Мое настроение рабочая тетрадь

Дневник эмоций и чувств: образец, как вести, примеры

А вы ведете дневник чувств и эмоций? По мнению психологов, записывая все, что вы чувствовали в той или иной ситуации, вы сможете разобраться со многими внутренними проблемами, обрести осознанность и научиться контролировать себя. Также у вас получится посмотреть на себя со стороны и понять, нужно ли что-то изменить. Так ли это на самом деле? Как вести этот дневник, чтобы он принес реальную пользу?

Какие задачи у дневника чувств и эмоций

Дневник эмоций и чувств — это методика, помогающая отслеживать свое эмоциональное состояние для того, чтобы лучше себя понять и контролировать. Лежащие в ее основе принципы выглядят так:

  • тем, что мы осознали, можно управлять;
  • то, что мы еще не осознали, управляет нами.

Человек так устроен, что он сначала что-то чувствует, а потом думает. Но при этом редко когда обращает внимание на то, что именно он почувствовал. И зря, потому что именно чувства и эмоции мотивируют нас к действию, удовлетворению тех или иных потребностей. Они помогают нам восполнить жизненную энергию или утратить ее.

Итак, зачем же нам нужен дневник чувств и эмоций? Есть несколько пунктов:

  1. Помогает отследить свои эмоции и свои ощущения за день, проанализировать, какие из них возникают чаще всего и преобладают над другими.
  2. Позволяет увидеть, что именно приводит к возникновению тех или иных чувств.
  3. Показывает, какие ситуации из прошлой жизни оказывают влияние на эмоциональное состояние сейчас. Дает возможность работать над собой в правильном направлении.
  4. Помогает осознать свои потребности, наполнить жизнь тем, чего в ней по-настоящему не хватает.
  5. Вы вовремя увидите, кто пытается вами манипулировать, и остановите эти попытки.

И еще. Ведя дневник чувств и эмоций, вы научитесь смотреть на свое поведение со стороны, видеть настоящие мотивы своих действий.

Как вести дневник эмоций

Как правильно вести дневник эмоций? Психологи рекомендуют следовать ряду советов:

  1. Блокнот или тетрадь. По возможности носите их с собой, чтобы сразу записывать появившиеся у вас интересные эмоции. Можно делать записи в телефоне или с помощью диктофона. В конце своего рабочего дня перенесите их на бумагу. Также можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые легко скачать в сети интернет.
  2. Ритм. Делайте записи регулярно, в одно и то же время. Это можно делать, например, вечером. Или же в течение дня по мере того, как они у вас появляются. Хороший вариант — несколько раз в день. Только разделите тогда его на части, допустим, утро, обед, вечер и т.д. Если пропустили день, не отчитывайте себя. Пишите, как только вспомните.
  3. Избирательность. Сложно описать все чувства и эмоции, которые вы испытываете за день. Вспомнить их тоже практически невозможно. Поэтому пишите о том, что стоит внимания.
  4. Слушатель. Если есть такая возможность, пусть рядом с вами будет тот, с кем можно обсудить ваши записи, человек, которому вы доверяете.
  5. Непредвзятость. Не стоит записывать только позитивные или негативные эмоции. Не делите их на хорошие и плохие. Записывайте все, что чувствуете.

Также проводите анализ. Пару раз в месяц перечитывайте записи. Это поможет вам понять, что происходит в вашей жизни, можно ли сейчас это изменить и нужно ли.

Оформление

В этом вопросе требований и ограничений нет. Делайте так, как вам удобно. Рекомендуется сделать несколько разделов:

  • дата, время записей;
  • что произошло;
  • какие чувства вы испытали;
  • почему вы испытали именно эти чувства;
  • что вы могли сделать в этой ситуации;
  • какую оценку можно поставить эмоции по шкале от 1 до 10.
Читайте также:  Как получать сильные эмоции

Дополнительно можно рассказать о физических ощущениях, как вы спали этой ночью, о состоянии здоровья и т. д.

Примеры ведения дневника эмоций

Вести дневник можно несколькими способами. Все зависит от цели.

Пример №1

Этот вариант подойдет в том случае, если вам сложно различать эмоции. Это похоже на то, как если бы вы находились в незнакомой комнате с завязанными глазами. Представьте, что вы будете ощущать в такой момент? Наверное, беспомощность и растерянность. Вы будете бесцельно бродить по помещению, натыкаясь на различные предметы.

Точно так же обстоит дело и с эмоциями. Разобраться с ними просто. По окончании рабочего дня запишите 3 ситуации, которые случились с вами. Схема выглядит так:

  1. Рассказать, в чем заключается суть случившегося.
  2. Задуматься, какие физические ощущения вы испытали в это время.
  3. Описать эмоции, которые спровоцировали развитие физических симптомов.

Допустим, вы долго стояли в очереди, из-за чего потеряли много времени, отведенного на другие дела. Из телесных ощущений вы испытали напряжение. Из эмоций — раздражительность, злобу и чувство вины из-за того, что не осталось времени на более важные занятия.

Пример №2

Дневник чувств и эмоций такого типа понадобится тем, кто часто обесценивает себя и свои потребности, страдает от низкой самооценки и нелюбви к себе. В этом случае схема такая:

  1. Описать ситуацию.
  2. Описать телесные ощущения.
  3. Рассказать об эмоциях, вызвавших физические симптомы.
  4. Проанализировать, какие потребности прячутся за эмоциями.
  5. Задуматься над тем, удовлетворили ли вы своими действиями потребности или снова проигнорировали их.

Пример таких записей в дневник чувств и эмоций занесем в таблицу:

Ситуация Физические симптомы Эмоции и чувства Потребности Поведение
В конце рабочего дня вас попросили остаться на несколько часов, чтобы помочь коллегам доделать задание от руководства Усталость, напряжение в мышцах и во всем теле Сильная обида на то, что никому нет дела до ваших интересов. Одновременно с этим чувство вины, возникающее при мысли, что на вас обидятся, если вы откажетесь от сверхурочной работы Нужен отдых Вы идете на уступки и остаетесь на работе. Потребность в отдыхе при этом остается неучтенной

Пример №3

Такая схема ведения дневника чувств и эмоций направлена на работу со стереотипами и шаблонами, которые приводят к развитию негативных переживаний, мешают адекватно мыслить и принимать решения. Она выглядит так:

  1. Описать случившуюся ситуацию.
  2. Рассказать о том, какие возникли эмоции.
  3. О чем вы подумали?
  4. Какие убеждения стоят за мыслями, пришедшими вам в голову?
  5. Эффективны ли последовавшие за действиями мысли?
  6. Можно ли было поступить как-то конструктивнее? Если можно, то как?
Ситуация Эмоции Мысли Убеждения Действия Конструктивные действия
Я не смогла сдать экзамен Вина, разочарование в самой себе Наверное, я неудачница. Надо было больше времени проводить за учебниками Я должна всегда и во всем быть идеальной. Не сданный экзамен — свидетельство моей никчемности Боюсь, что следующий экзамен тоже не смогу сдать. Настроения нет, руки опускаются. Никак не начну готовиться Осознать, что достичь идеала практически невозможно. Ошибаются абсолютно все живущие на планете люди. С уверенностью в себе и своих силах начать готовиться

Пример №4

В этом примере описывается дневник чувств и эмоций для тех людей, которые склонны их игнорировать и подавлять. Какие записи им нужно сделать?

  1. Описать случившуюся ситуацию.
  2. Рассказать об испытанных в тот момент эмоциях.
  3. Задуматься, что бы было, если бы эмоции проявились в полную силу.
  4. Проанализировать, какой смысл в проявленных эмоциях.
  5. Совершенные действия.
  6. Какими были бы действия, если бы эмоции все же проявились?

Представьте, что вы пришли на родительское собрание в школу. Неожиданно учитель начинает обвинять вашего сына в том, что он не знает материал. Хотя отсутствовал он по уважительной причине — болезнь. Итак, что вы испытаете в данный момент? Стыд и, конечно, злобу. Если бы вы дали эмоциям волю, то наверняка высказали бы педагогу все, что думаете по этому вопросу. Но в ответ вы сказали, что устраните этот пробел в знаниях ребенка. Как можно было бы поступить по-другому? Уважительно, то твердым голосом напомнить учителю причину отставания вашего сына, еще раз сказать, что в этом нет его вины.

Пример №5

Это упражнение по ведению дневника чувств и эмоций пригодится тем, кто борется с последствиями эмоциональных травм, полученных в детстве. Оно, конечно, не поможет полностью избавиться от их последствий. Но вы сможете уменьшить их влияние на свою жизнь. Вы сможете установить связь между эмоциями сейчас и переживаниями, которые перенесли в прошлом.

В дневнике нужно описать ситуацию, которая произошла, и возникшие во время нее эмоции. После спросите себя: напоминает ли мне нынешняя ситуация что-то из того, что происходило со мной в прошлом? И второй вопрос: возникшие эмоции относятся к настоящему или к прошлому?

Образец дневника эмоций

Здесь вы можете скачать шаблон дневника эмоций на компьютер, а после распечатать его. Также можно заполнять его в электронном виде.

Рекомендации

Главный совет — вести дневник регулярно. Не думайте, что единичная запись сможет изменить вашу жизнь. Старайтесь делать их каждый день. Только так вы увидите ситуации, повторяющиеся в вашей жизни раз за разом и возникающие в них эмоции. Многое остается как бы за кадром. Дневник же поможет вам осознать эти скрытые моменты.

Когда вы записываете эмоции на бумаге, к вам приходит осознанность, вы понимаете их по-новому. Без записей этого не произошло бы. Для наглядности представьте, что вам нужно решить пример на деление трехзначных чисел в уме. Сложно, не так ли? А теперь запишите его на листочке и выполните действие в столбик. Гораздо легче, согласны? Так и с эмоциями.

И еще один совет — вести дневник эмоций и чувств нужно и тем, кто считает себя осознанным человеком. Его ведут даже психологи. Это отличная возможность разобраться с внутренними проблемами и научиться контролировать себя в любой ситуации.

Заключение

Открывая дневник чувств и эмоций, не стесняйтесь описывать абсолютно все, что чувствуете. Не останавливайтесь, даже если вам будет сложно понять, что происходит внутри вас. Со временем вы осознаете, почему вы ведете себя так, а не иначе в каких-то ситуациях. Более того, вы научитесь контролировать свои эмоции и направлять их в нужное русло.

Источник

Рабочая тетрадь по изучению эмоций для детей с ОВЗ младшего школьного возраста

Описание презентации по отдельным слайдам:

Я и мои эмоции Тетрадь принадлежит: ___________________________ ___________________________ ___________________________ Педагог-психолог: ____________________________ ____________________________

Это Я! ________________________________________ (напиши своё имя) (Нарисуй здесь свой портрет)

«Это волшебная лесенка. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята: на верхней ступеньке – самые лучшие дети, на следующей – тоже хорошие, но всё-таки чуть-чуть похуже. Чем ниже по лесенке – тем хуже дети . Посередине – так себе ребятишки, не хорошие и не плохие. На последней, самой низкой ступеньке – самые плохие дети.» Лесенка Отметь кружком, на какой ступеньке находишься ты

Пальчики — мордашки Представь, что каждый пальчик – это день недели. Нарисуй лицо-настроение каждому дню. ПН ВТ СР ЧТ ПТ

Моё настроение Очень хорошее Хорошее Нормальное Плохое Очень плохое (Отметь в таблице твоё настроение сегодня)

Цвет настроения Каждое настроение имеет свой цвет. Как ты думаешь, какого цвета… Радостное, хорошее настроение Грустное, тоскливое настроение Спокойное, нормальное настроение Очень плохое настроение Злое настроение

КАКТУС На этой страничке нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь.

Я — хороший, я — плохой ( нарисуй себя ) Мои хорошие качества Мои плохие качества ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________

В стране эмоций Посмотри на картинки и прочитай таблички Соедини таблички с картинками РАДОСТЬ СТРАХ УДИВЛЕНИЕ ЗЛОСТЬ СПОКОЙСТВИЕ ГРУСТЬ ГНЕВ

РАДОСТЬ Мои эмоции Нарисуй указанную эмоцию Это когда…? На лучиках солнышка запиши, когда ты испытываешь радость.

РАДОСТЬ Напиши на яблоках, какие ассоциации у тебя возникают, когда ты слышишь слово «радость». Раскрась картинку соответствующими цветами.

В стране эмоций. Прочитай названия эмоций. Нарисуй каждую из этих эмоций. РАДОСТЬ СТРАХ УДИВЛЕНИЕ ЗЛОСТЬ СПОКОЙСТВИЕ ГРУСТЬ ГНЕВ

Мои эмоции ГНЕВ Нарисуй указанную эмоцию Напиши на камнях, в каких ситуациях ты испытываешь гнев и злость. Раскрась картинку соответствующими цветами.

ГНЕВ Когда я злюсь… Мои брови ____________ Мои губы _____________ Мои ноги _____________ Мои зубы ______________ Мои руки _____________ Я хочу __________________ __________________ Что поможет мне успокоиться? 1.______________________________________________________ 2.______________________________________________________ 3.______________________________________________________ 4.______________________________________________________ 5.______________________________________________________ Напиши, что ты чувствуешь, когда злишься

Мои эмоции СТРАХ Нарисуй указанную эмоцию Напиши на листочках, в каких ситуациях ты испытываешь страх. Раскрась картинку соответствующими цветами.

СТРАХ На этой страничке нарисуй свой страх А теперь эту страшилку преврати в смешинку! (дорисуй что-то, чтобы страх перестал быть страшным и стал смешным или добрым)

Мои эмоции УДИВЛЕНИЕ Нарисуй указанную эмоцию Напиши на крыльях бабочки, в каких ситуациях ты удивляешься. Раскрась картинку соответствующими цветами

Мои эмоции ГРУСТЬ Нарисуй указанную эмоцию Напиши в капельках, в каких ситуациях тебе бывает грустно. Раскрась картинку соответствующими цветами.

«История про Обидок и Грустинок» Нарисуй этих героев яркими красками

Мои эмоции СПОКОЙСТВИЕ Нарисуй указанную эмоцию. Напиши в кляксах, в каких ситуациях ты бываешь спокоен. Раскрась картинку соответствующими цветами.

Рассмотри картинки. Какие эмоции у персонажей? Напиши название эмоции каждого героя под картинкой.

ДИПЛОМ об окончании курса Академии Эмоций вручается _____________________________________________ Пусть ждет тебя много важных открытий, Чудесных и ярких событий! Отличных идей и затей! Успехов и радостных дней! Педагог-психолог: __________________________

Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Номер материала: ДБ-924178

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

Конкурс «Учитель года» будет проходить в новом формате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Если вы чувствуете упадок сил
Оцените статью