Модель чувственной коммуникации
Воспитание родителей по модели Томаса Гордона (Р. Е. Т.— Parent Effectiveness Training) стало в США истинно всенародным. Оно распространилось и во многих других странах и даже континентах. В Финляндии семейные школы по типу Т. Гордона действуют с 70-х годов. Союз защиты детей имени Маннергейма в своей образовательной работе также опирается на идеи Т. Гордона.
Гордоновское учение стало популярным благодаря не только специальным курсам для родителей, но и книгам по вопросам воспитания, которые расходятся в миллионах экземпляров на многих языках мира.
Философское развитие модели. Основу взглядов Т. Гордона по вопросам семейного воспитания составляет теория личности Карла Роджерса, которая появилась в результате осмысления его клинической практики. Но если говорить еще точнее, модель семейного воспитания, разработанная Гордоном, уходит своими корнями даже не в теорию личности Роджерса, а в его терапию, способы работы с пациентом.
Взгляд К. Роджерса на человека оптимистичен. Он верит в изначальную способность человека нести добро и меняться в лучшую сторону. Мотивом поведения человека, по его мнению, является лишь потребность самовыражения. Терапия К. Роджерса сводится к созданию условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между я идеальным и я действительным. Врач добивается активности самого пациента, задача терапевта — создать открытую и непринужденную атмосферу, помогающую пациенту в полной мере удовлетворить свою потребность в самовыражении.
Теория личности К. Роджерса сугубо индивидуалистична, она не опирается на какую бы то ни было привязанность человека к обществу, хотя немаловажное место в ней отводится взаимовлиянию индивидуума и его окружения. К. Роджерс говорит о двух потребностях, свойственных каждому человеку: о потребности позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребности самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между я идеальным (представление о том, как тебя любят) и я действительным (> ровней любви).
Терапия К- Роджерса предполагает принцип добровольного участия в ней пациента. Все строится на свободе изъявления чувств, осознании и признании всех чувств и внутренних движений; врач стремится к полному освобождению чувств своего пациента от внутренней замкнутости, чувства должны проявляться открыто. После такого освобождения легче понять эти чувства и таким образом понять собственное поведение или поведение контролируемого пациента. Надо пытаться не только понять, но и принять проявившиеся чувства такими, как они есть, а одновременно принять и причины соответствующего им поведения человека. Только так можно исправить поведение человека. Лишь после того как вы осознали возможность исправления, следует сделать следующий шаг: предпринять конкретные шаги к изменению поведения человека.
В модели Т. Гордона внимание концентрируется на коммуникационных отношениях и навыках общения. В центре ее — передача чувств от человека к человеку. Поэтому в данной работе модель названа моделью чувственной коммуникации.
Попытки применить теорию работы с пациентом в семейном воспитании предпринимал сам Роджерс. Он так определяет те аксиомы, на которые должна быть ориентирована работа консультаций по вопросам семьи:
1) очень важна двусторонняя коммуникация, общение, в котором человек находит понимание и сам понимает партнера;
позитивные и негативные чувства членов семьи нуждаются в раскрепощении, они должны проявляться открыто перед всей семьей;
проявление истинных чувств приводит к глубокому внутреннему удовлетворению;
самые тесные взаимоотношения между людьми могут быть построены только на основе искренних чувств и никогда — на лицемерии;
каждый член семьи — это личность со своими чувствами, поэтому каждый может доверяться своим чувствам и чувствам своих близких и принимать их такими, как они проявляются.
По словам Роджерса, по мере раскрепощения негативные чувства теряют черты агрессивности и все доброжелательнее становятся проявления остальных членов семьи. К такому развитию чувственной коммуникации и через нее — к самовыражению каждого члена семьи и стремится воспитание родителей, построенное по модели Т. Гордона.
Задачи воспитания родителей по модели Т. Гордона. Согласно этой модели, родители должны усвоить три основных умения:
активно слушать, т. е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
довести до сознания ребенка собственные слова, другими словами — это умение выразить собственные чувства доступно для понимания ребенка;
использовать принцип оба правы при разрешении спорных вопросов, т. е. умение говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.
С названными навыками тесно связано и умение правильно увидеть проблему, способность вместе с ребенком обсуждать вопросы чувств или взаимоотношений людей.
Главная задача при этом — усвоить основные понятия модели и научиться ставить проблемы и разрешать их а рамках модели. Гордон отмечает, что родители должны понять теоретическую модель его метода прежде, чем они смогут с должным эффектом пользоваться полученными навыками. Поэтому и в данной модели такое большое внимание уделяется усвоению стержневых понятий.
Т. Гордон считает, что родители должны помогать ребенку самостоятельно справляться со своими проблемами, чтобы постепенно перенести всю ответственность за поиск решений на самого ребенка. И наоборот, если один из родителей сам испытывает какие-то трудности, он должен уметь рассказать о них ребенку, чтобы тот помог отцу или матери. Гордон разделяет необходимые навыки на две группы: оказание помощи и принятие помощи. Нацыки, связанные с оказанием помощи, касаются ребенка и его проблем, тогда как навыки, связанные с принятием помощи, касаются самих родителей, которые решают возникшую проблему вместе с ребенком (см. схему 2).
Основной вопрос воспитания по Т. Гордону — чья проблема?
Как уже говорилось, при разрешении проблемы взаимоотношений между членами семьи (между родителями и детьми) основное место занимают три основных умения: активное слушание, доведение собственных слов до сознания ребенка и использование принципа оба правы.
По Гордону, любая проблема решается родителями совместно с детьми. Разрешение проблемы происходит по следующим направлениям: 1) опознается и определяется сама проблема; 2) продумываются варианты ее разрешения; 3) взвешивается каждый вариант; 4) выбирается наиболее подходящий вариант; 5) подыскиваются способы решения проблемы; 6) производится оценка возможного успеха. Участие ребенка в разрешении проблемы очень важно, так как это развивает его мышление, уменьшает конфликтность, позволяет родителям избежать принуждения и рождает у
ребенка желание и в дальнейшем участвовать в разрешении семейных проблем и в делах семьи.
В модели воспитания родителей, предложенной Т. Гордоном, находит отражение основной принцип роджерсовской терапии: человек ответствен за свой выбор и может изменить себя В итоге каждый член семьи ответствен за свои поступки и свой выбор. Теплая, открытая атмосфера в семье способствует свободному самовыражению ребенка, воспитывает умение самостоятельно решать жизненные проблемы.
В воспитании детей, особо подчеркивает Гордон, задача родителей состоит в том, чтобы не давать готовые рецепты на все случаи жизни, не навязывать своих ценностей и взглядов. В противовес общепринятому мнению, считает Гордон, руководства к жизни, которые родители активно предлагают своим детям, необязательно ведут к добру, поэтому родители не должны требовать от детей неукоснительного исполнения своих наставлений. Здесь сказывается влияние индивидуализма, свойственного теории Роджерса, который никак не связывает ценности и нормы с социальным окружением. Эти ценности и нормы предстают всего лишь как часть создаваемой индивидуумом системы выбора.
Гордон не считает последовательность в воспитании детей важным критерием, скорее наоборот. По его мнению, искренность намного важнее, например, терпеливости, готовности к самопожертвованию или последовательности в выражении своих чувств. Тот же принцип искренности главенствует и в роджерсовской терапии
Из всего сказанного следует, что и воспитание родителей должно исходить из благожелательного отношения к родителям. Занятия проводятся по группам, в которых люди учатся общению: активному слушанию, самовыражению — и получают навыки ведения беседы. Так родители воспитывают и на практике закрепляют чувство уверенности в себе, которое затем переносят в будничную семейную жизнь. Исследования показывают, что те, кто посещал школу для родителей, легко меняли стиль воспитания, направляя его на достижение определенных целей. По мере развития способности к общению легче выражаются чувства в отношениях между родителями и детьми, растет и способность детей самостоятельно решать свои проблемы В результате обучения в конфликтных ситуациях стороны чаще, чем раньше, прибегают к беседе и взаимоотношения между членами семьи становятся более близкими
В Финляндии на основе теории Т. Гордона появилась своя модель воспитания родителей, направленная на активизацию родителей и воспитателей. Она ставит своей задачей развивать творческое начало в родителях, укреплять в них чувство уверенности и вооружить их навыками сотрудничества с детьми. Программа этой своеобразной школы чувств финского типа во многом совпадает с программой самого Гордона: то же слушание, умение рассказать о собственных чувствах и найти общее решение проблемы. И здесь отношения между родителями и детьми рассматриваются в практическом плане, ибо целью является помощь родителям в их каждодневных трудностях и развитие положительных моментов во взаимоотношениях родителей и детей.
Источник
Модель чувственной коммуникации томас гордон
Модель чувственной коммуникации (Томас Гордон) базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиентцентрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между «Яидельным» и «Яреальным» при определенных психологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные потребности: позитивного отношения других и самоуважения, то условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между представлением о том, как к нему относятся другие («Яидельное») и действительным уровнем любви («Яреальным»). Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства и осознать свое поведение и предпринять конкретные шаги по его изменению. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных умения:
1) активного слушания;
2) доступно для ребенка выражения собственных чувств;
3) практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.
С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.
Модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать поразному: подетски, повзрослому, породительски.
«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.
«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное. Оно начинается с развития сенсорномоторного уровня восприятия и достигает формального, абстрактнологического мышления.
Положение «родится в личности» включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитетных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется прежде всего через трансакции — единицы общения, которые могут быть дополняющимися, то есть способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается. Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией трансактного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.
Модель групповой терапии (X. Джинот). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточение на рассмотрении проблемных ситуаций: как говорить с детьми, как хвалить ребенка, страхи детей и т. д. Воспитание родителей по Джиноту осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является достижение позитивных изменений в структуре личности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семьях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе и напоминает групповую консультацию.
Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них посвоему пытается передать родителям какуюто идею действия, необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выдвигает какуюто основную мысль, на базе которой родители могут строить свою методику воспитания.
Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И. В. Гребенников). В 70—80е годы под руководством И. В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психологопедагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспектах было отсутствие в учреждениях образования практических психологов и неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания.
Таким образом, существуют разнообразные методологические подходы к воспитанию родителей, используя которые можно осуществлять психологическое сопровождение родительства. Каждый из них направлен на решение определенных практических задач и должен быть соотнесен как с семейными ценностями, так и психологическими трудностями родителей.
4.3. Модели психологического сопровождения родительства Семья может являться как мощным фактором развития и эмоциональнопсихологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении.
К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально, и потому его невозможно заменить никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны с большим трудом восполняются в последующей жизни человека.
Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психологопедагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуальнотипологическими особенностями родителей. По мнению специалистов, наибольшее значение для формирования личности имеет моральнопсихологический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы. В свою очередь, сам микроклимат семьи зависит от характера семейных и прежде всего супружеских и детскородительских отношений.
Мы определяем воспитательный потенциал семьи прежде всего через детскородительские отношения. К семьям с высоким воспитательным потенциалом мы относим семьи подростков, в которых семья и родительство являются терминальными жизненными ценностями, в которых присутствует безусловное принятие ребенка как личности, позитивное отношение ребенка к отцу (матери) и родителям как семейной чете, не нарушена структура семейных связей и функциональноролевое взаимодействие, преобладают социальножелательный тип поведения родителей и социальная адекватность поведения детей.
Семьи с низким воспитательным потенциалом имеют противоположные характеристики.
Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, психолог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование, психологопедагогическое просвещение родителей, коррекция отношения родителей к ребенку, семейная психотерапия.
С точки зрения влияния семьи на развитие личности ребенка психологу важно выяснить, какую роль в этом влиянии играют личность родителей, их отношение к ребенку, семейный эмоциональнопсихологический микроклимат, складывающийся в определенную семейную ситуацию развития. Его также интересует, каким образом та или иная семейная ситуация воспринимается ребенком, какие последствия она вызывает в его личностном развитии, поведении и как это сказывается на его эмоциональном самочувствии.
Воспитательный микросоциум — часть социальной микросреды, которая осуществляет направленное и ненаправленное воспитательное воздействие и влияет на формирование личности ребенка.
Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге общения, принадлежит главная роль. Семья осуществляет воспитательные воздействия и влияния позитивной и негативной направленности в зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к ребенку и его воспитанию, стиля семейного воспитания. В каждой семье, основанной на родственных чувствах и привязанностях, складывается особый эмоциональнопсихологический микроклимат, формируются семейные роли. Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и определяют семью как воспитательный микросоциум.
Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей.
1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно является ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной неблагополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психологопедагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Для этого используются различные формы работы.
Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.
2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
Источник