Модель стресса джеральда гринберга что влияет

Ситуационный подход к пробаеме стресса

Наибольший вклад в развитие ситуационного подхода к преодолению стресса внес Рихард Лазарус, разработавший когнитивно-трансактную теорию стресса. Р. Лазарус и с. Фолкман [Lazarus, Folkman, 1984] рассматривают стресс как трансакцию между организмом и средой. Лазарус не отрицает влияния личностных факторов на процесс преодоления стресса, подчеркивая, что совладание со стрессом — это динамический процесс. Большое значение в рамках данной теории придается когнитивной оценке стресса и стрессовой ситуации в целом. Когнитивная теория стресса предполагает, что процесс преодоления стресса начинается с когнитивной оценки человеком стресса и стрессовой ситуации в целом. Лазарус выделяет три типа когнитивной оценки, влияющих на процесс преодоления. Первичная оценка включает в себя определение уровня угрозы и свойств стрессора. Эта оценка также зависит от психологических характеристик личности. При вторичной оценке индивид оценивает наличие и возможности использования ресурсов для преодоления стресса. Переоценка представляет собой обратную связь, оценивающую соотношение характеристик стрессовой ситуации и возможностей ресурсов преодоления. После когнитивной оценки личность начинает использовать возможные стратегии преодоления стресса.

Эти идеи нашли широкое распространение в современной практической психологии. Пример этому — модель стресса, предлагаемая Дж. Гринбергом [2002], в соответствии с которой жизненные ситуации, требующие адаптации, могут восприниматься нами как стрессовые. Когнитивная оценка ситуации как травматичной, угрожающей может привести к тому, что мы будем воспринимать ее как стрессовую, негативную, что повлечет за собой переживание определенных негативных эмоций. Эмоциональное возбуждение (которое может проявляться как гнев, страх, раздражение), в свою очередь, «запустит» реакции физиологического возбуждения, проявляющиеся в увеличении частоты дыхания и сердцебиения, повышении мышечного напряжения, артериального давления и др. Если такое состояние носит длительный характер, то следствием его могут стать болезнь, чувство хронической усталости, снижение работоспособности, потеря интереса к жизни и многое другое.

Модель стресса Д. Гринберга

Таким образом, станет ли жизненная ситуация причиной стресса, зависит от ее когнитивной оценки человеком. Одна и та же ситуация может стать для одного человека стрессогенной, а для другого вовсе не угрожающей. И даже для одного и того же человека в разное время одна и та же ситуация в одном случае может быть стрессовой, а в другом — нет. Значит, когнитивная оценка ситуации обусловлена как личностными особенностями самого человека, так и социальным контекстом (семейной атмосферой, ситуацией на работе), в котором человек находится в данный момент.

Любая стрессовая ситуация имеет свои объективные параметры, однако каждый из этих параметров оценивается субъективно (когнитивная оценка). При оценке ситуации мы оцениваем такие параметры, как предполагаемая продолжительность, наши возможности для контроля над ситуацией, возможность изменчивости ситуации в будущем, анализируем наш опыт преодоления подобных ситуаций и т. д. [Perrez, Reicherts, 1992]. Но каждый из этих показателей мы оцениваем субъективно.

Для того чтобы увидеть, как сильно влияет когнитивная оценка ситуации на поведение в стрессе, рассмотрим только один из объективных показателей стресса — степень контроля ситуации. Если степень контролируемости ситуации низкая — например, в случае тяжелой неизлечимой болезни, на течение которой трудно влиять, — мы будем испытывать больший стресс, чем в ситуации, в которой мы обладаем высокой степенью контроля (например, при лечении простуды). Однако в медицине известны случаи, когда в стрессовой ситуации больные с низкой степенью контроля (в случае неизлечимой болезни) считали, что все равно могут влиять на ее исход и контролировать процесс. И в результате болезнь отступала. Ярким примером этому является история болезни Валентина Дикуля, которому удалось преодолеть неизлечимую болезнь позвоночника и не только вылечиться, но и настолько укрепить свой позвоночник, чтобы в дальнейшем поднимать значительные тяжести, непосильные обычным здоровым людям.

Одним из важнейших факторов стрессоустойчивости современные исследователи считают выбор копинг-стратегии, адекватной стрессовой ситуации. Копинг-стратегия — это способ управления стрессом, который выбирает человек в ситуации, воспринимаемой им как угроза собственному здоровью или благополучию.

Р. С. Лазарус и С. Фолкман [1984] предложили разделять стратегии преодоления на проблемно-ориентированные (направленные на решение возникшей проблемы) и эмоционально-ориентированные (направленные на изменение собственных установок и регуляцию негативных эмоций). Первый вид стратегий эффективен тогда, когда мы считаем, что в силах изменить ситуацию и уменьшить влияние стрессора на личность. Такое поведение относится к активному копингу.

Эмоционально-ориентированный копинг следует выбирать в том случае, если мы не можем контролировать ситуацию, но можем снизить уровень собственного эмоционального напряжения. Подобное поведение относится к пассивному копингу. Активные стратегии считаются учеными более адаптивными, так как при выборе пассивных (избегание, подавление мыслей и чувств, связанных со стрессовой ситуацией) проблема остается. Однако выбор пассивных стратегий может временно облегчить переживание напряженной ситуации.

Современные исследователи считают, что выделение только проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного копинга дает слишком упрощенный взгляд на поведение человека в стрессе. В действительности реальное поведение людей отличается использованием самых разнообразных стратегий, направленных на преодоление стресса. На сегодняшний день не существует общепризнанной классификации копинга.

Читайте также:  Какими лекарствами поднять настроение

Ученые предлагают различные варианты классификации копинг-стратегий, указывая, что. несмотря на то что одни из них кажутся нам более конструктивными по сравнению с другими, их нельзя разделить на адаптивные и дезадаптивные. Каждая из перечисленных ниже стратегий может быть полезна для тех или иных людей в тех или иных обстоятельствах. С. Карвер и М. Шеир [Carver, Scheier, 1989] выделяют следующие стратегии совладания со стрессом:

  1. активное преодоление — активные действия, направленные на преодоление стрессовой ситуации;
  2. планирование — обдумывание плана и стратегии поведения;
  3. подавление конкурирующих видов активности — избегание отвлечения на другие виды деятельности, с тем чтобы более сконцентрироваться на разрешении стрессовой ситуации;
  4. сдерживание совладания — избегание поспешных действий, ожидание момента более благополучного, с точки зрения личности, для принятия каких-либо активных действий;
  5. поиск социальной поддержки в инструментальных целях — стремление получить нужную информацию или совет;
  6. поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам — стремление найти людей, которые бы могли выслушать, посочувствовать, оказать моральную поддержку;
  7. сконцентрированность на эмоции и ее высвобождении — стремление выразить негативные чувства, связанные с переживанием стрессовой ситуации;
  8. поведенческое «отключение» — регулирование усилий, направленных на взаимодействие со стрессором;
  9. ментальное «отключение» — мечты, фантазии, грезы, сон, которые используются для отвлечения от мыслей, связанных со стрессовой ситуацией;
  10. позитивные реинтерпретации — стремление найти какие-либо позитивные моменты в стрессовой ситуации;
  11. отрицание — отказ верить в существование стрессора;
  12. принятие — принятие реальности стрессора;
  13. обращение к религии — поиск утешения в Боге и религии;
  14. употребление алкоголя/наркотиков как способ забыть о проблеме и временно улучшить свое самочувствие;
  15. юмор — стремление найти что-то смешное, комическое в стрессовой ситуации.

В настоящее время в психологической литературе взаимодействие личности и стресса все чаще описывается в рамках нового интегративно личностно-ситуационного подхода [Moos, Hall, 1998; Крюкова, 2006; и др.]. Данный подход предполагает, что значимость ситуации для индивида, ее когнитивная оценка и особенности личности будут оказывать влияние на выбор способов преодоления стресса. Преодолевающее поведение в этом случае рассматривается как средство, позволяющее человеку как можно лучше адаптироваться к требованиям ситуации. Представители этого направления считают, что в процессе копинг-поведения личность может использовать самые разные стратегии на различных этапах преодоления, меняя и совмещая их, оценивая эффективность и постоянно учитывая влияние ситуации.

Суммируя результаты многих исследований, можно перечислить основные факторы, обусловливающие особенности преодолевающего поведения личности в стрессогенной ситуации.

Среда — социальная поддержка (возможность удовлетворения социальных потребностей в близости, защите, информации, практической помощи, разрядке, успокоении и т. д.), условия жизни и работы, социальная сеть, качество межличностных отношений, особенности социально-экономической и политической обстановки в обществе и ближайшей социальной среде.

Индивидные особенности — врожденные особенности (генетическая предрасположенность), пол, характер протекания беременности у матери, тип высшей нервной деятельности (особенности темперамента).

Социально-психологические характеристики личности:
социальные характеристики личности — возраст, здоровье, образование, социальный статус; личностные особенности (характер, определенные черты личности, самооценка, механизмы психологической защиты); субъективное восприятие стрессовой ситуации.

Реакции личности на стресс — адаптивные/дезадаптивные (копинг): поведенческие, физиологические, когнитивные, эмоциональные.

Стресс — объективные параметры стрессовой ситуации (длительность, продолжительность, изменчивость, контролируемость), которые могут быть оценены со стороны возможных экспертов и определены путем изучения поведения в данной ситуации, характерного для большинства людей из репрезентативной выборки и т. п.).

Факторы, влияющие на формирование реакции личности на стресс

Таким образом, сопротивляемость стрессу зависит от личностных характеристик человека, социальной ситуации, в которой он находится, и особенностей взаимодействия между человеком и ситуацией. Следует учитывать также, что все указанные на схеме источники стресса находятся в постоянном взаимодействии и влиянии друг на друга. Все это свидетельствует о необходимости комплексного решения проблемы повышения стрессоустойчивости человека.

Источник

Модель стресса джеральда гринберга что влияет

Ритм жизни не дает нам передохнуть, а постоянные стрессовые ситуации выматывают и приводят к сбоям в организме. Оказывается, своим состоянием можно и нужно управлять. А научиться этому можно, воспользовавшись методом Гринберга.

Бессонница — это когда лежишь с закрытыми глазами часами под одеялом, уставший до такой степени, что не можешь даже думать — мысли превращаются в разбухшие поленья. Это когда давление вокруг глазниц становиться сильным и тупым. А потом наступает утро и приходится вставать, чистить зубы и кое-как функционировать. В голове зудят тонкие иголочки недосыпа, но заснуть все равно не получается.

Меня такое состояние накрыло в прошлом году и продолжалось несколько месяцев. Невыносимое ощущение. Я начала жаловаться знакомым и обнаружила, что многие мои друзья засыпают только с помощью таблеток от бессонницы. Это значит, что если кто—то остался ночевать и забыл медикаменты дома, то спать ему или ей не придется.

На таблетках от бессонницы сидит рекордное число западных жителей. Статистика показывает, что с годами эти цифры только растут.

Признаюсь, мне не хотелось прибегать к помощи медицины, чтобы справиться со своим недугом — с детства меня запугивали побочными эффектами. К тому же, я ценю свою независимость. Поэтому я решила попробовать найти другой способ решить неожиданную проблему.

Читайте также:  Если работа приносит стресс только

Как-то раз я разговаривала с моим знакомым нейропсихологом, родившимся и выросшим в Индии, получившим образование в США и уже семь лет работающим в Германии.

«Меня всегда поражало, — сокрушался знакомый, — что в западной психотерапевтической традиции физический контакт между врачом и пациентом не рассматривается как необходимая часть процесса. Напротив, это считается чуть ли не нарушением врачебной этики. Но почему? Как можно заниматься сознанием, настроением, психологическими травмами пациента, не используя телесные практики? Для меня, как для нейропсихолога, очевидно, что тело и сознание тесно связаны.

Сейчас появились различные инструменты (MRI и другие), позволяющие зафиксировать меняющиеся параметры сознания, которые влияют на наше тело. Теперь можно отследить, какие части мозга активизируются, какая именно мозговая активность появляется под влиянием изменения физических параметров».

После слов моего друга я решила поискать специалистов, которые уже практикуют похожие техники и смогли бы мне помочь. Я предполагала, что нечто подобное должно существовать: йога, в конце концов, тоже воздействует и на сознание, и на тело. Стоит признать, что мой личный опыт и опыт окружающих меня людей связан с «нормальной» разговорной психотерапией и медициной. Заболел — выпил таблетку, накрыла депрессия – пошел к психотерапевту.

Моя подруга, переводчик книги Оливера Сакса «Человек, который принял свою жену за шляпу», работает таким «нормальным психотерапевтом» в Нью Йорке. Она рассказала мне следующее:

«Работа с телом очень важна. Психические реакции непосредственно связаны с дыханием, напряжением и расслаблением мышц, выделением гормонов и так далее. Например, если мы пугаемся, мы дышим быстро и поверхностно. Если же мы сознательно начинаем дышать медленнее и глубже, страх и паника отступают. Всем в той или иной мере полезно знать и использовать техники дыхания и расслабления. В сессии гипнотерапии клиент погружается в состояние глубокого расслабления и происходит работа с дыханием, эмоциями и телесными ощущениями. Такие сессии часто излечивают от фобий и посттравматического синдрома. Есть клиенты, которым нужен именно такой подход. Если клиент говорит, что хочет понять себя, разобраться в своей жизни, сделать свой характер более гибким, я работаю с ним методами психодинамической терапии. Я могу посоветовать заняться йогой, показать дыхательные упражнения или обсудить когнитивные техники. Но в первую очередь мы будем говорить об истории его жизни, о том, как старые травмы влияют на его поведение, о его снах, мечтах, отношении к себе и другим. Например, у меня есть пациентка, которая сказала, что пришла ко мне, потому что «не испытывает» чувств и часто не знает, что должны чувствовать «нормальные люди». Я не думаю, что в этом ей помог бы специалист по когнитивной терапии или гипнотерапии. Мы много работали над ее детскими воспоминаниями и отношениями в ее семье, и постепенно она получила доступ к своим переживаниям и глубоким чувствам.

Существуют самые разные подходы и техники работы с клиентами. В каждой из них разная степень физического контакта. Такое разнообразие техник позволяет клиентам выбирать подходящего терапевта. В психодинамический модели физический контакт отсутствует. Для определенного класса клиентов такой способ работы является оптимальным. В любом случае, очень важно установить ясные границы: сессия начинается в точно определенное время, имеет определенную длину, цену, терапевт и клиент не вступают в дружеские или романтические отношения вне офиса. Отсутствие физического контакта — один из параметров. Такие границы создают определенность и ощущение уникального, безопасного пространства, где клиент может свободно думать и говорить о вещах, о которых он никогда никому не рассказывал. Я часто слышу от клиентов такие слова: «я об этом никогда раньше не вспоминала», «я никогда не признавался в этом даже себе»… Конечно, откровения бывают и на массажном столе. Просто это происходит по-другому».

Традиционная психотерапия невероятно интересна, но мне нужно было другое вмешательство. Случайно я познакомилась с девушкой, которая приехала из Аргентины и работала по так называемому «методу Гринберга». Опыт общения с ней был уникальным и полностью избавил меня от бессонницы. К тому же, я достаточно радикально изменила свои представления о том, что значит быть здоровым, как относиться к своему телу, что такое отдых и что такое стресс.

Создатель метода «телесно ориентированной терапии» – Ави Гринберг. Основная мысль метода довольно проста и логична. Большую часть исторического времени мы прожили в качестве охотников собирателей. Наш страх и стресс помогали нам выживать во враждебной среде: увидел наш древний предок краешек тени тигра, сразу же в его организме произошел выброс адреналина, он сорвался с места и побежал (залез на дерево, переплыл бурную реку), не чувствуя боли и усталости. И так до тех пор, пока не оказался в безопасности. Тут стресс отпускает и наступает несказанная радость спасения. В случае неудачи нашего бедного предка тигр съедал. Либо так, либо эдак.

Читайте также:  Пожелания хорошего настроения денечка

Мы же постоянно куда-то бежим, но не успеваем убежать: от долгов, от шума, от опасности, от неисполненных желаний. Наш стресс накапливается в нашем теле, порождая неуверенность, фобии или даже физическую боль. В моем случае результатом накопившегося не пережитого стресса и психического напряжения стала бессонница. Идеальная задача врача, работающего по методу Гринберга, — научить пациента справляться со своими страхами и лечить себя. Страхи никуда не денутся, они были и будут с нами всегда. Вопрос в том, как на них реагировать. Гринберг учит управлять страхами и радоваться им, ведь выброс адреналина в кровь — это приятно. Страх всегда связан с чувством новизны, преодолением самого себя, открытием чего-то нового. Но если мы неправильно управляем этим чувством, если мы «зажимаемся», не умеем дышать и расслабляться, то последствия для нашего тела могут быть крайне негативными.

Сама Nicole Pieper о методе Гринберга узнала случайно. Она переехала в Берлин, чтобы получить образование психолога, и попала на воркшоп одного из практикующих по методу Гринберга врачей. Она сразу же записалась на другие воркшопы и стала заниматься как в группах, так и индивидуально.

Чтобы стать практикующим специалистом по методу Гринберга нужно отзаниматься минимум 3 года, закончить несколько курсов по 330 академических часов. Затем все, кто хочет стать членом интернациональной ассоциации Грингберга, должны будут постоянно тренироваться, посещать мероприятия и находиться в контакте друг с другом. (International Association of Grinberg Method Practitioners (IAGMP).

Сессия по методу Гринберга начинается с массажа ступней и неспешного разговора. Почти как в обычной психотерапии пациента расспрашивают о его здоровье и самочувствии, его желаниях и проблемах. Я, конечно, рассказывала об ужасах бессонницы и о своей семейной ситуации — многолетнем разводе с угрозами и судами. В моем случае было очевидно, что именно спровоцировало бессонницу. Вопрос был только в том, возможно ли избавиться от последствий долгого стресса без применения медикаментов.

В первые же сеансы я узнала, что не умею расслабляться. Как ни странно, расслабление требует концентрации, координации дыхания и внимания. Со стороны сессия выглядела как массаж, во время которого с тобой разговаривают и просят то подышать, то расслабиться. Иногда становится страшно больно: оказывается, часть мышц спины (особенно продольные и воротниковые мышцы) у меня были просто каменными. Я многие месяцы жила, не зная и не умея их расслаблять. Неудивительно, что я не могла спать. Если бы я продолжила жить в том же режиме, вероятно, у меня начались бы сильнейшие головные боли.

В какой-то момент Николь больно нажимает мне на определенную мышцу и властным тоном говорит: «Больно? Расслабься и дыши прямо в это место! Сосредоточься, думай об этом и дыши! Сейчас все пройдет!». Удивительно, но если получалось расслабиться, то боль немедленно пропадала и наступало состояние тотального покоя и контроля над своим телом и своими эмоциями.

Я почитала о методе Гринберга и послушала онлайн-интервью с ним и его учениками. Оказывается, этот метод появился в Израиле и был разработан как механизм борьбы с хронической болью.

Израиль — страна, в которой исторически люди были вынуждены жить под гнетом страха и стресса. К тому же, там много людей, переживших Холокост. Это как раз классическая гринберговская история: человек, который убегает от смертельной опасности, но не может ни спастись, ни погибнуть. Он вынужден жить под гнетом стресса, не представляя, как от него избавиться. Эволюция не дала нам естественных инструментов жизни под гнетом непрекращающейся опасности. Поэтому людям пришлось изобрести эти инструменты.

Для того, чтобы их освоить, требуется время, дисциплина и очень квалифицированный, заинтересованный учитель. Мне невероятно повезло – Николь оказалась именно таким человеком. Буквально после нескольких занятий я связала физические ощущения напряжения, дискомфорта и страха с конкретными мышцами, позами, которое принимает мое тело. По сути, Николь провела меня через серию тренировок, позволив мне контролировать собственное тело.

Я начала спать. Если я чувствую, что не могу заснуть, я не боюсь, а знаю, что справлюсь с этим.

На веб-сайте Гринберга рассказывается о том, как люди с многолетней неизлечимой болью или ужасными болезнями вдруг ни с того ни с сего начинают от них избавляться. У меня, конечно, была всего лишь бессонница, а не переломанный позвоночник. Но она доводила меня до белого каления, а сейчас я прекрасно, глубоко и сладко сплю.

Собираюсь поддерживать и развивать свои навыки телесной сознательности (body-awareness)

и мечтаю отвести сына на такие занятия. Если бы меня в детстве научили радоваться, не бояться, не стесняться, правильно дышать и расслабляться, то я бы выросла совершенно другим человеком. Гораздо более счастливым и свободным.

Источник

Оцените статью