Мне нужны все эмоции потому что

Почему важно проживать все свои эмоции и как правильно это делать

Инна Макаренко, психолог

В юности мне казалось, что сильный человек – это тот, кто умеет сдерживать себя, действовать с холодной головой, кто может не испытывать «вредные» эмоции: печаль, страх, ревность, отвращение, гнев. В общем, отсекает свою чувственную сферу, когда в этом есть необходимость. К тому же в обществе часто поощряется такая модель поведения. Многие живут с убеждением, что показывать свои эмоции ­стыдно.

Жизненный опыт и годы изучения психологии убедили меня в обратном: эмоции – не слабость, а сила. Если, конечно, с ними правильно обращаться: не подавлять, а дать им право быть, проживать их.

Не существует верных или неверных ощущений. Все для чего-то нужны, каждое выполняет свою функцию. Блокируя одни эмоции, мы дискредитируем другие и лишаем себя многих приятных моментов. Например, подавляя страх и гнев, начинаем испытывать счастье и радость гораздо слабее.

Карл Густав Юнг как-то сказал: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». У любой эмоции всегда есть причина. И вместо того чтобы бороться, допустим, со своим раздражением, хорошо бы разобраться, что оно пытается сообщить. Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся лишь с индикатором проблемы, а не с ней самой. Подавляем чувство – и загоняем причину его появления еще глубже в подсознание. И тогда, не получив выхода наружу, энергия невыраженной эмоции находит выход в теле – в форме психосоматических заболеваний, вегето-сосудистой дистонии, депрессии и панических атак.

По этой причине сильный человек не избегает собственных чувств, а максимально проживает каждое. И, что важно, делает он это безопасным для окружающих способом (примеры см. далее). При таком подходе страх, печаль и любая другая «негативная» эмоция уходят гораздо быстрее. Стоит ее принять – и она сразу начинает отпускать. «То,чему сопротивляешься, – усиливается, а то, на что внимательно смотришь, – исчезает», – писал американский писатель Нил Уолш в книге «Беседы с Богом».

В психотерапии часто можно услышать слова «побудь в этом». Тебе грустно? Побудь в этом. Испытываешь обиду (тревогу, зависть, вину и т.д.)? Побудь в этом.

Побудь – значит, признай и проживи это чувство. Не отталкивай и не отрицай. Страшно? Но гораздо страшнее постоянно жить с фоновой болью, которая, как зависшая компьютерная программа, тормозит работу «процессора». Лучше однажды встретиться с ней лицом к лицу и, выпустив на свободу, распрощаться, чем годами носить в себе. Заблокированное чувство будет стремиться найти выход, подсознательно притягивая обстоятельства, в которых оно сможет наконец развернуться на полную катушку.

Например, если человек не прожил все эмоции от тяжелого расставания, он будет жить в страхе быть оставленным. Одни и те же события могут повторяться до бесконечности, пока сильная и невыраженная эмоция сидит внутри.

Еще один распространенный «способ» – при попадании в травматичную ситуацию как можно скорее переключиться. После развода сразу окунуться в новые отношения или полностью посвятить себя детям, карьере, творчеству. Да, на какое-то время становится легче, но испытывать настоящую радость от жизни уже не получается – внутри как будто что-то зудит. Непрожитые боль и травма никуда не ушли, они остались глубоко внутри и препятствуют ощущению полноты жизни.

Бытует мнение, что при обращении к психотерапевту уж он-то поможет избавиться от «неполезных» чувств. На самом же деле первое и главное, чему учит грамотный специалист, – это проживать свои чувства осознанно. Говорить себе: «Да, сейчас я испытываю боль. Но я не буду ей сопротивляться, и я знаю, что она пройдет». Или признаваться: «Я чувствую гнев. И это совершенно нормально» (как бы ни было сложно тем, кто воспитывался на убеждениях «злиться плохо» и «надо сдерживаться»).

Обозначить свою эмоцию далеко не всегда просто, хотя даже одно это имеет терапевтический эффект. Люди жалуются: «Как-то плохо, состояние подавленное, всё бесит…» А что именно за чувство испытывают, непонятно. Мы часто путаем стыд и вину, обиду и жалость к себе, гнев и отвращение. Но пока не разберем наше состояние на эмоции, его составляющие, оно не уйдет. Ряд современных направлений психотерапии (скажем, гештальт-терапия) работает именно над умением распознавать собственные ощущения. Для того чтобы развить такую чувствительность самостоятельно, нужно быть очень внимательным к себе – прислушиваться к ощущениям в теле, поскольку все эмоции находят выражение именно в виде телесных блоков и зажимов.

Когда мы осознаем и проживаем свое чувство, мы одновременно переходим в позицию наблюдателя. Смотрим со стороны и безоценочно описываем словами все ощущения. Так мы отделяем себя от эмоции, она не становится нами, не накрывает нас с головой. Мы понимаем: «я» не равно «мои чувства», потому что я больше, чем они. Когда я проживу их, то не разрушусь, а стану счастливее и свободнее.

СПОСОБЫ ПРОЖИВАНИЯ ЭМОЦИЙ

Любая эмоция – будь то кратковременная вспышка гнева или затянувшаяся обида – должна быть прожита прежде всего безопасным способом. Безопасным как для себя, так и для окружающих. Вот несколько вариантов.

Нарисовать. Возьмите ручку в левую руку (она связана с правым полушарием мозга, которое отвечает за эмоции) и начните вырисовывать свою злость (вину, обиду и т.п.). Лучше закрыть глаза. В произвольном движении рука будет переносить все эмоции из тела на бумагу.

Пропеть или прокричать. Например, в лесу. Или в парке аттракционов – здесь это позволительно всем. Кричится обычно какое-то важное слово. Предположим, «да» или «нет», если они подходят для вашей эмоции. Сделать это нужно столько раз, сколько необходимо, пока не ощутите внутри пустоту.

Сходить на массаж. Речь не о релаксации, а именно о глубокой работе с силовым воздействием. Качественный массаж (к примеру, тайский), разминание точек в местах зажимов помогает справиться в том числе и с эмоциями.

Потанцевать. Сфокусируйтесь на эмоции, закройте глаза, прислушайтесь к себе – и движение возникнет. Может быть, для начала просто захочется повращать шеей, пошевелить руками или пальцами. Не останавливайтесь, следуйте за желаниями тела.

Выговориться. Тут есть одна загвоздка: близкие и друзья часто норовят дать совет, начинают искать причину, а для нас важно просто излить свое состояние без какого-либо анализа. Вся рационализация возможна позже, когда вас отпустит. Поэтому иногда лучше выговориться дереву – и это не шутка.

Продышать. Любые эмоции проживаются через тело. Один из самых важных элементов – дыхание, поскольку оно непосредственно связано с нервной системой. Отлично работают различные дыхательные гимнастики – пранаяма, бодифлекс, оксисайз.

Написать на бумаге. Напишите письмо человеку, вызвавшему у вас мучительные эмоции. Важно это делать от руки. Письмо отправлять не нужно. Главное – осознать чувства и выразить их на листе. Есть разные методики. Например, анкета радикального прощения Колина Типпинга

Выбить. В моменты гнева часто хочется кого-то ударить. Заведите для этого специальную подушку или, скрутив полотенце валиком, «выбейте» диван. Можете при этом рычать, кричать, топать, издавать любые звуки – позвольте процессу идти так, как он идет изнутри, пока не почувствуете облегчение.

Сходить к психотерапевту. Некоторые чувства страшно проживать в одиночестве: неизвестно, к чему они приведут. В таких ситуациях специалист поможет подобрать методику и будет поддерживать процесс вашего внутреннего освобождения и – как следствие – личностного роста.

Источник

Зачем нужны эмоции

Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.

Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.

Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?

Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.

Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?

Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.

Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.

Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.

Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.

Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.

Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.

Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.

Дубликаты не найдены

Психология | Psychology

7.7K постов 42.9K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

— непроверенную и/или антинаучную информацию;

— информацию без доказательств.

текст, конечно, интересный, но в силу специфики вопроса, рассматривает весьма идеализированные ситуации, то есть в вакууме. в реальности же слишком много побочных факторов вмешиваются в «эмоциональный обмен», чтобы считать эмоции достоверно функциональными.

при этом, вера в «непогрешимость» системы эмоционального фидбека как раз и вызывает все эти навязчивые самокопания, самобичевания и прочее саморазрушение.

довольно часто люди симулируют эмоции из вежливости или необходимости, не отдавая себе отчета в том, что это может иметь последствия. почти все пытаются создать в глазах другого свой лучший образ себя, опять же через гипертрофированные эмоции. ведь они рассчитывают на фидбэк в конкретный момент времени и ситуации, ты его обеспечиваешь и строишь образ, затем через какое-то время снова входишь в контакт с человеком — а он уже совсем другой, иначе реагирует и подает себя. и его образ начинает крушиться. какая в этом функциональность для психики? ты вдруг внезапно перестал удовлетворять человека, не оказывая никаких негативных действий для этого, а разочарование получаешь бонусом. неправильный выбор? а как заранее знать какой будет правильный? неправильная реакция? нет, она была адекватной ситуации. а почему страдаешь в итоге ты один?

просто слишком уж полагаться на информативность эмоций не стоит, они могут оказаться всего-навсего чем-то из этого:

— эмоции ради эмоций

— эмоции, чтобы поднять себе самооценку и подбодриться

— эмоции, чтобы впарить тебе какую-то хрень ненужную

— эмоции, чтобы у тебя что-нибудь выпросить

люди вовсю манипулируют эмоциями для своей выгоды, заботятся ли они при этом о последствиях для твоей психики?

Сценарий родителей, как его не повторить?

Большинство людей, выросших в токсичных семьях, повторяют сценарий родителей. То есть уже в своей семье они прибегают к пассивной и активной агрессии, унижениям и прочему. Те, кто осознают аморальность и болезненность такого поведения, обращаются за помощью к психотерапевту или самостоятельно отказываются от этой модели.

Но тогда возникает вполне логичный вопрос: «А чем заменить-то?».

На самом деле, в построении здоровых отношений нет ничего сложного.

Опирайтесь на главные принципы:

1. Проговариваем свои эмоции, чувства, желания, состояния, потребности. Люди не умеют читать чужие мысли (с пониманием своих-то иногда проблемы возникают). Так что забудьте о всяких «Мог бы догадаться!» и «Ты что, не видишь!». Нормально и правильно говорить о том, что вам грустно, или что вы устали, хотите побыть наедине с собой и т.д. Но! Именно говорить, спокойно проговаривать, просить другого человека. А не кричать, приказывать, оскорблять и упрекать. Этот принцип распространяется как на отношения со взрослыми, так и на отношения с детьми. Помните, что детям и подросткам в силу малого жизненного опыта еще сложнее угадывать чье-то состояние, а любые срывы мамы/папы они принимают на личный счет («Я что-то сделал не так, я плохой»).

2. Не отыгрываемся на тех, кто не виноват, то есть забываем о замещении и проекциях. Примеры: начальник накричал на маму, мама накричала на детей; мама с папой поссорились и разошлись, мама видит в сыне супруга и вечно срывается на нем. Такого быть не должно. Если не можете ребенку прямо объяснить свое состояние и его причины, то говорите общими фразами:

Мне сейчас грустно, но это к тебе никак не относится. Ты ни в чем не виноват. Это касается только нас с папой.

3. Разрешаем себе и другим ошибаться, спотыкаться, уставать, проигрывать. Мы не роботы, каждый человек ошибается и не раз. Забудьте о понятии идеала и совершенства. Их нет. Есть только вы и ваша семья, а также ваше здоровье, счастье, равновесие и аналогичные элементы в жизни ваших близких. Признать временную слабость могут только сильные люди, как и попросить о помощи. Научитесь делать это. В противном случае окружающие будут вешать на вас все больше обязанностей, и им даже в голову не придет, что вам тяжело. Ведь вы сами убедили их в обратном.

Читайте также:  Как справится чувством любви

4. Забываем об идеальных картинках в Инстаграме, журналах или из рассказов подруг. Ни у кого не бывает всегда идеальных и хороших отношений. Трудности, разногласия, кризисы (как минимум нормативные, а ведь возникают еще и ненормативные) случаются в любой семье. Примите это как факт, норму и будьте готовы работать над отношениями. Но!

5. Принимайте участие только в парной игре. Если вы понимаете, что другой партнер не заинтересован в преодолении трудностей, то, возможно, это признак краха – нужно разбирать ситуацию подробнее. Но стучаться в закрытую дверь, постоянно уступать и жертвовать точно нельзя.

6. Развивайте психологическую гибкость. Как мы уже говорили, в построении отношений не все зависит от вас. Когда вы что-то говорите, предлагаете, делаете, спрашиваете, то нужно заранее видеть несколько вариантов развития событий.

В общем, вы должны обезопасить себя от ситуаций «К такому жизнь меня не готовила». Но в то же время всегда оставляйте место для неожиданности.

Не пытайтесь продумать и угадать все, это невозможно. Если будете пытаться, то, скорее всего, придете к неврозу.

Повышайте общую стрессоустойчивость, развивайте позитивное мышление (не путайте со слепым оптимизмом), осваивайте навыки саморегуляции и ни в коем случае не ищите причины всех неприятностей, бед, неудач, конфликтов в себе.

Да, к здоровому самоанализу нужно обращаться, но нельзя уходить в самокопание и самобичевание.

Главное в построении семейных отношений – как можно больше говорить друг с другом обо всем и всегда.

Ну что, несложно ведь? Несложно. А на практике с каждым днем, месяцем, годом все будет еще проще. Однако важно, чтобы все члены семьи понимали эти принципы и придерживались их.

Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Инстаграм https://instagram.com/psych_bogdanova_tp

Невротическая, депрессивная и бредовая ретроспекция

Всем привет! Сегодня рассмотрим очень простой, но полезный материал по медицинской психологии.

Как-то я читал то ли учебник, то ли монографию по различным психическим нарушениям. И среди разных биографических данных, историй болезни, рассказов пациентов о себе вдруг увидел кое-то интересное. Прям бросилось в глаза. Чуть ли не каждый второй случай описания своей жизни, болезненных проявлений, отличался одной и той же закономерностью. На жизненном пути светлых моментов не было, всё мрачно и печально, неудачи или плохие воспоминания о дошкольных заведениях, школе, институтах, техникумах и т. д. Далее разводы, плохие жёны или мужья, безрадостные взаимоотношения с детьми, нарушенная или совсем ужасная коммуникация с родственниками. Потом гнетущая или потерянная работа. Вредные привычки. И бездна болезни.

Причём если при неврозах отдельные события на биографической линейке виделись особенно чёрными при общей пасмурности, то вот при депрессии рассказ о себе приобретал характер самообвинений, самобичевания, вины. Отдельно выделялись бредовые расстройства. Которые добавляли в повествования определённые нелогичные или сумбурные вставки, нерациональные страхи, обсессии отношений (когда все, даже малозначимые события этого мира якобы имеют отношение к респонденту), магическое мышление, подробности нереальных преследований, попыток отравления, похищения и т. д.

То есть общим закономерным трендом почти любого рассказа о себе выступали ВОСПОМИНАНИЯ, причём явно видоизменённые тем или иным психологическим, а может, и психическим нарушением. Что немаловажно заметить, даже то, что, возможно, когда-то трактовалось положительно, нейтрально, без эмоций, без каких-либо особенных деталей, приобретало одно заметное и странное качество: всё менялось в сторону нересурсности, неуспешности, подавленности и неудачничества.

И весь этот процесс проходил не случайным образом, а линейно по прошлым воспоминаниям — то есть рестроспективно. Приведу модели таких вот «пересмотров». Например, если раньше школа воспринималась как обычная обыденность, невроз добавлял к ней резкие, вторгающиеся образы хулиганов из параллельного класса. Которые, может, когда-то и действительно существовали, но не могли причинить серьёзного вреда. Другой пример, воспоминания о высшем учебном заведении начинают «выхватывать» из общих впечатлений не какие-то успехи, пусть и скромные, а именно обиды, неудачи, плохие оценки, конфликты и т. д. Грубо говоря, что даже если человека и хвалили в вузе по отдельным предметам, то всё это «утопало» в бесконечных самоаналитических, самоугрызенческих попытках самого себя увидеть свою собственную личность ещё более плохой. Или, допустим, ещё одна ситуация. Все коллективы, которые только были в жизни человека, в которых он был и может быть, даже пользовался определённым уважением, — начинали видется враждебными, конфликтными. Возникали как бы удивления, а как же можно было быть среди этих людей, сколько времени было потрачено зря. И так далее в соотвествии с логикой невротического (депрессивного или бредового) пересмотра прошлого.

Следует сделать акцент на том, что, если невроз просто «подсвечивал чернотой» ряд событий, то, например, депрессия порождала малозамечаемый, но тем не менее серьёзный болезненный элемент: негативный образ прошлого. А вот при бредовых нарушениях прошлые события не только ухудшались по эмоциональной ауре, но и к ним «додумывалось» что-то новое, никогда не существовавшее и мало поддающееся анализу рациональной логикой.

Обычно такие вещи не так-то просто остледить. Иногда при депрессивных ретроспекциях возникают и своеобразные «разделы на периоды». Когда, например, детство видится ярким, насыщенным событиями, счастливым, а вся остальная жизнь после этого возраста тусклой, унылой, никчемной и странной.

Интересно то, что логические цепочки депрессивных, невротических и бредовых рестроспекций всё-таки можно корректировать простейшими способами. Если, например, искусственно изменить фильтр восприятия, и начать разыскивать в прошлом хоть что-то позитивное — психика хоть и медленно, но постепенно начнёт восстанавливаться самостоятельно. Здесь используется всем известная модель «солнечной системы». Где «звездой» выступает какое-то позитивное воспоминание, а «планетами» — сопутствующие надстройки самооценки, более успешных установок, мотивов, целей и т. д. То есть один успех тянет за собой другие позитивные выводы. Начинается психологическая цепная реакция на выход из упадничества и депрессивности.

Основным выводом здесь может стать следующее утверждение. Главное вовремя отследить НЕГАТИВНЫЙ ОБРАЗ ПРОШЛОГО (или его негативный пересмотр), понять что именно его трансформирует, негативно видоизменяет, и противопоставить болезни корректную психотерапию.

Всем спасибо за внимание и берегите себя.

К кому обратиться, когда одолевает ступор мозговины?

Привет всем читающим.

В общем, если TL;DR, то ситуация такая: уже почти 6 лет нахожусь в состоянии дикого умственного тормоза — в голове «туман» или какая-то слабость, ватность, хз. Мыслю сильно хуже, чем раньше, память порой подводит вплоть до того, что не помню элементарных слов или того, что было буквально сегодня. По утрам просыпаюсь очень трудно, голова заводится ещё час-два после подъёма, слово «высыпаюсь» я уже забыл совсем, причём не важно, сколько я посплю. К этому добавить ощущение, будто на свою жизнь смотрю через объектив видеокамеры, хз как объяснить ещё, будто слегка связь с реальностью потеряна. Эмоции практически никаких ничего не вызывает, ноль мотивации ко всему. Порой панические атаки, которые научился прогонять сам) Постоянная усталость и даже отпуск длиной в месяц не приносит никакого отдыха. Всё это усилилось после ковидлы, адок полный.

Вопрос — к кому обратиться?

Теперь предыстория, для тех, кто хочет подробностей.

Вообще я был парнем довольно умным, сообразительным и эрудированным. Постоянно что-то познавал и, если хотел, учился на пятёрки. Почти всё, за что не брался давалось, если не легко, то давалось уж точно) Однако, лет с 16 словил какую-то лютую хандру — никакой мотивации, учёба достала, потерял интерес почти ко всему, кроме компухтерных игр и пивчика с друзяшами. Спал почти всё время, не высыпаться начал ещё тогда, но даже в таком состоянии я сдал ЕГЭ и поступил на бюджет. Тогда ещё какие-то позитивные эмоции мой мозг был способен выдавать на соответствующие раздражители, а учёба в универе не была чем-то сложным.

Основной движ начался на курсе третьем универа по неизвестным мне причинам. Сидел ночью, никого не трогал, пил газировочку, жевал сухарики, всё было как обычно. В какой-то момент по телу пошла «вибрация», именно не трясло, а будто всё тело завибрировало, зрение резко ухудшилось, тахикардия, слабость в голове и прочих конечностях, какое-то предобморочное состояние. В общем, очень было похоже на паническую атаку(забегая вперёд утчоню, что с одним нюансом — она длилась не прекращаясь где-то 2 недели, потихоньку ослабевая каждый день). Я подумал, что ну лады, лягу спать(да, можете тыкать пальцами и называть идиотом, что не вызвал скорую, но в таком состоянии очень тяжело соображать было вообще. ). Лёг спать, с горем пополам уснул, но утром всё продолжилось, хоть и слегка слабее. Дошёл до медпункта нашего универского кампуса, взяли анализы, выписали Афобазол и отправили в общагу до понедельника. По анализам оказалось всё гуд.

Что было характерно для моего состояния: любая умственная деятельность, даже просто думать или чтение, вызывала усиление этих «вибраций» в теле и слабости в голове. Даже составлять слова в предложения было довольно тяжко. В башке туман, зрение будто совсем слегка смазано. Я ещё и вокалом в то время пытался заниматься, чтение нот вообще перестало даваться.

Долетел до невролога в поликлинику ASAP. Та, стоит отдать должное, сделала довольно много обследований, в том числе ЭЭГ. Здоров по всем фронтам. Выписала Кортексин + Атаракс. Не помогло, замечу сразу. От Атаракса думал вообще кончусь, так как периодические предобмороки только усилились и появлялось какое-то давящее ощущение где-то чуть выше переносицы. Занятия спортом — моментальные круги в глазах и даже темнело.

Хотя не отказал себе в удовольствии сходить в батутный центр, так как всем троим парням из группы на 23 февраля задарили туда билеты. Там всё было норм, никаких кругов, но добавилась травма спины — крутя сальто в яму с поролоном, чуть не поломался, выгнувшись в районе грудного отдела позвоночника, аж что-то будто хрустнуло, какое-то время было тяжело дышать.

Учёба тем временем шла на спад, ну ещё бы. По итогам сессии я чуть не вылетел после третьего курса, впервые у меня остался долг по экзаменам.

Лето, вернулся домой. Состояние стало чуточек лучше, но добавились всякие приколы в виде вечерних подъёмов АД до 140/90, свет в комнате в эти моменты казался тусклее, одолевала паника(ПА?) Снова врачи, снова лекарства. Первый невролог назначил МРТ мозга, шейного и грудного отдела позвоночника, сосудов мозга и шеи(на сосудах шеи меня чёт одолело внезапное ПА, возможно из-за духоты, потому его я не сделал). По результатам МРТ — всякая мелочь, разве что лордоз шейный выпрямлен. Врач показался каким-то мало заинтересованным, пошёл к другому неврологу. Та выписала Кавинтон для мозгу и что-то от давления. Без улучшений по обоим фронтам.

Короче целое лето я бегал по разным и бестолку, снова уехал в универ осенью. Там посетил частного кардиолога, установил мне «нейроциркуляторную дистонию» и выписал связку адаптол + беталок. Давление нормализовалось, но ступор мозговины не особо. Очередной невролог выписал пирацетам — опять мимо(

Хандра усилилась до «не хочу жить» и боли/ломоты в теле, словно физической. Додумался дойти до психотерапевта(бесплатного), всё описал(вообще всё), поставила «тревожно-депрессивное расстройство», выписала лекарств, сказала ходить к ней. Однако лекарств я не смог купить, так как деняк было мало, а потом вообще свалил в другой город.

С тех пор прошло вот уже почти 6 лет. Я сменил место жительства на СПб, привык жить в этом состоянии и даже справлялся с умственной нагрузкой, хоть и очень тяжело и медленнее всё новое даётся, чем до всей этой ситуации.

В какой-то момент снова налетели ПА, но уже с давлением по вечерам под 180/95. Связка адаптол + беталок не смогла помочь, так как адаптол вдруг стал рецептурным, а просто беталок не совладал с проблемой. Полгода мучались с каридологом, куча анализов на всякие гормон щитовидки, катехоламины, всякие общие клинические и т.д. — по ним как бык здоров. Методом проб сбить давление вроде удалось, но иногда пробивалось.

Попёр я к мозгоправам в клинику неврозов. К психотерапевту попасть не удалось, пошёл к психиатру. Назначили Паксил, который помог. Но помогал только пока я его принимал, т.к. спустя месяц после его отмены я понял, что снова наступает. В итоге я просто навалил болт и типа «ну будь что будет», ПА ушли 😀 Хотя иногда бывает пытаются снова, но забить болт очень помогает.

Ступор мозговины никуда не делся и даже усилился после ковиды. Ещё и агрессивный стал какой-то. В общем состояние, как и описал во втором абзаце.

Посетил очередного невролога — она сказала, что по части неврологии у меня всё отлично, вот потому я здесь. На днях сделал снова МРТ на всякий случай — всё отлично. По анализам тоже.

Так куда же мне податься? Может есть тут люди, кто сталкивался с тем же и/или может посоветовать спеца в таких делах? Уж очень я устал тормозить в элементарных вещах, просыпаться уставшим и находиться в постоянном тумане.

Гугл инфой уж слишком пестрит, а отзывам на всяких сайтах с отзывами верить как-то чревато, зная как там те отзывы появляются, потому просто ломиться к психотерапевтам с ценой 5к за сеанс уж как-то тоже желания никакого, хочется уже эффекта.

Фобии. Как найти себе психолога?

Я всего боюсь. На данный момент у меня насчитывается несколько фобий, которые нехило так осложняют мне жизнь.
Я боюсь летать. Уже лет 7 перед полетом у меня начинается паника, я ищу предлоги, чтобы сдать билеты, в самолёте начинается тахикардия, потеют руки, меня трясет, а во время взлета и посадки страх нарастает настолько, что я чуть ли не плачу. А летать приходится, обычно, раза два в год. Началось все внезапно, просто прилетев к родителям, мне приснилась авиакатастрофа, я засомневалась и сдала билет, купив на другой день. С самолетом на котором я должна была лететь, конечно же всё было отлично. Обычно сны на меня так не действовали, я вообще не склонна была к панике, надумываниям, но с тех пор всё пошло по нарастающей, хотя до этого случая я летала ежегодно по два-три раза абсолютно спокойно.
Я боюсь ездить на машине если не я за рулём. Мне постоянно кажется, что водитель невнимателен, и хоть разумом я понимаю, что водитель — не самоубийца, мне тяжело находиться в машине. И если в городе этот страх ещё не такой сильный, то на трассе я не могу расслабиться ни на секунду, каждый миг я думаю о том, что «вот сейчас в нас врежется кто-то со встречки», «мы слишком близко едем к этому КАМАЗу», «у этой фуры как-то странно выглядит колесо, оно может лопнуть и фура прилетит в нас». А если за окном дождь/снег/туман, то всё, пипец, я смотрю на спидометр и чуть ли не плачу, если скорость превышает 100 км.
Я боюсь болезней. Постоянно ищу у себя какие-то проблемы со здоровьем, то слишком часто горло болит, то слабость перманентная, то головные боли. А вдруг у меня аневризма? Или рак? И иду сдавать анализы. На время успокаивают, а потом всё возвращается. Следить за здоровьем, конечно, нужно, но у меня это прекрасно в какую-то навязчивую идею, и начинает мешать мне полноценно жить.
А еще я боюсь газа, как бы странно это ни звучало. Недавно переехали в другой город, тут похоже все дома на газу, а в том доме, где мы снимаем квартиру на газу вообще всё — отопление, водоснабжение, плита. Пипец, у меня с момента приезда только одна мысль: а вдруг дом взорвётся? Даже если в нашей квартире всё норм, то у других-то может быть и не нормально, вдруг какая-то бабулька забудет закрыть плиту, или оборудование сломается. Вот сейчас мне бы лечь спать, а я не могу, мне страшно, что пока я буду спать на меня рухнет дом. Стала искать квартиры в негазифицированных домах, а тут таких сдается две штуки с каким-то супер-ремонтом за бешеные деньги. И всё.
Я обращалась к психологам, но или мне не везло со специалистами, или мой мозг отчаянно сопротивляется психотерапии. Первый психолог посоветовал мне представлять страх как некую массу, концентрировать его в себе и затем окрашивать в какой-то позитивный цвет. Честно, это не подействовало вообще ни разу — ну представляю, окрашиваю, а толку ноль, ни страх, ни навязчивые мысли никуда не уходят. Так мы ни к какому результату и не пришли. Второй психолог рассуждал о альтернативных жизнях, о том что это мой опыт прошлых жизней мне мешает. Я вообще далека от религии, эзотерики и всего подобного и очень скептически отношусь к подобным вещам, поэтому с ним мы прекратили работать почти сразу. С третьим психологом сначала все было неплохо, я научилась отвлекаться от навязчивых мыслей и переключаться, но увы, ненадолго, видимо мозг адаптировался и теперь не реагирует на попытку занять его чем-то другим, а потом она начала предлагать мне почитать книги о перерождении, и я так же решила прекратить с ней заниматься. Может быть я не права, но не могу я воспринимать такую литературу всерьёз. Неужели вся психология основана на эзотерически-религиозных моментах? Или мне просто не повезло? А может мне с моими проблемами не к психологу обращаться уже а к психиатру?

Читайте также:  Физиологическими основами темперамента являются

Эмоциональное одиночество

Некоторые люди не умеют серьёзно говорить о своих чувствах. В ответ они начинают игнорировать тебя, переводить тему или отшучиваться:

– Что тебя так расстроило?

– Твоя причёска, тебе давно пора покрасить кончики.

Причина такого поведения в том, что человек не воспринимает свои эмоции всерьёз, потому что окружающие никогда не относились к его эмоциям серьёзно. В детстве, когда ребёнок плохо себя чувствовал, его обижали сверстники или он грустил из-за расставания, родители говорили:

– Ты чего нюни развёл из-за ерунды?

При многократном повторении у ребёнка закрепляется простая мантра: «Чувства – это ерунда. Они не заслуживают того, чтобы их показывать или тем более обсуждать. Они никому не интересны».

«Человек без чувств» живёт с ощущением одиночества, даже когда окружён людьми. Ведь он не может быть собой, ему нужно постоянно прятать свои эмоции. Справиться с этим можно только показав то, что спрятано внутри, несмотря на страх быть осмеянным. И единственный шанс на успех – встретить того, кто не обесценит твои чувства, а скажет, что они тоже важны.

Может, шанс невелик, но каждый в силах его проверить.

Напоминаю

Подбор лекций о работе мозга и психики

Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

американский нейроэндокринолог, профессор биологии, неврологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете.

Не вижу особого смысле делить на отдельные записи, так как некоторые лекции разделены на несколько частей.

российский нейробиолог, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН.

Качество звука не очень, но лекции хорошие.

Лекции о памяти (плейлист Denis A . Timofeev)

Книги о мозге, сознании и эволюции человека. Часть 2

В сегодняшнем посте я продолжу рассказывать о своих любимых книгах о работе мозга и соответственно нашей психики.

Эрик Кандель — «Расстроенная психика. Что рассказывает о нас необычный мозг»

Человеческий мозг представляет собой сложнейшее из известных «устройство». Для того, чтобы наша психика функционировала хорошо, требуется слаженная работа целой кучи нейронных сетей. Эрик Кандель, американский психиатр и нейробиолог, показывает нам, как «поломки» в определенных частях мозга или нервных путях приводят к депрессии, необъяснимым тревогам, шизофрении, биполярному расстройству и ПТСР, и почему эти знания важны для понимания здорового мозга. В книге рассказывается история про развитие психиатрии и неврологии, а так же про то, как в нашем мозге взаимодействуют сознательные и бессознательные процессы.

Владимир Лебедев — «Духи в зеркале психологии»

В.И. Лебедев — советский и российский психолог, который занимался исследованиями работы психики в экстремальных условиях, в центре подготовки космонавтов. Его книги показывают как наш мозг в нестандартных условиях способен порождать ощущения паранормального опыта. Книга посвящена подобным феноменам.

Даниэл Канеман — «Думай медленно..решай быстро»

Несмотря на название, книга не представляет собой какой-либо тренинг, а рассказывает о двух (условных) системах в человеческом мозге. Первая — быстрая, работающая с ассоциациями, начинающая принимать решения еще до момента осознания, действующая автоматически. Вторая — обеспечивает нам возможность сознательных усилий, для решения задач, которые требуют внимания и концентрации. Автор — израильско-американский психолог, один из основателей поведенческой экономики.

Оливер Сакс — «Человек, который принял жену за шляпу».

Книга о жизни людей с неврологическими проблемами. Как они выживают в непривычном мире, который создает поврежденный мозг? Это не совсем научно-популярная книга, в ней чувствуется желание автора поднять и философские вопросы, вопросы о том, что такое личность, и как следует относится к своей болезни.

Давид Дубровский — «Сознание, мозг, искусственный интеллект»

Дискутируя с зарубежными и отечественными философами, автор характеризует современные позиции в философии сознания и формулирует собственную, принципиально антиредукционистскую концепцию, предлагающую теоретическое решение проблемы «сознание и мозг». (разум — тело). Книга предназначена студентам, аспирантам, преподавателям философии, всем интересующимся философией сознания и проблематикой искусственного интеллекта.

Как стать менее обидчивым? Часть 1

Всем привет! Чтобы стать менее чувствительным, я начал разбираться, как устроены чувства. В какой-то момент наткнулся на методички Ю.М.Орлова и информация из них мне очень помогла. Решил поделиться с вами тем, что узнал и своими размышлениями по теме. Может кому-то тоже будет полезно.

Начну с чувства обиды и расскажу:

— Что такое чувство обиды;

— Как обида помогает людям выживать;

— Почему обида не работает без чувства вины;

— Какую последовательность операций совершает мозг, чтобы обида появилась;

— Какие последствия могут быть, если обижаться неправильно;

— Почему нельзя отказываться от чувства обиды;

— Как обижаться правильно;

— Как снизить чувство обиды;

— Как избавиться от старых обид;

Что такое обида?

Обида — это несоответствие моих ожиданий и реального поведения другого человека.

У меня случилась какая-то неприятная ситуация и я звоню другу, чтобы поделиться ей. А он говорит, что ему сейчас некогда и он позвонит попозже. Я ожидал, что он меня выслушает и поддержит. Но ожидания не оправдались и я обижаюсь. Или я иду домой и представляю, как жена мне приготовила ужин. А оказалось, что она ничего не приготовила и, вообще, ушла к подруге. Снова ожидания не оправдались и снова возникает чувство обиды.

Но, чтобы я обиделся недостаточно просто не оправдать мои ожидания. Например, я убежден, что все люди испорченные и каждый заботится только о себе. Но неожиданно, совершенно незнакомый мне человек возвращает телефон, который я потерял пару дней назад. Он не оправдывает мои ожидания, но обижаться на него я не буду.

Получается, чувство обиды возникает, когда другой человек ведет себя хуже, чем я ожидаю. Что значит хуже?

Если копнуть глубже, то в примерах с другом и женой, можно увидеть, что мои ожидания направлены на то, что я буду переживать приятные эмоции. Когда я звоню другу, то ожидаю от него поддержки и успокоения, от того, что я выговорился. Во время ужина буду получать удовольствие от еды и от, того, что обо мне заботятся.

Выходит, что обида возникает, когда не оправдываются мои ожидания, связанные с положительными переживаниями.

Вторым важным условиям возникновения обиды является несущественность причин, по которым человек ведет себя не так, как я хочу. Если друг говорит, что не может меня выслушать, потому что сейчас находится на приеме у врача, я на него не буду обижаться.

Если закруглить, то обида — это несоответствие моих ожиданий и реального поведения другого человека. При этом мои ожидания связаны с положительными переживаниями. А причины, по которым человек ведет себя не так, как я хочу, в данный момент для меня должны быть несущественными.

Зачем обида нужна?

Обида, как и любая другая эмоция, выполняет важную функцию в выживании. Обида помогает людям приспосабливаться друг к другу. Вот как это работает.

Выраженная обида говорит другому человеку, что он не удовлетворил мои потребности и его поведение должно измениться, иначе я тоже не буду удовлетворять его потребности. Но, чтобы эта схема работала, нужен еще один элемент — чувство вины.

Когда другой человек меня обидел и осознал это, он страдает от чувства вины. Не буду углубляться в это чувство, но отмечу, что вина — это сопереживание чужой обиде. Это неприятное чувство. Человек стремится от него избавится и в будущем не переживать. Поэтому он меняет свое поведение.

Получается обида и вина работают в связке. Я обиделся, другой человек осознал это и чувствует вину. Чтобы избавиться от нее о меняет свое поведение, так чтобы я не обижался.

Как появляется чувство обиды?

Обида возникает в следствие того, что мозг совершает последовательность операций. Обычно они происходят неосознанно:

💭 Построение ожиданий. Они должны быть направлены к другому человеку и связаны с положительными переживаниями

👁 Наблюдение действительного поведения другого человека

⚖️ Сравнение с ожиданиями

🔎 Если ожидания не соответствуют действительности, то поиск причин несоответствия

☹️ Если существенных причин несоответствия ожидания и действительности не найдено, возникает обида

🗄️ Подбирается и воспроизводится шаблон поведения, приводящий к снижению обиды

Что может быть, если обиду переживать неправильно?

Люди часто неправильно переживают обиду: они обижаются неуместно, слишком сильно и застревают в обиде слишком долго. Все это может привести к негативным последствиям.

Начнем с того, что после возникновения обиды возникает определенная реакция и проигрывается шаблон поведения, призванный избавиться от этого неприятного чувства. Кто-то обижаясь, вспыхивает как порох, становится агрессивным и лезет в драку. Кто-то расстраивается, потом ночью долго не может уснуть и даже плачет. Третий стремится ответить обидой за обиду и готовит план мести.

Реакции и поведение у людей разные. Часто повторяясь они закрепляются и воспроизводятся автоматически при возникновении обиды. Такие шаблоны поведения, которые с высокой вероятностью воспроизводятся в определенных ситуациях, не что иное, как черты характера. Например, у меня есть знакомый, который моментально начинает ругаться, когда обижается. Повышение голоса, мат и крики, включаются автоматически и он даже не успевает этого осознать. Все про него говорят, что он вспыльчивый.

Получается частое или интенсивное переживание чувств формирует характер человека. Неправильное переживание обиды может закрепить такие черты:

— Плаксивость и др.

Кроме того, обида — это неприятное переживание. Такие переживания мозг стремится не испытывать. Для этого он научился предсказывать их появление и реагировать страхом, запускающим избегающее поведение.

Другими словами, страх заставляет избегать ситуаций и действий, которые могут привести к обиде. А если учесть, что обида возникает при взаимодействии с другими людьми, то ничего удивительного, что у человека может сформироваться ещё одна группа черт:

— Замкнутость и др

Черты характера связаны с определенным поведением. Агрессивный человек дерется. Интроверт избегает людей и никак не проявляет свои умения. Любое поведение, которое регулярно воспроизводится приводит к определённым последствиям. Если я все время ругаюсь, то люди будут стараться избегать меня. Те черты, которые сформировались под действием неверного переживания обиды, могут привести к таким последствиям:

— Одиночество. Оно еще обусловлено тем, что люди не хотят общаться с обидчивым человеком, потому что они постоянно чувствуют себя виноватыми

— Отсутствие успехов на работе и т.д.

Не стоит также забывать и про влияние неправильных переживаний чувств на здоровье. Эта та самая психосоматика. Чувства переживаются телом. Во время обиды вырабатываются определенные гормоны, учащается сердцебиение, повышается давление, напрягаются мышцы и т.д. При большом количестве повторений такая реакция на обиду может привести к таким последствиям:

— Нарушение кровообращения, за счет постоянного напряжения групп мышц

— Проблемы с сердцем

— Проблемы с глазами, если обида сопровождается плачем

— Проблемы с желудком и т.д.

Уф, как-то слишком много и мрачно получилось. Но есть и хорошие новости! Если научиться правильно переживать обиду, то можно изменить черты характера и снизить вероятность возникновения неприятных последствий. Но об этом в следующей части.

Понравилась метафора

Люди думают, что горе уменьшается со временем. В действительности это мы сами растём вокруг своего горя

Работа на телефоне доверия

Работаю медицинским психологом в суицидологическом центре с телефоном доверия (ведём консультации и амбулаторно, и по телефону). Иногда сравниваю свою деятельность с работой фельдшеров, оказывающих первую медицинскую помощь: «заклеиваю» рану пластырем и отправляю на приём к психотерапевту.

Но, к примеру, звонки от людей, по-настоящему попавших в кризисную ситуацию, составляют не более 40% от общего количества вызовов. Большинство же звонков поступает от наших «постоянных клиентов». Эти люди с сильными нарушениями психики — настоящие энергетические вампиры, которых никто, кроме нас с коллегами, не хочет выслушивать.

Древний лайфхак по ОКР: габитуация страха

Всем привет, друзья! Сегодня у нас на рассмотрении довольно давний лайфхак, которому уже, наверное, лет 60. О нём знают многие, кто интересуется психологией. По сути сведения о нём можно найти в интернете, но здесь мы разберём самые основные моменты.

Изначально данная методика применялась лишь для одного весьма непростого случая с бесконечным мытьём рук (зацикленность на чистоте). Перед вторым намыливанием, когда человек действительно начинал застревать на этих операциях, ему предлагалось остановиться и подождать минут 15 (в идеале это время нужно растянуть до 3 часов). В результате внимание испытуемого отвлекалось на что-то другое, и постепенно тревожность, страхи и навязчивости затухали — происходила собственно ГАБИТУАЦИЯ (затухание чего-то страшного).

Почему я назвал этот метод «древним», потому что он ещё времён бихевиоральной (поведенческой) терапии, когда мало разбирались, что там в мыслях. Главное было поправить в срочном порядке поведение. Поэтому здесь механизм воздействия максимально простой. Есть стимул (например, боимся, что руки в микробах), есть реакция — бесконечное намыливание рук, потом смывание мыла и продолжение цикла с большим количеством повторений. То есть человек мог «застрять» на этом занятии на десятки минут, а может даже и на несколько часов. Суть лайфхака заключалась в установке между стимулом и реакции некой промежуточной переменной, в данном случае различных промежутков времени. В результате выходило следующее: человек сильно боялся микробов, потом один раз мыл руки, далее на 15 минут отвлекался и забывал о том, что ему страшно, в финале приступ ОКР откладывался и сами навязчивости затухали.

Однако на практике оказалось, что сам испытуемый иногда не может остановится. Поэтому здесь может быть рекомендована «габитуация с ассистентом». То есть к терапии привлекается психолог, психиатр, близкий человек, друг, подруга, родственники и т. д. Главное человеку вовремя напомнить, что он должен остановится и переждать 15, 20, 30 минут. И самое интересное, на протяжении этого стрессового периода вы должны успокаивающе разговаривать с личностью, и по возможности отвлекать её внимание от страшных мыслей. Это, кстати, тоже важная часть терапии.

Любопытно и то, что габитуацию с ассистентом можно попробовать использовать и при страхе незакрытых дверей (когда ручку дёргают очень долго и не появляется ощущение закрытости замка). То есть кто-то из вашего окружения останавливает вас во время второй проверки, и предлагает вам идти дальше и переждать определённое время (15-40 минут). ВАЖНО! Не поддаваться на уговоры человека самому подёргать двери (когда как бы два субъекта убеждаются, что всё хорошо). Потому что если вы на это пойдёте, то эта личность никогда не сможет самостоятельно решить свои проблемы, будет всегда полагаться на вас! В итоге, когда испытуемый будет уже ехать в транспорте на работу, его внимание постепенно отвлечётся от дверей и настанет габитуация.

После месяца такой терапии (может быть, даже понадобится гораздо меньше времени) этот человек должен сам, как говорят любители компьютерных игр, выйти против «босса-двери» самостоятельно. И здесь будет очень большая вероятность, что на поведенческом уровне навязчивый страх незакрытого замка будет побежден. При определённых трудностях, можно дополнительно усилить терапию, попросив кого-то со стороны заснять то, как вы долго дёргаете дверную ручку. Поверьте, после просмотра такого видео, вы сами поймёте, что эти все ритуалы нужно прекращать.

Всем спасибо за внимание и берегите себя.

Мозг вырубается — как с этим справиться?

Верю в силу Пикабу и надеюсь, что найдётся решение для моей проблемы. Опишу в обратном хронологическом порядке.

Картина третья, заключительная. Мне 44, пошёл сдавать экзамен на мотокатегорию. Инспектор отправляет на медленные фигуры, заезжаю на «змейку» и. с двух попыток заваливаю экзамен. Я знаю, как она выполняется, чётко умею, но в самый ответственный момент все знания разлетаются, как милые единорожки, потеря контроля полная.

Картина вторая. Мне около 30 лет. Слушаю радио, там конкурс — кто больше песен про весну вспомнит. У меня в башке их тонна — «За окошком месяц май», «Весна идёт, весне дорогу» и ещё куча. Вон их сколько! Звоню. Дозвонился! И. правильно, мычу и не могу назвать ни одной.

Картина первая. Школа, мне лет 13. Всегда активно участвовал во всех сценках, играх — ну вот это все внеклассное. Делаем новогодний спектакль для первоклассников, выхожу я такой и понимаю, что не помню не просто ни одной строчки текста, а даже по смыслу не знаю, что должно быть сказано.

Читайте также:  Самые сильные эмоции мужчины

Мне это очень не нравится. В сентябре пересдача экзамена на мотокатегорию. Очень хочу найти корни проблемы и избавиться или хотя бы выработать способ обмануть мозг и не дать ему поплыть. Прошу помощи, советов. Спасибо!

Как заставить себя делать то, что важно, но не хочется: генетика и нейробиология

Будучи психологом и постоянно обучаясь в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева я прекрасно осознаю , что психотерапия это достаточно сложный инструмент где необходимы знания не только психологии, но и неврологии, эндокринной системы человека. Все взаимосвязано, и поэтому и помогать человеку решить проблемы нужно комплексно.

Слабая сила воли — это во многом вопрос генетики, считает молекулярный биолог, автор книги «Воля и самоконтроль» Ирина Якутенко. Но есть мощный способ побороть безволие, даже если у вас «неправильные» гены.

Ирина Якутенко в своей книге убедительно доказывает, что безволие проявляет себя на уровне работы мозга. Грубо говоря, безволие — это гиперактивность эмоциональной (лимбической) системы мозга и недостаточная активность префронтальной коры — «умной» части мозга, которая должна сдерживать эмоциональную систему.

Людям, у которых слишком быстро и мощно включаются эмоции, а сдерживающий фактор опаздывает, тяжело противостоять соблазнам и заставлять себя делать то, что важно, но не хочется. И это зависит от генетики. В первую очередь, от генов, которые определяют работу нейромедиаторов, связанных с ощущением удовольствия.

Что же делать, если вам достались такие гены?

Для начала не растравлять свою лимбическую систему. Как ни банально это звучит, но самый первый и важный совет в такой ситуации — избегать соблазнов. «Если вы попробуете поставить перед собой торт, сесть напротив него и говорить:

Я больше не хочу тебя, я понял, как это вредно. Что произойдет? Произойдет растравление вашей лимбической системы


— рассказывает Ирина Якутенко.

Вы смотрите на торт, вы говорите о нем, вы постоянно думаете о нем, и ваша лимбическая система, настроенная на то, чтобы смотреть на торт, как на соблазн, именно так и делает. И через час-два после такого аутотренинга вы сорветесь. Необязательно вы съедите торт, может быть вы пойдете в магазин и потратите там всю зарплату, или напьетесь, или сделаете еще что-то импульсивное. Советы взять себя в руки не работают, потому что они не учитывают, что на самом деле происходит в нашем мозгу и как он работает при встрече с соблазнами.

Чтобы ваша лимбическая система не активизировалась при виде вашего главного соблазна, единственным правильным решением является избегание встречи с ним.

И наконец, козырь генетиков и нейробиологов — самый мощный способ бороться с безволием. Он звучит так:

Ищите очень сильную, эмоционально окрашенную внутреннюю мотивацию.


Казалось бы, зачем такой совет, когда у людей с проблемами самоконтроля не всё гладко с внутренней мотивацией. Тем не менее, некоторые вещи могут служить для них источником очень сильной внутренней трансформации.

Простой пример: люди годами не могут бросить курить, хотя прекрасно знают, что курение вредно: оно предиктор рака легких и кучи других заболеваний. Почему-то никого это не останавливает. «Где я, — думает человек, затягиваясь сигаретой, — и где эта смерть от рака легкого». Это эмоционально не окрашено, а значит, это не внутренняя мотивация.

Ирина Якутенко в своей книге, которую я очень рекомендую к прочтению, много рассказывает про психолога Уолтера Мишела.
Именно он первым провел масштабное исследование, показавшее, что самоконтроль во многом определяется генетикой. Так вот, Мишел курил много лет и прекрасно знал, насколько это вредно. Как же он бросил? Он рассказал об этом в одной из своих книг.

Как-то Мишел, приехав по делам в госпиталь, шел по коридору, а навстречу ему на очередную операцию везли на каталке человека, умиравшего от рака легкого. Из него отовсюду торчали трубки, он был весь бледный, под ним было судно, он не мог самостоятельно ничего делать. Уолтер Мишел посмотрел на него и представил, что он — Уолтер Мишел, знаменитый и успешный ученый мирового уровня, тоже превратится в такую развалину, которая не в состоянии обслуживать себя. Эмоциональное потрясение было настолько велико, что Мишел в этот же день бросил курить.

Почему это произошло? Никакого чуда не случилось, поясняет Ирина Якутенко. Просто обычно мы ищем внутреннюю мотивацию, используя префронтальную кору — иначе говоря, убеждая себя какими-то разумными доводами.

Однако это так не работает: можно приводить себе много разумных аргументов, но настоящая внутренняя мотивация — это наши настоящие эмоции. Мишел испытал настолько сильные негативные чувства, что они пересилили ту приятную эмоцию, которую он получал от сигарет — он поборол свою страсть тем же оружием.

Проблема безвольных людей — гиперактивная лимбическая система, считает Ирина Якутенко. Если вам удастся найти нечто настолько же эмоционально заряженное, но с противоположным знаком, это может стать действительно настоящей внутренней мотивацией — той самой, о которой говорят психологи. И тогда одна эмоция «выбьет» другую.

Раз бросил в один день, значит, не было зависимости.


Ничего подобного — зависимость была. Просто не было настолько же сильно эмоционально окрашенной цели, которая могла бы перебороть желание лимбической системы, как в нашем примере, затянуться еще одной сигаретой.

Этот совет касается не только вредных привычек и соблазнов, но и любого дела, которое вы считаете важным для себя, но делать не хотите.

Поясню на примере изучения иностранного языка. Это сложная, энергозатратная задача для мозга. Мозг будет сопротивляться. И если вы станете заставлять себя с помощью разумных доводов (надо для работы, в будущем пригодится и т.д.) — это не сработает: найдутся более срочные дела, которыми надо заняться безотлагательно. И вот тут важно перейти в область эмоций и найти для себя эмоционально окрашенную цель. Прочувствовать, прожить, представить, ощутить её: вот вы гуляете по Нью-Йорку и легко общаетесь с местными жителями, или сидите в библиотеке университета в Лондоне и готовитесь к семинару, или еще что-то — у каждого это своё.
Найдите то, что будет вас вдохновлять.
Это может быть и работа, но такая, о которой вы мечтали всю жизнь. Или любовь. Влюбившись в иностранца, вы на волне этих сильных эмоций выучите его язык.

Ищите эмоционально окрашенную мотивацию для своей цели, ученые не зря это советуют — и тогда вашему мозгу настолько сильно захочется её достичь, что проблем с волевыми усилиями не будет.

Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Инстаграм: https://instagram.com/psych_bogdanova_tp

Оттолкнуться от дна

У многих из нас случается жизнь по течению. Мы заканчиваем школу, идём в институт, заводим семьи, берём ипотеки, чтобы «все как у всех». Потому что, так «надо». Это неведомое «надо» заставляет двигаться не в том направлении, в котором хочется, выбирать не тех людей и даже не ту одежду.
И вот, внезапно, ничего не хочется. И ты уже понимаешь, что тебя не несёт по течению вдоль красивых берегов обещаний и надежд, а ты давно начал погружаться на самое дно.
Однако, дно, как и люди, у всех разное. У кого-то это будут зависимости, у кого-то апатия и депрессия. А многие могут даже долгое время не замечать, что движение давно закончилось, и что пора принимать какие-то меры.
Моим дном оказался целый комплекс внезапно оживших тараканов в голове, которые в качестве лампочек включили тревожность, депрессивные настроения и прочие ныне модные слова.
С нарастающей интенсивностью, от тихого шёпота до оглушающего крика, внутренний голос начал задавать неудобные вопросы:
— почему я здесь оказалась, ведь все же шло как «надо»;
— почему мне так плохо и каждый день хочется плакать;
— почему у меня такая отвратительная работа;
— почему ухудшаются отношения в семье.
И среди этих «почемучек» громче всего слышится «Я ведь заслуживаю лучшего».
И в панике, чтобы приглушить все это, начинаешь искать самые нелепые решения. Надо срочно развестись, или уволится, а может я изучу свою натальную карту и там найду спасение от всех проблем.
А чтобы найти выход, а если быть точнее, то только лишь направление к нему — надо остановится. Успокоится и перестать барахтаться. Сесть и честно для себя понять масштаб трагедии. Понять чего по истине хочется тебе, а не то что «надо».
P.s. признать проблему и проговорить ее самой себе — малоэффективно. Выписать ее на листок бумаги — чуть более эффективно, но не помогло. Изложить свои мысли в интернет, чтобы мимо проходящий Вася сказал «нехер ныть, все так живём, надо терпеть молча» — что ж, попробую и посмотрю к каким результатам это приведет.

Как различать ситуацию, мысли о ней и чувства

Пост навеян письмами от пользователей нашего приложения для психологической самопомощи — OpenCBT.

Мы делаем максимально удобное, понятное и функциональное приложение, но несмотря на это, в справку тяжело уместить слишком большой объем информации и у некоторых пользователей, не занимавшихся терапией ранее, возникают вопросы о том, как избежать путаницы при заполнении основных граф дневника.

Дневник когнитивно-поведенческой терапии у разных авторов книг самопомощи немного

отличается, но некоторые вещи остаются постоянными. Как правило, в дневник требуется записать ситуацию (события, которые вызывают неприятные мысли и чувства), свои тревожащие или огорчающие мысли, свои чувства и эмоции.

Чувства и эмоции не являются прямым следствием произошедшего. Прежде чем мы испытаем эмоцию (или целую бурю), мы должны дать интерпретацию произошедшему. Мысли, при помощи которых мы это делаем, могут пролетать в голове не заметно, потому они обычно называются автоматическими.

Иногда бывает сложно отграничить одно от другого и возникает соблазн свое видение ситуации записать в графу «Ситуация» хотя туда следует записать объективно происходящие события. Или же мысли по ошибке записываются в «Эмоции».

В книге Дж. Биика — «Тренинг преодоления социофобии» приводится замечательный способ для более правильного различения.

Нужно представить, что происходящее фиксирует видеокамера. Она не может фиксировать эмоции и мысли, только лишь то что объективно происходит. Видеокамера не может зафиксировать интересуются ли Вами другие люди, думают ли они о Вас и хотят ли чего-то. Видеокамера может зафиксировать как человек зевает (ситуация/события), но не может записать, что ему с Вами слишком скучно. Последнее является только вашей мыслью (интерпретацией). Так же возможна путаница с чувствами и мыслями. Мысль «я чувствую, что ему со мной скучно» остается мыслью и должна быть записана в именно в графу с мыслями.

Буду очень благодарен за комментарии и указании на ошибки.

Как справляться с негативными эмоциями

Психолог Джоан Розенберг вывела формулу, которая в этом поможет (P.S. привет любителям формул в психологии): 1 выбор, 8 эмоций, 90 секунд.

1. Сделайте выбор находиться здесь и сейчас, чтобы прочувствовать и запомнить актуальное переживание.

Обратите внимание на то, как вы ведёте себя во время неприятного разговора. Понаблюдайте за собой, вы задерживаете дыхание, напрягаете мышцы, пытаясь побороть испытывпемые эмоции? Не пытайтесь «сжаться» во время следующей неприятной ситуации. Напротив, расправьте плечи, дышите ровно, не стискивайте зубы, чувствуйте и запоминайте все испытываемые эмоции.

2. 8 эмоций. Грусть, страх, стыд, беспомощность, уязвимость, смущение, разочарование, огорчение. Это не плохие, не негативные чувства, они просто неприятные, которые из-за химических веществ, высвобождаемых мозгом и далее распространяемых по телу, сопровождаются физически неприятными ощущениями, дискомфортом в теле, которые мы стремимся избежать. То есть сначала мы ощущаем телесный дискомфорт, и нам не нравятся эти ощущения.

3. Биохимичечкая реакция длится 60-90 секунд. Неприятные эмоции можно сравнить с волной, которая накрывает нас и тут же отходит назад. Помните, вам под силу покорить эту волну и сохранить равновесие.

Эмоции

Попросили написать про эмоции. Напомню — я не психодоктор, я его клиент, который успешно выгребает из тревожно-панической депрессивной движухи :)) Это мое понимание, я не претендую на истину, на авторство, просто пересказ из терапии своими словами. Я понимаю вещи так:

Эмоции не бывают плохими или хорошими
Это самая первая вещь, которую мне заложили. С детства я слушал песню про «мальчик не должен бояться», поэтому всячески прятал переживания, считая их чем-то недопустимым, что и стало корнем невроза. На самом же деле нет градации хорошести или пригодности эмоций, у них просто разные функции. О них чуток позже

Как работают
Все просто: наши эмоции это подсказки на тему как поступить. В мозгу физически есть какая-то система (не помню название), в которой они и хранятся. Представим ее как некий фильтр. Вокруг нас или даже с нами происходит какое-то событие, мы о нем что-то думаем и на базе этой мысли мозг выдает из этого фильтра определенную эмоцию, чтобы мы понимали, устраивает ли нас это самое событие или не очень. Приблизиться ли к этому или отдалиться. Простой механизм, помогающий выжить и регулировать свой жизненный путь. Поэтому запрещать себе что-то чувствовать это как добровольно отказываться от функционирующей почки, сердца, уха, чего угодно, любого своего органа. И когда мы это делаем, функция этой системы нарушается и энергия неотреагированной эмоции по нервной системе уходит в тело. Так формируется психосоматика. Простой пример: краснеть от замолченного стыда, белеть от невыраженного страха етс

Какие бывают
У младенца только две эмоции: одна положительная (нравится) и одна отрицательная (не нравится). Я представляю их как ростки будущих деревьев, один светлый и один темный. По мере развития организма и той нашей системы, они тоже подрастают и из них появляются ветки, из которых потом новые, из тех другие и так дальше. Так и эмоции, они усложняются, дифференцируются, но суть остается одна — нравится или не нравится. И чтобы не блуждать в этих дебрях и не усложнять, в психологии выведена некая база, как бы фундамент на который можно опираться. Насколько мне известно, в разных направлениях есть некоторые отличия этой «базы», но сути это не меняет, в принципе везде оно об одном. В моем случае она такая: 3 положительные эмоции и 5 отрицательных. Еще раз: положительные или отрицательные не означает нужные или ненужные, нормально или не нормально их чувствовать. Это означает, что одни подсказывают нам, что некое произошедшее событие для нас положительно и можно в это ввязаться. Другие наоборот предостерегают: «событие полное дерьмо, лучше бы тебе держаться подальше или как-то избавиться от этого». Поэтому и отрицательные. С них и начну.

• Грусть
Ощущение утраты, какой-то потери. Подсказывает, что чего-то стало не хватать и без этого жизнь не сахар
• Злость
Что-то или кто-то нарушает наши границы или причиняет иной вред и хорошо бы как-то это дело предотвратить
• Страх
Происходит что-то такое, с чем нам не справиться и нет никакого инструмента на это повлиять. «Хорошо бы свалить отсюда, давай как-то избежим этого» — подсказывает нам эта эмоция
• Стыд
Что-то мы сотворили такое, что понесло за собой не самые хорошие последствия. Напоминалочка больше такого никогда не совершать
• Отвращение
Название говорит само за себя. Что-то нам неприятно, очень оно противное и находиться рядом совсем не вариант

И положительные:
• Интерес
Объект такой загадочный, что-то в нем такое притягательное есть, никак не справиться с тягой разведать что же это такое
• Радость
Что-то нам сильно нравится, это дает нам силы и энергию, становится смешно и весело. Прут всякие прикольные гормоны и нейромедиаторы и от этого даже физически хорошо
• Любовь
Очень сложное многокомпонентное чувство, которое для каждого свое. Просто держу в голове, что оно есть в базовых эмоциях

Что с ними делать
Первым делом я учился понимать, что чувствую. Что-то происходит, я ощущаю эмоциональный отклик и спрашиваю себя что значит для меня это событие. Ответ сопоставляю с базой и понимаю что за эмоция. Но на этом все не заканчивается, одного понимания увы недостаточно.
Как мы помним, это часть системы, механизма, в котором есть какое-то движение. И чтобы эмоция не застаивалась, не ушла в тело и не стала какой-то болячкой, ее необходимо отреагировать, вывести, как-то «прожить». Это тоже целая наука, достойная отдельных постов. Пока что просто немножко сумбура из моей головы для понимания что нас учат запрещать :))
БМ ругался на картинку

Источник

Оцените статью