Рецензии на книгу « «Путешествие с Гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников » Наталья Монакова
«Опробовала» на сыне четырех с половиной лет. В принципе, все задания легко выполнимы и понятны, поотгадывали в конце книжки эмоции на мордашках. Кажется, эффективнее всего включать такие упражнения-игры в программу занятий в детском саду. К недостаткам я бы отнесла черно-белые картинки, на которых не всегда однозначно можно определить эмоцию. Например, эмоции «отвращение» и «вина» — сложно классифицировать по имеющимся рисункам.
В целом книжка не бесполезная, но могла бы быть поярче.А для педагогов-воспитателей — в самый раз.
Это сборник для групповых занятий-игр с детьми в основном полезный больше для преподавателей, но пригодится и родителям, которые могут поиграть вместе с детьми дома. Игр-занятий очень много, на различные темы, содержательных и увлекательных.
Подробное содержание:
Раздел 1. Мои эмоции.
1. Вводное занятие.
2. Путешествие в Страну радости.
3. Мое веселое настроение.
4. Путешествие в Страну грусти.
5. Рассмеши принцессу Несмеяну.
6. Путешестие в Страну удивления.
7. Удиви мышку.
8. Путешествие в Страну страха.
9. Маленький Гномик и Баба яга.
10. Путешествие в Страну злости.
11. Победитель злости.
12. Путешествие в Страну отвращение.
13. Мы узнали много нового.
14. Путешествие в Страну вина.
15. Путешествие Гусеницы.
16. Путешествие в Страну зависть.
17. Королевство эмоций.
18 и 19. Наши эмоции.
20. Заключительное занятие.
Раздел 2. Я и эмоции других людей.
1. Наше хорошее настроение.
2. Мы сегодня грустим.
3. Удивительное рядом.
4. Победим страх.
5. Смешинки и злючки.
6. Ты не виноват.
7. Мы все такие разные.
8. Зависть — это не всегда плохо.
9. События и эмоции.
10. Мы слушаем настроение.
11. Мотивы поведения.
Раздел 3. Навыки общения.
1. Волшебные слова.
2 и 3. Давай поговорим.
4. Поиграем вместе.
5. Наши поступки.
6. Мы в группе детского сада.
7. Я дома.
8. Я в общественных местах.
9. Про друзей.
10. Про взрослых.
11. Невоспитанный Мишка.
Источник
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы «Путешествие гномом»
Цель программы : развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
· расширить знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогатить словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
· развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
· формировать и развивать умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
· способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и т.д.);
· развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
Программа развития эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие с Гномом» включает ___________занятия и состоит из 2 разделов «Мои эмоции», «Я и эмоции других людей».
Раздел 1. «Мои эмоции» (17 занятий). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные:
· на расширение представлений о таких эмоциях, как радость, грусть, удивление, страх, гнев;
· на знакомство с новыми эмоциями (отвращение, зависть, вина);
· на развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям;
· на развитие способности различать свои мышечные и эмоциональные ощущения;
· на развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика и жесты, учит пользоваться ими для выражения собственных чувств и переживаний. В ходе занятий существенно расширяется спектр основных эмоций, обогащается соответствующий словарный запас детей.
Раздел 2 . «Я и эмоции других людей» (11 занятий). В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на понимание индивидуальных особенностей других людей, на распознавание эмоциональных реакций окружающих, на дальнейшее развитие языка жестов, мимики и пантомимики.
В этом разделе педагог учит понимать по внешним проявлениям, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек, анализировать эти чувства, учит не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию.
Раздел 1 «Мои эмоции»
Знакомство с лесными человечками – гномиками; установка на дальнейшую работу.
Упражнение «Гномики в лесу». Упражнение «Кто сидит справа (слева) от меня»
Рисунок «Маленькие человечки»
«Путешествие в страну Радости»
Расширять представление детей об эмоции «радость» и ее графическом изображении; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; расширять представление детей о поступках, которые приносят радость.
Упражнение «Страна Радости». Упражнение «Зеркало».Игра «Я радуюсь, когда..»
Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму». Рисунок «Веселые гномы».
«Мое веселое настроение»
«Путешествие в страну грусти»
Тренировать радостные эмоции; развивать умение понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширять представление детей о поступках, которые приносят радость; развивать внимание к своим эмоциональным ощущениям.
Расширять представление детей об эмоции «грусть» и ее графическом изображении; формировать умение выражать свои эмоции.
Разминка. Упражнение «Моя улыбка похожа на …». Упражнение «Вспоминалки». Упражнение «Разноцветные шары». Игра «на полянке». Рисунок «Мой цветок» Заключение.
Упражнение «страна грусти». Игра «Я грущу,когда..»
Упражнение «Покажи эмоцию»
Рисунок «Радость- грусть» Заключение.
«Рассмеши принцессу Несмеяну»
Формировать умение находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофизического напряжения; развивать сочувствие.
Разминка. Игра с песком «Рассмеши принцессу Несмеяну».
«Путешествие в страну Удивления»
Расширять представление детей об эмоции «удивление» и ее графическом изображении; снятие психомышечного напряжения, развивать воображение.
Упражнение «Страна Удивления».
Упражнение «Прогулка по стране Удивления».
Этюд «Фокусник в цирке». Рассказ «Круглые глаза»
Расширять представление детей об эмоции «удивление»; развивать воображение, снижение психофизического напряжения.
Разминка. Игра с песком «Удиви мышку»
«Путешествие в страну страха»
Расширение представлений детей об эмоции «страх»; формирование умения выражать эмоцию страха, проговаривая характерные детали этого чувства; знакомство со способами избавления от страха.
Упражнение «Страна страха».
Упражнение «Страх – это…»
Упражнение «Победим страх».
Упражнение «Посмеемся над страхами».
Рисунок «Страшный сказочный герой». Заключение.
«Маленький гномик и Баба Яга»
Способствовать ослаблению тревожных состояний и страхов.
Упражнение «У страха глаза велики». Этюд «Маленький Гномик и Баба Яга»
«Путешествие в страну Злости»
Расширять представление детей об эмоции «злость, гнев», способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами, ослаблению агрессивного поведения, учить детей анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение.
Упражнение «Страна Злости».
Упражнение «Шкала злости».
Этюд «Злой принц».
Упражнение «Прогони злость». Заключение.
Расширять представление детей об эмоции «злость»; продолжение формирования навыков устранения злости; снижение психофизического напряжения
Разминка. Игра с песком «Победитель злости»
«Путешествие в страну Отвращения»
Познакомить детей с эмоцией «отвращение» и ее графическим изображением, закреплять умение в словесной форме выражать свои чувства, развивать навыки общения.
Упражнение «Страна Отвращения». Упражнение «Кто что не любит». Этюд «Кислое яблоко». Этюд «Бабушка ошиблась». Рисунок «Новая эмоция».
«Путешествие в страну Вина»
Познакомить детей с новой эмоцией «вина- стыд» и ее графическим изображением, формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов, учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
Упражнение «Новая страна». Упражнение «Я чувствую себя виноватым, когда..». Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как». Этюд «Грибники»
«Путешествие в страну Зависть»
Познакомить детей с эмоцией «зависть» и ее графическим изображением, формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов, учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
Упражнение «Путешествие в страну Зависть», упражнение «Завистники». Этюд «Завистливая белочка». Рисунок «Что нового мы узнали».
«Наши эмоции» (1 –е занятие)
Закрепить полученные знания об эмоциях «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость»(гнев), развивать умение понимать свои чувства; продолжать развивать умение слушать собеседника, воображение, выразительность речи и движений.
Разминка. Игра «Придумай сказку». Игра «Джинн». Рисунок «Мне понравилось упражнение…»
Закрепить полученные знания об эмоциях «отвращение», «вина -стыд», «зависть», развивать умение понимать свои чувства; развивать воображение, выразительность речи и движений
Разминка. Упражнение «Я чувствую». Этюд «Сломанные качели». Рисунок «Поезд эмоций»
Заключительное занятие по разделу 1 «Мои эмоции»
Закрепить полученные знания и умения детей, развивать представление детей о себе, формировать адекватную самооценку, продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.
Разминка. Игра «Зеркало». Игра «Зашифрованное письмо»
Раздел 2. «Я и эмоции других людей»
«Наше хорошее настроение»
Закрепить умение выражать эмоцию «радость», создание доброжелательной атмосферы в группе, развивать активный словарь эмоциональных состояний.
Разминка «Как можно по-другому назвать»
Беседа «Что такое радость?»
Упражнение «Кто как радуется».
Игра «День рождения»
«Мы сегодня не грустим»
Закрепить умение выражать эмоцию «грусть», обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека, развивать умение детей сравнивать эмоции, развитие эмпатии, развивать активный словарь эмоциональных состояний.
Разминка «Как можно по- другому назвать?»
Игра «Сравни лицо».
Игра «Грустный паучок».
Этюд «Кролик и еж».
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Закрепить умение выражать эмоцию «удивление», развивать воображение, развивать активный словарь эмоциональных состояний.
Закрепить умение выражать эмоцию «страх», развивать активный словарь эмоциональных состояний, коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.
Упражнение «Тренируем эмоции». Игра «Удивительные истории». Этюд «Рыбаки и рыбки»
Разминка «Как можно по- другому назвать?»
Упражнение «Слушай и показывай»
Игра- инсценировка «Пчелка в темноте».
«Мы все такие разные»
Закрепить умение выражать эмоцию «вина- стыд», развивать активный словарь эмоциональных состояний, продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
Разминка. Беседа «Ты не виноват»
«Смешинки и злючки»
Закрепить умение выражать эмоцию «злость», умение детей выражать злость, гнев социально приемлимыми способами, развивать активный словарь эмоциональных состояний.
Разминка «Как можно по- другому назвать».
Упражнение «Смешинки и злючки». Упражнение «Сравни эмоции». Игра «Коврик злости». Рисунок «Цвет злости»
Закрепить умение выражать эмоцию «вина- стыд», развивать активный словарь эмоциональный состояний, продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
Разминка. Беседа «Ты не виноват»
«Зависть – это не всегда плохо»
Закрепить умение выражать эмоцию «зависть», развивать активный словарь эмоциональных состояний, закрепить умение детей сравнивать эмоции на фотографии и на картинке, продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции
Разминка. Упражнение «Что нам показывает поза». Игра «Отгадай настроение сказочных героев». Беседа «Зависть –это не всегда плохо». Этюд «Трудолюбивый Ежик»
«События и эмоции»
Закрепить умение узнавать эмоции по голосу, мимике, жестам, позе, умение адекватно оценивать эмоции окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.
Упражнение «какое у меня настроение».
Упражнение «Отгадай животное и его настроение». Упражнение «Что чувствует мальчик?» Рисунок «Событие и переживание»
«Мы слушаем настроение»
Закрепить умение детей определять эмоции по услышанной музыке, формировать умение «рисовать музыку»
Игра «Слушай и отгадывай эмоцию». Рисунок «Слушаю и рисую»
Развивать умение детей понимать, какие мотивы скрываются за поведением окружающих людей; формирование понимание того, что одни и те же
предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать у разных людей разные настроения.
Разминка. Игра «Мотивы поведения»
Занятия, рассчитанные на старших дошкольников, проводятся психологом 2 раза в неделю. Продолжительность каждого из них составляет 20-25 минут. Многие игры из программы, упростив, можно использовать для детей младшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся в отдельном помещении. Большое значение имеет размещение детей в комнате. Независимо от тематики занятий, дошкольников лучше всего размещать по кругу на стульчиках вокруг стола (при работе с песком или рисовании) или на ковре (при использовании сюжетно –ролевых игр, психогимнастических этюдов), так как форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.
Занятия по каждой форме строятся в доступной и интересной для детей форме – в форме театрализованной игры, которая включает в себя следующие приемы активного обучения:
1. Этюды (мимические и пантомические) проводятся на заданную тему и позволяют ребенку почувствовать нужное эмоциональное состояние через движение и мимику.
2. Элементы изобразительной деятельности в сочетании с этюдами приводят к взаимному усилению влияния на ребенка и той и другой деятельности.
3. Музыкальное сопровождение этюдов способствует эмоциональному переживанию различных настроений, снижению раздражительности и агрессивности, преодолению двигательного автоматизма, обучению технике выразительных движений.
4. Сюжетно- ролевые игры в сочетании с песочной терапией ведут к приобретению навыков общения со сверстниками и позволяют снять «тактильную зажатость».
В процессе практической работы допустимо сокращение количества игр и упражнений или, наоборот, внесение различных дополнений, в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями детей.
Программа «Путешествие с Гномом» может быть использована целиком как основа работы психолога (воспитателя) или проводиться в виде отдельных занятий, игр и упражнений.
расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, удивление, страх, гнев;
знакомство с новыми эмоциями: отвращение, презрение – зависть, стыд – вина;
развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям;
развитие способности различать свои мышечные и эмоциональные ощущения;
развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Цель: знакомство с лесными человечками – гномиками; установка на дальнейшую работу.
Оборудование: игрушка гномика, желуди, каштаны, листья клена, шишки, запись «Звуки леса», рисунок гномика и колпачки для каждого ребенка, цветные карандаши для каждого ребенка.
Педагог, показывая фигурку гнома, задает детям вопросы о маленьких лесных человечках: какого они роста, во что одеты, где живут.
«Я сейчас надену на каждого из вас вот такой удивительный колпачок, превращу вас из детей в маленьких гномиков. Мы возьмемся за руки и отправимся с вами в удивительное путешествие- вон в тот красивый лес!».
Упражнение «Гномики в лесу» (7 мин).
Педагог включает кассету с записью «Звуки леса»: «Маленькие гномики пришли в осенний лес. Давайте посмотрим, какие же деревья растут в этом лесу. На полу лежат желуди, листья клена, каштаны, шишки. Педагог вместе с ребятами подходит к каждому «дереву» рассматривая их, дети показывают, какой толстый ствол у дубв, как легко кружатся в веселом танце кленовые листья, какие колючие иголки у елочки.
Педагог делает вывод: «Вот в каком замечательном лесу живут маленькие гномики. Давайте еще раз вспомним, какие деревья в нем растут. (Ответы детей) Правильно, дубы, каштаны, клены и ели»
Педагог: «А где же домик, к котором живут наши гномики? Вон вдалеке. Надо до него дойти. А сил уже не осталось. Покажите, как устали гномы, ножки еле идут, ручки повисли, мы все расслабились, но ведь надо дойти. Дорожка широкая, гладкая, идти одно удовольствие (расслабление) Но вот тропинка стала узкой. Надо собрать силы, напрячься и на носочках пройти по ней (Педагог вместе с детьми идет по узкой дорожке на носочках) Вот мы и пришли. Входите в дом, садитесь на стулья».
Упражнение «Кто сидит справа (слева) от меня» (3 мин)
Педагог: «Маленькие гномики живут в уютном доме. Посмотрите, как красиво вокруг, много игрушек, тепло. Вам нравится здесь? (ответы детей). Сейчас каждый из вас произнесет сое имя. (Дети выполняют задание). А теперь поднимите правую руку и положите ее на плечо соседа. Сейчас каждый из вас скажет «Справа от меня сидит..» называйте имя своего соседа справа и улыбаетесь ему. То же самое упражнение проделаем с левой рукой. Сначала поднимем левую руку, потом положим ее на плечо соседа и произнесем: «Слева от меня сидит…. ». Не забудьте улыбнуться (дети выполняют задание) Но вот мы и познакомились».
Рисунок «Маленькие человечки» (5 мин).
На столах лежат листы бумаги с нарисованными гномами и наборы цветных карандашей. Детям предлагается раскрасить своего гномика в любой цвет. Педагог: «у каждого из вас теперь есть свой гномик»
Заключение (2 мин).
Педагог подводит итог занятий, предлагая детям вспомнить, кто такие гномы, в каком лесу они живут, уютно ли в их доме. Затем каждый ребенок показывает своего раскрашенного гномика.
Педагог: «Вот и закончилось наше путешествие, но оно было не последним. Впереди у нас много встреч. Мы с вами побывает в разных волшебных странах, познакомимся с их жителями. А теперь волшебная палочка превратит гномиков обратно в детей (педагог дотрагивается до каждого ребенка), мы улыбнемся и скажем друг другу: «Спасибо! До свидания!».
«Путешествие в страну радости»
Цель : расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование положительных эмоций, чувств через улыбку; расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость.
Оборудование: игрушка гнома, несколько мягких игрушек, кассета с веселой музыкой, изображение веселой девочки, рисунок «пустого» лица для каждого ребенка, пиктограмма с изображением эмоции «радость», зеркало, маленький мячик, рисунки гномов с изображением глаз, карандаши и листы бумаги (для каждого ребенка)
Упражнение «Страна Радости» (3 мин)
Педагог: « Здравствуйте, ребята! С сегодняшнего дня мы начинаем удивительное путешествие по разным странам. А покажет нам эти страны наш друг – гном Вася. Сегодня мы отправимся в волшебную страну… А как она называется, узнаем позже».
Звучит веселая музыка, и, держась за руки, педагог вместе с детьми идет по кругу. Дети садятся на ковер. Педагог читает стихотворение:
У канавки две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи – то хохотать!
«Эх, вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы!
Затем взрослый обсуждает с ребятами настроение ежиков. После обсуждения демонстрируется иллюстрация с изображением веселой девочки.
На столах лежат листы бумаги с «пустыми лицами» и наборы цветных карандашей. Детям предлагается нарисовать радостное лицо. После выполнения задания ребята возвращаются обратно на ковер, педагог вместе с ними рассматривает то, что получилось, и сравнивает с пиктограммой «радость».
Педагог: «Так как же называется страна, в которую мы сегодня отправимся? (ответы детей)»»Правильно, вместе с гномом Васей мы отправимся в страну Радости»
Заранее на стульях или на полу можно расположить несколько мягких игрушек. Педагог вместе с ребятами проходит мимо каждой из них: « Посмотрите, кто живет в стране Радости (перечисляет игрушки). У жителей этой удивительной страны всегда хорошее настроение, они смеются, улыбаются и говорят друг другу только хорошие слова. Давайте и мы покажем, как умеем улыбаться»
Упражнение «Зеркало» (2 мин).
Дети садятся на стулья. Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать «Здравствуй, это я»».
После выполнения упражнения обращается внимание НАТО, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Наблюдение: Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Гном: «Ребята, расскажите жителям страны Радости, когда у вас бывает хорошее настроение».
Игра «Я радуюсь, когда…» (4 мин).
Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: «(Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Петя ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда…» Затем Петя бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в сою очередь просит : « (Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопрос.
Гном: «Вот видите, ребята, как много ситуаций в жизни, когда у человека хорошее настроение и он улыбается». (Перечисляются все ответы детей).
Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму» (6 мин).
Гном обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что- то подарили или выполнили какое- то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что- то хорошее. В подтверждение своим словам, он рассказывает следующую историю:
«Жил- был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело, и ничто не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.
Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и … увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет с работы уставшая, и ей придется еще мыть эту гору посуды,- подумал малыш. – Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню.»Посмотри, мама, я сделал тебе подарок» , — и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!». А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому- то радость».
После чтения истории каждому ребенку предлагается по очереди изобразить котенка, взрослый берет на себя роль мамы кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость оттого, что помогли маме. В конце можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что- то для другого человека.
Рисунок «Веселые гномы» (5 мин)
Гном: «Наше путешествие заканчивается. Давайте подарим на память жителям страны Радости рисунок веселого гнома. Садитесь за столы, перед вами лежат гномы, но непонятно, какое у них настроение. Превратим их в веселых человечков»
После выполнения задания дети показывают то, что у них получилось, а гном, пользуясь пиктограммой, еще раз обращает внимание на движение рта, глаз, бровей, щек человека, который улыбается. В конце каждый ребенок «дарит» на память одному из жителей страны Радости свой рисунок. Желательно, чтобы при этом произносились добрые слова.
Заключение (1 мин.)
Педагог: «Жители страны Радости счастливы, что гном Вася познакомил их с вами, ребята, но наступает ночь, и им надо ложиться спать. Попрощаетесь со всеми (дети прощаются со всеми игрушками) »
Дети становятся в кругу, поизносят слова и выполняют движения:
Мы попрыгаем немножко (дети прыгают).
И похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши).
И теперь мы покружились (кружатся).
И на землю опустились (садятся на пол близко друг к другу).
Потянулись, потянулись (потягиваются).
И друг другу улыбнулись (поворачивают голову друг к другу и улыбаются).
Здесь мы вместе: ты и я (показывают сначала на соседа, потом на себя).
Потому что мы- друзья! (встают, берутся за руки).
Затем дети прощаются с гномом Васей, благодарят его за интересное путешествие и уходят в группу.
«Мое веселое настроение»
Цель : тренировка радостных эмоций; развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость; развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям.
Оборудование: игрушка гнома, кассета с веселой музыкой, цветные воздушные шары, карандаши и листы бумаги для каждого ребенка.
Дети под веселую музыку заходят и рассаживаются по кругу на ковре.
Педагог: «Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами были в прошлый раз? Кто вместе с нами путешествовал? (ответы детей). Правильно, мы были в стране Радости вместе с гномом Васей. А какой настроение бывает у жителей этой удивительной страны? (ответы детей). Давайте подарим друг другу улыбку» (дети выполняют задание).
Упражнение «Моя улыбка похожа на….» (3 мин)
Детям предлагается подумать, на что похожа их улыбка. После ответов педагог подводит итог и перечисляет все варианты детей, не забывая сказать о своем.
Упражнение «Вспоминалки» (3 мин)
Педагог предлагает детям вспомнить, в каких ситуациях человек испытывает чувство радости. Каждому участнику группы задаются вопросы о том, что доставило ему радость за последние несколько дней (имеется в виду время между предыдущим и нынешним занятием).
Упражнение «Разноцветные шары» (5 мин).
Шары разных цветов надуваются заранее (цвета должны повторяться) и накрываются материей.
Педагог: « Сегодня к нам в гости опять пришел гном Вася (достает игрушку гнома, и дети здороваются с ним)»
Гном: «Здравствуйте, ребята. Когда у нас хорошее настроение, мы улыбаемся. Подумайте, какого цвета бывает ваше веселое настроение?»
После ответов детей педагог говорит о том, что гном приготовил для них сюрприз. Ребятам предлагается заглянуть в царство волшебных шаров и выбрать шарик с цветом их хорошего настроения. Под веселую музыку дети танцуют со своими шарами.
Гном: «Хорошее настроение отображают яркие цвета. У нас получился замечательный волшебный танец»
Шарики возвращаются на место, в свое царство.
Игра «на полянке» (5 мин).
Гном: « А теперь давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?»
После небольшой паузы детям предлагается открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок, какой он был. Выслушивается рассказ каждого ребенка.
Рисунок «Мой цветок» (5 мин).
Детям предлагается нарисовать увиденный на полянке цветок.
Заключение (2 мин).
Рисунки детей кладутся в середину круга. Гном восхищается получившейся полянкой и просит каждого ребенка немного рассказать о своем цветке и о том, что понравилось на сегодняшнем занятии.
«Путешествие в страну грусти»
Цель : расширение представлений детей об эмоции «грусть»; формирование умения выражать свои эмоции.
Оборудование : пиктограмма «грусть»; картинка с изображением грустного мальчика; рисунок «пустого» лица для каждого ребенка; несколько мягких игрушек; мячик; кассета с записью музыки для разыгрывания сказки, магнитофон, чистые листы бумаги, цветные карандаши для каждого ребенка.
Упражнение «Страна Грусти» (4 мин)
Педагог вместе с ребятами вспоминает, по какой стране они путешествовали с гномом Васей, и просит изобразить настроение, которое всегда бывает у жителей этой страны. После подаренных друг другу улыбок он говорит о том, что сегодня они отправятся в гости, а к кому – это предстоит им узнать позже.
Педагог читает детям стихотворение:
Мне приснился грустный сон,
Только помню, что во сне
Мне не хочется играть.
И мультфильм смотреть.
Даже битву рисовать,
Даже песни петь
Ничему – то я не рад,
Может, дождик виноват?
После прослушивания стихотворения дети отгадывают, какой настроение было у мальчика. Затем демонстрируется иллюстрация с изображением грустного мальчика.
На столах лежат листы бумаги с «пустыми лицами» и наборами цветных карандашей. Детям предлагается нарисовать грустное лицо. После выполнения задания ребята возвращаются обратно на ковер, педагог вместе с ними рассматривает то, что получилось и сравнивает с пиктограммой «грусть».
Затем педагог достает игрушку гнома, все здороваются с ним.
Гном: «Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, как называется страна, в которую мы сейчас отправимся?»
После ответов детей гном рассказывает о том, что у жителей страны Грусти всегда печальное настроение, ничего их не радует, они часто плачут (во время реплики гнома дети вместе со взрослыми идут вдоль заранее рассаженных мягких игрушек). Ребятам предлагается изобразить «грусть» на своем лице.
Игра «Я грущу, когда..» (3 мин.)
Гном предлагает поиграть в игру. Все становятся в круг и взрослый, называя одного из участников группы, бросает ему мячик и просит рассказать, в каких ситуациях он бывает грустным. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не расскажут о своей грусти.
Упражнение «Покажи эмоция» (2 мин)
Гном предлагает детям представить, что они находятся в лесу на солнечной полянке. К ним в гости пришли веселые зайчики, грустные лягушки, веселые мишки, грустные мишки, веселые лягушки, грустные зайчики. Гном просит рябят изобразить этих животных.
Рекомендация: необходимо проследить, чтобы лица детей выражали заданную эмоцию.
Гном предлагает детям сесть поудобнее и послушать историю про Золушку.
«Жила когда- то девочка Золушка. Жила она с отцом, мачехой и двумя сестрами. Мачеха невзлюбила ее, заставляла много работать, обижала. И даже не взяла на бал. Но добрая фея, крестная Золушки, помогла ей: подарила платье, карету, хрустальные туфельки. И Золушка отправилась на бал. Принцу она сразу же понравилась, они танцевали и не заметили, как наступила полночь, часы стали бить 12 раз. Золушка испугалась, так как не знала, что и красивое платье, и карета с лошадью исчезнут после последнего удара часов. Она побежала и в спешке обронила туфельку. Печальная возвращалась Золушка домой. Таким же грустным был Принц: ему очень понравилась эта девочка, а он даже не спросил ее имени»
Затем дети разыгрывают эту историю, начиная с того момента, когда Золушка и Принц встретились на балу. В инсценировке участвуют 2 человека. Используется кассета с записью музыки. Можно выбрать еще третьего, чтобы он «бил» полночь. Все дети должны проиграть эту сказку.
Затем гном задает ребятам вопросы:
· Как менялось настроение Золушки?
· Какое настроение было у Принца?
· Кто знает, как закончилась эта история?
В конце делается вывод: даже самая грустная история заканчивается весело.
Рисунок «Радость – грусть» (6 мин).
Гном: « На столе вас ждет лист бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, по своему выбору Печального Принца или грустную Золушку»
После выполнения задания ребята показывают свои рисунки.
Заключение (1 мин.)
Гном: «Давайте мы не будем грустить. Попрощаемся с жителями страны Грусти (дети выполняют задание) и постараемся запомнить, что даже из самой грустной ситуации всегда можно найти выход».
Гном спрашивает детей о том, какие упражнения им больше всего понравились на занятии.
«Рассмеши принцессу Несмеяну»
ЦЕЛЬ : формирование умения находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофизического напряжения; развитие воображения.
Оборудование: игрушка гнома, «песочная фея», поднос с песком, коллекция миниатюрных фигурок.
Педагог рассказывает детям о том, что сегодня вместе с гномом Васей они отправятся в удивительную страну под названием Песочница. В центре стоит стол, на котором располагается поднос с песком. Дети садятся на стульчики вокруг стола. Перед началом работы взрослый достает игрушку гнома, все здороваются с ним.
Гном: «Здравствуйте, ребята. В этой сказочной стране живет моя знакомая – песочная Фея (педагог достает игрушку Феи, дети здороваются с ней)».
Фея: «Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Хочу познакомить вас с некоторыми правилами моего песочного царства: посмотрите, песок состоит из множества песчинок, им нельзя кидаться друг в друга, его нельзя выбрасывать за пределы песочницы и брать в рот. Иначе маленькие песчинки потеряются, и моя страна перестанет существовать».
Затем детям предлагается опустить руки в песок и поиграть с ним немного.
Фея: «Ребята, расскажите о своих ощущениях» (Ответы детей). Обычно дети с удовольствием выполняют инструкции взрослых, поскольку игры в песочнице – это любимое занятие дошкольников.
Игра «Рассмеши принцессу Несмеяну» (20 мин)
Фея рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: « Как я могу рассмешить принцессу?» После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце фея подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом она благодарит рябят за то, что принцесса наконец- то улыбнулась и теперь вспоминая рассказы детей, у нее всегда будет отличное настроение.
В конце игры дети прощаются с песочной феей.
Цель: расширение представлений детей об эмоции «удивление»; развитие воображения.
Оборудование: игрушка гнома, несколько мягких игрушек, пиктограмма «удивление», бумажные салфетки, карандаши и листы бумаги для каждого ребенка.
Упражнение «Страна Удивления» (4 мин)
Педагог вместе с ребятами вспоминает, в каких странах они побывали вместе с гномом Васей, какое настроение бывает у жителей страны Радости и страны Грусти. Взрослый предлагает новое путешествие. Появляется игрушка гнома, дети здороваются с ним.
Гном: «Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам посетить новую страну» Зачитывается часть стихотворения «Человек рассеянный»:
Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвая
После прочтения идет обсуждение, какое чувство возникло у вагоновожатого.
Гном: «как вы думаете, как называется ваша страна? (Ответы детей)Правильно, мы попали в страну Удивления. Ее жители все время удивляются (во время реплики гнома дети вместе с взрослым идут вдоль заранее рассаженных игрушек). Наверно, это происходит потому, что здесь все сказочно и необычно»
Ребятам предлагается изобразить эмоцию удивления. Заканчивается упражнение показом пиктограммы «удивление» и подведением итогов: у человека, который который чем – то удивлен, глаза широко распахиваются, брови ползут вверх, а рот широко открывается и вытягивается буквой «О».
Упражнение «Маски» (3 мин)
Детям раздаются бумажные салфетки и предлагается щипковыми движениями проделать в них отверстие так, чтобы получились маски, выражающие чувство удивления. При этом пиктограмма не убирается.
«Прогулка по стране удивления» (4 мин)
Гном предлагает детям прогуляться по сказочному лесу, в котором лягушки летают по небу, как крылышками, машут. А на дерево волк забрался, шишки срывает и орешки ест. Затем звучит вопрос: « Кто из вас еще что- то необычное видит?» (Ответы детей).
Гном: «Вот и кончился сказочный лес. Посмотрите, какой впереди красивый шатер. Это, наверное, цирк. Хотите побывать в цирке? »
Этюд «Фокусник в цирке» (4 мин ).
Детям предлагается побывать фокусниками и превратить, например, кошку в мышку. У фокусника есть волшебный ящик. Он сажает туда кошку, закрывает ящик, а когда откроет, оттуда выскочит мышка. Каждый ребенок должен побывать в роли фокусника и придумать свое выступление, остальные дети- зрители, которые удивляются тому, что происходит на «арене». В конце занятия гном обязательно хвалит всех фокусников.
Рассказ «Круглые глаза» (4 мин)
Гном предлагает детям немного отдохнуть и послушать историю о Саше и его маме, которые возвращались из магазина домой. Подходя к дому, они заметили, что на крыльце прыгает тряпка. Под тряпкой оказался маленький котенок.
Ребята отвечают на вопросы: какой чувство было у Саши и его мамы, когда они увидели движущуюся тряпку? Почему этот рассказ называется «Круглые глаза»?
Рисунок «Чудеса» (5 мин).
Гном предлагает детям нарисовать на листах то, что им запомнилось на занятии, с какими чудесами они сегодня столкнулись. Эти рисунки они дарят на память жителям страны Удивления.
Заключение (1 мин)
Путешествие подошло к концу. Гном еще раз обращает внимание на движение рта, глаз, бровей человека, который удивляется.
ЗАНЯТИЕ 7. «Удиви мышку»
ЦЕЛЬ: расширение представлений детей об эмоции «удивление;»
развитие воображение; снижение психофизического напряжения.
Оборудование: песочная Фея, поднос с песком, коллекция миниатюрных фигурок.
Педагог говорит детям о том, что сегодня они отправляются в гости к песочной Фее (взрослый достает игрушку, дети здороваются с ней).
Фея: «Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас в моей сказочной стране. Давайте вспомним правила работы с песком» Дети садятся вокруг стола, на котором стоит поднос с песком, и вспоминают правила работы.
Фея просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:
· Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
· Ребенок легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
· Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной его стороной.
· Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой –внутренней, затем тельной ее стороной.
В конце разминки дети вспоминают страну Удивления, изображая эмоцию на лице.
Игра «Удиви мышку» (20 мин ).
Фея рассказывает историю о мышке- путешественнице, которая объехала много стран, повидала много интересного. Она хочет узнать, какие удивительные истории спрятались у нас. Слова сопровождаются в помещении мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать персонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, педагог помогает ему: «Вспомни, что удивительного ты видел на прогулке, в цирке, в гостях и т.д» После проигрывания всех историй фея вместе с мышкой хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.
В конце игры дети прощаются с песочной феей.
ЗАНЯТИЕ 8 «Путешествие в страну страха»
Цель: расширение представлений детей об эмоции «страх», обучение детей пониманию относительности в оценке чувств; формирование умения выражать эмоцию страха, проговаривать характерные детали этого чувства; знакомство со способами избавления от страха.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма эмоции «страх», мячик, карандаши и листы бумаги для каждого ребенка.
Упражнение «Страна Страха» (4 мин).
Педагог предлагает детям новое путешествие, предварительно проговорив с ними их состояние и настроение на данный момент. Затем он достает игрушку Гнома, дети здороваются с ним.
Гном: «Здравствуйте, ребята. Я хочу прочитать вам стихотворение «Черепаха».:
До болота идти далеко
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги!»
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
Это – ЧЕЧЕРЕ! ПАХА! ПАПАХА!
Затем идет обсуждение, что чувствовали лягушки, когда камень, на котором они хотели отдохнуть, вдруг начал двигаться. После ответов ребят Гном задает вопрос: «Когда мы смотрим на испуганного человека, что помогает нам опознать это чувство?»
Детям предлагается изобразить эмоцию страха. Идет обсуждение мимики лица испуганного человека. Ответы ребят сравниваются с пиктограммой эмоции «страх».
Упражнение «Страх – это…» (3мин).
Гном предлагает детям встать в круг. Взрослый кидает каждому по очереди ребенку мячик и предлагает вспомнить ситуации, в которых тот испытывал чувство страха. В конце упражнения гном перечисляет все рассказанные истории.
Упражнение «Победим страх» (2 мин.)
Продолжение предыдущего упражнения. После перечисления всех ситуаций, рассказанных детьми, гном предлагает выбрать самые страшные и осудить их. Он открывает ребятам один маленький секрет о том, что у страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется огромным, но стоит только назвать страх вслух, как он теряет почти половину своей значимости. После проговаривания своих страхов гном предлагает детям увидеть в страшном что- то смешное, объясняя ребятам, что страхи не терпят юмора.
Упражнение «Посмеемся над страхами» (5 мин).
Это упражнение лучше выполнять сидя на ковре. Можно взять все те же ситуации или вспомнить что- нибудь еще. Ребята вместе с гномом ищут в каждой страшной истории что- то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души.
Наблюдение: дети очень любят это упражнение. Оно поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне. Первоначально ребята стеснялись друг друга, им не удавалась смеяться от души, но по мере сплочения группы зажатость исчезла, и мы стали довольно часто по их просьбе включать в занятие «разминки- смешинки».
Рисунок «Страшный сказочный герой» (5 мин).
Гном предлагает детям нарисовать того персонажа сказки, которого он боится, а потом спрашивает каждого ребенка, чтобы он хотел с ним сделать. Если ребенок затрудняется ответить взрослый предлагает ему посадить этого героя в клетку, закрыть на ключ, а потом мысленно выбросить этот ключ, или заштриховать пугающего героя черным фломастером. А можно вообще разорвать рисунок на мелкие кусочки.
Заключение (1 мин).
Гном, подводя итоги занятия, просит ребят озвучить все способы борьбы со страхом, о которых они узнали во время путешествия.
ЗАНЯТИЕ 9. «маленький гномик и Баба- Яга»
ЦЕЛЬ: способствовать ослаблению тревожных состояний и страхов.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма эмоции «страх», «голова Бабы-Яги», колпачок для гномика.
Упражнение «У страха глаза велики» (5 мин).
В начале занятия педагог достает игрушку гнома, ребята здороваются с ним. Гном вместе с ребятами вспоминает все знания и умения, которые они приобрели, путешествуя в страну Страха. Затем он вместе с детьми обсуждает поговорку «у страха глаза велики».
Этюд «Маленький гномик и Баба -Яга»(15 мин).
Гном читает сказку О.В. Хухлаевой «Смелый Гномик».
«В одном лесу на опушке жил маленький Гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш Гномик Бабы Яги, живущей в соседнем лесу. И вот однажды мама попросила Гномика сходить в лес за орехами. Гномик хотел сначала попросить своего друга Тролля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Бабы Яги. Но потом решил доказать всем, что он тоже смелый, и пошел в лес один.
Гуляя по лесу целый день, Гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это, наверное злая Баба Яга пугает его. на дрожащих ногах он продолжал поиски. В конце концов стало совсем темно, ион выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому- то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело, и оказалось, что это не дерево, а избушка Бабы Яги. От испуга Гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки отворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку.
К его удивлению, Бабы Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки, и Гномик увидел ее: скрюченная, несчастная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. «Не бойся меня,- промолвила баба Яга,- я не сделаю тебе ничего плохого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала. Гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он отправился от испуга, ему вдруг стало очень жалко бедную разболевшуюся Бабу Ягу, и он ее спросил: Чем я могу тебе помочь?» — «Принеси мне, пожалуйста, из леса еловых веток, сосновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь.
Наутро Гномик исполнил просьбу старушки. Она была так благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехами и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой. Выходя из леса Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: «Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что в лесу не хватало добрых дел Бабы Яги. Спасибо тебе».
Дома мама и Тролль встретили Гномика с радостью. Вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали приключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сына и сказала: «Ты у меня самый любимый и самый смелый».
После прочтения сказки гном задает ребятам вопросы: почему Гномик отправился в лес один? в каком он был настроении? какой настроение было у него, когда в лесу стало темнеть? что бы ты сделал на месте Гномика, увидев Бабу ягу? помог бы ты ей? почему Гномик перестал бояться Бабы Яги?
Затем ребята делятся на пары и проигрывают эту историю. Задача педагога –проследить, чтобы все дети побывали в роли гномика и Бабы Яги. Исключение составляет только тот случай, когда у ребенка очень высокий уровень тревожности и он категорически отказывается от участия в этой игре.
После проигрывания сказки дети отвечают на вопросы: кого им было легче изображать? кого сложнее? почему?
Гном хвалит детей за то, что все замечательно сумели побороть свои страхи.
ЗАНЯТИЕ 10. «Путешествие в страну злости».
Цель : познакомить детей с эмоцией «злость, гнев», способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами, ослабление агрессивного поведения, учить детей анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «злость», мишень с шариками –липучками, газетная или любая другая бумага, подушка.
Упражнение «Страна Злости» (3мин)
В начале занятия педагог достает игрушку гнома, ребята здороваются с ним.
Гном6 «Здравствуйте, ребята. Я хочу прочитать вам отрывок из «Мойдодыра»:
Я – Великий Умывальник,
И мочалок командир!
Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
С головою окунут!
Ребята обсуждают чувство, которое испытал Мойдодыр. Они рассматривают предлагаемую гномом пиктограмму «злость» и пытаются изобразить эту эмоцию. Затем делается вывод о том, что сегодняшнее путешествие будет в страну Злости. У всех жителей этой страны злое выражение лица, а узнаем мы это так: брови нахмурены, рот открыт, растянут в стороны, видны два ряда сжатых зубов.
Упражнение «Шкала злости» (4 мин)
Гном рассказывает ребятам о том, что все люди когда –то злятся. Наша злость бывает слабой, средней и сильной.
Детям предлагается подойти к мишени и по очереди кидать в нее шарики. Первый раз со словами: «Я слегка разозлилась, когда…», второй раз со словами: «Я разозлилась сильнее , когда…» и последний раз со словами: «Я разозлился очень сильно, когда..».Гном объясняет, что главное в этом упражнении -это сила, с которой они должны бросить шарик. Она должна быть такой же, как их раздражение или злость. Дети по очереди выполняют задание. Если ребенок забыл фразу, то гном помогает ему и следит за силой броска ребенка.
Этюд «Злой Принц» (7 мин)
Гном читает детям рассказ о злом принце и доброй девочке – Аленушке и предлагает разыграть эту историю. Все дети должны побывать в роли Принца.
«Далеко ли близко, давно или недавно в одной деревне жила была Аленушка краса длинная коса. Была она одна –одинешенька. Решила она счастья да любви по миру поискать. Побродила три дня и три ночи. Видит царство –королевство. Живет там Принц. Красоты такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Брови – уголь, губы –розы, волосы – шелк. Загляделась Аленушка на Принца, а он ее в гости зовет –зызывает: «Погости у меня, голубушка, погости у меня, красна -девица». Согласилась она, не противилась.
Да вот беда – не знала Аленушка, что у Принца сердце ледяное было. Только и делал, что людей в зверей превращал да голодом морил. Расколдовать их можно было добротой и лаской .
Как –то раз вышла Аленушка во двор, вдруг видит –Принц медведя мучает: «Буду бить, буду казнить!» У Аленушки душа в пятки ушла. Как ушел Принц, бросилась она к медведю: «Медведушка –косолапушка, не печалься, не грусти, а со мною убеги»
Не успела она и три раза моргнуть, как медведь, в доброго молодца обернулся. Говорит он человеческим голосом: «Спасибо тебе, красна девица. Спасибо за доброту и ласку» А Принц тут как тут. Так разозлился, что дулся – дулся да и лопнул. Осталась только льдина, да и та на солнышке растаяла.
Стали Аленушка с добрым молодцем в царстве- государстве жить – поживать да детишек наживать.»
Упражнение «Прогони злость» (7 мин)
Гном еще раз говорит детям о том, что все люди злятся. И каждый по –своему выражает это чувство: одни с помощью слов, а другие –с помощью кулаков. Для того чтобы не портить отношений с другими людьми, можно научиться волшебным приемам, которые помогают эту злость прогнать.
Детям предлагается взять по газете и представить, что каждый из них на кого – то очень разозлился. Затем надо скомкать газету с силой и бросить ее в сторону. дети выполняют задание, а взрослый следит за тем, чтобы, они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать друг в друга.
Затем гном просит детей закрыть глаза, достает подушку и кладет ее на стул (стол). После того как дети откроют глаза, гном объясняет, что это волшебная подушка, которая помогает прогонять злость. Каждому ребенку предлагается по очереди подойти к подушке, представить, что он на кого –то очень сильно разозлился, и со всей силы начал по ней бить. Дети выполняют задание, а взрослый следит за их состоянием. На выполнение задания дается несколько минут. Если ребенок очень увлекся, гном останавливает его. Каждый ребенок должен участвовать в этом упражнении.
После выполнения задания «волшебная подушка» вручается кому- нибудь из участников с просьбой отнести ее в группу и выбрать для нее вместе с воспитателем «почетное» место. Гном говорит детям о том, что каждый из них, когда разозлится, может подойти к подушке и с ее помощью прогнать свою злость так, как это было сделано на занятии.
Гном предлагает детям разбиться на пары, сесть напротив друг друга, закрыть глаза и послушать спокойную музыку. Он просит детей протянуть друг другу руки, при этом говоря тихим голосом: «Наши руки могут делать не только плохие дела, ссориться, драться, но и хорошие: красиво лепить, рисовать, гладить котенка, обнимать маму и т.д. »
После выполнения этого упражнения гном просит детей вспомнить, в какой стране они сегодня побывали, какие пожелания им хотелось бы сделать жителям этой страны, что посоветовать им (еще раз необходимо обратить внимание, как можно «прогнать» свою злость)
Цель: расширение представлений детей об эмоции «злость», продолжение формирования навыков устранения злости; снижение психофизического напряжения.
Оборудование: песочная фея, поднос с мокрым песком, коллекция миниатюрных фигурок.
Упражнение «Победитель злости» (20 мин)
После того как ребята включились в работу, фея спрашивает, в какой стране они побывали на прошлом занятии. Какие ситуации их злили, как они прогоняли свою злость.
Затем фея говорит о том, что злое настроение заставляет детей делать и говорить разные вещи, от которых на них сердятся взрослые. После того как злость ушла, ребенку бывает грустно и неприятно. Но есть один секрет: каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые научат их «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. С некоторыми из таких игр они познакомились на прошлом занятии (дети перечисляют эти игры). А сегодня им предлагается еще одна игра «Победитель злости»: как с помощью песка можно вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее.
Взрослый от лица феи, а затем дети, комментируя весь процесс изготовления, делают из мокрого песка шар –злюку, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот. После того как все закончили свои постройки, фея предлагает каждому ребенку положить руки на свой шар- злюку, закрыть глаза, вспомнить, на что они обычно злятся, и попробовать перенести свой гнев в этот шар. Дети открывают глаза, и фея объясняет им, что теперь в каждом шаре живет их злость.
Затем дети любым способом разрушают песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»:»прогоняем злость, приглашаем радость».
После этого дети руками медленно выравнивают поверхность песка, оставляя на ней отпечатки своих ладоней. Ребятам предлагается украсить эти отпечатки бусинками, ракушками, камешками и другим как знак их успокоения и обретения равновесия: «Я победил свою злость, и я спокоен».
Фея: «Вы молодцы, ребята, я надеюсь на то, что вы будете играть каждый раз в такие игры, когда кто- то очень разозлит вас. А теперь вам пора прощаться. До свидания». Дети прощаются с песочной феей.
Цель : познакомить детей с эмоцией «отвращение» и с графическим изображением, закреплять умение в словесной форме выражать свои чувства, развивать навыки общения.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «Отвращение», мяч, листы с изображенными «пустыми лицами», карандаши на каждого ребенка.
Упражнение «Страна Отвращение» (7 мин)
Источник