Классификация функций эмоций
Отражение и оценка окружающей действительности.
Различное эмоциональное реагирование людей на одно и то же событие говорит о разнообразии оценки людьми окружающей действительности, а также субъективном переживании событий и явлений.
С помощью эмоций оцениваются прошлые события и прогнозируются будущие. Предвкушение получения удовольствия, радости от предстоящих дел, является мотивацией на эффективную работу в будущем, вызывает желание стремиться к получению желаемого.
Управляющая роль эмоций.
Эмоциями формируется отношение к тому или иному явлению, событию. Подкрепление деятельности положительными эмоциями, формирует позитивное отношение к ней.
Защитная функция эмоций.
Например, страх предупреждает человека об опасности, реальной или мнимой. Позволяет лучше продумать и прогнозировать сложившуюся ситуацию. Часто, опасения являются проявлением бессознательного контроля безопасности действий. Если человек идёт по краю дороги и не замечает приближающийся автомобиль, то подсознание сигнализирует о возможной опасности, вызывая ощущения, которые субъективно воспринимаются, как опасения или более сильная эмоция – страх.
Мобилизующая функция эмоций.
Очень способствует поднятию общего тонуса эмоции воодушевления, радости, счастья. В кровь выбрасываются определённые гормоны, которые воздействуют на физиологию человека, вызывая прилив сил. С другой стороны, испытывая страх, вроде не очень позитивную эмоцию, человек может мобилизовать себя на активные действия. Данная эмоция способствует выбросу в кровь адреналина, который моментально подготавливает организм к активной работе.
Компенсаторная функция эмоций.
Часто, эмоции компенсируют недостаток информации, необходимой для принятия решения. В сложной и непонятной ситуации, например, трудном конфликте, с помощью эмоций создаётся оценка ситуации, может быть не самая правильная, но самая простая, это хорошо или плохо. В любом случае, можно предположить, что относительная ясность лучше, чем полное непонимание.
Сигнальная функция эмоций.
Внешнее выражение эмоций передаёт другому человеку информацию о состоянии, намерениях, проявлении симпатии или наоборот. Также с помощью эмоциональных сигналов люди управляют друг другом. Создавая эмоцию разочарования можно вызывать у других, например, чувство вины, сожаление. Радость на лице, вызывает в ответ улыбку. Агрессия может обернуться ненавистью, злобой. Более того, эмоциональные сигналы не всегда воспринимаются и оцениваются сознательно. Так, люди склонны в первые секунды составлять впечатление о ком-либо, исходя из его выражения лица, проявляемых эмоций, причём делается это быстро, автоматически. Иногда можно слышать: «ты почему такой грустный?» « — Я не грустный, а задумчивый». Но определённые черты лица, выражающие эмоциональное состояние грусти, сигнализируют другому человеку — это грусть, что конечно является субъективной интерпретацией проявления эмоций другим человеком.
Социальный психоанализ эмоций
Очень интересное практичное понимание развития и функций эмоций предлагает известный психолог Козлов Н.И.
Этапы освоения арсенала эмоций:
1. Управление родителями: Использование врожденного арсенала.
Новорождённый не может говорить, а так хочется сообщить родителям о своих нуждах, потребовать внимания, поблагодарить за тёплое общение. Это можно сделать только одним способом – проявляя эмоции для привлечения внимания и управления родителями, а также другими окружающими людьми. Есть предположение, что с первых дней ребёнок использует эмоции из своего врождённого арсенала, они совсем простые, но от этого не менее эффективные. Главное получается хорошо – родители подходят и озадачиваются проблемами малыша – поесть, укачать, поменять бельё, развлечь.
2. Управление родителями: Обучение новым эмоциям.
Но ребёнок растёт, у него появляются новые интересы, потребности. И всё нужно брать от окружающего мира. Понятно, что окружающим миром для малыша являются родители или те люди, кто рядом. Для такой сложной задачи нужно обучиться новым эмоциям, например, не просто плакать, а использовать разные тона плача или громкость, чтобы мама знала – сейчас ей плачу, потому что хочу есть, а сейчас болит живот и это другой плач, а теперь нужно внимание, соответственно хныкать надо по другому и т.д. Кстати, дети умеют разным людям плакать по-разному, например, бабушке, которая редко приезжает, достаточно пискнуть, она тут же будет рядом, а папе надо орать от души, чтобы оторвать от компьютера. То есть у ребёнка появляется много разных эмоциональных состояний, которые нужны для управления родителями и другими людьми в различных ситуациях.
3. Перекладывание ответственности: мои эмоции вызываете вы.
По мере взросления и освоения богатого эмоционального арсенала, ребёнок начинает получать не только блага от окружающего мира, то есть от родителей, но ещё и мелкие неприятности. Например, оказывается, что кубики за собой нужно убирать, а бить бабушку пистолетом по голове, почему-то – нельзя. Появляется много новых требований: мыть руки, не писать в штаны, есть что дают, а не что хочется, запрещается кусать сверстников, драться, отбирать игрушки, нужно с кем то считаться… И тогда, ребёнок понимает сколь неприятны эти требования и запреты, что очень расстраивает, и выполнять все эти «заморочки» других людей совсем не хочется. Что делать? Как объяснить взрослым простую мысль: требования окружающего мира, начинают расходиться с собственными желаниями малыша. Да, это можно сделать единственно доступным способом, через эмоции. Ребёнок быстренько учится правильно обижаться. Обида родителям – всегда требование, вести себя так, как нужно ребёнку, а если взрослые посмеют отказать, предъявляется обида в виде красочных эмоций: криков, плача, истерики. Причём главное, чтобы взрослые поняли, что своими неправильными действиями они вызывают все эти негативные эмоции ребёнка, и сразу же начали вести себя правильно, то есть уступать всем капризам очень обиженного человека. Закатывая очередную истерику, ребёнок начинает верить сам и показывает это родителям, что они ответственны за эмоции малыша. Вот обидели, и теперь я вам рыдаю, не могу успокоиться, а виноваты вы – родители.
4. От родителей — к сверстникам: Выкидываем ключи эмоций, делаем эмоции непроизвольными.
Сверстники такие же маленькие управленцы, с ними нельзя общаться как с родителями, они, как правило, конкуренты. То есть хотят того же, например, играть такой же игрушкой, требуют к себе внимания, с этим надо считаться – появляется новая вводная. Эмоциональная демонстрация обиды уже работает плохо. Нужны настоящие сильные эмоции, достоверные, правдивые. Чтобы работало всё тело, орать, так до посинения, требовать, так чтобы не было сомнений – игрушка моя! Для полной достоверности включается всё тело: топанье ногами, падения на пол, царапание, кусание, короче истерика до посинения. Это настоящая телесная правда, когда эмоцию действительно уже так просто не остановить. Раньше ребёнка можно было как-то переключить, телесные ключи к эмоциям не были потеряны, например, взять на руки, потормошить, обнять и т.п. Теперь эмоции становятся как бы произвольными, включаются незаметно – ключи от них выброшены за ненадобностью.
5. Выход во взрослую жизнь, где на наши эмоции не реагирует никто…или реагируют, но не так как хотелось бы.
И вот взрослая жизнь. Чаще всего она начинается, когда человек становится кормильцем, хотя бы самого себя, то есть идёт на работу. Кому нужны его эмоции? Какие? Ты обиделся начальнику, поздравляю, желаю, чтобы первый урок неконструктивного проявления эмоций прошёл с небольшими потерями, просто второго может не быть. Зачем руководству сотрудник, болезненно реагирующий на разные эмоциональные особенности начальства. Тебе не вежливо дали распоряжение, порыдать можешь в углу, но чтобы никто не видел, иди и выполняй, работать лучше с позитивными эмоциями. Потому что в бизнесе твои внутренние переживания – это твои проблемы. Более того, если ты их захочешь навязать окружающим в виде излишней неуместной эмоциональности, то для, начала, получишь ответ – спасибо, нам это не надо.
6. Друзья и любимые — те, с кем можно продолжать эмоциональные игры.
Но кому-то обижаться надо, не выбрасывать же накопленный богатый арсенал эмоционального воздействия на близких людей. С ними можно продолжать «эмоциональные игры». Хорошо, когда есть понимание, что работа, деловые отношения, бизнес – это другой контекст, в котором общаются люди, он отличается от личного общения с родными и близкими. Соответственно, способы эмоционального воздействия и реагирования должны быть различными. Когда такого понимания нет, начинаются серьёзные проблемы в деловой коммуникации. Поэтому:
- Любая эмоция должна быть адресна и целесообразна, определена контекстом общения.
Автор: Пичугин Виталий
Размещено на сайте http://nlplife.ru/ . При публикации статьи ссылка обязательна.
Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.
Источник
Мир психологии
психология для всех и каждого
Эмоции. Основные функции и виды эмоций.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее.
Функции эмоций.
Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.
Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.
Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию. Мы получаем предупреждение».
Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.
Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.
Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.
Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».
Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.
Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.
Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.
Виды эмоций.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.
Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.
Источник