Моцарт кантата радость каменщиков

Моцарт кантата радость каменщиков

Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно-образовательного порядка (французское просвещение, энциклопедисты) возникает интерес к эзотерическим учениям древности.

14 декабря 1784 года Моцарт вступил в Масонский орден [89] , а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона. То же самое происходило в дальнейшем с Иозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом (отцом композитора), который пришёл к степени Мастера за 16 дней с момента вступления в ложу [90] .

Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По одной из них поручителем при поступлении в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit» («Во имя благотворительности») был его друг и в будущем либреттист «Волшебной флейты» Эммануэль Шиканедер. В число выдающихся братьев ложи входили философы Рейхфельд и Игнац фон Борн. В дальнейшем по рекомендации самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга — Леопольд Моцарт (в 1787 году) [89] [90] .

Став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе. Как указывает А.Эйнштейн,

«Моцарт был страстным, убеждённым масоном, совсем не таким как Гайдн, который, хотя таковым и числился, с того момента, как его приняли в братство „свободных каменщиков“, ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же не только оставил нам ряд значительных произведений, написанных специально для масонских обрядов и торжеств, — самая мысль о масонстве пронизывает его творчество» [91]

Преобладают среди «масонских» работ Моцарта вокальные произведения: в ряде случаев это небольшие хоровые песни, в других случаях — это составные части кантат [92] . Музыковеды отмечают характерные признаки этих произведений: «простой, несколько гимнический склад, аккордовость трехголосия, несколько риторический общий характер» [92] .

Среди них такие сочинения, как:

  • «Погребальная масонская музыка» (K.477/479a)
  • Адажио для двух бассетгорнов и фагота Фа мажор. (K.410/484d) Использовалось для сопровождения ритуальных масонских процессий.
  • Адажио для 2-х кларнетов и 3-х бассетгорнов Си мажор (K.411/484a) для вступления в ложу братьев ложи.
  • Кантата «Sehen, wie dem starren Forschcrauge.» Ми мажор, (K.471)
  • Адажио и фуга До минор для струнного оркестра, (K.546)
  • Адажио и Рондо До минор для флейты, гобоя, альта, виолончели и стеклянной гармоники, (K.617)
  • Маленькая Кантата «Laut verkünde unsre Freude» (K.623) [93] , и другие.

Наиболее насыщена взглядами, идеями и символами масонства опера «Волшебная флейта» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер [89] [90] .

Как полагают журналисты А. Рыбалка и А. Синельников, занимающиеся историей масонства, создание оперы связано с тем, что к моменту поступления Моцарта в масонскую ложу Европа начала переживать общественно-политическую неустойчивость. Обострилась освободительная борьба в Италии и во многих областях Австрийской империи. В этой деморализующей обстановке Моцарт и Шиканедер решили, что их зингшпиль «Волшебная флейта» станет демонстрацией доброжелательности и лояльности масонов к власти [94] . Согласно тем же авторам, в символике оперы угадываются: доброжелательный намек на императрицу Марию-Терезию (образ Царицы ночи), император Иосиф II (Принц Тамино), Игнац фон Борн, известный идеолог австрийских масонов (жрец Зарастро), образ доброго и славного австрийского народа (Папагено и Папагена).

Читайте также:  Чувственность во плоти это

В символике оперы явно прослеживается декларация основных масонских принципов. Триединства, характерные для масонской философии, пронизывают действие во всех направлениях: три феи, три мальчика, три гения и т. д. [94] [95] Действие открывается тем, что три феи убивают змея — олицетворение зла. И в первом и во втором актах оперы есть явные переклички с масонскими символами обозначающими: жизнь и смерть, мысль и действие. В развитие оперного сюжета вплетены массовые сцены, буквально демонстрирующие масонские ритуалы [95] .

Центральным образом оперы является жрец Зарастро, в чьих философских декларациях присутствуют важнейшие масонские триады: Сила, Знание, Мудрость, Любовь, Радость, Природа. Как пишет Т. Н. Ливанова,

«…победа мудрого Зарастро над миром Царицы ночи имеет морально-поучительное, аллегорическое значение. Моцарт даже приблизил эпизоды, связанные с его образом, к музыкальному стилю своих масонских песен и хоров. Но видеть во всей фантастике „Волшебной флейты“ прежде всего масонскую проповедь — значит не понимать многообразия моцартовского искусства, его непосредственной искренности, его остроумия, чуждого всякой дидактике» [92] .

В музыкальном плане, как отмечает Т. Н. Ливанова, «в дуэте и хорах жрецов из первого акта заметно большое сходство с простым и довольно строгим гимнически-бытовым характером масонских песен Моцарта, их типичным диатонизмом, аккордовым многоголосием» [92] .

Основной тональностью оркестровой увертюры является тональность ми бемоль мажор, имеющая в ключе три бемоля и характеризующая добродетель, благородство и покой. Эта тональность использовалась Моцартом нередко и в масонских композициях, и в поздних симфониях, и в камерной музыке. Кроме того, в увертюре настойчиво повторяются три аккорда, что снова напоминает о масонской символике.

Существуют также иные точки зрения на взаимоотношения Моцарта и масонства. В 1861 году была опубликована книга немецкого поэта Г. Ф. Даумера, сторонника теории масонского заговора, который полагал, что изображение масонов в «Волшебной флейте» является карикатурой [96] .

Источник

Моцарт кантата радость каменщиков

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Один из моих энерджайзеров

Поначалу произведения Моцарта, написанные для масонских церемоний, казались мне примитивными и для него слабоватыми. Со временем, вслушиваясь в некоторые из них, я стал обнаруживать и в них его гениальность, да и не всё в них оказывалось так уж просто.

Некоторые из них обладают поразительной энергетикой, и на одно я буквально подсел (наверно, сработало одно из звеньев ихнего коварного заговора). Это была кантата «Радость каменщиков», т.е. масонов, ( Die Maurerfreude – К 471). Она остается у меня одним из тех произведений, которые порой я включаю для того, чтобы развеять уныние или просто лень.

Исполнители: Кристоф Прегардьен (тенор), хор «Viennensis», ансамбль «Wiener Akademie», дирижер — Мартин Хазельбёк.

Сам я не масон (хотя какой настоящий масон признается в том, что он масон?). Вообще-то католикам запрещается быть масонами. В 1738 г . Папа Климент XII обнародовал конституцию In e minenti, ставшую первым церковным документом, объясняющим несовместимость масонства с католической верой и членства в масонских ложах с пребыванием в лоне Церкви. Натуралистический характер масонства подрывает, согласно этому документу, христианскую веру, сея индифферентизм и презрение к ортодоксии и к авторитету Церкви. Помимо прочего, подчеркивалась опасность для Церкви и государства каких бы то ни было тайных организаций. В силу этих и других причин католикам категорически – под страхом недопущения до Причастия – запрещено было членство в масонских ложах. Эти положения впоследствии уточнялись и углублялись другими документами Св. Престола (последние датируются 1983 и 1985 гг.), сохраняя в силе общее отношение и санкции.

Читайте также:  Как перегорает молоко при стрессе

Однако далеко не всеми католиками официальная позиция Церкви принималась во внимание и исполнялась. При этом многие из них оставались вполне сознательными и благочестивыми католиками, считая для себя вполне возможным совмещать масонство и католичество, тем более что масонство позиционировало себя как выражение христианских идеалов. Что касается Австрии времен Моцарта, то там в правление Иосифа II пренебрежение директивами из Рима носило даже нарочитый характер, а система государственно-церковных реформ, опирающихся на идеи Просвещения, с тенденцией к подчинению Церкви контролю государства, получила название «иосифизм». Нельзя с уверенностью утверждать, был ли масоном сам Иосиф II , но он бесспорно благоволил к масонству, создавая для него благоприятные условия.

Кантата Моцарта «Радость каменщиков» как раз особым образом отмечает это покровительство Иосифа. Моцарт, уже вступивший 14 декабря 1784 г . в венскую ложу Wohltätigkeit (Доброделание), а 10 днями позже перешедший по требованию своей же ложи в другую – Wahre Eintracht (Истинное Согласие), написал ее на текст Франца Петрана в апреле 1785 г . Магистром Истинного Согласия был писатель и ученый Франц фон Игнац. Кантата была написана для чествования фон Игнаца, состоявшегося 24 апреля в ложе Gekrönte Hoffnung (Увенчанная надежда), в связи с очередным награждением, коего он удостоился от императора. Кантата прославляет этого магистра, которого, как в ней поется, природа наделила мудростью, который является «заглядением и радостью каменщиков» и который теперь приемлет венец из рук Иосифа – и это триумф и торжество каменщиков.

Источник

Моцарт кантата радость каменщиков

«Моцарт входил в одну из венских масонских лож, её название «Ко вновь коронованной надежде», и стал он её членом в 1784 году. [. ] Почему, собственно, Моцарт стал масоном? Наверное, в некоторой степени он разделял основные идеи масонского движения, но ещё и для него, наверняка, было очень важным, что здесь он мог на равных общаться с самым высшим слоем австрийской знати, общаться именно как равный. Для него это было чрезвычайно важно. А на масонских собраниях он отвечал за музыкальную программу и здесь приведён титул масонской кантаты вольных каменщиков, «Радость каменщика», которую Моцарт написал специально для масонского собрания, и в 1785 году эта кантата была исполнена».

Был ли Моцарт вундеркиндом? Кто его отравил? Правда ли, что он умер в нищете?
Прежде чем писать эмоциональный комментарий — пожалуйста, посмотрите выступление (или прочитайте стенограмму).

Читайте также:  Неразвитый эмоциональный интеллект причины

Научно-просветительский форум «Ученые против мифов-14». Часть-12.
Ирина Сусидко — д.иск., профессор, зав. каф аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных, в.н.с. ГИ Искусствознания, автор более 100 научных статей и монографий.
Павел Луцкер — д.иск., ведущий научный сотрудник ГИ Искусствознания, доцент каф. аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных, автор более 80 научных статей и монографий.
Доклад: «Масоны и Сальери против Моцарта: мифы и не совсем мифы о “солнечном гении”».
«Вредный» оппонент: Михаил Родин — главный редактор журнала Proshloe, автор и ведущий программы «Родина слонов».

===================================
Уже совсем скоро — «Ученые против мифов-15» (19-20 июня). Программа и билеты ► https://uch.pm
===================================

Видеозапись доклада: https://youtu.be/yzL8om3HgTo
Стенограмма доклада: https://vk.com/@antropogenez_ru-mocart
Аудио-версия: https://vk.com/podcast-110924669_456239229

Ведущий: Александр Соколов, редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
Музыка: Дмитрий Денисов, Константин Устинович
Дизайн: Ирина Фролова, Ira Galenkova
Стенограмма доклада: SciTeam
Диктор: Евгений Прохоров
Видео-заставки: Виталий Краусс, Тимур Низов
Анимация: Тимур Низов
Скетч: Юлия Родина
Видеорежиссер: Виталий Краусс
Звукорежиссер: Ксения Аблез
Оператор-постановщик: Пётр Стерликов
Продюсер: Георгий Соколов
Координатор: Мариша Эрина

===================================
Наши футболки и сувениры ► https://gen.ru/collection/uchyonie-protiv-mifov
#ученые_против_мифов #упм14 #музыка #моцарт #сальери

Источник

Моцарт кантата радость каменщиков

«Моцарт входил в одну из венских масонских лож, её название «Ко вновь коронованной надежде», и стал он её членом в 1784 году. [. ] Почему, собственно, Моцарт стал масоном? Наверное, в некоторой степени он разделял основные идеи масонского движения, но ещё и для него, наверняка, было очень важным, что здесь он мог на равных общаться с самым высшим слоем австрийской знати, общаться именно как равный. Для него это было чрезвычайно важно. А на масонских собраниях он отвечал за музыкальную программу и здесь приведён титул масонской кантаты вольных каменщиков, «Радость каменщика», которую Моцарт написал специально для масонского собрания, и в 1785 году эта кантата была исполнена».

Был ли Моцарт вундеркиндом? Кто его отравил? Правда ли, что он умер в нищете?
Прежде чем писать эмоциональный комментарий — пожалуйста, посмотрите выступление (или прочитайте стенограмму).

Научно-просветительский форум «Ученые против мифов-14». Часть-12.
Ирина Сусидко — д.иск., профессор, зав. каф аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных, в.н.с. ГИ Искусствознания, автор более 100 научных статей и монографий.
Павел Луцкер — д.иск., ведущий научный сотрудник ГИ Искусствознания, доцент каф. аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных, автор более 80 научных статей и монографий.
Доклад: «Масоны и Сальери против Моцарта: мифы и не совсем мифы о “солнечном гении”».
«Вредный» оппонент: Михаил Родин — главный редактор журнала Proshloe, автор и ведущий программы «Родина слонов».

===================================
Уже совсем скоро — «Ученые против мифов-15» (19-20 июня). Программа и билеты ► https://uch.pm
===================================

Видеозапись доклада: https://youtu.be/yzL8om3HgTo
Стенограмма доклада: https://vk.com/@antropogenez_ru-mocart
Аудио-версия: https://vk.com/podcast-110924669_456239229

Ведущий: Александр Соколов, редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
Музыка: Дмитрий Денисов, Константин Устинович
Дизайн: Ирина Фролова, Ira Galenkova
Стенограмма доклада: SciTeam
Диктор: Евгений Прохоров
Видео-заставки: Виталий Краусс, Тимур Низов
Анимация: Тимур Низов
Скетч: Юлия Родина
Видеорежиссер: Виталий Краусс
Звукорежиссер: Ксения Аблез
Оператор-постановщик: Пётр Стерликов
Продюсер: Георгий Соколов
Координатор: Мариша Эрина

===================================
Наши футболки и сувениры ► https://gen.ru/collection/uchyonie-protiv-mifov
#ученые_против_мифов #упм14 #музыка #моцарт #сальери

Источник

Оцените статью