В символике оперы явно прослеживается декларация основных масонских принципов. Триединства, характерные для масонской философии, пронизывают действие во всех направлениях: три феи, три мальчика, три гения и т. д. [94] [95] Действие открывается тем, что три феи убивают змея — олицетворение зла. И в первом и во втором актах оперы есть явные переклички с масонскими символами обозначающими: жизнь и смерть, мысль и действие. В развитие оперного сюжета вплетены массовые сцены, буквально демонстрирующие масонские ритуалы [95] .
Центральным образом оперы является жрец Зарастро, в чьих философских декларациях присутствуют важнейшие масонские триады: Сила, Знание, Мудрость, Любовь, Радость, Природа. Как пишет Т. Н. Ливанова,
«…победа мудрого Зарастро над миром Царицы ночи имеет морально-поучительное, аллегорическое значение. Моцарт даже приблизил эпизоды, связанные с его образом, к музыкальному стилю своих масонских песен и хоров. Но видеть во всей фантастике „Волшебной флейты“ прежде всего масонскую проповедь — значит не понимать многообразия моцартовского искусства, его непосредственной искренности, его остроумия, чуждого всякой дидактике» [92] .
В музыкальном плане, как отмечает Т. Н. Ливанова, «в дуэте и хорах жрецов из первого акта заметно большое сходство с простым и довольно строгим гимнически-бытовым характером масонских песен Моцарта, их типичным диатонизмом, аккордовым многоголосием» [92] .
Основной тональностью оркестровой увертюры является тональность ми бемоль мажор, имеющая в ключе три бемоля и характеризующая добродетель, благородство и покой. Эта тональность использовалась Моцартом нередко и в масонских композициях, и в поздних симфониях, и в камерной музыке. Кроме того, в увертюре настойчиво повторяются три аккорда, что снова напоминает о масонской символике.
Существуют также иные точки зрения на взаимоотношения Моцарта и масонства. В 1861 году была опубликована книга немецкого поэта Г. Ф. Даумера, сторонника теории масонского заговора, который полагал, что изображение масонов в «Волшебной флейте» является карикатурой [96] .
Источник
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Поначалу произведения Моцарта, написанные для масонских церемоний, казались мне примитивными и для него слабоватыми. Со временем, вслушиваясь в некоторые из них, я стал обнаруживать и в них его гениальность, да и не всё в них оказывалось так уж просто.
Некоторые из них обладают поразительной энергетикой, и на одно я буквально подсел (наверно, сработало одно из звеньев ихнего коварного заговора). Это была кантата «Радость каменщиков», т.е. масонов, ( Die Maurerfreude – К 471). Она остается у меня одним из тех произведений, которые порой я включаю для того, чтобы развеять уныние или просто лень.
Исполнители: Кристоф Прегардьен (тенор), хор «Viennensis», ансамбль «Wiener Akademie», дирижер — Мартин Хазельбёк.
Сам я не масон (хотя какой настоящий масон признается в том, что он масон?). Вообще-то католикам запрещается быть масонами. В 1738 г . Папа Климент XII обнародовал конституцию In e minenti, ставшую первым церковным документом, объясняющим несовместимость масонства с католической верой и членства в масонских ложах с пребыванием в лоне Церкви. Натуралистический характер масонства подрывает, согласно этому документу, христианскую веру, сея индифферентизм и презрение к ортодоксии и к авторитету Церкви. Помимо прочего, подчеркивалась опасность для Церкви и государства каких бы то ни было тайных организаций. В силу этих и других причин католикам категорически – под страхом недопущения до Причастия – запрещено было членство в масонских ложах. Эти положения впоследствии уточнялись и углублялись другими документами Св. Престола (последние датируются 1983 и 1985 гг.), сохраняя в силе общее отношение и санкции.
Однако далеко не всеми католиками официальная позиция Церкви принималась во внимание и исполнялась. При этом многие из них оставались вполне сознательными и благочестивыми католиками, считая для себя вполне возможным совмещать масонство и католичество, тем более что масонство позиционировало себя как выражение христианских идеалов. Что касается Австрии времен Моцарта, то там в правление Иосифа II пренебрежение директивами из Рима носило даже нарочитый характер, а система государственно-церковных реформ, опирающихся на идеи Просвещения, с тенденцией к подчинению Церкви контролю государства, получила название «иосифизм». Нельзя с уверенностью утверждать, был ли масоном сам Иосиф II , но он бесспорно благоволил к масонству, создавая для него благоприятные условия.
Кантата Моцарта «Радость каменщиков» как раз особым образом отмечает это покровительство Иосифа. Моцарт, уже вступивший 14 декабря 1784 г . в венскую ложу Wohltätigkeit (Доброделание), а 10 днями позже перешедший по требованию своей же ложи в другую – Wahre Eintracht (Истинное Согласие), написал ее на текст Франца Петрана в апреле 1785 г . Магистром Истинного Согласия был писатель и ученый Франц фон Игнац. Кантата была написана для чествования фон Игнаца, состоявшегося 24 апреля в ложе Gekrönte Hoffnung (Увенчанная надежда), в связи с очередным награждением, коего он удостоился от императора. Кантата прославляет этого магистра, которого, как в ней поется, природа наделила мудростью, который является «заглядением и радостью каменщиков» и который теперь приемлет венец из рук Иосифа – и это триумф и торжество каменщиков.
Источник
«Моцарт входил в одну из венских масонских лож, её название «Ко вновь коронованной надежде», и стал он её членом в 1784 году. [. ] Почему, собственно, Моцарт стал масоном? Наверное, в некоторой степени он разделял основные идеи масонского движения, но ещё и для него, наверняка, было очень важным, что здесь он мог на равных общаться с самым высшим слоем австрийской знати, общаться именно как равный. Для него это было чрезвычайно важно. А на масонских собраниях он отвечал за музыкальную программу и здесь приведён титул масонской кантаты вольных каменщиков, «Радость каменщика», которую Моцарт написал специально для масонского собрания, и в 1785 году эта кантата была исполнена».
Был ли Моцарт вундеркиндом? Кто его отравил? Правда ли, что он умер в нищете?
Прежде чем писать эмоциональный комментарий — пожалуйста, посмотрите выступление (или прочитайте стенограмму).
Научно-просветительский форум «Ученые против мифов-14». Часть-12.
Ирина Сусидко — д.иск., профессор, зав. каф аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных, в.н.с. ГИ Искусствознания, автор более 100 научных статей и монографий.
Павел Луцкер — д.иск., ведущий научный сотрудник ГИ Искусствознания, доцент каф. аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных, автор более 80 научных статей и монографий.
Доклад: «Масоны и Сальери против Моцарта: мифы и не совсем мифы о “солнечном гении”».
«Вредный» оппонент: Михаил Родин — главный редактор журнала Proshloe, автор и ведущий программы «Родина слонов».
===================================
Уже совсем скоро — «Ученые против мифов-15» (19-20 июня). Программа и билеты ► https://uch.pm
===================================
Видеозапись доклада: https://youtu.be/yzL8om3HgTo
Стенограмма доклада: https://vk.com/@antropogenez_ru-mocart
Аудио-версия: https://vk.com/podcast-110924669_456239229
Ведущий: Александр Соколов, редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
Музыка: Дмитрий Денисов, Константин Устинович
Дизайн: Ирина Фролова, Ira Galenkova
Стенограмма доклада: SciTeam
Диктор: Евгений Прохоров
Видео-заставки: Виталий Краусс, Тимур Низов
Анимация: Тимур Низов
Скетч: Юлия Родина
Видеорежиссер: Виталий Краусс
Звукорежиссер: Ксения Аблез
Оператор-постановщик: Пётр Стерликов
Продюсер: Георгий Соколов
Координатор: Мариша Эрина
===================================
Наши футболки и сувениры ► https://gen.ru/collection/uchyonie-protiv-mifov
#ученые_против_мифов #упм14 #музыка #моцарт #сальери
Источник
«Моцарт входил в одну из венских масонских лож, её название «Ко вновь коронованной надежде», и стал он её членом в 1784 году. [. ] Почему, собственно, Моцарт стал масоном? Наверное, в некоторой степени он разделял основные идеи масонского движения, но ещё и для него, наверняка, было очень важным, что здесь он мог на равных общаться с самым высшим слоем австрийской знати, общаться именно как равный. Для него это было чрезвычайно важно. А на масонских собраниях он отвечал за музыкальную программу и здесь приведён титул масонской кантаты вольных каменщиков, «Радость каменщика», которую Моцарт написал специально для масонского собрания, и в 1785 году эта кантата была исполнена».
Был ли Моцарт вундеркиндом? Кто его отравил? Правда ли, что он умер в нищете?
Прежде чем писать эмоциональный комментарий — пожалуйста, посмотрите выступление (или прочитайте стенограмму).
Научно-просветительский форум «Ученые против мифов-14». Часть-12.
Ирина Сусидко — д.иск., профессор, зав. каф аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных, в.н.с. ГИ Искусствознания, автор более 100 научных статей и монографий.
Павел Луцкер — д.иск., ведущий научный сотрудник ГИ Искусствознания, доцент каф. аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных, автор более 80 научных статей и монографий.
Доклад: «Масоны и Сальери против Моцарта: мифы и не совсем мифы о “солнечном гении”».
«Вредный» оппонент: Михаил Родин — главный редактор журнала Proshloe, автор и ведущий программы «Родина слонов».
===================================
Уже совсем скоро — «Ученые против мифов-15» (19-20 июня). Программа и билеты ► https://uch.pm
===================================
Видеозапись доклада: https://youtu.be/yzL8om3HgTo
Стенограмма доклада: https://vk.com/@antropogenez_ru-mocart
Аудио-версия: https://vk.com/podcast-110924669_456239229
Ведущий: Александр Соколов, редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
Музыка: Дмитрий Денисов, Константин Устинович
Дизайн: Ирина Фролова, Ira Galenkova
Стенограмма доклада: SciTeam
Диктор: Евгений Прохоров
Видео-заставки: Виталий Краусс, Тимур Низов
Анимация: Тимур Низов
Скетч: Юлия Родина
Видеорежиссер: Виталий Краусс
Звукорежиссер: Ксения Аблез
Оператор-постановщик: Пётр Стерликов
Продюсер: Георгий Соколов
Координатор: Мариша Эрина
===================================
Наши футболки и сувениры ► https://gen.ru/collection/uchyonie-protiv-mifov
#ученые_против_мифов #упм14 #музыка #моцарт #сальери
Источник