Мировоззрение с точки зрения эмоционально образного восприятия действительности как называется
© Медведева Г.П., 2018
© ООО «Издательство «КноРус», 2018
В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Не менее важную роль играет философия в решении частных вопросов человеческого бытия.
Философия социальной работы – развивающаяся область знания. В ее развитие внесли свой вклад как зарубежные, так и отечественные философы, подвергавшие философскому анализу различные ее аспекты, хотя сама социальная работа предметом философской рефлексии не являлась. В развитие собственно философии социальной работы внесли значительный вклад такие отечественные ученые, как Никитин В.А., Ярская В.Н., Зимняя И.А., Павленок П.Д., Отюцкий Г.П., Фирсов М.В., Топчий Л.В., Шалаев В.П., Кононова Л.И., Решетников В.П., Васюков В.В. и другие. Ими исследованы многие значимые философские аспекты социальной работы. Особое значение для развития философии социальной работы имеют труды Никитина В.А., Ярской В.Н., Павленка П.Д., Отюцкого Г.П. и Шалаева В.П., в которых преобладает целостный философский подход.
Сегодня в условиях глобальной трансформации всего уклада общественной жизни России философское осмысление социальной работы необходимо как никогда. Именно философский анализ позволяет выявить не только общее в развитии и становлении системы помощи человеку, но и культурно-историческую специфику отечественной системы помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию вообще и профессиональной социальной работы в особенности.
Во-первых, в процессе профессиональной подготовки философия социальной работы может способствовать формированию подлинно гуманистического мировоззрения будущего социального работника. Социальная работа должна осмысливаться будущими специалистами не только как средство достижения определенных прагматических социальных целей, но и как духовный феномен, опирающийся на всю систему человеческих ценностей и одновременно эти ценности утверждающий.
Во-вторых, в последнее время высшее образование в области социальной работы в связи с переходом на новые образовательные программы, соответствующие ФГОС ВПО 3-го поколения, становится все более специализированным, насыщенным разнообразной информацией. Как следствие, усвоенные слушателями знания порой превращаются в механический набор сведений. Философия социальной работы способна внести систематизирующие начала в конгломерат сведений, структурировать их, вооружить студента методологией познания социальных явлений, что является необходимым для глубокого понимания происходящих в стране и в мире изменений. Тем самым обеспечивается фундаментализация образования в области социальной работы.
В-третьих, являясь интегральной областью знаний, она обеспечивает междисциплинарные связи различных учебных дисциплин между собой и с социально-гуманитарными науками. В частности, она обогащает философию глубокой проработкой такого сложного и многообразного, а главное, социально значимого и имманентно присутствующего в социальном бытии феномена, как социальная работа. Процесс взаимовлияния обогащает эти две области знаний: позволяет увидеть социальную работу в контексте общей человеческой культуры, и с другой стороны, отразить влияние социальной работы на функционирование и развитие общества. Это способствует всестороннему, комплексному изучению социальной работы в контексте жизнедеятельности и развития общества и человека.
В-четвертых, философия социальной работы представляет собой духовно-интеллектуальный уровень осмысления содержания и смысла социальных персонифицированных отношений людей в пространстве их жизненного, социализированного мира, включая интеллект, чувства, веру, потребности, интересы и ценностные ориентации[1]. Это особенно важно в настоящее время, так как, к сожалению, имеет место тенденция к рассмотрению социальной работы как своеобразного вида сервиса и соответственно «вымыванию» из нее духовно-нравственной компоненты.
Изучение в рамках образовательной программы подготовки бакалавров и магистров социальной работы дисциплины «Философия социальной работы» предусматривает:
лекционные занятия, в ходе которых раскрывается содержание основных проблем курса, актуальность этих проблем для будущих бакалавров социальной работы, даются рекомендации по организации самостоятельной работы, отрабатывается категориально-понятийный аппарат философии социальной работы;
самостоятельную работу студентов, в процессе которой происходит углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, подготовка к предстоящим семинарским занятиям, выработка навыков самостоятельного активного поиска новых, дополнительных знаний;
практические занятия, в процессе которых закрепляются полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания, вырабатываются и развиваются самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой, умение публичных выступлений, культура речи, навыки ведения полемики.
Целями учебной дисциплины «Философия социальной работы» являются формирование у студентов целостного представления о философских основаниях социальной работы, обоснование необходимости подготовки бакалавра социальной работы к профессиональной деятельности. Важнейшая цель философии социальной работы как учебной дисциплины – способствовать формированию «нравственного» правосознания будущих специалистов, базирующегося на мировоззренческих истоках национальной российской культуры.
Задачами изучения дисциплины является:
формирование мировоззренческой позиции будущих бакалавров социальной работы;
усвоение знаний о сущности философских оснований социальной работы;
овладение навыками реализации в профессиональной практике философских знаний.
Дисциплина «Философия социальной работы» относится к вариативной части общенаучного цикла образовательной программы. Дисциплина «Философия социальной работы» неразрывно связана с дисциплинами «Теория социальной работы», «История социальной работы», «Этические основы социальной работы».
Учебный курс способствует формированию у выпускника знаний, умений и навыков в области философского обеспечения будущей научной и практической профессиональной деятельности и тем самым содействует повышению ее эффективности.
Учебное пособие по курсу «Философия социальной работы» состоит из двух разделов. В первом представлены философские основания социальной работы: онтологические, антропологические, эпистемологические и другие. В этом разделе представлены как знания, относящиеся к общему курсу философии, так и их спецификация относительно социальной работы. Во втором разделе рассмотрены философские аспекты проблематики социальной работы: феномен помощи, взаимосвязь социальной работы и социального бытия, социальной реальности, гуманистические компоненты. Каждая глава пособия включает в себя перечень вопросов для самоконтроля, примерные темы для докладов (рефератов), вопросы для подготовки к зачету и списки литературы.
Для успешного овладения знаниями, умениями и навыками в области философии социальной работы студент должен владеть знаниями, умениями и навыками в области философии, социологии, теории, истории и этики социальной работы.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
Источник
Философия. Шпаргалки (2 стр.)
В мировоззрении выделяют два уровня – чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень – это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).
Исторические формы мировоззрения : мифология, религия, философское знание. Миф – священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия – это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении о мироустройстве. Религия основана на вере в существование одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (от греч. «любовь к мудрости») – это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.
Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существуют жизнь и смерть. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Определенный тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определенных норм и принципов сознания, стилей мышления.
6. Формы мировоззрения
Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основных формы мировоззрения .
1. Мифологическое мировоззрение – форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.
2. Религиозное мировоззрение – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное восприятие действительности.
3. Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.
В философском мировоззрении выделяются 4 компонента:
Философское мировоззрение имеет определенную структуру.
1-й уровень (элементарный) – совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания.
2-й уровень (концептуальный) включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.
3-й уровень (методологический) – включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.
Философское мировоззрение прошло три стадии эволюции:
7. Основной вопрос философии: бытие и сознание
Основной, базисной, проблемой философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Понятия «бытие» – «природа» – «материя» и «дух» – «мышление» – «сознание» в данном случае употребляются как синонимы.
В существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, то есть существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные (идеальные, существующие в сознании).
Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 году в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Некоторые мыслители отрицают значимость основного вопроса философии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения. Но ясно и другое: невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же.
Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей.
Ф. Шеллинг говорил о соотношении объективного, действительного, мира, который находится «по ту сторону сознания», и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания».
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
8. Онтологическая сторона основного вопроса философии
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:
1. Материализм (основатель Демокрит) – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Материя существует реально, независимо от сознания; является самостоятельной субстанцией; развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; сознание определяется материей (бытием).
Особое направление материализма – вульгарный материализм (Фохт и др.), представители которого абсолютизируют роль материи, исследуют материю с точки зрения физики, математики и химии, игнорируют сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
2. Идеализм – направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.): реально существует только идея; «мир идей» изначально существует в Мировом Разуме; «мир идей» объективно существует независимо от нашего сознания; «мир вещей» является лишь воплощением «мира идей»; большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
субъективный идеализм (Беркли, Юм): идеи (образы) материальных вещей существуют только в разуме человека, через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни идей не существует.
3. Дуализм (Декарт) – течение философии, сторонники которого признавали равное существование двух противоположных и взаимосвязанных сторон единого бытия – материи и духа. Материальные вещи происходят от материальной субстанции, идеи – от духовной. В человеке соединяются одновременно обе субстанции.
4. Деизм (французские просветители XVIII века) – направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
9. Гносеологическая сторона основного вопроса философии
При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:
1. Эмпиризм/сенсуализм (основатель Ф. Бэкон) – направление философии, представители которого считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.
2. Рационализм (основатель Р. Декарт) – течение философии, сторонники которого полагали, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль, деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, например: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.
Источник