Модель чувственной коммуникации томас гордон

Модель чувственной коммуникации

Воспитание родителей по модели Томаса Гордона (Р. Е. Т.— Parent Effectiveness Training) стало в США истинно всенародным. Оно распространилось и во многих других странах и даже континентах. В Финляндии семейные школы по типу Т. Гордона действуют с 70-х годов. Союз защиты детей имени Маннергейма в своей образовательной работе также опирается на идеи Т. Гордона.

Гордоновское учение стало популярным благодаря не только специальным курсам для родителей, но и книгам по вопросам воспитания, которые расходятся в миллионах экземпляров на многих языках мира.

Философское развитие модели. Основу взглядов Т. Гордона по вопросам семейного воспитания составляет теория личности Карла Роджерса, которая появилась в результате осмысления его клинической практики. Но если говорить еще точнее, модель семейного воспитания, разработанная Гордоном, уходит своими корнями даже не в теорию личности Роджерса, а в его терапию, способы работы с пациентом.

Взгляд К. Роджерса на человека оптимистичен. Он верит в изначальную способность человека нести добро и меняться в лучшую сторону. Мотивом поведения человека, по его мнению, является лишь потребность самовыражения. Терапия К. Роджерса сводится к созданию условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между я идеальным и я действительным. Врач добивается активности самого пациента, задача терапевта — создать открытую и непринужденную атмосферу, помогающую пациенту в полной мере удовлетворить свою потребность в самовыражении.

Теория личности К. Роджерса сугубо индивидуалистична, она не опирается на какую бы то ни было привязанность человека к обществу, хотя немаловажное место в ней отводится взаимовлиянию индивидуума и его окружения. К. Роджерс говорит о двух потребностях, свойственных каждому человеку: о потребности позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребности самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между я идеальным (представление о том, как тебя любят) и я действительным (> ровней любви).

Терапия К- Роджерса предполагает принцип добровольного участия в ней пациента. Все строится на свободе изъявления чувств, осознании и признании всех чувств и внутренних движений; врач стремится к полному освобождению чувств своего пациента от внутренней замкнутости, чувства должны проявляться открыто. После такого освобождения легче понять эти чувства и таким образом понять собственное поведение или поведение контролируемого пациента. Надо пытаться не только понять, но и принять проявившиеся чувства такими, как они есть, а одновременно принять и причины соответствующего им поведения человека. Только так можно исправить поведение человека. Лишь после того как вы осознали возможность исправления, следует сделать следующий шаг: предпринять конкретные шаги к изменению поведения человека.

В модели Т. Гордона внимание концентрируется на коммуникационных отношениях и навыках общения. В центре ее — передача чувств от человека к человеку. Поэтому в данной работе модель названа моделью чувственной коммуникации.

Попытки применить теорию работы с пациентом в семейном воспитании предпринимал сам Роджерс. Он так определяет те аксиомы, на которые должна быть ориентирована работа консультаций по вопросам семьи:

1) очень важна двусторонняя коммуникация, общение, в котором человек находит понимание и сам понимает партнера;

позитивные и негативные чувства членов семьи нуждаются в раскрепощении, они должны проявляться открыто перед всей семьей;

проявление истинных чувств приводит к глубокому внутреннему удовлетворению;

самые тесные взаимоотношения между людьми могут быть построены только на основе искренних чувств и никогда — на лицемерии;

каждый член семьи — это личность со своими чувствами, поэтому каждый может доверяться своим чувствам и чувствам своих близких и принимать их такими, как они проявляются.

По словам Роджерса, по мере раскрепощения негативные чувства теряют черты агрессивности и все доброжелательнее становятся проявления остальных членов семьи. К такому развитию чувственной коммуникации и через нее — к самовыражению каждого члена семьи и стремится воспитание родителей, построенное по модели Т. Гордона.

Задачи воспитания родителей по модели Т. Гордона. Согласно этой модели, родители должны усвоить три основных умения:

активно слушать, т. е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

довести до сознания ребенка собственные слова, другими словами — это умение выразить собственные чувства доступно для понимания ребенка;

использовать принцип оба правы при разрешении спорных вопросов, т. е. умение говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

С названными навыками тесно связано и умение правильно увидеть проблему, способность вместе с ребенком обсуждать вопросы чувств или взаимоотношений людей.

Главная задача при этом — усвоить основные понятия модели и научиться ставить проблемы и разрешать их а рамках модели. Гордон отмечает, что родители должны понять теоретическую модель его метода прежде, чем они смогут с должным эффектом пользоваться полученными навыками. Поэтому и в данной модели такое большое внимание уделяется усвоению стержневых понятий.

Читайте также:  Не стеснятся своих чувств

Т. Гордон считает, что родители должны помогать ребенку самостоятельно справляться со своими проблемами, чтобы постепенно перенести всю ответственность за поиск решений на самого ребенка. И наоборот, если один из родителей сам испытывает какие-то трудности, он должен уметь рассказать о них ребенку, чтобы тот помог отцу или матери. Гордон разделяет необходимые навыки на две группы: оказание помощи и принятие помощи. Нацыки, связанные с оказанием помощи, касаются ребенка и его проблем, тогда как навыки, связанные с принятием помощи, касаются самих родителей, которые решают возникшую проблему вместе с ребенком (см. схему 2).

Основной вопрос воспитания по Т. Гордону — чья проблема?

Как уже говорилось, при разрешении проблемы взаимоотношений между членами семьи (между родителями и детьми) основное место занимают три основных умения: активное слушание, доведение собственных слов до сознания ребенка и использование принципа оба правы.

По Гордону, любая проблема решается родителями совместно с детьми. Разрешение проблемы происходит по следующим направлениям: 1) опознается и определяется сама проблема; 2) продумываются варианты ее разрешения; 3) взвешивается каждый вариант; 4) выбирается наиболее подходящий вариант; 5) подыскиваются способы решения проблемы; 6) производится оценка возможного успеха. Участие ребенка в разрешении проблемы очень важно, так как это развивает его мышление, уменьшает конфликтность, позволяет родителям избежать принуждения и рождает у

ребенка желание и в дальнейшем участвовать в разрешении семейных проблем и в делах семьи.

В модели воспитания родителей, предложенной Т. Гордоном, находит отражение основной принцип роджерсовской терапии: человек ответствен за свой выбор и может изменить себя В итоге каждый член семьи ответствен за свои поступки и свой выбор. Теплая, открытая атмосфера в семье способствует свободному самовыражению ребенка, воспитывает умение самостоятельно решать жизненные проблемы.

В воспитании детей, особо подчеркивает Гордон, задача родителей состоит в том, чтобы не давать готовые рецепты на все случаи жизни, не навязывать своих ценностей и взглядов. В противовес общепринятому мнению, считает Гордон, руководства к жизни, которые родители активно предлагают своим детям, необязательно ведут к добру, поэтому родители не должны требовать от детей неукоснительного исполнения своих наставлений. Здесь сказывается влияние индивидуализма, свойственного теории Роджерса, который никак не связывает ценности и нормы с социальным окружением. Эти ценности и нормы предстают всего лишь как часть создаваемой индивидуумом системы выбора.

Гордон не считает последовательность в воспитании детей важным критерием, скорее наоборот. По его мнению, искренность намного важнее, например, терпеливости, готовности к самопожертвованию или последовательности в выражении своих чувств. Тот же принцип искренности главенствует и в роджерсовской терапии

Из всего сказанного следует, что и воспитание родителей должно исходить из благожелательного отношения к родителям. Занятия проводятся по группам, в которых люди учатся общению: активному слушанию, самовыражению — и получают навыки ведения беседы. Так родители воспитывают и на практике закрепляют чувство уверенности в себе, которое затем переносят в будничную семейную жизнь. Исследования показывают, что те, кто посещал школу для родителей, легко меняли стиль воспитания, направляя его на достижение определенных целей. По мере развития способности к общению легче выражаются чувства в отношениях между родителями и детьми, растет и способность детей самостоятельно решать свои проблемы В результате обучения в конфликтных ситуациях стороны чаще, чем раньше, прибегают к беседе и взаимоотношения между членами семьи становятся более близкими

В Финляндии на основе теории Т. Гордона появилась своя модель воспитания родителей, направленная на активизацию родителей и воспитателей. Она ставит своей задачей развивать творческое начало в родителях, укреплять в них чувство уверенности и вооружить их навыками сотрудничества с детьми. Программа этой своеобразной школы чувств финского типа во многом совпадает с программой самого Гордона: то же слушание, умение рассказать о собственных чувствах и найти общее решение проблемы. И здесь отношения между родителями и детьми рассматриваются в практическом плане, ибо целью является помощь родителям в их каждодневных трудностях и развитие положительных моментов во взаимоотношениях родителей и детей.

Источник

Модель чувственной коммуникации томас гордон

Модель чувственной коммуникации (Томас Гордон) базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиентцентрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживани­ем разницы между «Яидельным» и «Яреальным» при определенных психологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойствен­ны две главные потребности: позитивного отношения других и само­уважения, то условием здорового развития ребенка является отсут­ствие противоречия между представлением о том, как к нему отно­сятся другие («Яидельное») и действительным уровнем любви («Яреальным»). Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту ос­вободить свои чувства и осознать свое поведение и предпринять кон­кретные шаги по его изменению. В семейном воспитании модель чув­ственной коммуникации означает диалогичность общения, его от­крытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладе­вающие данной моделью, должны усвоить три основных умения:

Читайте также:  Как поднять настроение мужчине близнецу

1) активного слушания;

2) доступно для ребенка выражения собственных чувств;

3) практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.

С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно пе­ренося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

Модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каж­дого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анали­за получаемой информации и реагирования индивидуума на действи­тельность. Человек может это делать поразному: подетски, повзрос­лому, породительски.

«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, посколь­ку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются система­тические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» связа­но все сознательное. Оно начинается с развития сенсорномоторно­го уровня восприятия и достигает формального, абстрактнологичес­кого мышления.

Положение «родится в личности» включает в себя приобретен­ные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитет­ных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Родитель­ское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется прежде всего через трансакции — единицы общения, которые могут быть дополняющимися, то есть способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызыва­ющими конфликты и напряжение и скрытыми, при которых инфор­мация в ходе общения искажается. Основная задача воспитания ро­дителей — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией трансактного анализа при рассмотрении сво­его поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять ха­рактер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ним адек­ватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к измене­нию поведения ребенка лежит в изменении отношений между роди­телями и ребенком.

Модель групповой терапии (X. Джинот). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо прак­тический характер и сосредоточение на рассмотрении проблемных ситуаций: как говорить с детьми, как хвалить ребенка, страхи детей и т. д. Воспитание родителей по Джиноту осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является достижение позитивных изменений в структуре лич­ности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время кон­сультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показы­вая аналогичные переживания в других семьях, родители делятся пе­реживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. По­степенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе и напоми­нает групповую консультацию.

Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них посвоему пытается передать родителям какуюто идею действия, необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выд­вигает какуюто основную мысль, на базе которой родители могут строить свою методику воспитания.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И. В. Гребенников). В 70—80е годы под руководством И. В. Гре­бенникова была разработана и методически оснащена программа педа­гогического просвещения родителей, которая исходила из предполо­жения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в се­мейном воспитании и семейных отношениях связана с психологопедагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а так­же деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизиро­вал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный пред­мет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психоло­гических аспектах было отсутствие в учреждениях образования практических психологов и неспособность педагогов разрешать психоло­гические проблемы семьи и семейного воспитания.

Таким образом, существуют разнообразные методологические подходы к воспитанию родителей, используя которые можно осуще­ствлять психологическое сопровождение родительства. Каждый из них направлен на решение определенных практических задач и дол­жен быть соотнесен как с семейными ценностями, так и психологи­ческими трудностями родителей.

Читайте также:  Как поднять настроение подруге если она плачет

4.3. Модели психологического сопровождения родительства Семья может являться как мощным фактором развития и эмоцио­нальнопсихологической поддержки личности, так и источником пси­хической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболе­ваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении.

К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье фор­мируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жиз­ни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих де­тей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства. Семейное вос­питание индивидуально, и потому его невозможно заменить никаки­ми суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны с большим трудом восполняются в последующей жизни человека.

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической ат­мосферой, системой межличностных отношений, характером отно­шения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психологопедагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуальнотипологическими особенностями роди­телей. По мнению специалистов, наибольшее значение для форми­рования личности имеет моральнопсихологический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы. В свою оче­редь, сам микроклимат семьи зависит от характера семейных и преж­де всего супружеских и детскородительских отношений.

Мы определяем воспитательный потенциал семьи прежде всего через детскородительские отношения. К семьям с высоким воспита­тельным потенциалом мы относим семьи подростков, в которых семья и родительство являются терминальными жизненными ценностями, в которых присутствует безусловное принятие ребенка как личности, позитивное отношение ребенка к отцу (матери) и родителям как се­мейной чете, не нарушена структура семейных связей и функциональ­норолевое взаимодействие, преобладают социальножелательный тип поведения родителей и социальная адекватность поведения детей.

Семьи с низким воспитательным потенциалом имеют противопо­ложные характеристики.

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, психолог рассматривает семью как один из главных объектов своей професси­ональной деятельности, важнейшую составляющую социальной си­туации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование, психологопедагогическое просвещение родителей, коррекция отно­шения родителей к ребенку, семейная психотерапия.

С точки зрения влияния семьи на развитие личности ребенка пси­хологу важно выяснить, какую роль в этом влиянии играют личность родителей, их отношение к ребенку, семейный эмоциональнопси­хологический микроклимат, складывающийся в определенную семей­ную ситуацию развития. Его также интересует, каким образом та или иная семейная ситуация воспринимается ребенком, какие послед­ствия она вызывает в его личностном развитии, поведении и как это сказывается на его эмоциональном самочувствии.

Воспитательный микросоциум — часть социальной микросреды, которая осуществляет направленное и ненаправленное воспитатель­ное воздействие и влияет на формирование личности ребенка.

Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге обще­ния, принадлежит главная роль. Семья осуществляет воспитательные воздействия и влияния позитивной и негативной направленности в зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к ребенку и его воспитанию, стиля семейного воспитания. В каждой се­мье, основанной на родственных чувствах и привязанностях, склады­вается особый эмоциональнопсихологический микроклимат, форми­руются семейные роли. Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и определяют семью как воспитательный микросоциум.

Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей.

1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педа­гогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно является ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной не­благополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивиду­альные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Данная модель исходит из предположения о дефиците у родите­лей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направ­лена на повышение психологопедагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Для этого используются различные формы работы.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семей­ного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу роди­тельской компетентности.

2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоя­тельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и ре­комендаций требуется вмешательство внешних сил.

Источник

Оцените статью