Морозюк с н аутопсихоанализ эмоций

Содержание
  1. Морозюк
  2. Образование
  3. Тема кандидатской диссертации
  4. Тема докторской диссертации
  5. Курсы текущего учебного года
  6. Публикации
  7. Повышение квалификации
  8. Государственные и ведомственные награды
  9. Достижения и поощрения
  10. Архив учебных курсов
  11. Профессиональная деятельность
  12. Исследовательские проекты и гранты
  13. Участие в конференциях
  14. Дополнительная информация
  15. Институт педагогики и психологии
  16. Психологическая служба МПГУ Кафедра психологии образования
  17. Профессиональные интересы
  18. Что такое психосоматика и как это лечить?
  19. «Все болезни от нервов» — это миф?
  20. Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?
  21. Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?
  22. Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?
  23. Ипохондрия — это тоже психосоматика?
  24. Как происходит диагностика психосоматических расстройств?
  25. Как лечить психосоматику?
  26. Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?
  27. Что такое психогигиена и чем она может помочь?

Морозюк

Образование

Тема кандидатской диссертации

Тема докторской диссертации

Курсы текущего учебного года

Психология
Психология стресса
Психология управления
Тренинг развития саногенного мышления

Публикации

Имеет более 100 публикаций, в том числе:

а) учебные пособия:

  1. Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В. Десять шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления. (Практикум). М.: Прометей, 2013 г. – 134 с.
  2. Морозюк С.Н. Психология характера: феноменология, теория и практика. (Учебное пособие). М.: Изд-во «Янус-К», 2013. – 211 с.
  3. Морозюк С.Н., Леванова Е.А., Коршунов А.В. Методические рекомендации по направлению деятельности «Личностное развитие. Популяризация здорового образа жизни».- М., 2016.
  4. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: Методические рекомендации / С. А. Володина, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко, С. Н. Морозюк и др. ; Под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. – Москва : МПГУ, 2017. – 140 с.
  5. Морозюк С.Н. Психология личности. Психология характера. Учебник для бакалавриата. М. 2018. Изд-во Юрайт. С.219.
  6. Инновационные технологии обеспечения педагогической практики по психологии. Часть I. Учебная практика: учебно-методическое пособие / С.Н. Морозюк, И.А. Горбенко. – Москва, 2019. – 78 с.
  1. Морозюк С. Н. Психологическое благополучие: теоретические подходы [Электронный ресурс]/ Е.С. Кузнецова // Психологическая газета: профессиональное интернет-издание. – 2017.
  2. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия матерей как фактор эмоционального благополучия детей дошкольного возраста / Е.С. Кузнецова // Международный научно-исследовательский журнал: Психологические науки. – 2018. – № 3. – С.12-15.
  3. Морозюк С. Н. Технология саногенной рефлексии в практике песочной терапии / Е.С. Кузнецова, С.Н. Морозюк // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. – № 8. – Vol. 43. – С.108-114.
  4. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия матери как механизм формирования эмоционального благополучия ребенка / Е.С. Кузнецова, С.Н. Морозюк // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. – № 9. – Vol. 44. – С.141-146.
  5. Морозюк С. Н., Кузнецова Е.С. Программа развития саногенной рефлексии значимого для ребенка взрослого как фактор его эмоционального благополучия / Е.С. Кузнецова, С. Н. Морозюк // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. – № 9. – Vol. 44. – С. 78-83.
  6. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия матери как фактор эмоционального благополучия ребенка-дошкольника / Е.С. Кузнецова, С. Н. Морозюк // Большой Конференц-Зал: дополнительное образование – векторы развития. – 2018. – Вып. № 2. – С. 173-178.
  7. Морозюк С. Н. Взаимосвязь психологического благополучия матери с ее рефлексией / Е.С. Кузнецова, С. Н. Морозюк // Практическая психология в России и за рубежом: Сборник научных трудов РУТ (МИИТ). – 2018. – Вып. 2. – С. 60-64.
  8. Морозюк С. Н. Взаимосвязь стилей семейного воспитания с рефлексией матери / Е.С. Кузнецова, С. Н. Морозюк // Практическая психология в России и за рубежом: Сборник научных трудов РУТ (МИИТ). – 2018. -Вып. 2. – С. 101- 104.
  9. Морозюк С. Н. Рефлексивные портреты матерей с различными стилями семейного отношения к ребенку / Е.С. Кузнецова, С. Н. Морозюк // Социальная психология семьи. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 28-29 марта 2019 г. – М.: ООО Издательство «Люкс». – 2018. – С. 166-172.
  10. Морозюк С. Н., Взаимосвязь стилей семейного отношения с рефлексией матери [Электронный ресурс]/ Е.С. Кузнецова // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технология: Материалы межвузовской конференции (с международным участием), г. Москва, 14-16 декабря 2018 г.- М.: МПГУ. – – С. 297-301.
  11. Морозюк С. Н. Рефлексивные портреты матерей со стилями родительского отношения матери к ребенку-дошкольнику [Электронный ресурс]/ Е.С. Кузнецова, С.Н. Морозюк // Материалы Международного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019». – М.: МАКС Пресс. – 2019.
  12. Морозюк С.Н. Алгоритм консультативной работы с матерями со стилем родительского отношения «Фобия утраты ребенка»/Е.С. Кузнецова, С.Н. Морозюк//материалы XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством», МГППУ, 20-22 ноября 2019 г.

в) статьи в журналах ВАК:

  1. Морозюк С.Н., Смолева Т.О. Детско-родительский тренинг как интегративный метод преодоления психологического неблагополучия ребенка. Преподаватель ХХI век. – М.: Изд-во Прометей, 2011. – № 2. – С. 185-199. (ВАК, № 1561).
  2. Морозюк С.Н., Смолева Т.О. Театрализованные ситуации в преодолении психологического неблагополучия ребенка. Педагогика искусства.- М.: 2011. – № 3. – С. 15-26. (ВАК, № 1496).
  3. Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости персонала организации. Вестник финансового университета. (Научная статья) – М.: Изд-во Финакадемия, 2012. – № 4. – С. 99-102. (ВАК, № 544).
  4. Морозюк С.Н., Гасанова Д.И. Рефлексивные технологии формирования познавательной активности на разных возрастных этапах. Сибирский педагогический журнал. № 5 – Новосибирск, 2014. С.146-150. (ВАК, № 1786).
  5. Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости персонала организации. (Научная статья). Вестник финансового университета. – М.: Изд-во Финакадемия, 2012. – № 4. – С. 99-102. (ВАК). № 544.
  6. Морозюк С.Н. Основные принципы теории и практики саногенного мышления. Международный конгресс Москва – 15.03. 2013. International journal of Developmental and Educational Psychology. INFAD. Revista de Psicologia. № 1 – Vol. 2-2013. – С.453-458.
  7. Морозюк С.Н., Гасанова Д.И. Экспериментальная модель развития познавательной активности посредством социальной рефлексивной технологии // Глобальный научный потенциал. – Санкт-Петербург, – №12 (69). Импакт-фактор РИНЦ – 0,510. – 0,7 п.л. (ВАК).
  8. Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В. Методика обучения саногенной рефлексии в организациях. Экономика и управление: проблемы, решения. М.: № 2 –(ВАК).
  9. Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В. Значение человеческого фактора в обеспечении экономической безопасности организаций. Экономика и управление: проблемы, решения. М.: № 3 – 2017. (ВАК)
  10. Морозюк С. Н. Связь рефлексии матери с эмоциональным благополучием дошкольника [Электронный ресурс]/ Е.С. Кузнецова, С.Н. Морозюк // Гуманизация образования.–2018. – Выпуск 5. – № 4. – С.138-144. (ВАК)
  11. Морозюк С. Н., Кузнецова Е.С. Взаимосвязь психологического благополучия матери с эмоциональным благополучием ребенка [Электронный ресурс]/ Е.С. Кузнецова, С.Н. Морозюк // Вестник университета Российской академии образования. – 2018. – № 4. – С. 14-19. (ВАК)
  12. Морозюк С. Н. Взаимосвязь рефлексии и защитной рефлексии матери, воспитывающей ребенка-дошкольника [Электронный ресурс]/ Е.С. Кузнецова, С. Н. Морозюк // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования: журнал по психологическим наукам. – 2019. – Том 8.- №2А. – С. 147-153. (ВАК)
Читайте также:  Как бежать от депрессии

г) статьи SCOPUS и WoS:

  1. Морозюк С.Н. Универсальная функциональная модель педагогической технологии обучения//ВОСТОК-ЗАПАД: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ КУЛЬТУР, Япония, Киото, Сангё, 2-5 октября 2019 г. (SCOPUS)
  2. Морозюк С.Н. Саногенное мышление как фактор психологического благополучия студентов в полиэтнической образовательной среде/ Е.С. Кузнецова, С.Н. Морозюк //ВОСТОК-ЗАПАД: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ КУЛЬТУР, Япония, Киото, Сангё, 2-5 октября 2019 г. (SCOPUS)
  3. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия матери как фактор эмоционального благополучия ребенка. XII Международный конгресс и XVII Национальный конгресс по клинической психологии, Сантандер, Испания, 13-16 ноябрь 2019 г. (WoS)
  1. Морозюк С.Н. Акцентуации характера и саногенная рефлек­сия. М.: – 243 с.
  2. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. М.: – 267 с.
  3. Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В. Человеческий фактор в управлении социально-экономическими системами. М.: – 184 с.
  4. Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В. Психологические аспекты управления персоналом. (В контексте обеспечения экономической безопасности). –183 с.
  5. Морозюк С.Н., Гасанова Д.И. Рефлексивные портреты педагогов с различными акцентуациями характера. – М.: – 249 с.
  6. Морозюк С.Н. и др. Психолого-педагогические проблемы современного социума. Коллективная монография/ Под ред. Е.А.Левановой и А.В.Мудрика. М.: МПГУ, 2018. – 298 с.

Повышение квалификации

Государственные и ведомственные награды

Достижения и поощрения

Благодарность ректора МПГУ за добросовестный труд, высокие профессиональные качества и безупречную работу на благо университета. г. Москва, 2017 г.

Номинант XX Национального конкурса «Золотая психея» в дополнительной номинации «Психология – людям!, или Просветительский психологический проект года». Санкт-Петербург, 2019 г.

Благодарственное письмо Администрации МБУ ДО ДТДМ «Истоки» за профессиональный вклад в организацию и проведение IX районного открытого конкурса по психологии «Юный психолог»., 2019 г.

Архив учебных курсов

Профессиональная деятельность

Общий трудовой стаж – 48 лет

Стаж педагогической работы – 38 лет

Исследовательские проекты и гранты

Грант от Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству «Россотрудничество» на проведение круглого стола к 120-летию со дня рождения Л.С.Выготского в Российском центре науки и культуры г. Ташкент, Узбекистан. (2016 г.).

Грант «Организационно-методическое обеспечение деятельности Всероссийской школы вожатых» (2017 г.)

Участие в конференциях

2016 г. – Круглый стол «Культурно-историческая теория и актуальные проблемы современного образования» в рамках Международного сетевого конгресса к 120-летию со дня рождения Л.С.Выготского, Узбекистан, г. Ташкент

2016 г. – Н аучно-практическая конференция: “Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания”, приуроченная к 120-летию Л.С.Выготского, МПГУ

2016 г. – I Конференция “Конструирование будущего в психологии и педагогике”, МПГУ

2017 г. – Научно-практический международный семинар из цикла: “Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество” на тему: “Образование в современном поликультурном мире: роль и миссия педагога”. МПГУ

2018 г. – V Международная научно-практическая конференция “Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи”, РУДН

2018 г. – Общенациональный родительский форум по проблемам семейного воспитания “Верен традициям, открыт инновациям”, МПГУ

2018 г. – II Международный Конгресс “Психическое здоровье человека XXI века”, г. Москва

2018 г. – Всероссийская юбилейная научно-практическая конференция с международным участием “Феноменология развития и бытия личности”, МПГУ

2018 г. – Международный научно-практический конгресс “Дети в душевной беде. Травмапедагогика”, Москва

2018 г. – Межвузовская конференция с международным участием “Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии”, МПГУ

2019 г. – XVI European Congress of Psychology, Moscow, Russia

2019 г. – Международный конгресс по психологии «ВОСТОК-ЗАПАД: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ КУЛЬТУР», Япония, Киото, г. Сангё.

2019 г. – Международный научный форум «ЛОМОНОСОВ-2019»

2019 г. – XII Международный конгресс и XVII Национальный конгресс по клинической психологии, г. Сантандер, Испания

2019 г. – Международная конференция «Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте», МПГУ

Дополнительная информация

Действительный член Европейской академии естественных наук.

Член президиума УМО МПГУ, сопредседатель Учебно-методической секции по дисциплинам профессионального цикла, член диссертационного совета Д 212.154.12 при МПГУ, заместитель председателя диссертационного совета Д 212.154.04 при МПГУ, член Ученого совета МПГУ, член Ученого совета факультета педагогики и психологии МПГУ

Специалист в области психологии личности, организационной психологии. Основоположник нового направления в психологии управления и экономике «Саногенный менеджмент».

Под научным руководством Морозюк С.Н. защищено 8 кандидатских диссертаций, в том числе 6 по научной специальности – 19.00.01.

Автор тренингов по развитию саногенного мышления и эмоциональной компетентности: «Саногенный стиль жизни», «Радуга чувств», «Изменение жизненного сценария», «Обида. Как с этим жить?», «Жизнь без террора вины», «Психология успеха», «Как сберечь любовь?»

Участник федеральной программы «Россотрудничества » по проведению круглых столов в странах СНГ, посвященных исследованиям и практической реализации культурно-исторической концепции Л.С. Выготского (2016 г.).

Автор и ведущий психологического кино-клуба “Пси-синема”

Институт педагогики и психологии

Психологическая служба МПГУ
Кафедра психологии образования

Профессор

Профессор

Доктор психологических наук

Профессиональные интересы

Саногенная рефлексия как фактор развития личности, саногенный менеджмент.

Источник

Что такое психосоматика и как это лечить?

Все болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.

— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…

Читайте также:  Проявление чувств по луне

Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.

В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…

«Все болезни от нервов» — это миф?

Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.

— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.

Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?

Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.

То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.

Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.

Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?

Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:

  1. Артериальная гипертензия — заболевание, в основе которого лежит генетическая предрасположенность, реализуемая десятком дополнительных факторов (курение, избыточный вес, злоупотребление солью, гиподинамия, повышение уровня сахара и холестерина и так далее). Стресс — лишь один из факторов риска, но далеко не основной.
  2. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — заболевание, причина которого прекрасно изучена ещё в конце XX века. Это микроорганизм по имени Helicobacter Pylori. Да, описаны острые «стрессовые» язвы, но это совсем другая история.
  3. Воспалительные заболевания кишечника (неспецифический язвенный колит и болезнь Крона) — группа воспалительных аутоиммунных заболеваний с генетической предрасположенностью.
  4. Нейродермит (атопический дерматит) — заболевание, имеющее генетическую предрасположенность. Стрессовый фактор лишь в некоторых случаях может быть причиной обострения.
  5. Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание с чёткой генетической предрасположенностью. Иногда стресс может способствовать обострению, а иногда и наоборот — стимуляция симпатической нервной системы приводит к расширению бронхов.
  6. Тиротоксикоз (гиперфункция щитовидной железы) — классическое аутоиммунное заболевание, в основе которого лежит выработка антител к тканям щитовидной железы. Здесь горе-психологи вообще путают причину и следствие. Тиротоксикоз очень сильно меняет характер человека — он становится плаксивым, вспыльчивым, нервным. После излечения тиротоксикоза психические проявления полностью уходят.
  7. Ревматоидный артрит — болезнь с неизвестной природой (обсуждается связь генетических и инфекционный факторов). Однако стресс тут точно ни при чём.

Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?

Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).

Ипохондрия — это тоже психосоматика?

Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.

Читайте также:  Что делать чтобы мужчина не чувствовал себя одиноким

Как происходит диагностика психосоматических расстройств?

Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.

— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.

Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.

Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.

Как лечить психосоматику?

Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.

В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.

Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.

Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».

А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.

Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?

Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.

Что такое психогигиена и чем она может помочь?

  • ограничивайте негативный информационный поток. Не позволяйте телевизору работать в фоновом режиме. Лучше включайте музыку или любимые фильмы в записи;
  • отделяйте рабочее от домашнего. Заведите два телефонных номера — для домашних и для служебных разговоров, отключайте рабочий мобильник дома, в выходные и в отпуске;
  • вспомните о самом тяжёлом событии в вашей жизни. Может, всё остальное не стоит того, чтобы сходить с ума?
  • лучший способ избавиться от накопившейся усталости и раздражения — физическая активность.

И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».

Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).

Источник

Оцените статью