Святой угодник родился в бедной семье дьякона, служившего в церквушке Новгородской губернии. Отец рано умер, поэтому Тимофей (так звали св. Тихона в миру) его почти не помнит. Мать не справлялась с содержанием детей, поэтому хотела просто отдать Тимофея в чужие люди на усыновление. Но старший брат упросил не делать этого. Тогда мать отдала мальчика в духовное училище, где Тимофей получил казенное содержание. У него были еда и одежда, также в свободное от учебы время мальчик подрабатывал.
Когда юноша постиг премудрость знаний, его назначили учителем духовного училища, в котором он сам учился. Тимофей преподавал богословие и греческий язык. Вскоре он принял монашеский постриг и получил духовное имя Тихон. Наименование Задонский он получил из-за просветительской деятельности в области проживания донских казаков, среди которых было много старообрядцев.
Дни почитания св. Тихона Задонского — 13 августа (второе обретение мощей) и 19 июля (представление).
В старости Тихон Задонский ослаб здоровьем и попросил уединения в Задонском монастыре. Ему была назначена пенсия, которую старец полностью отдавал нуждающимся. Святитель никогда не требовал для себя комфортных условий проживания и довольствовался самым скромным уютом: спал на сене и укрывался верхней одеждой (тулуп). Святитель неустанно молился, наставлял людей в вере и писал богословские труды. Но здоровье стало таким слабым, что Тихон почил, не дожив до 60 лет. Его кончина была мирной и спокойной, он будто просто уснул.
Святитель был причислен к лику святых и обрел всенародную любовь, он почитается как чудотворец. При открытии его мощей собралось около 300 000 паломников, и это в маленьком городишке Задонске. Св. Тихон является небесным покровителем монахов, учеников духовных семинарий, церковных певчих и катехизаторов.
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)
Святитель был похоронен в склепе Задонского монастыря под алтарем. Когда в монастырской обители собрались возводить новый собор, обнаружили нетленные мощи Тихона. Это было в 1845 году. Не только тела святителя не коснулся тлен, но и его одеяний, хотя в склепе было очень сыро. В Синод было отправлено сообщение о нахождении нетленных мощей. После этого Тихон Задонский был официально причислен к лику святых, хотя народ его почитал святым чудотворцем еще при жизни.
После революции начались гонения на церковь, и мощи вынесли из монастыря. Некоторое время они хранились в музеях, а после войны мощи попытались открыть для верующих. Но политика партии не позволяла открытого поклонения христианским святыням. И только в 1991 г. мощи святого обрели покой в своем монастыре в городе Задонске.
Верующие почитают свт. Тихона Задонского, к иконе которого возносят моления:
Святого просят об освобождении от пристрастия к алкоголю, наркотикам и иным привязанностям. Также Тихона Задонского молят об освобождении от колдовского влияния и порчи.
О чем еще молятся Тихону Задонскому? Когда потерян смысл жизни и все кажется серым и унылым, молитва святителя утешит в любой ситуации.
Святитель отличался взрывным характером и темпераментом от природы, но сумел укротить в себе буйный нрав и научился кротости. Поэтому ему возносят молитвы, когда желают избавиться от агрессии и злобы.
Молитва от уныния:
Молитва от депрессии:
Молитва от колдовства и порчи:
Святого Тихона Задонского просят об исцелении душевнобольных людей и бесноватых. Для этого заказывают акафисты на мощах или молятся перед иконой дома.
Молитва об исцелении:
Также святому возносят молитвы о замужестве, счастливом браке.
Молитва о замужестве:
Источник
У святителя Тихона был великий дар слова, художественного и простого сразу. Он пишет всегда с какой-то удивительной прозрачностью. Вот эта прозрачность больше всего и удивляет. В образе святителя Тихона поражает эта его легкость и ясность, его свобода, — и не только от мира, но и в мире. Это легкое чувство странника и пресельника, ничем не завлеченного и не удерживаемого в этом мире, — «и всяк живущий на земли есть путник…» В своем монастырском уходе Тихон оставался пастырем и учителем. Он оставался в мире своей чуткостью и состраданием. Он писал для этого мира, свидетельствовал о Спасителе погибающему миру, и не ищущему спасения. Это был апостольский отклик на безумие вольнодумного века. Это была первая встреча с новым русским безбожием. Это тонко почувствовал Достоевский, когда хотел именно Тихона противопоставить русскому нигилизму и в этом противопоставлении вскрыть мистическую проблематику веры и безбожия… Есть особенная настойчивость и некий импрессионизм у Тихона, когда он говорит об Уничижении и Страстях… И с тем большей силой чувствуется в его опыте обновление Византийских созерцаний. Эти светозарные видения, озарения Фаворского света, пафос Преображения, предчувствие Воскресной весны… Напряженная собранность духа сочеталась у Тихона Задонского с какой-то исключительной силой милующего внимания и любви. О любви к ближним, о социальной правде и милосердии он говорит не мягче и не слабее Златоуста… Святитель Тихон был большим писателем. В его книгах увлекает эта легкость и пластичность образов. В особенности книга «Об истинном христианстве» имела историческое значение. Это не догматическая система, скорее мистическая этика, или аскетика. Но это был первый опыт живого богословия, и опытного богословия, — в отличие и в противовес школьной эрудиции, без подлинного опыта…« — Георгий Васильевич Флоровский. «Пути русского богословия».
Издательство: Азбука веры
Год выпуска: 2020
Источник
Святитель Тихон Задонский страдал от уныния, тоски и раздражительности всю свою жизнь. Таблеток не было, приходилось терпеть.
«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение», говорит об унынии святитель Иоанн Златоуст.
«Страдают ли унынием грешники, нерадящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников», — свидетельствует святитель Иннокентий Херсонский.
Наказание грешникам. А что же святые?
Известный русский святой XVIII века Тихон Задонский (1724-1783) до конца жизни не мог освободиться от жесточайших приступов уныния, «тоски и ипохондрии», как он сам писал, хотя и всю жизнь боролся с ними. Лекарств не было. Оставалось терпеть.
Был ли он склонен к черной меланхолии изначально, по своему психическому складу, то есть, были ли у его болезни эндогенные корни?
Этого мы не узнаем, но очевидно, события детства, — ранняя смерть отца-дьячка, крайняя нищета, необходимость всегда о чем-то просить, а, уже в семинарии, насмешки товарищей над «лапотником», потому что у Тимофея, как звали святителя до пострига, не было даже сапог, — все это сказалось на здоровье и душевном состоянии некрепкого физически мальчика.
С юности святитель любил бывать один, уже в семинарии мечтал о монашестве. В 34 года был пострижен, а уже в 37 стал епископом. Был известен императрице Елизавете Петровне как священник «ради Иисуса, а не хлеба куса» и искренний наставник.
Уже посвященный в епископа владыка Тихон однажды встретился со своей родной сестрой: он в пышном облачении выходящий из кареты, она – по бедности мывшая полы у чужих людей вдова.
Судьба брата поразила ее. Святитель вспоминал, как она плача, говорила, что вспомнила сейчас, «в какой бедности они с матушкой воспитывались, что временем, и дневной пищи лишались мы. А теперь я вижу Вас в таком высоком сане!». Она называла брата на «вы», и владыка плакал.
Узнав, как приходится жить рано овдовевшей бездетной сестрице, владыка Тихон велел немедленно закончить с полами, купил светлый небольшой каменный дом (на фундаменте) с фикусами в окошках, подарил сестре, назначил от своей доли денежный доход и приказал нанять себе женщину для уборки, а сестрица с тех пор присматривала за его епископским облачением.
Владыка Тихон часто навещал единственную родную душу, но прожила сестра в таком, как сама говорила, раю, всего месяц и умерла, — подорванное здоровье сказалось.
Владыка отпел и похоронил ее, проливая слезы, а когда, «по образу архиерейской службы, приложился я к святым иконам, пошел ко гробу, открыл покрышку и осенил тело ее, она будто улыбнулась на меня», — писал он позже.
Епископ Тихон никогда не мечтал быть епископом. И по натуре, и по здоровью он считал, что это не для него.
Активная деятельность на трудной Воронежской кафедре уже через четыре года привела к полному нервному истощению.
Дошло до того, что и служить не хватало сил: обмороки, бессонница, постоянное головокружение, приливы крови к голове. Он пишет прошение об увольнении, но разрешение дается только через год.
А вот тут обнаруживается интересное: оказавшись в тихом Задонском монастыре, в 90 верстах от Воронежа, в покое и одиночестве на свежем воздухе, имея возможность молиться в безмолвии, владыка …. заскучал по людям, хлопотам, делам.
Одиночество и свободное время теперь вызывали тоску, раздражение, приступы мрачности и озлобления, о чем святитель откровенно говорит в своих воспоминаниях.
Он даже всерьез решается переменить опять образ жизни и пишет об этом прошение.
Но в Задонской пустыни живет некий старец Аарон, которого все уважают. Через келейника владыки Василия Чеботарева отец Аарон передает ему слова «Матерь Божия не велит ему выезжать», после чего епископ Тихон оставляет все попытки оставить монастырь.
Конечно, такие противоречивые, беспокойные чувства, реакции, – это и монашеское искушение, желание лукавого внушить беспокойство и томление на любом месте, где оказался. Но, если говорить о физиологической стороне уныния, человеку действительно сложно найти душе покой где бы то ни было. Когда плохо – везде плохо.
Сам владыка не скрывает, что ему приходится переживать мрачные периоды: «Видим в мире, что люди плачут, рождаются с плачем, живут с плачем, умирают с плачем. Плачут люди, потому что живут в мире — месте плача, юдоли плачевной. Плачь и ты, христианин!
Плачь, пока время не ушло, пока полезны слезы. Плачь — да не будешь вечно плакать. Плачь — и утешишься», — пишет он в «Сокровище духовном, от мира собираемом».
Видимо, ощущая некоторое облегчение, святитель любил простую работу: мог порубить дрова, принести воды, просеять муку.
«Когда же на него находило искушение, — пишет келейник святителя Василий Чеботарев, — он говаривал: «Не знаю, куда себя девать, братец».
Временами по целому месяцу владыка закрывал дверь в свою келью и только через окошко в двери ему приносили еду и воду, — настолько не чувствовал он возможности быть рядом с кем-то. Только Бог знает, что испытывал святитель, молясь в такие дни Господу.
А от Бога святителя не могла отлучить ни меланхолия, ни какая другая тварь. И Бог посылал своему терпеливцу утешения, а однажды, раскрыв Небеса, показал, в ответ на вопрос владыки, — как именно Он утешит тех, кто на этой земле страдал, но надеялся.
Источник
Оглавление:
«О, великий Угодниче Божий и преславный Чудотворче, Святителю отче наш Тихоне!
Со умилением преклонше колена и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, хвалим, славим и величаем прославльшаго тя Бога, и нам недостойным показавшаго в тебе велию милость, и всеусердно, верою и любовию чтущий святую память твою, молим тя: принеси молитву нашу к вся содержащему и спасающему человеколюбцу Господу, Емуже ты ныне с лики Ангел и со всеми Святыми предстоиши, да утвердит во святей Своей православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении вверенных им людей — право верующия соблюдати, слабый и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.
И паки припадающе, с упованием, якоже чада отца нам суща, молим тя, Святителю Тихоне, веруем бо, яко ты, на небесех живый, любиши ны тою же любовию, еюже вся ближняя твоя возлюбил еси, внегда пребывати тебе на земли, испроси у всемилостиваго Господа и всем нам подати дар коемуждо благопотребен и вся, яже к животу временному и вечному полезная, мира умирение, градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возстановление, заблуждающим на путь истины возвращение, подвизающимся в делех благих укрепление, благоделающим преспеяние, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, наставником ведение и благочестие, неведущим вразумление, сирым, неимущим и убогим помощь и заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствование, отшедшим блаженное упокоение.
Сих всех, наипаче, проси нам, Святче Тихоне, у Щедродавца Бога, яко имый велие к Нему дерзновение: тебе бо стяжахом приснаго заступника и теплаго молитвенника о нас пред Господем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение.
Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
«О всехвальный Святителю и Угодниче Христов, отче наш Тихоне!
Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении.
Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, обильно дарованною тебе от Господа, присно способствуещи нашему спасению.
Приими убо, ублажаемый Угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго.
Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да прибавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших и да избавит ны вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми Святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.»
«Отец наш Тихон, восхваляем тебя! Ты угодник Христовый, святитель Божий! Бытие твое подобно ангельскому, подобно ангелу ты явился и даровал людям надежду. Направляем тебе свою веру и мысли свои благие. Благосердие твое, помощь твоя наши души спасает. Ходатайствуй о нас перед Господом, проси для нас спасения душевного. Услышь наши мольбы недостойные, будь милостив к нам, заступись за нас. Одари нас мудростью, убереги от зловерия человеческого, защити нас от деяний и помыслов недобрых. Помоли о нас перед Господом, подаруй нам силу великую, милость благую. Обращаются к тебе грешные и недостойные рабы Божьи (имена), просим об исцелении язв наших телесных и душевных. Избави нас от ран на телах наших. Пусть растворят слезы умиления и сокрушения каменные сердца наши. Вразуми нас о покаянии, избави от вечных мук и огня геенского. Пусть верным людям будет дарован мир и тишина, здравие и спасение, успех в делах, людей добрых на пути, благочестие и чистоту. Молимся тебе и воспеваем образ твой. Во имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков.»
«О великий угодниче Божий и преславный чудотворче святителю отче наш Тихоне!
Со умилением припадающе к иконе твоей, молим тя: принеси молитву нашу к человеколюбцу Господу, да дарует же с долгоденствием душевное же и телесное здравие рабам Божиим (имена) и прихожанам святаго храма сего, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недостойных рабех Своих, да растворит окаменелыя сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших и да избавит ны от вечных мук и огня геенского, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.»
«О святителю, отче наш Тихоне!
Услыши нас и потщися благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недостойных рабех Своих (имена), да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго, да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение, да тако сподобимся, со Ангелы и со всеми святыми, славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.»
Сохранить молитвы в социальных сетях:
Источник