- Чувство собственного превосходства – черта неуверенных в себе людей
- Превосходство и самообман
- Они смотрят на вас свысока
- Новое видео:
- Комплекс превосходства — как вид психологической защиты
- Общая информация
- Причины комплекса
- Как комплекс превосходства вредит в жизни
- Признаки комплекса превосходства
- Как избавиться от комплекса
- Заключение
- Неполноценность и превосходство
Чувство собственного превосходства – черта неуверенных в себе людей
Все мы наверняка знаем высокомерных людей, которые постоянно хвастаются своими успехами. С гордо поднятой головой они ведут себя так, словно знают абсолютно все, и никто никогда не сможет подняться до их уровня. Все действия этих продиктованы исключительно чувством собственного превосходства. Они думают, что лучше всех остальных, являющихся, в свою очередь, либо их поклонниками, либо жертвами.
«Раздутость человеческого эго находится в прямой зависимости от степени его неуверенности в себе», – Рафаэль Кальбет.
Таким людям чуждо понятие скромности. Их поступками управляет гордыня и заносчивость, с помощью которых они пытаются показаться выше других людей. Но не скрывается ли за подобным поведением что-то большее? Быть может, оно прячет какую-то глубокую внутреннюю проблему?
Превосходство и самообман
Задумайтесь о людях, которые вечно запугивают окружающих. Они не настолько сильные, какими кажутся, потому что на самом деле чувствуют острую необходимость навредить другим, посеять среди них страх и вызвать к себе уважение. Но глубоко внутри они вовсе не храбрые. Нет, у них есть много скрытых серьезных проблем, которые они и проецируют на окружающих.
То же самое происходит и с людьми, которые считают себя лучше остальных. За всем своим неуважением, проявляемым ими по отношению к своим друзьям, прячется гораздо более глубокая проблема, которую они тщательно стараются скрыть. Это вынуждает их надеть маску самодостаточности, что, впрочем, ничуть не облегчает их положение.
Люди как вид хорошо преуспели в умении отрицать свои проблемы. Так, даже если они посмотрят в глаза суровой реальности, им все равно хватит смелости отрицать ее. Иногда это вызвано страхом, а иногда смущением. Самая большая проблема самонадеянных людей заключается в их патологической неуверенности в себе.
Конечно, фундаментальная роль здесь отводится самооценке. В данной ситуации вы можете чувствовать либо собственное превосходство, либо неполноценность. Чувство превосходства маскирует внутреннюю неуверенность посредством высокомерного обращения с другими людьми и их унижения с целью улучшить свое самочувствие.
Они смотрят на вас свысока
Один из факторов, который может заставить человека вести себя высокомерно с другими, это издевательства, пережитые им в детстве. Вполне возможно, что в университетские годы он резко изменил свое поведение, тем самым пытаясь защитить себя от будущих атак и притеснений.
Поэтому он верит, что должен при первой же встрече продемонстрировать людям уверенность в себе, чтобы те даже не подумали издеваться над ним. Личности вроде этих никогда не признают своих ошибок, обвиняя в них кого-либо еще. А еще они педантичные и надменные, будучи о себе настолько высокого мнения, что искренне считают себя объектом для подражания окружающих.
Чтобы укрепиться в своем чувстве превосходства над другим, этим людям нужно, чтобы за ними следовали и обращали на них внимание. В противном случае они будут считать себя неудачниками. Вот почему у них такая склонность к мелодраматизму и почему они шутят о своих руководителях, тем самым показывая людям, кто здесь главный на самом деле.
К несчастью для них, рано или поздно всему этому приходит конец. А когда это случается, страдает только их самооценка. Игнорирование проблемы лишь усугубляет ее. И когда ее уже нельзя будет решить, она обернется против вас с такой силой, что едва ли вы сможете устоять на ногах.
«Поначалу самообман – это уютное убежище, но затем оно превращается в холодную темницу», – Мария Хесус Торрес.
Прятаться под маской – это всегда плохая идея. Лучшим решением станет сознательное повышение своей самооценки до уровня, который позволит почувствовать уверенность в себе. Если же вы выставляете себя тем, кто заставляет страдать окружающих, то это не принесет желаемого облегчения, а если и принесет, то лишь ненадолго. Глубоко внутри вы все равно будете страдать от этой ужасной пустоты и сомнений в себе.
Поэтому каждый раз, когда вы оказываетесь рядом с теми, кто страдает от мании величия, будьте бдительны. Они не виноваты в том, что ведут себя именно так. Все дело в их ужасном прошлом. Если у вас есть возможность протянуть им руку помощи, сделайте это. Если нет – отстранитесь, позволив им идти своей дорогой до тех пор, пока им не удастся решить свою проблему самостоятельно.
Теперь вы знаете, что любой, кто преувеличивает свои достоинства (уверенность в себе, силу, храбрость или ум) и считает себя лучше всех остальных, делает это, потому что на самом деле у него очень низкая самооценка. Это способ защитить себя, даже если такое поведение делает больно кому-либо еще.
Новое видео:
Источник
Комплекс превосходства — как вид психологической защиты
Как часто вам встречаются люди, которые считают себя лучше других? Наверняка у каждого есть такие знакомые. В психологии такой взгляд на себя называется комплексом превосходства. И, что самое интересное, он тесно связан с ощущением неполноценности. Унижая других, человек пытается скрыть свои переживания и страхи. Почему так происходит? Как избавиться от комплекса?
Общая информация
В психологии комплекс превосходства — это такой вид психологической защиты, при котором за чувством превосходства над окружающими людьми человек скрывает ощущение своей неполноценности. Понятие введено в использование австрийским психоаналитиком Альфредом Адлером, который был учеником Зигмунда Фрейда.
Люди с комплексом превосходства отличаются рядом качеств:
- враждебность;
- агрессивность;
- воинственность;
- нетерпимость;
- самоуверенность;
- хвастливость;
- зависть;
- жадность;
- подозрительность.
Такие индивиды уверены, что они на порядок лучше других. Поэтому стремятся к власти, а также любыми способами унижают тех, кто, по их мнению, представляет для них опасность. Здесь идет речь не о показном превосходстве, а о настоящем. До тех пор, пока оно не будет получено, человек не испытает чувство удовлетворения.
Причины комплекса
Почти в 100% случаев ответственность за развитие комплекса превосходства лежит на родителях. Еще в детстве они закладывают в ребенке задатки этого состояния, не подозревая, что в будущем они вырастут в большую проблему.
Итак, комплекс превосходства формируется по двум причинам:
- излишне мягкое воспитание, захваливание, выполнение всех просьб и капризов;
- недостаток внимания к жизни ребенка.
Если мама и папа с малых лет внушают чаду, что он лучше других, он так и вырастет уверенным в своей неотразимости. Главное убеждение всей его жизни — «мне все должны». Но, стоит отметить, оно быстро разобьется о социальные, личностные и другие проблемы. К тому же, повзрослевший ребенок поймет, что не все в восторге от его властного поведения и категоричности. И это еще один фактор, который возвращает его «с небес на землю».
Понимая, что солнце не будет вращаться вокруг него, человек с комплексом превосходства испытывает сильнейшее разочарование. Из-за неумения общаться с окружающими он сталкивается с серьезными конфликтами. А ведь их можно было избежать. Стоило лишь родителям изменить стиль воспитания.
Во втором случае, когда ребенок испытывает дефицит внимания, развивается тесно связанное с комплексом превосходства ощущение неполноценности. Уже во взрослом возрасте человек пытается отомстить за нехватку родительской любви. Он восхваляет себя и унижает других. При этом за маской лидера скрывается несчастный, страдающий от страхов и фобий человек.
Как комплекс превосходства вредит в жизни
Это ощущение отравляет жизнь. Независимо от причины, по которой оно появилось, это самообман. Человек находится в постоянном поиске одобрения и похвалы со стороны окружающих его людей. И если он их не получает, то чувствует себя никому не нужным, несчастным, ущербным.
Признаки комплекса превосходства
Комплекс превосходства имеет ряд характерных признаков:
- Человек постоянно сравнивает себя с другими. И это сравнение не в его пользу. Ему кажется, что он недостаточно хорош в том или ином вопросе. Задумайтесь, если вы не можете прожить и нескольких часов без сравнения себя с окружающими.
- Сложно признавать ошибки. Люди, которые считают, что они лучше других, никогда не возьмут на себя ответственность за происходящее. Такое «геройство» не для них. И даже если они понимают, что поступили неправильно, будут прятаться за маской идеального человека, который так нравится окружающим. Признать же ошибки — значит показать свою неидеальность.
- Часто меняется настроение. Комплекс превосходства вызывает внутренние противоречия. Человек борется со своими «демонами», из-за чего у него происходит резкая смена настроения. Вслед за этим меняется и поведение. Особенно серьезная ситуация, если индивид пребывает в подавленном состоянии. Сложно предугадать, что он сделает в следующий момент.
- Есть потребность в одобрении со стороны окружающих. Человек с комплексом превосходства испытывает удовлетворение только в тех случаях, когда люди замечают то, что он делает. И так происходит постоянно. Это попытка заполнить пустоту внутри себя. Но одобрения и похвалы хватает ненадолго. И уже скоро человек вновь недоволен собой.
- Человек проявляет эгоизм. Он сосредоточен исключительно на себе. От него вряд ли дождешься похвалы или комплиментов. Например, если вы скажете ему, что заключили выгодную сделку, он обязательно обесценит ваше достижение. А следом скажет, что он сделал то же самое, но быстрее, лучше, качественнее.
- Проявляется чувство вседозволенности. Индивид не стесняется говорить о своих желаниях, требуя при этом, чтобы окружающие к ним прислушивались.
Как избавиться от комплекса
Справиться с комплексом превосходства непросто. Как сказано выше, он закладывается в глубоком детстве. Поэтому работа над его устранением займет немало времени. Возможно, понадобится помощь психолога.
Есть несколько рекомендаций:
- Не нужно портить отношения с окружающими. Вряд ли им понравится ваш командный тон и царственные манеры. Кто-то над таким поведением посмеется. Другие же отнесутся к нему с враждебностью. Попытки показаться лучше не помогут вам завести друзей или новые знакомства. Зато это хороший способ обрести врагов.
- Попробуйте расслабиться. Не тратьте зря свои силы на то, чтобы доказать, что вы лучше всех. Помните, каждый имеет свое мнение на этот счет. Поэтому было бы не мудро напрягаться в попытке кому-то что-то доказать.
- Станьте проще. Возможно, вы многого добились, стали успешным человеком. Но это не повод унижать других. Вы можете быть удачливее, чем окружающие, умнее, талантливее. Но это не говорит о том, что вы лучше.
И еще один совет: повышайте самооценку. Комплекс превосходства тесно связан с комплексом неполноценности. Попробуйте найти причину, почему вы испытываете такие чувства. Дело не в том, какие люди вас окружают. Дело в вас самих.
Заключение
Комплекс превосходства — это маска. За ней обычно скрывает маленький, обозленный ребенок, которому недодали любви и ласки в детстве. Или, может быть, слишком опекали, внушая неотразимость. В обоих случая нужно научиться воспринимать себя адекватно. Помните, вам никто ничего не должен. Окружающие вас люди, ничем не хуже вас. Осознание этого факта поможет вам стать спокойнее, уравновешеннее и счастливее.
Источник
Неполноценность и превосходство
Альфред Адлер в начале своей деятельности был одним из приверженцев психоаналитической теории Фрейда. Однако довольно скоро их взгляды разошлись. При этом, Адлер не просто выразил критику положений психоанализа, но и создал свою собственную теоретическую систему, которая не уступала фрейдовской по широте охвата главных аспектов человеческого поведения. Его теория носит название «индивидуальной психологии«. В этом названии отражён основной постулат его теории — единство и целостность каждой личности (слово «Individuum» на латыни означает «неделимый»).
Некоторые открытия Адлера прочно вошли как в научный, так и в обыденный обиход. В первую очередь, это относится к его теории «комплекса неполноценности«.
С точки зрения Адлера, маленький ребёнок, особенно в первые годы жизни, остро чувствует свою слабость и зависимость от могущественных взрослых. Такая ситуация ощущается как неполноценность. Тем не менее, каждый человек переживает период зависимости, и ему присуще чувство неполноценности. Чтобы справиться с этим чувством используется стремление к превосходству, безупречности и совершенству. Это стремление является главной мотивационной силой в жизни человека.
Так выглядит нормальное положение дел. Однако встречаются случаи, когда чувство неполноценности, испытываемое ребёнком, становится чрезмерным. Такое чрезмерное чувство и является комплексом неполноценности. Адлер подчёркивал, что это не просто комплекс, а «почти болезнь, разрушительное действие которой различно в зависимости от обстоятельств«. В качестве причин развития комплекса Адлер выделял следующие факторы.
- Во-первых, физическая неполноценность. Одно из ранних произведений Адлера посвящено изучению психической компенсации физической неполноценности. Слабость какого-либо органа привлекает к себе повышенное внимание человека, и он стремится эту слабость скомпенсировать. Например, слабый и болезненный человек много времени отдаёт спорту, чтобы обрести силы и физическое здоровье. Однако компенсация не всегда бывает успешной. Если задача оказалась человеку не по силам, у него развивается комплекс неполноценности.
- Во-вторых, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей. Чрезмерная опека приводит к тому, ребёнок вырастает недостаточно уверенным в своих способностях, так как за него всегда все делали другие. К тому же, он избавлен от необходимости сотрудничать с другими людьми, так все его желания и так исполнялись. Впоследствии ему будет сложнее приспособиться к социальной жизни. У отвергаемых детей отсутствует уверенность в своей способности быть полезными, любимыми и оценёнными по достоинству.
Внешними признаками комплекса неполноценности у детей, Адлер считал нетерпение, самонадеянность, драчливость. Для взрослых характерны высказывания по типу «Да, но…«, «Я бы сделал это, если бы не…«. Они отражают их постоянные внутренние сомнения.
У людей с комплексом неполноценности тоже существует компенсация в виде стремления к превосходству. При этом оно, как и неполноценность, является чрезмерным. В таком случае говорят о комплексе превосходства. По сути, комплексы неполноценности и превосходства являются тесно связанными и дополняющими друг друга явлениями.
Что такое стремление к превосходству? Как было сказано выше, оно возникает в ответ на чувство неполноценности и является ведущим мотивом деятельности человека. Интересно, что Адлер не сразу пришёл к такому выводу. На более ранних этапах своего научного пути движущей силой человеческого поведения он считал сначала агрессивность, а затем — стремление к власти. И только последним шагом в его теории стало стремление к превосходству. Адлер считал возможности развития под влиянием стремления к превосходству безграничными, как стремление от минуса к плюсу. Это стремление Адлер считал врождённым. Но от рождения оно присутствует в нас лишь в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Стремление к превосходству каждый человек реализует по-своему. Эта разница проявляется в наших целях. Жизненные цели человека Адлер считал крайне важными. Он разделял мнение о том, что человеческое поведение в большей степени определяется представлениями о будущем, чем событиями прошлого. Представления о будущем он называл «фиктивными целями». Эти цели являются фиктивными, так как они либо вообще не соответствуют реальности, либо их реальность невозможно проверить. При этом фиктивные цели играют в жизни человека огромную организующую роль. Человек живёт так, как если бы эти цели были настоящими. Цель человека формируется на пятом году жизни и является фокусом стремления к превосходству. Таким образом, стремление к превосходству — это энергия, движущая сила человеческой деятельности, которая находит своё отражение в фиктивной жизненной цели человека.
Стремление к превосходству имеет несколько важных признаков.
Во-первых, оно представляет собой единый фундаментальный мотив, а не совокупность разрозненных стремлений.
Во-вторых, цели, которые выбирает человек для его реализации, могут быть как позитивными, так и негативными и эгоистическими.
Стремление к превосходству связано с постоянным увеличением напряжения по мере продвижения к цели. И, кроме того, люди не только стремятся к совершенству самостоятельно, но и совершенствуют культуру общества в целом.
Уже отмечалось, что стремление к превосходству, как и чувство неполноценности, может быть чрезмерным. Тогда говорят о «гипер-компенсации» и комплексе превосходства. В такой ситуации у человека возникает желание возвысить себя, принижая при этом других. Он выглядит обычно хвастливым и высокомерным. Это поведение маскирует внутреннюю неуверенность и невозможность принять себя. Человек может также выставлять напоказ и преувеличивать свои качества, при каждом удобном случае хвастаясь ими.
Комплекс превосходства часто побуждает человека выбирать для себя негативные цели, например, стать преступником. Причину преступности Адлер видел именно в комплексе превосходства, а не в изначальной порочности человеческой природы. Становясь убийцей или вором, человек может ощущать себя героем, радуясь тому, что он унизил или обманул других людей.
Идеи комплекса неполноценности и стремления к превосходству тесно связаны с понятием «социальный интерес«. Адлер считал обязательным изучение человека в его связи с обществом. Проводя аналогию с животным миром, Адлер утверждал, что все слабые особи объединяются в группы, чтобы более успешно защищаться и удовлетворять свои потребности. Человека Адлер относил к слабым особям. Кроме того, каждый человек обладает врождёнными недостатками, а нахождение в группе позволяет уменьшить их эффект.
Социальный интерес — это чувство общности, стремление вступать в отношения сотрудничества, способность любить и уважать окружающих, действовать в общих интересах.
Его, как и стремление к превосходству, Адлер считал врождённым качеством человека. Изначально он также существует в виде потенциальной возможности. Его развитие во многом зависит от правильности поведения родителей, которые могут, как успешно развить социальный интерес в ребёнке, так и полностью погасить его.
Мать своим примером должна демонстрировать любовь и хорошее отношение к отцу, другим детям и окружающим людям. Её задача — не просто пробудить в ребёнке социальный интерес, но и помочь вынести его за пределы семьи, распространив его на других людей. Если же мать сосредоточена только на ребёнке, у него не будет развиваться социальный интерес, у него не будет умения сотрудничать с другими людьми, так как в детстве в этом не было необходимости. Холодная или сосредоточенная на отце мать будет вызвать у ребёнка ощущение не востребованности, и его первые попытки проявления социального интереса остаются без внимания и поддержки. Дети авторитарных и эмоционально отстранённых отцов также лишаются социального интереса и преследуют цель достижения личного превосходства над другими. Несчастливый брак родителей, отсутствие хороших отношений в семье также негативно сказываются на развитии социального интереса.
Социальный интерес Адлер считал показателем психического здоровья. У нормальных, здоровых людей всегда присутствует стремление к благополучию всех людей, для них важны социальные цели. Плохо приспособленные люди эгоцентричны, у них доминируют личные цели, они заняты только своими интересами и самозащитой.
Необходимо отметить, что все компоненты теории Адлера связаны между собой. Например, комплекс неполноценности вызывает у человека развитие чрезмерного стремления к превосходству, которое, в свою очередь, влияет на жизненные цели, делая их эгоистичными, оторванными от социального интереса. Поэтому при лечении неврозов Адлер считал очень важным не только достичь понимания пациентом сложившейся ситуации, но и сформировать у него правильные цели и развить социальный интерес.
При этом концепция социального интереса несёт в себе некоторые противоречия. Например, цель человека может быть «очень социальной» — улучшение условий жизни для всех людей, а методы её достижения — жестокими и насильственными (терроризм). Или напротив, поведение человека социально (благотворительность), но оно служит достижению личных корыстных целей (повышению рейтинга на выборах).
Теория Адлера имела большое значение для развития психологии. Его иногда считают первым социальным психологом, благодаря изучению человека в контексте его окружения и общества в целом и открытию социального интереса. Кроме того, Адлера также считают предшественником гуманистической психологии, благодаря тому, что он считал человека «творцом своей судьбы«, (благодаря «Творческому Я» — важнейшей составляющей личности).
1. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности.— СПб.: Питер, 1997.
2. Адлер А. Наука жить. — Киев. 1998.
3. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека // Очерки по индивидуальной психологии. — М. 2002.
Источник