Модель чувственной коммуникации
Воспитание родителей по модели Томаса Гордона (Р. Е. Т.— Parent Effectiveness Training) стало в США истинно всенародным. Оно распространилось и во многих других странах и даже континентах. В Финляндии семейные школы по типу Т. Гордона действуют с 70-х годов. Союз защиты детей имени Маннергейма в своей образовательной работе также опирается на идеи Т. Гордона.
Гордоновское учение стало популярным благодаря не только специальным курсам для родителей, но и книгам по вопросам воспитания, которые расходятся в миллионах экземпляров на многих языках мира.
Философское развитие модели. Основу взглядов Т. Гордона по вопросам семейного воспитания составляет теория личности Карла Роджерса, которая появилась в результате осмысления его клинической практики. Но если говорить еще точнее, модель семейного воспитания, разработанная Гордоном, уходит своими корнями даже не в теорию личности Роджерса, а в его терапию, способы работы с пациентом.
Взгляд К. Роджерса на человека оптимистичен. Он верит в изначальную способность человека нести добро и меняться в лучшую сторону. Мотивом поведения человека, по его мнению, является лишь потребность самовыражения. Терапия К. Роджерса сводится к созданию условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между я идеальным и я действительным. Врач добивается активности самого пациента, задача терапевта — создать открытую и непринужденную атмосферу, помогающую пациенту в полной мере удовлетворить свою потребность в самовыражении.
Теория личности К. Роджерса сугубо индивидуалистична, она не опирается на какую бы то ни было привязанность человека к обществу, хотя немаловажное место в ней отводится взаимовлиянию индивидуума и его окружения. К. Роджерс говорит о двух потребностях, свойственных каждому человеку: о потребности позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребности самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между я идеальным (представление о том, как тебя любят) и я действительным (> ровней любви).
Терапия К- Роджерса предполагает принцип добровольного участия в ней пациента. Все строится на свободе изъявления чувств, осознании и признании всех чувств и внутренних движений; врач стремится к полному освобождению чувств своего пациента от внутренней замкнутости, чувства должны проявляться открыто. После такого освобождения легче понять эти чувства и таким образом понять собственное поведение или поведение контролируемого пациента. Надо пытаться не только понять, но и принять проявившиеся чувства такими, как они есть, а одновременно принять и причины соответствующего им поведения человека. Только так можно исправить поведение человека. Лишь после того как вы осознали возможность исправления, следует сделать следующий шаг: предпринять конкретные шаги к изменению поведения человека.
В модели Т. Гордона внимание концентрируется на коммуникационных отношениях и навыках общения. В центре ее — передача чувств от человека к человеку. Поэтому в данной работе модель названа моделью чувственной коммуникации.
Попытки применить теорию работы с пациентом в семейном воспитании предпринимал сам Роджерс. Он так определяет те аксиомы, на которые должна быть ориентирована работа консультаций по вопросам семьи:
1) очень важна двусторонняя коммуникация, общение, в котором человек находит понимание и сам понимает партнера;
позитивные и негативные чувства членов семьи нуждаются в раскрепощении, они должны проявляться открыто перед всей семьей;
проявление истинных чувств приводит к глубокому внутреннему удовлетворению;
самые тесные взаимоотношения между людьми могут быть построены только на основе искренних чувств и никогда — на лицемерии;
каждый член семьи — это личность со своими чувствами, поэтому каждый может доверяться своим чувствам и чувствам своих близких и принимать их такими, как они проявляются.
По словам Роджерса, по мере раскрепощения негативные чувства теряют черты агрессивности и все доброжелательнее становятся проявления остальных членов семьи. К такому развитию чувственной коммуникации и через нее — к самовыражению каждого члена семьи и стремится воспитание родителей, построенное по модели Т. Гордона.
Задачи воспитания родителей по модели Т. Гордона. Согласно этой модели, родители должны усвоить три основных умения:
активно слушать, т. е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
довести до сознания ребенка собственные слова, другими словами — это умение выразить собственные чувства доступно для понимания ребенка;
использовать принцип оба правы при разрешении спорных вопросов, т. е. умение говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.
С названными навыками тесно связано и умение правильно увидеть проблему, способность вместе с ребенком обсуждать вопросы чувств или взаимоотношений людей.
Главная задача при этом — усвоить основные понятия модели и научиться ставить проблемы и разрешать их а рамках модели. Гордон отмечает, что родители должны понять теоретическую модель его метода прежде, чем они смогут с должным эффектом пользоваться полученными навыками. Поэтому и в данной модели такое большое внимание уделяется усвоению стержневых понятий.
Т. Гордон считает, что родители должны помогать ребенку самостоятельно справляться со своими проблемами, чтобы постепенно перенести всю ответственность за поиск решений на самого ребенка. И наоборот, если один из родителей сам испытывает какие-то трудности, он должен уметь рассказать о них ребенку, чтобы тот помог отцу или матери. Гордон разделяет необходимые навыки на две группы: оказание помощи и принятие помощи. Нацыки, связанные с оказанием помощи, касаются ребенка и его проблем, тогда как навыки, связанные с принятием помощи, касаются самих родителей, которые решают возникшую проблему вместе с ребенком (см. схему 2).
Основной вопрос воспитания по Т. Гордону — чья проблема?
Как уже говорилось, при разрешении проблемы взаимоотношений между членами семьи (между родителями и детьми) основное место занимают три основных умения: активное слушание, доведение собственных слов до сознания ребенка и использование принципа оба правы.
По Гордону, любая проблема решается родителями совместно с детьми. Разрешение проблемы происходит по следующим направлениям: 1) опознается и определяется сама проблема; 2) продумываются варианты ее разрешения; 3) взвешивается каждый вариант; 4) выбирается наиболее подходящий вариант; 5) подыскиваются способы решения проблемы; 6) производится оценка возможного успеха. Участие ребенка в разрешении проблемы очень важно, так как это развивает его мышление, уменьшает конфликтность, позволяет родителям избежать принуждения и рождает у
ребенка желание и в дальнейшем участвовать в разрешении семейных проблем и в делах семьи.
В модели воспитания родителей, предложенной Т. Гордоном, находит отражение основной принцип роджерсовской терапии: человек ответствен за свой выбор и может изменить себя В итоге каждый член семьи ответствен за свои поступки и свой выбор. Теплая, открытая атмосфера в семье способствует свободному самовыражению ребенка, воспитывает умение самостоятельно решать жизненные проблемы.
В воспитании детей, особо подчеркивает Гордон, задача родителей состоит в том, чтобы не давать готовые рецепты на все случаи жизни, не навязывать своих ценностей и взглядов. В противовес общепринятому мнению, считает Гордон, руководства к жизни, которые родители активно предлагают своим детям, необязательно ведут к добру, поэтому родители не должны требовать от детей неукоснительного исполнения своих наставлений. Здесь сказывается влияние индивидуализма, свойственного теории Роджерса, который никак не связывает ценности и нормы с социальным окружением. Эти ценности и нормы предстают всего лишь как часть создаваемой индивидуумом системы выбора.
Гордон не считает последовательность в воспитании детей важным критерием, скорее наоборот. По его мнению, искренность намного важнее, например, терпеливости, готовности к самопожертвованию или последовательности в выражении своих чувств. Тот же принцип искренности главенствует и в роджерсовской терапии
Из всего сказанного следует, что и воспитание родителей должно исходить из благожелательного отношения к родителям. Занятия проводятся по группам, в которых люди учатся общению: активному слушанию, самовыражению — и получают навыки ведения беседы. Так родители воспитывают и на практике закрепляют чувство уверенности в себе, которое затем переносят в будничную семейную жизнь. Исследования показывают, что те, кто посещал школу для родителей, легко меняли стиль воспитания, направляя его на достижение определенных целей. По мере развития способности к общению легче выражаются чувства в отношениях между родителями и детьми, растет и способность детей самостоятельно решать свои проблемы В результате обучения в конфликтных ситуациях стороны чаще, чем раньше, прибегают к беседе и взаимоотношения между членами семьи становятся более близкими
В Финляндии на основе теории Т. Гордона появилась своя модель воспитания родителей, направленная на активизацию родителей и воспитателей. Она ставит своей задачей развивать творческое начало в родителях, укреплять в них чувство уверенности и вооружить их навыками сотрудничества с детьми. Программа этой своеобразной школы чувств финского типа во многом совпадает с программой самого Гордона: то же слушание, умение рассказать о собственных чувствах и найти общее решение проблемы. И здесь отношения между родителями и детьми рассматриваются в практическом плане, ибо целью является помощь родителям в их каждодневных трудностях и развитие положительных моментов во взаимоотношениях родителей и детей.
Источник
Модель чувственной коммуникации
Автор данной модели Т.Гордон. Модель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных умения: 1) активного слушания; 2) доступного для ребенка выражения собственных чувств; 3) практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти её адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя (свои) и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.
Трансактный анализ и групповые консультации, как модель взаимодействия психолога с семьёй
Авторы модели основанной на трансактном анализе являются М. Джеймс и Д. Джонгард. Согласно теории трансактного анализа Эрика Берна на личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анализе получаемой информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.
Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах.
Модель групповой терапии была предложена Х. Джинотом. В основе данной модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рассмотрении проблемных ситуаций.
Воспитание родителей, по Джиноту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является достижение позитивных изменений в структуре личности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с проблемами отношений детей и родителей).
Существуют различные модели помощи современной семье, которые может использовать
Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей.
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психолога — это постановка диагноза, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.
Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи.
Источник
Модель чувственной коммуникации это
Учебно-теоретическая модель (Б. Ф. Скиннер). В основе модели лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регулирования поведения. Способами формирования поведения являются положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окружения, которые регулируют поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения родители обеспечиваются научными сведениями о регуляции поведения, знакомятся со специальной терминологией, помогающей описывать эти процессы. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программ данного направления является обучение родителей наблюдению и измерению поведения и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в домашних условиях.
Модель чувственной коммуникации (Томас Гордон) базируется на феноменологической теории личности К. Роджерса и практике клиенто-центрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между «Я-идельным» и «Я-реальным» при определенных психологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные потребности: позитивного отношения других и самоуважения, то условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между представлением о том, как к нему относятся другие «Я-идеальное» и действительным уровнем любви «Я-реальным». Изменить поведение человека можно лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства и осознать свое поведение и предпринять конкретные шаги по его изменению. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основные умения:
1) активного слушания;
2) доступного для ребенка выражения собственных чувств;
3) практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.
С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.
Модель, основанная на транзактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории транзактного анализа Э. Берна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.
«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.
«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности является систематические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное. Оно начинается с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, абстрактно-логического мышления.
Положение «родится в личности» включает приобретенные нормы поведения, привычки и ценность. Поведение авторитетных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется прежде всего через транзакции — единицы общения, которые могут быть дополняющимися, т. е. способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты, напряжение и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается. Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией транзактного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.
Источник