Мне нравится чувствовать грусть

Пять причин, почему нам нравится грустить и жалеть себя

Почему мы склонны считать и помнить плохое?

Несмотря на радостные и позитивные жизненные события более ощутимо наш мозг реагирует на негативные и печальные события нашей жизни, сохраняя их надолго в памяти и интенсивно переживая. Это связано с процессом эволюции.

Изначально люди должны были сосредоточиться на опасности и состоянии потенциальной угрозы, чтобы предотвратить преждевременную смерть. Негативные явления и потенциальные проблемы уже запрограммированы в наш ум и инстинкты предупреждая его о последствиях.

Старания не думать о негативном приводят к тому, что думаешь о нем постоянно

Человеческий мозг — это не механизм, который можно защитить от негативных мыслей с помощью какой-то другой позитивной мысли. Концентрация на том, чтобы избавиться от плохих мыслей приводит к еще большей силе этих самых мыслей.

Психологи называют это явление ироническим мышлением, которое возникает в случаях, когда нельзя смеяться.

Было также обнаружено, что у людей, которые постоянно беспокоятся о чем-то, мозг работает намного больше, и все силы посвящены анализу конкретного случая, даже если целью является просто желание перестать думать об этом.

Скорбь вызывает привыкание

Концентрируясь на неприятных событиях или событиях, могущих иметь негативный результат мы напоминаем себе о том, как хорошо было в прошлом, таким образом, испытываем своего рода садо-мазохистские чувства. В результате, в мозгу активизируются центры вознаграждения и удовольствия которые производят допамин, создающий ощущение комфорта.

Важно отметить, что испытавшие определенные виды боли, по истечении определенного периода времени, становятся устойчивыми к полученной эмоциональной травме. Человеческая природа такова, что будет искать все новые и новые вещи, за которые переживать.

Люди предпочитают чувствовать себя несчастными, но не незащищенными

В подростковом возрасте в человеческом мозге активизируются центры, отвечающие за чувство риска, которые обычно требуют адреналина, азарта и страсти к приключениям. Со временем, их активность снижается, уступив место самообладанию и уверенности в сегодняшнем дне.

Таким образом, зрелым людям с возрастом гораздо труднее адаптироваться к изменениям, так как чувство неуверенности может способствовать возникновению депрессии и развитию жалости к себе. Негативные последствия опыта поощряют людей двигаться вперед, после неудачи.

Счастье

Исследование показало, что воображая несчастного человека, люди чаще всего представляют образ сидящего неподвижно человека, глядящего в одну точку. А вот образ счастливого человека характеризуется движением, звуком и действиями.

Это приводит к выводу о том, что депрессии и грусть человека происходят непроизвольно, а вот сохранение позитивного настроя требует некоторых усилий. Можно лишь порекомендовать регулярные психические тренировки, которые позволят вас держать себя в ментальной форме.

Источник

Почему людям нравится страдать?

Жизнь редко бывает медом, и это факт. Зачастую нас преследует рутина или переживания и страхи, от которых никуда не деться. Естественно, не все так мрачно и печально, как кажется на первый взгляд, ведь когда-нибудь черная полоса заканчивается. Однако есть люди, которые этого не хотят. Страшно представить, но им нравится страдать.

Отчего же? Это удобно. Это удобная и практичная жизненная позиция. Окружающие тебе сочувствуют, опекают, помогают, одаривают вниманием. А внимание, в свою очередь, тешит «эго», причем без особых усилий. С другой стороны, такая ситуация выглядит своеобразным бартером «ты — мне, я — тебе». «Жилетки» обычно рады помочь страдающему, и причина иногда зарыта очень глубоко.

Читайте также:  Депрессия съедает меня изнутри

Дело том, что каждый человек хочет ощутить свою значимость в этом мире, как бы банально это не звучало. А проведя вечер со «страдальцем», можно повысить свою самооценку: «я — добрый, внимательный друг», «на меня можно положиться» Однако не каждый будет выслушивать чьи-то проблемы изо дня в день, семь раз в неделю на протяжении месяцев. Это попросту надоедает со временем, однако всегда найдется другая жертва.

Как видите, все довольно прозаично, хотя выйти из этого порочного круга решается не каждый. Отвыкать всегда тяжело.

Иногда страдать удобно — ты всегда в центре внимания, все жалеют
Фото: Depositphotos

Еще одна причина, по которой люди не выходят из депрессивного настроения, это творчество. Согласитесь, веселых, полных счастья произведений, фильмов, песен, мелодий меньше, чем грустных и драматичных. Как сказал однажды Николай Блохин, «…писатель должен выстрадать свои произведения». Находясь в подавленном состоянии, люди более ощущают потребность высказаться, особенно, если рядом нет родственной души. Именно поэтому зачастую появляется вдохновение, начинается творческий процесс. Опять-таки, этот цикл затягивающий и опасный, хоть и продуктивный.

Многие люди достаточно религиозны и считают, что именно страданиями они искупят свои грехи. Это такой себе принцип равновесия, когда сначала хорошо, а потом должно быть плохо. Такие «страдальцы» действительно верят, что подобным образом могут очиститься и «забронировать» хорошее место в ином мире. Или же на них в будущем сойдет благодать. Этот вопрос достаточно дискуссионен, поскольку основывается не только на психологии, но и на веровании. Поэтому развивать его не будем. Однако подобное мировоззрение является причиной затяжных душевных мук, из которых человек опять-таки не хочет сам выходить.

Многие сами обрекают себя на страдания, считая, что «заслужили»
Фото: Depositphotos

Большинство из нас, к счастью, ставит перед собой цели, маленькие и большие, и пытается их достигнуть на протяжении определенного периода. Так отчего же, преимущественно, возникают страдания? Да именно из-за того, что мы не достигаем своих целей. Порой это даже зависит не от нас. И в таких случаях проблема давит все больше и больше. И вроде бы стоило перешагнуть этот момент, но мы цепляемся за призрачную надежду «а вдруг?» и остаемся в той же игре.

Мы сами придумываем проблемы и их решения, однако все равно стоим на месте. Самое страшное, что если отбросить этот момент, то многие ощутят опустошенность и одиночество, ведь больше нет объекта страдания. И что делать теперь? Да, именно поэтому люди возвращаются к своим неразрешенным психологическим проблемам и начинают все по новой с девизом «я не могу жить по-другому».

Учитесь радоваться жизни!
Фото: Depositphotos

Но почему бы хоть раз не отклониться от привычной траектории поведения и что-то изменить в отношении к жизни? Возможно, тогда люди найдут свой смысл жизни не только в меланхолии, но и в радости и улыбке. Естественно, никуда не деться от врывающихся в жизнь приступов тоски и грусти, но и затяжная апатия не сделает вас лучше.

Читайте также:  Лови настроение по английски

Отбрасывайте лишние мысли, не создавайте сами себе проблем и живите настоящим! Мира и добра вам и вашим близким!

Источник

Эстетика грусти: почему мы любим печальное искусство?

О том, почему нам необходим катарсис и почему интересное произведение немыслимо без негативных эмоций.

Грусть — отрицательно окрашенная эмоция. Многие ли из нас добровольно предпочтут её безмятежному счастью? Напротив, в повседневной жизни мы стремимся избегать тоски и уныния. Однако, когда дело доходит до искусства, мы не прочь погрустить: печальные фильмы, душераздирающие рассказы и выбивающие слезу песни нравятся нам куда больше оптимистичных произведений.

Философия объясняет тягу к печальному желанием «очиститься через сострадание» — посредством катарсиса. Пифагор приписывал такое действие музыке, Аристотель — трагедии, жанру, в котором главного героя неминуемо ждёт смерть — единственное доступное освобождение в мире, в котором он не может существовать.

Читайте также :

Катарсис, имеющий несметное количество трактовок, прошёл долгий путь от бытования в античной философии до активного применения в психоанализе. Свой взгляд на эту проблему имеют и представители нейронаук.

Жизнерадостный минор

Японская исследовательница А. Каваками изучает влияние музыки на человека. По её мнению, «музыкальные эмоции» включают в себя две категории: предполагаемые эмоции, которые должна вызвать та или иная композиция, и эмоции, которые каждая композиция действительно вызывает у слушателя. Каваками провела эксперимент, задачей которого стало изолирование этих двух категорий друг от друга, а целью — разгадка секрета привлекательности грустной музыки.

В эксперименте принимали участие 44 человека. Их попросили прослушать три музыкальных произведения длительностью около полминуты. Выбирая отрывки, исследовательница намеренно избегала известных композиций, которые могли бы спровоцировать какие-либо ассоциации с фигурой автора или личными воспоминаниями. Первым был фрагмент из «Разлуки» М. Глинки (в тональности фа минор), вторым — из «На море» Ф. Блуменфельда (соль минор), а третьим — из «Концертного аллегро» Э. Гранадоса (отрывок был переписан в соль минор). Затем испытуемые прослушивали эти же отрывки, записанные в мажоре.

После прослушивания каждого фрагмента в мажоре и миноре участник эксперимента отвечал на вопрос: «Как бы вы описали эту мелодию?». Затем он снова слушал каждый отрывок и в минорной, и в мажорной версии, и отвечал уже на иной вопрос: «Как бы описал эту мелодию среднестатистический человек?». Ответом на вопрос служил «рейтинг», который присваивали испытуемые отрывку: они оценивали каждое из 62 определений (грустный, торжественный, героический и т. д.) по шкале от 0 («вовсе нет») до 4 («очень»).

Читайте также :

То же произошло и с мажорными фрагментами: «предполагаемые» положительные эмоции оценивались выше, чем реально ощущаемые положительные эмоции после прослушивания.

Подтверждая диссонанс между «предполагаемыми» и «реальными» впечатлениями от прослушивания музыки, Каваками также делает вывод о том, что минорная музыка, обычно ассоциирующаяся с грустью, на практике не только не заставляла грустить, но и вызывала, помимо эстетического наслаждения, положительные эмоции.

Безопасное пространство искусства

С чем это может быть связано? Комментарием к эксперименту Каваками способно служить недавнее открытие Института эмпирической эстетики имени Макса Планка, объясняющее феномен симпатии к печальным произведениям.

Последние исследования в рамках психологии эмоций показали, что негативные чувства могут дольше удерживать наше внимание, переживаются особенно интенсивно и надолго сохраняются в памяти. Эти результаты заинтриговали учёных Института: ведь истинное произведение искусства, по сути, обладает теми же свойствами — захватывает внимание, вызывает отклик и запоминается. Так может, негативные эмоции действительно являются источником энергии для художественных произведений?

Читайте также:  Как пробудить чувства у девушки после обиды

Отвечая на этот вопрос, учёные представили новую психологическую модель, описывающую воздействие художественных произведений. С одной стороны, модель повторяет тезис, который уже известен науке: мы осознаём, что наше восприятие искусства проистекает в иной области, нежели вызовы повседневной жизни.

Когнитивная дистанция, которая возникает во время взаимодействия с произведением, позволяет ощущать эмоции не по-настоящему, а осознавая расстояние между собой и той эмоцией, которую мы испытываем, понимая, что она вызвана «искусственно».

Вторую часть психологической модели можно назвать отличным советом о том, как создавать интересные произведения (впрочем, многие и так с ним знакомы, но теперь у него появилось научное обоснование). Итак, нам необходимо, чтобы эстетическое переживание было динамичным и разнообразным. Произведения, в которых положительное и отрицательное сплетаются воедино, воспринимаются нами как интригующие, а потому более привлекательные.

Читайте также :

Мы более увлечены книгой, если, наблюдая за героем, ощущаем неопределённость: для того, чтобы история действительно захватила наше внимание, нужно, чтобы мы, следуя за повествованием, от страха переходили к радости, а от радости — снова к тревоге. Такие «качели», созданные контрастом между условными плюсом и минусом эмоций, и обеспечивают частичное совпадение горизонтов ожидания автора и читателя, а значит, делают произведение интересным.

Несмотря на то, что мы разводим искусство и повседневную жизнь, отделяя эстетическое переживание от реального, эксперимент о повседневных эмоциях вносит новые детали в восприятие художественных произведений.

Исследователи Американской психологической ассоциации установили, что счастье людей зависит не от соотношения положительных и отрицательных эмоций (ожидается, что положительных должно быть больше, чем отрицательных), а от свободы испытывать те эмоции, в которых нуждается человек в той или иной ситуации.

Кросс-культурное исследование ассоциации подтвердило, что большая часть испытуемых хотела бы чувствовать меньше отрицательных эмоций. Но в то же время 11 % участвующих хотело бы испытывать реже такие чувства, как любовь и сочувствие, а 10 % хотело бы чаще ощущать гнев и ненависть. Иллюстрацией к первому результату может служить пример одной из участниц, которая объяснила желание «меньше любить» стремлением разорвать отношения с обижающим её партнёром, иллюстрацией ко второму — желание испытуемого ощущать более сильный гнев при чтении статьи о жестоком обращении с детьми.

Читайте также :

Можно, конечно, сказать, что идея контроля над своими эмоциями восходит к стремлению демонстрировать «нормальную» реакцию, одобряемую обществом. Человек, который видит страдания беззащитных и не испытывает при этом гнев, может ощущать дискомфорт из-за того, что его ощущения не соответствуют общепринятым.

Но, с другой стороны, разве мы не хотим контролировать то, что испытываем, скрывая слёзы на весёлой вечеринке и сдерживая смех на важном совещании? Эмоции, область иррационального, разрывают автоматизм повседневного, или, если использовать модный нынче термин, вытаскивают из зоны комфорта, а это болезненно. Возможно, именно искусство дарит нам иллюзию желаемого контроля: начиная читать «Гамлета», мы готовы к тому, что будем сопереживать главному герою, бонусом получая запланированный катарсис.

Источник

Оцените статью