Могут ли ангелы чувствовать

13 знаков, что твой ангел хранитель рядом

Ангелы всегда рядом, и любой знак от этих могущественных духовных существ, каким бы незначительным он не был, это красивое и символическое напоминание об их любви и поддержке.

Ниже мы поговорим о некоторых общих признаках присутствия рядом ангелов. Эти знаки могут быть ответом на волнующий вас вопрос, а может быть ангелы просто хотят напомнить вам, что они рядом и всегда готовы помочь.

Когда вы заметите знак от них, глубоко дышите, прочувствуйте это и поблагодарите своих ангелов за их любовь и заботу.

Вы регулярно на своём пути находите перья. Это является одним из самых известных признаков ангелов. Перья любого цвета – это прекрасное напоминание о том, что ваши защитники рядом, любят вас и поддерживают.

Особенно сильный знак, если вы находите перья в совсем необычных местах. Когда вы натыкаетесь на белые перья, это почти всегда означает присутствие вашего ангела рядом, даже если вы находитесь там, где есть белые птицы.

Один из самых очевидных символов – это видеть ангелов в облаках, а также видеть облака, похожие на ангелов. Ваши хранители также говорят с вами, когда вы видите облака в форме сердца и некоторые другие фигуры и символы.

Ваш ангел хранитель рядом

Вы когда-нибудь чувствовали приятный сладкий запах и не могли идентифицировать его источник? Это вполне может быть знаком от ваших ангелов.

Ангелам нравится, чтобы об их присутствии знали благодаря силе аромата. Вы можете почувствовать богатый шоколадный запах или нежный сладкий аромат цветов.

Вообще ароматами зачастую пользуются наши предки, а также любимые и близкие люди, которые ушли. Если вы вдруг почувствовали запах духов вашей бабушки, велика вероятность того, что её душа сейчас возле вас.

4. Дети и домашние животные

У детей и животных нет тех фильтров, которые во взрослом возрасте блокируют нашу возможность видеть ангелов. Вы когда-нибудь замечали, как ребёнок смотрит вверх, улыбаясь потолку, или взволнованно глядит куда-то мимо вас, или же глазеет на пустую стену? Или возможно взгляд вашего питомца застыл на чём-то, что вам не дано увидеть…

Скорее всего они видят ангелов. В присутствии ангелов младенцам, маленьким детям и животным очень легко, спокойно, но в то же время они чувствуют себя несколько взволнованно.

У многих людей первый контакт со своими ангелами случается, когда они слышат «ангельское пение», происходящее из вне территории физического мира. Ангелы также могут с вами общаться через повторяющиеся песни, которые вы слышите по радио.

Или же вы можете слышать несколько песен подряд с очень похожей темой. Ангелы очень часто посылают сообщения через музыку, будь то песня, которую вы внезапно начинаете напевать у себя в голове, или же прослушивание спокойной музыки во время медитации, или просто песня на радио.

Поэтому обратите внимание на музыку, которую вы слышите. Зачастую это ангельские послания.

Присутствие ангела хранителя

Если вы нашли монеты или любые бумажные деньги, то это знак того, что ваш ангел вас поддерживает. Возможно кто-то дал вам монету, или же вы нашли её на своём пути, обратите внимание на дату, указанную на деньгах. Она вам о чём-то говорит?

Просили ли вы у своих ангелов о финансовой помощи? О чём вы думали перед тем, как заметить монету? Монета также может быть знаком от вашего близкого человека.

Если вы нашли монету на своём пути, это символ того, что вас любят, оказывают поддержку и защищают.

Ангелы – это существа любви и света. Если вы вдруг видите необъяснимые мерцания или вспышки света, сферы перед глазами, то это ангелы подают вам знаки.

Яркая звезда, которая неожиданно привлекла ваше внимание, волна света, идущая сверху вниз, непонятно откуда идущий световой поток, блеск какого-то предмета в несвойственной ему манере – всё это признаки ангелов рядом.

Попробуйте закрыть глаза, и если вы всё ещё продолжаете видеть свет, то наверняка ангел сейчас рядом. Глубоко вдохните, расслабьтесь, и если вы готовы, ваш ангел покажет вам ещё больше света и окутает вас ангельским сиянием, принося таким образом в вашу жизнь исцеление и омоложение.

Радуги – это общий символ Божественной любви. Когда вы просите помощи у ангелов, и вскоре после этого видите радугу, знайте, что ваши молитвы услышаны и на вопросы получены ответы.

Или же если вы просто думаете о своих ангелах и просите у них подать знак, то радуга, увиденная после этого также будет символом того, что они рядом и слышат вас.

Радуга, которая появилась не после дождя, двойная радуга, или опоясывающая луну цветная линия – всё это впечатляющие знаки, которые вам ангелы посылают с небес.

9. Изменение температуры

Когда ваши ангелы рядом с вами, вы можете внезапно почувствовать резкие изменения температуры. Вам может стать жарко из-за тёплого мерцающего света, неожиданно появившегося рядом.

Или же наоборот, вы можете почувствовать озноб или холод, лёгкое покалывание, давление в голове или на затылке. Эти ощущения, однако, никакого дискомфорта вызывать не должны. Это захватывающие физические проявления присутствия ангельских существ.

Человек и его ангел хранитель

Вы можете просто внезапно почувствовать присутствие своего ангела. Вам может показаться, будто кто-то прошёл мимо вас, когда на самом деле никого нет, или же у вас может сложиться впечатление, будто в пустой комнате кроме вас есть ещё кто-то.

Ангелы могут обратиться к вам очень тонко, завернув в свои крылья любви, прикоснуться к вашему плечу или шее, либо мягко положить руку на спину или плечо. Иногда ангелы дают о себе знать слишком явно. В такие моменты вы внезапно можете испытать чувство безусловной любви.

К примеру, вы в книжном магазине, и вдруг неожиданно вас одолел озноб, а затем с полки упала книга. Это знак, что ангел хранитель с вами!

11. Знаки или реклама

Ангелы часто посылают знаки в виде различных сообщений или информации на рекламных щитах. В момент, когда вы просите совета у ваших ангелов, будьте настороже, потому как вы можете начать замечать определённое слово или фразу на нескольких рекламных щитах подряд, видеть соответствующие знаки в магазинах или в названиях улиц.

Когда вы слышите какое-то послание в своём сознании или шепот, появившийся из ниоткуда, это с вами говорят ангелы. Не думайте, что вам показалось, или что вы выдумали это. Если вы не расслышали послания, то попросите ангела немного громче говорить, чтобы вы смогли понять.

Слышать голоса – это прекрасный знак присутствия ангелов, особенно когда вы нуждаетесь в утешении или ангельском наставлении.

Один из самых распространённых способов, как ангелы пытаются привлечь ваше внимание, это использование чисел. Неважно, стоите ли вы в пробке за машиной с номеров 333 или каждый день смотрите на часы в 11.11, эти цифры имеют для вас особое значение.

Знаки, которые посылают вам ваши ангелы – это бесконечная возможность для роста и получения позитивной информации. Во всех знаках есть смысл и предупреждения.

У ангелов есть много способов дать знать о своём присутствии в вашей жизни, поэтому, возможно, вы чувствуете их иным образом, не описанном в данном списке. Осознавая, что они рядом, вы можете настроиться на нужную волну и действовать по знакам, которые от них получаете.

Источник

10 признаков того, что в вашей жизни присутствуют ангелы-хранители

Нас нередко согревает мысль о том, что ангелы-хранители живут среди нас, наблюдая, защищая и утешая на протяжении всей жизни. Эта мысль позволяет сохранять надежду даже в самые трудные моменты жизни.

Мы верим, что среди нас присутствуют сущности из нематериального мира, которые порой творят чудеса. Но какие именно признаки позволяют нам догадаться об их присутствии?

Многие верят в то, что те близкие нам люди, которые покинули эту планету раньше нас, на самом деле остаются рядом. Они прекращают физическое существование, чтобы стать нашими ангелами-хранителями, которые помогают и защищают нас в течение всего нашего жизненного пути. Это мысль способна по-настоящему утешить нас, не правда ли?

Ниже вы можете ознакомиться с 10 признаками того, что ваши ангелы-хранители находятся рядом с вами:

1. Форма облаков

В детские годы вы, скорее всего, провели немало времени, растянувшись на траве, наблюдая за проплывающими облаками, среди которых старались отыскать знакомые вам конфигурации.

Тем не менее если формы облаков похожи на вашего друга, любимого человека или напоминают вам о событиях, произошедших в прошлом, это вовсе не является случайным совпадением, как вы можете подумать поначалу.

Читайте также:  Сорт фиалки птица радость

Возможно, что таким образом ангелы пытаются передать важные сообщения. Кроме того, такими весточками могут быть различные находки и фотоснимки, напоминающие о каком-то определенном человеке.

2. Цвет

Большинство из нас не догадывается об этом, но каждый ангел имеет связь с определенным цветом, определяющим его энергию. И нося одежду этого цвета, мы словно бы делаем приглашение ему в свою жизнь.

Одновременно с этим, ангелы способны сами воспользоваться этим цветом, чтобы дать знак, что они рядом. Поэтому если вы неожиданно начали замечать одну и ту же цветовую тональность везде, куда бы вы ни взглянули, значит, это происходит не просто так.

Если это случилось два-три раза – то, возможно, что действительно речь идет о совпадении. Но если это случается постоянно, то это явно является знаком свыше.

3. Звон в ушах

Если вы ощущаете звон в ушах и не находите этому никакого вразумительного объяснения, то, скорее всего, в этом также «виноваты» ангелы.

В те моменты, когда они стараются подтолкнуть нас в нужном направлении или посылают важное сообщение, мы нередко испытываем так называемую «загрузку» – это значит, что в нас с другой стороны мира загружается определенная информация.

Так как передача этой информации осуществляется на нематериальном уровне, мы догадаться об этом можем только по звону или жужжанию в ушах.

4. Музыка

Считается, что музыка является языком, соединяющим между собой все культуры и нации. И еще музыка позволяет осуществлять передачу посланий из духовной сферы. Существует ли определенная музыкальная композиция, ассоциируемая у вас с умершим близким человеком?

Так же вы можете осознать, что у вас в голове и во всех местах, куда вы идете, звучит определенная песня. Конечно, вы можете воспринять это как обычное совпадение. Но действительно ли это так? Может быть, это важное сообщение?

5. Ангельская помощь

Один из наиболее очевидных признаков – это ангельское вмешательство, которое помогает людям спасаться даже в самых отчаянных ситуациях. Эта помощь рассматривается людьми как настоящее чудо.

Например, вы не попали под колеса автомобиля только чудом, замешкавшись без причины в нескольких метрах от дороги. Или ваш инстинкт принудил отменить полет на самолете, который затем потерпел крушение. Эти чудеса и являются примером ангельской помощи – доказательством того, что кто-то свыше заботится о вас.

6. Бабочки

Бабочка, которая во многих верованиях и культурах символизирует перемены и преобразования, может представлять собой нечто большее, чем просто красивое насекомое.

После перехода в нематериальный мир, у наших близких людей не всегда получается вернуться к нам в том виде, в котором мы можем их узнать. Но они могут превратиться в бабочек, чтобы протянуть нам руку и дать понять, что они рядом.

7. Животные

Будьте внимательны ко всему, что случается рядом, когда вы переживаете свой самый трудный жизненный период. Если в тот момент, когда внутри вы испытываете эмоциональную борьбу, вы видите поблизости какое-то животное или птицу, словно предлагающую помощь, то знайте, что это и есть ангел.

Когда у наших ангелов не получается выйти на прямую связь, они оказывают помощь через других существ.

8. Белые перья

Перья с давних лет считаются символами чистоты и спокойствия, а также признаками присутствия ангельских существ. Перо, которое лежит на земле, является особым знаком.

Вы можете взять его в руки и даже забрать с собой – как бы то ни было, перо является признаком того, что ангелы хранят вас.

9. Искры или вспышки света

Когда ангелы приходят к нам из нематериальной сферы, они не принимают облик физического создания, как мы с вами. Скорее, они предстают как энергетический сгусток.

Напрямую их увидеть невозможно, но это можно сделать с помощью бокового зрения: они проявляют себя как вспышка или как какой-то проблеск.

10. Чувство или ощущение

Заметить ангелов мы можем не только одним из своих пяти чувств. Для этого так же нам стоит воспользоваться своим шестым чувством – интуицией.

Порой вы просто внутренним чувством понимаете, что рядом с вами находится некое существо. Если одновременно с этим вы испытываете комфорт, чувство безопасности и защищенности, то никаких сомнений быть уже не может – вы действительно находитесь под защитой своего ангела-хранителя.

Также вам может казаться, будто кто-то наблюдает за вами или будто на вашем плече лежит чья-то рука.

Новое видео:

Источник

Вопрос 60. Об ангельской любви, или наслаждении

Следующим предметом нашего рассмотрения будет акт воли, называемый любовью, или наслаждением, поскольку всякое действие желающей способности происходит от любви.

В связи с этим будет исследовано пять пунктов: 1) присуща ли ангелам естественная любовь; 2) присуща ли им избирающая любовь; 3) любит ли ангел самого себя естественной или избирающей любовью; 4) любит ли один ангел другого естественной любовью так, как [он любит] самого себя; 5) любит ли ангел Бога естественной любовью более, нежели самого себя.

Раздел 1. Присуща ли ангелу естественная любовь, или наслаждение?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что у ангелов нет никакой естественной любви, или наслаждения. В самом деле, еще Дионисий противопоставлял любовь естественную и любовь умственную 240 . Но любовь ангела умственна. Следовательно, она не естественна.

Возражение 2. Далее, любящие естественной любовью скорее актуализируются извне, нежели актуальны сами по себе, ибо ничто не может управлять собственною природой. Но ангелы не актуализируются извне, ибо, обладая свободой воли, как о том было сказано выше (59,3), актуальны сами по себе. Следовательно, у них нет никакой естественной любви.

Возражение 3. Далее, всякая любовь либо упорядочена, либо беспорядочна. При этом упорядоченная любовь благостна, а беспорядочная любовь греховна. Но ни ту, ни другую нельзя полагать естественной, ибо благостность сверхъестественна, а греховность – противоестественна. Следовательно, у ангелов нет никакой естественной любви.

Этому противоречит следующее: любовь следует из познания; в самом деле, согласно Августину любить можно только то, что уже узнано 241 . Но ангелам присуще естественное познание. Поэтому им также присуща и естественная любовь.

Отвечаю: должно признать, что ангелам присуща естественная любовь. Дабы это было очевидным, надлежит иметь в виду, что первичное никогда не разрушается вторичным. Но природа первичнее ума, поскольку природа чего бы то ни было – это его сущность. Следовательно, принадлежащее природе присуще и тому, что наделено умом. Но всякой природе присуще иметь некоторую склонность, каковая суть ее естественное желание, или любовь. Эта склонность присутствует в различных природах по-разному, проявляясь в каждой из них в соответствии с ее модусом. Так, в умственной природе она есть естественная склонность, которая проистекает из воли, в чувственной природе – из чувственных пожеланий, а в лишенной познания природе – просто как склонность природы к чему-то еще. Поэтому, коль скоро природа ангела умственна, естественная любовь присутствует в его воле.

Ответ на возражение 1. Умственная любовь противопоставляется той естественной любви, которая просто естественна, т. е. принадлежит природе, не наделенной совершенством разума или ума.

Ответ на возражение 2. Все в мире приводится к актуальности чем-то другим за исключением Первого Действователя, актуальность Которого такова, что Он никоим образом не может быть приведен к актуальности чем-то другим, и в Котором природа и воля суть одно. Поэтому не должно усматривать что-либо недостойное в том, что ангел приводится к актуальности, поскольку такая естественная склонность укоренена в нем Творцом его природы. К тому же его актуализация ни в чем не препятствует ему действовать самостоятельно как обладающему свободой воли.

Ответ на возражение 3. Как естественное познание всегда истинно, так и естественная любовь всегда упорядочена, поскольку естественная любовь есть не что иное, как склонность, укорененная в природу ее Творцом, говорить, что естественная склонность неупорядочена, значит пустословить на Творца природы. Тем не менее, правильность естественной любви отличается от правильности благости и добродетели, ибо первая правильность совершенствуется второй; это подобно тому, как и истинность естественного познания – одно, а истинность врожденного или приобретенного познания – нечто другое.

Раздел 2. Присуща ли ангелам избирающая любовь?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что у ангелов нет никакой избирающей любви. Ведь избирающая любовь, похоже, это разумная любовь, поскольку выбор, как указано в «Этике» III, 3, последует принятию решения, которое [в свою очередь] связано с исследованием. Но разумная любовь отличается от [любви] умственной, которая, как сказано 242 , присуща ангелам. Следовательно, у ангелов нет никакой избирающей любви.

Возражение 2. Далее, помимо знания, которое всеяно [свыше], у ангелов есть только естественное познание, но начала того и другого не являются началами познания через умозаключения. Затем, они [(т. е. ангелы)] расположены ко всему, что они могут знать, равно как и наш ум расположен к первым началам, которые он может знать естественным образом. Но любовь, как уже было сказано, последует познанию. Следовательно, помимо всеянной любви, у ангелов есть только естественная любовь. Поэтому у них нет никакой избирающей любви.

Читайте также:  Свои казанова радость привет

Этому противоречит следующее: нашими естественными деяниями мы не воздаем и не взыскиваем. Но своею любовью ангелы воздают или взыскивают. Поэтому у них есть избирающая любовь.

Отвечаю: у ангелов есть как естественная любовь, так и любовь избирающая. Притом их естественная любовь – это начало их любви избирающей, поскольку принадлежащее первичному всегда имеет природу начала. И коль скоро природа первее остального, то принадлежащее природе должно выступать в качестве начала всего прочего.

Это со всей очевидностью явлено в человеке – и в том, что касается его ума, и в том, что касается его воли. В самом деле, ум познает начала естественным образом, и в результате такого познания к человеку приходит способность познавать посредством умозаключений, которые становятся известными ему не по природе, а или обнаруживаются [им самим], или [узнаются] через обучение. Но, как было установлено в «Физике» II, отношение цели к воле аналогично отношению начала к уму. Таким образом, воля направляется к конечной цели естественным образом; в самом деле, каждый человек по природе желает быть счастливым, и это естественное желание порождает все прочие; таким образом, чего бы ни желал человек, он желает это ради [своей] цели. Поэтому любовь к тому благу, которое человек желает естественным образом как свою цель, является его естественной любовью, та же любовь, которая следует из этого и которой любится нечто ради достижения цели, есть избирающая любовь.

Но между умом и волей существует и различие, ибо, как уже было сказано (59, 2), познание возникает постольку, поскольку познанный объект находится в знающем. Однако вследствие несовершенства умственной природу человека его ум одновременно не обладает всеми теми вещами, которые он способен познать, но только некоторыми из них, через которые он подвигается к схватыванию других. Действие же желающей способности, напротив, следует из склонности человека к вещам, одни из которых благи сами по себе, и потому сами по себе желанны, другие же являются благом лишь в связи с чем-то еще, а потому и желанны в связи с чем-то еще. Таким образом, то, что некто стремится к чему-либо одному естественным образом как к своей цели, а к чему-то другому в результате выбора как к тому, что ведет к цели, вовсе не свидетельствует о несовершенстве желающего. Поэтому, коль скоро умственная природа ангелов совершенна, им не присуще дедуктивное, но – только естественное познание, но в то же время им присуща как естественная, та и избирающая любовь.

Во всех приведенных рассуждениях мы не касались того, что относится к вещам сверхприродным, для которых естественные начала сами по себе недостаточны; об этом мы поговорим впоследствии (62).

Ответ на возражение 1. В самом деле, разумная [любовь] отличается от любви умственной, однако не всякая избирающая любовь разумна. Ведь разумной любовью называется такая любовь, которая последует дедуктивному познанию, но, как было сказано выше (59,3), когда исследовалась свобода воли, не всякий выбор есть следствие дискурсивного акта разума, но только человеческий выбор. Таким образом, сделанный вывод некорректен.

Ответ на возражение 2 очевиден из вышесказанного.

Раздел 3. Любит ли ангел самого себя одновременно естественной и избирающей любовью?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что ангел не любит себя одновременно естественной и избирающей любовью. В самом деле, как уже было сказано (2), естественная любовь относится непосредственно к цели, в то время как избирающая любовь – к способу достижения цели. Но одна и та же вещь в отношении к одному и тому же не может быть одновременно и целью, и способом достижения цели. Следовательно, естественная любовь и любовь избирающая не могут иметь один и тот же субъект.

Возражение 2. Далее, по словам Дионисия, «любовь является соединяющей и связующей силой» 243 . Но соединение и связывание подразумевают объединение различных вещей. Поэтому ангел [вообще] не может любить себя.

Возражение 3. Далее, любовь – это своего рода движение. Но каждое движение направлено к чему-то другому Следовательно, похоже на то, что ангел не может любить себя ни естественной, ни избирающей любовью.

Этому противоречит сказанное Философом: «Любовь к другим проистекает из любви к самому себе» 244 .

Отвечаю: коль скоро объектом любви является благо, а благо, как это явствует из «Этики» I, может быть обнаружено как в субстанции, так и в акциденции, что-либо можно любить двояко: прежде всего, как субсистентное благо, и, во-вторых, как акцидентное или присущее благо. То, что любят как субсистентное благо, любят таким образом, что желают блага ему То же, что желают ради другого, любят как акцидентное или присущее благо; так, познание любят не затем, чтобы к нему прибавлялось благо, но чтобы обладать им самим. Этот вид любви определяют словом «желание», тогда как первый – словом «дружба».

Далее, очевидно, что лишенные познания вещи естественным образом стремятся к собственному благу; так, огонь устремляется ввысь. Соответственно и ангел и человек естественным образом стремятся к собственному благу и совершенству А это и значит любить самого себя. Следовательно, ангел и человек, коль скоро естественным образом они желают блага себе, по природе любят самих себя. С другой стороны, каждый из них, избирательно желая получить нечто, из чего он извлечет пользу для себя, любит себя избирающей любовью.

Ответ на возражение 1. Как было указано выше, любовь ангелом или человеком самого себя естественной и избирающей любовью имеет не один и тот же, но совершенно разные аспекты.

Ответ на возражение 2. Единство лучше соединения, а самого единства больше в любви, которая направлена к себе, нежели в любви, которая соединяет одного с другими. Дионисий использовал термины «соединение» и «связывание», показывая отклонение любви от “к себе” к тому, что «вне себя», поскольку «соединение» происходит от «единства».

Ответ на возражение 3. Как любовь является актом, остающимся в пределах действователя, точно так же она является и движением, которое происходит в пределах любящего, и потому вовсе не необходимо, чтобы она была направлена на что-то еще; ведь она может таким же образом отображаться в любящем, когда он любит самого себя, как и познание может отображаться в познающем, когда он познает самого себя.

Раздел 4. Любит ли один ангел другого естественной любовью так, как (он любит) самого себя?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что один ангел не любит другого естественной любовью так, как он любит самого себя. В самом деле, любовь последует познанию. Но ангел не знает другого так, как он знает себя, поскольку он знает себя посредством собственной сущности, тогда как другого он знает посредством отпечатленных в нем видов, о чем было сказано выше (56, 1, 2). Поэтому похоже на то, что один ангел не любит другого естественной любовью так, как он любит самого себя.

Возражение 2. Далее, причина всегда превосходит по силе следствие, а начало – то, что из него проистекает. Но сказал же Философ, что любовь к другим проистекает из любви к самому себе. Поэтому один ангел не любит другого так, как он любит самого себя: себя он любит больше.

Возражение 3. Далее, естественная любовь имеет нечто от природы цели и ее нельзя отъять. Но ни один ангел не является целью другого; и кроме того, такая любовь может быть отъединена от него, как это имеет место с демонами, которые не испытывают никакой любви по отношению к благим ангелам. Следовательно, один ангел не любит другого естественной любовью так, как он любит себя.

Этому противоречит следующее: то, что можно обнаружить во всем, в том числе и лишенном разума, похоже на природное свойство. Но, как сказано [в Писании], «всякое животное любит подобное себе» ( Сир. 13,19 ). Поэтому и ангел по природе любит другого так, как он любит себя.

Отвечаю: как было показано выше (3), ангел и человек любят себя по природе. Но вещь и то, что составляет с нею одно, есть та же самая вещь; следовательно, всякий любит то, что вместе с ним составляет одно. При этом если составляющее с вещью одно соединено с нею естественно, то и любится оно естественной любовью, а если составляющее с вещью одно соединено с нею искусственно, то оно любится искусственной любовью. Так, человек любит своего земляка социальной любовью, а кровного родственника, составляя с ним одно в смысле начала естественного происхождения, он любит естественным расположением.

Но очевидно, что составляющее с чем-либо одно по роду или по виду суть одно естественным образом. И потому всякий любит общее с ним по виду естественным расположением настолько, насколько он любит свой собственный вид. Это имеет место даже в случае лишенных познания вещей: так, огонь естественным образом склонен сообщать свою форму другой вещи в том, в чем благо этой вещи обще с его собственным, к которому он имеет естественную склонность, а именно достижению выси.

Поэтому должно говорить, что один ангел любит другого естественным расположением в том, что касается общности их природы. Но если речь идет о схожести или различии между ангелами в других отношениях, то в этом смысле один ангел не любит другого естественной любовью.

Читайте также:  Григорий григорьев священник депрессия

Ответ на возражение 1. С одной стороны, выражение «как самого себя» может означать знание и любовь со стороны знаемого и любимого, и таким образом один ангел знает другого как самого себя, поскольку он знает другого как сущего, зная также и себя как сущего. С другой стороны, это выражение может означать знание и любовь со стороны знающего и любящего. И таким образом один ангел не знает другого как самого себя, поскольку он знает себя посредством собственной сущности, а другого – нет И в этом смысле он не любит другого как самого себя, поскольку он любит себя собственным пожеланием, другого же он не любит пожеланием [этого] другого.

Ответ на возражение 2. Выражение “как” означает не равенство, а подобие. В самом деле, коль скоро естественное расположение зиждется на естественном единстве, ангел естественным образом любит тем меньше, чем меньше един с ним [объект любви]. Следовательно, он любит более то, что едино с ним по числу, нежели то, что едино с ним только по роду или виду. Но в то же время совершенно естественно, что он любит другого подобно тому, как он любит себя, – в том смысле, что как любовь к себе проявляется в желании блага себе, точно так же и любовь к другому проявляется в том, что он желает блага другому.

Ответ на возражение 3. О естественной любви как о цели говорят не как о такой цели, которой желается благо, а скорее как о благе, которое каждый желает себе, и, как следствие, желает и тому другому, который составляет с желающим одно. И притом такая естественная любовь не может быть отъята от злых ангелов, поскольку они сберегают естественное расположение к благим ангелам в силу общности их природы. Их ненависть к ним 245 проистекает из различия между неправедностью [первых] и праведностью [вторых].

Раздел 5.Любит ли ангел Бога естественной любовью больше, чем самого себя?

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что ангел не любит Бога естественной любовью больше, чем он любит самого себя. В самом деле, как уже было сказано, естественная любовь зиждется на естественной общности (4). Но божественная природа неизмеримо возвышеннее природы ангельской. Следовательно, естественной любовью ангел любит Бога не только меньше, чем самого себя, но даже меньше, чем другого ангела.

Возражение 2. Далее, то, благодаря чему вещь именно такова [какова она есть], является еще более таковым. Но всякий любит другого естественной любовью ради собственной пользы, поскольку один любит другого как собственное благо. Следовательно, ангел не любит Бога естественной любовью больше, чем самого себя.

Возражение 3. Далее, природа эгоистична в своих действиях: мы видим, что целью естественного акта любого действователя является самосохранение. Но действия природы не были бы таковыми, если бы что-либо было их целью в большей мере, нежели сама природа. Следовательно, ангел не любит Бога естественной любовью больше, чем самого себя.

Возражение 4. Далее, любить Бога больше, чем самого себя, значит любить в смысле расположения [к горнему] (Caritas). Но любовь в смысле расположения [к горнему] не свойственна ангелам, ибо она, как сказал Августин, «изливается в их сердца Духом Святым, данным им» 246 . Следовательно, ангел не любит Бога естественной любовью больше, чем самого себя.

Возражение 5. Кроме того, естественная любовь продолжается дотоле, доколе сберегается сама природа. Но любовь к Богу, превосходящая любовь к самому себе, не продолжается в грешащем ангеле или человеке. Ведь сказал же Августин, что «два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, дошедшею до презрения к Богу; небесный – любовью к Богу, дошедшею до презрения к себе» 247 . Поэтому нельзя любить Бога больше, чем самого себя, естественной любовью.

Этому противоречит следующее: все моральные заповеди закона следуют из законов природы. Но заповедь любить Бога больше, чем самого себя, – это моральная заповедь закона. Таким образом, это также и закон природы. Следовательно, ангел естественной любовью любит Бога больше, чем самого себя.

Отвечаю: иные утверждали, что ангел естественною любовью любит Бога больше, чем самого себя, в смысле любви желательной, которою он стремится к божественному благу в большей мере, нежели к своему собственному, и в смысле любви дружеской, которою он естественным образом более желает блага Богу, нежели себе, поскольку он естественным образом более желает Богу быть Богом, нежели желает себе обладать собственною природой. Но при этом в абсолютном смысле естественной любовью он любит себя больше, чем Бога, поскольку он естественным образом любит себя прежде Бога и с большею силой.

Ошибочность такого мнения станет очевидной, если принять во внимание склонность природного движения в естественном порядке вещей, причем естественная склонность лишенных разума вещей являет природу естественной расположенности, обитающей в желании умной природы. Так вот, в природных вещах все, что само по себе принадлежит другому, преимущественно и в большей степени склонно к этому другому которому оно принадлежит, нежели к себе. Такая естественная склонность очевидна в вещах, которые движутся согласно природе, поскольку, как сказано в «Физике» II, «естественное движение вещи происходит согласно врожденной способности двигаться именно так». Действительно, мы не раз видели сами, как часть естественным образом подвергает себя риску ради сохранения целого; так, например, рука инстинктивно подставляется под удар, чтобы этим обезопасить все тело. И поскольку разум следует природе, мы обнаруживаем такую же склонность и в гражданских добродетелях: в самом деле, добродетельный гражданин готов подвергнуть себя смертельной опасности ради общественного благоденствия (ведь если бы человек был естественной частью города, то такая склонность была бы для него также естественной).

Таким образом, коль скоро Бог есть всеобщее благо, и под это благо подпадают равно человек, ангел и все прочие твари (ибо всякая тварь сточки зрения ее целостного бытия по природе принадлежит Богу), из этого следует, что естественной любовью ангел и человек любят Бога и прежде себя, и с большею силой. В противном случае, т. е. если бы кто-то из них любил себя больше, чем Бога, из этого бы следовало, что его естественная любовь извращена и что по благодати она будет не усовершенствована, а уничтожена.

Ответ на возражение 1. Из подобного рассуждения следует, что блага вещей распределяются равномерно и потому ни одно из них не может выступать причиной существования благости другого, ибо только в таких природах каждый естественно любит себя больше, чем [его любит] кто-либо другой, поскольку он куда более един сам по себе, нежели с кем-то другим. Но если один является целостной причиной существования и благости другого, то последний естественным образом более любит его, нежели себя, ибо, как было указано выше, всякая часть естественным образом больше любит целое, нежели себя, и каждый индивидуум по природе любит благо своего вида больше, чем свое собственное индивидуальное благо. Однако Бог является благом не только какого-то вида, но суть абсолютное и всеобщее благо. Следовательно, каждый по-своему естественным образом любит Бога больше, чем самого себя.

Ответ на возражение 2. Когда говорят, что ангел любит Бога «поскольку» Он является благом ангела, имея в виду, что выражение «поскольку» обозначает цель, то это ложно, поскольку он естественным образом любит Бога не ради собственного блага, но ради [самого] Бога. Если же оно обозначает природу любви со стороны любящего, то это истинно, поскольку Бог любится естественным образом в силу того, что все обусловливается этим благом, которое суть Бог.

Ответ на возражение 3. Действия природы эгоистичны не только в том, что касается частных моментов, но также и в том, что касается общего, причем в гораздо большей степени. В самом деле, все склонно сохранять не только свое индивидуальное, но подобным же образом и свое видовое. И уж тем более все и в куда большей мере по природе склонно к тому, что является безусловно всеобщим благом.

Ответ на возражение 4. Насколько Бог суть универсальное благо, от Которого зависят все естественные блага, Он любим всеми естественной любовью. Насколько же Он суть благо, которое по самой своей благостной природе дарует всему сверхъестественное блаженство, Он любим любовью расположения [к горнему].

Ответ на возражение 5. Так как субстанция Бога и всеобщая благость суть одно, все, кто сподобился созерцать сущность Бога, движимы к божественной сущности одним и тем же движением любви как потому, что она отлична от всего остального, так и потому, что она суть всеобщее благо. И поскольку Он естественно любим всеми как всеобщее благо, то невозможно, чтобы кто-либо из тех, кто созерцает Его в Его сущности, не любил бы Его. Но те, которые не созерцают Его сущность, познают Его через ряд частных следствий, которые порою могут быть противоположны их пожеланиям. В этом-то смысле о них и говорят, что они ненавидят Бога; однако как [именно] всеобще благо Его естественною любовью любят все, и [притом любят] больше, чем самих себя.

Источник

Оцените статью