Мирские радости что это

Всегда радуйтесь

«Радуй­тесь всегда в Гос­поде;
и еще говорю: радуй­тесь» (
Фил.4:4 )

Вве­де­ние

Призыв апо­стола к «все­гдаш­ней радо­сти» нередко вызы­вает неко­то­рое недо­уме­ние и сму­ще­ние: как же воз­можно сми­рен­ному хри­сти­а­нину, посто­янно пре­бы­ва­ю­щему в состо­я­нии сер­деч­ного сокру­ше­ния и «плача о грехах своих», тем не менее «всегда радо­ваться»? Непо­ни­ма­ние, как же сов­ме­щать эти два, каза­лось бы, несов­ме­сти­мых состо­я­ния души, при­во­дит зача­стую к пол­ному отри­ца­нию самой воз­мож­но­сти при­сут­ствия какой-либо радо­сти в жизни пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Иногда само упо­ми­на­ние о радост­ном чув­стве в цер­ков­ной среде при­зна­ется недо­пу­сти­мым (напри­мер, в гре­че­ском тексте зна­ме­ни­того пес­но­пе­ния «Свете тихий…» гово­рится вовсе не о «тихом», а о «радост­ном» свете (ilaron – весе­лый, радост­ный [1, c. 627])).

Для «обос­но­ва­ния» такого «без­ра­дост­ного» миро­воз­зре­ния часто при­во­дятся мно­го­чис­лен­ные места Свщ. Писа­ния и тво­ре­ний свв. Отцов, с одной сто­роны осуж­да­ю­щих радость и весе­лье, а с другой – вос­хва­ля­ю­щих сето­ва­ние о гресех: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме весе­лья» ( Еккл.7:4 ), «горе вам, сме­ю­щи­еся ныне! ибо вос­пла­чете и возры­да­ете» ( Лк.6:25 ), «Бла­женны пла­чу­щие ныне, ибо восс­ме­е­тесь» ( Лк.6:21 ). Исходя из подоб­ной эклек­ти­че­ской экзе­гезы Свщ. Писа­ния можно прийти к выводу, что любые про­яв­ле­ния радо­сти в прин­ципе недо­пу­стимы, а скорбь душев­ная явля­ется несо­мнен­ной доб­ро­де­те­лью.

1. Два типа «радо­сти» и «печали»

Тем не менее, опыт Церкви гово­рит о суще­ство­ва­нии двух родов «радо­сти» и «печали»: «о Гос­поде», т.е. име­ю­щие свой источ­ник в Боге, и «мир­ские», веду­щие к отрыву от Боже­ствен­ной жизни.

1.1. Мир­ская радость

Дей­стви­тельно, «мир­ская радость» часто несов­ме­стима не только с пока­ян­ными чув­ствами, но и вообще с памя­то­ва­нием о Боге: «Но вот, весе­лье и радость! Уби­вают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( Ис.22:13 ). Для такой «радо­сти концом бывает печаль» ( Прит.14:13 ) и именно такая «радость» непри­ем­лема для хри­сти­а­нина: «Сокру­шай­тесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обра­тится в плач, и радость – в печаль» ( Иак.4:9 ).

1.2. Чрез­мер­ная печаль

С другой сто­роны, «чрез­мер­ная печаль» ( 2Кор.2:7 ) также осуж­да­ется Цер­ко­вью, ибо гра­ни­чит с про­яв­ле­ни­ями таких смерт­ных грехов как уныние и отча­я­ние. По словам архим. Кирилла «Пав­лова), «чело­веку в унынии все в жизни пока­зы­ва­ется лишь с темной сто­роны. Он ничему не раду­ется, его ничто не удо­вле­тво­ряет, обсто­я­тель­ства кажутся ему неснос­ными, на все он ропщет, по вся­кому поводу раз­дра­жа­ется – словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние при­во­дит к дру­гому, более опас­ному душев­ному состо­я­нию, назы­ва­е­мому отча­я­нием, когда чело­век нередко допус­кает мысль о преж­де­вре­мен­ной смерти и даже почи­тает ее уже суще­ствен­ным благом на пути своей земной жизни» 2. По словам ап. Павла «печаль мир­ская про­из­во­дит смерть» ( 2Кор.7:10 ).

1.3. Печаль ради Бога и под­мены на пути к ней

Если же гово­рить о «печали и радо­сти» в рели­ги­оз­ном кон­тек­сте, то необ­хо­димо при­знать, что насто­я­щим хри­сти­а­ни­ном может стать и явля­ется лишь тот чело­век, кото­рый видит свое духов­ное и нрав­ствен­ное несо­вер­шен­ство, свою гре­хов­ность, стра­дает от нее и ищет исце­ле­ния. Только такой, сми­рив­шийся внутри себя чело­век спо­со­бен к пра­виль­ной, спа­са­ю­щей вере во Христа. Именно это явля­ется «печа­лью ради Бога», кото­рая «про­из­во­дит неиз­мен­ное пока­я­ние ко спа­се­нию», в то время как неуме­рен­ная скорбь о грехах, сопро­вож­да­е­мая внеш­ней «суро­во­стью» и «угрю­мо­стью» очень часто сви­де­тель­ствует скорее об ущерб­но­сти пока­я­ния или же об его полном отсут­ствии: «те, кото­рые почи­тают доб­ро­де­те­лью чрез­мер­ную печаль, быва­ю­щую у них после учи­не­ния греха, не разу­мея, что это про­ис­хо­дит у них от гор­до­сти и само­мне­ния… они изум­ля­ются, как встре­ча­ю­щие нечто неожи­дан­ное, мятутся и мало­ду­ше­ствуют, ибо видят падшим и про­стер­тым на земле тот самый исту­кан, т. е. себя самих, на кото­рый воз­ла­гали все свои чаяния и надежды. Посему когда (сми­рен­ный) впа­дает в какое бы то ни было пре­гре­ше­ние, хотя чув­ствует тяготу этого и печа­лится, однако ж не мятется и не колеб­лется недо­уме­ни­ями, ибо знает, что это слу­чи­лось с ним от его соб­ствен­ного бес­си­лия, опыт кото­рого в паде­нии для него не неожи­дан­ная новость» (Неви­ди­мая брань) [3, cc. 27–28].

Внеш­нее сето­ва­ние часто есть лишь при­знак само­лю­бо­ва­ния. Ведь намного проще вместо подвига само­ис­пы­та­ния, веду­щего к сер­деч­ному сокру­ше­нию и к обнов­ле­нию души, иметь просто «вид бла­го­че­стия» ( 2Тим.3:5 ), «при­ни­мая на себя мрач­ные лица, чтобы пока­заться людям» ( Мф.6:15-18 ) – а иногда и самим себе – каю­щи­мися. Подоб­ный само­об­ман и лице­ме­рие во «всплеске эмоций» не имеют ника­кого отно­ше­ния к истин­ному пока­я­нию, кото­рое есть пово­рот, обра­ще­ние к Богу в глу­бине своего «я». Таким обра­зом «сето­ва­ние» не довлеет само по себе – оно лишь сред­ство к дости­же­нию Бого­об­ще­ния: «печаль по Богу не ввер­гает чело­века в отча­я­ние, напро­тив того, при­но­сит радость и утвер­ждает чело­века в воле Божией», – гово­рит авва Исаия [4, c. 200]. А все внеш­ние про­яв­ле­ния пока­я­ния явля­ются лишь сред­ством или след­ствием этой личной встречи чело­ве­че­ской души со своим Спа­си­те­лем. По слову преп. Сера­фима Саров­ского «не в дела­нии только их состоит цель нашей хри­сти­ан­ской жизни, хотя они и служат необ­хо­ди­мыми сред­ствами для дости­же­ния ее. Истин­ная же цель жизни хри­сти­ан­ской состоит в стя­жа­нии Духа Свя­того Божьего».

1.4. Радость духов­ная как след­ствие искрен­него пока­я­ния

И как бы есте­ствен­ным след­ствием обра­ще­ния к Богу явля­ется радость духов­ная: «Воз­врати мне радость спа­се­ния Твоего и Духом вла­ды­че­ствен­ным утверди меня» ( Пс.50:14 ). Даже пост – время сугу­бого пока­я­ния – должен про­яв­ляться не в духов­ным бес­пло­дии, а в особом подъ­еме на пути к Богу. И Бог Сам обра­щает это время сето­ва­ния в радость: «так гово­рит Гос­подь Саваоф: пост … соде­ла­ется для дома Иудина радо­стью и весе­лым тор­же­ством; только любите истину и мир» ( Зах.8:19 ), «им вместо пепла дастся укра­ше­ние, вместо плача – елей радо­сти, вместо уны­лого духа – слав­ная одежда, и назо­вут их силь­ными прав­дою, насаж­де­нием Гос­пода во славу Его» ( Ис.61:3, 58:14 ).

2. Тема пере­мены плача в радость в Свщ. Писа­нии

Можно заме­тить, что тема пере­мены плача в радость явля­ется одной из клю­че­вых в Свщ. Писа­нии. Особо изоби­луют подоб­ными обе­то­ва­ни­ями мес­си­ан­ские про­ро­че­ства Вет­хого Завета. И вот, при­хо­дит испол­не­ние обе­то­ва­ний и архан­гел Гав­риил взы­вает к Деве Марии: «радуйся, Бла­го­дат­ная!» ( Лк.1:28 ). В гре­че­ском тексте слово χαρά (корень слова «радость») звучит дважды: в слове «радуйся» (χαῖρε) и в слове «Бла­го­дат­ная» (κεχαριτωμένη). Полу­ча­ется, что-то напо­ми­на­ю­щее рус­ское «радуйся, обра­до­ван­ная» или «радуйся, полная радо­сти» [5, c. 30] – ведь с при­хо­дом Христа миру дей­стви­тельно была даро­вана пол­нота радо­сти и «радо­сти вечной» ( Ис.35:10 ). Эту же радост­ную весть принес ангел и виф­ле­ем­ским пас­ту­хам «не бой­тесь; я воз­ве­щаю вам вели­кую радость, кото­рая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Дави­до­вом Спа­си­тель, Кото­рый есть Хри­стос Гос­подь» ( Лк.2:10-11 ).

Пасха же Хри­стова без вся­кого сомне­ния явля­ется самым радост­ным, самым свет­лым «празд­ни­ком празд­ни­ков и тор­же­ством всех тор­жеств» для всех пра­во­слав­ных хри­стиан. В этот свет­лый день каждый при­об­ща­ется небес­ной радо­сти по обе­то­ва­нию Христа: «радость Моя в вас пре­бу­дет, и… радо­сти вашей никто не отни­мет у вас» ( Ин.15:11; 16:22 ).

3. Фено­ме­наль­ность хри­сти­ан­ской радо­сти. Источ­ник истин­ной радо­сти – в Боге

Эта Боже­ствен­ная радость не обу­слов­лена ника­кими житей­скими фак­то­рами, наобо­рот, – она помо­гает пере­не­сти все житей­ские испы­та­ния: по слову про­рока Авва­кума «хотя бы не рас­цвела смо­ков­ница и не было плода на вино­град­ных лозах, и мас­лина изме­нила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рога­того скота в стой­лах, – но и тогда я буду радо­ваться о Гос­поде и весе­литься о Боге спа­се­ния моего» ( Авв.3:17-18 ). Ап. Иаков сове­тует при впа­де­нии в раз­лич­ные иску­ше­ния при­ни­мать их «с вели­кою радо­стью» ( Иак.1:2 ). «Радуй­тесь и весе­ли­тесь», – гово­рит Хри­стос Спа­си­тель муче­ни­кам за Имя Его ( Мф.5:11-12 ) – в этом и заклю­ча­ется фено­ме­наль­ность хри­сти­ан­ства: хри­сти­ане «при всей скорби… пре­и­зоби­луют радо­стью» ( 2Кор.7:4 ), причем «радо­стью неиз­ре­чен­ною и пре­слав­ною» ( 1Пет.1:8 ). Св. Игна­тий Бого­но­сец в Посла­нии к эфе­ся­нам назвал ее «радо­стью непо­роч­ною о Иисусе Христе» [6, c. 269].

Таким обра­зом, именно бла­го­дать Божия явля­ется источ­ни­ком «радо­сти о Гос­поде», той пас­халь­ной радо­сти, кото­рая напол­няет любя­щее сердце и «изли­ва­ется» на всех окру­жа­ю­щих. Чело­век ста­но­вится как бы про­вод­ни­ком бла­го­дати Божией. По сви­де­тель­ству ап. Павла такая радость явля­ется «плодом Духа» ( Гал.5:22 в пер. еп. Кас­си­ана), причем именно «радость во Святом Духе» явля­ется одним из при­зна­ков воца­ре­ния Бога в сердце чело­ве­че­ском ( Рим.14:17 ). «Когда Дух Божий снис­хо­дит к чело­веку и осе­няет его пол­но­тою Своего наития, тогда душа чело­ве­че­ская пре­ис­пол­ня­ется неиз­ре­чен­ной радо­стью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни при­кос­нулся», – гово­рит преп. Сера­фим Саров­ский 7, кото­рый всей своей жизнью пока­зал воз­мож­ность «сов­ме­сти­мо­сти» горечи пока­я­ния и само­уни­чи­же­ния с глу­бо­кой радо­стью «о Гос­поде». То, что такая радость имеет свое начало в Боге под­твер­ждает и то, что Самому Богу при­пи­сы­ва­ется радость о Своем народе: «Гос­подь Бог воз­ве­се­лится о тебе радо­стью, будет мило­стив по любви Своей, будет тор­же­ство­вать о тебе с лико­ва­нием» ( Соф.3:17 ).

Читайте также:  Эмоциональный аспект проблемы клиента

4. Радость в обще­нии с ближ­ними

В прит­чах Хри­сто­вых Пас­тырь, найдя поте­рян­ную овцу, берет «ее на плечи свои с радо­стью» ( Лук.15:5 ), а жен­щина, обрет­шая поте­рян­ную драхму не только сама раду­ется, но и при­зы­вает подруг и сосе­док раз­де­лить эту радость ( Лук.15:9 ), причем под обра­зом послед­них под­ра­зу­ме­ва­ются не только Ангелы Божии, у кото­рых «бывает радость об одном греш­нике каю­щемся» ( Лук.15:10,7 ), но и все хри­сти­ане. «Братия мои воз­люб­лен­ные и вожде­лен­ные, радость и венец мой» ( Фил.4:1 , 1Фес.2:20 ) – так обра­щался ап. Павел к совре­мен­ным ему хри­сти­а­нам. «Радость моя», – при­вет­ство­вал пре­по­доб­ный Сера­фим каж­дого при­хо­дя­щего к нему. При этом случае полезно вспом­нить настав­ле­ние свт. Фео­фана Затвор­ника: «Будьте со всеми так же при­вет­ливы, бла­го­душны и веселы, как и всегда. Только от смеха, сме­хо­твор­ства и вся­кого пусто­ре­чия воз­дер­жи­вай­тесь. И без этого можно быть и при­вет­ли­вою, и весе­лою, и при­ят­ною. Нико­гда ни под каким видом не угрюм­ни­чайте. Когда Спа­си­тель сказал постя­щимся, чтобы умы­ва­лись, голову пома­зы­вали и при­че­сы­вали, то разу­мел именно чтобы не угрюм­ни­чали» 8. Эта мысль хорошо иллю­стри­ру­ется жизнью преп. Амвро­сия Оптин­ского, кото­рый прошел тяже­лый путь мона­ше­ских иску­сов, ступил на стезю стар­че­ства, имел дар слез­ный, но при этом сохра­нил свой весе­лый нрав. Только шутил он не о мир­ском и не для того, чтобы пове­се­литься, а чтобы под­дер­жать, уте­шить, при­обод­рить [9, c. 11].

5. Радость про­ще­ния как мотив доб­ро­де­ла­ния

Но радость Божья не может лишь декла­ри­ро­ваться устами хри­сти­а­нина – она обя­за­тельно про­яв­ля­ется дея­тельно. В этом заклю­ча­ется ее важная, можно ска­зать, пси­хо­ло­ги­че­ская осо­бен­ность и пре­иму­ще­ство перед просто «печа­лью», кото­рая зача­стую непло­до­творна и ведет к пас­сив­но­сти и духов­ному застою. Как в случае Иуды Иска­ри­ота, такая печаль может при­ве­сти даже к само­убий­ству. Напро­тив, чело­век, пере­жив­ший в своем сердце радость про­ще­ния, духовно окры­ля­ется («не печаль­тесь, потому что радость пред Гос­по­дом – под­креп­ле­ние для вас» ( Неем.8:10 )) и активно стре­мится поде­литься ею с окру­жа­ю­щими. Хоро­шей иллю­стра­цией этому служит сле­ду­ю­щая притча Хри­стова: «Еще подобно Цар­ство Небес­ное сокро­вищу, скры­тому на поле, кото­рое, найдя, чело­век утаил, и от радо­сти о нем идет и про­дает всё, что имеет, и поку­пает поле то» ( Мф.13:44 ). Подоб­ным обра­зом и Закхей, узнав, что Гос­подь хочет побы­вать в его доме, «принял Его с радо­стью» ( Лк.19:6 ). И, как след­ствие этой встречи чело­века с Бого­че­ло­ве­ком, он самим делом являет свое пока­я­ние, обещая воз­дать тем, кого обидел, вчет­веро – даже сверх тре­бо­ва­ний Закона Мои­се­ева.

6. Житей­ские радо­сти

Сле­дует отме­тить, что и в повсе­днев­ной жизни не всякую радость можно отож­де­ствить с грехом. Если чело­век вос­при­ни­мает окру­жа­ю­щий мир как чудес­ное тво­ре­ние Божие, а ближ­них как детей Его, то и в обыч­ных «житей­ских мело­чах» он будет радостно заме­чать про­яв­ле­ние бла­го­сти Божией. Так что такая радость опять-таки имеет источ­ни­ком Божию бла­гость: «когда бла­го­дать Божия с чело­ве­ком, тогда всякое явле­ние в мире пора­жает душу своею непо­сти­жи­мою чудес­но­стью, и душа от созер­ца­ния види­мой кра­соты при­хо­дит в состо­я­ние чув­ство­ва­ния Бога, живого и див­ного во всем» [10, c. 89].

Заклю­че­ние

Таким обра­зом, рас­смот­ре­ние про­блемы сов­ме­ще­ния в духов­ной (и житей­ской) жизни хри­сти­а­нина пока­ян­ных чувств с непре­стан­ной радо­стью пока­зы­вает, что эти два состо­я­ния не про­ти­во­ре­чат, а орга­нично допол­няют друг друга, ибо в конеч­ном счете пока­я­ние озна­чает, что про­ще­ние дает воз­мож­ность жить, что снова можно стать чадом Божиим, поэтому пока­я­ние – это радость. Эта «радость о Гос­поде» имеет духов­ную при­роду, ибо дару­ется бла­го­да­тью Свя­того Духа. Но чело­век не должен удер­жи­вать этот дар в себе. Познав пас­халь­ную радость он должен его дарить окру­жа­ю­щим, «раду­ясь с раду­ю­щи­мися и плача с пла­чу­щими» ( Рим.12:15 ). Ведь только в новом эоне все верные Христу войдут «в радость Гос­по­дина» своего ( Мф.25:21 ), а «печаль и воз­ды­ха­ние уда­лятся» ( Ис.35:10 ).

Исполь­зо­ван­ная лите­ра­тура:

Источник

Радость духовная и человеческая

Наша жизнь полна всевозможных потрясений, падений и взлетов, ситуации становятся все более трудноразрешимыми, неизвестность все туманнее и плотнее. Многие все чаще говорят о том, что им не хватает в жизни радости. Суета, переживания, боль – этого, говорят люди, так много, что не до радости. Что же такое радость и как ее удержать?

Радость, по сути – это проявление счастья, к которому так стремятся люди, счастья без радости не бывает. Согласно словарям:

Ра;дость – одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья.

По христианской традиции:

Ра;дость – внешнее проявление любви, действие благодати Святого Духа в сердце человека. Радость и любовь является признаком того, что человек находится на правильном пути в деле спасения. Радость в христианстве носит не пассивный, но деятельный характер. Первичное значение старославянского и русского рад – это «готовый к благодеянию – его совершению или восприятию».

Как мы понимаем, радость бывает разная:

– она может относиться только к переживаниям тела, например – состояние удовлетворения и комфорта от вкусной еды, сладкого сна, расслабления или, наоборот, физической активности, радость от сексуального наслаждения и т.д.

– это может быть радость ментального или эмоционального плана – например, радость от победы в каких-то соревнованиях, радость от новой покупки, радость от общения с друзьями, радость от получения ожидаемого, радость, что на тебя обратил внимание кто-то значимый, радость от решения задач и т.д.

– может быть радость порочная – злорадство от того, что твой враг страдает, радость, что кто-то хуже тебя, что удалось задуманное плохое дело и никто об этом не узнал и т.д.

– есть радость вообще ни от чего, относящаяся к иллюзорной самозащите организма. Она не совпадает с реальным состоянием внутри человека и является лишь внешней – человек всегда улыбается, всегда весел, но боится заглядывать вглубь себя, чтоб не обнаружить там чего-то такого, что введет его в депрессию и разочарование.

– радость от высмеивания кого-то

– есть радость от выпитого алкоголя и др. наркотических веществ. Это радость забытья, ухода от реальности. Есть и другая подобного рода радость, передающаяся от массовой эйфории, воздействия энергичной музыки и др. внешних факторов, будоражащих психику.

Все перечисленные виды радости относятся к земным переживаниям и потому временны, а часто, и совсем кратки. Они подобны вспышке огня, не способного согреть, но лишь опаляющего. Получив такую радость, человек вскоре вновь ее жаждет и устремляется на ее поиски.

Есть радость душевная, но которая и в земном мире возвышается над радостью мирской – это радость матери о детях, радость земледельца о плодах, радость строителя о построенном доме, радость творчества, радость дружбы, взаимопонимания, любви. Эта радость является переходной к радости духовной, она раскрывает душу, освещает ее, открывает ей пути Света. Главное, чтоб человек захотел идти дальше за этим Светом, а не останавливался в своем состоянии.

«. Нет радости выше радости сердечной» [Сир.30:16].

В случае земных проявлений, радость воспринимается как получение некого наслаждения. Но у каждого, конечно, свое понимание наслаждения, оно условно. Если для одного человека радостью будет съесть тортик, то другой вообще не любит сладкого, одному в радость утренняя пробежка, другому – это наказание, кто-то расслабляется от массажа, кто-то терпеть не может физических прикосновений, один прыгает до потолка рождению ребенка, другой – готов лезть от этого в петлю. И потому, когда люди говорят, что им не хватает радости, они имеют в виду, чаще, совершенно разные вещи. Живущие больше земным миром, имеют в виду, что хотят, чтобы их желания сбывались, а иначе они страдают. Они хотят радости – т.е. всплеска эмоций, чувства эйфории, хотят, чтоб им было хорошо. Но земные наслаждения манят за собой, никогда не бывая постоянным источником радости – если чего-то нет – его мучительно хочется, если что-то все время есть – оно приедается и надоедает. Кто-то из-за недостатка эйфории пытается поднять себе адреналин, участвуя в рискованных мероприятиях, смотря фильмы-ужасы, ходя по краю между жизнью и смертью, питаясь чужими страданиями, наблюдая за несчастными случаями через источники информации и наяву.

Поскольку в этом мире действует смерть, т.е. разрушение – все живущие испытывают ее удручающее воздействие. И если чувство счастья – это чувство полноты и наполненности, то при его отсутствии человек ощущает болезненное чувство отсутствия целостности, опустошенность, искажение внутренних основ – т.е. страдания и боль. И потому люди со всех сил бегут от страданий и боли к радости и счастью. Поскольку основная масса людей не выстраивает в своем существе ту единственную истинную опору, которая только и может дать стабильность, полноту и благоденствие – люди себе создали в мире замены радости и счастью. Это различного рода удовлетворение страстей – то, что приносит наслаждение. Но дело в том, что удовлетворение страстей вносит еще больший разлад в жизнь человека. Истинное же счастье и радость приходят тогда, когда человек созидает, а не разрушает, восстанавливает храм своей души, а не впускает в него смерть. О такой преходящей радости Библия говорит:

Читайте также:  Это проверка наших чувств

«И при смехе [иногда] болит сердце, и концом радости бывает печаль» [Притч.14:13].

Ныне жизнь пестрит или глубоким унынием, отчаянием, тоской, сопровождающимися сетованием, ропотом и возмущением, или бурной иллюзорной радостью, дурманящей сознание, уводящей от реальности. Нам не хватает настоящей радости. Именно эта радость говорит о настоящем благополучии и духовном здоровье. В посланиях апостолов есть и такие слова:

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» [1 Фес.5:16-18].

Радоваться можно только тому, что считаешь ценным. Если человек не считает важным и ценным какое-то событие, какую-то вещь – он не будет этому радоваться. Значит, один из факторов, относящихся к присутствию радости – это благодарность. Если не ценим, не благодарим, то и радоваться нечему.

У каждого человека в сознании, подсознании есть своя шкала того, что он считает хорошим в своей жизни, что плохим, что желанным, а что нежелательным. Например, в информационном пространстве людей есть понимание того, что собой представляет счастливый человек. Это здоровый, материально обеспеченный, красивый, имеющий дом, семью, детей, хорошую работу, статус в обществе. Счастливая женщина – это счастливая мать, имеющая здоровых послушных детей, хорошего, заботливого мужа. Счастливый мужчина – это человек, умеющий зарабатывать деньги, имеющий женщину, любящую его, сильный и уверенный. Если в жизни человека происходит что-то не так, то он воспринимает это как несчастье. Если женщина вовремя не вышла замуж и не родила ребенка – она не может чувствовать себя счастливой – чему тут радоваться. Мужчина с не очень большой зарплатой не будет чувствовать себя уверенно. За таким несовпадением реальности и эталона счастливого человека тянется шлейф – он ложится на все события, на восприятие человеком происходящего с ним. Он удручает, сводит все усилия на «нет». Если в жизни человека что-то не сбылось, а он считал это очень важным – он может и всю свою жизнь пустить под откос.

Мы уже не раз говорили о том, что без истинной опоры на Бога в душе человека образуется пустота, которую он пытается заполнить внешними ценностями, при этом, конечно, терпя фиаско. Если тело желаний у человека выходит на первый план, то оно будет требовать наслаждения, соответствующего своим запросам. И события человек будет оценивать именно с такой точки зрения. Но настоящая радость не связана с событиями земными, она есть постоянный огонь в душе, говорящий о том, что человек готов к встрече Жениха, подобно мудрым девам из притчи Христа. В этом ее отличие от радости душевной, пусть и самой возвышенной. Бывает – дети ведут себя не так как следует, принося множество скорбей матери, бывает, что плоды творчества могут не удаться, но радость духовная при этом не угаснет, она питается не обстоятельствами жизни, а любовью к Богу и Его Благодатью.

«. Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью» [2 Кор.8:2].

Присутствие этого огня в душе говорит о правильной опоре, о соразмерности, гармонии замысла и действия, о том, что человек находится на гребне волны в прохождении жизненных ситуаций. Эта радость – есть присутствие в душе Святого Духа, Который есть Дух Радости. В этой радости гаснут все печали, это вечный огонь, в котором сгорает горечь земной иллюзии. Присутствие такой радости означает, что человек на все смотрит через Бога, весь настроен на Его Волю.

«Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости» [Иов36:11];

«Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» [Пс.15:11];

«Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие» [Сир.1:12];

«Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет» [Притч.10:28].

Когда Господь давал Закон Своему народу, было сказано, что человека ждет серьезное наказание «за то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего» [Втор.28:47] – т.е. если человек, имея от Господа все блага, не служит Ему с радостью сердца и весельем – ему это вменяется в серьезный грех. Разве нам Господь не дает все, что необходимо для жизни? Или мы, будучи уже верующими, продолжаем собирать тщетные ценности и страдать от их отсутствия? Почему мы при всем духовном изобилии, дарованном нам, остаемся голодными?

Бывают в жизни ситуации, которые долго не разрешаются, а может, и вовсе являются постоянным полигоном нашей жизни – так называемым, полем битвы. И часто человек проводит свою жизнь в постоянном оплакивании происходящего. Это звучит в его разговорах, видно в его взгляде, отдает горечью в его улыбке. Иногда его охватывает надежда – все изменится! Но нет – через время все повторяется вновь, и он опять падает духом, опускает руки. Каждый раз он ждет чего-то, но все с меньшей надеждой. Он не замечает, как фоном через все его ситуации звучит: «Все плохо, все бесполезно». Где-то ожидая компенсации своему «незаслуженному» страданию, он не может насладиться ничем – т.к. ни одна другая ситуация не перекрывает его проблемы. Такое состояние говорит о неправильно настроенном «компасе» в сознании человека. Он нацелен на то, чтобы что-то получать от ситуаций, а не на то, чтобы каждую ситуацию обернуть во благо своей душе и другим. Мотивация – это очень важная составляющая наших действий. Если мы начинаем какое-то дело для удовлетворения желаний эго, то будем разочарованы и огорчены. Надо каждую ситуацию воспринимать не как проблему, с которой нужно скорей расправиться, а как определенный пейзаж, по которому проходит наша жизнь, сама цель которой –восстановление единства с Богом и служение Ему. Тогда мы не будем так цепляться и застревать в отдельных фрагментах этого пейзажа – жалеть о них, возмущаться, чего-то хотеть и при том не жить, а чего-то все время ждать или от чего-то убегать. Потому что у нас есть основная цель –

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» [Мф.6:33].

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» [Иак.1:2-4];

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» [Евр.12:11].

А также мы читаем в псалме: «. Ибо на мгновение гнев Его, на [всю] жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость» [Пс.29:6].

Если мы попробуем увидеть – как мы оцениваем происходящее с нами, сколько событий мы определяем под грифом «радость», а сколько под надписью «ужас», «опять не то», «вот так всегда» и т.д. – то мы увидим причины своего удрученного состояния. Если большую часть мы, как капризная принцесса отбрасываем как нечто плохое, не пытаясь разобраться в ситуации, дойти до глубины, принять вызов жизни, то, конечно, общая картина у нас выходит со знаком минус. Что-то мы рассматриваем слишком поверхностно и потому не находим нужного смысла, что-то не с той стороны и не в нужной полноте, в чем-то, напротив того, роемся больше чем нужно. Застреваем в прошлом, чего-то страстно ожидаем в будущем, и редко бываем в настоящем. Т.е. воспринимаем ситуации не настолько адекватно, как следовало. В результате, мы сами виновны в том, что не принимаем то, что нам дается в полной мере. Где-то недобрали силы, где-то уверенности, где-то равновесия. Там раздали благодать куда не надо было, где-то ее у нас украли из-за нашей халатности. И потому находимся не в полноте своей, а в постоянной недостаче. Ходим часто как нищие по свету с протянутой рукой: «У меня жизнь не удалась – помогите кто чем может!».

Одной из причин чувства постоянной недостачи в душе, и потому, исчезновения радости – является негатив, который мы ощущаем от окружающих, большей частью, от близких. Чаще причина тому – это всевозможные страстные связи с ними – чрезмерные беспокойства, страхи, обиды, претензии, восхищение, любование и возмущение. В результате, даже если грешит кто-то из близких – последствия мы чувствуем на себе. Верующие люди, которые уже в большой мере стали на служение Богу, которые молятся за других, сердце которых болезнует о Божьем деле, о спасении живых душ – также могут ощущать негатив, который они пропускают через себя по жертвенности. Но и здесь, говорят – «взялся за гуж, не говори, что не дюж» – раз идешь по Божьему пути, то значит должен выработать в себе большие качества любви и прощения, терпения и смирения, которые пережигают любой негатив. Но, в любом случае, оставаться в состоянии энергетической загрузки, при котором исчезает напрочь радость – ни в коем случае нельзя.

Если вдруг из сердца исчезла радость – на это надо срочно обращать внимание. Это говорит о том, что мы что-то делаем не так. Потому что радость – это критерий правильного направления, даже во время скорбей она не должна гаснуть.

Читайте также:  Какие чувства вам не знакомы

Как говорилось, радость земная возникает в момент обретения желаемого, получения какого-либо наслаждения, связанного с человеческим проявлением, или в процессе ожидания такого обретения. Нередко такие ожидания человек переносит и на обстоятельства своего духовного пути. Не замечая, что это перерастает в страсть. Духовная радость возникает не от получения чего-либо, но это постоянное состояние Божьего присутствия, т.е. Свет, что освещает душу. Как только человек ставит какие-то условия – у него уходит радость. Например, человек думает – я молюсь, работаю над собой, я себе во многом отказываю, слежу за своими действиями – потому у меня должна перестать болеть нога, исцелиться почка, у меня должны открыться особые качества и дары, должна наладится ситуация в семье, с деньгами, с работой, должен уйти страх и т.д. Какое-то время, прикладывая усилия, человек чувствует радость от ожидания, надежды на то, что что-то в его жизни произойдет. Какое-то время он может себя уговаривать, что еще просто не время и вскоре все изменится, но рано или поздно он начнет чувствовать досаду, разочарование, уныние и прочее с ними вместе. Мы не можем знать – сколько и в каких обстоятельствах будет строиться храм нашей души. Он будет строиться всегда – все наше пребывание на Земле. И потому нам не нужно ждать каких-то конкретных событий, строя на этом свою радость и смысл пути. Радость находится в самом процессе построения храма, в каждом моменте преодоления, решения задач. Радость – в постоянном стремлении к Богу, которая дает силы преодолевать все на пути к Нему. Мы не знаем – в чем будут проявляться плоды наших усилий. Но индикатор в этом – тихая радость в нашем сердце. Кроме того, в начале говорилось, что радость всегда носит деятельный характер, она не может быть пассивной. Радость – это индикатор правильности усилий, правильности движения, но не пассивного ожидания лучшего. Теплохладность гасит радость, как гасит огонь постоянно моросящий дождь. Если на каком-то этапе человек не убирает балласт, от которого пора освободиться – у него тоже гаснет радость. Если он не совершает усилий, чтобы выйти на более высокий уровень осознания и жизни – его радость заглушается. Если количество ошибок становится критическим – радость не может в нем существовать.

Бывает, что некоторые верующие люди, не выстроив правильной опоры в сердце, не убрав внутренних проблем, пытаются создать искусственную радость, боясь увидеть внутреннее несоответствие тому, каким должно быть состояние сердца. «Я счастлив, я – с Богом, у меня все хорошо» – утверждает человек, пытаясь заглушить внутреннюю «недостачу», которая вырывается печалью, претензиями, обидой на жизнь, неудовлетворенностью, завистью, раздражением. Радость должна быть как можно более глубокой. Она подобна чистой воде в колодце, которая появляется из глубины.

Если вдруг из сердца исчезла радость – на это надо срочно обращать внимание. Это говорит о том, что мы что-то делаем не так. Потому что радость – это критерий правильного направления, даже во время скорбей она не должна гаснуть.

Преподобный Григорий Синаит говорил, что духовная радость бывает разных видов:

«Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу».

Есть моменты, когда идет восторг души, когда наша душа ликует от близости Бога, от переполнения Его Благодатью. Это чувство невозможно описать, оно сжигает все печали, всю боль, преизобилует сладостью, уверенностью, верой, готовностью служить Богу и идти вперед. Фраза «Всегда радуйтесь» говорит не о том, чтоб мы всегда должны пребывать в таком восторге, она говорит о том, чтобы итог нашей жизнедеятельности всегда выходил на плюс.
«Радость в жизни – то же самое, что масло в лампе. Как только масла становится мало, сжигается фитиль и, сжигаясь, перестает светить и только дымит черным, вонючим дымом», – писал Лев Толстой.

Т.е. в нашей душе всегда должно быть достаточно масла для того, чтобы горел в ней огонь.

И если масло иссякло из-за наших ошибок и грехов, вытекло через щели нашего существа, расплескалось через суету и неверие, то Господь дает нам путь восстановления целостности через покаяние – целостности, в которой к нам возвращается радость – в светильнике души вновь загорается огонь:

«Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» [Пс.50:10, 14].

О приходе Христа на Землю возвещается, как о приходе радости. «Радуйся!» — с этими словами архангел обратился к юной Марии, то же было сказано и пастухам при рождении младенца Христа.

«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» [Лк.2:10].

Вхождение в Царство Божие Иисус Христос определяет как вхождение в радость:

«Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21).

Также говорится и в посланиях апостолов:

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» [Рим.14:17].

Там же говорится, что радость – это плод духа:

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» [Гал.5:22].

Перед Своим уходом с земного плана Христос долго беседовал со Своими учениками, давая им наставления и укрепляя их. Он говорил о разнице между радостью мирской и радостью духовной. Говорил о совершенной радости, которую они обретут через Него. Это радость присутствия в них Святого Духа, радость, которая защитит их от невзгод этого мира – что бы ни было снаружи, какие ураганы не носились – в их доме всегда будет гореть огонь. Эта радость как путеводный клубок приведет их в Небесное Царствие:

«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» [Ин.15:11];

«Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» [Ин.16:20];

«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» [Ин.16:22];

«Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» [Ин.16:24];

«Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» [Ин.17:13].

О Премудрости говорится:

«. Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими» [Притч.8:30-31].

И о соединении с Ней также сказано следующее:

«. Любящий Ее любит жизнь, и ищущие Ее с раннего утра исполнятся радости» [Сир.4:13]; «Как одеждою славы ты облечешься Ею, и возложишь Ее на себя как венец радости» [Сир.6:32].

Т.е. совершенная радость, дающая жизнь, силу, освещающая жизнь – рождается от познания Премудрости, начало Которой есть страх Божий, эта радость даруется Христом, через соединение с Ним – с лозой Жизни, с Тем, Кто Сам помазан елеем радости:

«Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» [Пс.44:8].

Сейчас часто говорят о конце света, с ужасом ожидая страшных событий. Но конца Света не будет – будет конец тьмы. Приход Христа не может быть ужасом, это – радость для Божьих детей. Суд Божий – это оценка всех человеческих действий, всех путей, это разрешение от оков. Это восстановление справедливости, воцарение Истины.

«Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха… Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв 3:12,13,16-19)

Печаль – она как яд, нам не нужно пить ее, ведь нам открыт источник Радости! Это путь Света сквозь все земные дебри и ловушки. Ведь мы твердо знаем, что это так!

«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» [Рим.15:13];

«А ученики исполнялись радости и Духа Святаго» [Деян.13:52].

Источник

Оцените статью