Молебен от уныния депрессии

Как уберечься от депрессии?

Журнал «Трезвое слово», май 2009, с.16-18.

Депрессия от латинского слова depressio, что означает “прижимать, угнетать”) – сниженное, подавленное настроение, сопровождающееся вялостью, утомляемостью, уныло-пессимистической оценкой происходящего. Страдание это известно человечеству с незапамятных времен. С того времени, как произошло грехопадение человека. Еще Гиппократ описывал сходное психическое состояние, которое именовалось как “меланхолия”. В Священном Писании приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета. Достаточно вспомнить, например, царя Саула, которому облегчение от тоски приносили псалмы Давида.

Современное понимание депрессии как болезни начинается с середины XIX века. Около 75% людей, страдающих депрессией, хотя бы единожды помышляли о самоубийстве, а 10-15% лиц от этого числа совершали его. Поэтому сложно переоценить всю важность и сложность поднимаемой темы.

Депрессия оказывает неблагоприятное воздействие на соматическое (телесное) здоровье. В случае депрессии страдает иммунитет, снижается сопротивляемость организма. Депрессия поражает одновременно тело, ум и душу.

Невроз – это личностный кризис

К психогенным депрессиям относят невротическую депрессию, реактивную депрессию, возникающую после тяжелых стрессов и потрясений. Невроз – это личностный кризис. Это столкновение желаемого и действительного. И зачастую это проблема духовная.

Во все времена были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи смерчи. И трудно сопоставить, скажем, в какой степени нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последнее время? Причина, думается, одна – в безверии, в потере человеком духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни.

Оказывается, что главное в происхождении невроза не стрессы и неприятности, а личность человека. Причем личность, внутренне расстроенная. Грех, как корень всякого зла, влечет за собой невротические расстройства. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение. По словам святителя Феофана, “внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения”. Глубокий невроз – показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада.

Святитель Феофан Затворник указывает и на то, что “естественное отношение составных частей человека должно быть по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему, тело должно подчиняться душе, душа – духу, а дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом – от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло, и должно было произойти, смятение во всем составе человека: дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу”.

Профессор Д.Е. Мелехов полагает, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнано, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой (интрапсихический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический). Повторим, что невроз – это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. “Вера же есть смирение”, – говорит святой Варсонофий Великий.

Значительная часть депрессивных состояний – следствие греховного образа жизни, следствие губительного действия греха на душу человека. В первую очередь эти слова относятся к невротическим депрессиям, которые сродни греховным страстям печали и уныния. Депрессия – своего рода сигнал о ее неблагополучии, бедственном положении. Но это не плач о грехах, а мучение нераскаянной души, которой демоны нашептывают: “Все плохо, надеяться не на что…”

Депрессивный невроз чаще всего начинается из-за жизненных сложностей. При этом у человека снижается настроение, его ничто не радует, все раздражает, он впадает в уныние, тоску, печаль, окружающее предстает в мрачном свете. Очень часто подобные состояния возникают из-за того, что “жизнь сложилась не так, как хотелось бы”, не осуществилось желаемое, произошел какой-то конфликт, нанесена была та или иная обида.

Читайте также:  Как сказать по английски у меня нет настроения

Но не всякая печаль греховна. Во дни горести и печали человек становится равнодушным ко многим страстным движениям своей души. Честолюбие, деньги, чувственные удовольствия – все это в такие периоды жизни отодвигается на задний план. Как в счастье человек скоро забывается, так и в несчастье он волей-неволей обращает свои мысли к самому себе, глубже и лучше осознает свою греховность.

Но если этого нет, если печаль – для печали, а покаяние подменяется невротическим “самоедством”, которое, кроме разрушения, ничего не дает душе, то, очевидно, что произошла подмена. Такая печаль – греховная страсть.

Конечно, и ложь, и клевета, и обиды не приносят душе радости. Но если человек, а тем паче православный христиан, ими совершенно сломлен и длительно пребывает в печальном настроении или, более того, в состоянии отчаяния, полной потери самообладания, надежды на милость Божию и веры в святость Промысла Божия о человеке, то это – отнюдь не христианский настрой, это уже грех. В таком случае лукавый так и ждет, что человек оступится и ввергнется в пучину тяжких переживаний и тоски.

Печаль – это всегда сожаление о потерянном, неосуществившемся. Унынию же зачастую предшествуют леность, чрезмерное любление комфорта, самовлюбленность.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) определяет греховные страсти уныния и печали следующим образом:

ПЕЧАЛЬ – огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение во обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста. УНЫНИЕ – леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном. Перехождение с места на место. Празднословие. Шутки. Кощунство. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

Печаль приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. К примеру, человек не получил ту сумму денег, какую хотел, или чувства были отвергнуты его избранницей и тому подобное.

Греховные страсти взаимосвязаны и находятся во взаимном влиянии друг на друга. Так, гордость и тщеславие “поддерживаются” чревоугодием и блудом. Уныние, печаль подстерегают того, кто не обрел крепкую веру в Бога.

Лечение депрессии

Если говорить о лечении депрессии, то понятно, что психогенные депрессии – это проблема личности, и лечится такой вид депрессий преимущественно духовными и психологическими средствами. Для православного человека – это борьба со страстями, путь терпения, смирения, незлобия и любви. Наряду с этим, конечно, важны: отдых, физическая активность, свежий воздух, достаточный сон.

Депрессия эндогенная, как правило, не может быть излечима без назначения необходимых медикаментов. Назначает их врач-психиатр. Различают множество разновидностей эндогенной депрессии: тревожная депрессия, депрессия с утратой эмоциональных реакций на окружающее, депрессия с раздражительностью или злобой, с навязчивыми страхами. В ряде случаев требуется госпитализация и интенсивная терапия в условиях стационара.

Одним из действенных психологических приемов является рационализация. Прежде всего надо успокоиться, помолиться, потом взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся затруднительную или конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения, возможные пути решения этого конфликта, взвесить все “за” и “против”, усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения. Попутно можно разглядеть некоторые ранее не замеченные обстоятельства. Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем дольше будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Будем помнить это и трезвиться.

Предусмотрительность. Несмотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются и представляют собой как бы некое “клише”. По опыту известно, что можно “спотыкаться”, терять душевный мир или впадать в прегрешения регулярно, в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо заранее готовить себя к трудностям, важным разговорам, встречам, ответственным шагам. Причем готовиться следует не только размышлением, но и молитвой, беседой с духовником, его советом и благословением.

Читайте также:  Может ли чувству 20 лет

Переключение – простой и эффективный прием. Одному доставляет радость работа на даче, другому – вечер в общении с семьей. Умение отдыхать с пользой для души – премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.

Уединение и безмолвие. Совершенно необходимо каждому из нас время от времени уединяться, побезмолвствовать, привести в порядок мысли, помолиться в тишине, отключиться от повседневных забот.

Терпение скорбей. Как говорил преподобный Серафим, “нет скорбей – нет спасения”. А преподобный Симеон Новый Богослов наставляет нас так: “Как одежду, измаранную грязью и всю оскверненную какой-либо нечистотой, невозможно очистить, если не мыть в воде и не стирать долго, так и ризу душевную, оскверненную тиною и гноем греховных страстей, иначе отмыть нельзя, как только многими слезами и перенесением искушений и скорбей”.

По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), “искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей.

Души, будучи преданы различным скорбям, явным, наносимым людьми, или тайным, от восстания в уме непотребных помыслов, или телесными болезнями, если все это претерпят до конца, то сподобляются одинаковых венцов с мучениками и одинакового с ними дерзновения”.

Духовный совет
святителя Игнатия (Брянчанинова)

“Присылаю вам рецепт духовный и советую вам употребить предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особенно в минуты усиленных страданий, и душевных, и телесных… Уединяясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова, следующее:

“Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь, достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем!”

Должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву, отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут пять или десять, пока не ощутите вашу душу успокоенною и утешенною. Причина этого ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии.

Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, – отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (1Сол. 5,18)”.

По кн. Д.А. Авдеева “Уныние и депрессия.
Сходства, различия, врачевание”. М., 2008

Источник

Как пережить горе и утрату и не сломаться? Подходы к лечению расстройств адаптации и психосоматических нарушений.

Структура статьи

«Господи! Дай мне терпение выдержать то, что я должен выдержать, силу изменить то, что я должен изменить и разум, чтобы отделить одно от другого»(Молитва царя Давида).

Нередко к неврологу на прием приходят люди, пережившие в недавнем прошлом тяжелый стресс — смерть близкого человека, переезд из другого города или страны со сменой всего окружения, развод, предательство друга, гибель любимого домашнего животного, потерю работы, тяжелую болезнь или операцию, оставившие серьезные последствия, и др.

У разных людей — и стрессы разные: у одного дом сгорел — он погоревал недолго и отстроил новый, другой не может прийти в себя несколько лет после гораздо менее серьезной потери. Адаптация у всех происходит по-разному. Но ее нарушения нередко сочетаются с психосоматическими расстройствами.

Пациенты, страдающие от не пережитой до конца реакции горя, по разным причинам не хотят идти к психологу или психотерапевту — не верят в лечение словом, боятся раскрыть душу перед незнакомым человеком или считают, что их плохое самочувствие никак не связано со стрессом и стремятся найти другую причину. Они могут месяцами ходить от одного врача к другому (с подобными пациентами часто сталкиваются гастроэнтерологи , кардиологи , аллергологи , а иногда и хирурги), так и не находя облегчения своему состоянию, потому что причина их страданий лежит в сфере не физической, а психологической, душевной.

Читайте также:  Как называется эмоциональная память

На что, как правило, жалуются эти пациенты неврологу?

Самая частая жалоба — бессонница. Им трудно заснуть, сон может быть прерывистым, пациент просыпается в 4-5 часов утра и дальше не может заснуть, хотя на работу нужно вставать в 7.

Головная боль — тоже нередкий симптом. У пациентов могут быть тупые, ноющие и давящие, монотонные головные боли умеренной интенсивности (хотя могут быть и более сильные боли), иногда они ощущают тяжесть в голове, несвежесть, трудности сосредоточения внимания, ухудшается память и работоспособность.

Некоторые пациенты замечают, что стали более раздражительны, тревожны, или, напротив, более вялы и апатичны.

Порой пациент жалуется на головокружение, которое ощущается внутри головы, подобные головокружения могут возникать приступообразно в метро, лифтах, самолетах, крупных супермаркетах или просто при выходе на улицу из дома.

Очень часто у больных могут наблюдаться постоянные боли в поясничном, грудном или шейном отделе позвоночника. И, несмотря на небольшие и неопасные изменения, выявленные при рентгенографии или томографии позвоночника, применение разных лекарственных и нелекарственных методов лечения (таблетки и инъекции, физиотерапия, массаж, иглорефлексотерапия и др.), боль никак не проходит.

Только при тщательном и доверительном расспросе удается выяснить, что пациент подавлен случившейся психологической травмой, у него часто (или постоянно) плохое настроение, он разучился радоваться жизни, как раньше, не видит перспектив в сложившейся ситуации.

Опытный врач понимает, что стресс способствует снижению адаптационного резерва организма, и у пациента могут обостряться также другие хронические заболевания — например, язвенная болезнь , хронический панкреатит, псориаз или ревматоидный артрит. Стресс провоцирует возникновение сахарного диабета 2 типа, эссенциальной артериальной гипертензии, аутоиммунного тиреоидита и др. заболеваний.

Но у нашего больного все обследования крови, мочи, УЗИ, гастроскопия и другие обследования в норме или изменены незначительно и не могут объяснить плохое самочувствие пациента.

Как помочь больному? Что делать?

  1. Следует знать, что реакция горя, независимо от вызвавшей ее причины, проходит несколько стадий:
    • 1-я стадия — отрицание. «Нет, этого не может быть!» — думает пациент. Чувство нереальности, невозможности происходящего — частые ощущения в этот период.
    • 2-я стадия — гнев. «За что это на меня свалилось?», «Это не должно было случиться со мной!» — возмущается страдающий человек.
    • 3-я стадия — непосредственное ощущение горя, скорби, печали. Человек должен оплакать свою потерю, тогда ему станет легче.
    • 4-я стадия — приспособление к новым условиям жизни, заполнение пустоты, установление новых смыслов и целей в жизни, новых взаимоотношений.
  2. В норме реакция горя при сильных стрессах проходит все стадии за год. В случае крайне сильных стрессовых ситуаций (смерть супруга или ребенка) реакция горя разрешается за 2-3 года. Если человек не может полноценно жить спустя этот период, у него часто происходят «флэш-бэки» — воспоминание об ушедшем, о стрессовой ситуации (речь не идет о том, чтобы забыть об ушедшем близком человеке! — только о том, чтобы продолжать нормально жить и работать, не погружаясь постоянно в воспоминания о горестном событии), по-видимому, имеет место патологическая реакция горя.
  3. Задачей врача, к которому пришел пациент с не разрешившейся реакцией горя, является помочь ему пережить и пройти через те стадии, которые он не смог пройти самостоятельно и помочь ему адаптироваться к жизни в новой жизненной ситуации.
  4. Если у пациента имеется неразрешившаяся реакция горя, сопровождающаяся психическими и соматическими симптомами депрессии, может быть необходимо назначение антидепрессивной терапии.

В лечении пациентов, имеющих нарушения адаптации и психосоматические расстройства вследствие неразрешенной реакции горевания, необходимо оказание не только фармакологической, но и психологической помощи.

В многопрофильной клинике ЦЭЛТ работают высококвалифицированные опытные специалисты. Вы можете обратиться за помощью к врачу-неврологу, психоневрологу, психологу. Своевременное обращение к специалисту — это залог вашего будущего здоровья. Мы всегда рады помочь!

Источник

Оцените статью