- Психология эмоциональных отношений
- Регулятивная роль эмоциональных отношений
- Готовые работы на аналогичную тему
- Динамика эмоциональных отношений
- Характеристика эмоциональных отношений
- Эмоциональные отношения в семье для гармоничного развития
- 5 стадий эмоциональных отношений в семье
- Условия для формирования эмоциональных отношений с ребенком в семье
- 10 правил формирования эмоциональных отношений в семье
Психология эмоциональных отношений
Вы будете перенаправлены на Автор24
Регулятивная роль эмоциональных отношений
Эмоциональные отношения – это переживания человеком своего отношения к себе самому и к окружающей действительности, которые регулируются в основном эмоциональной сферой.
В жизни людей эмоциональные отношения играют очень большую роль. В иерархии ценностей стабильные эмоциональные отношения, как показали социологические исследования, занимают верхние места, поэтому можно предположить, что эмоциональные отношения между людьми выступают в качестве регуляторов поведения.
Люди оценивают друг друга более высоко, если они вовлечены в эмоциональные отношения – на вербальном уровне это проявляется в доброжелательном общении. В беседах с другими людьми партнеры положительно характеризуют друг друга, что является особенно важным в ситуации межгруппового конфликта – группа в глазах посторонних людей выглядит сплоченной.
Группа, которая характеризуется высоким уровнем аттракции, интересна тем, что члены этой группы могут между собой спорить и критиковать, не опасаясь отрицательного влияния на взаимоотношения. В результате в такой группе всегда поддерживается творческая атмосфера.
Уровень конформности и имитации зависит от аттракции, и оба эти феномена будут проявляться сильнее, если человек, к которому субъект испытывает симпатию, служит моделью. Благодаря аттракции происходит быстрое овладение членами группы как знаниями и навыками, так и опытом, передающимся от одного к другому. Значительно чаще будут общаться друг с другом те люди, между которыми аттракция будет выше. Высокий уровень аттракции приводит к большей точности межличностного восприятия, а присутствие приятных для человека людей, помогает справляться со стрессом.
Регулятивная роль эмоциональных отношений хорошо проявляется в создании семьи. Ведущей причиной заключения брака, например, является любовь, как показывают данные социально-психологических и социологических исследований.
Готовые работы на аналогичную тему
Понять до конца регулятивную роль эмоциональных отношений, ограничиваясь анализом одной культуры, невозможно, здесь необходимы межкультурные сравнения.
Любовь, в некоторых обществах, не входит в число причин для заключения брака, а в других – эмоциональные отношения между супругами считаются даже крайне нежелательными. В том обществе, где родители подбирают будущего мужа или жену, эмоциональное тяготение друг к другу в создании семьи существенной роли не играет. Уменьшается влияние любви, где есть принуждение к вступлению в брак. Возрастает роль любви, там, где отсутствует экономическое или иное принуждение, любовь способствует установлению эмоциональных контактов с другими.
Однако роль любви к данной функции не сводится, в ряде культур она способствует достижению более высокого статуса, являясь, таким образом, полифункциональной.
Динамика эмоциональных отношений
На первом этапе развития эмоциональные отношения формируются не как диадический феномен, а ещё как индивидуальный, не зависящий от воли и действий субъекта. Однако в следующее мгновение положение меняется и в тех условиях, когда у человека есть возможность выбора партнера, только от его решения будет зависеть продолжение отношений.
Субъект осуществляет выбор — продолжать отношения или их прекратить, но, очевидно, существуют какие-то внешние и внутренние условия, заставляющие его это делать. В решении данного вопроса существует подход, получивший название концепция фильтров, согласно которой отношения в своем развитии проходят через них.
Пара, не прошедшая через какой-либо фильтр, вынужденно сохраняет отношения или их прекращает, положительные чувства либо просто исчезают, либо становятся враждебными.
Безусловно, эта фильтрационная модель учитывает далеко не все моменты общения, да и у каждой пары отношения индивидуальны и развиваются своим способом. На начальном этапе развития отношений, и на последующих стадиях люди уже фактически разные, а это значит, что фильтры для них тоже должны измениться. Однако есть и другая сторона – психологические модели не обязательно должны соответствовать каждому конкретному случаю, поскольку любая теория – есть упрощенная реальность.
Развитие эмоциональных отношений можно сравнить с продвижением по сужающемуся коридору, который перегорожен целой системой фильтров. Чтобы продвигаться дальше, необходимо каждый фильтр преодолеть, только тогда можно достичь устойчивых и глубоких отношений.
Интересно, что на одном этапе одни и те же факторы могут способствовать возникновению симпатии, а на другом этапе оказывать отрицательное воздействие.
Пара, прошедшая ряд фильтров, не гарантирована от распада отношений. Надо сказать, что от активности самой пары, от их целенаправленных действий зависит развитие отношений. Члены пары в развитии общения решают определенные задачи и удовлетворяют какие-то свои потребности.
Стремление оптимизировать отношения проявляется в ориентации субъекта на стереотипы «хороших отношений», дело здесь заключается в стремлении к прогнозу развития отношений и обеспечение их стабильности.
Это прослеживается как на стабильных, так и на развивающихся отношениях. Например, на успешность длительных отношений не влияют физические данные партнеров, в то время как существующие представления говорят о критерии внешней привлекательности.
Что касается фильтров, то на первом фильтре объект предстает своеобразным стимулом со своей внешностью, склонностями, которые оцениваются в зависимости от их социальной ценности. Аттракция не возникнет при неблагоприятном сочетании этих переменных и общения не будет. Второй фильтр требует какого-то определенного сходства партнеров и является важным условием поддержания отношений.
Проходя первые два фильтра, субъекты решают задачу психологической безопасности, создание комфортной ситуации, которая гарантировала бы определенный уровень принятия партнера по общению.
При прохождении следующих фильтров актуальными становятся другие задачи, связанные с достижением более важных целей для субъекта.
На следующем фильтре требуется совместная деятельность пары. Третий фильтр для каждой пары носит индивидуальный характер, поэтому прогноз его прохождения довольно ограничен.
Таким образом, в своем развитии эмоциональные отношения проходят через систему фильтров, учитывающих внутренний мир другого человека. Связи, общие для всех по мере развития отношений индивидуализируются и становятся для каждой пары уникальными.
Характеристика эмоциональных отношений
Отношения между партнерами могут быть:
- положительными,
- отрицательными,
- безразличными.
Положительное всегда притягивает, привлекает, в то время как отрицательное вызывает неудовольствие и отвращение. В более простых оценках это выражается «люблю – не люблю», «нравится – не нравится» и др. При безразличии обычно говорят «мне всё равно».
Интенсивность эмоциональных отношений тоже может быть различной, например, положительное отношение к знакомому человеку – дружба – любовь.
Рисунок 1. Таблица чувств. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С развитием субъективных отношений довольно резко меняется их интенсивность, порой достаточно маленького толчка, чтобы интенсивность положительного отношения резко уменьшилась, говорят «от любви до ненависти всего один шаг». Страсть обычно относят к чувствам, но это не вид, а степень выраженности, поскольку можно страстно любить и так же страстно ненавидеть.
И. Кант сравнивал страсть с глубоководным течением, несущимся по определенному руслу. Страсть имеет активную действенную сторону и, как считает П. Куттер, охватывает человека с головы до ног, ориентируясь на объект. Страстная любовь влечет и страстная ненависть – отталкивает. Страсть волнует и возбуждает, она настойчива и упорна, концентрируется на своей цели независимо от того, о чем идет речь.
Страстный человек испытывает постоянное напряжение, потому что страсть характеризуется устойчивостью и способностью подавлять другие интересы человека. Страстные натуры обладают кипучей энергией, они исключительно действенны, преданы объекту своей страсти, наделены большими и глубокими чувствами.
Фома Аквинский считал, что страсти сами по себе ни хороши и ни дурны и всё зависит от контроля рассудка, а вот средневековые отцы церкви считали их смертным грехом в глазах Бога. Любое чувственное наслаждение они клеймили словом «похоть».
В новейшее время, Ф. Ницше, например, говорил, что жизни без наслаждений нет и моральные церковные заповеди направлены против счастья человека.
Источник
Эмоциональные отношения в семье для гармоничного развития
В статье мы расскажем:
- 5 стадий эмоциональных отношений в семье.
- Условия для формирования эмоциональных отношений с ребенком в семье.
- 10 правил формирования эмоциональных отношений в семье.
Гармоничные эмоциональные отношения в семье гарантируют благополучное психическое развитие ребенка. Кроме того, нельзя не отметить их важную интегрирующую роль. Члены одной семьи буквально предугадывают состояние друг друга, благодаря чему негативные эмоции гасятся, а положительные, наоборот, поддерживаются и экстраполируются.
Все это способствует развитию стабильного эмоционального микроклимата в семье. Его основу закладывают родители, а дети перенимают по мере взросления. Как добиться таких эмоциональных отношений в семье, которые будут способствовать гармоничному развитию ребенка?
5 стадий эмоциональных отношений в семье
Эмоциональные отношения в семье зависят от качества душевной близости между супругами. От взаимоотношений между мужем и женой зависит психическое развитие детей.
Развитие эмоциональных отношений в паре проходит через 5 стадий.
Этап глубокой влюбленности, страсти. Партнеры находятся полностью под влиянием положительной установки по отношению друг к другу («герой»). Все внимание в течение дня занято супругом (супругой), окружающая действительность окрашена в радужные тона, а любимый человек ни на минуту не покидает сознание второй «половинки».
Этап небольшой отстраненности. Образ партнера уже не держится в голове в течение всего дня. Во время отсутствия супруга сознание даже забывает о нем, но стоит любимому человеку появиться, как наступает мощный прилив положительных эмоций, нежности и любви.
На третьей стадии партнеры еще больше остывают друг к другу. Теперь во время отсутствия любимого человека вторую «половину» одолевают неприятные мысли, супруг(а) ощущает психологический дискомфорт и чувствует себя плохо. Нежность и тепло уже не возникают с появлением партнера, потому что сознанию необходим какой-то стимул, доказательство любви. На этом этапе мужчина и женщина ждут друг от друга ласки, нежных слов, подарков и других проявлений любви. Так проявляется стадия привыкания.
Четвертый период развития отношений возникает, если интенсивность общения не снизить. Теперь присутствие супруга начинает раздражать. Его внешность, привычки, манера говорить и т. д. воспринимаются как недостатки. Все может стать поводом для конфликта, размолвки. Партнеры попадают под установку «преступник».
Любое действие супруга воспринимается с враждебной позиции. Нечаянная оплошность расценивается как умышленное злодеяние. Равновесие восстанавливается, только когда партнера нет в поле зрения.
Пятая стадия наиболее опасна для отношений. Супруги находятся под влиянием отрицательных установок полностью. Они как будто моментально забывают все хорошее, что между ними было. Приятные мелочи, ласковые слова, поступки – все это теряет силу. Зато все отрицательное вырастает до гигантских размеров, образуя бесконечную цепочку негативных моментов. Совместная жизнь теряет всякий смысл, а отношения выстроены на негативной волне.
Условия для формирования эмоциональных отношений с ребенком в семье
Основа семейного благополучия зависит от эмоциональных отношений в семье, удовлетворяющих каждого из ее членов. В семьях, которые считаются благополучными, присутствуют доверие, взаимоуважение, высокий уровень симпатии, рефлексия, взаимоподдержка, принятие и признание друг друга.
Можно сделать вывод, что эмоциональные отношения в семье – это не только индикатор связи между супругами, но и между родителями и детьми. Когда муж и жена испытывают удовлетворение от взаимоотношений, они проявляют больше любви и теплоты к детям, чаще играют и разговаривают с малышами. В таких семьях реже проявляются детско-родительские конфликты, а мама и папа используют более эмоциональную, но не директивную речь по отношению к детям.
Отношение родителей к детям зависит от того, в каких условиях оно формировалось. Диагностика эмоциональных отношений в семье обязательно включает изучение и анализ следующих пунктов:
детский опыт родителей (когда мать или отец в своем детстве получили психологическую травму, пережили драму или потрясение, их отношения с собственным ребенком могут быть окрашены неразрешенными переживаниями и внутренними конфликтами);
модель отношений в родительской семье (имеется в виду механизм идентификации с собственными матерью и отцом; влияние жизненного сценария родительской семьи; перенимание семейных образцов поведения и их трансляция на собственных детей и супруга; неосознанное воспроизведение родительских отношений внутри своей семьи);
уровень социально-экономического и культурного развития родителей (неудовлетворительные детско-родительские отношения чаще встречаются в семьях с низким социально-экономическим статусом);
нереализованность потребностей родителя (по терминологии К. Роджерса, в этом случае родитель склонен воспринимать ребенка скорее условно, чем безусловно; в то же время может возникнуть конфликт между потребностью близости и эмоциональным дистанцированием, что сказывается отрицательно по отношению к сыну или дочери);
влияние личностных качеств родителя (отношение матери/отца к ребенку зависит от уровня тревожности, наличия чувства вины, низкой степени самопринятия, уровня внутренней конфликтности, низкой стрессоустойчивости, невротической структуры личности, низкого уровня родительской рефлексии, ригидности мышления и т. д.);
конфликт в супружеских отношениях (когда разногласия между супругами устраняются путем вовлечения в них ребенка; или когда со стороны родителя присутствует такой механизм формирования отношений, как проекция (мать видит в сыне нелюбимого мужа), переадресация (отец проявляет агрессию по отношению к дочери, потому что не может сделать этого по отношению к жене); расширение чувств родителей – когда ребенок становится чем-то большим для матери или отца, чем просто дитя, и вынужден удовлетворять ту часть отношений, которые в нормальной семье удовлетворяются в супружеских отношениях);
особенности характера и личностных качеств ребенка – имеются в виду такие нервнопсихические или темпераментные особенности ребенка, которые усложняют как уход за ним, так и обычное взаимодействие;
ценности родителя (эмоциональные взаимоотношения с ребенком тесно связаны с позицией ценности малыша в системе ценностных ориентаций родителя).
Оставить без внимания нельзя и другие условия становления родительского отношения. В частности, важны такие моменты:
1. Особенности прохождения этапов онтогенеза материнства (по мнению Г. Г. Филипповой, становление материнства проходит 6 этапов: период взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе; этап игры и общения со сверстниками; период нянченья и т. д; автор говорит, что к глубокому искажению материнских чувств к ребенку становится лишение условий материнства на каждом из этапов).
2. Родительская мотивация (необоснованные и часто неадекватные мотивы завести ребенка нередко становятся причиной его отвержения или амбивалентного к нему отношения):
желание родить ребенка ради самого ребенка – это нормальная эмоциональная потребность в родительстве и самый позитивный мотив из имеющихся (тут проявляется и удовольствие от общения с малышом, заинтересованность в его внутреннем мире, желание и умение развивать ребенка и его индивидуальность, желание дать жизнь другому человеку);
духовная мотивация – желание любить и быть любимой, мотив самосовершенствования, развития и т. д.;
социальная мотивация – женщина заинтересована в своем социальном статусе, в замужестве, желает удовлетворить потребность мужа иметь сына или родителей иметь внуков. К этой же категории можно отнести желание избежать одиночества или компенсировать наличие жизненных неурядиц (укрепить отношения с мужем, доказать свою способность родить, иметь поддержку в старости), сюда же относят мотив к деторождению по достижении критического возраста для зачатия;
финансовая мотивация – стремление получить поддержку от государства, решить жилищный вопрос, рождение наследника, возможность удачного замужества, изменение здоровья на фоне беременности и родов.
3. Психологическая зрелось и готовность к деторождению (общая зрелость личности, правильно сформированная модель образа матери и отца в семье, готовность брать на себя ответственность за семью, ребенка, супруга, зрелость мотивации рождения ребенка).
Эмоциональное отношение к ребенку зависит от влияния и сочетания всех перечисленных условий в разных вариациях.
10 правил формирования эмоциональных отношений в семье
Безусловное принятие ребенка подразумевает отделение личности малыша от его поступков; когда родитель негативно оценил поведение сына или дочери, это не отражается на его эмоциональной значимости и ценности его личности для отца/матери.
При условном эмоциональном принятии родители любят ребенка за его достижения, поведение, учебу, поступки и т. д. Ребенок буквально заслуживает родительскую любовь хорошими оценками, примерным поведением, следованием правилам и нормам (это провоцирует высокий уровень тревожности и неуверенности в себе, сомнение в собственной ценности в глазах не только отца и матери, но и окружающего мира).
При сочетании как негативных, так и позитивных чувств, любви и враждебности формируется двойственное, амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку.
Выделяют и индифферентное отношение к чаду (безразличие, душевная холодность, низкий уровень эмпатии, дистанцирование), для которого характерно скрытое (эмоционально-негативное отношение к ребенку, игнорирование) и открытое эмоциональное отвержение отпрыска.
Комплекс методик по развитию эмоциональных отношений в семье включает в себя 10 основных рекомендаций. Каждая содержит в себе понятие высокого уровня эмоционального интеллекта.
Поддержка здорового образа жизни. Чем больше сил и времени требует семья, тем больше нужно заниматься спортом, следить за питанием и т. д.
Учитесь слушать членов семьи. Самая распространенная жалоба в семьях – отсутствие общения. Часто родители задаются вопросом: «Почему меня не слушают?» Но ответ обычно прост – потому что вы не слушаете других.
Корректное отношение ко всем членам семьи. Вы должны корректировать свое поведение так, чтобы уважать чувства и права каждого. Если вас что-то не устраивает – непременно нужно об этом сказать, но корректно и тактично.
Будьте щедрыми, но в меру. Бескорыстие – это хорошо, но только в меру.
Держите под контролем невербальные сигналы. О вашем настроении говорит не только голос, но и поза, жесты, положение тела.
Не берите на себя ответственность за близких постоянно. Забота о семье не означает, что всегда нужно давать непрошенные советы или нести ответственность за поступки каждого.
Будьте примером. Показывайте, как можно выйти из ситуации без криков и ворчания, когда другие бы на вашем месте ссорились.
Учитесь признавать свои ошибки, даже перед детьми. Так вы покажете, что никто не идеален. Извинение демонстрирует, что вы можете простить как других, так и себя.
Интересуйтесь потребностями каждого из членов семьи. Спрашивайте вместо того, чтобы догадываться.
Не бойтесь выражать любовь. Все должны знать, что они любимы. Это должно выражаться в словах, взглядах, жестах.
Эмоциональные отношения в семье и их влияние на развитие личности неотделимы друг от друга. Психологический комфорт является обязательным условием гармоничного развития ребенка и его отношений с окружающим миром. Ощущение стабильности и безопасности возникает как ответ на положительные эмоциональные отношения внутри семьи. Нарушение такого отношения (эмоциональная депривация) приводит к искажению всех областей развития ребенка и влияет на его психоэмоциональное состояние во взрослой жизни.
Источник