НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА
Расстановка ударений: НРА`ВСТВЕННЫЕ ЧУ`ВСТВА
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА — переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым нормами нравственности. Н. ч. наряду с интеллектуальными и эстетич. относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным но структуре. Они возникли на самой высокой ступени развития человека как общественного существа. Имея в виду Н. ч., следует различать общественно значимые и личные переживания человека. Эти переживания могут не только не совпадать, но иногда и противоречить друг другу. И всё же то, что имеет общественную ценность, служит интересам коллектива, общества, вызывает у нравственного человека положительное чувство, доставляет личности моральное удовлетворение; человек может идти навстречу тяжёлым личным страданиям во имя долга. Говоря о своём пребывании в царской тюрьме, Ф. Э. Дзержинский писал, что муки заключения и одиночества тысячекратно окупаются тем моральным сознанием, что он исполняет свой долг (см. Дневник. Письма к родным, 1958, с. 73).
Н. ч. зависят от общественных условий, в к-рых живут люди. В обществе, состоящем из антагонистич. классов, Н. ч., как и мораль в целом, имеют классовый характер. В таком обществе объективно существуют условия, способствующие развитию индивидуализма и эгоизма, бессердечия, жестокости и др. безнравственных чувств. Классовую направленность имеют и такие Н. ч., как справедливость, честность, правдивость, уважение к человеку и т. п. «Старое общество, — указывает В. И. Ленин, — было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб. — словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет» (Соч., т. 31, с. 269).
Источником Н. ч. сов. людей являются социалистич. условия жизни, совместный труд и борьба за построение нового общества. Коренные перемены в жизни нашего общества, связанные с победой социализма, определили изменение духовного облика сов. людей, их нравственного мира, наполнили новым содержанием Н. ч. и вызвали появление новых Н. ч. Важнейшее место среди Н. ч. сов. людей занимают безграничная преданность делу коммунизма, глубокая любовь к социалистич. Родине, к странам социализма, пролетарский интернационализм, коллективизм, проявлением к-рого являются чувства товарищества, дружбы, гуманное отношение к другому человеку. К сфере Н. ч. относятся и те эмоциональные переживания, источником к-рых является коммунистич. отношение к труду. Важное место среди Н. ч. занимают наполненные социалистич. содержанием чувства долга, чести, ответственности за результаты своего труда, своей общественной деятельности, за своё поведение.
Формирование Н. ч. происходит в процессе борьбы с проявлениями бурж. идеологии и морали, с остатками частнособственнич. и буржуазно-националистич. психологии, предрассудков и суеверий, т. к. чувства, связанные с пережитками капитализма в сознании и поведении, занимают пока еще известное место в нравственном мире нек-рой части сов. людей. Так, наряду с такими новыми чувствами, как сов. патриотизм, трудовой энтузиазм и т. п., существуют и проявляются в скрытой или более явной форме нетерпимые в сов. обществе тщеславие, зависть, пренебрежение к труду, подхалимство и т. п. Поэтому формирование Н. ч. сов. людей и в первую очередь Н. ч. детей и молодёжи является одной из важнейших задач процесса нравственного воспитания.
Формирование Н. ч. у ребёнка зависит прежде всего от системы взаимоотношений, к-рые складываются у него с окружающими людьми. Поэтому исключительная роль в формировании Н. ч. принадлежит организованному коллективу и авторитету воспитателя. Важно, чтобы ребёнок с первых лет своей жизни имел в своей семье, в воспитательных и уч. учреждениях, среде товарищей положительный пример. Каким воспитатели хотят видеть ребёнка (подростка), такими они должны стремиться быть сами. Большую роль в возникновении и развитии положительных Н. ч. имеет согретое искренним чувством живое слово любимого и уважаемого воспитателя (родителя, педагога, старшего товарища), вызывающее отклик в душе ребёнка и создающее благоприятную почву для воспитания Н. ч. Художественная лит-pa и иск-во в его разнообразных формах оказывают существенное воздействие на формирование Н. ч. у детей. Чем содержательнее художественное восприятие, тем сильнее, глубже и действеннее чувства, к-рые возникают вместе с ним. В связи с этим следует подчеркнуть большую ценность биографич. материала (яркие, насыщенные чувством рассказы, беседы о революционерах, о выдающихся деятелях науки и культуры и т. п.).
Важно не только выявить то или иное положительное Н. ч., но и превратить его в устойчивое переживание, поддерживать и развивать его. Н. ч. тем глубже и продолжительнее, чем разнообразнее и сильнее будут идеи и образы, с к-рыми оно связано. Но особенно важно, чтобы вновь возникшее Н. ч. проявилось в поступке и закрепилось в нём. В этом случае человек не только познаёт своё новое переживание, но у него возникает и то внутреннее удовлетворение, наслаждение, к-рое вызывается чувством исполненного долга, чувством чистой совести. И если снова возникнет такая же обстановка, то есть все основания думать, что вспыхнет такое же чувство и будет совершён нравственный поступок.
Формирование положительных нравственных переживаний предполагает борьбу с отрицательными Н. ч. Воспитывая любовь к Родине и пролетарский интернационализм, трудолюбие и гуманизм, воспитатель одновременно преодолевает равнодушное отношение к врагам Родины и коммунистич. движения, формирует отвращение к лени, к тунеядству, ведёт борьбу с чёрствостью и бездушием, с пережитками собственнич. чувств. В воспитании Н. ч. решающее значение имеет жизнь и деятельность растущего человека в коллективе (в семье, дет. саду, школе, пионерской и комсомольской организациях, на производстве). Коллектив всем своим отношением к поступкам данного человека, силою общественного мнения оказывает воздействие на его чувства, и человек начинает относиться к своему поведению так, как к нему относится коллектив (см. Нравственное поведение). Поэтому воспитание Н. ч. должно осуществляться при помощи коллектива и через коллектив.
Лит.: Маркс и Энгельс о воспитании и образовании, М., 1957; Ленин о воспитании и образовании, М., 1963; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1961; Якобсон П. М., Психология чувств, М., 1956, гл. 6, §1, гл. 7; Рудик П. А., Психология, М., 1958, гл. 10; Психология. Под ред. А. А. Смирнова [и др.], М., 1962, гл. 12, § 5.
- Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.
Источник
Моральные (нравственные) чувства человека
Моральные (нравственные) чувства — высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и к своим общественным обязанностям.
Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом. Такие чувства возникают при наличии у человека не только представлений о долге, но и потребности соответствовать нравственным требованиям общества. Развитое чувство долга творит совесть — нравственную ответственность за свое поведение перед другими людьми, обществом.
К области моральных чувств относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе, к другим. Сюда относятся: сочувствие, чувство доверия и расположения к людям, чувство товарищества, дружбы. Особое чувство, складывающееся между людьми, — любовь. Это чувство, возникающее между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми и т. д.
К моральным чувствам относятся и чувства национальной гордости, интернациональные чувства, любовь к родине и к людям, представляющим другие культуры и традиции.
Среди моральных чувств выделяются морально-политические — это переживания, связанные с эмоциональным отношением человека к социальным учреждениям, к государству, строю и т. д. Такого рода переживания при совпадении нравственных ценностей объединяют людей и дают им «чувство локтя», солидарности — единое нравственное «мы».
Очень важно, чтобы человек умел отстаивать во взаимоотношениях с другими свое нравственное «я» и умел солидаризироваться, обретать чувство «мы» с теми, кто придерживается ценностных ориентаций, имеющих общественную значимость.
Источник
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .
Смотреть что такое «НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА» в других словарях:
ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ — – чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д. Ч. н. подготавливают, настраивают поведение и деятельность личности в соответствии с принятыми правилами и требованиями. Ч. н. включают единство рационального и эмоционального и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МОРАЛЬ — (от лат. moralis нравственный) нравственность, форма нормативно оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятие людей. Принадлежа одновременно индивидам (личностям) и об ву (общностям, соц. группам) как … Российская социологическая энциклопедия
Фихте Иоганн Готтлиб — (Старший, Fichte) великий немецкий философ (1762 1814). Миросозерцание его тесно связано с его личностью и деятельностью и с социальными условиями, при которых ему приходилось работать. Ф. родился в Рамменау (в Верхней Лузации). Его отец был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фихте Иоганн-Готтлиб — (Старший, Fichte) великий немецкий философ (1762 1814). Миросозерцание его тесно связано с его личностью и деятельностью и с социальными условиями, при которых ему приходилось работать. Ф. родился в Рамменау (в Верхней Лузации). Его отец был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МОРАЛЬ — (нравственность) (лат. Moralis нравственный, mores нравы) специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом… … Новейший философский словарь
МОРАЛЬ (нравственность) — (лат. мoralis нравственный, mores нравы) специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом… … Социология: Энциклопедия
Реё, Пауль — Пауль Реё Paul Rée … Википедия
СКЛОННОСТИ — (моральные) одна из сторон духовного облика личности (наряду с убеждениями, чувствами, привычками); психологическая способность человека совершать нравственные поступки без самопринуждения, по внутренней потребности, не только из чувства долга, а … Словарь по этике
ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия
Этика — I. Предмет этики и ее основные направления. II. Исторический очерк этических учений. III. Этика как философская дисциплина. I. Этика (от греч. ήθος нрав) или мораль (от лат. mos нрав) в узком смысле слова значит учение о нравственном. Так как все … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Источник
Моральные чувства
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .
Смотреть что такое «Моральные чувства» в других словарях:
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА — чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм,… … Профессиональное образование. Словарь
ЧУВСТВА — (моральные) эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе Ч. это устойчивые условно рефлекторные образования в сознании человека,… … Словарь по этике
чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от… … Большая психологическая энциклопедия
ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ — – чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д. Ч. н. подготавливают, настраивают поведение и деятельность личности в соответствии с принятыми правилами и требованиями. Ч. н. включают единство рационального и эмоционального и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ — разновидность аппробативных теорий; субъективно идеалистические этические концепции, в к рых происхождение морали и ее природа объясняются посредством особого рода чувств, присущих человеку. Школа Н. ч. существовала в Англии в XVII XVIII вв. (А.… … Словарь по этике
СУЖДЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ — СУЖДЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ суждения (высказывания), выражающие моральную оценку “X есть добро (зло)” или норму, предписание “Должно (запрещено) (осуществить) X”. В естественном языке суждения морали выражаются в разнообразных языковых конструкциях… … Философская энциклопедия
ЭМОТИВИЗМ — (англ. emotive волнующий, возбуждающий, от лат. emoveo волную, потрясаю) метаэтическая теория, согласно которой главная функция этических (оценочных и императивных) высказываний выражать эмоции говорящего и возбуждать соответствующие чувства и… … Философская энциклопедия
Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия
Эмоциональность — Эмоции (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме… … Википедия
НРАВСТВЕННОЙ САНКЦИИ ТЕОРИИ — или а п п р о б а т и в н а я э т и к а (от лат. approbatio – одобрение, санкция), – класс этич. теорий, для к рых характерен авторитарный способ обоснования нравственности. В истории этики в большинстве теорий моральные понятия обосновывались по … Философская энциклопедия
Источник