Тематический тест для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по обществознанию, включающий задания разной степени сложности по теме «Мировоззрение»
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_teme_mirovozzrenie_11_klass.docx | 17.34 КБ |
Тест по теме «Мировоззрение»
1 .Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения:
А) Уподобление природного мира миру человеческому
Б) интуитивное понимание реальности
В) рациональное осмысление мира
Г) опора на проверенные и подтверждённые истины
Д) единство (нерасчленённость) знаний и верований
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:
1) знания 2) мировоззрение 3) ценности 4) установки 5) убеждения
3. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности.
Б. Мировоззрение представляет собой взгляд на какую-то отдельную сторону мира.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Назовите любые три типа мировоззрения.
1)житейское (обыденно-практическое) 2)мифологическое (религиозное) 3) научное
5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3 пункта, два из которых в подпунктах.
1. Понятие мировоззрения.
2. Структура мировоззрения
а) знания б) принципы в) идеалы г) идеи д) духовные ценности е) убеждения
3. Пути формирования мировоззрения: а) стихийный б) осознанный
4. Виды мировоззрения:
а) мифологическое б) религиозное в) научное г) философское
5. Роль мировоззрения в жизни человека.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение о путях формирования мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее роль мировоззрения в жизни человека.
Ответ: 1)Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и его роль, место в этом мире.
2) мировоззрение может формироваться стихийно или осознанно.
3) Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели в его теоретической и практической деятельности.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о видах(типах) мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих типов.
1) Мировоззрение- система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка смысла своей жизни и деятельности.
2) Различают житейское (обыденное), научное, религиозное мировоззрение.
3) Религиозное мировоззрение опирается на веру человека в существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.
1) Мировоззрение- система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка смысла своей жизни и деятельности.
2) Различают теоретический и обыденно-практический уровень мировоззрения.
3) Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.
7. Это мировоззрение вырастает на базе мифологического и продолжать олицетворять силы природы в виде богов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о религиозном мировоззрении?
1) определяет общую направленность личности
2) утверждает первенство духовного начала над естественным бытиём
3) обладает эмоциональной окраской
4) даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры
8. Обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка смысла своей жизни и деятельности называется:
1) мироощущением 2) миросозерцанием 3) мышлением 4) мировоззрением
9. К признакам научного мировоззрения не относится:
1) прочная обоснованность 2) реальность содержащихся целей и идеалов
3) художественная образность 4) органическая связь с производственной и социальной практической деятельностью
10. Признаком религиозного мировоззрения не является:
1) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
2) возможность проверить истинность убеждений практикой
3) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
4) тесная связь с мировым культурным наследием.
11. Антропоцентрическое мировоззрение иллюстрируется следующим положением:
1) «Весь земной шар и человек в нём – это момент неуклонного движения к Богцу»
2) «Человек есть совокупность всех общественных отношений»
3) «Человек есть мыслящая вещь»
4) «Человек живёт вещами и существует лишь для космоса физических тел»
10. 2 11. Заполните пропуски в схеме:
1) духовные ценности 2) знания 3) убеждения 4) принципы 5) идеи
12. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.
«Мировоззрение – это совокупность представлений, ____________(А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и _____________(Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение – это основной _____________(В), мерило мыслей и поступков человека.
В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует _______ (Г). Это эмоционально-психологическая основа мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека ___________(Д), источником которого является рассудок и разум. На этом уровне формируется ____________(Е).
Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».
Источник
О чем эта статья:
11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.
Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.
Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).
Факторы формирования мировоззрения:
Социальное окружение, в котором находится человек.
Условия социума, в которые помещена личность.
Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:
принципов (точки зрения);
убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);
духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);
Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:
стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);
осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).
Различают два уровня мировоззрения:
Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.
Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.
Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.
У мировоззрения человека есть три функции:
Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.
Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.
Практическая — влияние на действия человека.
Мировоззрение человека можно разделить на элементы:
Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.
Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.
Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.
Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.
Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).
В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:
Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.
Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.
Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.
В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.
Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.
Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.
Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.
Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.
Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.
У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.
Источник
Указания к выполнению тестовых заданий:
А) Внимательно прочитайте задания.
Б) Выберите и обведите кружочком один правильный ответ в заданиях
Общее число существенных операций теста
С греческого языка слово «философия» переводится как:
а. любовь к истине
б. любовь к мудрости
в. учение о мире
г. божественная мудрость
Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
Определите время возникновения философии:
а. середина III тысячелетия до н.э.
б. VII- VI в.в. до н.э.
в. XVII -Х VIII вв.
Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право, — это:
а. совокупность знаний, которыми обладает человек
б. совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
в. отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе
г. система адекватных предпочтений зрелой личности
Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
а. ход истории зависит от направленности мышления философов
б. философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время
в. философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени
г. мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут
Направление, отрицающее существование Бога, называется:
а. учение о всеобщей обусловленности явлений
б. учение о сущности и природе науки
в. учение о бытии, о его фундаментальных принципах
г. учение о правильных формах мышления
а. учение о развитии и функционировании науки
б. учение о природе, сущности познания
в. учение о логических формах и законах мышления
г. учение о сущности мира, его устройстве
а. учение о развитии и всеобщей взаимосвязи
б. учение о человеке
в. наука о поведении животных в естественных условиях
г. философское учение об обществе
а. учение о ценностях
б. учение о развитии
в. теория справедливости
г. теория о превосходстве одних групп людей над другими
а. учение о развитии
б. учение о бытии
в. теория о нравственном превосходстве одних людей над другими
г. учение о морали и нравственных ценностях
Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – это:
Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало – это:
Хронологические рамки развития античной философии:
а. VI в. до н.э. – VI в. н.э.
в. VI в. до н.э. – II в. до н.э.
Впервые понятие бытия в философии употребил:
Античный философ, считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:
Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
а. всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
б. всеобщая изменчивость вещей
в. божественное слово
г. один из первоэлементов
Высказывание «Человек – мера всех вещей» принадлежит:
Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.
а. идея идеальна, настоящая лошадь – материальна
б. идея содержательно богаче, чем живая лошадь
в. идея первична, настоящая лошадь вторична
г. идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна
Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:
Философия в средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
а. учение о ценностях
б. учение о бытии, его фундаментальных принципах
в. учение о конечных судьбах мира и человека
г. учение о происхождении богов
Учение о спасении души – это:
б. с отериология
Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»:
а. Климент Александрийский
б. Мейстер Экхарт
Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:
Эпоха восстановления идеалов античности в Европе – это:
Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:
Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения – это:
Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:
Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это:
Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии – это:
Основное утверждение эмпиризма:
а. высший вид познания – интуиция
б. всё знание человека основывается на опыте
в. мир в принципе не познаваем
г. всё подвергается сомнению
«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал:
Философ, автор «Критики чистого разума»:
Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию – это:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Курс повышения квалификации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
также Вы можете выбрать тип материала:
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5188280 материалов.
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям
Время чтения: 2 минуты
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов
Время чтения: 2 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник