет чрезмерно много, по каждой «мелочи» это говорит только о том, что общая жизненная ситуация в которой он находится не является для него благополучной. Скорее всего постоянные слезы, это попытка получить внимание мамы или папы. Внимание родителей дети добиваются самыми изощренными способами. Бывают это и слезы, и капризы, и плохое,агрессивное поведение в школе, плохие оценки, болезни, симптомы. Это неполный список. Оцените сколько времени Вы и Ваш супруг проводите с ребенком? В какие конкретно игры с ним играете? Сколько времени общаетесь, обсуждаете что-то? Сколько раз в день Вы его целуете, обнимаете, говорите «я люблю тебя»?
Считаю необходимым провести диагностику семейной ситуации и детско-родительских отношений. Это у специалиста.
Я всегда с ним говорила на тему бесполезности слез а таких случаях
Слезы не бывают бесполезны. Они вызваны эмоциями. И эти эмоции должны куда-то уйти, как-то угаснуть. Безопасно для здоровья, желательно. Налагая запреты на слезы Вы ведете ребенка к появлению других проблем.
Рекомендация: Если ребенок испытывает тягостные эмоции, сядте на таком уровне, чтобы Ваши глаза были на уровне его глаз. И проговаривайте за ребенка его возможные чувства «У тебя забрали игрушку. Ты чувствуешь себя расстроенным», так же переповторяйте то, что сможет сказать сам ребенок «Мне больно » — «Тебе больно.» , «Меня обидели» -«Тебя обидели.», кивайте головой, когда ребенок рассказывает, пусть он выговорит все свои чувства. Обнимите ребенка.
поддерживала, есди слезы вызваны болью или действительно сильным переживанием
Каждый раз,когда ребенок плачет это «действительно сильное переживание».
понимаю, что мой сын очень впечатлительный, со слабым типом нервной системы
Тип нервной системы это врожденный показатель. Если это так, как Вы говорите,то давление на ребенка, попытка табуировать слезы и воспитывать из него «волевую и стойкую личность» никчему хорошему не приведет.
В данном случае полезно правильно организовать режим дня, учебные нагрузки, прогулки, физические нагрузки, питание. Важно проконсультироваться с врачом-неврологом.
Я понимаю, что я его не переделаю
Попробуйте принимать сына таким, какой он есть. Даже если он не оправдывает Ваших ожиданий. Не является таким мальчиком, каким Вам бы хотелось.
6. Обратите Ваше внимание на проблему отсутствия папы в семье. Папа номинально есть, а так он не принимает участия в воспитании и вообще по командировкам. Для мальчика безусловно важно присутствие отца, в этом возрасте мальчики как раз и впитывают мужское поведение, соотнося себя с папой. Отсутствие отца, а так же ваше раздражение по этому поводу (если оно есть) может создавать неблагоприятный эмоциональный фон у ребенка этого возраста. Даже если папа не живет с вами, общаться с ребенком он должен, играть с ним, гулять, обучать «мужскому». И не от случая к случаю, а регулярно.
7. Разговаривайте с ребенком, обсуждайте героев мультиков, кино, сказок. Обсуждайте мужское , волевое поведение героев. Хвалите это поведение в глазах ребенка, поощряйте его.
Источник
Мамы очень эмоциональных мальчиков зайдите
Всем привет! Мой старший 5летний сын становится каким то неуправляемым когда его эмоции захлестывают. Были в прошлом году у нехропсихолога — Он, говорит у вас очень эмоциональный по сравнению с большинством детей. Перерастет. Но есть несколько ситуаций которые меня сильно волнуют
1. Когда мы в гостях или к нам приходят гости. Начинается полный неадекват (бросает предметы, дерганье занавесок, истерики на тему сладкого того хочу сейчас а не после горячего).
Вчера были в гостях у свекрови, он попросил мой тел поиграть в игру, я разрешила но 1 минуту. Объяснила что это вредно и предложила потом посмотреть книги, играть в игрушки. По истечении минуты тел попросила отдать. Он начал вырывать его и кинул тел так что попал мне под глаз и теперь у меня синяк. Он извинился сказал что понимает что так нельзя, принес мне лед, погладил ладошкой и не возражал против запретов- я в наказание запретила ему тел даже 1 минуту в день и мультики смотреть запретила пока не заживет мой синяк.
2. Есть младший ребенок 2х лет. Если он берет то во что играет старший или например собранную старшим ребенком модель из конструктора, то старший может и толкнуть и кулаком врезать. Потом говорит что понимает что делает плохо и что ему брат важнее игрушек но объясняет так что не может сдержаться.
Что мне делать? Бить тревогу или ждать пока перерастет и научится себя контролировать?
Сейчас провожу постоянно разговоры с ним, предлагаю альтернативу когда гневается — побить подушку, топать ногами и тд. отношения у нас очень теплые, много разговариваем, обнимаемся, веселимся.
Источник
Сын очень ранимый, плачет по любому пустяку
Спасибо что откликнулись.
С папой и старшей сестрой (почти 13) отличные отнашения, любим и не ругаем и не ругали, единственное мое предположение, это то что я ругала его сестру (раньше, года 2-3 назад в основном) и он это видел, он очень активный и шустрый, но всегда был ранимый, он жалеет всех животных, очень расстраиваться если видит что им плохо.
Он переживает из-за всего, случай 2х недельной давности, у деда юбилей, отмечали в кафе, была тамада он пошутил (для него это было не шутка) тамада нам огласила.. Все засмеялись.. Он убежал из зала кафе.
Папа его успокаивал, объяснял что смеялись от того что это было смешно, а не он был смешон. Час не могли вернуть в зал. Он реагирует очень остро на все. Мы не ругаем, объясняем.
Пишу сумбурно, извините..
Хочу понять как вести себя дальше, хотим помочь ему, изменить его реакцию, просто видим что ему тяжело.
Он переживает о том что еще не произошло, мы его не ругаем вообще, но иногда я не выдерживаю и более громко у него спрашиваю.. Почему произошло иди зачем сделал.. Все сразу слезы, при этом последнее время он пытается их сдержать, но я вижу что он расстроился и переживает, хотя я реально на него не кричала, просто изменила тон. Мы уже боимся лишний раз у него что-то уточнить, лишь бы он не переживал.
Со старшей дочерью они абсолютно разные по характеру, и ведем мы себя с ними по- разному, тон применимый к дочке (на который она даже не реагирует) к нему не применяется вообще, разговариваем по -разному с детьми, ну т. е. если повысили тон в оьнашении дочери, то в отношении его себе не позволяем. Наверное в этом и суть. Боится что на него тоже повысим
Валентина, есть такой тип личности, который называется чувствительный или тревожный тип личности, это такой темперамент и характер, с которым человек живет с детства. По мере взросления и воспитания конечно какие-то черты будут компенсироваться, но тем не менее некоторые особенности будут проявляться. Вы можете найти в интернете разные статьи по запросу «чувствительный тип личности», «тревожный тип личности», ссылки на описание и как вести себя с таким человеком, как компенсировать его слабые стороны и как развивать сильные. Люди все разные и у такого типа людей свои сильные стороны — они эмоциональные, чувствительные, нежные, творческие, в кругу семьи или друзей открываются и более того могут служить поддержкой, сами интересуются состоянием других людей. Но у них есть и слабые стороны:
1. Осторожность, особенно в новой обстановке. Любая осторожность и стеснительность это как бы оборона, проверка окружения. Это нормально. Чувствительным людям очень важна комфортная обстановка вокруг. Говорите сыну, что это нормально, показывайте ваше отношение к новой ситуации или кругу людей. Позвольте стесняться, если стеснение есть: «ты можешь стесняться, это нормально! Стесняйся, но давай попробуем познакомиться!»
2. Чувствительны к грубости, интонации и тону.
3. Узкий круг доверенных лиц. Не любят обычно больших компаний. В семье им комфортно и среди пары-тройки хороших друзей. Здесь становится понятней его поведение в кафе, мальчику в принципе было тревожно и когда он убежал, он так снимал напряжение не только от шутки скорее всего.
4. Долгая адаптация к новой роли! Им привычно быть в понятной атмосфере с понятыми ожиданиями! Например, он уже точно знает, как быть сыном в вашей семье. А вот роль школьника пока еще видимо не до конца им принята и понятна, чего от него ждут, что будет если не будет соответствовать. И здесь не всегда стоит жалеть и смягчать, лучше донести реальные требования и спросить, Как помочь и поддержать сына, чтобы он смог их выполнить, поддержать в случае неудачи или плохой оценки, потому что сын должен быть готов, что такой опыт случиться. Не укрывает его от конфликтов, а постарайтесь научить их решать. Возможно, записаться на групповые занятия для вашего возраста, где дети учатся коммуникации и решению конфликтных ситуаций.
И другие черты, Валентина. Если вам что-то конкретно будет интересно, спрашивайте.
Общие рекомендации:
1. Для расслабления и ресурсного восстановления, поддержки любые творческие занятия, вокал, рисование, песочная терапия. Можно дома, можно в группе детей. Лучше и так и так. Здесь мальчик конфликты возможно не переживет, но зато повысится уверенность в себе, снимется напряжение, будет опыта принятия со стороны педагога за счет того, что там нет требований к результату, а есть удовольствие от процесса. Важно Получать удовольствие от процесса!
2. Для становления социальных навыков групповые тренинги с детьми по возрасту. Здесь будет сложнее, но счет занятий из первого пункта будет ресурс преодолевать.
3. Ваша поддержка, но не избегание конфликтных ситуаций. Учите жить с тем, что происходит
4. Найти занятие, кружок, по интересу, где ребенок мог бы делать успешно, что ему нравится, повышать самооценку, получать признание от педагога и сверстников. Почитайте на этом сайте статью про самооценку и самоценность, введите в поиске. Не найдете, пишите, я найду. Мои пункты 1 и 3 как раз про самоценность. Пункты 2 и 4 про самооценку.
5. Если у сына есть друзья, поддерживайте этот круг, зовите в гости, всячески укрепляйте их отношения. Это тоже про самоценность
6. Занятия на мышечное расслабление, йога, вообще укрепление организма
7. Развитие сильных сторон личности! Творчество, кружок журналистов, что угодно, что даст чувствительности вашего сына законное место и он сможет за счет этого расти и развиваться. Чувствительность это прекрасно, Если найти нужное русло. Все творческие люди очень чувствительны.
Валентина, я написала много. Если есть еще, чем помочь, пишите и спрашивайте!
Источник
Как научить ребенка жить в гармонии с эмоциями? 14 важных советов
Для начала давайте еще раз определим, что такое эмоциональный интеллект. Это умение понимать и правильно воспринимать/транслировать эмоции. В частности:
- эмоциональное самопознание и самопринятие;
- чувствительность к словам и поведению других;
- сочувствие;
- способность регулировать собственные беспокойство и гнев.
В результате вы получите способность более эффективно управлять своими эмоциями и поведением, а значит выстраивать лучшие отношения с другими людьми.
Нужно ли это нам? Если вы планируете общаться с другими людьми, претендовать на работу, учиться, творить, любить и дружить — да. Способность человека управлять своими эмоциями будет определять качество его жизнь гораздо более фундаментальным образом, чем его IQ.
Развитие эмоционального интеллекта вашего ребенка начинается с его взаимоотношений с вами — с родителями и с воспитателями. Как же нам помочь детям обрести гармонию и научиться работать с эмоциями?
1. Начните с доверия
2. Уймите свое собственное беспокойство
Почти сто лет назад психолог Гарри Стэк Салливан высказал идею о том, что младенцам передается беспокойство их родителей. Недавние исследования подтвердили, что прикосновения, тон голоса и движения родителей могут либо успокоить ребенка, либо вызвать беспокойство.
Очевидно, что мы всегда «излучаем» наше настроение и внутреннее состояние, будь то спокойное и довольное, измученное или капризное, и передаем его окружающим нас людям.
Поэтому при общении с ребенком стоит обращать внимание на свое состояние в первую очередь, учиться успокаивать и подбадривать себя.
3. Примите и признайте эмоции вашего ребенка
Не все поведение приемлемо, это очевидно. Но все эмоции приемлемы. Вы можете (и должны) ограничивать действия вашего ребенка по мере необходимости. Но это ограничение будет работать лучше всего, когда вы понимаете, как именно он себя чувствует.
Объясните своим детям, что они не могут выбирать, что чувствовать (так же, как они не выбирают свои руки и ноги), но они могут — и должны — выбирать, что делать с этими чувствами.
4. В случае сомнений сопереживайте
Ваше сочувствие помогает ребенку принять свои собственные эмоции. Это позволяет ему «разрешить себе чувствовать» и только затем двигаться дальше, не застревая на внутренних разногласиях.
Ваша эмпатия учит ребенка, что эмоциональная жизнь не опасна, не постыдна, а на самом деле универсальна и управляема. Так ребенок узнает, что он не один, и что даже менее приятные части его личности приемлемы.
Многие проблемы взрослых, увы, всего лишь следствие того, что в детстве мы не научились понимать и принимать себя, запрещали и наказывали за грусть, слезы и другие «неприемлемые» эмоции.
5. Не наказывайте ребенка за эмоции и не пытайтесь отвлечь его от чувств
И не позорьте малыша, когда ему больно. «Маленькая царапина, это же не больно, не ной!», «Большие мальчики не плачут». Вторая фраза еще и пронизана бесполезными стереотипами, о которых ради психологического здоровья ребенка стоит забыть навсегда.
Признайте проблему малыша, сопереживайте ему, позвольте показать вам, что именно произошло, дайте немного времени для осознания и обсуждения события. Тогда ребенку будет легче двигаться дальше.
6. Репрессии не работают
7. Тренировка эмоций помогает рассеять интенсивные чувства
Ярость не уйдет, пока не будет услышанной. Услышать ≠ разрешить.
Принятие чувств ребенка и их отражение не означает, что вы соглашаетесь с ними или одобряете их. Так вы только показываете ребенку, что понимаете ситуацию.
Как это сделать? Слушать. Признавать.
- «Ты точно злишься на своего брата. Расскажи мне об этом».
- «Тебе, наверное, очень грустно, да?».
- «Сегодня все получается совсем не так, как хотелось? Понимаю тебя».
8. Научите ребенка успокаиваться
У малышей есть потребности, вызывающие яркие эмоции. Например, отсутствующий родитель/воспитатель, голод или боль. Без «успокоительного взрослого», в котором они нуждаются, нервная система не прокладывает пути, которые впоследствии позволили бы им контролировать себя.
Малышам очень трудно научиться успокаиваться или, иначе, самим регулировать свои эмоции, потому что каждое новое чувство заставляет их беспокоиться. В возрасте 4-5 лет чувства страха или гнева могут привести к тревоге или панике и заставить действовать, потому что терпеть и контролировать себя дети еще не могут, но выход энергии нужен.
Итак, чтобы успокоить себя, ребенку сначала нужно попросить кого-то другого успокоить его. Из этого процесса дети получают ценный опыт: мои физические и эмоциональные потребности терпимы и управляемы.
9. Помогите своему ребенку научиться решать проблемы
Большую часть времени, когда дети (и взрослые) чувствуют, что их эмоции поняты и приняты, чувства рассеиваются — становятся не такими разрушительными. Эта среда оставляет возможность для решения проблем.
Иногда дети могут сделать это сами. Иногда им нужна ваша помощь для «мозгового штурма» по решению проблем: от забытого дома мишки до развязанного шнурка. Но не поддавайтесь желанию решить проблему за ребенка, если он не попросит вас об этом! Такое поведение дает вашему ребенку понять, что вы уверены в его неспособности справиться самостоятельно.
10. Модель эмоционального интеллекта. Взрослые как пример
Дети нас не слушают, дети на нас смотрят. Слышали такое выражение?
Вы становитесь раздражительными, хватаете вещи, суетитесь, когд тревожитесь? Плачете, если что-то идет не так? Можете ли вы сохранять спокойствие во время эмоциональных дискуссий? Вы сами сочувствуете другим людям, проявляющим эмоции?
Точно так же будет вести себя ваш ребенок.
11. Конструктивное обращение с гневом является одним из самых важных навыков, которые вы можете дать своему ребенку
Когда ребенок злится, ищите боль или страх — именно от них нас защищает гнев.
В ситуации, когда все спокойно и безопасно, ребенок вряд ли покажет вам все обидные чувства или страхи, которые обычно приводят к плохому поведению.
При попадании в стрессовую ситуацию не позволяйте своему гневу нарастать — ребенок знает, что именно вы — «модератор» происходящего. Используйте слова, но никогда не силу. Не так-то просто, если он рыдает на виду у всех? Задумайтесь, ведь ваш гнев в этой ситуации прикрывает страх быть, например, плохой матерью на глазах посетителей магазина.
А теперь представьте, как тяжело вашему ребенку сохранять спокойствие, когда он недоволен ситуацией, а теперь еще и боится вас. Помните, вы образец для подражания.
12. Вмешайтесь ДО того, как ваши собственные чувства выйдут из-под контроля
Каждый раз, когда мы кричим на своих детей, вина лежит на нас. И мало того, что мы кричим, мы еще и не вмешиваемся в проблему действительно эффективно.
Пример:
Ваш пятилетний сын Арсений не выключил компьютер, а теперь не торопится идти ложиться спать. Очевидно, он нуждался в вас, чтобы сделать действие, которое самостоятельно не мог проконтролировать — закрыть веселое приложение с зайчиками и пойти чистить зубы.
Теперь вы кричите, потому что гоните его чистить зубы в 4 раз за 20 минут. Каждый раз из четырех, когда вы кричите, вы неэффективны. Вы не решаете проблему и не показываете, как ее решать.
Независимо от того, нужно вам оторвать уставшего малыша от мультиков или научить 14-летнюю дочь помогать вам с приготовлением ужина, вы должны сразу дать понять, что решение не будет пересмотрено. И сделать это спокойным тоном, внутренне и внешне поддерживая это спокойствие.
Тем самым вы не только научите детей чему-то полезному, но и продемонстрируете, как управлять собой.
Если вы в конечном итоге просто кричите, дети чувствуют себя «прикованными узниками», некоторые даже действительно цепенеют. В этой ситуации дети не узнают ничего полезного, зато много вредного о том, как мама/папа/воспитатель не умеют справляться с собственными чувствами, но требуют того от детей.
13. Не подрывайте эмоциональное самопознание вашего ребенка
Ваш ребенок нуждается в вашей поддержке, чтобы развить свой внутренний компас эмоций.
Уважайте их чувства по отношению к другим. Если ребенку не нравится, что дядя Саша обнимает его, научите пожимать руки, вместо укора «Так правильно! Он тебя любит, будь вежливым!». Когда дошкольник отказывается от игры с ребенком вашей подруги во дворе, выслушайте и попытайтесь помочь ему в решении проблем, вместо нравоучений «Надо делиться, надо дружить, не будь букой».
Во что бы то ни стало позволяйте детям принимать решение о том, с кем они играют! В простых ситуациях вы должны подтвердить их право и способность доверять своим собственным чувствам, включая дискомфорт, который ребенок не может пока идентифицировать.
Дети должны принимать решения о том, что для них безопасно, с раннего возраста.
14. Как говорить о сложных вещах?
Ваш ребенок может столкнуться с физиологическими проблемами, отсутствием папы, сложностями в учебе, вашим предстоящим разводом или алкоголизмом родственников. Или ему может быть просто трудно сказать вам, что он боится отвечать на уроке в школе, или что его тренер по футболу все время кричит, или дети в подготовительной группе дразнят его из-за ушей/веснушек/неправильного произношения согласных/отсутствия цветных шнурков.
У каждого ребенка есть проблемы, которые он или она боятся обсуждать. И это те вопросы, где они больше всего нуждаются в вашей поддержке и руководстве. Конечно, сначала вам нужно преодолеть собственный дискомфорт, связанный с этой проблемой. Начните с того, чтобы не чувствовать себя виноватым. Вина тормозит решение.
Вы также должны выделить время, в которое ваш ребенок один на один, без лишних глаз, сможет рассказать вам, что его беспокоит. Один отличный способ — провести несколько спокойных минут перед сном. Выключите свет, поставьте красивый ночник, обнимите ребенка, расспросите о его дне. Что было здорово? Что было сложно? Что он узнал? Что получилось не очень хорошо?
Удивительно, но это сочетание ночи и комфорта побуждает детей, днем дерганых и закрытых, расслабиться и открыться. И обязательно раскрывайтесь в ответ — доверие может быть только обоюдным. И для этого нам, взрослым, потребуется развивать свой эмоциональный интеллект не меньше.
Источник