Младенчество эмоциональное общение ребенка со взрослым

Роль эмоционального общения со взрослыми в раннем детском возрасте

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность общения

Общение – это эмоциональное, информационное и предметное взаимодействие, в ходе которого осуществляется реализация, проявление и формирование межличностных взаимоотношений.

В процессе общения взрослого и ребенка раннего возраста происходит формирование определенных взаимоотношений, которые в первую очередь зависят от характера отношений ребенка со взрослым и окружающим его миром. Кроме того, в ходе общения формируются личностные качества ребенка.

Именно от того, какие отношения установлены между ребенком и взрослым зависит характер общения. Отношения могут быть доверчивыми и приязненными, равнодушными и заинтересованными, спокойными и неспокойными и т.д. В этой связи выделяют ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на отношения ребенка и взрослого:

  • Биологический фактор – это фактор, который представлен ролью родителей и близких родственников в жизни ребенка раннего возраста. Для ребенка окружающие его люди очень ценны, он их любит и нуждается во взаимодействии с ними.
  • Социальный фактор – каждый ребенок с самого своего рождения нуждается в общении, ввиду этого он тянется к окружающим людям, ему нужно общение с ними.

Таким образом, общение в развитии ребенка раннего возраста имеет огромное значение. Характер общения во многом зависит от отношения ребенка к взрослому.

Этапы развития потребности в общении со взрослыми у детей раннего возраста

Общение представляет собой одну из основных потребностей ребенка раннего возраста. Это обусловлено с тем, что он связывает общение со взрослым в первую очередь с возможностью осуществления определенного вида деятельности. Посредством общения ребенок познает мир и самого себя.

Готовые работы на аналогичную тему

Современная психология различает несколько последовательных этапов в развитии потребности в общении ребенка раннего возраста со взрослыми:

  1. Потребность в доброжелательном отношении и внимании со стороны взрослого. Особенно это важно для детей первого года жизни.
  2. Потребность в соучастии и сотрудничестве со взрослым. В первый год такое общение представлено в основном хватанием и мимикой ребенка.
  3. Потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Данная потребность основана на познавательной деятельности ребенка раннего возраста и направлена на установление чувственных связей с ребенком. Ребенок стремится не просто установить отношения со взрослым, но и сделать так, чтобы данные взаимоотношения были разнообразные и несли в себе различный эмоциональный заряд.
  4. Потребность в сопереживании и взаимопонимании взрослого. Данная потребность возникает у ребенка раннего возраста в процессе овладения им норм и правил поведения в обществе.

Таким образом, эмоциональные контакты ребенка раннего возраста и взрослого оказывают стимулирующее влияние на становление вербальной функции, в результате чего у ребенка возникает потребность в полноценном овладении речью.

Развитие эмоционального общения со взрослыми у детей раннего возраста проходит через ряд форм:

  • Первая форма общения — ситуативно-личностная. Первоначально такое общение основано исключительно на эмоциях, когда взрослый улыбается ребенку, а он ему отвечает улыбкой, машет ручками и ножками. Позднее ребенок уже самостоятельно начинает проявлять радостные эмоции, с целью привлечения взрослого и общения с ним.
  • Вторая форма общения — ситуативно-деловая. Данная форма в отличие от предыдущей отличается тем, что ребенку помимо эмоций необходимо непосредственное взаимодействие со взрослым в процессе общения, которое заключается в объятиях, поглаживании и т.д. То есть, взрослый становится интересным не сам по себе, а потому, что он обладает определенными качества, умеет совершать действия с предметам и т.д. На первое место выходят деловые мотивы общения.
Читайте также:  Какое моет быть настроение

Значение второй формы общения для психического развития ребенка раннего возраста обусловлено следующими аспектами:

  • ребенок совместно со взрослым учится овладевать и действовать различными предметами (игрушки, бытовые предметы и т.д.);
  • ребенок проявляет активность и самостоятельность в манипуляции предметами, что позволяет ему чувствовать себя независимым от взрослого;
  • появляются первые слова, которые ребенок произносит чтобы привлечь внимание взрослого и получить желаемое.

Влияние эмоционального общения на развитие детей раннего возраста

Значимость эмоционального общения ребенка раннего возраста со взрослым состоит в том, что ребенок никогда не сможет овладеть речью самостоятельно, ему необходима для этого поддержка и побуждение со стороны взрослого. Общаясь с ребенком, взрослый ставит перед ним определенную задачу, решение которой возможно только посредством общения.

Например, взрослый показывает ребенку игрушку и просит назвать ее. В случае, если ребенку неизвестна игрушка, то взрослый ее называет и просит повторить. Все это способствует не только развития специфического человеческого общения, но и оказывает положительное влияние на развитие мышление и саморегуляции речи.

Таким образом, основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения с взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становится уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Особое значение имеют эмоции, которые сопровождают общение ребенка и взрослого.

Источник

Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым

Светлана Ильина
Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым

магистр ИППО ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва,

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва

Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым

Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу, мотиву добывания средств к существованию, охота, приготовление пищи, одежды и др. Проблема общения детей раннего возраста со значимым взрослым на сегодняшний день остается актуальной. Обращает внимание, что исследования по данной проблеме в отечественной науке приходятся на вторую половину ХХ столетия. Для нас по-прежнему важны выводы выдающихся отечественных психологов Л. Я. Венгера, М. И. Лисиной, А. А. Запорожеца и др. о том, что общение является важнейшим фактором психического развития ребенка. В исследованиях доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др.).

М. И. Лисина выделяла четыре формы общения детей со взрослым, каждая из которых складывается в определенном возрасте. Так, ситуативно-деловая форма преобладает на протяжении всего раннего возраста, начиная с 6 месяцев примерно до 3 лет. Данная форма связана с потребностью в деловом сотрудничестве. Взрослый интересен как «деловой партнер», который знакомит ребенка с различными свойствами предметов. На этом этапе важными средствами общения являются как экспрессивно-мимические, так и предметно-действенные, дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Для детей становятся привлекательными предметы и игрушки, которые оказываются в руках взрослых, который показывает ребенку как можно действовать с этим предметом или какие игровые действия можно выполнять с игрушкой.Это обусловлено двумя причинами: во-первых, взрослый является для ребенка центром предпочтений; во-вторых, взрослый показывает как можно играть в игрушки, действовать с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудничестве со взрослым. Были определено значение данной формы общения для психического развития ребенка:

Читайте также:  Как одним сообщением поднять настроение девушке

1. ребенок овладевает предметными действиями, учится действовать бытовыми предметами, играть с игрушками, одеваться, умываться и пр. ;

2. происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов;

3. начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка – манипулируя с предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях; он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнёром по общению;

4. появляются первые слова ребенка: чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т. е. произнести слово, причём эту задачу — произнести то или иное слово – ставит перед ребёнком только взрослый.

Л. Н. Галигузарова, Е. О. Смирнова определили особенности обещания детей со взрослыми и сверстниками, отмечают, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. Общение со взрослым у ребенка стимулируется и развивается умение говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником — выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Вывод ученых очевиден, что для нормального развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети.

В процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми, эмоционального комфорта. Наблюдения показывают, что эмоциональный комфорт ребенка, его успешность в различных видах деятельности напрямую связаны потребностью ощущать любовь и принятие со стороны окружающих людей.

А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, Д. Б. Эльконин и др. считают, что движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия и сотрудничества с взрослым как носителе такого опыта.

Взрослый, оказавшийся в социальном пространстве взаимодействия с ребенком (будь то родитель, учитель, врач и т. д., оказывается личностно значимым лицом уже в силу своей позиции, поскольку он может обеспечить удовлетворение сущностных потребностей ребенка. Понятие »значимые взрослые» используется в психологии для обозначения особой роли взрослого в жизни ребенка. Наиболее приемлемым нам представляется такое определение функции »значимого взрослого»: значимые для ребенка взрослые самым непосредственным образом участвуют в создании и укреплении »Я-концепции» ребенка [3].

В современной науке развивается идея гуманизации обучения, т. е. осуществления принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Немногочисленные исследования по раннему возрасту, изучают эту проблему. Так, проведено исследование ранней социализации детей в инклюзивной группе (Ю. А. Еремина, Г. С. Корытова).

Читайте также:  Летом во время депрессии

Однако в массовой практике ДОО реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения практически не возможна, это обусловлено как традиционными представлениями об обучении детей раннего и дошкольной возраста, так закрытием групп раннего возраста в ДОО. Среди родителей востребованы образовательные услуги для детей раннего возраста в учреждениях дополнительного образования. Некоторые ДОО, в которых реализуются программы для группы детей раннего возраста, осуществляют попытки внедрения гуманизации образовательного процесса в практику. Гуманизация образовательного процесса, в том числе, и в учреждениях дополнительного образования, подразумевает изучение контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, разработку оптимальных вариантов взаимодействия и взаимоотношений, способствующих всестороннему развитию психических функций дошкольника.

В психологической науке проблема развития отношений сотрудничества педагогов выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Эта проблема была рассмотрена в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Сл. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. Сотрудничество детей с взрослыми раскрыты в исследованиях Р. С. Буре, Е. Е. Кравцовой, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, М. И. Лисиной и др.

Таким образом, на современном этапе изучение проблемы общения детей раннего возраста со значимым взрослым имеет не только теоретическое, но и острое практическое значение. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с недооценкой роли общения значимого взрослого с ребенком раннего возраста, а так же роли педагога в организации сотрудничества взрослого с ребенком.

Деловое общение ребенка и взрослого Деловое общение — это взаимодействие двух и более людей, преследующих определенную цель. В жизни деловое общение представляет собой переговоры.

Консультация для родителей детей 2–3 лет «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (вторая группа раннего возраста) Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Это есть совокупность скоординированных действий нервной,.

Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста» «Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста» Актуальность данной темы объясняется необходимостью организации эффективного.

Общение как вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте у детей появляются зачатки рефлексии- способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения,.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать.

Рекомендации взрослым «Как похвалить ребенка» Ваш ребенок сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?» 1. Не сказать ничего Этот подход очень созвучен с методикой Монтессори.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка раннего возраста» Предпосылкой к успеху развитие речи у детей является создание благоприятных условий в детском саду и дома. Окружающие взрослые — главный.

Семинар-практикум с родителями «Как адаптировать ребенка к условиям детского сада» (группа раннего возраста от 1,5 до 2 лет) Группа раннего возраста от 1,5 до 2 лет., 2017г. Семинар-практикум с родителями «Как адаптировать ребенка к детскому саду.» Цели: — обозначить.

Воспитание здорового ребенка нетрадиционными пособиями во второй группе раннего возраста. Младший дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни ребенка. Малыш растет и развивается, движения для него являются.

Источник

Оцените статью