- Модели эмоционального интеллекта
- Модели эмоционального интеллекта
- Основные модели эмоционального интеллекта
- Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
- Определение понятия в психологии: что это такое простыми словами и почему он так важен?
- История изучения
- Когда начали изучать?
- Кто ввел понятие?
- Актуальность исследования в наши дни: зачем нужна функция и что дает?
- Миф ли, что может значить больше, чем IQ и почему?
- Виды и особенности
- Модель Майера-Саловея-Карузо
- Модель Дэниела Гоулмана
- Рувена Бар-Она
- Коэффициент развитого EQ
- Различия между мужчинами и женщинами по общему уровню EQ
- Урок 2. Модели эмоционального интеллекта
- Вехи развития эмоционального интеллекта
- Какие же существуют модели?
- Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI)
- Внутриличностная
- Межличностная
- Адаптивная
- Управление стрессом
- Общее настроение
- Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)
- Смешанная модель Гоулмана
- Тест на эмоциональный интеллект
- Проверьте свои знания
Модели эмоционального интеллекта
Модели эмоционального интеллекта
В этом разделе собраны основные модели эмоционального интеллекта.
В мире наиболее известными и признанными являются три модели эмоционального интеллекта: модель эмоционального интеллекта Бар-Она, модель эмоционального интеллекта Гоулмана (в настоящее время он предпочитает использовать единую модель эмоционального и социального интеллекта) и модель авторов термина «эмоциональный интеллект» Майера-Сэловя и Карузо.
В российской практике наиболее известны модели Д.Люсина и Шабанова/Алешиной (основные навыки моделей одинаковы, но есть разница в подкластерах)
Основные модели эмоционального интеллекта
Кратткое описание модели эмоционального интеллекта Йельского университета (авторы — Дж. Майер и П.Сэловей)
Описание модели эмоционального интеллекта Дэниэла Гоулмана
Описание модели эмоционального интеллекта Бар-Она
Описание модели эмоционального интеллекта Шабанова/Алешиной, применяемой в EQuator
Источник
Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
Согласно исследованиям последних десятилетий, значимую роль в гармоничном развитии человека как личности играют не только его уровень его умственного развития, но и то, как он способен управлять собственными эмоциями и реагировать на эмоции окружающих людей.
Черты характера, благодаря которым достигается умение адаптироваться в обществе и применять свои знания, называются эмоциональным интеллектом. И их следует развивать не в меньшей степени, чем традиционный интеллект.
Определение понятия в психологии: что это такое простыми словами и почему он так важен?
В психологии под эмоциональным интеллектом подразумевается возможность человека дифференцировать эмоции, осознавать потребности, мотивацию и намерения других людей не хуже, чем собственные, а также способность управлять своими базовыми эмоциями и эмоциями других людей для достижения определенных результатов.
История изучения
Когда начали изучать?
Еще историки и ученые средневековья упоминали о роли эмоционального интеллекта в эволюционном развитии человеческого коллектива. Предполагалось, что представители доисторического общества, обладающие способностью адаптироваться к постоянно меняющимся условиям проживания, смогли произвести на свет наиболее жизнеспособное потомство.
Кто ввел понятие?
Термин эмоционального интеллекта был введен в 20 веке. В 1920 г американский психолог Торндайк упоминал о социальном интеллекте и отношениях между людьми разного пола и возраста. А чуть позже был разработан первый тест для определения его уровня.
Более полная его картина была представлена в 1985 году израильским ученым Рувеном Бар-Оном. В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ (Emotional Quotient) и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы.
Далее можно ознакомиться с фото по теме:
Актуальность исследования в наши дни: зачем нужна функция и что дает?
Считается, что именно эмоциональный интеллект определяет успешность человека во всех жизненных ситуациях, особенно в карьере и бизнесе. Однако мнения психологов и ученых противоречивы. Некоторые придают значение его развитию в большей степени, чем IQ. Другие же, наоборот, утверждают, что роль EQ сильно преувеличена и нельзя назвать умным человека с хорошим эмоциональным коэффициентом, но не обладающего существенными знаниями и квалификацией.
Миф ли, что может значить больше, чем IQ и почему?
С другой стороны, более общительные и вызывающие симпатию люди добивались гораздо лучших результатов в карьере даже при сравнительно обычном умственном развитии.
Виды и особенности
Модель Майера-Саловея-Карузо
Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо представляет собой концепцию, которая включает четыре основные параметра:
- Восприятие эмоций — возможность верно определять собственные эмоции и эмоциональную картину других людей (по внешним признакам – походка, общий внешний вид, манеры, мимика и т.д.).
- Использование эмоций — человеческие способности применять свой интеллект на подсознательном уровне, используя не сколько рациональность, а больше эмоциональный фон, благодаря чему развивается креативность.
- Понимание эмоций — способность идентифицировать причину возникновения эмоций, видеть взаимосвязь между эмоциями и мыслями, уметь предвидеть эмоции в зависимости от ситуации, понимать роль эмоций во взаимоотношениях особенно сложные, неоднозначные чувства.
- Управление эмоциями — способность контролировать направление и интенсивность эмоций (как своих, так и у других людей) ради достижения необходимого результата.
Модель Дэниела Гоулмана
В 1995 году вышла книга американского журналиста и психолога Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», которая приобрела большую популярность во всем мире. В своем произведении автор опирался на теорию самостоятельного развития эмпатии и собственных эмоций, состоящую из пяти основных составляющих. Вот так можно перечислить составляющие:
- Самосознание – это способность проводить анализ в отношении собственных эмоций, уровня навыков и отличительных способностей.
- Саморегуляция – умение жертвовать определенными моментами ради достижения поставленных целей, способность быстро приходить в себя после перенесенных эмоциональных и физических перегрузок.
- Мотивация – возможность применять разнообразные стимулы для осуществления положительного результата.
- Эмпатия – умение ставить себя на место другого, воспринимать его чувства так же хорошо, как и собственные.
- Социальные навыки – применение навыков распознавания эмоций в процессе рабочего процесса либо решения конфликтных ситуаций.
Рувена Бар-Она
Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она была вынесена на всеобщее обозрение в Канаде в 1996 г. Согласно ей, абсолютно гармоничная личность обладает способностями, которые можно разделить на пять категорий.
Внутриличностная:
- Ассертивность – возможность предельно ясно и четко выражать собственное мнения, отстаивая при необходимости свои позиции, сохраняя при этом уважение к желаниям других людей.
- Самоуважение – способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, оставаясь в гармонии с собой.
- Независимость – возможность не зависеть от других в процессе вынесения какого-либо решения.
- Самоактуализация – раскрытие собственного потенциала посредством саморазвития, целеустремленности.
- Эмоциональная осознанность — это навык, позволяющий хорошо распознавать эмоции, в том числе и свои собственные, умение отделять позитивные от негативных, разбираться в источниках их возникновения.
Межличностная:
- Эмпатия — это умение определять, понимать и воспринимать чувства окружающих людей.
- Социальная ответственность — умение вести сотрудничество с представителями различных социальных групп вплоть до возможности взять на себя заботу об определенном человеке, когда требуется проявить высокие нравственные качества.
- Межличностные отношения — это способность успешной вербальной и невербальной коммуникации с формированием полезных взаимоотношений, умение налаживать социальные контакты.
Адаптативная:
- Умение решать проблемы — умение распознавать и формулировать проблему для поиска эффективного метода ее решения. Требует интуитивных способностей и развитого логического мышления.
- Гибкость — способность вести себя в соответствии с текущей ситуацией, подстраиваясь под любые ее изменения.
- Оценка действительности — умение сопоставлять собственные чувства с реальным положением вещей.
Управление стрессом:
- Стрессоустойчивость — способность противодействовать факторам стресса, не теряя при этом эмоциональной стабильности.
- Контроль импульсов — зависящая от самодисциплины и волевого развития способность бороться с разного рода искушениями ради долгосрочного успеха.
Общее настроение:
- Оптимизм — умение не терять положительный настрой даже в нелегких ситуациях для последующего успешного решения проблем, способность видеть в последней определенную возможность чего-либо.
- Счастье (благополучие) — наполненность собственного внутреннего мира жизнестойкостью, воодушевлением, удовлетворением, гармонией и способность делиться подобным состоянием с близкими людьми.
Коэффициент развитого EQ
Понятие коэффициента эмоционального интеллекта (EQ) появилось намного позже, чем коэффициент интеллекта IQ. Внедрение тестов для определения уровня EQ позволило кадровым службам при формировании штата сотрудников учитывать не только умственные способности претендентов, но и опираться на их поведение в коллективе.
Коэффициент эмоционального интеллекта – отражает уровень эмоционального развития того или иного человека. Единого метода оценки EQ не существует поскольку за последние двадцать лет было разработано немало тестов для его определения.
Также большинство психологов склоняются к тому, чтобы вопросы для оценки эмоционального развития соответствовали профессиональной сфере испытуемого.
Различия между мужчинами и женщинами по общему уровню EQ
Характеристики эмоционального интеллекта имеют отличия в зависимости от гендерной принадлежности, что уже долгое время является предметом дискуссии. В целом, мужчины и женщины показывают одинаковый уровень EQ.
Женщины проявляют высокие способности в отношении межличностных эмоций и социальной ответственности. Мужчины же более склонны к стрессоустойчивости и выражению адаптативных функций.
Споры вокруг эмоционального интеллекта ведутся не одно десятилетие. В любом случае, профессиональные качества человека тесно взаимосвязаны с его умением находить общий язык с окружающими людьми и способностью адаптироваться к самым неожиданным ситуациям, что будет предметом изучения всех психологов еще многие годы.
Источник
Урок 2. Модели эмоционального интеллекта
Психологи полагают, что для повышения эмоционального интеллекта нужен системный подход, при помощи которого человек будет шаг за шагом овладевать определенными навыками и становиться «эмоционально умнее». Несмотря на невероятный интерес к этой теме, существует не так много подходов к эмоциональному интеллекту.
В этом уроке мы рассмотрим три самые популярные модели и увидим принципиальную разницу между ними. Также мы обратим внимание на историю эмоционального интеллекта и убедимся, что этот предмет находится еще на стадии своего становления.
Содержание:
На протяжении всего развития человечества, люди осознавали важность управления эмоциями. Они научились приводить себя в состояние аффекта, чтобы противостоять диким животным и настраиваться на позитивный лад при общении с важными для себя людьми. Однако это получается далеко не всегда. Почему? Эмоции непредсказуемы, они изменчивы, поэтому мы стоим на пороге очень сложной задачи: научиться управлять ими и сделать их своими помощниками, а не врагами.
Эмоции бывают уместными и неуместными. В определенных ситуациях, например, гнев или злость на себя могут быть полезными (хотя из-за своей разрушительности не рекомендуется прибегать к ним слишком часто). В других излишний оптимизм может помешать достижению цели (когда требуется полная сосредоточенность и полная эмоциональная нейтральность).
Для того, чтобы хоть как-то разобраться с этой крайне сложной темой, были созданы модели эмоционального интеллекта. Создание этих моделей тесно связано с историей предмета, поэтому мы вкратце коснемся ключевых вех его развития.
Вехи развития эмоционального интеллекта
В 1872 году Чарльз Дарвин издает книгу под названием «Выражение эмоций у людей и животных». По сути, это первая научная работа, посвященная эмоциям людей и их роли для адаптации и выживания.
В 1920 году профессор Эдвард Торндайк вводит понятие социального интеллекта. Он описал его как способность понимать людей, женщин и мужчин, умение обращаться разумно с людьми.
В 1926 году создан первый в мире тест для измерения социального интеллекта под названием George Washington Social Intelligence Test.
В 1940 году Дэвид Уэкслер написал публикацию, в которой разделил способности и умения человека на интеллектуальные и не интеллектуальные.
В 1964 году в работе Майкла Белдока появилось понятие эмоционального интеллекта.
В 1965 году Клод Штайнер вводит понятие эмоциональной грамотности и разрабатывает концепцию для ее тренировки.
В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою модель интеллекта, разделив его на внутриличностный и межличностный.
В 1985 году выходит первая книга, посвященная развитию эмоционального интеллекта. Это «A Study Emotion: Developing Emotional Intelligence» Уэйна Пэйна.
В 1988 году Рувен Бар-Он ввел понятие эмоционального коэффициента.
В 1990 вышла в свет работа Джона Майера и Питера Саловея «Emotional Intelligence», которая привлекла всеобщее внимание к этому предмету.
В 1995 году вышла научно-популярная книга Дэниела Гоулмана «Emotional Intelligence», которая стала самой читаемой книгой, посвященной социальной науке. После ее выхода эмоциональный интеллект приобретает невероятную популярность и становится интересным не только психологам, но и простым людям.
Какие же существуют модели?
Существует три самые распространенные модели эмоционального интеллекта на данный момент. Между ними существуют различия, однако все они сходятся в важности одного навыка — умения управлять своими и чужими эмоциями. Помимо этого, есть десятки навыков, которые необходимо развить для того, чтобы ваш эмоциональный интеллект значительно повысился и вы начали извлекать из него преимущества.
Несмотря на то, что в идеале нужно «прокачать» несколько десятков навыков, многие из них подтягиваются сами собой, когда вы начинаете прививать другие. Условно говоря, добившись совершенства всего в пяти навыках, вы автоматически прогрессируете во всех остальных.
Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI)
Израильский психолог Рувен Бар-Он является одним из ведущих теоретиков и исследователей в области эмоционального интеллекта. Он также ввел понятие эмоционального коэффициента — уровня измерения эмоционального интеллекта.
Бар-Он разработал свою модель в 1982 году, а представил спустя четырнадцать лет на собрании американской ассоциации психологов в Торонто. Он выделил 15 способностей, которые, будучи приведены в полный порядок, позволяли человеку ощущать себя счастливым.
Способности разделены на пять категорий:
Внутриличностная
Ассертивность — это способность ясно выражать свои чувства и мысли, проявлять при необходимости твердость убеждений, стоять на своем и при этом уважать потребности другого человека. Стивен Кови называет эту ситуацию Win-Win. Этот навык является полной противоположностью пассивности, стеснительности и агрессии.
Мы подробнее рассмотрим ассертивность в четвертом уроке.
Самоуважение (самооценка) — это способность понимать и оценивать свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения, уважать себя и воспринимать положительно, оставаться в согласии с самим собой. Существует три типа самооценки: заниженная, нормальная и завышенная. Может показаться, что лишь заниженная самооценка может привести к печальным последствиям и несчастью, однако на это способна и завышенная. В этом случае человек испытывает недоумение — почему никто его не уважает и не оценивает по достоинству?
Независимость — это способность самостоятельно принимать решения, твердо стоять на своих ногах и не зависеть от других. Речь идет скорее об эмоциональной зависимости, когда человек является рабом эмоций и привычек.
Самоактуализация — это развитие в себе динамического непрерывного процесса стремления развиваться, устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывая свой потенциал. Человек обретает смысл своего существования и становится тем, кем он способен стать.
Эмоциональная осознанность — это способность человека замечать, осознавать и оценивать эмоции в конкретный момент, различать их и понимать причины их возникновения. Для развития этой способности рекомендуется заниматься медитацией.
Межличностная
Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Способность к эмпатии не зависит от интеллектуальных усилий.
Эмпатию мы подробнее рассмотрим в четвертом уроке.
Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, уметь сотрудничать с другими людьми. Включает в себя нравственность, совесть, заботу о ближнем и стремление брать на себя ответственность за поступки других людей.
Межличностные отношения — это навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, умение чувствовать себя комфортно в социальных контактах. Различают формальные и неформальные отношения.
Адаптивная
Умение решать проблемы — это способность установить и сформулировать проблему, а затем найти наиболее эффективный способ ее решения. Для развития этого навыка требуются логическое, творческое мышление, а также интуиция.
Гибкость — это умение менять манеру поведения, образ мышления и эмоциональный фон в зависимости от обстоятельств. Человек, обладающий гибкостью, не отрицает реальность и всегда ищет возможности извлечь выгоду из меняющегося окружения или ситуации. Этот навык более всего свойственен художникам и творческим людям.
Оценка действительности — это способность сверять свои чувства, эмоции и мысли с объективной внешней реальностью.
Управление стрессом
Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие так называемых стрессоров, и не вовлекать негативные эмоции. Также это умение человека делать то, что нужно и не позволять эмоциям себя отвлекать.
Контроль импульсов — это умение устоять перед соблазном быстрого удовлетворения потребностей ради долгосрочного успеха. Требует развитой силы воли и дисциплины.
Общее настроение
Оптимизм — это способность человека сохранять позитивное отношение даже в трудных обстоятельствах и при этом решать свои проблемы. Любая неудача или проблема — новая возможность. Это некий образ мышления, при котором человек сознательно не допускает деструктивные мысли, способные подорвать уверенность в себе.
Счастье (благополучие) — это способность быть умиротворенным, воодушевленным, жизнерадостным и при этом любить жизнь и других людей.
Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)
В 1990 году американские психологи Майер, Саловей и Карузо предложили свою модель эмоционального интеллекта. Они дорабатывали ее несколько лет и в итоге представили обновленную модель, состоящую из четырех компонентов.
Восприятие, оценка и выражение эмоций. Это способность безошибочно различать эмоции и идентифицировать эмоциональное содержание. Майер, Саловей и Карузо утверждают, что это основной и базовый компонент развития эмоционального интеллекта. Они исходят из того, что выражения лиц, отображающих гнев, печаль, счастье и страх у всех людей одинаковы, а значит их можно распознать. Младенцы и дети излучают эмоции искренне, а желание их прикрыть слишком явно отображается на языке их тела. Взрослый человек склонен скрывать свои эмоции, но тем не менее при длительном наблюдении или появлении микровыражений их точно можно безошибочно определять. Если вы продвинулись в овладении этим навыком, то умеете более точно идентифицировать ситуацию и действовать, исходя из своих выводов.
Использование эмоций для повышения эффективности мышления. Способность человека пробуждать в себе креативность, активизировать свой мыслительный процесс, используя эмоции как мотивацию. В этом случае вы сознательно понимаете силу эмоций, осведомлены о своей психологии и используете свои ощущения в свою пользу, а не во вред. Вы учитесь направлять свое внимание на важные для вас вещи и искусственно вызывать нужные эмоции, которые помогут решить задачу. Например, многими исследованиями доказано, что при оптимистическом, позитивном подходе и образе мышления, мозг человек работает лучше, чем в пессимистическом. Исходя из этого, вы вводите себя в нужное состояние и добиваетесь поставленных перед собой целей.
Понимание эмоций. Способность осознать связь и различие между эмоциями и мыслями, определять причину и истоки появления эмоции, понимать амбивалентные (сложные) чувства и интерпретировать эмоции, возникающие во взаимоотношениях с людьми. Относитесь к любой эмоции как к некой информации, которую она несет. Когда человеку страшно, он выбирает один из трех способов действия: бежать, цепенеть и атаковать. Когда он счастлив, то хочет находиться рядом с людьми и делиться своей радостью. Если гневается, то хочет причинить физический или моральный вред другому человеку. Некоторые эмоции перетекают друг в друга, другие возникают на доли секунды и исчезают. Вы также можете заметить, как при помощи мыслей меняются ваши чувства и эмоции.
Оценка эмоций. Способность пробуждать, укрощать и направлять свои и чужие эмоции для достижения определенных целей. Для того, чтобы научиться контролировать свои эмоции и управлять эмоциями других людей, необходимо привести себя в состояние осознанности, при котором вы спокойны и наблюдательны. Чтобы достичь успеха в повышении этого навыка, нужно развивать самодисциплину и самоконтроль.
Смешанная модель Гоулмана
Наиболее известным подходом к развитию эмоционального интеллекта является смешанная модель Дэниела Гоулмана. За основу Гоулман взял модель Мейера, Саловея и Карузо. К их компонентам он добавил еще несколько — настойчивость, энтузиазм и социальные навыки. Таким образом он объединил когнитивные способности с личностными характеристиками. Известность смешанной модели стала настолько большой, что вышла за рамки интереса психологов и стала популярной среди обычного круга людей. Всего Гоулман выделяет пять компонентов, разделенных на более мелкие элементы.
Самосознание:
- Уверенность в себе: это свойство личности, ядром которого выступает позитивная (или адекватная) оценка своих сильных и слабых сторон.
- Правильная самооценка: осознание своих возможностей и сильных сторон.
- Эмоциональное самосознание: анализ своих эмоций и осознание их воздействия, а также использование интуиции.
Самоконтроль:
- Оптимизм: умение с позитивом и надеждой смотреть на реальность или сложную ситуацию.
- Открытость: надежность, проявление прямоты и честности.
- Обуздание эмоций: умение контролировать деструктивные импульсы и эмоции.
- Воля к победе: стремление улучшать личную эффективность ради того, чтобы соответствовать внутренним стандартам качества.
- Адаптивность: умение приспособиться к меняющимся обстоятельствам.
- Инициативность: полная готовность к активным действиям.
- Социальные навыки: способность выстраивать эффективные взаимоотношения с другими людьми.
- Предупредительность: умение удовлетворять потребности и нужды клиентов и подчиненных.
- Деловая осведомленность: осознание и понимание иерархии ответственности и политики, текущих событий.
- Сопереживание: проявление участливого отношения к проблемам других людей, умение прислушаться к их чувствам.
Управление отношениями:
- Влияние: это владение рядом тактик убеждения.
- Воодушевление: умение вести за собой других людей, рисуя прекрасную картину будущего.
- Содействие изменениям: способность вести людей в новом направлении и инициировать изменения в карьере и личной жизни.
- Помощь в самосовершенствовании: умение развивать способности других людей.
- Укрепление личных взаимоотношений: поддержка социальных связей.
- Урегулирование конфликтов: эффективное разрешение разногласий.
- Сотрудничество и командная работа: умение создать продуктивную команду.
Эмпатия. Способность распознавать свои и чужие эмоции, умение сопереживать. Мы рассмотрим подробнее эмпатию в четвертом уроке.
Мотивация. Умение побуждать себя к действию. Подробнее мы рассмотрим мотивацию и самомотивацию в пятом уроке.
Смешанная модель Гоулмана приобретала свою популярность не в последнюю очередь благодаря стимулированию людей к развитию личностных качеств. Его книги написаны простым и доступным языком с тем, чтобы с ними мог ознакомиться любой желающий. Советы Гоулмана просты и не требуют особых знаний о психологии. Несомненно, этот психолог объединил все лучшее, что было создано до него и дал миру свою модель, которая способна повысить эмоциональный интеллект любого человека.
А теперь предлагаем вам пройти небольшой тест, который поможет оценить ваш эмоциональный интеллект.
Тест на эмоциональный интеллект
Тест на эмоциональный интеллект (методика Н.Холла) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии. Правила следующие:
- В вопросах, где нужно выбрать из 6 вариантов, ответьте, насколько каждый человек похож или не похож на вас. Выберите тот ответ, который показывает, насколько описываемый человек похож на вас.
- Опросник состоит из ряда вопросов о вас, вашем стиле поведения, привычках, мыслях, чувствах, переживаниях и образе жизни. Вам нужно спроецировать каждый вопрос на себя и подобрать вариант ответа, наиболее точно отражающий вашу позицию в конкретном контексте. Отвечать следует максимально честно перед самим собой, смотря правде в глаза.
- Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
В этом уроке мы вкратце рассмотрели историю эмоционального интеллекта и изучили три самые популярные модели для его повышения. Несмотря на то, что психологи предлагают нам овладеть десятками навыков, их можно свести к пяти-шести, на которые мы и обратим внимание в нашем курсе.
В следующем уроке мы научимся управлять своими эмоциями и получим рекомендации, как справиться с самыми разрушительными. Также мы поможем вам научиться вызывать в себе позитивные эмоции и ощущения для того, чтобы повысить свою удовлетворенность жизнью и приблизиться к счастью.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Следующий урок посвящен управлению эмоциями.
Источник