Молодежь как субъект протестных настроений

Габа О. И. Молодежь как субъект протестных настроений

Аннотация ♦ Цель данной статьи — охарактеризовать молодежь как субъект протестных настроений и выделить те ее черты, которые способствуют или препятствуют реализации протестных намерений. В статье представлен анализ основных социологических концепций молодежи в аспекте изучения протестных настроений. Рассмотрены гуманистическая, тезаурусная, рискологическая концепции молодежи. Особое внимание уделено стратификационным, социально-групповым, социализационным и субкультурным характеристикам молодежи. Показано, что молодежь является социальной группой, значимой для обеспечения устойчивости общества и передачи социокультурного опыта, и в то же время — источником межпоколенческих конфликтов, смены поколений как социодинамики. Обосновывается атрибутивность для молодежи протестного поведения. В этой связи в определение молодежи вносится уточнение, позволяющее ее трактовать как социально-возрастную группу, основывающуюся на самоидентификации и особом социальном статусе, обладающую значительным новационным и протестным потенциалом, который выступает фактором преобразовательной социальной деятельности, характеризующейся динамичностью и перспективностью, парадоксальностью и маргинальностью, осознанием, формированием и отстаиванием собственной субъектности, вкупе составляющими предпосылку возникновения рисков в молодежной среде. Протестное поведение свойственно молодежи в силу особенностей социализационного процесса в период молодости. В этом процессе молодежь проявляет острое ощущение несовершенства общества, завышенные притязания к себе и окружающим, осознание собственной субъектности и невозможности ее реализовать в полной мере. Наличие в тезаурусах молодежи представлений о возможности и успешности протестных акций и одновременно отсутствие понимания рисков и представлений о возможностях конвенционального политического поведения в решении своих проблем способствуют росту протестных настроений в молодежной среде.

Ключевые слова: молодежь, протестные настроения, тезаурусная концепция молодежи, рискологическая концепция молодежи, маргинальность, субкультура, социализация, массмедиа.

Габа Олег Иванович — аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-51-61. Эл. адрес: uppd@mail.ru . Научный руководитель — д-р филос. наук, проф. Вал. А. Луков.

Библиограф. описание: Габа О. И. Молодежь как субъект протестных настроений // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 144–151. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.13

Дата поступления: 12.12.2014 г.

Акунина, Ю. А. (2011) Молодежные движения современной России: протест и созидание // Вестник МГУКИ. № 3 (41). С. 123–127.

Асадова, З. Н. (2014) Контркультура и проблемы современной молодежи // Международный журнал экспериментального образования. № 8-3. С. 47–50.

Бараш, Р. Э. (2012) Интернет как средство самоактуализации и революционной самоорганизации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3 (109). С. 100–109.

Вишневский, Ю. Р., Шапко, В. Т. (2006a) Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. № 6. С. 26–36.

Вишневский, Ю. Р., Шапко, В. Т. (2006b) Социология молодежи : учебник. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 430 с.

Зубок, Ю. А. (2003) Риск как фактор социального развития молодежи : дис. … д-ра социол. наук. М. 335 с.

Ильинский, И. М. (1999) Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / И. М. Ильинский и др. ; рук. автор. кол. и науч. ред. И. М. Ильинский. М. : Ин-т молодежи ; Голос. 323 с.

Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. М. : Голос. 694 с.

Ильинский, И. М. (2011) Прошлое в Настоящем : Избранное. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 840 с.

Ковалева, А. И. (2003) Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. № 1. С. 109–115.

Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.

Луков, Вал. А. (2007a) Теории молодежи: пути развития (начало) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 70–82.

Луков, Вал. А. (2009) Теории молодежи: апология их неисчерпаемости // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 58–65.

Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Мангейм, К. (1994) Диагноз нашего времени. М. : Юрист. 700 с.

Маркузе, Г. (1995) Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда. Киев : Гос. б-ка Украины для юношества. 352 с.

Сикорская, Л. Е. (2009) Кризис институтов социализации современной молодежи // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Т. 15. № 4. С. 258–265.

Чупров, В. И. (1992) Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие / отв. ред. В. И. Чупров. М. : Наука. 184 с. С. 6–14.

Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2009) Экстремизм среди молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1 (89). С. 146–166.

—>
Забыли свой пароль?
Регистрация

© Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Источник

Место молодежи в политическом протесте

Дата публикации: 09.06.2019 2019-06-09

Статья просмотрена: 636 раз

Библиографическое описание:

Аглиуллин, И. Р. Место молодежи в политическом протесте / И. Р. Аглиуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 578-580. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60346/ (дата обращения: 12.10.2021).

Ни одна из современных политических систем общества не лишена такого явления, как протест. Это связано с тем, что любые изменения в социально-политической жизни вызывают неоднозначную реакцию различных слоев населения, в том числе в форме протеста, протестных движений.

Согласно политологическому словарю, политический протест — это «вид политического участия, выражающийся в проявлении отрицательного отношения к политической системе в целом или к ее отдельным элементам, нормам, ценностям в открытой, демонстративной форме. К формам политического протеста относят митинги, забастовки, демонстрации, терроризм и т. д». [1, с.196]

Молодежь, как социальная группа отличается от других возрастных групп не только возрастом и ощущением групповой принадлежности, но и ценностными ориентирами, образом мышления и жизненными принципами. [2]

Начиная с 50-х гг. 20 в. в разных уголках земного шара не прекращаются молодежные протестные акции и митинги, которые являются первыми этапами гражданского неповиновения, а те в свою очередь перерастают в массовые волнения, революции и бунты.

Более двух миллионов молодых людей были призваны в армию США во время войны во Вьетнаме. Неудивительно, что молодежь оказалась в авангарде протестов против конфликта. По всем Соединенным Штатам студенты маршировали, проводили сидячие забастовки и агитировали против войны. На демонстрациях, подобных той, что состоялась 4 мая 1970 года в Кентском государственном университете, безоружные студенты были убиты; другие были отравлены слезоточивым газом и избиты полицией. Члены таких групп, как «студенты за демократическое общество», являющиеся одной из главных движущих сил антивоенного движения, становились мишенью ФБР. [3] Итогом протестных акций 60-х годов было достижение компромиссов с действующей властью, а также возникновение и развитие альтернативных стилей жизни и контркультур.

В Китае движение, получившее мировую известность в результате насилия на площади Тяньаньмэнь, происходило не только на площади. Оно прокатилась по Китаю, когда молодежь потребовала демократических реформ и экономической либерализации перед лицом кумовства и экономического спада. Сотни тысяч активистов, многие из которых были студентами ВУЗов, вышли на улицы с транспарантами, речами и песнями. 4 июня 1989 года протесты приняли ужасающий оборот, когда тысячи солдат спустились на площадь Тяньаньмэнь, открыли огонь по безоружным студентам и подавили движение танками и винтовками. По приблизительным подсчетам количество жертв разнится от 200 до 1500 человек погибшими и до 7000 ранеными. Итогами были полный разгром и преследование идей либерального толка. В крупнейших городах состоялись показательные суды над участниками событий. 22 июня суд Пекина вынес смертный приговор в отношении 8 активистов. [4]

Для некоторых социальные сети воплощают стереотип аполитичного молодого человека со смартфоном. Но во время арабской весны 2010 года социальные сети помогли молодежи организовать беспрецедентную волну цветных революций, которая началась в Тунисе и распространилась на Египет, Ливию, Йемен, Сирию, Бахрейн и другие страны Ближнего Востока.

Разочарованная коррупцией полиции, экономическими проблемами, нарушениями прав человека и репрессивными режимами, молодежь приняла участие в волне антиправительственных протестов. В итоге большая часть стран «арабского мира» погрязла в череде «цветных революций», гражданских войн, гуманитарной катастрофе, а также миллионным жертвам и ещё большим беженцам.

Зарубежные аналитики, такие как М. Хлоя Малдериг из Бостонского университета, считают, что арабская весна «не могла бы произойти без идеологического и численного толчка огромной массы разгневанной молодежи». [5, p. 4]

Молодежь, как социальная группа идеально подходит для мероприятий цветных революций. Это группа способна выполнить должным образом любое порученное дело. А. Фирсов отмечает следующие причины использования протестной активности молодежи как инструмента для реализации цветных революций:

1) у большинства представителей молодежи еще нет сформированного политического мировоззрения, и оно подвижно и легко подвергается манипуляциям;

2) молодежь является наиболее «легким на подъем» социальным слоем общества, поскольку ей проще оторваться от повседневных дел и сходить на митинг;

3) особенность восприятия молодежью любых массовых акций как некоего своеобразного развлечения, «тусовки»;

4) молодежь воспринимает участие в таких акциях как способ самореализации и самовыдвижения.

По мнению А. Фирсова, именно в этих особенностях группового сознания молодежи кроется ключ к ответу на вопрос, почему именно молодежное протестное движение используется в качестве детонатора для подрыва национальной безопасности в стране. [6, с. 229]

В современной российской истории количество молодежных протестных акций было относительно небольшим. Можно выделить 2 крупных митинга: 11 декабря 2010 — «против этнической преступности» и 26 марта 2017 — «против коррупции».

Митинг, который впоследствии трансформировался в массовые беспорядки, произошел 11 декабря 2010 года на Манежной площади. По разным данным, количество собравшихся на площади оценивалось от 5 до 50 тысяч человек. Митинг был посвящен памяти болельщика «Спартака» Егора Свиридова. Молодой человек был убит из травматического пистолета в ходе нападения группы выходцев с Северного Кавказа на компанию футбольных фанатов. [7, с. 163] Действия правоохранительных органов в ходе расследования убийства были восприняты в обществе как покрывательство подозреваемых, что и спровоцировало протесты. В результате беспорядки были подавлены, убийца Егора Свиридова был посажен на 20,5 лет.

26 марта 2017 на протестные митинги, под единым названием «против коррупции», по всей России вышли порядка 60 тысяч человек. Большая часть протестных акций не была согласована с властями. Самые масштабные митинги проходили в Москве (собрано порядка 15 тысяч участников), и Санкт-Петербурге (собрано порядка 10 тысяч участников). Значительную часть собравшихся составляла молодежь. [8]

Реакция властей была закономерной и предсказуемой — принятие закона о наказании за проявление неуважения к власти в интернете. «Публикация таких постов приравнивается к мелкому хулиганству. За первую публикацию грозит штраф в 30–100 тысяч рублей, за вторую в течение года — штраф в 100–200 тысяч или арест на срок до 15 суток, последующие разы — штраф в 200–300 тысяч или арест». [9]

Исходя из вышеизложенного, молодежь является активным участником политического протеста. На протяжении 60 гг. двадцатого века молодыми активистами были достигнуты значительные успехи, изменившие характер взаимоотношений в западной цивилизации. Появились множества субкультурных объединений.

В 21 веке молодежь зачастую становится объектом манипулятивного воздействия различных политических акторов, основной целью которых является дестабилизация политической ситуации в стране и насильственная смена правящего режима. Ярким примером тому является «арабская весна».

Источник

Габа О. И. Протестные настроения молодежи: теоретическая и эмпирическая каузальные модели

Gaba O. I. Protest Moods of Youth: Theoretical and Empirical Causal Models

Аннотация ♦ Цель данной статьи — предложить теоретическую и эмпирическую каузальные модели протестных настроений молодежи. Представлена систематизация факторов изменения протестных настроений с учетом, с одной стороны, комплекса объективных и субъективных факторов, с другой стороны, общих для всего населения страны, и специфических для молодежи как социальной группы. Особое внимание уделено тезаурусному подходу как в определении факторов, так и в уточнении основного понятия.

Протестные настроения определяются как вектор социального настроения, направленный на протестное действие определенного характера, детерминированный протестным потенциалом, политической культурой (наличие в тезаурусах молодежи представлений о возможности и успешности протестных акций и одновременно отсутствие понимания рисков и представлений о возможностях конвенционального политического поведения в решении своих проблем способствуют росту протестных настроений) и находящийся под воздействием организующих и мобилизующих факторов.

Ключевые слова: протестные настроения, молодежь, тезаурусный подход, теоретическая модель, эмпирическая модель, каузальная модель, индикаторы, социологические методы.

Abstract ♦ The aim of the article is to propose theoretical and empirical causal models of protest moods of youth. The author presents a systematization of the factors of changes in protest moods taking into consideration, on the one hand, the complex of objective and subjective factors, on the other hand, of the factors that are general for the whole population of the country and specific for youth as a social group. A special attention is paid to the thesaurus approach both for the determination of the factors and the clarification of the main concept.

Protest moods are defined as a vector of social mood oriented to protest action of a certain character. It is determined by protest potential and political culture (the presence of conceptualizations of opportunities and success of protest actions in youth’s thesauri and simultaneously the lack of comprehension of risks and visions of opportunities of a conventional political behaviour for the solution of their problems — all these factors foster the growth of protest moods). This vector is also influenced by organizing and mobilizing factors.

Keywords: protest moods, youth, thesaurus approach, theoretical model, empirical model, causal model, indicators, sociological methods.

Сегодня то одной, то в другой стране мира происходят события, связанные с ростом социальной напряженности. Одной из результирующих последней являются различные формы протестного поведения индивидов, их групп, социума в целом. Предпосылкой же любого реального протеста является эмоциональное отношение к объекту, аккумулирующееся в протестных настроениях. Особым субъектом протестного поведения является молодежь в силу ее активности, мобильности, импульсивности, склонности к риску и т. п., что актуализирует изучение протестных настроений данной социальной общности.

Прежде всего, необходимо определиться с основными понятиями: протестные настроения и молодежь. Определим протестные настроения как вид социальных настроений, характеризующийся неудовлетворенностью социальных групп сложившимся положением вещей, неоправдавшимися ожиданиями и, одновременно, готовностью предпринять конкретные действия во изменение субъективно воспринимаемой неблагоприятной ситуации; социальные настроения, аккумулирующие влияния объективных и субъективных факторов протеста и предвосхищающие протестное поведение.

Теоретико-методологической базой социологического изучения протестных настроений являются концепции коллективного поведения (Skolnick, 1966; Tilly, 1978; Rosenbaum, 1975; и др.), общественных движений (Смелзер, 2003) и относительной депривации (Davies, 1962; и др.). Каждая из этих теорий объясняет разные аспекты протестного поведения, поэтому целесообразно рассматривать их в совокупности, что поможет объяснить тенденции в формировании и распространении протестных настроений, а, следовательно, спрогнозировать их развитие в различных регионах нашей страны. В исследованиях протестного поведения заметен особый интерес к молодежи как социальной группе с высоким потенциалом протестности.

Молодежь — это социально-демографическая возрастная группа, основывающаяся на самоидентификации и признании со стороны общества, обладающая мощным интеллектуальным и творческим потенциалом (Ильинский и др., 1999: 22–41), выступающим фактором преобразовательной социальной деятельности данной когорты, характеризующаяся динамичностью и перспективностью, парадоксальностью (Вишневский, Шапко, 2006a) и маргинальностью (Вишневский, Шапко, 2006b: 44–45), осознанием, формированием и отстаиванием собственной субъектности (Ковалева, Луков, 1999: 150), вкупе составляющих предпосылку возникновения рисков в молодежной среде, в том числе возникновения экстремистских форм протестного поведения (Чупров, Зубок, 2009: 164). Протестное поведение в определенной степени свойственно молодежи в силу острого ощущения несовершенства общества, завышенных притязаний к себе и окружающим, осознания собственной субъектности и невозможности ее реализовать в полной мере (субъективный фактор), катализированные реальными лишениями и отсутствием возможности удовлетворения притязаний, а также внешним организующим началом (объективный фактор). Наличие в тезаурусах молодежи представлений о возможности и успешности протестных акций и одновременно отсутствие понимания рисков и представлений о возможностях конвенционального политического поведения в решении своих проблем способствуют росту протестных настроений в молодежной среде.

Теоретическая каузальная модель
протестных настроений молодежи

На основе представленных выше дефиниций попытаемся представить каузальную модель протестных настроений молодежи, сфокусировав внимание на выделении причин и факторов, способствующих их росту и учитывая особенности молодежи.

Е. М. Бабосов подчеркивает, что при составлении каузальной модели формирования протестного потенциала необходимо учитывать, во-первых, наличие объективных предпосылок; во-вторых, осознание определенными социальными группами несоответствия социальных условий жизнедеятельности, сложившихся на конкретном историческом этапе развития, интересам, ожиданиям и ориентациям данных групп (Бабосов, 2011: 85).

И так, протестное настроение — это вектор социального настроения, направленный на протестное действие определенного характера, детерминированный протестным потенциалом, политической культурой и находящийся под воздействием организующих и мобилизующих факторов. Протестный потенциал при наборе определенной критической массы настраивается на то действие, которое наиболее подходит для достижения поставленных целей, исходя из знаний и навыков протестующих, полученных в ходе освоения политической культуры (тезаурус), а также находясь под соответствующим воздействием организующих и мобилизующих факторов, переходит к протестному действию.

Коснувшись тезаурусного подхода при анализе особенностей молодежи как социальной группы и определив тезаурус как важный фактор протестного поведения, остановимся на концепции Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова несколько подробнее. В общем виде тезаурус определяется ими как «полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации», а также знаний, расширяющих понимание субъектом себя и мира и дающих импульсы для полноценной жизни (Луков Вал., Луков Вл., 2008: 67). Иными словами, в тезаурусе сосредоточены не просто знания как информационный компонент сознания, а знания, переструктурированные в целях ориентации личности, усвоенные и преобразованные в умения как свойства поведения (Луков Вал., Луков Вл., 2013: 107). С этих позиций имеющиеся у молодежи систематизированные знания о политическом процессе в целом, о возможностях протестного поведения, реальных успешных / неуспешных акциях протеста и прочем можно рассматривать как важнейший фактор ориентации молодых людей в социально-политической сфере, как своеобразный политический и протестный тезаурусы. Получаемые знания о протестных явлениях усваиваются личностью (формируется понимание этих явлений), систематизируются для более удобной ориентации в политической жизни, встраиваются в систему уже имеющихся знаний, то есть сформированные в сознании способы действия (в нашем случае — протестного действия), пройдя этап практического применения, преобразуются в тезаурусе в умения. Таким образом, реализуется «триада И. М. Ильинского» (Ильинский, 2002). Связь знания, понимания и умения находит место и в нашем определении протестных настроений: понимание сложившейся неблагоприятной ситуации вкупе с освоением знаний о протесте как социальном феномене преобразуются в осознанные способы протестной активности (умение протестовать), которые впоследствии реализуются в конкретных действиях.

На данном этапе необходимо сделать важное уточнение: протестный тезаурус может формироваться как стихийно (через СМИ, собственный опыт или опыт представителей ближайшего окружения, их рассказы об участии в протестных акциях), так и целенаправленно. В последнем случае мы имеем в виду пропагандистскую и манипулятивную работу организаторов протестных акций (не обязательно лидеров движения), которые мобилизуют социальные группы на участие в протесте — организующий-мобилизующий фактор.

Социологическое исследование протестных настроений молодежи должно базироваться не только на известных методологических подходах, но и на накопленном опыте методического характера. Это актуализирует анализ и обобщение отечественных и зарубежных методик изучения социальных настроений и протестного потенциала с выделением положительных и отрицательных сторон каждого подхода.

Эмпирическая каузальная модель
протестных настроений молодежи

Опираясь на представленную выше каузальную модель протестных настроений молодежи, остановимся на поиске индикаторов, отражающих содержание и факторы протестных настроений. Иными словами, сформируем эмпирическую каузальную модель протестных настроений молодежи (таблица 1).

Таблица 1. Эмпирическая каузальная модель протестных настроений молодежи

Table 1. Empirical causal model of youth’s protest moods

Источник

Читайте также:  Супер дня хорошего настроения
Оцените статью