Младенцы чувствуют запах мамы

Грудные дети узнают свою мать по запаху

Результаты новых исследований поведения грудных детей совершили переворот в прежних представлениях о времени разграничения категории новорожденного и грудного ребенка.

Также они научно подтверждают то, что многие матери и патронажные сестры всегда знали о новорожденных детях и детях ясельного возраста: прямо с рождения на свет появляется человеческое существо, которое с самого начала активно участвует в жизни.

С самых первых дней младенец взаимодействует со своими родителями и ближайшим окружением как способная к отношениям личность; между ними происходит взаимовлияние.

Как правило, родители располагают «интуитивной родительской компетенцией», состоящей в том, чтобы научиться распознавать особые сигналы, посылаемые им их собственным ребенком, и постараться изучить его соответствующие реакции.

  • После нормального рождения младенец сразу открывает глаза и ищет лицо матери, которое он может увидеть в течение первых дней жизни лишь с расстояния 20 см. Родители чисто интуитивно определяют дистанцию для контакта глазами с новорожденным ребенком. Во время кормления ребенок рассматривает лицо матери и повторяет его выражение.

  • Новорожденные дети активно ищут внешние раздражители и способны различать самые разнообразные из них. «Привлекательный голод» настолько велик, что они прерывают процесс кормления или поения, если в поле зрения появляется нечто, привлекающее внимание.
  • Вертикальные предметы оказываются более предпочтительными по сравнению с такими же горизонтальными.
  • Предпочитаются овальные формы, что можно считать началом проявления пристрастия к лицам. Примерно с 3−х месяцев правильные лица отличаются от таких, на которых рты, глаз, нос расположены «неправильно».
  • С самого рождения младенец может различать всевозможные формы, и, соответственно, одна из них кажется наиболее предпочтительней. Например, круги отличаются полос, и взгляд на подобных плакатах, продемонстрированных перед его глазами, фиксируется гораздо дольше, нежели на одноцветных.
  • С 1−2 месяцев красные и розовые предметы воспринимаются как наиболее похожие, чем такие же предметы красного и зеленого цвета.
  • До 1970 года бытовало мнение, что новорожденные дети только могут различать звуки по причине заклеенных серной смазкой слуховых проходов. Сегодня, тем не менее, мы знаем, что уже во время беременности эмбрион с замечательной точностью регистрирует акустические знаки. Непосредственно после рождения новорожденное дитя предпочитает слышать материнский голос, поворачивает голову в том направлении, где она находится.
  • Во время беременности мать просят прочитать определенную историю. После рождения новорожденному ребенку дается специально сконструированная соска, с помощью которой фиксируется его реакция на прослушивание магнитофонной пленки с записью той же истории. И младенцы могут выбирать для себя, что им нравится слушать больше — историю, декламируемую материнским голосом или другим. Они однозначно предпочитают материнский голос, что определяется по ритму всасывания, который меняется.
  • Если одна и та же музыка снова и снова проигрывается ребенку во время беременности, позже он энергично реагирует на нее, когда слышит ее. С рождения существует дифференциальная реакция на высокие или более глубокие звуки: высокие и тихие звуки определяются как наиболее успокоительные, нежели глубокие и громкие.
  • Также существуют предпочтения у вкусовых ощущений: сладкий имеет лучший вкус, чем соленый или кислый, горький активно отторгается; а все разнообразные варианты вкусов четко отличаются от сладкого с самого начала.
  • Грудные дети узнают своих матерей по запаху. Новорожденные дети отличают запах матери от запаха другой женщины и предпочитают именно его. Они поворачивают головку на ту сторону кроватки, где висит платок, который контактировал с телом их матери (на противоположной стороне висит либо стерильный, либо платок другой женщины).

  • Уже с рождения новорожденные дети могут устанавливать связь между различными смысловыми восприятиями. Если в течение 20−ти дней детям дают соску для сосания с пупырышками и показывают им после этого две соски — одну с пупырышками, одну без, то они смотрят дольше на пупырчатую, т.е. они уже устанавливают связь между тем, что они ощутили во рту и тем, что видят.
  • Координация между увиденным и прочувствованным с возрастом улучшается: с полумесячного возраста грудному ребенку дают почувствовать кольцо или стекло, без того чтобы он мог видеть их. Если ему показывают после этого рисунки этих предметов, то он смотрит дольше на тот предмет, который еще не чувствовал, поскольку он нов и интересен для него. То же повторяется и в опытах на координацию зрения и слуха.
  • У новорожденного ребенка существует богатая эмоциональная жизнь: отвращение, боль, неожиданность, интерес, любопытство отмечаются прямо с рождения, и, соответственно, до старости; самое позднее, с 4−6 недель к ним присоединяется радость, с 3−4 месяцев четкие сигналы, выражающие печаль и досаду, с 6−8 месяцев — страх.

Источник

Когда младенец начинает узнавать свою маму? И как его этому научить?

«Когда он(она) начнёт меня узнавать?» — этим вопросом задаётся хотя бы раз каждая мама! Заботясь о своём маленьком сокровище, встречая с ним каждое утро и провожая закаты, невозможно об этом не думать и не мечтать.

В различных источниках можно найти информацию о том, что ребёнок узнаёт маму с момента рождения, но в этой статье я буду опираться только на научные факты.

По запаху.

Когда новорожденного прикладывают к груди впервые, он чувствует запах маминого молока, запах, неповторимый, непохожий на другие. Считается, что примерно к 1 месяцу малыш узнаёт маму по запаху.

Читайте также:  Как контролировать настроение при пмс

По голосу.

Слышать голоса близких он начал ещё в утробе (ученые уже не раз говорили о том, что полезно петь песенки малышу и общаться с ним, когда он находится ещё в животике).

Матери повезло чуть больше — малыш слушал и её сердце! Одна из причин, почему новорожденных акушерки выкладывают на живот роженицам — ребёнок слышит знакомое биение и успокаивается.

Уже к 2 месяцам малыш способен различать голоса по громкости (тихий, громкий), начинает поворачивать голову к источнику звука (на обращённую речь или звучающую игрушку).

Что касается узнавания голоса матери (когда ребёнок отличает её голос от других), то это происходит к 3 месяцам.

«По облику».

Ребёнок рождается не слепым котёнком, он видит с самого рождения. Сначала — не очень четко, но постепенно зрение развивается. К 6-10 неделям взгляд становится более осознанным. К 3 месяцам младенец прослеживает глазами за движением игрушки, а также за лицом взрослого. Узнавать маму по внешности младенец начинает примерно к 3 месяцам, к 4-5 других близких (которые проживают вместе или часто бывают в гостях). К годику он узнаёт её и на фотографиях.

Тут важно понять: для того, чтобы малыш научился УЗНАВАТЬ одного хорошего зрения недостаточно, ведь этот процесс гораздо сложнее, чем можно себе представить. В нем задействованы и слух, и обоняние, и эмоциональная привязанность, и другие составляющие.

Чтобы малыш научился узнавать маму (в соответствии с нормами развития), можно выполнять следующие рекомендации:

1. Общаться с малышом так, чтобы он имел возможность видели лицо матери (до 2-3 месяцев это расстояние в 30 см).

2. Подходить к кроватке с разных сторон, начиная говорить чуть раньше, чем он Вас увидел (чтобы учился ориентироваться на звук и искал Вас глазками).

3. Старайтесь привлекать внимание ребёнка необычными деталями (яркая помада на губах, шляпа, платок на шее и т.д.).

Кстати, помада также поспособствует развитию вниманию младенца к речи матери, он будет следить за шевелениями губ и пытаться имитировать движения.

4. Общайтесь с малышом (озвучивайте свои действия, планы, лепечите, используйте различную интонацию).

Когда Ваш малыш начал узнавать Вас?

Не забудьте нажать «сердечко» (это нужно для развития канала).

Источник

Запах матери успокоил младенцев

Sarah Jassen et al. / bioRxiv, 2019

Младенцы менее интенсивно реагируют на негативную визуальную стимуляцию, если чувствуют запах матери. Это выяснила немецкий невролог, изучив активность мозга семимесячных детей при просмотре испуганных и веселых лиц, положив с ними рядом либо чистую футболку, либо футболку, которую до этого носила мать ребенка или чужой человек. Если с младенцем рядом лежала футболка его матери, то активности мозга, характерной для воздействия негативного стимула, на энцефалограмме не наблюдалось. Препринт с описанием работы выложен на bioRxiv.

В первое время после рождения жизнь ребенка полностью зависит от матери, причем не только в вопросах питания и безопасности, но и психического состояния: младенцы привязываются к тем, кто проявляет к ним заботу в первые дни их жизни, и успокаиваются, находясь рядом. Не всегда понятно, однако, нужно ли физическое присутствие матери для того, чтобы ребенок почувствовал себя в безопасности: например, известно, что мозг младенцев реагирует на материнский голос даже в самом раннем возрасте, и это стимулирует его развитие.

Проверить, может ли успокоить ребенка материнский запах, решила Сара Йессен (Sarah Jessen) из Университета Любека. Для этого она изучила активность мозга 76 семимесячных младенцев в ответ на визуальную стимуляцию с помощью электроэнцефалографии. Так как узнавать эмоции на лицах людей младенцы могут уже в возрасте полугода, в качестве стимулов были выбраны женские лица либо с испуганным (негативная стимуляция), либо радостным выражением лица (позитивная стимуляция).

Во время эксперимента младенцев усаживали в детское кресло перед экраном, а сверху на них клали футболку. В зависимости от группы (всего их было три) футболка была либо чистая, либо ношеная: для этого Йессен просила либо мать, либо чужого младенцу человека в течение трех ночей подряд перед экспериментом спать в одной и той же футболке, а затем предоставить ее в лабораторию для эксперимента.

Активность мозга младенцев автор изучала с помощью электроэнцефалографии: Йессен сосредоточилась на негативном вызванном потенциале Nc (Negative central — регитрируется с электродов, расположенных посередине области лобных долей), который появляется в промежутке между 400 и 800 миллисекундами после предъявления стимула и регистрируется у младенцев во время обработки визуальной информации.

Ученые обнаружили, что амплитуда Nc на энцефалограмме была выше при негативной стимуляции (p = 0,001), то есть в том случае, когда младенцы видели испуганные лица. Интереснее, однако, то, что в том случае, когда рядом с младенцем лежала футболка, которую до этого носила мать, реакции на устрашающий стимул практически не наблюдалось. Другими словами, запах матери приводил к тому, что интенсивность реакции на негативный стимул существенно снижалась. При этом реакция младенцев также зависела о того, кормили ли их до сих пор грудью: увеличение Nc наблюдалось только у тех детей, которые находились на грудном вскармливании.

Наличие компонента Nc на энцефалограмме после предъявления стимула для младенцев, рядом с которым находилась футболка с материнским запахом, без запаха и с чужим запахом

Источник

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Читайте также:  При стрессе расковыриваю лицо

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Читайте также:  Имя означающее радость божья

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11–13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110–168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52–57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23–27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47–50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5–8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371–376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Источник

Оцените статью