Молитва серафима саровского радость моя

Радость наша батюшка Серафим

Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение

Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом «Радость моя! Христос воскресе!» Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. О том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали священники Димитрий Шишкин и Николай Булгаков.

«Если мы не имеем полной любви,
будем делать дела любви»

— Когда мы говорим о христианском отношении к ближнему, надо помнить о том, что ласковость может легко перейти в ласкательство и человекоугодие. Чрезмерной лаской и «снисхождением» можно ведь и погубить человека. Особенно это видно в наше время, когда именно «человеколюбием» оправдывают крайнее снисхождение к человеческим страстям и порокам. Святые отцы всегда отличали отношение к самому человеку, как бы низко он не пал, от отношения к духам тьмы, к страстям, которые тем или иным человеком обладают.

Нам не хватает тех, кто, утешая нас, не льстил бы нашему самолюбию и эгоизму

Ласковое отношение Божия угодника преподобного Серафима — особого свойства: оно проистекает из глубины боголюбивого сердца. И это боголюбие, выстраданное и обретённое как бесценный дар, позволяет по-настоящему любить человека именно в осознании его действительного призвания. Любовь и ласка преподобного Серафима обымают всего человека, содействуя не одному лишь его душевному и телесному спокойствию, но более всего – спасению в вечности. Как же нам не хватает таких людей, которые, утешая и вдохновляя нас на духовную жизнь, в то же время не льстили бы нашему самолюбию и эгоизму. И именно таков преподобный Серафим! Ласка его, крайне сердечное тепло и любовь распространялись, как правило, на тех, чья душа была умягчена покаянием или хотя бы склонностью к нему. Именно к покаянию и побуждает в ещё большей степени истинная любовь и духовная ласка. Но если преподобному встречался надменный и гордый человек, закосневший в грехах и не желавший меняться, мы видим совсем другие примеры — немалой суровости и даже обличительной жесткости. Впрочем, и эта жесткость исполнена на самом деле любви и крайней тревоги за вечную будущность человека, за его спасение.

Нам, конечно, нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорили неоднократно святые апостолы. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Потому и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Не говорит «попросите», но «просите», то есть в своём благом желании, в душеполезной просьбе нужно проявлять настойчивость и терпение, простирающиеся даже до последнего мгновения земной жизни. Так уж устроена духовная жизнь – ни на чём здесь нельзя останавливаться окончательно, ничто нельзя считать делом решенным. Во всём требуется крайнее трезвение и внимание. И в деле стяжания любви – тоже.

Но даже если мы не имеем той самой сердечной и полной любви, от которой проистекает действительно духовное и ласковое обращение с ближними – будем, по крайней мере, делать дела любви. Уже одними добрыми поступками, совершаемыми ради Христа, будем стараться угождать Богу. И Господь, видя нашу нужду, нашу сердечную просьбу, видя наше постоянство в доброделании – непременно подаст нам духовную любовь к Нему и ближним, а это — самое великое сокровище христианина!

Вот в этом постоянстве, в этом повседневном и тщательном исполнении Заповедей Христовых, в сокрушенной и внимательной молитве, и заключён, вероятно, главный «рецепт» стяжания любви от преподобного Серафима.

«Вера делает добрым отношение к любому человеку»

— «Радость моя!» — так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил.

Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», — такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь.

Но откуда ее взять, эту ласковость? Она же должна быть искренней. Ласковым не очень-то притворишься. Если постараешься нарочно говорить «Радость моя!», а в твоих словах будет холод, толку не будет.

Главное — не то, что снаружи, а то, что внутри. На внешнем далеко не проедешь.

Как же это у преподобного Серафима получалось? Как получалось говорить благоуветливым голосом со всеми — хотя, вероятно, посещали его и те, что говорили с ним не благоуветливо.

И ведь приходившие к нему были грешниками! Батюшка Серафим всё про них знал — больше, чем даже они сами про себя. Господь ему открывал. Почему же они были для него радостью? Чем же они его радовали?

А тем, что они — люди. Что они живут на свете. Что их Бог создал. Что Он их любит, промышляет о них, терпит, прощает, заботится: присылает к Своему угоднику за советом, а тому дает мысль благую — которая будет им полезна. Им станет легче жить, радостнее…

Бог — во всем! Всегда.

Вера делает добрым отношение к любому человеку

Вера делает добрым отношение к любому человеку. Память о Боге. О том, что Господь этого человека уже любит — раньше, чем ты его увидел, стал поворачиваться к нему душой. И даже когда отворачиваешься от него, забываешь, — Господь не забывает и не отворачивается. Что бы тот ни делал.

«Христос воскресе, радость моя!» — говорил преподобный, напоминая приходившим к нему о главной радости всех людей, в которой могут утонуть все наши горести, ибо горести здесь всегда временные, а пасхальная радость — вечная.

Отец Небесный Своей любовью обнимает весь мiр — Свое творенье, каждого человека, и преподобный Серафим, постоянно живя с Богом, постоянно чувствовал это.

Читайте также:  Может ли стресс спровоцировать температуру у взрослого

Когда мы находимся рядом с горячо любимым нами человеком, когда нам отвечают взаимностью, когда мы вот так, безбрежно счастливы и всё наше естество переполняет это счастье, свалившееся на нас с Небес Божье чудо, то ничто не может затмить для нас этой главной радости, переливающейся через край. Мы светимся изнутри, и этот свет изливается на всех, кто в это время рядом с нами: все они — нам друзья, они — соучастники нашего счастья, мы всех готовы обнять и всем сказать: «И ты — радость моя!»

Вот такое счастье было в душе преподобного Серафима.

Батюшка Серафим радовался радостью нескончаемой, касающейся всех людей

Только он радовался не нашей временной, зыбкой, ограниченной радостью, ибо мы, грешные люди, увы, не постоянны — и сами, и предметы нашего обожания. Он радовался радостью куда большей, нескончаемой, вечной, касающейся всех людей — явися бо общее Царство, как провозгласил святитель Иоанн Златоуст в своем переполненном этой безграничной радостью Огласительном слове во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.

Да, мы тоже в пасхальную ночь радуемся, наших сердец касается это небесное ликование. Но ночь проходит, мы разговляемся, начинаются будни, и пасхальная радость в них, увы, растворяется.

А у преподобного Серафима это было не так! Он смотрел на жизнь реально — как она есть на самом деле. Ведь Воскресение Христово не проходит, не исчезает из нашей жизни даже после отдания праздника Пасхи. Оно не уменьшается нисколько, ни при каких обстоятельствах, ни при каких наших настроениях и отношениях друг с другом, ни при каких наших грехах! Сияет тем же светом, что и во всерадостную пасхальную ночь!

Об этом Святая Церковь напоминает нам каждую неделю. Каждое воскресенье мы празднуем «малую Пасху». В субботу вечером нам предлагается оставить всякую будничную суету, прийти в храм и пережить вновь главное событие всей человеческой жизни. Недаром именно этот праздник пронизывает весь календарный год. Воскресное богослужение — это камертон, по которому должна настраиваться наша душа для всей нашей жизни — для всех мыслей, чувств, поступков. Вот почему каждому православному человеку подобает в субботу вечером и в воскресенье утром быть в храме.

Но и это нам не всегда помогает жить пасхальной радостью, пасхальной истиной так, чтобы это было главным событием нашей жизни, от которого бы в ней всё отсчитывалось, превозмогая все ее немощи и всю ее тьму своим немеркнущим светом — так, как мы слышим в пасхальную ночь, но уже ближе к рассвету, на Литургии, когда среди окружающей тьмы сияют, как никогда в году, все наши храмы, и раздаются слова Евангелиста: И свет во тме светится, и тма его не объят (Ин. 1, 5).

«Нет нам дороги унывать, Христос победил всё. » — напоминал преподобный.

В том-то и дело — и этому нас учит преподобный Серафим, — что наше отношение к любым обстоятельствам, к каждому человеку не должно зависеть напрямую от того, какой это человек — тем более, что мы этого по-настоящему и знать не можем, знает один Господь. Не должно зависеть от того, что он делает — даже и нам лично. Ко всему можно относиться так — а можно иначе. Любого грешника можно любить и любого — ненавидеть. Дело за нами.

Это надо иметь в виду! А то мы, например, осуждая кого-то, выражая свое недовольство, говорим в свое оправдание: «Ну, а как же я могу еще к нему относиться, когда он так делает?»

Святой Алексий (Мечёв) говорил: “Если видишь человека согрешающего, значит, нужно о нем молиться”

Нет, к этому самому можно относиться и по-другому. Не осуждать, например, а сочувствовать, жалеть, стремиться помочь. Святой праведный Алексий (Мечёв), старец московский, говорил: «Если видишь человека согрешающего, значит, нужно о нем молиться».

Более того! Чем больший он грешник, чем хуже он поступает, тем больше ему нужна любовь, помощь, забота, молитва.

В этой свободе нашего отношения ко всем и ко всему — еще одно (или главное?) проявление данного нам Богом дара свободы, которым человека украсил Бог, по слову святителя Григория Нисского.

Такую любовь, серафимовскую, Господь сподобил в наше время видеть в старце протоиерее Николае Гурьянове, который был воистину «серафимовского» духа. И так же, как преподобный Серафим, говорил: «Когда умру, вы ко мне на могилку приходите и, как живому, всё мне говорите». И люди приходят все эти годы — 24 августа минует уже 12 лет со дня его блаженной кончины.

Главное в духовной жизни — это любвеобильное отношение ко всему окружающему

Батюшка Николай имел не только дар любви от Бога, но поскольку сам так много страдал в безбожное время, да и до последних своих дней, что ценил, жалел абсолютно всё живое — даже мух не убивал, а кормил сахарком… Он так и говорил, что главное в духовной жизни — это любвеобильное отношение ко всему окружающему. Это взгляд на жизнь из нежизни. Кто смотрел в глаза смерти, как преподобный Серафим, для того жизнь — прежде всего Жизнь, великое Божье чудо, а потом уже — какого она качества: удобная для нас или не очень, по нашему желанию протекает или иначе.

На нашу долю, слава Богу, не выпали такие страдания. Но возможность смиряться у нас есть: и перед обстоятельствами, и перед своими немощами, и перед чужими, и перед каждым человеком. Без этого мы не можем к нему искренне хорошо относиться, свободно от себя, от своих мыслей, от своего восприятия другого человека. Поставив его впереди себя. Что, собственно, и есть любовь.

Тайна христианства — в смирении. Смирение — это, конечно, самое трудное. Это еще одно божественное свойство. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем… (Мф. 11, 29), — сказал Господь.

Читайте также:  Почему у ботов есть чувства почему

Быть «всего лишь» рабом Божиим, «всего лишь» «служкой Божией Матери», — но свободнее этого «рабства» и выше этого служения ничего нет.

Мы приходим в Церковь, мы воцерковляемся, мы начинаем соблюдать молитвенные правила, стараемся поститься, читаем духовную литературу, приступаем к Таинствам… Всё это очень хорошо. Но без смирения это еще не всё. Без настоящего смирения, без доверия Богу больше, чем себе (а на всё ведь воля Божия), главного-то, может, как раз и нет.

Преподобный Серафим, прежде чем стал именовать приходивших к нему «радостью» и «сокровищем», совершил многолетний подвиг затвора. Он не только не смотрел телевизора, но даже когда мимо проходил человек, бросался лицом на землю, чтобы не смутить свое сердце.

Нам нужна серьезная работа над собой

То есть нам нужна серьезная работа над собой. «Перестройка души на евангельский строй», по слову протоиерея Сергия (Орлова, в монашестве Серафима; 1890–1975).

«Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся…», — говорил преподобный.

Стяжание Духа Божьего — к этому он нас призвал.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас! Помоги нам, научи нас стяжать дух мира, дух любви и смирения, которые ты стяжал так обильно, что стал символом подлинной Христовой любви ко грешному человеку!

Источник

Радость моя! Серафим Саровский

/Путь Святого Серафима Саровского/

«Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.»
/ Мудрость Святого Серафима Саровского/

Учение Святого Серафима:
«Душа должна безропотно страдать!»
Взяв на себя долготерпенья схиму,
Она найдёт и в боли благодать!
Своею скорбью подавляем страсти,
В страданьях пребывая много дней,
Нам искуситель больше не опасен,-
Мы стали и мудрее и сильней!
Находим в красоте духовной счастье,
Себя к страданьям приобщив Христа.
Перестают нам душу рвать на части.
Жестокость, похоть, жадность, клевета…

И вот уже нам ближе и дороже
Все те, кого не замечали мы,
Живущие во имя Славы Божьей!
Не ради веса собственной мошны!
С природой ты когда-то в дружбе не был,
В душе не таял безразличья лёд.
Теперь ты начинаешь видеть небо.
А в небе наблюдаешь птиц полёт!
Придёшь ты к Богу рано или поздно,
Поняв, что Он — единственно велик!
Чем ночь темней, тем ярче светят звёзды,
И в этом свете виден Божий Лик!

К страданьям и невзгодам став привычным,
Ты не пускаешь в душу злобы тень,
Ты БОГУ благодарен безгранично
Уже за то, что видишь новый день!
На небе благодатно солнце светит.
Как много дарит нам Господь утех!
А во дворе смеются громко дети,-
Тебя не раздражает этот смех.
Везде и всюду жизни проявленье
Тебе теперь так дорога она!
Встаёшь ты перед БОГОМ на колени,-
В душе любовь, покой и тишина…
.

Мы представляем с Вами очень плохо,
Не знаем всех превратностей судьбы,-
Как Серафимом стал мальчишка Прохор,
Пройдя весь путь страданий и борьбы?

Ему 7 лет. Он влез на колокольню:
Хотел на небо глядя, помечтать…
Сорвался и упал. Ужасно больно!
Но он себя с земли заставил встать.
А в 10 отказали руки – ноги,
И разум погружается во тьму…
К спасению закрыты все дороги,
И стать «растеньем» предстоит ему!
Одна осталась у него дорога —
Вернейшая из всех земных дорог:
Взывать душою к милосердью БОГА,
Просить, чтобы Господь ему помог!

Свершилось чудо:
Он увидел лица.
Свет воссиял, и расступилась мгла.
Прекрасная Небесная Царица
К нему со свитой ангелов пришла!
В беседе с Ней познал он очень много,
Как будто в душу лился дивный Свет:
«По жизни должен ты идти за БОГОМ,-
Пути иного в Божье Царство — нет!»

Шли утром богомольцы мимо дома,
По Курску совершая крестный ход.
Они несли старинную икону,
Которой поклонялся весь народ.
Заступница, Небесная Царица!
Стекались люди к Ней со всей Руси
Перед прекрасным Ликом помолиться
И слёзно исцеленье попросить.
Мать на руках несла к иконе сына,
Он с Верой к Богородице приник.
Исчезла боль. Неведомая сила
Наполнила всё тело в тот же миг!

Услышал мальчик ангельское пенье,-
Своей судьбы услышал голос он:
«Кто путь пройдёт в молитвах и смиренье,
Тот будет вечной жизнью одарён!»
……………………………………………….

Жизнь юного послушника сурова.
Что привыкают быстро,- люди врут!
Как и в других, в монастыре Сарова
Весь день молитвы и тяжёлый труд.
Бесовский искус тихой сапой лезет,
Нашептывает прямо в душу враг,
Что можно жизнь свою прожить полезней,
Себя не отрешив от плотских благ.
Ещё не поздно в грешный мир вернуться,
Там где друзья, где мать его и дом,
В мирскую жизнь всецело окунуться
И жизнь прожить купеческим трудом.

Мать Божию вдруг вспоминает снова,
Когда Она пришла его спасти:
Он дал себе торжественное слово,
Всю жизнь в служенье БОГУ провести.
И вновь встаёт послушник на колени,
Чтоб погасить своих соблазнов жар.
Молитвы и поста самозабвенье
Его спасают от бесовских чар!
Терзаемый сомненьями вначале,-
У Господа унынье не в чести,-
Старается изгнать свои печали,-
В молитвах силу духа обрести!

Но если душу рвёт борьба на части,-
Суровый, неотъемлемый закон,-
С душой страдает тело очень часто:
Водянкою три года болен он!
С большим трудом всегда встаёт с постели,
И даже ночью не приходит сон!
Раздулось жабой ненавистной тело…
Он болью и тоской не покорён!
Высокая духовная отвага:
«Коль суждено нам за грехи болеть,
Прими свои недуги, словно благо,-
Они помогут страсти одолеть!»

В душе спокойней с каждым днём и тише.
Соблазнов больше пламя не горит,-
Он будто бы далёкий голос слышит,
Который ему тихо говорит:
«Пусть навсегда уйдут сомнений тени!
Пусть будет дух твой стоек и силён!
Кто путь пройдёт в молитвах и смиренье,
Тот будет вечной жизнью одарён!»

Читайте также:  Почему важно уметь контролировать свои эмоции сочинение

Запало в душу праведное Слово,
И понял, что иного нет пути.
Увидел Богородицу он снова:
Она пришла, чтоб вновь его спасти!
Кто удостоен был такой же чести?
Не многих мы припомним имена.
Пришла к нему с апостолами вместе
И так сказала спутникам Она:
«Вот, юноша! Ему сегодня плохо,
Но не привык он плакать и роптать!
Сей Божий раб, благочестивый Прохор,
Великим Серафимом должен стать!
Пусть навсегда уйдут сомнений тени!
Пусть будет дух твой стоек и силён
Лишь в Вере в БОГА — ваше исцеленье!»
Очнулся Прохор, понял, что не сон.

Наполнена благоуханьем келья,
От стен и свода льётся Дивный Свет…
Легко поднялся со своей постели,
Почувствовав, что боли в теле нет!
« В смирение судьбы моей дорога,
Душа в молитве свой вершит полёт.
Спасение души я вижу в БОГЕ!
Я вынесу всё то, что Он пошлёт!
Душа моя очистилась, окрепла!
В плуг превратит лишь только молот сталь!»
Смахнув сомненья, словно хлопья пепла
Он принял постриг! Серафимом стал!
…………………………………………………

Отшельничество мы понять не можем,
Зачем такой обычай завели?
А есть ли прок в том человеке Божьем,
Что молится от всех людей вдали?
В густом лесу, в горах, в пустыне где-то…
Что позабыли эти люди там?
В сырых пещерах, без еды и света,
Где скорби всюду ходят по пятам.
Без ближних и родных проходят годы.
Зачем? К чему? — мы задаем вопрос.
Нужны ли нам лишенья и невзгоды?
Возможно, мой ответ не очень прост:

Одной лишь Божьей милостью хранимы,
Стремясь порвать желаний плотских нить,
Они в духовном царстве пилигримы,
Где дух ничто не может осквернить.
Душа ещё мир искушений помнит,
И молится отшельник целый день,-
Он должен совершить духовный подвиг
Во искупленье всех грехов людей!
Мир искушений нашу совесть глушит,
Съедают Веру страсть и суета…
В уединенье расцветают души,
Умея путь найти к стопам Христа!
Наполнено великой силой Слово,
Что одолело боль душевных ран.
Молитва Богу одного святого
Равна молитве тысячи мирян!
Прекрасных душ прекрасные порывы
О судьбах мира «вопиющий глас».
Молитвами святых мы с вами живы.
По ним Творец прощает грешных нас
…………………………………………….

Взяв на себя отшельничества схиму,
Живёт в лесу один не первый год.
Избушка – келья есть у Серафима,
А рядом на поляне — огород.
Он кормится картошкой с огорода.
«Унынье духа – главная из бед!»
Он очень часто пьёт одну лишь воду,
И сныть – трава на завтрак и обед!
Труд и молитва с самого рассвета,-
Всегда изгонят из души печаль.
В одной одежде и зимой и летом,
Казалось, холод он не замечал!
Над головою купол неба синий,
В сосновом царстве дышит Дух Святой
В горячей вере черпает он силы.
Живёт, любуясь Божьей красотой!

Душа его подверглась испытанью,
К которому он был уже готов:
Когда творил молитву, слышать стал он,
Вдруг мерзость бранных, богохульных слов.
Молиться начал, стоя на коленях
На твёрдом и холодном валуне.
Сжигал молитвой злобных мыслей тени
Не день, не два, а ровно 1000 дней.
Находим мы немногие примеры,
Величия духовной чистоты,
Такой любви и безграничной Веры,
Что человека делает святым!

Произошло преображенья чудо-
Теперь душа спокойна и чиста!
Он с Богом говорит и видит всюду
Лик несравненный Матери Христа
Он принимает каждый день, как счастье,
Согреть своей душой весь мир готов.
Приходят люди отовсюду часто.
Для них он не жалеет добрых слов.
С людьми стремится счастьем поделиться,
Их принимая, как своих детей,
Они уносят малые крупицы
Того, что он хранит в душе своей.

Разбойники нагрянули однажды,-
Попутал бес безумцев может быть,-
Томимые греховной, дикой жаждой:
Отшельника ограбить и убить!
Осуществляя план бесчеловечный,
Они вопили: «Где твоя казна?!»
Избит жестоко, страшно изувечен.
Проломлен череп, грудь повреждена.
Потом злодеи устремились в келью.
А там всего лишь несколько икон,
Пяток картошин отыскать сумели,-
До них дошло, что очень беден он!

О, как прекрасна ты, любовь людская –
Родник святой духовных наших сил!
Шёл в монастырь он, кровью истекая,
И за своих мучителей просил:
« Я не судья! Безумны люди эти
Лишь потому, что жизнь их – сущий ад!
Прости, Господь! Они – всего лишь дети!
Того не понимают, что творят!
Возможно, что они достойны ада,
И душам их гореть теперь в огне…
Но только за меня карать не надо!
Всё вынесу, лишь дай терпенье мне!»

К нему пришли учёные светила,
Чтоб Серафиму чем-нибудь помочь.
Тем эскулапам веры не хватило,-
Сказали, что умрёт он в ту же ночь.
Привыкли мы земною меркой мерить.
Но с Верой человек в сто крат сильней:
Отверзлись вдруг невидимые двери,-
Мать Божия пришла. Святые с Ней!
«Вот, ближний наш!- сказала Иоанну,-
Молитвами спасает род людской!»
Прикосовеньем исцелила раны
И боль сняла владычною рукой…
…………………………………………..

Как счастлив я, что рассказал об этом,
Поведать Вам о силе Веры смог…
Он был теплом! Лучом прекрасным света,
Который душам посылает БОГ!
Немало испытав невзгод и боли,
На жизнь и на судьбу он не роптал,
Себя отдав всецело Божьей воле,
Носителем любви всевышней стал!
Не ослабел ни разу и не сдался!
Звездой надежды осеняя ночь,
Тем, кто пришёл в духовную усталость,
Он помогает беды превозмочь!

Смирением, и безграничной Верой
Нас убеждает: «Горе – не беда!»
Учил и учит собственным примером,
Что человеком надо быть всегда!
На самом дне счастливыми быть можем,
Когда невзгодам нашим нет конца.
Коль мы живём по Заповедям Божьим.
Мир обретём в объятиях Творца!
Приняв душою Божии Законы,
Остаток жизни в БОГЕ жить хочу.
Опять молюсь перед святой иконой
И вслед за Серафимом я шепчу:

Источник

Оцените статью