Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
Ирина Гусельникова
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
ФГОС ДО из ряда условий, направленных на создание социальной ситуации развития детей, на одно из первых мест ставит обеспечение эмоционального благополучия детей, подчеркивая этим значимость эмоционального развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития.
Новая педагогическая парадигма предполагает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, педагогических работников дошкольных образовательных организаций и детей, когда педагогический процесс основывается на взаимопонимании, сопереживании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения.
Развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, включающей интересы и мотивы поведения, что, в свою очередь, определяется социальным окружением и реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Система личных отношений является эмоционально насыщенной для младших дошкольников, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Доказано, что взаимоотношения детей между собой и взрослыми, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка (Г. Р. Кобелева и др.). В свою очередь, особенности эмоциональной сферы оказывают влияние на характер взаимоотношений детей в социуме, регулируют их общение. При специально организованной взрослыми деятельности дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием произведений искусства, музыки, интересной деятельности. В процессе выполнения совместных физических упражнений, трудовых действий, проведения разнообразных игр формируется эмоциональное единство группы младших дошкольников.
Становление ключевых новообразований эмоциональной сферы приходятся главным образом на младший дошкольный возраст, что делает эмоциональную сферу ребенка наиболее загруженной и компетентной, выступающей регулятором большинства важных жизненных функций, фактором формирования сложной системы эмоционального мироощущения ребенка. Изучением проблемы эмоций занимались такие авторы, как Н. С. Ежкова, К. Э. Изард, Е. И. Изотова, А. Н. Леонтьев, и др.
Учитывая тот факт, что эмоциональное развитие не является направлением и содержанием образования в ДОО, очевидно реализовать задачи эмоционального развития возможно через создание специальных педагогических условий.
1.1 Особенности эмоционального развития детей в младшем дошкольном возрасте
Эмоциональная сфера – это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний и чувств. Чувства как, «эмоциональные контакты» человека являются сами по себе сущностью его психической реальности и определяют его поведение, а эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни.
В исследовании Е. И. Изотовой и Е. В. Никифоровой подчеркивается особая роль эмоционального развития; авторы понимают его как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребёнка [25]. Б. И. Додонов подчеркивает, что, прежде всего, это связано с альтернативностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях [18]. Базовым условием полноценного развития ребенка в детском саду выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного возраста:
потребность в эмоциональном контакте с окружающими (воспитателем, детьми, в любви и доброжелательности;
потребность в активном познании и информационном обмене;
потребность в разнообразной деятельности по интересам и самостоятельности;
потребность в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;
потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников [18].
Культурологический подход основан на признании самоценности дошкольного детства как этапа вхождения ребенка в мир культуры, как уникального возрастного периода, имеющего фундаментальное значение для общего хода развития личности. Самоценность дошкольного периода детства с точки зрения культурологического подхода, его значение для усвоения всеобщего человеческого опыта и вхождения ребенка в культуру социума убедительно доказаны в исследовании С. А. Игумнова,Я. П. Коломинского и Е. А. Панько [29]. Приобщаясь к культуре, дошкольниквступает во взаимодействие с ведущими сферами бытия: предметным, рукотворным миром, искусством, художественной литературой, музыкой, социальным миром, природой и миром собственного «Я» (внутренний, личностный мир ребенка).
В своем исследовании Б. И. Додонов указывает, что доступное содержание культуры раскрывается в объектном, творческо-деятельностном и ценностном выражении. Главное состоит в том, чтобы сделать это содержание естественной частью личного опыта дошкольников, отвечающим детским интересам, потребностям, особенностям познавательного и эмоционального развития в дошкольном детстве [18].
Иной взгляд на эмоциональное развитие демонстрируют представители деятельностного подхода, представляющего динамику эмоциональной сферы ребёнка через закономерное (последовательное) формирование личностных и эмоциональных новообразований. С точки зрения ученых, разрабатывающих деятельностный подход (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, И. М. Юсупов, нормативно-возрастное поле эмоционального развития ребенка составляют эмоциональные новообразования.
Эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности.
На развитие эмоций оказывают все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание) [25].
По мнению Н. С. Ежковой эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. У человека эмоции, связанные с деятельностью, занимают особое место, поскольку именно она дает положительный или отрицательный результат. Отличное от элементарного физического удовольствия или неудовольствия чувство удовлетворения или неудовлетворения со всеми его разновидностями и оттенками (чувства успеха, удачи, торжества, ликования и неуспеха, неудачи, краха и т. д.) связано, прежде всего, с ходом и исходом деятельности [22].
Развитие эмоциональной сферы, по мнению Г. М. Бреслава [8], идет параллельно со становлением произвольной регуляции. Прежде всего, эта произвольность проявляется в игровой деятельности. Именно в игровой деятельности произвольное эмоциональное кодирование у детей достигает апогея своего развития. Игровая ситуация требует от ребенка в контексте принятой на себя роли моделирования различных эмоциональных состояний. Для поддержания игрового взаимодействия ребенок произвольно воспроизводит эмоциональные переживания различной модальности, причём выразительная (экспрессивная) сторона данного воспроизведения часто провоцирует само переживание по причине высокой интенсивности.
Деятельность в дошкольном возрасте побуждается и направляется уже не отдельными, не связанными между собой мотивами, а их системой. Столкновение тенденции к непосредственному действию и действия по образцу или по требованию взрослого приводит к возникновению соподчинения мотивов, к выделению главных и второстепенных мотивов. Иерархия мотивов означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему.
Произвольность эмоциональных процессов (способность подчинять свои непосредственные желания сознательно поставленным целям) является результатом всего хода психического развития ребенка на протяжении детства.
Таким образом, содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза.
Как отмечает О. В. Гордеева, к ряду новообразований дошкольного детства можно отнести формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания [14]. Содержательно данное определение близко к термину «вербальный эталон экспрессии», введенному В. А. Лабунской [34]для обозначения описания признаков экспрессии различных эмоциональных модальностей. В первом случае речь идёт о возрастных особенностях формирования вербальных обозначений эмоций, а во втором – об индивидуальных характеристиках (избирательности) их описания.
эмоциональное развитие понимается как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребенка.
младший дошкольный возраст – период интенсивного эмоционального развития, в ходе которого формируются важные возрастные новообразования в эмоциональной сфере. Выделяют два ключевых направления, по которым осуществляется эмоциональное развитие личности: распознание (понимание) эмоций и адекватное выражение эмоций социально приемлемыми способами.
Показателями эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста являются: адекватная реакция на различные явления окружающей действительности; умение распознавать эмоциональные состояния других людей; осознание собственных эмоций и переживаний: радости, грусти и т. д. Называть основные эмоции словом («словарь эмоций»); адекватное внешнее выражение основных эмоций в экспрессии в соответствии с общепринятыми нормами; произвольная регуляция эмоций и эмоциональных состояний
Дидактическая игра на развитие дыхательного аппарата для детей младшего дошкольного возраста «Гусенички» АННОТАЦИЯ Дидактическая игра «Гусенички» для развития дыхательного аппарата предназначена для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.
Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер — класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.
Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.
Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте — это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.
Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.
Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.
Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.
Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.
Источник
Цикл занятий на тему «Эмоции» для детей младшего дошкольного возраста
Наталья Охапкина
Цикл занятий на тему «Эмоции» для детей младшего дошкольного возраста
Эмоции
Автор: Охапкина Наталья Ивановна
• Методическая страничка педагога
• Занятие 1 «Знакомство с эмоциями»
• Занятие 2 Лепка по сказке «Курочка-Ряба»
• Занятие 3 Читаем «Сказка о пропавшей улыбке» Дина Трушина.
Тема: В мире эмоций, чувств и настроения.
Деятельность воспитанников организуется с помощью следующих объектов:
• «Карусель эмоций»
• Лепка по сказке «Курочка Ряба»
• Чтение «Сказка о пропавшей улыбке».
1. Расширение представлений ребёнка об окружающем, знакомство с миром эмоций: радость, страх, удивление и др.
2. Обогащение словарного запаса, умение называть и показывать эмоцию.
3. Развитие связной монологической речи.
4. Формирование интереса к художественной литературе.
5. Развитие мышления, внимания, памяти.
6. Развитие мелкой моторики – лепка яйца по образцу.
1. Формировать обобщающее понятие «эмоции».
2. Расширять представление детей о своем настроении, чувствах.
3. Формировать умение составлять рассказ-описание о своих эмоциях, чувствах, настроении.
4. Упражнять в умении сравнивать эмоции.
5. Формировать умение лепить предмет из целого куска по образцу.
6. Развивать интерес к художественной литературе, умение слушать и отвечать на вопросы.
7. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
8. Воспитывать эмоциональную выразительность.
Работа с родителями.
— Привлечь родителей к оформлению фотовыставки «Эмоции наших детей».
— Оформить выставку детских работ «Смайлики-эмоции».
— Консультация для родителей «Как адаптировать ребенка к детскому саду».
Задействованы следующие образовательные области:
Эмоции, чувства, настроение.
Темы для обсуждения:
1. Что такое эмоции?
2. Что такое чувство?
3. Что такое настроение?
Художественная литература по теме:
• Стихи А. Барто «Игрушки», «Девочка-ревушка».
• Стихотворение И. Белопольской «Азбука настроения».
• В. Шиманская «Где живут эмоции?».
• Д. Трушина «Сказка о пропавшей улыбке».
• К. Чуковский «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр».
• Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Заячья избушка», «Теремок».
Занятие 1.
Работа с объектом «Четвёртый лишний»
Смысловые ориентиры работы с объектом
Объект «Четвёртый лишний» направлен на формирование обобщающего понятия «Эмоции, настроение», на развитие навыков классификации, обобщения.
Начало работы с объектами
В начале занятия воспитатель приглашает ребят отправиться в гости в Сказочную Страну Эмоций.
У меня есть палочка, она не простая, а волшебная.
Сейчас закройте свои глазки, я произнесу слова, которые нам помогут оказаться в Стране Эмоций и Настроения.
«Волшебная палочка взмахни, в Страну Эмоций унеси»
Вот мы и в волшебной стране!
Воспитатель загадывает загадку.
Ребята, мы не можем всё время смеяться и улыбаться. У нас бывает разное настроение.
Задание 1. «Определи эмоцию» (палочки с изображением эмоций)
Задание 2. «Изобрази эмоцию»
• Представьте, что вы в цирке и вас рассмешил клоун (изображают радость)
• Вы разбили мамину любимую вазу (изображают грусть)
• У вас сломали игрушку (изображают злость)
• Вы остались одни в тёмной комнате (изображают страх)
• Вы увидели большой самолёт (изображают удивление)
Продолжение работы с объектом
Интерактивный этап «Четвёртый лишний»
Завершение занятия
Воспитатель: Молодцы! Справились со всеми заданиями! А сейчас нам пора возвращаться в наш детский сад в нашу группу.
Закройте глазки,я произнесу волшебные слова:
«Волшебная палочка взмахни и в детский сад нас опять верни»
Ну вот мы и в детском саду.
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдёт, то внезапно возвратится.
Грусть-тоска её боится! (улыбка)
Предложить детям потанцевать под веселую музыку.
Дети становятся в круг,произносят слова и выполняют движения:
Мы попрыгаем немножко (дети прыгают)
И похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши)
А теперь мы покружились (кружатся)
И на землю опустились (садятся на пол близко друг к другу)
Потянулись, потянулись (потягиваются)
И друг другу улыбнулись (поворачивают голову друг к другу и улыбаются)
Здесь мы вместе: ты и я (показывают сначала на соседа, потом на себя)
Потому что мы — друзья! (встают, берутся за руки)
1. Выполняют интерактивные задания.
2. Учатся играть и заниматься вместе.
3. Учатся обобщающим понятиям.
Занятие 2.
Работа с объектом: Лепка по сказке «Курочка -Ряба»
Смысловые ориентиры работы с объектом.
Объект лепка по сказке «Курочка-Ряба» направлен на знакомство детей с прикладным искусством через чтение сказки и лепку.
Начало работы с объектом.
Воспитатель может начать занятие с сюрпризного момента- куклы из кукольного (настольного) театра (дед,бабка,курочка)
Ребята, как вы думаете, из какой сказки эти герои? (ответы детей)
Продолжение работы с объектами.
Воспитатель: А давайте мы с вами все вместе вспомним эту сказку?
(Чтение сказки с использованием иллюстраций)
После прочтения сказки воспитатель задаёт вопросы:
Ребятки, какое было настроение у деда и бабки, когда курочка снесла яичко? (радостное) Покажите?
А сейчас посмотрите на картинку. Что здесь делают дед с бабкой? (плачут) Почему? Покажите?
Кто разбил яичко? (мышка) Она же случайно.
Как вы думаете, какое могло быть выражение у мышки? (испуганное) Покажите?
А чтобы дедушка с бабушкой больше не грустили, давайте слепим им яички Но сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Друзья»
Воспитатель открывает интерактивный этап «Лепим яйцо из целого куска».
Предлагает посмотреть последовательность и конечный результат.
Воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя и проговаривая этапы лепки.
Выбрать цвет пластилина дети могут самостоятельно.
Завершение занятия
В завершении занятия дети обыгрывают свои поделки.
Пальчик к пальчику приходит, (поочередно пальчики соединяем)
Друга он себе находит, (нажимают пальчики друг на друга)
Будут пальчики дружить, (пальчики сжать в замок)
В гости часто приходить. (пальчики «бегут»)
• Воспитатель знакомит детей с изображаемым объектом.
• Воспитатель вместе с детьми рассматривает яйцо, какой формы.
• Предлагает посмотреть, как можно слепить.
• Помогает, подсказывает, направляет в ходе работы, подходит к каждому ребёнку.
• Важно показать, что лепим из целого куска.
• Вместе с детьми рассматриваем и обсуждаем получившиеся поделки.
• Участвуют в обследовании
• Просматривают, а затем проговаривают основные этапы лепки.
• Лепят вместе с воспитателем, ориентируясь на показ на экране.
• Участвуют в рассматривании и анализе работ.
Занятие 3.
Работа с объектом Читаем рассказ Д. Трушиной «Сказка о пропавшей улыбке».
Смысловые ориентиры работы с объектом.
Объект «Читаем сказку Д. Трушиной «Сказка о пропавшей улыбке».
Направлен на приобщение детей к художественной литературе через чтение сказки.
Начало работы с объектом.
Воспитатель может начать занятие с сюрпризного момента – пришло письмо. (В письме девочка Саша просит помочь ей.)
Воспитатель предлагает сесть поудобнее и послушать рассказ.
Продолжение работы с объектами.
Воспитатель открывает ресурс рассказ Д. Трушиной «Сказка о пропавшей улыбке». (Сказку прочесть не до конца)
После прослушивания рассказа воспитатель задает вопросы:
• — Вам понравилась эта сказка?
• — А какая Катя вам понравилась, добрая и заботливая или злая и капризная?
• — Как, дети, можно помочь Саше?
• — Кто помог Кате стать доброй в сказке? (прослушивают сказку до конца).
Воспитатель подводит итог беседы, в которой обобщает, что нужно быть добрыми и не обижать своих родных.
Завершение занятия.
В завершении занятия воспитатель проводит игру.
рассказ Д. Трушиной «Сказка о пропавшей улыбке».
1. Воспитатель может сам прочесть рассказ, задавая вопросы ребятам по ходу чтения, организуя обсуждение, беседу.
2. Особое значение имеет интонация воспитателя при чтении рассказа. Педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
3. При чтении необходимо определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
4. Необходимо объяснить все незнакомые слова (фея, волшебник, колдовство).
5. В ходе занятий или в свободной деятельности можно провести игры,упражнения на закрепление понятий: эмоции, настроение.
1. Слушают рассказ.
2. Участвуют в беседе.
3. Учатся доброте и вниманию к близким.
Быстро встали, улыбнулись
Выше, выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Стихи для детей младшего дошкольного возраста на тему «Деревья» .«Осинка» У осинки листья нежные, На ветру шуршат, словно бусинки, При тепле они все зелёные, От морозца — багрянцем горят. «Берёза» У.
Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию беседу «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №5.
Картотека стихов на тему «Осень» для детей младшего дошкольного возраста. Часть 1 В картотеке представлены стихи на тему «Осень». Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы для работы. Буду.
Картотека стихов на тему «Осень» для детей младшего дошкольного возраста. Часть 2 В картотеке представлены стихи на тему «Осень». Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы для работы. Буду.
Картотека стихов на тему «Осень» для детей младшего дошкольного возраста. Часть 3 В картотеке представлены стихи на тему «Осень». Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы для работы. Буду.
Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста на тему «Матрёшка» В рамках недели «Прогулка с матрешкой» мы с детьми 2 младшей группы «Ромашка» познакомились с русской деревянной игрушкой — это матрёшкой.
Источник