Мотиватором человеческой деятельности является чувство

Мотивы человеческой деятельности

Первым содержательным подходом мотивации людей к деятельности быт английский ученый Тейлок, который предложил классический вариант мотивации суть которого сводилась к тому что основным элементов определяющих мотивы являются желания удовлетворять возрастающие потребности.

Несколько позже другим вариантом содержательного подхода к мотивации стала концепция иерархии потребностей американского социолога Маслоу, которую он сформулировал в 1940 году. В соответствии с этой концепцией люди постоянно испытывают различные потребности которые можно объединить в группы находящиеся в иерархическом отношении друг к другу.

Неудовлетворенные потребности побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенности перестает мотивировать и их место занимают и другие неудовлетворенные потребности, при этом потребности находящиеся ближе к основанию пирамиды требуют первостепенного удовлетворения и лишь после того как оно будет достигнуто начинают действовать потребности данного уровня. Маслоу отнес физиологические потребности(пища жилье отдых) Удовлетворение это элементарное выживание. Ко второму уровню он отнес экзестенциальные потребности то ест потребности в безопасности и уверенности в будущем, постоянстве условий жизнедеятельности, комфорт

Без удовлетворения 1 и 2 уровня не может жить человек.

На 3 уровне Маслоу выделил социальные удовлетворении. Поддержка окружающих, в социальных связях, общении и участии в совместной деятельность. Потребности в самоутверждении достижение успеха

Для удовлетворения потребностей человек должен иметь свободу творчества, средств, метода решения.

В сегодняшних науках существует множество концепций мотивации и условно они сводятся к трём основным направления:

1. Теория биологических побуждений (нарушение в балансе организма автоматически приводят к возникновению импульсов, которые толкают человека к их удовлетворению)

2. Оптимальная активация (организация стремительного поддержания уровня активности)

3. Негативная теория (рассматривает мотивацию, как выбор определенных форм поведения)

Сравнительно новой концепцией в рамках содержательного подхода и мотивации считается концепция Альдерфа. Он также выделял потребности существования, аналогичные I и II ступени пирамиды Маслоу. Поддержка контакта, поддержка безопасности(3, 2, 4 ступень пирамиды Маслоу)

Потребность роста выражается в стремлении человека к признанию и самоутверждению (4 и 5 ступень Маслоу)

Еще одной концепцией является двух-фактная модель Геруберга (2ая половина 50-х).

На практике мотивирует не только удовлетворение, но и неудовлетворение тех или иных потребностей. Нарастание одной и удовлетворение другой является самостоятельной процедурой, поэтому факторы влияющие на один из них совершенно необязательно должны воздействовать на другие разнообразные потребности человека обусловленных разнообразных мотивов и поведения деятельности. Однако одни мотивы часто актуализируются и влияют на поведение человека, в то время как другие действия в определенных обстоятельствах.

Выделяют несколько видов мотивов человеческой деятельности:

1. Мотив самоутверждения(стремление утвердить себя в социуме(чувство собственного достоинства, чистолюбие, самолюбие). Человек пытается доказать, что он чего-то стоит, стремится получить статус в обществе и хочет, чтобы его ценили и уважали. Стремление к стремление к самоутверждению

2. Мотив идентификации с другим человеком (стремление быть похожим на кумира, авторитета, ). Этот мотив побуждает человека работать больше и развиваться. Идентификация с другим человеком приводит к повышенным энергическим потенциалам человека за счет взаимодействия энергии. Как следствие, у человека появляются дополнительные силы и вдохновение, делание работать так, как кумир.

3. Мотив к власти. Стремление человека влиять на других людей.

4. Процессуально содержательные мотивы. Побуждение к активным процессам.

Человеку нравится выполнять действия и проявлять свою интелектуальность и физическую активность. Его интерес прежде всего то, что он занимается. При этом действие других мотивов может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственное отношение к содержанию и процесса деятельности, поэтому эти мотивы называются внешними или экспрессивными . следовательно экспрессивные мотивы это такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае деятельности экстремальных мотивов в деятельности человека побуждается не содержание и не процессом деятельности, а факторами не связанными с деятельностью. Выделяются следующие экстренные мотивы:

Читайте также:  У иришки хорошее настроение

1. Мотив к долгу и ответственностью перед обществом, группой или отдельными людьми.

2. Самоопределение и самоусовершенствование

3. Стремление получить одобрение окружающих

4. Престижные мотивации

5. Избежание неприятностей и наказаний , т.е побуждения вызывающееся осознанием некоторых неприятностей и неудобств, которые могут возникать в случае деятельности

6. Саморазвитие-важный мотив, который побуждает человека много работать и развиваться.

7. Мотив достижения, стремление достичь высоких результатов в той или иной деятельности. Проявление в выборе сложных задач и стремлении их выполнить. Выделяют 4 фактора, которые влияют на мотив достижения:

7.1.1. Значение достичь успеха

7.1.2. Надежда на успех

7.1.3. Субъективно оценивать вероятность достижения успеха

7.1.4. Субъективные эталоны достижения успеха

8. Просоциальные или общественно-значимые мотивы. Связь с осознанием общественной значимости деятельности, чувством долга и ответственностью перед обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация человека с группой , т.е человек считает себя не только членом социальной группы и отождествляет себя с ней, но и живёт её проблемами, интересами и целями.

9. Мотив афилеации-стремление к установке или поддержке отношений с другими людьми. Стремление к контакту и общению с ними. Сущность асселиации состоит в самостоятельности общения.

10. Действительные и потенциальные мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным влиянием на человека

11. Иерархические мотивы. Не являются стабильными, поэтому могут меняться со временем и возрастом. Следовательно мотивационная сфера является достаточно динамичной и многое зависит от побуждающей силы каждого мотива, а общий уровень мотива зависит от 3х основных факторов:

11.1. От количества мотивов, которые побуждают к деятельности.

11.2. От актуализации ситуативных факторов.

11.3. От побуждаемой силы каждого из этих мотивов.

Наряду с потребностями важных мотивов деятельности являются социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенные социальные объекты, выражающие действия определенного образа относительно данного объекта и на деятельность человека оказывающего большое влияние на его влечения. Многие ученые считают, что влечение-начальный этап формирования мотивов, поведения человека. В частности немецкий социолог Вебер, говоря о деятельности человека разделял действия в зависимости от их мотива на 4 основных группы.

1. Целерациональное действие(характеризует рациональное постоянство и продуманность целью)

2. Ценостнорациональное действие(осознание определения своей направленности и последующее планирование ориентации на него)

3. Аффективная деятельность(Обуславливается эмоциональным состоянием человека)

4. Традиционная деятельность(основано на длительной привычке, поэтому действует автоматической реакцией на привычный раздражитель)

Источник

Мотивация деятельности: виды и значимость в жизни человека

Мотивация считается процессом, регулирующим поведение, тем, что побуждает человека к деятельности. Ведь за любым поступком или бездействием скрывается мотив, пусть даже и не всегда осознанный. Впервые о мотивации упомянул известный немецкий мыслитель А. Шопенгауэр. Мотивация относится к сложным психологическим феноменам, изучением которого занимались многие ученые и вокруг которого образовалось множество теорий. Чтобы научиться лучше управлять своим временем и прийти к пониманию того, как добиваться поставленных целей, необходимо разобраться, какие существуют виды мотивации и как их успешно применять.

Мотивация деятельности человека: основные составляющие

Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение. Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать». Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.

Читайте также:  Деструктивные способы снятия стресса

Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности. То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей. Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.

Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности. Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель. В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией. Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.

Виды мотивации и их особенности

Мотивацию человека можно разделить на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Также бывает внешняя и внутренняя мотивация, имеющая свои особенности. Положительная мотивация для любого человека должна подкрепляться приятными эмоциями, тогда как отрицательная мотивация направлена на избегание негативных переживаний. Устойчивая мотивация распространяется на базовые физиологические потребности человека и является постоянной, а неустойчивая мотивация зависит от потребностей конкретного человека (например, борьба с вредными привычками).

Дополнительно выделяют индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальный вид мотивации для каждого человека заключается в поддержании физиологического состояния организма, а групповая мотивация напрямую связана с построением социальных связей. Познавательная мотивация направлена на изучение нового и проявляется в виде игр, исследовательской деятельности.

Из всего, что побуждало человека к деятельности, также были выбраны наиболее распространенные мотивы. Чаще всего в своих поступках люди руководствуются мотивами власти, самоутверждения, идентификации, присоединения, саморазвития, а также внешними и общественно значимыми мотивами. Другие мотивы также могут быть составляющими основной мотивации для человека. Вас могут мотивировать самые разнообразные вещи и процессы, это зависит от вашего характера, образа жизни и среды профессиональной деятельности. Значение каждой из разновидностей мотивации подробно отображено в теориях мотивации, разработанных ведущими специалистами в сфере психологии.

Внешняя и внутренняя мотивация в жизни человека

Важную роль в повседневной жизни человека играет как внешняя, так и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация характеризуется поступлением стимула извне, то есть человек в первую очередь занимается какой-либо работой, чтобы получить вознаграждение, похвалу или признание в обществе. Ярким примером внешней мотивации работающего человека является заработная плата при условии, что сама по себе работа не вызывает у него интереса и не приносит особого удовольствия.

Согласно теориям человеческой мотивации, ее внутренний вид никак не связан с внешними обстоятельствами и человек выбирает определенную деятельность в первую очередь потому, что она приносит ему удовольствие. Например, рисует не для того чтобы выиграть конкурс, а чтобы получить позитивные эмоции. Эти два вида мотивации в жизни обычного человека тесно связаны между собой и нередко одна и та же деятельность подкреплена несколькими мотивами.

Разнообразие теорий мотивации человека

Теории мотивации изучаются в психологии для того, чтобы лучше понять, что побуждает человека к действию и как формируется его поведение. Над теориями мотивации трудились такие известные психологи, как Маслоу, Альдерфер, Герцберг, Адамс, Врум и многие другие. Детальный анализ потребностей человека позволил выделить два основных направления в сфере теорий мотивации:

Читайте также:  Чувство одиночества у женщин

Каждая из этих теорий мотивации привлекла к себе многих сторонников. Изучив основные теории можно лучше понять виды мотивации личности, проанализировать характер действий человека в разных жизненных ситуациях.

Теория мотивации: особенности содержательного направления

Упор в этом направлении мотивации для человека делается на анализе потребностей человека и методах их систематизации. Изучается влияние внутренних эмоционально-волевых импульсов на формирование особенностей поведения личности. Таких принципов теории мотивации придерживались Маслоу, Герцберг, МакКлелланд, Альдерфер.

  1. Теория Маслоу. Самым важным в этой теории мотивации для любого человека является то, что потребности формируются в группы, между которыми соблюдается строгая иерархия. Проиллюстрировать эту теорию человеческой мотивации можно при помощи пирамиды, в основании которой находятся базовые физиологические потребности, а вершина пирамиды – достижение самоактуализации.
  2. Теория ERG Альдерфера. Согласно этой теории мотивации человека все потребности можно отнести к одной из 3 групп (существование, связи и рост) Разницей между этой теорией мотивации человека от теории Маслоу состоит в том, что Маслоу признавал только однонаправленное движение от низших к высшим потребностям;
  3. Теория МакКлелланда. Если изучить эту теорию мотивации, то можно увидеть что на протяжении жизни человек может приобретать потребности достижения, соучастия и властвования и одна из них имеет сильное влияние на его характер и поведение;
  4. Теория Герцберга. В этой теории рассмотрено влияние материальных и нематериальных факторов на становления личности и ее деятельность. Эта теория мотивации человека широко используется руководителями фирм и предприятий для оптимизации работы сотрудников;

Мотивация человека: процессуальное направление

Следующие теории мотивации человека анализируют не только потребности, а еще и усилия, характер деятельности, направленные на достижение желаемой цели. К наиболее известным процессуальным теориям относятся:

  1. Теория ожиданий Врума. Уровень мотивации для конкретного человека зависит не только от наличия потребностей, но и от того, как сильно он готов стараться, чтобы эти потребности удовлетворить. Нужно быть твердо уверенным, что выбранный вами подход будет результативным и поможет достичь цели;
  2. Теория равенства Адамса. Суть этой теории мотивации для человека состоит в том, что он склонен сравнивать результат определенных действий с результатом других людей, которые попали в похожие жизненные обстоятельства. Поскольку эта теория человеческой мотивации является субъективной, то кроме справедливой оценки человек может недооценить или переоценить полученный другими результат;
  3. Модель Портера-Лоулера. Эта теория человеческой мотивации сочетает элементы работ Врума и Адамса;

Методы развития

Теории мотивации играют для человека не последнюю роль, ведь понимая, как формируется мотивация, можно использовать эту информацию для достижения своих целей. Успешный человек должен успешно пользоваться разными видами полезной мотивации и уметь при необходимости мотивировать других. Изучив теоретический материал можно выбрать для себя наиболее полезный подход и придерживаться его в повседневной жизни.

Однако не каждый знает, что значит мотивировать себя и окружающих. Разные методы мотивации применяются специалистами для работников и учащихся. Также существуют методы самомотивации, к которым можно отнести:

  • Чтение и повторение аффирмаций;
  • Самовнушение;
  • Изучение жизненного пути великих людей;
  • Визуализация;

Изучение теорий мотивации для человека помогает лучше разобраться в собственном поведении и поведении других людей, разработать план для повышения продуктивности. Как только вы определитесь, что значит мотивировать себя к действию, решение многих задач со временем перестанет быть для вас проблемой.

Достижение успеха в жизни обуславливается не только мотивацией, но и некоторыми другими навыками, например, нестандартными подходами к решению задач. Необходимые функции мозга позволяют развивать индивидуально составленные тренировки на ресурсе BrainApps, которые учитывает сильные и слабые стороны мозга.

Источник

Оцените статью