стихи Тютчева
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи.
_______________
* Молчание! (лат.)
Во-первых, его следует рассматривать как поэтический призыв к читателю хранить тайну движений души, загадочную полноту невысказанной мысли («Молчи, скрывайся и таи // И чувства и мечты свои»).
Во-вторых, «silentium» можно понимать как вынужденную «немоту» поэта, его символический протест против пошлости «наружного шума», мира обыденного сознания.
В-третьих, тютчевское «молчание» — своеобразный вариант воплощения романтического мотива одиночества, идеи невозможности истинного и абсолютного взаимопонимания между людьми («Другому как понять тебя?»).
Наконец, еще одно значение понятия «silentium» — это бессилие слова для передачи внутренних движений души, сложных человеческих чувств и переживаний («Мысль изреченная есть ложь»).
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил.
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Cпор Мандельштама с Тютчевым. Стихотворение Sile
Как я разрешил спор Мандельштама с Тютчевым. Стихотворение «Silentium»
Тютчевское знаменитое стихотворение «Silentium!» (Молчание. — лат) было знакомо мне еще со школьных лет. Напомню его:
Silentium!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои-
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей-
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи.
Но однажды я неожиданно, читая стихи Мандельштама, почти физически наткнулся на знакомое название. Оказалось, что Осип Эмильевич написал свою трактовку знаменитого тютчевского стихотворения. Вот его версия:
Silentium
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день.
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Дальнейшая реакция была неожиданна для меня самого. Я сделал вздох и начал записывать строчки своего стихотворения, под тем же самым названием «Silentium»:
«Нет, другому тебя не понять,
Нет, другие не смогут коснуться
Этой чуткой души, что опять
Так боится касанья рассудка».
Причем я не анализировал ни тютчевское, ни мандельштамовское стихотворения. Столкновение этих двух версий, их осмысление и творческая искра, которая вызвала к жизни мою версию, произошли где-то внутри меня, в подсознании. Закончив стихотворение полностью, я обнаружил, что в первой строфе пересказана тютчевская мысль, во второй – мандельштамовская, а в третьей дан синтез.
То есть стихотворение написано по форме тезис – антитезис – синтез. Причем мысль мысль Тютчева о молчании послужила тезисом: что внутреннее не может быть выражено во внешнем, антитезисом стала мысль Мандельштама – что внешнее, мир и природа, отторгают мысль человека:
«Как же ей, одинокой душе,
Связь нарушить — созвучье живого?
Диссонансом звучит и во мне
В тишине — однозвучное слово. »
Выход (синтез тезиса и антитезиса) был дан в третьей строфе:
«Но встречается вдруг тишина
— тишина многозвучного храма
. Как душа тишиною полна —
Тишиной однозвучною храма!».
То, что это стихотворение плод не философского размышления, а внутренней, поэтической работы подсознания, подтвердила одна моя знакомая учительница литературы, которая прочитав стихотворение, сказала неожиданно для меня:
Только после этого я увидел свое стихотворение со стороны: внутренняя философская структура (тезис – антитезис – синтез) оказалась в полном единстве со звуковым оформлением стиха: оно как бы написано в тишине – творческой тишине.
Так совершенно неожиданно для себя самого я продолжил знаменитое стихотворение Тютчева, принял участие в творческой дискуссии Мандельштама с Тютчевым и невольно ответил на вопрос поставленный ими обоими: выход в общем для людей молитвенном состоянии душ, которое достигается в храме (общности). «Общие даже слезы из глаз» (Маяковский).
Все это произошло 20 декабря 1992 года.
Причем у Тютчева в названии стихотворения стоит восклицательный знак, у Мандельштама ничего, у меня – многоточие.
Вот полный вид стихотворения:
«Молчи, скрывайся и таи
И мысли, и мечты свои. —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне. »
(Ф.Тютчев «Silentium!»)
«Она ещё не родилась,
Она и музыка, и слово
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.»
(О. Мандельштам «Silentium»)
Нет, другому тебя не понять,
Нет, другие не смогут коснуться,
Этой чуткой души, что опять
Так боится касанья рассудка.
Как же ей, одинокой душе,
Связь нарушить — созвучье живого?
Диссонансом звучит и во мне
В тишине — однозвучное слово.
Но встречается вдруг тишина
— тишина многозвучного храма
. Как душа тишиною полна —
Тишиной однозвучною храма!
20 декабря 1992 г.
Остается подытожить, что все сказанное правда. Мы просто не знаем еще всех возможностей согласованной работы нашего подсознания и сознания. А потому – молчание.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 03.04.2010. Cпор Мандельштама с Тютчевым. Стихотворение Sile
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Федор Тютчев — Silentium (Силентиум, Молчание): Стих
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи.
_______________
* Silentium — Молчание! (лат.)
Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева
Тютчев стал известен благодаря своим стихотворениям в жанре пейзажной лирики. Но в ранний период творчества он обращался к философским и глубоко личным темам. Эти произведения писались исключительно для себя, поэт не стремился к литературной известности и не пытался опубликовать свои творения. Лишь поддавшись уговорам друзей, Тютчев решился издать некоторые ранние стихотворения. Одним из них было стихотворение «Silentium!», опубликованное в 1830 г. Считается, что написано оно было гораздо раньше. Стих выдержал несколько серьезных авторских правок. Тютчев опасался передать на суд публике некоторые сугубо личные размышления.
Латинское название произведения (в пер. – «молчи», «молчание») сразу же указывает на склонность автора к романтизму, который являлся на тот момент доминирующим направлением в искусстве. Ему был присущи мотивы неудовлетворенности окружающим миром и одиночества лирического героя. Эти мотивы четко прослеживаются в стихотворении. Автор обращается к воображаемому собеседнику с призывом скрывать свои истинные чувства от остального общества. Этот монолог можно считать откровенным разговором Тютчева с самим собой. Сокровенные мечты человека являются его высшей ценностью. Автор сравнивает их со «звездами в ночи», которыми можно только безмолвно любоваться.
Внутренний мир человека уникален и неповторим. Интимные переживания невозможно выразить в словах, а тем более передать другому. Мысли чисты и совершенны, они являются высшим даром природы. Слова — лишь слабое отражение человеческой мысли, они значительно ее искажают и меняют первоначальный смысл на прямо противоположный («мысль изреченная есть ложь»). Поэтому молчание – единственный выход для человека, который хочет сохранить целостность своих сокровенных размышлений.
Внутреннее душевное богатство позволяет человеку существовать независимо от окружающего мира, только этому необходимо научиться. Способность к самосозерцанию и самосовершенствованию – особое качество человека, отличающее его от животного мира. «Наружный шум», который символизирует бессмысленную суету толпы, может повредить гармонию внутреннего мира. Человек должен тщательно беречь свою индивидуальность. В сочетании с молчанием это откроет перед ним все тайны мироздания.
Стихотворение «Silentium!» очень важно для понимания внутреннего мира Тютчева. Можно предположить, что поэт стал по преимуществу «певцом природы» потому, что не хотел больше делиться с окружающими своими философскими размышлениями.
Источник
Анализ стихотворения «Silentium!» Ф.И. Тютчева
Сегодня мы проанализируем стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!».
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи.
Стихи Тютчева всегда выделялись тем, что они писались для себя, а не для публики. Поэт не старался удовлетворить публику. Для него это было что-то вроде личного дневника. Но благодаря одному из его товарищей, сегодня мы можем наслаждаться его замечательной и очень личной поэзией.
Данное стихотворение появилось в 1830 году. Оно называется «Silentium!», что в переводе означает «Молчание!» или «Молчи!». Произведение часто переписывалось из-за того, что для Тютчева оно было особенно важным.
Свадьба с Элеонорой Петерсон послужила вдохновением для написания этого произведения. Поэт был без ума влюблён в прекрасную немку и в момент их отношений был поистине счастлив.
Тютчев был сдержанным и спокойным человеком. Эти качества многие воспринимали как отрешённость и холодность и чтобы убедить невесту в искренности своих чувств и открыться ей, он показал ей эту исповедь, где признался, что таит эмоции и мысли, дабы не опошлить их неосторожным словом или делом. Так невеста лучше поняла его романтичную и стеснительную душу.
Данное стихотворение – чистейшая философская лирика. Размышление о необходимости предохранять свой внутренний мир от внешнего. Чтобы жить в гармонии со своим я, нужно таить чувства и мысли от других людей.
Стихотворение служит наставлением к самому себе. Молчи, не показывай свою душу никому. Пускай твои чувства будут в глубине твоей души, пусть они рождаются и умирают как звёзды ночью, любуйся ими, но никому не доверяй. Эта мысль позже обретёт новую жизнь в стихотворении «Не выходи из комнаты. Не совершай ошибку» Иосифа Бродского, анализ которого есть на моём канале.
Как твоему сердцу рассказать о своих чувствах? Как тебя может понять другой человек? А сможет ли он понять тебя правильно? Эти вопросы — главное о чём думает такой стеснительный человек как Тютчев.
Всё что ты скажешь, могут понять неправильно, а значит точно поймут неправильно. Всё что сказано, заведомо не то, что ты думаешь. «Взрывая, возмутишь ключи» пытаясь объясниться или роя глубоко, замутишь ключи правды своей мысли грязью домыслов других людей. «Питайся ими (и чувствами, и мечтами) — и молчи» — не выказывай своих мыслей и чувств перед другими, проживай их сам внутри себя.
Источник