- Модель эмоционального интеллекта рувена бар она
- Урок 2. Модели эмоционального интеллекта
- Вехи развития эмоционального интеллекта
- Какие же существуют модели?
- Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI)
- Внутриличностная
- Межличностная
- Адаптивная
- Управление стрессом
- Общее настроение
- Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)
- Смешанная модель Гоулмана
- Тест на эмоциональный интеллект
- Проверьте свои знания
Модель эмоционального интеллекта рувена бар она
В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта. Модель Ревена Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия эмоциональный интеллект. Он определяет его как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение. На их основе Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i (Emotional Quotient Inventory).
ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА.
Способность понимать что вы чувствуете и управлять собой.
- Самоанализ – способность понимать свои чувства и то, какое влияние твое поведение оказывает на окружающих.
- Ассертивность – способность ясно выражать свои чувства и мысли, проявлять твердость убеждений и добиваться удовлетворять свои желания законными средствами, принимая во внимание предпочтения и реакции других людей. Не предполагает единую линию поведения. Сопряжена с легкостью и активностью. Противоположности: агрессия, пассивность, стеснительность.
- Независимость – способность самостоятельно принимать решения и контролировать себя, твердо стоя на ногах. Быть свободным от эмоциональной зависимости, выполнять свои обязанности, не становясь их рабом.
- Самооценка (самоуважение) – умение распознавать свои сильные и слабые стороны; оставаться в согласии с собой, уважать себя и воспринимать положительно, но не отрицая минусов. На противоположном конце шкалы – чувство собственной несостоятельности и неполноценности, самолюбие (когда минусов не замечаешь), гипертрофированное чувство собственной важности.
- Самоактуализация – это развитие в себе непрерывного динамического процесса стремления к максимальному развитию и способность реализовывать свой потенциал, связанные с чувством полноценности жизни и удовлетворения собой.
СФЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Способность взаимодействовать с людьми на уровне искусства общения.
- Эмпатия – это умение понимать чувства других и способность дать им понять, что вам известны их чувства. Не включает в себя любезность или сочувствие.
- Социальная ответственность – способность к взаимовыгодному сотрудничеству, включающая в себя совесть, нравственность и заботу о ближнем.
- Межличностные отношения – это навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах
СФЕРА АДАПТИВНОСТИ.
Способность быть гибким, реалистичным, адекватно вести себя в любой ситуации и решать проблемы по мере их возникновения.
- Решение проблем – способность выявлять и формулировать проблемы, а также вырабатывать и превращать в жизнь потенциально эффективные пути их решения.
- Оценка действительности – способность верно определять соотношение между своим опытом и тем, что объективно существует (видеть мир таким, какой он есть). Акцент ставится на прагматизм, объективность, адекватность восприятия. Включает способность концентрироваться и сосредотачиваться.
- Гибкость – способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с меняющимися обстоятельствами; умение адаптироваться к незнакомым, непредсказуемым и быстро меняющимся обстоятельствам. Гибкие люди обладают быстрой реакцией, не грязнут в излишнем консерватизме, меняют свою точку зрения, когда получают доказательства того, что заблуждались. Это отсутствие привязанности к реальности. Противоположность: непреклонность, упрямство.
СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ.
Умение противостоять стрессу, контролировать импульсивность, «не расклеиваться», не терять самообладание и не становиться его жертвой.
- Толерантность к стрессу – способность противостоять стрессовым ситуациям без симптомов физического или эмоционального напряжения. Это находчивость, владение собой. Стресс обычно проходит через 3 стадии – тревога, сопротивление, истощение.
- Контроль импульсивности – способность устоять перед соблазном, побуждением действовать на волне эмоций («рубить с плеча»). Противоположности: вспыльчивость, раздражительность.
СФЕРА ОБЩЕГО НАСТРОЕНИЯ.
Позитивное восприятие жизни, удовлетворенность в целом.
- Удовлетворенность жизнью – способность веселиться, быть умиротворенным, жизнерадостным, воодушевленным. Противоположности – депрессивность, тревожность, вялость, печаль, вина, суицидальность.
Оптимизм – энтузиазм в любом виде деятельности, умение видеть светлую сторону во всем и не унывать. Это не склонность верить, что все будет хорошо и болтать на ободряющие темы (что раздражает), чтобы сохранить вокруг себя положительную атмосферу. Это способность не позволять думать и говорить в деструктивном ключе, видеть неудачи как ситуативное явление. Опасность – «розовые очки». Противоположности – «гибкий оптимизм» vs. «слепой оптимизм».
Источник
Урок 2. Модели эмоционального интеллекта
Психологи полагают, что для повышения эмоционального интеллекта нужен системный подход, при помощи которого человек будет шаг за шагом овладевать определенными навыками и становиться «эмоционально умнее». Несмотря на невероятный интерес к этой теме, существует не так много подходов к эмоциональному интеллекту.
В этом уроке мы рассмотрим три самые популярные модели и увидим принципиальную разницу между ними. Также мы обратим внимание на историю эмоционального интеллекта и убедимся, что этот предмет находится еще на стадии своего становления.
Содержание:
На протяжении всего развития человечества, люди осознавали важность управления эмоциями. Они научились приводить себя в состояние аффекта, чтобы противостоять диким животным и настраиваться на позитивный лад при общении с важными для себя людьми. Однако это получается далеко не всегда. Почему? Эмоции непредсказуемы, они изменчивы, поэтому мы стоим на пороге очень сложной задачи: научиться управлять ими и сделать их своими помощниками, а не врагами.
Эмоции бывают уместными и неуместными. В определенных ситуациях, например, гнев или злость на себя могут быть полезными (хотя из-за своей разрушительности не рекомендуется прибегать к ним слишком часто). В других излишний оптимизм может помешать достижению цели (когда требуется полная сосредоточенность и полная эмоциональная нейтральность).
Для того, чтобы хоть как-то разобраться с этой крайне сложной темой, были созданы модели эмоционального интеллекта. Создание этих моделей тесно связано с историей предмета, поэтому мы вкратце коснемся ключевых вех его развития.
Вехи развития эмоционального интеллекта
В 1872 году Чарльз Дарвин издает книгу под названием «Выражение эмоций у людей и животных». По сути, это первая научная работа, посвященная эмоциям людей и их роли для адаптации и выживания.
В 1920 году профессор Эдвард Торндайк вводит понятие социального интеллекта. Он описал его как способность понимать людей, женщин и мужчин, умение обращаться разумно с людьми.
В 1926 году создан первый в мире тест для измерения социального интеллекта под названием George Washington Social Intelligence Test.
В 1940 году Дэвид Уэкслер написал публикацию, в которой разделил способности и умения человека на интеллектуальные и не интеллектуальные.
В 1964 году в работе Майкла Белдока появилось понятие эмоционального интеллекта.
В 1965 году Клод Штайнер вводит понятие эмоциональной грамотности и разрабатывает концепцию для ее тренировки.
В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою модель интеллекта, разделив его на внутриличностный и межличностный.
В 1985 году выходит первая книга, посвященная развитию эмоционального интеллекта. Это «A Study Emotion: Developing Emotional Intelligence» Уэйна Пэйна.
В 1988 году Рувен Бар-Он ввел понятие эмоционального коэффициента.
В 1990 вышла в свет работа Джона Майера и Питера Саловея «Emotional Intelligence», которая привлекла всеобщее внимание к этому предмету.
В 1995 году вышла научно-популярная книга Дэниела Гоулмана «Emotional Intelligence», которая стала самой читаемой книгой, посвященной социальной науке. После ее выхода эмоциональный интеллект приобретает невероятную популярность и становится интересным не только психологам, но и простым людям.
Какие же существуют модели?
Существует три самые распространенные модели эмоционального интеллекта на данный момент. Между ними существуют различия, однако все они сходятся в важности одного навыка — умения управлять своими и чужими эмоциями. Помимо этого, есть десятки навыков, которые необходимо развить для того, чтобы ваш эмоциональный интеллект значительно повысился и вы начали извлекать из него преимущества.
Несмотря на то, что в идеале нужно «прокачать» несколько десятков навыков, многие из них подтягиваются сами собой, когда вы начинаете прививать другие. Условно говоря, добившись совершенства всего в пяти навыках, вы автоматически прогрессируете во всех остальных.
Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI)
Израильский психолог Рувен Бар-Он является одним из ведущих теоретиков и исследователей в области эмоционального интеллекта. Он также ввел понятие эмоционального коэффициента — уровня измерения эмоционального интеллекта.
Бар-Он разработал свою модель в 1982 году, а представил спустя четырнадцать лет на собрании американской ассоциации психологов в Торонто. Он выделил 15 способностей, которые, будучи приведены в полный порядок, позволяли человеку ощущать себя счастливым.
Способности разделены на пять категорий:
Внутриличностная
Ассертивность — это способность ясно выражать свои чувства и мысли, проявлять при необходимости твердость убеждений, стоять на своем и при этом уважать потребности другого человека. Стивен Кови называет эту ситуацию Win-Win. Этот навык является полной противоположностью пассивности, стеснительности и агрессии.
Мы подробнее рассмотрим ассертивность в четвертом уроке.
Самоуважение (самооценка) — это способность понимать и оценивать свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения, уважать себя и воспринимать положительно, оставаться в согласии с самим собой. Существует три типа самооценки: заниженная, нормальная и завышенная. Может показаться, что лишь заниженная самооценка может привести к печальным последствиям и несчастью, однако на это способна и завышенная. В этом случае человек испытывает недоумение — почему никто его не уважает и не оценивает по достоинству?
Независимость — это способность самостоятельно принимать решения, твердо стоять на своих ногах и не зависеть от других. Речь идет скорее об эмоциональной зависимости, когда человек является рабом эмоций и привычек.
Самоактуализация — это развитие в себе динамического непрерывного процесса стремления развиваться, устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывая свой потенциал. Человек обретает смысл своего существования и становится тем, кем он способен стать.
Эмоциональная осознанность — это способность человека замечать, осознавать и оценивать эмоции в конкретный момент, различать их и понимать причины их возникновения. Для развития этой способности рекомендуется заниматься медитацией.
Межличностная
Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Способность к эмпатии не зависит от интеллектуальных усилий.
Эмпатию мы подробнее рассмотрим в четвертом уроке.
Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, уметь сотрудничать с другими людьми. Включает в себя нравственность, совесть, заботу о ближнем и стремление брать на себя ответственность за поступки других людей.
Межличностные отношения — это навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, умение чувствовать себя комфортно в социальных контактах. Различают формальные и неформальные отношения.
Адаптивная
Умение решать проблемы — это способность установить и сформулировать проблему, а затем найти наиболее эффективный способ ее решения. Для развития этого навыка требуются логическое, творческое мышление, а также интуиция.
Гибкость — это умение менять манеру поведения, образ мышления и эмоциональный фон в зависимости от обстоятельств. Человек, обладающий гибкостью, не отрицает реальность и всегда ищет возможности извлечь выгоду из меняющегося окружения или ситуации. Этот навык более всего свойственен художникам и творческим людям.
Оценка действительности — это способность сверять свои чувства, эмоции и мысли с объективной внешней реальностью.
Управление стрессом
Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие так называемых стрессоров, и не вовлекать негативные эмоции. Также это умение человека делать то, что нужно и не позволять эмоциям себя отвлекать.
Контроль импульсов — это умение устоять перед соблазном быстрого удовлетворения потребностей ради долгосрочного успеха. Требует развитой силы воли и дисциплины.
Общее настроение
Оптимизм — это способность человека сохранять позитивное отношение даже в трудных обстоятельствах и при этом решать свои проблемы. Любая неудача или проблема — новая возможность. Это некий образ мышления, при котором человек сознательно не допускает деструктивные мысли, способные подорвать уверенность в себе.
Счастье (благополучие) — это способность быть умиротворенным, воодушевленным, жизнерадостным и при этом любить жизнь и других людей.
Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)
В 1990 году американские психологи Майер, Саловей и Карузо предложили свою модель эмоционального интеллекта. Они дорабатывали ее несколько лет и в итоге представили обновленную модель, состоящую из четырех компонентов.
Восприятие, оценка и выражение эмоций. Это способность безошибочно различать эмоции и идентифицировать эмоциональное содержание. Майер, Саловей и Карузо утверждают, что это основной и базовый компонент развития эмоционального интеллекта. Они исходят из того, что выражения лиц, отображающих гнев, печаль, счастье и страх у всех людей одинаковы, а значит их можно распознать. Младенцы и дети излучают эмоции искренне, а желание их прикрыть слишком явно отображается на языке их тела. Взрослый человек склонен скрывать свои эмоции, но тем не менее при длительном наблюдении или появлении микровыражений их точно можно безошибочно определять. Если вы продвинулись в овладении этим навыком, то умеете более точно идентифицировать ситуацию и действовать, исходя из своих выводов.
Использование эмоций для повышения эффективности мышления. Способность человека пробуждать в себе креативность, активизировать свой мыслительный процесс, используя эмоции как мотивацию. В этом случае вы сознательно понимаете силу эмоций, осведомлены о своей психологии и используете свои ощущения в свою пользу, а не во вред. Вы учитесь направлять свое внимание на важные для вас вещи и искусственно вызывать нужные эмоции, которые помогут решить задачу. Например, многими исследованиями доказано, что при оптимистическом, позитивном подходе и образе мышления, мозг человек работает лучше, чем в пессимистическом. Исходя из этого, вы вводите себя в нужное состояние и добиваетесь поставленных перед собой целей.
Понимание эмоций. Способность осознать связь и различие между эмоциями и мыслями, определять причину и истоки появления эмоции, понимать амбивалентные (сложные) чувства и интерпретировать эмоции, возникающие во взаимоотношениях с людьми. Относитесь к любой эмоции как к некой информации, которую она несет. Когда человеку страшно, он выбирает один из трех способов действия: бежать, цепенеть и атаковать. Когда он счастлив, то хочет находиться рядом с людьми и делиться своей радостью. Если гневается, то хочет причинить физический или моральный вред другому человеку. Некоторые эмоции перетекают друг в друга, другие возникают на доли секунды и исчезают. Вы также можете заметить, как при помощи мыслей меняются ваши чувства и эмоции.
Оценка эмоций. Способность пробуждать, укрощать и направлять свои и чужие эмоции для достижения определенных целей. Для того, чтобы научиться контролировать свои эмоции и управлять эмоциями других людей, необходимо привести себя в состояние осознанности, при котором вы спокойны и наблюдательны. Чтобы достичь успеха в повышении этого навыка, нужно развивать самодисциплину и самоконтроль.
Смешанная модель Гоулмана
Наиболее известным подходом к развитию эмоционального интеллекта является смешанная модель Дэниела Гоулмана. За основу Гоулман взял модель Мейера, Саловея и Карузо. К их компонентам он добавил еще несколько — настойчивость, энтузиазм и социальные навыки. Таким образом он объединил когнитивные способности с личностными характеристиками. Известность смешанной модели стала настолько большой, что вышла за рамки интереса психологов и стала популярной среди обычного круга людей. Всего Гоулман выделяет пять компонентов, разделенных на более мелкие элементы.
Самосознание:
- Уверенность в себе: это свойство личности, ядром которого выступает позитивная (или адекватная) оценка своих сильных и слабых сторон.
- Правильная самооценка: осознание своих возможностей и сильных сторон.
- Эмоциональное самосознание: анализ своих эмоций и осознание их воздействия, а также использование интуиции.
Самоконтроль:
- Оптимизм: умение с позитивом и надеждой смотреть на реальность или сложную ситуацию.
- Открытость: надежность, проявление прямоты и честности.
- Обуздание эмоций: умение контролировать деструктивные импульсы и эмоции.
- Воля к победе: стремление улучшать личную эффективность ради того, чтобы соответствовать внутренним стандартам качества.
- Адаптивность: умение приспособиться к меняющимся обстоятельствам.
- Инициативность: полная готовность к активным действиям.
- Социальные навыки: способность выстраивать эффективные взаимоотношения с другими людьми.
- Предупредительность: умение удовлетворять потребности и нужды клиентов и подчиненных.
- Деловая осведомленность: осознание и понимание иерархии ответственности и политики, текущих событий.
- Сопереживание: проявление участливого отношения к проблемам других людей, умение прислушаться к их чувствам.
Управление отношениями:
- Влияние: это владение рядом тактик убеждения.
- Воодушевление: умение вести за собой других людей, рисуя прекрасную картину будущего.
- Содействие изменениям: способность вести людей в новом направлении и инициировать изменения в карьере и личной жизни.
- Помощь в самосовершенствовании: умение развивать способности других людей.
- Укрепление личных взаимоотношений: поддержка социальных связей.
- Урегулирование конфликтов: эффективное разрешение разногласий.
- Сотрудничество и командная работа: умение создать продуктивную команду.
Эмпатия. Способность распознавать свои и чужие эмоции, умение сопереживать. Мы рассмотрим подробнее эмпатию в четвертом уроке.
Мотивация. Умение побуждать себя к действию. Подробнее мы рассмотрим мотивацию и самомотивацию в пятом уроке.
Смешанная модель Гоулмана приобретала свою популярность не в последнюю очередь благодаря стимулированию людей к развитию личностных качеств. Его книги написаны простым и доступным языком с тем, чтобы с ними мог ознакомиться любой желающий. Советы Гоулмана просты и не требуют особых знаний о психологии. Несомненно, этот психолог объединил все лучшее, что было создано до него и дал миру свою модель, которая способна повысить эмоциональный интеллект любого человека.
А теперь предлагаем вам пройти небольшой тест, который поможет оценить ваш эмоциональный интеллект.
Тест на эмоциональный интеллект
Тест на эмоциональный интеллект (методика Н.Холла) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии. Правила следующие:
- В вопросах, где нужно выбрать из 6 вариантов, ответьте, насколько каждый человек похож или не похож на вас. Выберите тот ответ, который показывает, насколько описываемый человек похож на вас.
- Опросник состоит из ряда вопросов о вас, вашем стиле поведения, привычках, мыслях, чувствах, переживаниях и образе жизни. Вам нужно спроецировать каждый вопрос на себя и подобрать вариант ответа, наиболее точно отражающий вашу позицию в конкретном контексте. Отвечать следует максимально честно перед самим собой, смотря правде в глаза.
- Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
В этом уроке мы вкратце рассмотрели историю эмоционального интеллекта и изучили три самые популярные модели для его повышения. Несмотря на то, что психологи предлагают нам овладеть десятками навыков, их можно свести к пяти-шести, на которые мы и обратим внимание в нашем курсе.
В следующем уроке мы научимся управлять своими эмоциями и получим рекомендации, как справиться с самыми разрушительными. Также мы поможем вам научиться вызывать в себе позитивные эмоции и ощущения для того, чтобы повысить свою удовлетворенность жизнью и приблизиться к счастью.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Следующий урок посвящен управлению эмоциями.
Источник