Мотивирующая функция эмоций это

Мотивирующая функция эмоций это

Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть — все это различные формы субъективного отношения человека к действительности: эмоции и чувства.

Слово «эмоция» происходит от латинского слова «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать.

Определение. Эмоции и чувства — это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

По своему существу эмоции и чувства — это тождественные психические процессы, они образуют единую подструктуру личности — ее эмоциональную сферу. Но вместе с тем эмоции и чувства отличаются друг от друга по ряду параметров.

Отличительные особенности эмоций

С точки зрения эволюции, эмоции — это более древняя форма отношения человека к окружающему миру, поэтому они присущи и животному, и человеку. Чувства же присущи только человеку.

Эмоции в большей мере связаны с удовлетворением естественных потребностей. Чувства же возникают при удовлетворении высших социальных, в том числе, духовных потребностей.

Эмоции носят ситуативный характер . Они отражают отношение субъекта к объекту в данный момент. Чувства, в отличие от эмоций, обладают относительной устойчивостью и постоянством. Они отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей.

Эмоция — это всегда непосредственное переживание . Чувства же всегда опосредуются сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.

Эмоции часто неосознаваемы, поэтому их очень сложно соотнести с определенным объектом . Одна и та же эмоция может быть связана с разными объектами. Чувства же всегда предметны. Они выражают устойчивое отношение к реальным или воображаемым объектам. Не может быть чувств вообще, их вызывают конкретные факты, события, люди и обстоятельства, к которым человек положительно или отрицательно мотивирован.

Чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы личности, определяют динамику и содержание эмоций.

Эмоциональные реакции связаны с нервными и гуморальными процессами, они также проявляются во внешних движениях, получивших название « экспрессивные движения». Выразительные движения являются важным компонентом эмоций, внешней формой их существования. Выражения эмоций — это универсальные, сходные для всех людей, наборы экспрессивных знаков, отражающие те или иные эмоциональные состояния.

К выразительным формам эмоций относятся следующие:

жесты (движения рук),

мимика (движения мышц лица),

пантомимика (движения всего тела),

эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),

вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

В современной психологии выделяют несколько основных функций эмоций: сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую.

Сигнальная (информационная) функция эмоций. Возникновение эмоций и чувств информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта.

Оценочная функция эмоций. Эмоция выступает обобщенной оценкой ситуации, в которой находится субъект. Эмоции и чувства помогают ему ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Читайте также:  Тренинг эмоциональное выгорание социальных работников

Приспособительная функция эмоций. Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.

Регуляторная функция эмоций возникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций.

Коммуникативная функция эмоций свидетельствует о том, что без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Выражая эмоции через чувства, человек проявляет свое отношение к действительности и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса). Демонстрируя свои переживания, один человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства.

Стабилизирующая (защитная) функция эмоций . Эмоции являются регулятором поведения, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта.

Мотивирующая функция эмоций . Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере воздействий внешней среды, побуждают нас к определенным действиям.

Источник

Мотивирующая функция эмоций

Существует ряд общих предпосылок, из которых развиваются дальнейшие представления о происхождении, структуре, сущности и значении эмоций. Одной из таких существенных предпосылок стало представление о том, что эмоции служат организующим и мотивирующим фактором поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром.

На заре развития органической жизни на Земле, простейшие организмы уже обладали способностью приближаться к необходимым для их жизнедеятельности теплу, свету, пище, что соответствует термину «получение удовольствия». Или избегать опасного для жизни и физической целостности контакта с темнотой, холодом, ядовитыми веществами — «избегание неудовольствия». Описанное является простейшей мотивационной системой, основанной на электрохимических процессах и обеспечивающей сохранение целостности индивида и его развитие. Теория прямой мотивации с механизмом по типу «приближение – избегание» или «получение удовольствия – избегание неудовольствия» позволяет объяснить происхождение мотивации и то, каким образом удовлетворяются биологические потребности, но не объясняет особенностей поведения человека. Как, например, понять то, что уже абсолютно сытый человек соблазняется и съедает еще кусок пирога или продолжает пить, хотя он давно утолил жажду? (Годфруа Ж. 1996). В процессе эволюционного развития появились разумные формы поведения человека и мотивы деятельности, возникающие в результате воспитания и обучения.

Одной из наиболее популярных теорий мотивации поведения человека в настоящее время является теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу (Maslow, 1971). А.Маслоу считал, что люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей. Потребности варьируют от самых примитивных до самых утонченных, связанных с механизмом эмоций, и, кроме того, проявляется особое сочетание этих потребностей.

При этом порядок появления потребностей связан с процессом индивидуального развития человека и его состоянием на данный момент. Высшие потребности (любовь, альтруизм, удовлетворение от работы, потребность в уважении) не могут появляться, если более примитивные в настоящий момент не удовлетворены (голод, жажда, чувство безопасности).

Согласно концепции А.Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются семь классов потребностей (см. рис. 5). Суть каждой потребности (желания) состоит в выполнении тех действий, в результате которых потребность удовлетворяется. Очевидно, что смысл любой потребности описывается через указание тех действий, которые требуются для удовлетворения данной потребности. Например, действие приема пищи производят для удовлетворения голода (первый уровень потребностей), питья – для удовлетворения жажды (первый уровень потребностей), в гости ходят для удовлетворения потребности в общении (третий уровень потребностей), действия, подчиняющие других, способствуют удовлетворению потребности во власти (четвертый уровень потребностей) и т.д. Эту книгу вы читаете, скорее всего, для того, чтобы удовлетворить потребности пятую и седьмую.

Читайте также:  То была первая не замутненная никакими опасениями радость открытия запятые

7. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

реализация своих целей, способностей,

развитие собственной личности

6. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

гармония, симметрия, порядок, красота

5. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

знать, уметь, понимать, исследовать

4. ПОТРЕБНОСТЬ УВАЖЕНИЯ (ПОЧИТАНИЯ)

компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет

3. ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ

принадлежность к общности, находиться рядом с людьми,

быть признанным и принятым ими

2. ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ

чувствовать себя защищенным, избавиться

от страха и неудач, от агрессивности

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПОТРЕБНОСТИ

голод, жажда, половое влечение и др.

Рис. 5. Схема потребностей человека согласно концепции Абрахама Маслоу.

Чем выше уровень развития человека и его потребностей, тем сложнее становятся мотивы и эмоции, тем теснее их взаимовлияние. Наши потребности побуждают нас к действию, наши эмоции лежат в основе наших поступков.

Источник

Мотивирующая функция эмоций

Существует ряд общих предпосылок, из которых развиваются дальнейшие представления о происхождении, структуре, сущности и значении эмоций. Одной из таких существенных предпосылок стало представление о том, что эмоции служат организующим и мотивирующим фактором поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром.

На заре развития органической жизни на Земле, простейшие организмы уже обладали способностью приближаться к необходимым для их жизнедеятельности теплу, свету, пище, что соответствует термину «получение удовольствия». Или избегать опасного для жизни и физической целостности контакта с темнотой, холодом, ядовитыми веществами — «избегание неудовольствия». Описанное является простейшей мотивационной системой, основанной на электрохимических процессах и обеспечивающей сохранение целостности индивида и его развитие. Теория прямой мотивации с механизмом по типу «приближение – избегание» или «получение удовольствия – избегание неудовольствия» позволяет объяснить происхождение мотивации и то, каким образом удовлетворяются биологические потребности, но не объясняет особенностей поведения человека. Как, например, понять то, что уже абсолютно сытый человек соблазняется и съедает еще кусок пирога или продолжает пить, хотя он давно утолил жажду? (Годфруа Ж. 1996). В процессе эволюционного развития появились разумные формы поведения человека и мотивы деятельности, возникающие в результате воспитания и обучения.

Одной из наиболее популярных теорий мотивации поведения человека в настоящее время является теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу (Maslow, 1971). А.Маслоу считал, что люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей. Потребности варьируют от самых примитивных до самых утонченных, связанных с механизмом эмоций, и, кроме того, проявляется особое сочетание этих потребностей.

При этом порядок появления потребностей связан с процессом индивидуального развития человека и его состоянием на данный момент. Высшие потребности (любовь, альтруизм, удовлетворение от работы, потребность в уважении) не могут появляться, если более примитивные в настоящий момент не удовлетворены (голод, жажда, чувство безопасности).

Читайте также:  Ощущать или чувствовать боль

Согласно концепции А.Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются семь классов потребностей (см. рис. 5). Суть каждой потребности (желания) состоит в выполнении тех действий, в результате которых потребность удовлетворяется. Очевидно, что смысл любой потребности описывается через указание тех действий, которые требуются для удовлетворения данной потребности. Например, действие приема пищи производят для удовлетворения голода (первый уровень потребностей), питья – для удовлетворения жажды (первый уровень потребностей), в гости ходят для удовлетворения потребности в общении (третий уровень потребностей), действия, подчиняющие других, способствуют удовлетворению потребности во власти (четвертый уровень потребностей) и т.д. Эту книгу вы читаете, скорее всего, для того, чтобы удовлетворить потребности пятую и седьмую.

7. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

реализация своих целей, способностей,

развитие собственной личности

6. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

гармония, симметрия, порядок, красота

5. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

знать, уметь, понимать, исследовать

4. ПОТРЕБНОСТЬ УВАЖЕНИЯ (ПОЧИТАНИЯ)

компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет

3. ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ

принадлежность к общности, находиться рядом с людьми,

быть признанным и принятым ими

2. ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ

чувствовать себя защищенным, избавиться

от страха и неудач, от агрессивности

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПОТРЕБНОСТИ

голод, жажда, половое влечение и др.

Рис. 5. Схема потребностей человека согласно концепции Абрахама Маслоу.

Чем выше уровень развития человека и его потребностей, тем сложнее становятся мотивы и эмоции, тем теснее их взаимовлияние. Наши потребности побуждают нас к действию, наши эмоции лежат в основе наших поступков.

Источник

Мотивационная функция эмоций: теоретический подход к изучению 243

Пырьев Е.А.
кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: evgpyrev@yandex.ru

Аннотация

В статье раскрывается проблематика эмоциональной мотивации человека. Дается определение данному явлению. Теоретический аспект эмоциональной мотивации представлен анализом отечественной и зарубежной литературы, посвященной эмоциям и мотивации. Также теоретическая часть исследования посвящена природе эмоций и содержанию их мотивационного потенциала. Истоки данного явления видятся в предметности эмоций, проявляющихся в связях человека с различными сторонами его жизнедеятельности. Эмоция в качестве неосознаваемого мотива побуждает непреднамеренные действия в сторону предмета связи. Существует эмоция на нескольких уровнях функционирования человека: нейронном, физиологическом, психологическом и поведенческом. Первые два уровня обеспечивают появление эмоции, которая затем реализуется в двигательных реакциях и развернутом поведении в адрес предмета связи. Реализация двигательной программы со временем приводит к осознанию эмоций и снижению их мотивационного потенциала.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования доцента РГПУ им. А.И. Герцена П.Н. Виноградова.

Важность исследования мотивационной функции эмоций отмечал известных российский психолог В.К. Вилюнас. Он посвятил много работ феноменологическому содержанию эмоций и месту их в психике человека, однако вынужден был констатировать, что «. многообязывающие признания мировой исследовательской мысли в последующем не реализовались в фактических разработках проблем мотивации».

Источник

Оцените статью